Программа воспитательной работы
Пояснительная записка
В связи с переходом на новые стандарты (ФГОС) происходит совершенствование воспитательной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Настоящая программа воспитания создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Важными факторами в воспитании являются ответственность, осознанность и право выбора: ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим; ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор; человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово, но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения. Воспитательная работа в классе должна вестись с учетом возрастных особенностей учащихся. Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: Организация разнообразной деятельности в классе;
Забота о развитии каждого ребенка;
Помощь в решении проблем.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
1. Традиции школы
2.Профилактика экстремизма, терроризма, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Сохранение и укрепление здоровья, профилактика ДТТ
4. Трудовое и экологическое
5. Духовно-нравственное
6. Художественно-эстетическое
7. Гражданско-патриотическое
8. Развитие ученического самоуправления
9. Семья
10. Профориентация
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для обеспечения духовно-нравственного, личностного развития, продуктивного досуга обучающихся, реализации их творческих способностей, формирования патриотизма, гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения.
Задачи:
§ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
§ создание условий для самоопределения и самореализации;
§ усвоение воспитанниками базовых национальных ценностей, духовных традиций;
§ укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения;
§ развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
§ воспитание качеств, присущих гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
§ В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) определяются следующие принципы:
принцип ориентации на идеал;
принцип, ориентирующий на формирование у учащихся системы национальных ценностей;
принцип следования нравственному примеру;
принцип идентификации, предполагающий устойчивое отождествление ребенком себя со значимыми для него людьми, что позволяет развивать ценностно-смысловую сферу личности;
принцип полисубъектности воспитания и социализации, определяющий согласованность воспитательной деятельности образовательного учреждения и различных социальных институтов;
принцип диалогического общения, предполагающий равноправный диалог, признание за ребенком права выбирать и иметь свою точку зрения;
принцип совместного с воспитанником решения личностно- и общественно-значимых проблем ;
принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Сроки реализации программы
1 этап – 5-6 класс (2017-2018 – 2018 – 2019 учебный год)
2 этап – 7-8 класс (2019-2020 – 2020 – 2021 учебный год)
Формы и методы реализации программы
Методы: научно-исследовательский; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; репродуктивный метод; метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, презентации; тренинги, занятия; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления; встречи с интересными людьми;
Программа осуществляется: через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, педсоветы, МО классных руководителей)
через систему КТД и традиционных дел школы;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга)
Предполагаемые результаты реализации программы
§ Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
§ Способность осознания учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка
§ Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.
§ Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности.
§ Активизация учебно-познавательной деятельности.
§ Формирование нравственного отношения к человеку, труду
§ Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
§ Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.
§ Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих мероприятиях.
§ Улучшение показателей физического здоровья, овладение культурой здоровья.
§ Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
§ Умение вести здоровый образ жизни.
§ Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, посёлка, страны.
§ Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Кадровое обеспечение программы:
классные руководители
педагоги школы, реализующие программу;
библиотекарь школы
социальный педагог
педагог- психолог
фельдшер школы
родители учащихся
Список литературы
Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
Дереклеева Н.И., М.Ю. Савченко Справочник классного руководителя 5-9 классы. М. «Вако», 2011
Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение программы
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
канцелярские принадлежности,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютер,
телевизор,
мультимедийный проектор
интерактивная доска и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.