Программа внеурочной работы
Оценка 4.8

Программа внеурочной работы

Оценка 4.8
Документация +5
docx
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
20.09.2020
Программа внеурочной работы
Программа внеурочной работы по направлению: Общеинтеллектуальное Общекультурное Духовно-нравственное Социальное
4 Г программа внеурочной работы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для обучающихся

с легкой умственной отсталостью

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

на заседании методического объединения

«____»_____________ 201__ г. 

 _____________________

 (ФИО руководителя, подпись)

Составитель программы:

Вржещ Анастасия Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2019

Содержание

Пояснительная записка

 

Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов

 

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального  направления

 

Содержание программы внеурочной деятельности социального  направления

 

Содержание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

 

Содержание программы внеурочной деятельности общекультурного направления

 

Календарно-тематический план внеурочной деятельности

 

Содержание рабочей программы

 

Используемая литература

 

Аннотация. Сведения об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Посещая внеурочные занятия, учащиеся  адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается программный материал. На  занятиях раскрываются у учащихся с ОВЗ такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи внеурочной деятельности:

1.             Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

2.             Развивать активность, самостоятельность и независимость в повседневной жизни; трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;

3.              Формировать основы нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к базовым общественным ценностям, навыков социального общения людей.

4.             Расширить представления учащихся  о мире и о себе, его социальном опыте;

 

                     Основные принципы программы

1.            Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.

2.            Доступность и наглядность.

3.            Связь теории с практикой.

4.            Учёт возрастных особенностей.

5.            Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6.            Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). 

Данная рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных на: достижение планируемых личностных результатов обучающихся ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

 

Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599.

4.     Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" №78-ОЗ.

5.     Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН) от 20 декабря 1971 года.

6.     Концепция адаптированной образовательной программы (в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)

7.     Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 года.

8.     Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

9.     Устав ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

10.  Адаптированная образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2019-2020 учебный год.

11.  Программа развития ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2018-2022 годы.

12.  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02».

 

 

 

Характеристика группы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов обучающихся

Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, культуре, религии, традициям;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной деятельности;

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

распределяются по уровням:

Минимальный:

·        Приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе).

·         Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

·         Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Достаточный:

·        Приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

·         Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

·         Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью программы внеурочной деятельности

Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования и основного общего образования.

 Особенностями системы оценки являются:

·        комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, межпредметных и личностных результатов общего образования);

·        использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

·        оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

·        оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·        сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

·        уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

·        использование накопительной системы оценивания (порфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального  направления

Общеинтеллектуальное воспитание направлено на:

1. Расширение творческо–интеллектуальных возможностей учащихся с ОВЗ  средствами познавательной деятельности.

2. Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности.

3. Раскрытие творческих способностей ребенка.

4. Применение полученных знаний в нестандартных   ситуациях.

6. Профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии, развитие связной речи, техники речи; способствование обогащению словарного запаса учащихся, коррекции грамматического строя речи; развитию умений выполнения заданий по устной и письменной инструкции.

Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:

1.   Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

2.   Расширять общий кругозор.

3.   Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей, познавательный интерес к проектной деятельности.

4.   Реализовывать приобретенные знания, умения и навыки.

5.   Актуализировать познавательную мотивацию.

учащихся, их образного, логического и алгоритмического мышления.

Планируемые результаты:

·     формирование уважительного отношения к иному мнению;

·     овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 

·     определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога;

·     учиться графически оформлять изучаемый материал, позитивно проявлять себя в общении;

·     моделировать различные ситуации;

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

 социального направления

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Социальное воспитание направлено на:

1.Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

2.Развитие произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, формирования обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие тонкой моторики и пространственной ориентации

3. Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Цель программы: создание условий для формирования личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

1.     Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

2.     Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.

3.     Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.

4.     Развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

·        ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

·        приобретение школьником социальных знаний,

·        понимание социальной реальности и повседневной жизни;

·        освоение правил и норм социокультурного взаимодействия;

·        приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание направлено на:

1. Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Формирования личности гражданина и патриота России, города Нижнего Тагила с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания.

 3.  Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине.

Цель программы: создание условий для приобщения учащихся с ОВЗ к истории и культуре города Нижнего Тагила, природе родного края, воспитания нравственных чувств и этического сознания.

Задачи программы:

1.     Развивать познавательный интерес к истории и культуре города, природе родного края; деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность.

2.     Формировать гражданскую позицию учащихся и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

3.     Воспитывать чувство патриотизма, толерантность;

4.       Способствовать усвоению правил поведения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

5.     Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки

 Планируемые результаты:

·        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

·        элементарные представления о России как государстве, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека,  о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

·        уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду, к природе.

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности

общекультурного направления

Культурная личность - это творчески активная личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Общекультурное воспитание направлено на:

1.  Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

2. Развитие духовного единства между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.

3. Предоставление возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.

4. Всестороннее эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Цель программы: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников и расширение кругозора.

Задачи программы:

1.     Приобрести навыки делового и личностного поведения в учебном коллективе и вне его;

2.     Развивать творческие способности, умение понимать и ценить прекрасное в жизни и в искусстве; умственные способносте, через развитие моторики рук;

3.     Пробудить осознанное чувство интереса и любви к Родине, родному краю, природе, народному творчеству и традициям.

Планируемые результаты:

·        Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения;

·        Умение рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);

·        Проявление чувств (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;

·        Способность давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства

·        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.

·        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов,  реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.

 

 

 

 

 


Календарно-тематический план внеурочной деятельности

Раздел, тема занятия

Количество часов

Теоретические    занятия

Практические

занятия

                                                                                           Общеинтеллектуальное направление                   34

Уроки здоровья

10

 

 

1

Я - ученик

1

0,5

0,5

2

Школьные правила

1

0,5

0,5

3

Здоровье – это счастье

1

0,5

0,5

4

Режим дня

1

0,5

0,5

5

Гибкость, ловкость, быстрота

1

0,5

0,5

6

Гигиена слуха

1

0,5

0,5

7

Лакомств тысяча, а здоровье одно

1

0,5

0,5

8

Если ты заболел

1

0,5

0,5

9

Глаза наши верные помощники

1

0,5

0,5

10

Скажи НЕТ вредным привычкам

1

0,5

0,5

 

Грамматика нравственности

8

 

 

1

Что мне нравится

1

0,5

0,5

2

«Нравится» и «Надо»

1

0,5

0,5

3

Почему мы говорим неправду?

1

0,5

0,5

4

Мои ценности

1

0,5

0,5

5

Учимся доброжелательности

1

0,5

0,5

6

Об уважительном отношении к старшим

1

0,5

0,5

7

Добро и благодарность

1

0,5

0,5

8

Мудрость моего народа

1

0,5

0,5

 

Букварь эмоций

11

 

 

1

Разговор о чувствах

1

0,5

0,5

2

Наши чувства и действия

1

0,5

0,5

3

Учимся понимать чувства других

1

0,5

0,5

4

Когда опасен гнев?

1

0,5

0,5

5

Как я справляюсь со своим гневом

1

0,5

0,5

6

Чего надо бояться

1

0,5

0,5

7

Ссора

1

0,5

0,5

8

Наше настроение

1

0,5

0,5

9

Как исправить настроение?

1

0,5

0,5

10

Как справится с упрямством?

1

0,5

0,5

11

Я хозяин моих чувств.

1

0,5

0,5

 

Секреты моего «Я»

5

 

 

1

Кто я?

1

0,5

0,5

2

Мои сильные и слабые стороны.

1

0,5

0,5

3

Большое значение маленьких радостей

1

0,5

0,5

4

Школьные трудности

1

0,5

0,5

5

Домашние трудности

1

0,5

0,5

                                                                                                                     Социальное направление           34

1

Мой вклад в работу класса.

1

0,5

0,5

2

Подарок малышам

2

0,5

           1,5

3

Я выбираю книгу

1

0,5

0,5

4

Мой дорогой учитель

2

0,5

           1,5

5

Этикет

1

0,5

0,5

6

Я принимаю гостей

1

0,5

0,5

7

Я иду в гости

1

0,5

0,5

8

Я на улице города

2

0,5

           1,5

9

Я в общественном транспорте

2

0,5

           1,5

10

Я и мои одноклассники

1

0,5

0,5

11

Я и мои друзья

1

0,5

0,5

12

Я и мои родители

1

0,5

0,5

13

Моя семья и родные

1

0,5

0,5

14

Я и другие взрослые

1

0,5

0,5

15

На приеме у врача

1

0,5

0,5

16

Как научиться договариваться?

1

0,5

0,5

17

Кто я?

1

0,5

0,5

18

Мои способности

1

0,5

0,5

19

Моё детство

2

0,5

           1,5

20

Я расту

1

0,5

0,5

21

Как взглянуть во взрослый мир?

2

0,5

           1,5

22

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2

0,5

           1,5

23

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

2

0,5

           1,5

24

Интеллигентный человек

1

0,5

0,5

25

Права и обязанности

1

0,5

0,5

26

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

0,5

0,5

                                                                                             Духовно-нравственное направление                      34

Природа вокруг нас

8

 

 

1

Планета Земля – наш общий дом

1

0,5

0,5

2

Родная природа

1

0,5

0,5

3

Волшебное море

1

0,5

0,5

4

Дары осени

1

0,5

0,5

5

Покорми птичек

1

0,5

0,5

6

Домашние питомцы

1

0,5

0,5

7

Природа родного края

1

0,5

0,5

8

Береги природу, человек

1

0,5

0,5

                                                                      Моя семья – мое богатство

6

 

 

1

Бабушки и дедушки

1

0,5

0,5

2

День любимой мамы

1

0,5

0,5

3

Профессии в моей семье

1

0,5

0,5

4

Моя родословная

1

0,5

0,5

5

Таланты моих родных

1

0,5

0,5

6

Традиции и праздники в моей семье

1

0,5

0,5

Береги здоровье смолоду

5

 

 

1

День здоровья

1

0,5

0,5

2

Здоровье – это здорово

1

0,5

0,5

3

Вредные привычки

1

0,5

0,5

4

Режим дня

1

0,5

0,5

5

Если хочешь быть здоров

1

0,5

0,5

Мой город – Нижний Тагил

7

 

 

1

Улица моего детства

1

0,5

0,5

2

История города

1

0,5

0,5

3

Культура в моем городе

2

0,5

           1,5

4

Мой город в истории страны

1

0,5

0,5

5

Мое любимое место в городе

1

0,5

0,5

6

Достопримечательности города

1

0,5

0,5

Мы – граждане России

8

 

 

1

Мои права и обязанности

1

0,5

0,5

2

Я люблю тебя, Россия

2

0,5

           1,5

3

Моя семья в истории страны

1

0,5

0,5

4

О героях былых времен

1

0,5

0,5

5

Великий день победы

1

0,5

0,5

6

Они сражались за Родину

2

0,5

           1,5

                                                                                                  Общекультурное направление                            34

1

Азбука театра

3

1,5

1,5

2

Школьная юморина

4

0,5

3,5

3

В мире сказок

4

1

3

4

Веселые мультики

4

1

3

5

Праздники и традиции  народов России

7

2

5

6

Праздники и традиции  народов страны

5

2

3

7

Музейное дело

4

2

2

8

Культурный человек

3

1,5

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

 

№ п/п

Раздел,

тема

Формы и методы работы

Планируемые личностные результаты

Методическое информационно – техническое обеспечение

                                                                                           Общеинтеллектуальное направление                  

Уроки здоровья

1

Я - ученик

Беседа

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Формирование у младших школьников установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам

Обучающие плакаты, карточки по темам, презентации и мультфильмы по темам.

Игровой набор доктора.

2

Школьные правила

Викторина

3

Здоровье – это счастье

Беседа, составление уголка

4

Режим дня

5

Гибкость, ловкость, быстрота

Практический

6

Гигиена слуха

Беседа

7

Лакомств тысяча, а здоровье одно

Викторина

8

Если ты заболел

Беседа, игра

9

Глаза наши верные помощники

Беседа, игра

10

Скажи НЕТ вредным привычкам

Беседа, выставка рисунков

 

Грамматика нравственности

1

Что мне нравится

Беседа

Формирование этически-ценных формам и способов поведения в отношениях с другими людьми, коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций

Мультфильмы по темам

2

«Нравится» и «Надо»

Игра

3

Почему мы говорим неправду?

Беседа, игра

4

Мои ценности

Беседа

5

Учимся доброжелательности

Беседа, игра

6

Об уважительном отношении к старшим

Беседа, упражнение

7

Добро и благодарность

Игра, упражнение

8

Мудрость моего народа

Викторина

 

Букварь эмоций

1

Разговор о чувствах

Беседа

Формирование осознанного  восприятия своих собственных эмоций (чувства, переживания), а также понимания эмоционального состояния других людей. Ознакомление с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Мультфильмы по темам. Сюжетные картинки

2

Наши чувства и действия

Игра

3

Учимся понимать чувства других

Упражнение

4

Когда опасен гнев?

Беседа

5

Как я справляюсь со своим гневом

Упражнение

6

Чего надо бояться

Беседа, выставка рисунков

7

Ссора

Беседа, упражнение

8

Наше настроение

Беседа, игра

9

Как исправить настроение?

Игра, упражнение

10

Как справится с упрямством?

Беседа, упражнение

11

Я хозяин моих чувств.

Беседа, игра

 

Секреты моего «Я»

1

Кто я?

Игра, упражнение

Воспитание своих характерных особенностей, предпочтений и социальных ролей, формирование возможности личного роста, понятия, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Мультфильмы по темам

2

Мои сильные и слабые стороны.

Беседа, выставка рисунков

3

Большое значение маленьких радостей

Беседа

4

Школьные трудности

Беседа, игра

5

Домашние трудности

Беседа, упражнение

                                                                                                                     Социальное направление          

1

Мой вклад в работу класса.

Беседа

ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия;

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

Мультфильмы по темам.

Картон, цв бумага, клей, сюжетные картинки, книги, фото и рисунки по темам, презентации

2

Подарок малышам

упражнение

3

Я выбираю книгу

Беседа, упражнение

4

Мой дорогой учитель

Беседа, упражнение

5

Этикет

Беседа, инсценировка

6

Я принимаю гостей

Беседа, инсценировка

7

Я иду в гости

Беседа, инсценировка

8

Я на улице города

Беседа, инсценировка, упражнение

9

Я в общественном транспорте

Беседа, инсценировка, упражнение

10

Я и мои одноклассники

Беседа, инсценировка

11

Я и мои друзья

Беседа, инсценировка, выставка рисунков

12

Я и мои родители

Беседа, инсценировка

13

Моя семья и родные

Беседа, инсценировка, выставка фотографий

14

Я и другие взрослые

Беседа

15

На приеме у врача

Беседа, инсценировка

16

Как научиться договариваться?

Беседа, упражнение

17

Кто я?

Беседа

18

Мои способности

Беседа

19

Моё детство

Беседа, выставка фотографий

20

Я расту

Беседа, выставка рисунков

21

Как взглянуть во взрослый мир?

Беседа, упражнение, выставка рисунков

22

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

Беседа, практикум

23

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Беседа, упражнение

24

Интеллигентный человек

Беседа, инсценировка

25

Права и обязанности

Беседа, викторина

26

Как разрешать конфликты мирным путем?

Беседа, упражнение, инсценировка

                                                                                             Духовно-нравственное направление                     

Природа вокруг нас

1

Планета Земля – наш общий дом

Беседа

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

ценностное и творческое отношение к учебному труду, к природе.

 

Мультфильмы по темам, картинки по темам, сюжетные картинки, фото и рисунки по темам, презентации.

2

Родная природа

Викторина

3

Волшебное море

Игра

4

Дары осени

Изготовление поделок

5

Покорми птичек

Беседа, практическая

6

Домашние питомцы

Беседа, выставка фотографий

7

Природа родного края

Беседа

8

Береги природу, человек

Игра

            Моя семья – мое богатство

1

Бабушки и дедушки

Беседа, выставка фотографий

элементарные представления о различных профессиях;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним

 

Мультфильмы по темам, презентации, тематические песни, фото и рисунки по темам, тематические картинки.

2

День любимой мамы

Беседа, инсценировка

3

Профессии в моей семье

Беседа, выставка фотографий

4

Моя родословная

Беседа

5

Таланты моих родных

Беседа, выставка фотографий

6

Традиции и праздники в моей семье

Беседа, выставка рисунков

Береги здоровье смолоду

1

День здоровья

Поход/ Прогулка

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 

Мультфильмы по темам. Тематические картинки и песни, рисунки и фото по темам.

2

Здоровье – это здорово

Игра

3

Вредные привычки

Беседа, выставка рисунков

4

Режим дня

Викторина

5

Если хочешь быть здоров

Игра

Мой город – Нижний Тагил

1

Улица моего детства

Беседа, выставка фотографий

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления о России как государстве, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

начальные представления о правах и обязанностях человека,  о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

Мультфильмы по темам, видео о городе, песни о городе, фото и рисунки по темам, презентации

2

История города

Беседа, викторина

3

Культура в моем городе

Экскурсия

4

Мой город в истории страны

Беседа

5

Мое любимое место в городе

Беседа, выставка рисунков

6

Достопримечательности города

Экскурсия

Мы – граждане России

1

Мои права и обязанности

Викторина

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, гражданско-правовое, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. Память о людях ВОв.

Мультфильмы по темам, видеоролик и песни о России, фото и рисунки по темам, презентации

2

Я люблю тебя, Россия

Беседа, конкурс чтецов

3

Моя семья в истории страны

Беседа, выставка фотографий

4

О героях былых времен

Беседа

5

Великий день победы

Беседа

6

Они сражались за Родину

Конкурс рисунков, практический

                                                                                                  Общекультурное направление                           

1

Азбука театра

Экскурсия, беседа.

Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения;

Умение рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);

Проявление чувств (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;

Способность давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Мультфильмы по темам, песни по темам.

2

Школьная юморина

Беседа, упражнение, инсценировка

3

В мире сказок

Беседа, игра, инсценировка

4

Веселые мультики

Беседа, игра, упражнение

5

Праздники и традиции  народов России

Беседа, инсценировка, упражнение, выставка фотографий и рисунков

6

Праздники и традиции  народов страны

Беседа, инсценировка, упражнение, выставка фотографий и рисунков

7

Музейное дело

Беседа, экскурсия, упражнение

8

Культурный человек

Беседа, инсценировка, практикум

 


Используемая литература

 

  1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок",  М.:1996г.,с.4
  2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

3.      Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.

4.      Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5

5.      Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1

  1. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).
  3. https://rosuchebnik.ru
  4. https://nsportal.ru
  5. http://www.40204s005.edusite.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация. Сведения об авторе

 

1.     ФИО: Вржещ Анастасия Дмитриевна

2.     Должность: учитель

3.     Контактный телефон: 89655452090

 

Рабочая программа разработана для организации внеурочной работы для обучающихся с легкой умственной отсталостью в 4 Г классе.

Содержание данной программы ориентировано на воспитанников младшего звена.

Программа разработана на 2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2019 – 2020 учебный год

Содержание Пояснительная записка

Содержание Пояснительная записка

Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с

Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с

ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности

ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности

Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с

Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с

Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются: 1

Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются: 1

Характеристика группы обучающихся

Характеристика группы обучающихся

Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов обучающихся

Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов обучающихся

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; · оценка динамики образовательных…

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; · оценка динамики образовательных…

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Программа соответствует основным принципам государственной политики

Программа соответствует основным принципам государственной политики

Содержание программы внеурочной деятельности социального направления

Содержание программы внеурочной деятельности социального направления

Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки

Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология

Содержание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

Содержание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

Формировать гражданскую позицию учащихся и патриота

Формировать гражданскую позицию учащихся и патриота

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций

Содержание программы внеурочной деятельности общекультурного направления

Содержание программы внеурочной деятельности общекультурного направления

Развивать творческие способности, умение понимать и ценить прекрасное в жизни и в искусстве; умственные способносте, через развитие моторики рук; 2

Развивать творческие способности, умение понимать и ценить прекрасное в жизни и в искусстве; умственные способносте, через развитие моторики рук; 2

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология

Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология

Календарно-тематический план внеурочной деятельности №

Календарно-тематический план внеурочной деятельности №

Наше настроение 1 0,5 0,5 9

Наше настроение 1 0,5 0,5 9

В каждом человеке есть светлые и темные качества

В каждом человеке есть светлые и темные качества

Достопримечательности города 1 0,5 0,5

Достопримечательности города 1 0,5 0,5

Содержание рабочей программы № п/п

Содержание рабочей программы № п/п

Ознакомление с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и…

Ознакомление с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и…

Мультфильмы по темам. Картон, цв бумага, клей, сюжетные картинки, книги, фото и рисунки по темам, презентации 2

Мультфильмы по темам. Картон, цв бумага, клей, сюжетные картинки, книги, фото и рисунки по темам, презентации 2

Мультфильмы по темам, презентации, тематические песни, фото и рисунки по темам, тематические картинки

Мультфильмы по темам, презентации, тематические песни, фото и рисунки по темам, тематические картинки

Мои права и обязанности

Мои права и обязанности

Используемая литература

Используемая литература

Аннотация. Сведения об авторе 1

Аннотация. Сведения об авторе 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020