РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
1 - 4 КЛАСС
Составители:
Шелехов
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
3 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности |
4 |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности |
4 |
Тематическое планирование |
6 |
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Программа предполагает включение в каждое занятие практической деятельности.
Цель данного курса: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Основные задачи курса:
• формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
• привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
• обучение школьников ПДД;
• обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания
• развитие творческих способностей;
• формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
• привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
• формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улиц.
Программа разработана для учащихся начальных классов. На проведение занятий по курсу внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» выделяется в 1 классе 33 часа – по 1 часу в неделю, со 2 по 4 классы – по 34 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных результатов, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
• умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
• формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
• формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
• формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
• выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
• объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД);
• находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
• объяснять в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко – близко; медленно – быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населённый пункт как территория, застроенная домами: город, село, посёлок, деревня знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги. «Пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход». «Место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Знание конкретного знака (в значении, приближённом к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Формы организации и виды деятельности:
Беседа, чтение и обсуждение текстов, дидактическая игра, экскурсия, рисование и конструирование, инсценировка ситуаций, просмотр видеоматериалов, подвижные игры, проведение опытов, праздник.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема |
1 |
Знакомство с курсом. Беседа на тему «Транспорт». Дидактическая игра. |
2 |
Чтение и обсуждение книги Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Дидактические игры. |
3 |
Словесная игра «Прочитаем слова». Обсуждение и исправление правила. |
4 |
Беседа о ППД. Беседа «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения». |
5 |
Экскурсия по городу. Наблюдение за дорожными знаками. |
6 |
Беседа «Дорога. Безопасность на дороге». Игра – конструирование «Улицы города». |
7 |
Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». Экскурсия «Улицы города». |
8 |
Работа по иллюстрациям с примерами правильного и неправильного поведения детей. |
9 |
Сравнительная беседа «Улицы города и загородное шоссе». Заполнение таблицы. |
10 |
Светофор. Что мы знаем о светофоре. |
11 |
Конструирование светофора. Игра «Кто быстрее?». |
12 |
Дорожные знаки (проект). |
13 |
Беседа « Дорожные знаки». Игра «Исправим подписи к знакам». |
14 |
Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». |
15 |
Игра « Правила перехода улицы». |
16 |
Изготовление макетов дорожных знаков. |
17 |
Экскурсия по городу. |
18 |
Опыт с темными очками. Игра «Ателье». |
19 |
Беседа «Как будем переходить улицу». |
20 |
Ситуации с ориентировкой на знаки дорожного движения. |
21 |
Моделирование перекрестка дорог. Создание памятки «Как переходить перекресток». |
22 |
Просмотр видеофильма о транспорте. |
23 |
Беседа о остановках. Составление памятки «Правила ожидания автобуса». |
24 |
Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А.Л. Барто. |
25 |
Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки « Мы едем на автобусе». |
26 |
Беседа «Как мы ехали на дачу» с нахождением ошибок. Сюжетная игра. |
27 |
Беседа «Что такое опасная ситуация?» |
28 |
Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми». |
29 |
Сюжетные игры. |
30 |
Практическое занятие. |
31 |
Беседа о несчастном случае. Их предотвращение. |
32 |
Ролевые игры «Поможем кукле», «В кабинете врача». |
33 |
Проверим себя. |
2 класс
№ п/п |
Тема |
1 |
Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города. |
2 |
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. |
3 |
Практическое занятие (настольные игры). |
4 |
Экскурсия по городу. О безопасном пути в школу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут обучающиеся. |
5 |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. |
6 |
Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
|
7 |
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
|
8 |
Нерегулируемый перекресток. |
9 |
Регулируемые перекрестки в микрорайоне школы. |
10 |
Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) |
11 |
Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.)Ролевые игры. |
12 |
Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д |
13 |
Пешеходный переход и его обозначения. |
14 |
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. |
15 |
Регулировщик и его сигналы. |
16 |
Ознакомление с сигналами регулировщика. Ролевая игра. |
17 |
Группы дорожных знаков и их назначение. |
18 |
Дорожные знаки. «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. |
19 |
Дорожные знаки в микрорайоне школы. |
20 |
Выступление агитбригады «В мире дорожных знаков». |
21 |
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. |
22 |
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при наличии пешеходных переходов |
23 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
24 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
25 |
Где можно и где нельзя играть. |
26 |
Ты – велосипедист. |
27 |
Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу |
28 |
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). |
29 |
Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя |
30 |
Опасности на дорогах. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
31 |
Правилам дорожного движения. Проведение игр. |
32 |
Правилам дорожного движения. Викторина. |
33 |
Встреча с инспектором. |
34 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». |
3 класс
№ п/п |
Тема |
1 |
Дисциплина на дороге. Диспут. Почему надо соблюдать ПДД? |
2 |
Составные части улицы, дороги. Знакомство с элементами улиц и дорог. |
3 |
Улицы города. Экскурсия по городу. |
4 |
Безопасная дорога в школу. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. |
5 |
Может ли машина сразу остановиться. |
6 |
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. |
7 |
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. |
8 |
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. |
9 |
Где еще можно переходить дорогу. |
10 |
Подвижные игры по ПДД |
11 |
А мы знаем ПДД? Викторина по ПДД. |
12 |
Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. |
13 |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
14 |
Регулируемый перекрёсток. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. |
15 |
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. |
16 |
Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. |
17 |
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. |
18 |
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. |
19 |
Дорожные знаки и дорожная разметка. Экскурсия.
|
20 |
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. |
21 |
Опасные ситуации при переходе дороги. |
22 |
История появления автомобиля и правил дорожного движения |
23 |
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
24 |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. Ролевая игра. |
25 |
Мы –пешеходы, мы – пассажиры. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. |
26 |
Где можно и где нельзя играть. |
27 |
Опасность игр вблизи железнодорожных путей. |
28 |
Поездка за город. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. |
29 |
Ты – велосипедист. Дорожные знаки. Спортивные соревнования. |
30 |
Улица глазами водителей. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). |
31 |
Дорожно-транспортные происшествия. Причины возникновения. |
32 |
Оказание медицинской помощи. |
33 |
Письмо водителю. |
34 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». |
4 класс
№ п/п |
Тема |
1 |
Безопасность пешеходов. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку». |
2 |
Виды транспортных средств. Загадки, исторический материал. |
3 |
Проезд специальных транспортных средств. |
4 |
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
5 |
Знаем ли мы правила дорожного движения. Игра-викторина. |
6 |
Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. |
7 |
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. |
8 |
Разбор дорожной ситуации на макете. |
9 |
Основные понятия и термины ПДД. |
10 |
«Дисциплинированный пешеход». Конкурс-игра. |
11 |
Предупредительные сигналы. |
12 |
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. |
13 |
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. |
14 |
«Путешествие в Страну дорожных знаков». Игра-сказка. |
15 |
Светофорное регулирование.
|
16 |
Регулировщик и его сигналы. |
17 |
Встреча с инспектором дорожной полиции. |
18 |
Знатоки правил дорожного движения. Викторина. |
19 |
Выступление перед детьми детского сада. |
20 |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. |
21 |
Движение обучающихся группами и в колонне. |
22 |
«Я – пешеход». Экскурсия. |
23 |
Перевозка людей. |
24 |
Перевозка людей. |
25 |
Труд водителя. |
26 |
Когда ты становишься водителем. |
27 |
Когда ты становишься водителем. |
28 |
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. |
29 |
Где можно и где нельзя играть. |
30 |
Причины возникновения ДТП. |
31 |
Создание буклета «Помни, пешеход!». |
32 |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге. |
33 |
Мы соблюдаем ПДД. Подвижные игры и соревнования по ПДД |
34 |
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.