ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
|
|
Программа внеурочной деятельности
«Основы языкознания»»
Срок реализации: 2020-2022 г.г.
Программа составлена учителем
русского языка и литературы
ГБОУ КШИ КККК
БЫЧКОВОЙ Е.Ю.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» на 2020-2021, 2021-2022 учебные годы составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993), обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
Программа составлена с целью
дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения
результативности обучения кадет, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения
гигиенических требований к условиям обучения кадет.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего
(полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов
обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Программа внеурочной деятельности «Основы языкознания» предназначена для работы в 10-11 классах в условиях реализации ФГОС СОО. Программа реализуется через кружковые занятия. Сроки реализации: 2020-2022 г.г.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 10-11 классов к прохождению итоговой аттестации, защите научно-исследовательской работы.
Задачи курса:
· обогащение словарного запаса;
· развитие устной и письменной речи;
· работа над содержательной стороной слова;
· активизация познавательных интересов в сфере языкознания;
· развитие творческих способностей и мышления;
· формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
· формирование навыков в подготовке научно-исследовательских проектов.
1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
· осознание эстетической ценности русского языка;
· достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, как письменного, так и устного;
· готовность к самостоятельной творческой деятельности;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· самостоятельная формулировка темы и цели занятия;
· составление план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельность;
· умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
· использование ИКТ в решении поставленных задач;
· ориентирование в различных источниках информации;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Познавательные УУД:
· умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользование словарями, справочниками;
· осуществление анализа работы;
· установление причинно-следственные связи;
· построение рассуждения;
Коммуникативные УУД:
· адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.
· высказывание и обоснование своей точки зрения;
· использованиеязыковых средств в соответствии с ситуацией общения
· умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные:
· формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
· способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
· свободное использование словарного запаса;
· формирование понятий о нормах современного русского литературного языка;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
· научиться писать сочинения различного типа речи, включая итоговое и сочинение ЕГЭ, умело приводя аргументы;
· владение формами обработки информации исходного текста, составление кластеров;
· работа с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающее.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия по программе курса «Основы языкознания» позволяют учащимся наблюдать лексическую сторону слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте, в устной речи. Занятия направлены на обогащение словаря, развитие речи учащихся, формирование креативного мышления у ребят. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний, в отработке полученных навыков, в умении применять их на практике, включая учебно-исследовательскую деятельность и подготовку к итоговой аттестации. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего (полного) общего образования.
Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа рассчитана на 34 недели -( по 1 часу в неделю в каждом классе).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть, которая предусматривает исследовательский подход к материалу, и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки в речевом общении, умении анализировать тексты).
· Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности употребления слова и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ, умению креативно мыслить, строить рассуждения от простого к сложному.
· Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания путем развития интереса обучающихся к дополнительному материалу по предмету. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами, кластерами, таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первый год обучения (10 класс)
№п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Основы устной речи (Фонетика. Интонация) |
2 |
2. |
Русское словообразование. (Морфемика. Словообразование. Этимология) |
7 |
3. |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография) |
7 |
4. |
Тайны русской лексики. (Лексика. Фразеология) |
6 |
5. |
Основы морфологии. (Морфология)
|
7 |
6. |
Речевой этикет. |
4 |
7. |
Обобщающее занятие. |
1 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
(первый год обучения. 10 класс)
Название раздела |
Тема |
Количество часов |
Раздел 1 Основы устной речи (Фонетика. Интонация.) |
1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. 2.. Какова роль интонации в устной речи? |
(2 ч.) 1 ч. 1 ч. |
Раздел 2 Русское словообразование. (Морфемика. Словообразование. Этимология) |
1.Словообразовательная модель слова. 2. Составление «гнезда» однокоренных слов 3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова? 4.Этимология слов. Работа со словарями 5.Сказочные превращения слов. 6-7 Презентация творческойработы по разделу. |
(7ч.) 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
Раздел 3 Секреты письменной речи. (Графика. Орфография.) |
1. Госпожа Орфография. 2. В чём секрет правописания морфем? 3. Орфограмма в корне. 4. Орфограмма в суффиксах различных частей речи. 5. Орфограмма в окончаниях различных частей речи. 6. Составление алгоритмов для выполнения заданий ЕГЭ, связанных с орфографией. 7. Составление тестов по орфографии. |
(7 ч.) 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.
1 ч. |
Раздел 4 Тайны русской лексики. (Лексика. Фразеология) |
1.Словарный состав русского языка 2. Слова в художественном тексте. Как сделать текст красивым? 3. Зачем нужны фразеологизмы? 4.Фразеология в художественных произведениях. 5-6. Научно-исследовательская работа по разделу. Этапы работы. Выбор тем. |
(6 ч.) 1 ч. 1 ч.
1ч. 1 ч. 2ч. |
Раздел 5 Основы морфологии. (Морфология)
|
1.Отличие самостоятельных и служебных частей речи. 2.В чём секрет глагола и его форм? 3.Как и когда использовать производные предлоги? 4. Коварные частицы НЕ и НИ. 5. Междометия. Их роль в тексте. 6.Творческий ринг по разделу. 7. Аукцион знаний. Грамматике учиться всегда пригодится.
|
(7 ч.) |
Раздел 6 Речевой этикет |
1.Правила речевого этикета. 2. Роль слова в общении со сверстниками. 3-4.Презентации по научно-исследовательской деятельности |
(4 ч.) 1 ч. 1 ч. 2 ч. |
Раздел 7 Обобщающее занятие |
Аукцион знаний |
1 ч. |
ИТОГО |
|
34 часа |
Второй год обучения (11класс)
№п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Речь и чтение. |
7 |
2. |
Лингвистика. |
5 |
3. |
Русская письменность. |
5 |
4. |
Устная и письменная речь. |
7 |
5. |
Синтаксис и пунктуация.
|
8 |
6. |
Подведение итогов |
2 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
(первый год обучения. 10 класс)
Название раздела |
Тема |
Количество часов |
Раздел 1 Речь и чтение. |
1.Монолог. Виды монолога. 2. Диалог. Виды диалога. 3.Культура чтения. 4. Абзац. 5. Элементы абзаца. 6-7. Пишем сочинение-эссе. |
(7ч.) 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. |
Раздел 2 Лингвистика. |
1-2. Основные разделы лингвистики. 3-4. Выдающиеся отечественные лингвисты. 5. Защита презентаций по разделу. |
(5 ч.) 2 ч. 2 ч. 1 ч. |
Раздел 3 Русская письменность. |
1. История русской письменности. 2-3. Правила нормативного произношения. 4-5. Коварные ударения. |
(5 ч.) |
Раздел 4 Устная и письменная речь |
1-2. Типы речи. Рассуждение по проблеме текста. 3.Стили речи. Стилистические ловушки. 4. Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития 5.Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности. 6. Особенности СМС-сообщений. 7. Творческая работа по разделу. |
(7ч.) |
Раздел 5 Синтаксис и пунктуация |
1. Основные единицы синтаксиса. 2.Элементы интонации в предложении. 3. Пунктуация в простом предложении. 4-5. Трудные вопросы пунктуации в простом осложненном предложении. 6-7. Секреты сложного предложения. 8.Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. |
(8 ч.) |
Раздел 6 Подведение итогов |
Защита научно-практических работ |
(2ч.) |
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. ЕГЭ 2020. Русский язык. 111 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2019.
2.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
3.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
4. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
Электронные образовательные ресурсы.
· ege.yandex.ru— официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
· 4ege.ru- ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ . Вся информация о ЕГЭ.
· school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
· alleng.ru/- сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.