Динамика. Громкость и тишина в музыке.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная динамика.
Задачи урока:
Дидактические: сформировать знания основ музыкального творчества великого немецкого композитора Л. Бетховена; научить анализировать музыкальные произведения; познакомить с основными понятиями динамики (forte, piano, crescendo, diminuendo)
Развивающие: развивать мыслительные способности учащихся; развивать интерес к музыке через творческое самовыражения; развивать музыкальный слух, вокальные способности
Воспитательные: приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки Л. Бетховена; способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к классической и популярной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приёмы, используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных
Открытый урок.docx
Динамика. Громкость и тишина в музыке.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления
того, что значит музыкальная динамика.
Задачи урока:
Дидактические: сформировать знания основ музыкального
творчества великого немецкого композитора Л. Бетховена;
научить анализировать музыкальные произведения;
познакомить с основными понятиями динамики (forte, piano,
crescendo, diminuendo)
Развивающие: развивать мыслительные способности
учащихся; развивать интерес к музыке через творческое
самовыражения; развивать музыкальный слух, вокальные
способности
Воспитательные: приобщить учащихся к музыкальным
ценностям на примере музыки Л. Бетховена; способствовать
развитию эстетических чувств у школьников, любви к
классической и популярной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых
знаний.
Методы и приёмы, используемые на уроке: словесный,
наглядный, междисциплинарных взаимодействий,
проблемного обучения, творческий, активный диалог с
учащимися, игра.
Учебная литература: учебник «Искусство. Музыка». 6 класс.
Т.И. Науменко (Динамика. § 26. Громкость и тишина в
музыке.), В.В. Алеев, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия.
Технические средства и оборудование: доска, проектор,
компьютер, музыкальный проигрыватель, фортепиано,
фонохрестоматия. Композиция урока:
I. Организационный момент.
Вступительные слово учителя. Вступительная беседа. 7
минут.
II. Основная часть урока (слушание
музыки, объяснение нового материала, выполнение
проблемно-творческих заданий, игра). 20 минут.
III. Вывод. Хоровое исполнение
разучиваемой песни с учётом пройдённого материала.
(Закрепление теории на практике). Домашнее задание. 18
минут.
Ход урока:
I.
У. Здравствуйте, дети! А слышали-ли вы когда-нибудь как
гремит гроза?
Д. Конечно слышали! Она так громко грохочет, что иногда
даже становится жутко и страшно. Её слышно в каждом
доме, в каждой квартире, в каждой комнате.
У. А как она гремит? Звучание её грохота всегда одинаково,
оно статично? Или все-таки гроза бывает и тихой?
Д. Бывает, что гроза как бы подкрадывается, разгоняется…
Сначала тихо, а потом все громче и громче, а в конце как
бабахнет! А бывает, что дождь заканчивается и гроза тоже
постепенно утихает.
У. Да, вы правы! Такое действительно случается! А как вы
думаете, можно-ли изобразить грозу в музыке? Если можно,
то как? С помощью чего? Д. Можно, с помощью различных средств музыкальной
выразительности: особого ритма, мелодии, гармонии,
определённых тембров, например, добавить много ударных и
шумовых инструментов, которые будут играть то громко, то
утихая, как настоящая гроза.
II.
У. Молодцы! Хорошо подметили. Сегодня мы познакомимся с
произведением Л. Бетховена, великого немецкого
композитора, который жил в конце 18-начале 19 века. Он
написал симфонию, шестую по счету, в которой использовал
сцену грозы. Давайте внимательно прислушаемся к грозе,
которую сочинил Бетховен: сразу-ли она начинается или
постепенно, насколько она громкая, что ещё слышится в
музыке? Слышен-ли дождь и ветер в музыке? Какие они?
Слушание: Л. Бетховен. «Гроза. Буря.» Из симфонии №
6. Фрагмент.
Д. Гроза начинается не сразу, с самого начала складывается
ощущение, что начинается дождь: небо хмурится, ветер,
первые капли дождя, а потом начинается гроза! Через
некоторое время все успокаивается и тучи будто бы
рассеиваются!
У. А как вы поняли, что в конце тучи рассеялись и гроза
успокоилась? Какую подсказку нам даёт композитор, что
использует?
Д. В конце произведения музыка просветляется, мажор
сменяет минор. Музыка затихает.
У. Правильно! Откройте учебники на стр.126. Обратите
внимание, тут две картинки: Левитан и Айвазовский. Какими
красками изображено спокойное озеро, и какими шторм?
Сопоставьте их с услышанным бетховенским произведением!
Д. Шторм изображен в холодных темно сине-зелёных тонах,
картина передаёт движение и шум моря. В бетховенском
сочинении это скорее гроза. А вот озеро спокойно, в тёплых
тонах, тихое, это просветление. У. Итак, тема сегодняшнего урока: «Громкость и тишина в
музыке». И вот теперь давайте изобразим громкостную
динамику бетховенской грозы в виде схемы. Для этого мы
будем использовать специальные музыкальные символы,
которые очень похожи на математические знаки – больше и
меньше. Сравним эти символы…
Схема 1.
Diminuendo
тихо (piano) громче громко (forte) тише тихо
(piano)
Crescendo
У. В музыке знак нарастания звучности называют crescendo
(крещендо), оно начинается с тихого звука (пиано) и
постепенно доходит до самого громкого (форте). Ослабление
звучности музыканты называют diminuendo (диминуэндо).
(Ключевые моменты и название темы записали в
тетради)
У. Диминуэндо начинается с громкого звука (форте),
постепенно утиxaя. Таким образом, можно проследить
несколько вариантов развития громкостной динамики в
музыке: 1. Тихо-громче-громко (крещендо); 2. Громко-тише-
тихо (диминуэндо). Здесь есть одна важная особенность:
крещендо и диминуэндо – это всегда плавный и постепенный
переход от одного звучания (например, тихого) к другому
(громкому), оно не бывает резким !!! (показ указкой на доске)
Давайте хором повторим эти слова!
Д. КреЩЕНДО! ДИМИнуэндо! (Слова проговаривать
несколько раз, добиваясь интонации, свойственной crescendo
или diminuendo) ФОРТЕ! ГРОМКО! Пиано. Тихо.
Рисунок 1. Форте и пиано с картинками-объяснениями Пиано (piano) – тихо Форте
(forte) – громко
У. Молодцы! А теперь представьте себе, что все мы с вами
профессиональные музыканты и отлично играем на
фортепиано! Открываем ноты, а там написано название
произведения «Колыбельная». Как бы мы с вами её сыграли?
Тихо или громко? И почему?
Д. Тихо. Пиано. Колыбельную песню поют мамы, чтобы
ребенок уснул.
Исполнение на фортепиано учителем Колыбельной В.
Моцарта. Отрывок. У. Слышали когда-нибудь эту колыбельную?
Д. Да. Конечно.
У. Вот видите иногда музыкальные названия сами нам
подсказывают как играть то или иное произведение. А
теперь послушайте другой музыкальный отрывок. Какая
здесь музыка?
Исполнение на фортепиано учителем отрывок из балета
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева «Монтекки и
Капулетти».
Д. Это громкая музыка. Форте. Она тяжелая, властная, это
призыв, сигнал. У. А сейчас обратимся к другой музыке, она не изображает
ни грозы, ни бури. Это обычный достаточно популярный
вальс из кинофильма. Внимательно послушайте, обратите
особое внимание на громкостную динамику, имеет ли музыка
развитие или она неподвижна, что происходит в этом
произведении?
Исполнение на фортепиано учителем Вальса Е.Доги из
к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». 1
Д. Музыка появляется из тишины, набирает максимальную
силу и тут же угасает. Это похоже на большое крещендо, а
потом диминуэндо.
У. Молодцы! А теперь, давайте проиграем в игру! Игра
называется «Эхо». (Класс условно делят на три ряда,
ведущий-учитель задаёт команды - крещендо или
диминуэндо, громко или тихо, кроме того, учитель
показывает какой ряд будет вступать. В первом случае
(крещендо) ребята, начиная с первого заданного ряда по
порядку должны произнести слово «А у!» (или просто
простучать по парте – допустимы любые варианты) тихо-
громче-громко соответственно, итд по аналогии (если
громко, то три ряда проговаривают слово с одинаковой
громкой звучностью)
Игра «Эхо».
III.
У. Молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с ещё одним
средством музыкальной выразительности – это динамика!
Что же это такое? И для чего она нужна?
Д. Динамика в музыке – это изменение силы звучания, либо
нарастание, тогда это крещендо (от тихого пиано до
громкого форте), либо спад (от громкого форте до тихого
пиано), диминуэндо. Если музыка громкая, то тогда форте,
если тихая, то пиано. Динамика – это тишина и громкость в
музыке и их развитие. Динамика нужна для того, чтобы
музыка точнее выражала тот или иной образ или смысл,
задуманный композитором.
1 Возможны любые другие музыкальные примеры (см. приложение) для сокращения
времени. Песня. (Разучивание песни по программе с учётом динамики,
Разучивание динамики)
Д/З: с.125-128, читать, ответить на вопросы. Задание в
дневниках по данной теме: читать стихотворения с верной
динамикой.
Используемая литература:
1. Учебник. Музыка 6 класс по программе В.В. Алеева, Т.И.
Науменко. М:Дрофа,2010
2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М:
Педагогика, 1985
3. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-
музыканта. М:Владос, 2000
4. Прохорова. Зарубежная музыкальная литература.
Учебник для музыкальных школ.
5. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса.
Учебное пособие. Ответственный редактор Г.П.Стулова
6. Л.А.Безбородова, Ю.Б. Алиев. Методика преподавания
музыки в общеобразовательных учреждениях. М, 2002.
Приложение. Нотный пример на
crescendo и diminuendo.
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.