Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для обучающихся
с легкой умственной отсталостью
на 2019 – 2020 учебный год
Согласовано: на заседании методического объединения «____»_____________ 201__ г. _____________________ (ФИО руководителя, подпись) |
Составитель программы: Вржещ Анастасия Дмитриевна
|
Нижний Тагил
2019
Содержание
Пояснительная записка |
|
Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов |
|
Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления |
|
Содержание программы внеурочной деятельности социального направления |
|
Содержание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления |
|
Содержание программы внеурочной деятельности общекультурного направления |
|
Календарно-тематический план внеурочной деятельности |
|
Содержание рабочей программы |
|
Используемая литература |
|
Аннотация. Сведения об авторе |
|
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Посещая внеурочные занятия, учащиеся адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается программный материал. На занятиях раскрываются у учащихся с ОВЗ такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Программа внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Развивать активность, самостоятельность и независимость в повседневной жизни; трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
3. Формировать основы нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к базовым общественным ценностям, навыков социального общения людей.
4. Расширить представления учащихся о мире и о себе, его социальном опыте;
Основные принципы программы
1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.
2. Доступность и наглядность.
3. Связь теории с практикой.
4. Учёт возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Данная рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных на: достижение планируемых личностных результатов обучающихся ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599.
4. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" №78-ОЗ.
5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН) от 20 декабря 1971 года.
6. Концепция адаптированной образовательной программы (в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)
7. Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 года.
8. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
9. Устав ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
10. Адаптированная образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2019-2020 учебный год.
11. Программа развития ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2018-2022 годы.
12. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02».
Характеристика группы обучающихся
Требование к планированному уровню подготовки личностных результатов обучающихся
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, культуре, религии, традициям;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной деятельности;
8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по уровням:
Минимальный:
· Приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе).
· Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
· Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.
Достаточный:
· Приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
· Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
· Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью программы внеурочной деятельности
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования и основного общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, межпредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания (порфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Общеинтеллектуальное воспитание направлено на:
1. Расширение творческо–интеллектуальных возможностей учащихся с ОВЗ средствами познавательной деятельности.
2. Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности.
3. Раскрытие творческих способностей ребенка.
4. Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
6. Профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии, развитие связной речи, техники речи; способствование обогащению словарного запаса учащихся, коррекции грамматического строя речи; развитию умений выполнения заданий по устной и письменной инструкции.
Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
1. Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
2. Расширять общий кругозор.
3. Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей, познавательный интерес к проектной деятельности.
4. Реализовывать приобретенные знания, умения и навыки.
5. Актуализировать познавательную мотивацию.
учащихся, их образного, логического и алгоритмического мышления.
Планируемые результаты:
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога;
· учиться графически оформлять изучаемый материал, позитивно проявлять себя в общении;
· моделировать различные ситуации;
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.
Содержание программы внеурочной деятельности
социального направления
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Социальное воспитание направлено на:
1.Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
2.Развитие произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, формирования обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие тонкой моторики и пространственной ориентации
3. Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Цель программы: создание условий для формирования личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
· ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
· приобретение школьником социальных знаний,
· понимание социальной реальности и повседневной жизни;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия;
· приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.
Содержание программы внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание направлено на:
1. Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Формирования личности гражданина и патриота России, города Нижнего Тагила с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания.
3. Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине.
Цель программы: создание условий для приобщения учащихся с ОВЗ к истории и культуре города Нижнего Тагила, природе родного края, воспитания нравственных чувств и этического сознания.
Задачи программы:
1. Развивать познавательный интерес к истории и культуре города, природе родного края; деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность.
2. Формировать гражданскую позицию учащихся и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
3. Воспитывать чувство патриотизма, толерантность;
4. Способствовать усвоению правил поведения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
5. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки
Планируемые результаты:
· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;
· элементарные представления о России как государстве, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
· начальные представления о правах и обязанностях человека, о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;
· уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
· ценностное и творческое отношение к учебному труду, к природе.
· элементарные представления о различных профессиях;
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.
Содержание программы внеурочной деятельности
общекультурного направления
Культурная личность - это творчески активная личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.
Общекультурное воспитание направлено на:
1. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
2. Развитие духовного единства между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.
3. Предоставление возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.
4. Всестороннее эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Цель программы: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития младших школьников и расширение кругозора.
Задачи программы:
1. Приобрести навыки делового и личностного поведения в учебном коллективе и вне его;
2. Развивать творческие способности, умение понимать и ценить прекрасное в жизни и в искусстве; умственные способносте, через развитие моторики рук;
3. Пробудить осознанное чувство интереса и любви к Родине, родному краю, природе, народному творчеству и традициям.
Планируемые результаты:
· Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения;
· Умение рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);
· Проявление чувств (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах;
· Способность давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровье человека, свободное развитие личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, реализация права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Изучение данной программы тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология. Программа разработана и предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 4 класса.
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
№ |
Раздел, тема занятия |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Общеинтеллектуальное направление 34 |
||||
Уроки здоровья |
10 |
|
|
|
1 |
Я - ученик |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Школьные правила |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Здоровье – это счастье |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Режим дня |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Гибкость, ловкость, быстрота |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Гигиена слуха |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Лакомств тысяча, а здоровье одно |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Если ты заболел |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Глаза наши верные помощники |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Скажи НЕТ вредным привычкам |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Грамматика нравственности |
8 |
|
|
1 |
Что мне нравится |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
«Нравится» и «Надо» |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Почему мы говорим неправду? |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Мои ценности |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Учимся доброжелательности |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Об уважительном отношении к старшим |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Добро и благодарность |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Мудрость моего народа |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Букварь эмоций |
11 |
|
|
1 |
Разговор о чувствах |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Наши чувства и действия |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Учимся понимать чувства других |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Когда опасен гнев? |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Как я справляюсь со своим гневом |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Чего надо бояться |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Ссора |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Наше настроение |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Как исправить настроение? |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Как справится с упрямством? |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Я хозяин моих чувств. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Секреты моего «Я» |
5 |
|
|
1 |
Кто я? |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Мои сильные и слабые стороны. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Большое значение маленьких радостей |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Школьные трудности |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Домашние трудности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Социальное направление 34 |
||||
1 |
Мой вклад в работу класса. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Подарок малышам |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
Я выбираю книгу |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Мой дорогой учитель |
2 |
0,5 |
1,5 |
5 |
Этикет |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Я принимаю гостей |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Я иду в гости |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Я на улице города |
2 |
0,5 |
1,5 |
9 |
Я в общественном транспорте |
2 |
0,5 |
1,5 |
10 |
Я и мои одноклассники |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Я и мои друзья |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Я и мои родители |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Моя семья и родные |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Я и другие взрослые |
1 |
0,5 |
0,5 |
15 |
На приеме у врача |
1 |
0,5 |
0,5 |
16 |
Как научиться договариваться? |
1 |
0,5 |
0,5 |
17 |
Кто я? |
1 |
0,5 |
0,5 |
18 |
Мои способности |
1 |
0,5 |
0,5 |
19 |
Моё детство |
2 |
0,5 |
1,5 |
20 |
Я расту |
1 |
0,5 |
0,5 |
21 |
Как взглянуть во взрослый мир? |
2 |
0,5 |
1,5 |
22 |
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. |
2 |
0,5 |
1,5 |
23 |
В каждом человеке есть светлые и темные качества. |
2 |
0,5 |
1,5 |
24 |
Интеллигентный человек |
1 |
0,5 |
0,5 |
25 |
Права и обязанности |
1 |
0,5 |
0,5 |
26 |
Как разрешать конфликты мирным путем? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Духовно-нравственное направление 34 |
||||
Природа вокруг нас |
8 |
|
|
|
1 |
Планета Земля – наш общий дом |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Родная природа |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Волшебное море |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Дары осени |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Покорми птичек |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Домашние питомцы |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Природа родного края |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Береги природу, человек |
1 |
0,5 |
0,5 |
Моя семья – мое богатство |
6 |
|
|
|
1 |
Бабушки и дедушки |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
День любимой мамы |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Профессии в моей семье |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Моя родословная |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Таланты моих родных |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Традиции и праздники в моей семье |
1 |
0,5 |
0,5 |
Береги здоровье смолоду |
5 |
|
|
|
1 |
День здоровья |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Здоровье – это здорово |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Вредные привычки |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Режим дня |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Если хочешь быть здоров |
1 |
0,5 |
0,5 |
Мой город – Нижний Тагил |
7 |
|
|
|
1 |
Улица моего детства |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
История города |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Культура в моем городе |
2 |
0,5 |
1,5 |
4 |
Мой город в истории страны |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Мое любимое место в городе |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Достопримечательности города |
1 |
0,5 |
0,5 |
Мы – граждане России |
8 |
|
|
|
1 |
Мои права и обязанности |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Я люблю тебя, Россия |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
Моя семья в истории страны |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
О героях былых времен |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Великий день победы |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Они сражались за Родину |
2 |
0,5 |
1,5 |
Общекультурное направление 34 |
||||
1 |
Азбука театра |
3 |
1,5 |
1,5 |
2 |
Школьная юморина |
4 |
0,5 |
3,5 |
3 |
В мире сказок |
4 |
1 |
3 |
4 |
Веселые мультики |
4 |
1 |
3 |
5 |
Праздники и традиции народов России |
7 |
2 |
5 |
6 |
Праздники и традиции народов страны |
5 |
2 |
3 |
7 |
Музейное дело |
4 |
2 |
2 |
8 |
Культурный человек |
3 |
1,5 |
1,5 |
Содержание рабочей программы
|
№ п/п |
Раздел, тема |
Формы и методы работы |
Планируемые личностные результаты |
Методическое информационно – техническое обеспечение |
Общеинтеллектуальное направление |
|||||
Уроки здоровья |
|||||
1 |
Я - ученик |
Беседа |
Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Формирование у младших школьников установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам |
Обучающие плакаты, карточки по темам, презентации и мультфильмы по темам. Игровой набор доктора. |
|
2 |
Школьные правила |
Викторина |
|||
3 |
Здоровье – это счастье |
Беседа, составление уголка |
|||
4 |
Режим дня |
||||
5 |
Гибкость, ловкость, быстрота |
Практический |
|||
6 |
Гигиена слуха |
Беседа |
|||
7 |
Лакомств тысяча, а здоровье одно |
Викторина |
|||
8 |
Если ты заболел |
Беседа, игра |
|||
9 |
Глаза наши верные помощники |
Беседа, игра |
|||
10 |
Скажи НЕТ вредным привычкам |
Беседа, выставка рисунков |
|||
|
Грамматика нравственности |
||||
1 |
Что мне нравится |
Беседа |
Формирование этически-ценных формам и способов поведения в отношениях с другими людьми, коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций |
Мультфильмы по темам |
|
2 |
«Нравится» и «Надо» |
Игра |
|||
3 |
Почему мы говорим неправду? |
Беседа, игра |
|||
4 |
Мои ценности |
Беседа |
|||
5 |
Учимся доброжелательности |
Беседа, игра |
|||
6 |
Об уважительном отношении к старшим |
Беседа, упражнение |
|||
7 |
Добро и благодарность |
Игра, упражнение |
|||
8 |
Мудрость моего народа |
Викторина |
|||
|
Букварь эмоций |
||||
1 |
Разговор о чувствах |
Беседа |
Формирование осознанного восприятия своих собственных эмоций (чувства, переживания), а также понимания эмоционального состояния других людей. Ознакомление с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. |
Мультфильмы по темам. Сюжетные картинки |
|
2 |
Наши чувства и действия |
Игра |
|||
3 |
Учимся понимать чувства других |
Упражнение |
|||
4 |
Когда опасен гнев? |
Беседа |
|||
5 |
Как я справляюсь со своим гневом |
Упражнение |
|||
6 |
Чего надо бояться |
Беседа, выставка рисунков |
|||
7 |
Ссора |
Беседа, упражнение |
|||
8 |
Наше настроение |
Беседа, игра |
|||
9 |
Как исправить настроение? |
Игра, упражнение |
|||
10 |
Как справится с упрямством? |
Беседа, упражнение |
|||
11 |
Я хозяин моих чувств. |
Беседа, игра |
|||
|
Секреты моего «Я» |
||||
1 |
Кто я? |
Игра, упражнение |
Воспитание своих характерных особенностей, предпочтений и социальных ролей, формирование возможности личного роста, понятия, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. |
Мультфильмы по темам |
|
2 |
Мои сильные и слабые стороны. |
Беседа, выставка рисунков |
|||
3 |
Большое значение маленьких радостей |
Беседа |
|||
4 |
Школьные трудности |
Беседа, игра |
|||
5 |
Домашние трудности |
Беседа, упражнение |
|||
Социальное направление |
|||||
1 |
Мой вклад в работу класса. |
Беседа |
ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия; приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе); |
Мультфильмы по темам. Картон, цв бумага, клей, сюжетные картинки, книги, фото и рисунки по темам, презентации |
|
2 |
Подарок малышам |
упражнение |
|||
3 |
Я выбираю книгу |
Беседа, упражнение |
|||
4 |
Мой дорогой учитель |
Беседа, упражнение |
|||
5 |
Этикет |
Беседа, инсценировка |
|||
6 |
Я принимаю гостей |
Беседа, инсценировка |
|||
7 |
Я иду в гости |
Беседа, инсценировка |
|||
8 |
Я на улице города |
Беседа, инсценировка, упражнение |
|||
9 |
Я в общественном транспорте |
Беседа, инсценировка, упражнение |
|||
10 |
Я и мои одноклассники |
Беседа, инсценировка |
|||
11 |
Я и мои друзья |
Беседа, инсценировка, выставка рисунков |
|||
12 |
Я и мои родители |
Беседа, инсценировка |
|||
13 |
Моя семья и родные |
Беседа, инсценировка, выставка фотографий |
|||
14 |
Я и другие взрослые |
Беседа |
|||
15 |
На приеме у врача |
Беседа, инсценировка |
|||
16 |
Как научиться договариваться? |
Беседа, упражнение |
|||
17 |
Кто я? |
Беседа |
|||
18 |
Мои способности |
Беседа |
|||
19 |
Моё детство |
Беседа, выставка фотографий |
|||
20 |
Я расту |
Беседа, выставка рисунков |
|||
21 |
Как взглянуть во взрослый мир? |
Беседа, упражнение, выставка рисунков |
|||
22 |
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. |
Беседа, практикум |
|||
23 |
В каждом человеке есть светлые и темные качества. |
Беседа, упражнение |
|||
24 |
Интеллигентный человек |
Беседа, инсценировка |
|||
25 |
Права и обязанности |
Беседа, викторина |
|||
26 |
Как разрешать конфликты мирным путем? |
Беседа, упражнение, инсценировка |
|||
Духовно-нравственное направление |
|||||
Природа вокруг нас |
|||||
1 |
Планета Земля – наш общий дом |
Беседа |
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; ценностное и творческое отношение к учебному труду, к природе.
|
Мультфильмы по темам, картинки по темам, сюжетные картинки, фото и рисунки по темам, презентации. |
|
2 |
Родная природа |
Викторина |
|||
3 |
Волшебное море |
Игра |
|||
4 |
Дары осени |
Изготовление поделок |
|||
5 |
Покорми птичек |
Беседа, практическая |
|||
6 |
Домашние питомцы |
Беседа, выставка фотографий |
|||
7 |
Природа родного края |
Беседа |
|||
8 |
Береги природу, человек |
Игра |
|||
Моя семья – мое богатство |
|||||
1 |
Бабушки и дедушки |
Беседа, выставка фотографий |
элементарные представления о различных профессиях; ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним
|
Мультфильмы по темам, презентации, тематические песни, фото и рисунки по темам, тематические картинки. |
|
2 |
День любимой мамы |
Беседа, инсценировка |
|||
3 |
Профессии в моей семье |
Беседа, выставка фотографий |
|||
4 |
Моя родословная |
Беседа |
|||
5 |
Таланты моих родных |
Беседа, выставка фотографий |
|||
6 |
Традиции и праздники в моей семье |
Беседа, выставка рисунков |
|||
Береги здоровье смолоду |
|||||
1 |
День здоровья |
Поход/ Прогулка |
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
|
Мультфильмы по темам. Тематические картинки и песни, рисунки и фото по темам. |
|
2 |
Здоровье – это здорово |
Игра |
|||
3 |
Вредные привычки |
Беседа, выставка рисунков |
|||
4 |
Режим дня |
Викторина |
|||
5 |
Если хочешь быть здоров |
Игра |
|||
Мой город – Нижний Тагил |
|||||
1 |
Улица моего детства |
Беседа, выставка фотографий |
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления о России как государстве, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; начальные представления о правах и обязанностях человека, о моральных нормах и правилах нравственного поведения; |
Мультфильмы по темам, видео о городе, песни о городе, фото и рисунки по темам, презентации |
|
2 |
История города |
Беседа, викторина |
|||
3 |
Культура в моем городе |
Экскурсия |
|||
4 |
Мой город в истории страны |
Беседа |
|||
5 |
Мое любимое место в городе |
Беседа, выставка рисунков |
|||
6 |
Достопримечательности города |
Экскурсия |
|||
Мы – граждане России |
|||||
1 |
Мои права и обязанности |
Викторина |
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, гражданско-правовое, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. Память о людях ВОв. |
Мультфильмы по темам, видеоролик и песни о России, фото и рисунки по темам, презентации |
|
2 |
Я люблю тебя, Россия |
Беседа, конкурс чтецов |
|||
3 |
Моя семья в истории страны |
Беседа, выставка фотографий |
|||
4 |
О героях былых времен |
Беседа |
|||
5 |
Великий день победы |
Беседа |
|||
6 |
Они сражались за Родину |
Конкурс рисунков, практический |
|||
Общекультурное направление |
|||||
1 |
Азбука театра |
Экскурсия, беседа. |
Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения; Умение рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках); Проявление чувств (восторг, радость и т.д.), самостоятельно читать книги, участвовать в концертах; Способность давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Мультфильмы по темам, песни по темам. |
|
2 |
Школьная юморина |
Беседа, упражнение, инсценировка |
|||
3 |
В мире сказок |
Беседа, игра, инсценировка |
|||
4 |
Веселые мультики |
Беседа, игра, упражнение |
|||
5 |
Праздники и традиции народов России |
Беседа, инсценировка, упражнение, выставка фотографий и рисунков |
|||
6 |
Праздники и традиции народов страны |
Беседа, инсценировка, упражнение, выставка фотографий и рисунков |
|||
7 |
Музейное дело |
Беседа, экскурсия, упражнение |
|||
8 |
Культурный человек |
Беседа, инсценировка, практикум |
|||
Используемая литература
3. Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.
4. Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
5. Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
Аннотация. Сведения об авторе
1. ФИО: Вржещ Анастасия Дмитриевна
2. Должность: учитель
3. Контактный телефон: 89655452090
Рабочая программа разработана для организации внеурочной работы для обучающихся с легкой умственной отсталостью в 4 Г классе.
Содержание данной программы ориентировано на воспитанников младшего звена.
Программа разработана на 2019-2020 учебный год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.