Пояснительная записка
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.
Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у учащихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения",- сказано в основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой стороны, глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно кружковая работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников. реализации их творческих способностей. Новизна данной программы связана с принципами взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленностью, практической направленностью, занимательностью и индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
План кружка дается руководителем, но учащиеся принимают участие в его обсуждении и вносят свои предложения.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется работа с различными видами словарей.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках или статистический подсчет, например, употребления буквы Ф в нашем языке и т.д.
Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.
На занятиях кружка необходима и наглядность. Важным моментом является наглядность звуковая: выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание аудиозаписей и т.п.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад и при организации лингвистических вечеров.
Данная программа содержит примерное планирование и имеет целью помочь учителю в организации кружка русского языка для учащихся 8 класса.
Программа рассчитана на детей 13-14 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 35 часов, занятия проводятся один раз в неделю.
Цель и задачи программы
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету, формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи, которые решаются в процессе деятельности:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих
по русскому языку;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- обучение учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений, любознательности, инициативности, трудолюбия, творческого потенциала;
- повышение общей языковой культуры
- воспитание любви к родному краю и уважения к родному языку, интереса к чтению художественной литературы.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью,
-принцип разнообразия форм и видов работы.
Содержание программы
1. Значение языка в жизни общества - 2 часа
Организационное занятие «Понемногу о многом».
Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке.
Беседа с элементами занимательности.
Великий и могучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады). Игра «Дежурная буква».
2. Звук и буква - 5 часов
Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров. Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее».
Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».
Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».
3. Лексическое богатство русского языка - 11 часов
Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.
Помощь происхождения написанию («терра» - земля).
Почему мы так называемся?
Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?"
Словари – наши добрые спутники.
Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).
«Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.
Понятие антонимов. Анти - «против», онима – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Виды омонимов: омофоны, омоформы, омографы. Слова – близнецы.
Синонимы. Синонимия. Роль синонимов в художественных текстах. Работа со словарями.
«Прочь с дороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.
4. Фразеологические обороты – 6 часов
Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.
Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.
Игра «Замени нас».
«Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся. Участие в конкурсе чтецов.
Биография слов. Викторина по фразеологии:
§ Откуда пришли выражения?
§ Пять фразеологизмов из сказок.
§ Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
§ Подобрать синонимы к фразеологизмам.
§ Привести фразеологизмы наших дней.
§ Написать короткий рассказ по фразеологизмам.
5. Занимательное словообразование - 3 часа
Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).
6. Краски языка - 8 часов
Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.
Вечер грамматических игр. Анаграммы. Шарады. Метаграммы.
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.
Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке».
Вечер русского языка "Великий могучий русский язык". Подведение итогов.
Тематический план
№ п /п
|
Наименование тем |
Всего часов |
в том числе теоретических |
практических |
1. |
Значение языка в жизни общества. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Звук и буква |
5 |
2 |
3 |
3. |
Лексическое богатство языка |
11 |
4 |
7 |
4. |
Фразеология |
6 |
1 |
5 |
5. |
Занимательное словообразование |
3 |
1 |
2 |
6. |
Краски языка |
8 |
2 |
6 |
|
Всего |
35 |
11 |
24 |
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Колич. часов |
|
Значение языка в жизни общества - 2 часа |
||
|
|||
1. |
|
Вводный инструктаж по технике безопасности. Организационное занятие «Понемногу о многом». Значение языка в жизни общества. Языки малых групп. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Беседа с элементами занимательности. |
1 |
2. |
"Великий и могучий". Лингвистика – наука о языке. Ученые-лингвисты. Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады). Игра «Дежурная буква». |
1 |
|
|
Звук и буква - 5 часов |
||
3-4 |
1. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Ударение в русском языке. Особенность словесного ударения (силовое, подвижное, свободное). Нормы ударения. 2. Интонация и ее оттенки. Изобразительные возможности интонации. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров. Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». |
2 |
|
5. |
Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте». |
1 |
|
6. |
Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. |
1 |
|
7. |
Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика». Приемы усиления образности художественного текста средствами графики. Акростих. Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте. |
1 |
|
|
Лексическое богатство русского языка - 11 часов |
||
8. |
Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. |
1 |
|
9. |
Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие. Помощь происхождения написанию («терра» - земля). |
1 |
|
10-11.
|
1. Почему мы так называемся? Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. 2.Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?" Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи. |
2 |
|
12-13. |
1. Словари – наши добрые спутники. Виды словарей. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Работа с толковым словарём. 2. Язык и история народа. Фразеологические словари. Работа с фразеологическими словарями. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. |
2 |
|
14. |
Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). Новое в языке (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари). |
1 |
|
15. |
«Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Виды омонимов: омофоны, омоформы, омографы; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности. |
1 |
|
16. |
Понятие антонимов. Анти - «против», онима – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. |
1 |
|
17. |
Синонимы. Синонимия. Роль синонимов в художественных текстах. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания. |
1 |
|
18. |
«Прочь с дороги!». Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи. |
1 |
|
|
Фразеология – 6 часов |
||
19. |
Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. |
1 |
|
20. |
Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам. |
1 |
|
21. |
Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма. Игра «Замени нас». Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. |
1 |
|
22. |
Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь». Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте. Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся. Подготовка к конкурсу чтецов. |
1 |
|
23-24. |
1. Конкурс чтецов. Комплексный языковой анализ и выразительное чтение художественного текста. 2. Биография слов. Проект одного слова. Презентация проекта. Игра по лексике "Умники и умницы". |
2 |
|
|
Занимательное словообразование - 3 часа |
||
25. |
Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. |
1 |
|
26. |
Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов» (Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож). |
1 |
|
27. |
Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их роль в художественном тексте. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).
|
1 |
|
|
Краски языка - 8 часов |
||
28. |
Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений. |
1 |
|
29. |
Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.
|
1 |
|
30-31. |
Слово под пером писателей. Тропы. «Царственные слова»: эпитеты, сравнения, метафоры. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры. Олицетворение, гипербола, перифраза как средства художественной выразительности. |
2 |
|
32. |
Вечер грамматических игр. Анаграммы. Шарады. Метаграммы. |
1 |
|
33. |
Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». |
1 |
|
34-35. |
|
Итоговое мероприятие "Великий, могучий русский язык ...". |
2 |
Ожидаемые результаты выполнения программы:
1. Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.
2. Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.
3. Совершенствование навыков лингвистического анализа.
4. Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
5. Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
6. Формирование социальной активности и коммуникабельности.
7. Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
В работе кружка используются различные формы деятельности учащихся:
творческие проекты, круглые столы, выпуск газет, иллюстрации литературных произведений, подготовка и проведение КТД гуманитарной направленности.
Список литературы:
1.Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.
2.Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
3. Болотнова Н.С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов. // РЯШ. -2019. - №1.
4. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.
5. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии. /С.Ю. Михайлова.-М.: Просвещение, 2006.
7. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
8. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.
9. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
10. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
11. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.
12. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
13. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
14. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы/ Н.А.Шапиро. -М.:
Первое сентября, 2002.
15. Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.