Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов
Оценка 5

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
14.01.2020
Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов
Программа составлена на основе требований ФГОС СОО
ПРОГРАММА ЯЗЫКОЗНАНИЕ.docx

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

 

«Основы языкознания»»

 

Срок реализации: 2020-2022 г.г.

 

 

 

                                                                                                                           Программа составлена учителем

                                                                                                                           русского языка и литературы

                                                                                                                           ГБОУ КШИ КККК

                                                                                                                           БЫЧКОВОЙ Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

    Программа внеурочной деятельности ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» на 2020-2021, 2021-2022 учебные годы составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); 

- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред.  Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г.  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Программа  подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования,  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993), обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

Программа  составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения кадет, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения кадет.
    Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне   среднего (полного) общего образования и основного общего образования  с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Основы языкознания» предназначена для работы в 10-11 классах в условиях реализации ФГОС СОО. Программа реализуется через кружковые занятия. Сроки реализации: 2020-2022 г.г.

Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 10-11 классов к прохождению итоговой аттестации, защите научно-исследовательской работы.

Задачи курса:

·        обогащение словарного запаса;

·        развитие устной и письменной речи;

·        работа над содержательной стороной слова;

·        активизация познавательных интересов в сфере языкознания;

·        развитие творческих способностей и мышления;

·        формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

·        формирование навыков в подготовке научно-исследовательских проектов.

 

1.     Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

·        понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

·        осознание эстетической ценности русского языка;

·        достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, как письменного, так и устного;

·        готовность к самостоятельной творческой деятельности;

·        нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

·        готовность и способность к самообразованию.

 

 

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

·        самостоятельная формулировка темы и цели занятия;

·        составление план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·        работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельность;

·        умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

·        использование ИКТ в решении поставленных задач;

·        ориентирование в различных источниках информации;

·        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Познавательные УУД:

·        умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·        пользование словарями, справочниками;

·        осуществление анализа работы;

·        установление причинно-следственные связи;

·        построение рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·        адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

·        высказывание и обоснование своей точки зрения;

·         использованиеязыковых средств в соответствии с ситуацией общения

·        умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·        умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

 

Предметные:

·     формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

·     способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

·     свободное использование словарного запаса;

·     формирование понятий о нормах современного русского литературного языка;

·     владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

·     владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

·     владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

·     научиться писать сочинения различного типа речи, включая итоговое и сочинение ЕГЭ, умело приводя аргументы;

·     владение формами обработки информации исходного текста, составление кластеров;

·     работа с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

 

Методы, формы работы, используемые технологии.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

 

Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающее.

 

2. Содержание учебного предмета, курса.

Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия по программе курса «Основы языкознания» позволяют учащимся наблюдать лексическую сторону слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте, в устной речи. Занятия направлены на обогащение словаря, развитие речи учащихся, формирование креативного мышления у ребят. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний, в отработке полученных навыков, в умении применять их на практике, включая учебно-исследовательскую деятельность и подготовку к итоговой аттестации. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего (полного) общего образования.

Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

 

Программа рассчитана на 34 недели -( по 1 часу в неделю в каждом классе).

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть, которая предусматривает исследовательский подход к материалу, и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки в речевом общении, умении анализировать тексты).

·        Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности употребления слова и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ, умению креативно мыслить, строить рассуждения от простого к сложному.

·        Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания путем развития интереса обучающихся к дополнительному материалу по предмету.  Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами, кластерами, таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

 

Первый год обучения (10 класс)

 

№п/п

Раздел

Количество часов

1.

Основы устной речи (Фонетика. Интонация)

2

2.

Русское словообразование. (Морфемика. Словообразование.  Этимология)

7

3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография)

7

4.

Тайны русской лексики. (Лексика. Фразеология)

6

5.

Основы морфологии. (Морфология)

 

 

7

6.

Речевой этикет.

4

7.

Обобщающее занятие.

1

 

Итого

34

 

Календарно-тематическое планирование

(первый год обучения. 10 класс)

 

   Название раздела

         Тема

Количество часов

                Раздел 1

Основы устной речи (Фонетика. Интонация.)

 

1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2.. Какова роль интонации в устной речи?

(2 ч.)

1 ч.

1 ч.

                Раздел 2

Русское словообразование. (Морфемика. Словообразование.  Этимология)

 

1.Словообразовательная модель слова.

2. Составление «гнезда» однокоренных слов

3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

4.Этимология слов. Работа со словарями

5.Сказочные превращения слов.

6-7 Презентация творческойработы по разделу.

(7ч.)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

                Раздел 3

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография.)

 

1. Госпожа Орфография.

2. В чём секрет правописания морфем?

3. Орфограмма в корне.

4. Орфограмма в суффиксах различных частей речи.

5. Орфограмма в окончаниях различных частей речи.

6. Составление алгоритмов для выполнения заданий ЕГЭ, связанных с орфографией.

7. Составление тестов по орфографии.

(7 ч.)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

 

1 ч.

                 Раздел 4

Тайны русской лексики. (Лексика. Фразеология)

 

1.Словарный состав русского языка

 2. Слова в художественном тексте. Как сделать текст красивым?

3. Зачем нужны фразеологизмы?

4.Фразеология в художественных произведениях.

5-6. Научно-исследовательская работа по разделу. Этапы работы. Выбор тем.

(6 ч.)

1 ч.

1 ч.

 

1ч.

1 ч.

2ч.

                Раздел 5

Основы морфологии. (Морфология)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Отличие самостоятельных и служебных частей речи.

2.В чём секрет глагола и его форм?

3.Как и когда использовать производные предлоги?

4. Коварные частицы НЕ и НИ.

5. Междометия. Их роль в тексте.

6.Творческий ринг по разделу.

7. Аукцион знаний. Грамматике учиться всегда пригодится.

 

(7 ч.)

                  Раздел 6

   Речевой этикет

 

1.Правила речевого этикета.

2. Роль слова в общении со сверстниками.

3-4.Презентации по научно-исследовательской деятельности

(4 ч.)

1 ч.

1 ч.

2 ч.

             Раздел 7

Обобщающее занятие

 

Аукцион знаний

1 ч.

ИТОГО

 

34 часа

                                                         

 

 

 

 

 Второй год обучения (11класс)

 

№п/п

Раздел

Количество часов

1.

Речь и чтение.

7

2.

Лингвистика.

5

3.

Русская письменность.

5

4.

Устная и письменная речь.

7

5.

Синтаксис и пунктуация.

 

8

6.

Подведение итогов

2

 

Итого

34

 

 

Календарно-тематическое планирование

(первый год обучения. 10 класс)

 

 

Название раздела

Тема

Количество часов

Раздел 1

Речь и чтение.

 

1.Монолог. Виды монолога.

2. Диалог. Виды диалога.

 3.Культура чтения.

 4. Абзац.

 5. Элементы абзаца.

6-7. Пишем сочинение-эссе.

(7ч.)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

        Раздел 2

Лингвистика.

 

1-2. Основные разделы лингвистики.

3-4. Выдающиеся отечественные лингвисты.

5. Защита презентаций по разделу.

(5 ч.)

2 ч.

2 ч.

1 ч.

       Раздел 3

 Русская письменность.

1. История русской письменности.

2-3. Правила нормативного произношения.

4-5. Коварные ударения.

(5 ч.)

        Раздел 4

Устная и письменная речь

 

1-2. Типы речи. Рассуждение по проблеме текста.

3.Стили речи. Стилистические ловушки.

4. Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития

5.Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности.

6. Особенности СМС-сообщений.

7. Творческая работа по разделу.

(7ч.)

        Раздел 5

Синтаксис и пунктуация

 

1.     Основные единицы синтаксиса.

  2.Элементы интонации в предложении.

  3. Пунктуация в простом предложении.

  4-5. Трудные вопросы пунктуации в простом осложненном предложении.

 6-7. Секреты сложного предложения.

8.Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

(8 ч.)

     Раздел 6 

Подведение итогов

 

Защита научно-практических работ

(2ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение

 

1. ЕГЭ 2020. Русский язык. 111 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.

2.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.

3.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.

4. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.

 

Электронные образовательные ресурсы.

 

·        ege.yandex.ru— официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

·        4ege.ru- ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ . Вся информация о ЕГЭ.

·        school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа

·        alleng.ru/- сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое

 

 

 

 

 

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов

Программа внеурочной занятости "Основы языкознания" для 10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020