РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Вокально-театральной студии «Мелодия»
для 5-8 классов
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Жданова Р.С.
учитель музыки
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка 3
Раздел 2. Основные направления деятельности 8
Раздел 3 Учебно - тематический план 15
Раздел 4. Содержание программы
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование 21
Раздел 6. Материально – техническое и методическое 23
обеспечение программы
Раздел 7 Примерный песенный репертуар 33
Раздел 8 Список литературы 34
Раздел 9 Список полезных интернет ресурсов 35
для педагога.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной.
Модифицированная программа— программа, при разработке которой за основу берётся другая, сходная по содержанию, направлению деятельности образовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации.
Нормативно-правовые документы
Согласно утвержденным Требованиям к программам дополнительного образования для детей (Приказ МОН ДНР №392 от 11.08.2015г.) в них могут быть внесены следующие изменения:
При составлении данной программы составитель руководствовалась Законом об образовании Донецкой Народной Республики, Требованиями к программам дополнительного образования для детей.
Образовательный процесс программы определяют и регламентируют следующие государственные и ведомственные нормативные документы:
● Конституция Донецкой Народной Республики.
● Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).
● Концепция развития дополнительного образования детей, утверждѐнная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
● Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодѐжи, утверждѐнная приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодѐжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.
● Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодѐжи Донецкой Народной Республики, утверждѐнная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 г. № 815.
● Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодѐжи Донецкой Народной Республики, утверждѐнная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.
● Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждѐнное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.
● Требования к программам дополнительного образования детей, утверждѐнные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.
● Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.
● Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 августа 2021 года ПР-1808ГС.
● Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года Пр-1806.
● Протокол заседания Совета Министерства Просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров, студий в образовательных организациях субъектов Российской Федерации № 1 от 24 марта 2022 года.
● Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ- 1067/06.
● Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. № К-31/06пр.
● Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам
создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83.
(Приказ МОН ДНР №392 от 11.08.2015г.), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей по своему характеру является развивающей и обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
Программа составлена на основе программы дополнительного образования детей во внеурочной деятельности театр – студия «МЕЛОДИЯ» Программа составлена на основе программы дополнительного образования детей «Поём вместе» (составитель Анникова Анна Васильевна – методист учреждения дополнительного образования «Харцызский Центр детского и юношеского творчества»; Копылова Елена Владимировна – руководитель Образцового художественного коллектива «Вокально-хоровая студия «Гармония» учреждения дополнительного образования «Харцызский Центр детского и юношеского творчества»; Климец Евгений Владимирович – руководитель кружка «Идеальный голос» учреждения дополнительного образования «Харцызский Центр детского и юношеского творчества», .Донецк, Истоки 23015г. на основе программы Гумель И.В., педагог дополнительного образования), г. Санкт-Петербург, 2011 год.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная образовательная программа по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой.
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, конкурсы, фестивали всех уровней).
Музыка - один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение - это исполнение музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания. В кружке вокального пения могут заниматься дети всех возрастов при наличии у них желания заниматься сольным и вокальным пением.
При зачислении в кружок ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.
Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» ребёнка и на их основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.
Занятие в кружке проводится 1 раз в неделю по 1 часу. Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития детей, но и общим воспитательным задачам школы. Педагогу необходимо следить за успеваемостью учащихся в школе, поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями.
Большое значение в работе педагога имеют беседы, направленные на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора обучающихся (беседы о музыке, композиторах, анализ музыкальных и литературных текстов, сведения о поэтах, прослушивание звуко и видео записей профессиональных певцов). К обучающимся, занимающимся в вокальном кружке, приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения. Посещение вокального кружка - это еще и занятость детей и подростков различными формами организованного отдыха.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Необходимо знать специфику и природу развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии ребёнка. Голоса школьников в процессе развития можно разделить на 3 основные группы:
1. голоса чисто детские
2. голоса формирующиеся
3. голоса сформировавшиеся
Голоса 1-й группы (чаще всего дети в возрасте 10 лет ) характеризуются мягким голосовым звучанием, воспитание голоса в этом возрасте сводится к поддержанию легкого звучания и охране детей от крикливого пения. Обычный диапазон голосов у обучающихся этого возраста: До - 1 и Ре - 2.
Голоса 2-й группы (наиболее часто в возрасте 11 - 15 лет ) находятся в стадии формирования, зависят от психологического развития детей, их физического роста, в частности их гортани. Этот период характеризуется большей плотностью и яркостью звучания голосов. Диапазон этой группы простирается от Си - До - 1 до Фа - 2. Занятия с мальчиками необходимо строить так, что бы не испортить голосовые связки, т.к. в этом возрасте происходит мутация голоса.
В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотной слух, интонация, чувство ритма.
При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально певческие способности детей, но и содействует их эстетическому развитию, а так же высоких нравственных качеств.
Весь репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся кружка. Нужно разумно сочетать произведения различной сложности.
При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика, романтика, лирика, патриотизм и др.
Данная программа предназначена на 1 год курса обучения.
Вокальная группа это учащиеся 10 - 15 лет. Для них занятия строятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Программа так же предполагает включение детей в многообразную внеурочную деятельность: конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выпуски музыкальных газет, игры и т.д.
Программа будет успешно реализована:
• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения. Программа вокального кружка предназначена для обучающихся 5 – 8 классов средних учебных заведений.
Главной целью кружковой работы является создание условий для максисально эффективного, целостного развития личности ребенка, создание условий для раскрытия и развития таланта, совершенствование умений и навыков, полученных на уроках музыкального искусства, повышение мастерства и развитие вокальных способностей обучающихся.
Содержание программы четко выраженную музыкальную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий. Программа основана на интеграции компьютерных и современных образовательных технологий, которые используются путем освоения техник вокального развития.
Раздел 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
I. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетноедирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, nonlegato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по 6
возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения – частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
II. Музыкально-теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы).Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов:сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы – до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности – от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем – нижний. После этого следует соединение тетрахордов;
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов – ля, ле, лю.Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
– выше, высокие слоги («динь-динь»);
– чуть ниже («дан-дан»);
– еще ниже («дон-дон»).
Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр – это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра – залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.
Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.
Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.
III. Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкальлного произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
IV. Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагога.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.
Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
6) анализ занятия;
6) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
Методическое обеспечение программы .
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), проигрыватель, грампластинки, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу , сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка : учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Принципы образовательной деятельности.
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
Это принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики. Направлен на человека как полноценно функционирующую личность, которая видится как развивающаяся личность, а не застывший результат.
2. Принцип адаптивности.
Данный принцип выступает как конкретизация личностно -ориентированного и ситуационного подходов, побуждает быть гибким, мобильным, максимально учитывать интересы, установки, потребности, ценности, возможности детей и действовать всегда на основе такого учёта и индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Принцип природоспособности.
Этот принцип предполагает воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей. Главные признаки:
- создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребёнка;
- определение методов обучения не содержанием образования, а врождёнными способностями детей;
- информирование полезных привычек;
- установление количества изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей ребёнка;
- стимулирование у каждого ребёнка индивидуального своеобразия;
- постоянная направленность на достижение конечной цели образования, т.е. на творческое развитие личности.
Этой же цели способствует определение мотивации познавательной деятельности каждого ребёнка.
4. Принцип увлекательности.
Данный принцип направлен на организацию деятельности несовместимой с равнодушием, рассчитан на завоевание души ребёнка, развитие у него устойчивого интереса к данному виду художественно - эстетического творчества.
5. Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности.
Направлен на поиск закономерностей, на утверждение ценностей творчества, новаторства в детском коллективе. Очень важно создать условия для развития творческих способностей каждого ребёнка в объединении.
6. Принцип ценностной и целевой направленности.
Ориентируется на результаты. Например: формирование профессионального певческого голоса.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
Цель и задачи программы.
Цель программы:
Развивать у детей качества, значимые для занятий сольным пением эстетический вкус, творческую самостоятельность, нравственные качества, интерес и любовь к музыке и пению.
Задачи программы:
• Формирование у детей основных вокальных навыков;
• Развивать звуковой слух, чистоту интонирования, чувство ритма, научить каждого обучающегося правильно и грамотно петь;
• Создавать условия для гармоничного развития личности каждого ребёнка, раскрытие всех его способностей к художественному творчеству;
Способствовать формированию умения самостоятельно выбирать репертуар;
• Привлечь детей к регулярному посещению занятий и формированию коллектива.
Учебно - тематическое планирование.
При разработке учебно - тематического плана учитываются мотивы, являющиеся наиболее значимыми для каждой возрастной группы. Кроме того, важно учитывать доминирующие виды деятельности, которые на данном этапе развития ребёнка является ведущими в его становлении.
Для денного возраста характерны следующие мотивы деятельности:
- потребность, стремление приобрести знания;
- потребность в общении.
- потребность занять своё место в коллективе;
- выделение лидерства;
- потребность личной самооценки;
- стремление приобщаться к жизни и деятельности взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра;
- учебная деятельность;
- сочинительство.
- учебная;
- общение особенно с другими подростками;
- личное общение.
Основные направления развития по программе:
· развитие слуха;
· развитие вокальных данных;
· развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных навыков);
· теоретическая часть дается в форме бесед и просмотра видеоматериала, подкрепляется коллективным обсуждением увиденного.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоционально - и информационно-насыщенной.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3. Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».3
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см.4
литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-предоставление об искусстве вокала (что такое песня и для чего она нужна);
-об оформлении музыкального класса;
-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
-о форме одежды;
-как создать определенный образ в исполнении песни.
Должны научиться, должны уметь:
· слушать и слышать музыку;
· вовремя вступать после музыкального вступления;
· движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
· ритмично двигаться под музыку;
· красиво выходить на сцену;
· ориентироваться в пространстве сцены;
· красиво уходить со сцены.
По окончании каждого года обучения проводиться подведение итогов. Дети принимают участие в различных конкурсах и концертах.
Программа вокального кружка предназначена для учащихся 5-9 классов. Занятия 1 час в неделю.
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на школьных и районных мероприятиях.
Раздел 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименование разделов/тем |
Количество часов
|
|
||||
всего |
теория |
практика |
|
||||
|
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
|
||
|
Вокальная работа. |
18 |
2 |
16 |
|
||
|
Творчество и импровизация. |
3 |
1 |
2 |
|
||
|
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. |
4 |
1 |
3 |
|
||
|
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. |
4 |
- |
4 |
|
||
|
Концертно – исполнительская деятельность. |
4 |
- |
4 |
|
||
|
Итого |
34 |
5 |
29 |
|
||
№ |
Название раздела, содержание |
Количество часов
|
|||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планирование работы на год. |
1 |
1 |
- |
|||
2. |
Вокальная работа. Теория (2ч.) Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний. Тема1. Как влияет музыка на жизнь человека. Тема 2. «Учитель перед именем твоим…» Тема3. «Что такое осень» Тема 4. Любовь и жизнь День матери. Тема 5 Что такое Новый год. Практика(15ч.) Певческая установка. Постановка спектакля «Новый год наоборот». Дыхание. Распевание. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Работа над мелодической линией и над художественным образом песни. |
17
|
0,5
0,5 0,25 0,25 0,25 0,25
|
15
3 3 3 4 3 |
|||
3. |
Творчество и импровизация. Теория (1ч.) Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении. Тема 6. «На безымянной высоте». Практика (1ч.) Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. Работа над художественным образом песни. |
3 |
1 |
2 |
|||
4. |
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Тема 7 «Хорошо, что у мамы есть я» . Теория (1ч.) Беседа о необходимости знать творчество других народов (России, Украины, Беларуси и др.). Практика (2ч.) Разучивание произведений народов России, Украины, Беларуси. Знакомство с народной песней и жанрами народных песен о матери. |
3 |
1 |
2 |
|||
5. |
Тема 8 «Весенняя капель» Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Теория (1ч.) Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Практика (4ч.) Разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров. |
5 |
1 |
4 |
|||
6. |
Тема 9 «Салют Победы» Тема 10 «Когда уйдем со школьного двора». Концертно – исполнительская деятельность. Практика (5ч.) Выступление на праздниках , концертах. Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара. Разбор интерпретации исполнения песни . |
6 |
0,5 0,5 |
5 |
|||
|
Итого: |
34 |
6 |
28 |
|||
Раздел 5. Календарно – тематическое планирование.
№ п.п. |
№
|
Дата
|
Раздел, тема занятия |
Количество часов
|
Примечание |
||||
план |
факт |
||||||||
1. |
1 |
05.09.22 06.09.22
|
|
Вводное занятие. Тема 1. Как влияет музыка на жизнь человека. Инструктаж по ТБ. Планирование работы на год. |
1 |
|
|||
2. |
2 |
12.09.22 13.09.22 |
|
Вокальные навыки – применение в интонационных упражнениях. Певческая установка. |
1 |
Посадка певца, положение корпуса, головы. |
|||
3. |
3 |
19.09.22 20.09.22 |
|
Артикуляция. Манера исполнения. |
1 |
Навыки пения сидя и стоя. |
|||
4. |
1 |
26.09.22 27.09.22 |
|
Тема 2. «Учитель перед именем твоим». Естественный свободный звук без крика и напряжения. |
1 |
Интонирование и движения под музыку. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
|
|||
5. |
2 |
03.10.22 04.10.22 |
|
Использование певческих навыков в произведениях разных жанров. |
1 |
Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). |
|||
6. |
3 |
10.10.22 11.10.22 |
|
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. Смена дыхания в процессе пения. |
1 |
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое.
|
|||
7. |
1 |
17.10.22 18.10.22 |
|
Тема 3. «Что такое осень». Разучивание песни Импровизация – игра. |
1 |
Раскрепощение исполнителя. |
|||
8. |
2 |
24.10.22 25.10.22 |
|
Певческая позиция. Работа над дикцией и артикуляцией. |
1 |
Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). |
|||
9. |
3 |
07.11.22 08.11.22 |
|
Художественный образ в песне. Средства выразительности. |
1 |
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. |
|||
10. |
1 |
14.11.22 15.11.22 |
|
Тема 4. Любовь и жизнь День матери. Знакомство с произведениями разных жанров. |
1 |
Пение под фонограмму - заключительный этап работы. |
|||
11. |
2 |
21.11.22 22.11.22 |
|
Интонационная работа над артикуляцией. |
1 |
Формировать у детей культуру поведения на сцене. |
|||
12. |
3 |
28.11.22 29.11.22 |
|
Певческая установка. Дыхание. |
1 |
|
|||
13. |
4 |
05.12.22 06.12.22 |
|
Сценическая культура, работа над сценическим движением. |
1 |
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. |
|||
14. |
1 |
12.12.22 13.12.22 |
|
Тема 5 Что такое Новый год. Игра-импровизация. |
1 |
Постановка спектакля «Новый год наоборот» |
|||
15. |
2 |
19.12.22 20.12.22 |
|
Подготовка к новогоднему мероприятию. |
1 |
Постановка спектакля «Новый год наоборот» |
|||
16. |
3 |
26.12.22 27.12.22 |
|
Участие в новогоднем мероприятии. |
1 |
Постановка спектакля «Новый год наоборот» |
|||
17. |
4 |
09.01.23 10.01.23 |
|
Произведения различных жанров. Певческая позиция. |
1 |
|
|||
18. |
5 |
16.01.23 17.01.23 |
|
Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков. |
1 |
|
|||
19. |
1 |
23.01.23 24.01.23 |
|
Тема 6. «На безымянной высоте» День защитника Отечества. |
1 |
Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием. |
|||
20. |
2 |
30.01.23 31.01.23 |
|
Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра. |
1 |
|
|||
21. |
1 |
06.02.23 07.02.23 |
|
Тема 7 «Хорошо, что у мамы есть я». |
1 |
Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни. |
|||
22. |
2 |
13.02.23 14.02.23 |
|
Интонационные упражнения на разные типы дыхания. продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). |
1 |
Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). |
|||
23. |
3 |
20.02.23 21.02.23 |
|
Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка. |
1 |
Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение |
|||
24. |
4 |
27.02.23 28.02.23 |
|
Певческая установка. Тембр – краски голоса. Выразительные особенности. |
1 |
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа |
|||
25. |
1 |
06.03.23 07.03.23 |
|
Тема 8 «Весенняя капель» Владение голосовым аппаратом – диапазон. |
1 |
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. |
|||
26. |
2 |
13.03.23 14.03.23 |
|
Участие в Отчётном концерте. |
1 |
Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры |
|||
27. |
3 |
27.03.23 28.03.23 |
|
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. согласных |
1 |
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание
|
|||
28. |
4 |
03.04.23 04.04.23 |
|
Художественный образ в песне. Средства выразительности. |
1 |
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. |
|||
29. |
1 |
10.04.23 11.04.23 |
|
Тема 9 «Салют Победы» Манера исполнения. песен без сопровождения Артикуляция. |
1 |
. Выработка ритмической устойчивости в умеренных Формирование чувства ансамбля при соотношении простейших длительностей темпах (четверть, восьмая, половинная). |
|||
30. |
2 |
17.04.23 18.04.23 |
|
Интонирование и движения под музыку. |
1 |
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). |
|||
31. |
3 |
24.04.23 25.04.23 |
|
Вокальная работа – чистота интонации, фразировка. |
1 |
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных |
|||
32. |
1 |
15.05.23 02.05.22 |
|
Тема 10 «Когда уйдем со школьного двора». Певческая позиция – музыкальная прогулка. |
1 |
|
|||
33. |
2 |
22.05.23 16.05.23 |
|
Интонационные упражнения. Использование певческих навыков. Художественный образ песни. |
1 |
|
|||
34. |
3 |
29.05.23 23.05.23 |
|
Движение под музыку. Сценическая культура. |
1 |
|
|||
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные результаты
В процессе обучения по данной программе развиваются музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура учащихся, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера, умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella.
Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.
Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.
В течение учебного года во внеурочное время производятся: концерты, мероприятия для учащихся и родителей: а также участие в Отчётном концерте, школьных конкурсах, фестивалях.
К концу года обучающиеся знают:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- основные жанры песенного искусства;
- некоторые основы нотной грамоты.
- жанры вокальной музыки;
- певческую установку;
- типы дыхания;
- особенности средств музыкальной выразительности
(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).
- стилистические особенности произведений;
- физиологические особенности голосового аппарата;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа.
Понимают:
- по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,
начало звукоизвлечения и его окончание);
- место дикции в исполнительской деятельности.
Умеют:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь выразительно, осмысленно.
- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения
и его окончание);
- произведения различных жанров;
- элементарные представления о работе резонаторов, выработку ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции.
- технику вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыки четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- художественную выразительности исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью)
Умеют:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- работать с профессиональной фонограммой «минус»,
-самостоятельно работать с иностранным текстом произведения,
- правильно применять микрофон.
Владеют:
-навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;
-основами пения (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);
- музыкальным слухом и чувством ритма;
- навыком эмоционального выражения.
Формы подведения итогов реализации программы.
Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.
Раздел 6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Тема или раздел программы |
Формы занятий |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
1 |
Вокальная работа. |
Беседа. Объяснение. Показ. |
Фонопедические, ритмические, дикционные упражнения. Наглядные пособия. Музыкальное сопровождение. |
Заключительный контроль в конце занятия |
2 |
Игра и движения под музыку |
Музицирование, показ, пение, |
Познавательные игры, викторина, сюжетные импровизации, инсценировка песен. Музыкальное сопровождение |
Текущий контроль и самоконтроль |
3 |
Концертная деятельность |
Участие в концертах |
Творческая деятельность. Музыкальное сопровождение |
Итоговый контроль |
4 |
Импровизация |
Игра – импровизация |
Короткие вокальные, ритмические заготовки, отстукивание ритма, сочинение фраз |
Текущий контроль и самоконтроль |
5 |
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. |
Показ, анализирование |
Аудио и видеозаписи выступлений |
Текущий контроль и самоконтроль |
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):
- учебно-практического оборудования: музыкальный инструмент, аудиторская доска с магнитной поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий, мебель для учебных пособий и методической литературы; звуковоспроизводящая аппаратура ; звукоусиливающая аппаратура.
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, экран или телевизор, CD / DVD– проигрыватели, слайд-проектор;
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Техническое оснащение занятий осуществляется с использованием музыкального центра, фортепиано с целью музыкального сопровождения.
Заключение.
В данной образовательной программе учебная деятельность рассматривается как составляющая часть целостного воспитательного процесса на занятиях, смотрах, концертах.
Приобретение знаний сопровождается процессом развития личности ребёнка, которая является основным объектом воспитания, как носитель социально - ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющая своё « Я ».
Система дополнительного образования, благодаря заложенной в ней вариативности и адаптивности к требованиям жизни, может являться хорошей базой развития творческих способностей воспитанников.
На основе анализа результатов по данной программе обучение можно сформулировать следующие условия, при которых могут развиваться творческие и интеллектуальные способности обучающихся:
- если вся учебная и внеурочная деятельность будет сориентирована на развитие и саморазвитие творческой личности педагога и ребёнка;
- выявление индивидуальных особенностей детей;
- при формировании межличностных отношений. Способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса учащихся дополнительного образования.
Раздел 7. Примерный песенный репертуар.
Колоски звенят в полях (муз. К. Мяскова, сл. В. Морданя, пер. с укр. А. Ковальчука)
Мы хлеборобами будем (муз.Ю. Чичкова, сл. П. Синявского)
Кто добрее всех на свете сл., муз. Людмилы Мельниковой
Здравствуй, школа! сл., муз. Виталия Алексеева
Блины, русская народная песня
Мама сл.,муз. Л.Мельниковой
Мамина улыбка сл.,муз.Е.Цыбров
Веселая песенка сл.,муз.А.Ермолова
Главный праздник сл.,муз. Н. Мухамеджановой
Дружба - это не работа из реп.гр. Барбарики
А закаты алые сл. Осошник Н., муз.Осошник В.
Школа – наш дом из реп.детской вокальной студии «Орфей»
Учителя столицы сл, муз.А.Ермолова
Учителя сл.В.Борисова, муз.А.Ермолова
В чем, Россия, счастье твое сл. муз. Обухова Елена
Мама сл.,муз.МарииЕчиной
Наш дом сл.В.Счастливого, муз.В. Мерцалова
Мой дед уходил на войну из реп.гр. Волшебный микрофон
Белые птицы из реп.ансамбля «Непоседы»
Здравствуй,родина моя» сл.К.Ибряева, муз. Ю.Чичкова
Раздел 8. Список рекомендуемой литературы для педагога.
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
Раздел 9. Список полезных интернет – ресурсов для педагога.
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.