Программа по внеурочной деятельности
«Юный эколог Югры»
I. Пояснительная записка
В условиях экологического кризиса усиливается значение экологического образования подрастающего поколения как необходимое условия для выхода из сложившейся ситуации. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного экологического образования.
Цель и задачи программы «Юный эколог Югры».
Цель: способствовать пониманию обучающимися глобальных экологических проблем, умению связывать их с экологическими проблемами своего региона и местности, развивать умения, решать экологические ситуации, формирующие экологический тип мышления. Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
II. Особенности программы.
Программа «Юный эколог Югры», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся среднего звена школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 105 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Познавательная экология» (35 часов):
2-й год обучен и я – «Удивительный мир леса» (35 часов)
3-й год обучения – «Удивительный мир леса» (35часа)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Новизна программы заключается в содержании, формах работы, позволяющих осуществлять изучение экологических проблем углубленно, проводить взаимосвязь с экологической обстановкой в городе Сургуте и в Ханты – Мансийском автономном округе в целом. Программой предусмотрено осознанное участие детей в практической природоохранной деятельности.
Актуальность разработанной программы:
1. Рассчитана на весь период обучения ребенка в основной и старшей школе;
2. Способствует формированию экологического типа мышления у подрастающего поколения - необходимое условие для того, чтобы избежать новых экологических ошибок, приводящих к созданию ситуаций, ведущих к сокращению биоразнообразия, опасных для здоровья и жизни человека, ставящих под угрозу существования планеты в целом.
Формы и режим занятий
Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами. Практической деятельностью; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Сургутский государственный университет на биологический факультет, станцию юных натуралистов, комитет по природопользованию и охраны окружающей среды, музейный комплекс «Старый Сургут», работа на экологических тропах.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Экология растений
• Экология животных.
• Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог Югры» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
III. Ожидаемый результат.
Программа нацелена на следующие результаты:
• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
• профессиональную ориентацию экологического и биологического направлений;
• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
• привитие любви и бережное отношению ко всему живому;
• получение необходимого минимума знаний по охране природы;
• умение осуществлять экологический мониторинг городской среды и парковых зон;
• практические навыки по выращиванию саженцев, используемых в озеленении пришкольной территории, а также сосны, березы, тополя и уходу за ними;
• умение проводить опыты по размножению культурных растений разными способами;
• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей парков города: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;
• участие в городских, региональных, всероссийских экологических акциях; • участие в научно- исследовательской конференции школьников “Шаг в будущее”;
• воспитание юных экологов – будущих студентов биологического факультета Сургутского государственного университета и других вузов Ханты – Мансийского автономного округа.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Ханты – Мансийского автономного округа;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология - наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Подведение итогов реализации программы
- Предусматриваются следующие формы:
- • выставки;
- • научно - практическая конференция “Шаг в будущее”;
- • конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;
- • научно - исследовательская работа учащихся: «Выявление антропогенного воздействия в зоне отдыха лесопарка “Кедровый Лог”», “За Саймой» растительного покрова
Исследовательская и практическая работа – 32 ч:
- геоботаническое описание лесного массива в лесопарке «Кедровый Лог»;
- флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;
- фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;
- ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;
- фенологическое состояние растений;
- фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса в парках города Сургута;
- учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;
- наблюдения за хвое - листогрызущими насекомыми;
- исследовательская работа «Антропогенное воздействие в зоне отдыха парков: «Кедровый Лог», «За Саймой»;
- исследовательская работа “Биоиндикация растительного покрова”;
Содержание курса 1-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 35 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Уборка школьной территории от листьев.
Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (2час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга ХМАО
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям города (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «Литосфера» (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (2час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 35часа
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
|
Введение (1час) |
1 |
|
1 |
Вводное занятие. Жизнь на Земле |
1 |
|
|
1. Среда обитания (6 часов) |
4 |
2 |
2 |
Времена года на Земле |
1 |
|
3 |
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе |
|
1 |
4 |
Изменения окружающей среды |
1 |
|
5 |
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» |
|
1 |
6 |
Условия жизни растений |
1 |
|
7 |
Разнообразие животных, условия их жизни |
1 |
|
|
2. Жизнь животных ( 4часа) |
2 |
2 |
8 |
Динозавры – вымерший вид животных |
1 |
|
9 |
Просмотр видеофильма о жизни динозавров |
|
1 |
10 |
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» |
|
1 |
11 |
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений |
1 |
|
|
3. Реки и озера (8 часов) |
5 |
3 |
12 |
Реки и озера |
1 |
|
13 |
Получение кислорода под водой |
1 |
|
14 |
Пресноводные животные и растения |
|
1 |
15 |
Жизнь у рек и озер |
1 |
|
16 |
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» |
|
1 |
17 |
Околоводные птицы |
1 |
|
18 |
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» |
1 |
|
19 |
Акция « Сохраним первоцвет!» |
|
1 |
|
4. Человек и животные ( 8 часов) |
5 |
3 |
20 |
Жизнь среди людей |
1 |
|
21 |
Ролевая игра «Это все кошки» |
|
1 |
22 |
Домашние животные |
|
1 |
23 |
Викторина «Собаки – наши друзья» |
1 |
|
24 |
Уход за домашними животными |
|
1 |
25 |
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». |
|
1 |
26 |
Люди и паразиты |
1 |
|
27 |
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями |
1 |
|
|
5. Литосфера (7часов) |
4 |
3 |
28 |
Почва |
0,5 |
0,5 |
29 |
Семена овощных и декоративных культур |
0,5 |
0,5 |
30 |
Заботы хлебороба весной |
1 |
|
31 |
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений |
|
2 |
32 |
Подготовка почвы на пришкольном участке |
|
1 |
33 |
Высадка рассады на участке. Составление графика полива |
|
1 |
34 |
Декоративные растения |
1 |
|
|
|
19 |
15 |
|
Итого: |
34 часа |
Содержание курса 2,3-й годы обучения
« Мир леса» - 70 часов
Содержание программы.
Раздел I. Введение.
Лес и его значение. Чем мы будем заниматься?
Практическое занятие: Лес глазами детей. (Выпуск агитационных плакатов, конкурс рисунков)
Раздел II. Структура леса. Видовой состав.
Характеристика лесов Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород ХМАО – Югры. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы ХМАО - Югры. Важнейшие лиственные лесообразующие породы ХМАО – Югры.
Кедр – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика кедра сибирского. Динамика восстановления кедровых лесов. Кедр – целитель.
Лесные болезни и борьба с ними.
Экскурсии: Видовой состав лесного биоценоза.
Пространственная структура лесного биоценоза «Этажи леса».
Практические занятия: Изучение видового состава лесного биоценоза.
Изучение болезней леса.
Раздел III. Таксация.
Таксация, ее значение для лесоводческого хозяйства.
Практические занятия: Определение пород деревьев.
Определение возраста деревьев. Определение диаметра и высоты деревьев. Описание подлеска. Способы ориентирования в лесу.
Раздел IV. Животные леса.
Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в ХМАО - Югре. Вредители леса.
Экскурсия: Определение животных по следам.
Практические занятия: Изготовление кормушек, скворечников.
Определение вредителей леса по атласам – определителям.
Раздел V. Лес и человек.
Основные правила поведения в лесу.
Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники ХМАО - Югры. Красная книга ХМАО - Югры. Использование человеком лесных ресурсов.
Практические занятия: Изготовление листовок, выпуск газеты об охране леса. Выпуск дорожных знаков. Посадка деревьев на территории школы.
Раздел VI. Участие в конкурсах, исследовательская деятельность.
Окружные конкурсы творческих работ: «Лес глазами детей», «Благославляю вас леса», «Подрост».
Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио».
Научно – практическая конференция «Шаг в будущее».
Всероссийский конкурс «Человек на Земле».
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов всего
|
Кол-во часов теория |
Кол-во часов практика |
I |
Введение. |
5 |
1 |
4 |
1. |
Лес и его значение. Чем мы будем заниматься?
|
|
1 |
|
2. |
Лес глазами детей.
|
|
|
2 |
3. |
Конкурс рисунков «Благословляем вас, Леса» |
|
|
2 |
II |
Структура леса. Видовой состав. |
20 |
12 |
8 |
1 (4) |
Характеристика лесов Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
|
|
1 |
|
2 (5) |
Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород ХМАО – Югры. |
|
1 |
|
3 (6) |
Отличие деревьев от других видов растений. |
|
1 |
|
4 (7) |
Важнейшие хвойные лесообразующие породы ХМАО - Югры. Ель, пихта. |
|
1 |
|
5 (8) |
Важнейшие хвойные лесообразующие породы ХМАО - Югры. Сосна обыкновенная, сосна сибирская. |
|
1 |
|
6 (9) |
Кедр – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика кедра сибирского. Динамика восстановления кедровых лесов. |
|
2 |
|
7 (10) |
Важнейшие хвойные лесообразующие породы ХМАО - Югры. Лиственница. |
|
1 |
|
8(11) |
Важнейшие лиственные лесообразующие породы ХМАО – Югры. |
|
2 |
|
9 (12) |
Любимое дерево русского леса – берёза. |
|
|
2 |
10 (13) |
Лесные болезни и борьба с ними.
|
|
1 |
|
|
Изучение болезней леса.
|
|
|
1 |
11 (14) |
Видовой состав лесного биоценоза. |
|
|
2 |
12 (15) |
Пространственная структура лесного биоценоза «Этажи леса».
|
|
0,5 |
1,5 |
13 (16) |
Изучение видового состава лесного биоценоза.
|
|
0,5 |
1,5 |
III |
Таксация. |
11 |
1 |
8,5 |
1 (18) |
Таксация, ее значение для лесоводческого хозяйства. |
|
1 |
|
2 (19) |
Определение пород деревьев.
|
|
|
1 |
3 (20) |
Определение возраста деревьев.
|
|
|
2 |
4 (21) |
Определение диаметра и высоты деревьев. |
|
|
1,5 |
5 (22) |
Описание подлеска. |
|
|
2 |
6 (23) |
Способы ориентирования в лесу. |
|
|
2 |
IV |
Животные леса. |
8 |
4 |
4 |
1 (24) |
Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. |
|
1 |
|
2 (25) |
Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. |
|
1 |
|
3 (26) |
Экологические группы млекопитающих и растений в ХМАО - Югре. |
|
1 |
|
|
Определение животных по следам.
|
|
|
1 |
4 (27) |
Вредители леса. |
|
1 |
|
|
Определение вредителей леса по атласам – определителям. |
|
|
1 |
6 (29) |
Изготовление кормушек, скворечников. |
|
|
2 |
V |
Лес и человек. |
16 |
9 |
7 |
1 (31) |
Основные правила поведения в лесу. |
|
1 |
|
2 (32) |
Растительные лекарственные ресурсы. |
|
1 |
|
3 (33) |
Правила сбора лекарственных растений. |
|
1 |
|
4 (34) |
Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. |
|
1 |
|
5 (35) |
Заповедники ХМАО - Югры. «Малая Сосьва», Юганский заповедник. |
|
2 |
|
6 (36) |
Красная книга ХМАО - Югры. |
|
2 |
|
7 (37) |
Использование человеком лесных ресурсов.
|
|
1 |
|
8 (38) |
Изготовление листовок, выпуск газеты об охране леса. |
|
|
2 |
9 (39) |
Выпуск экологических знаков. |
|
|
2 |
10 (40) |
Посадка деревьев на территории поселка.
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
VI |
Участие в конкурсах, исследовательская деятельность. |
10 |
|
|
1 |
Окружные конкурсы творческих работ: «Лес глазами детей», «Благословляю вас, Леса», «Подрост». |
|
|
|
2 |
Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио». |
|
|
|
3 |
Научно – исследовательская конференция «Шаг в будущее» |
|
|
|
4 |
Всероссийский конкурс «Человек на Земле». |
|
|
|
Список литературы
1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
8. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
14. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
15. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
16. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
17. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
18. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
19. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
20. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
25. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
28. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.