Программа внеурочной работы

  • Документация
  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной работы по направлению: Общеинтеллектуальное Общекультурное Духовно-нравственное Социальное
Иконка файла материала 4 Г программа внеурочной работы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для обучающихся

с легкой умственной отсталостью

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

на заседании методического объединения

«____»_____________ 201__ г. 

 _____________________

 (ФИО руководителя, подпись)

Составитель программы:

Вржещ Анастасия Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2019

Содержание

Пояснительная записка

 

Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов

 

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального  направления

 

Содержание программы внеурочной деятельности социального  направления

 

Содержание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

 

Содержание программы внеурочной деятельности общекультурного направления

 

Календарно-тематический план внеурочной деятельности

 

Содержание рабочей программы

 

Используемая литература

 

Аннотация. Сведения об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Посещая внеурочные занятия, учащиеся  адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается программный материал. На  занятиях раскрываются у учащихся с ОВЗ такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи внеурочной деятельности:

1.             Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

2.             Развивать активность, самостоятельность и независимость в повседневной жизни; трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;

3.              Формировать основы нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к базовым общественным ценностям, навыков социального общения людей.

4.             Расширить представления учащихся  о мире и о себе, его социальном опыте;

 

                     Основные принципы программы

1.            Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.

2.            Доступность и наглядность.

3.            Связь теории с практикой.

4.            Учёт возрастных особенностей.

5.            Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6.            Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). 

Данная рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных на: достижение планируемых личностных результатов обучающихся ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

 

Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599.

4.     Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" №78-ОЗ.

5.     Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН) от 20 декабря 1971 года.

6.     Концепция адаптированной образовательной программы (в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)

7.     Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 года.

8.     Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

9.     Устав ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

10.  Адаптированная образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2019-2020 учебный год.

11.  Программа развития ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2018-2022 годы.

12.  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02».

 

 

 

Характеристика группы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов обучающихся

Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, культуре, религии, традициям;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной деятельности;

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

распределяются по уровням:

Минимальный:

·        Приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе).

·         Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

·         Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Достаточный:

·        Приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

·         Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

·         Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью программы внеурочной деятельности

Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования и основного общего образования.

 Особенностями системы оценки являются:

·        комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, межпредметных и личностных результатов общего образования);

·        использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

·        оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

·        оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·        сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

·        уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

·        использование накопительной системы оценивания (порфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального  направления

Общеинтеллектуальное воспитание направлено на:

1. Расширение творческо–интеллектуальных возможностей учащихся с ОВЗ  средствами познавательной деятельности.

2. Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности.

3. Раскрытие творческих способностей ребенка.

4. Применение полученных знаний в нестандартных   ситуациях.

6. Профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии, развитие связной речи, техники речи; способствование обогащению словарного запаса учащихся, коррекции грамматического строя речи; развитию умений выполнения заданий по устной и письменной инструкции.

Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:

1.   Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

2.   Расширять общий кругозор.

3.   Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей, познавательный интерес к проектной деятельности.

4.   Реализовывать приобретенные знания, умения и навыки.

5.   Актуализировать познавательную мотивацию.

учащихся, их образного, логического и алгоритмического мышления.

Планируемые результаты:

·     формирование уважительного отношения к иному мнению;

·     овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 

·     определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога;

·     учиться графически оформлять изучаемый материал, позитивно проявлять себя в общении;

·     моделировать различные ситуации;

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

 социального направления

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Социальное воспитание направлено на:

1.Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

2.Развитие произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, формирования обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие тонкой моторики и пространственной ориентации

3. Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Цель программы: создание условий для формирования личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

1.     Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

2.     Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.

3.     Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.

4.     Развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

·        ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

·        приобретение школьником социальных знаний,

·        понимание социальной реальности и повседневной жизни;

·        освоение правил и норм социокультурного взаимодействия;

·        приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание направлено на:

1. Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Формирования личности гражданина и патриота России, города Нижнего Тагила с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания.

 3.  Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине.

Цель программы: создание условий для приобщения учащихся с ОВЗ к истории и культуре города Нижнего Тагила, природе родного края, воспитания нравственных чувств и этического сознания.

Задачи программы:

1.     Развивать познавательный интерес к истории и культуре города, природе родного края; деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность.

2.     Формировать гражданскую позицию учащихся и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

3.     Воспитывать чувство патриотизма, толерантность;

4.       Способствовать усвоению правил поведения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

5.     Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки

 Планируемые результаты:

·        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

·        элементарные представления о России как государстве, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека,  о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

·        уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду, к природе.

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

общекультурного направления

Культурная личность - это творчески активная личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Общекультурное воспитание направлено на:

1.  Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

2. Развитие духовного единства между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.

3. Предоставление возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.

4. Всестороннее эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Цель программы: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников и расширение кругозора.

Задачи программы:

1.     Приобрести навыки делового и личностного поведения в учебном коллективе и вне его;

2.     Развивать творческие способности, умение понимать и ценить прекрасное в жизни и в искусстве; умственные способносте, через развитие моторики рук;

3.     Пробудить осознанное чувство интереса и любви к Родине, родному краю, природе, народному творчеству и традициям.

Планируемые результаты:

·        Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения;

·        Умение рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);

·        Проявление чувств (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;

·        Способность давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства

·        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.

·        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 


Календарно-тематический план внеурочной деятельности

Раздел, тема занятия

Количество часов

Теоретические    занятия

Практические

занятия

                                                                                           Общеинтеллектуальное направление                   34

Уроки здоровья

10

 

 

1

Я - ученик

1

0,5

0,5

2

Школьные правила

1

0,5

0,5

3

Здоровье – это счастье

1

0,5

0,5

4

Режим дня

1

0,5

0,5

5

Гибкость, ловкость, быстрота

1

0,5

0,5

6

Гигиена слуха

1

0,5

0,5

7

Лакомств тысяча, а здоровье одно

1

0,5

0,5

8

Если ты заболел

1

0,5

0,5

9

Глаза наши верные помощники

1

0,5

0,5

10

Скажи НЕТ вредным привычкам

1

0,5

0,5

 

Грамматика нравственности

8

 

 

1

Что мне нравится

1

0,5

0,5

2

«Нравится» и «Надо»

1

0,5

0,5

3

Почему мы говорим неправду?

1

0,5

0,5

4

Мои ценности

1

0,5

0,5

5

Учимся доброжелательности

1

0,5

0,5

6

Об уважительном отношении к старшим

1

0,5

0,5

7

Добро и благодарность

1

0,5

0,5

8

Мудрость моего народа

1

0,5

0,5

 

Букварь эмоций

11

 

 

1

Разговор о чувствах

1

0,5

0,5

2

Наши чувства и действия

1

0,5

0,5

3

Учимся понимать чувства других

1

0,5

0,5

4

Когда опасен гнев?

1

0,5

0,5

5

Как я справляюсь со своим гневом

1

0,5

0,5

6

Чего надо бояться

1

0,5

0,5

7

Ссора

1

0,5

0,5

8

Наше настроение

1

0,5

0,5

9

Как исправить настроение?

1

0,5

0,5

10

Как справится с упрямством?

1

0,5

0,5

11

Я хозяин моих чувств.

1

0,5

0,5

 

Секреты моего «Я»

5

 

 

1

Кто я?

1

0,5

0,5

2

Мои сильные и слабые стороны.

1

0,5

0,5

3

Большое значение маленьких радостей

1

0,5

0,5

4

Школьные трудности

1

0,5

0,5

5

Домашние трудности

1

0,5

0,5

                                                                                                                     Социальное направление           34

1

Мой вклад в работу класса.

1

0,5

0,5

2

Подарок малышам

2

0,5

           1,5

3

Я выбираю книгу

1

0,5

0,5

4

Мой дорогой учитель

2

0,5

           1,5

5

Этикет

1

0,5

0,5

6

Я принимаю гостей

1

0,5

0,5

7

Я иду в гости

1

0,5

0,5

8

Я на улице города

2

0,5

           1,5

9

Я в общественном транспорте

2

0,5

           1,5

10

Я и мои одноклассники

1

0,5

0,5

11

Я и мои друзья

1

0,5

0,5

12

Я и мои родители

1

0,5

0,5

13

Моя семья и родные

1

0,5

0,5

14

Я и другие взрослые

1

0,5

0,5

15

На приеме у врача

1

0,5

0,5

16

Как научиться договариваться?

1

0,5

0,5

17

Кто я?

1

0,5

0,5

18

Мои способности

1

0,5

0,5

19

Моё детство

2

0,5

           1,5

20

Я расту

1

0,5

0,5

21

Как взглянуть во взрослый мир?

2

0,5

           1,5

22

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2

0,5

           1,5

23

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

2

0,5

           1,5

24

Интеллигентный человек

1

0,5

0,5

25

Права и обязанности

1

0,5

0,5

26

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

0,5

0,5

                                                                                             Духовно-нравственное направление                      34

Природа вокруг нас

8

 

 

1

Планета Земля – наш общий дом

1

0,5

0,5

2

Родная природа

1

0,5

0,5

3

Волшебное море

1

0,5

0,5

4

Дары осени

1

0,5

0,5

5

Покорми птичек

1

0,5

0,5

6

Домашние питомцы

1

0,5

0,5

7

Природа родного края

1

0,5

0,5

8

Береги природу, человек

1

0,5

0,5

                                                                      Моя семья – мое богатство

6

 

 

1

Бабушки и дедушки

1

0,5

0,5

2

День любимой мамы

1

0,5

0,5

3

Профессии в моей семье

1

0,5

0,5

4

Моя родословная

1

0,5

0,5

5

Таланты моих родных

1

0,5

0,5

6

Традиции и праздники в моей семье

1

0,5

0,5

Береги здоровье смолоду

5

 

 

1

День здоровья

1

0,5

0,5

2

Здоровье – это здорово

1

0,5

0,5

3

Вредные привычки

1

0,5

0,5

4

Режим дня

1

0,5

0,5

5

Если хочешь быть здоров

1

0,5

0,5

Мой город – Нижний Тагил

7

 

 

1

Улица моего детства

1

0,5

0,5

2

История города

1

0,5

0,5

3

Культура в моем городе

2

0,5

           1,5

4

Мой город в истории страны

1

0,5

0,5

5

Мое любимое место в городе

1

0,5

0,5

6

Достопримечательности города

1

0,5

0,5

Мы – граждане России

8

 

 

1

Мои права и обязанности

1

0,5

0,5

2

Я люблю тебя, Россия

2

0,5

           1,5

3

Моя семья в истории страны

1

0,5

0,5

4

О героях былых времен

1

0,5

0,5

5

Великий день победы

1

0,5

0,5

6

Они сражались за Родину

2

0,5

           1,5

                                                                                                  Общекультурное направление                            34

1

Азбука театра

3

1,5

1,5

2

Школьная юморина

4

0,5

3,5

3

В мире сказок

4

1

3

4

Веселые мультики

4

1

3

5

Праздники и традиции  народов России

7

2

5

6

Праздники и традиции  народов страны

5

2

3

7

Музейное дело

4

2

2

8

Культурный человек

3

1,5

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

 

№ п/п

Раздел,

тема

Формы и методы работы

Планируемые личностные результаты

Методическое информационно – техническое обеспечение

                                                                                           Общеинтеллектуальное направление                  

Уроки здоровья

1

Я - ученик

Беседа

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Формирование у младших школьников установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам

Обучающие плакаты, карточки по темам, презентации и мультфильмы по темам.

Игровой набор доктора.

2

Школьные правила

Викторина

3

Здоровье – это счастье

Беседа, составление уголка

4

Режим дня

5

Гибкость, ловкость, быстрота

Практический

6

Гигиена слуха

Беседа

7

Лакомств тысяча, а здоровье одно

Викторина

8

Если ты заболел

Беседа, игра

9

Глаза наши верные помощники

Беседа, игра

10

Скажи НЕТ вредным привычкам

Беседа, выставка рисунков

 

Грамматика нравственности

1

Что мне нравится

Беседа

Формирование этически-ценных формам и способов поведения в отношениях с другими людьми, коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций

Мультфильмы по темам

2

«Нравится» и «Надо»

Игра

3

Почему мы говорим неправду?

Беседа, игра

4

Мои ценности

Беседа

5

Учимся доброжелательности

Беседа, игра

6

Об уважительном отношении к старшим

Беседа, упражнение

7

Добро и благодарность

Игра, упражнение

8

Мудрость моего народа

Викторина

 

Букварь эмоций

1

Разговор о чувствах

Беседа

Формирование осознанного  восприятия своих собственных эмоций (чувства, переживания), а также понимания эмоционального состояния других людей. Ознакомление с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Мультфильмы по темам. Сюжетные картинки

2

Наши чувства и действия

Игра

3

Учимся понимать чувства других

Упражнение

4

Когда опасен гнев?

Беседа

5

Как я справляюсь со своим гневом

Упражнение

6

Чего надо бояться

Беседа, выставка рисунков

7

Ссора

Беседа, упражнение

8

Наше настроение

Беседа, игра

9

Как исправить настроение?

Игра, упражнение

10

Как справится с упрямством?

Беседа, упражнение

11

Я хозяин моих чувств.

Беседа, игра

 

Секреты моего «Я»

1

Кто я?

Игра, упражнение

Воспитание своих характерных особенностей, предпочтений и социальных ролей, формирование возможности личного роста, понятия, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Мультфильмы по темам

2

Мои сильные и слабые стороны.

Беседа, выставка рисунков

3

Большое значение маленьких радостей

Беседа

4

Школьные трудности

Беседа, игра

5

Домашние трудности

Беседа, упражнение

                                                                                                                     Социальное направление          

1

Мой вклад в работу класса.

Беседа

ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия;

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

Мультфильмы по темам.

Картон, цв бумага, клей, сюжетные картинки, книги, фото и рисунки по темам, презентации

2

Подарок малышам

упражнение

3

Я выбираю книгу

Беседа, упражнение

4

Мой дорогой учитель

Беседа, упражнение

5

Этикет

Беседа, инсценировка

6

Я принимаю гостей

Беседа, инсценировка

7

Я иду в гости

Беседа, инсценировка

8

Я на улице города

Беседа, инсценировка, упражнение

9

Я в общественном транспорте

Беседа, инсценировка, упражнение

10

Я и мои одноклассники

Беседа, инсценировка

11

Я и мои друзья

Беседа, инсценировка, выставка рисунков

12

Я и мои родители

Беседа, инсценировка

13

Моя семья и родные

Беседа, инсценировка, выставка фотографий

14

Я и другие взрослые

Беседа

15

На приеме у врача

Беседа, инсценировка

16

Как научиться договариваться?

Беседа, упражнение

17

Кто я?

Беседа

18

Мои способности

Беседа

19

Моё детство

Беседа, выставка фотографий

20

Я расту

Беседа, выставка рисунков

21

Как взглянуть во взрослый мир?

Беседа, упражнение, выставка рисунков

22

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

Беседа, практикум

23

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Беседа, упражнение

24

Интеллигентный человек

Беседа, инсценировка

25

Права и обязанности

Беседа, викторина

26

Как разрешать конфликты мирным путем?

Беседа, упражнение, инсценировка

                                                                                             Духовно-нравственное направление                     

Природа вокруг нас

1

Планета Земля – наш общий дом

Беседа

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

ценностное и творческое отношение к учебному труду, к природе.

 

Мультфильмы по темам, картинки по темам, сюжетные картинки, фото и рисунки по темам, презентации.

2

Родная природа

Викторина

3

Волшебное море

Игра

4

Дары осени

Изготовление поделок

5

Покорми птичек

Беседа, практическая

6

Домашние питомцы

Беседа, выставка фотографий

7

Природа родного края

Беседа

8

Береги природу, человек

Игра

            Моя семья – мое богатство

1

Бабушки и дедушки

Беседа, выставка фотографий

элементарные представления о различных профессиях;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним

 

Мультфильмы по темам, презентации, тематические песни, фото и рисунки по темам, тематические картинки.

2

День любимой мамы

Беседа, инсценировка

3

Профессии в моей семье

Беседа, выставка фотографий

4

Моя родословная

Беседа

5

Таланты моих родных

Беседа, выставка фотографий

6

Традиции и праздники в моей семье

Беседа, выставка рисунков

Береги здоровье смолоду

1

День здоровья

Поход/ Прогулка

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 

Мультфильмы по темам. Тематические картинки и песни, рисунки и фото по темам.

2

Здоровье – это здорово

Игра

3

Вредные привычки

Беседа, выставка рисунков

4

Режим дня

Викторина

5

Если хочешь быть здоров

Игра

Мой город – Нижний Тагил

1

Улица моего детства

Беседа, выставка фотографий

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления о России как государстве, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

начальные представления о правах и обязанностях человека,  о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

Мультфильмы по темам, видео о городе, песни о городе, фото и рисунки по темам, презентации

2

История города

Беседа, викторина

3

Культура в моем городе

Экскурсия

4

Мой город в истории страны

Беседа

5

Мое любимое место в городе

Беседа, выставка рисунков

6

Достопримечательности города

Экскурсия

Мы – граждане России

1

Мои права и обязанности

Викторина

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, гражданско-правовое, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. Память о людях ВОв.

Мультфильмы по темам, видеоролик и песни о России, фото и рисунки по темам, презентации

2

Я люблю тебя, Россия

Беседа, конкурс чтецов

3

Моя семья в истории страны

Беседа, выставка фотографий

4

О героях былых времен

Беседа

5

Великий день победы

Беседа

6

Они сражались за Родину

Конкурс рисунков, практический

                                                                                                  Общекультурное направление                           

1

Азбука театра

Экскурсия, беседа.

Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения;

Умение рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);

Проявление чувств (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;

Способность давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Мультфильмы по темам, песни по темам.

2

Школьная юморина

Беседа, упражнение, инсценировка

3

В мире сказок

Беседа, игра, инсценировка

4

Веселые мультики

Беседа, игра, упражнение

5

Праздники и традиции  народов России

Беседа, инсценировка, упражнение, выставка фотографий и рисунков

6

Праздники и традиции  народов страны

Беседа, инсценировка, упражнение, выставка фотографий и рисунков

7

Музейное дело

Беседа, экскурсия, упражнение

8

Культурный человек

Беседа, инсценировка, практикум

 


Используемая литература

 

  1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок",  М.:1996г.,с.4
  2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

3.      Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.

4.      Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5

5.      Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1

  1. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).
  3. https://rosuchebnik.ru
  4. https://nsportal.ru
  5. http://www.40204s005.edusite.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация. Сведения об авторе

 

1.     ФИО: Вржещ Анастасия Дмитриевна

2.     Должность: учитель

3.     Контактный телефон: 89655452090

 

Рабочая программа разработана для организации внеурочной работы для обучающихся с легкой умственной отсталостью в 4 Г классе.

Содержание данной программы ориентировано на воспитанников младшего звена.

Программа разработана на 2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru