Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Азанка
623960 Свердловская область, Тавдинский район, п. Азанка, ул. Ленина, 14;
телефон/факс (34360)5-07-71, E-mail: school-azanka@mail.ru;
ОГРН 1026601905714 ИНН 6634007818 КПП 663401001
Программа
воспитательной работы
7 класса
в рамках реализации
Областного социально-педагогического проекта
«Будь здоров»
Составитель:
заместитель директора школы по
воспитательной работе,
классный руководитель
7 класса Кадовб М.Л.
п. Азанка 2018г.
Оглавление.
Паспорт Программы……………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………….. 6
План мероприятий по реализации программы……………………………………….9
Глоссарий……………………………………………………………………………………14
Список источников………………………………………………………………………..17
Приложения…………………………………………………………………………………17
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа воспитательной работы 7 класса «Будь здоров» |
Нормативно-правовые основания программы |
|
Сроки реализации |
с 01.09.2018г. по 31.05.2019 г. |
Сведения о разработчиках |
Кадовб Марина Леонидовна, заместитель школы по ВР МКОУ СОШ п. Азанка, стаж 17 лет, тел.: 8-950-190-58-60 |
Адресность |
учащиеся 7 класса, участники Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров», родители. |
Сведения об исполнителях |
Заместитель директора по ВР, классный руководитель 7 класса, педагог - организатор ОБЖ, педагог-психолог, педагог – библиотекарь, педагог - организатор |
Цель |
w Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подростков на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей. |
Задачи |
w Создание условий для укрепления физического и духовного здоровья обучающихся w создание условий для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и формирование ответственного отношения к здоровью; w увеличение двигательной активности обучающихся; w достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, обучающихся и их родителей в формировании ценности здорового образа жизни; w повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития w профилактика вредных привычек и асоциального поведения. |
Ожидаемые результаты |
Личностные результаты: сформировать положительное отношение здоровому образу жизни, признанию жизни как безусловной ценности Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков по нахождению, применению и эффективному использованию различных источников для укрепления здоровья, поддержания здорового образа жизни. Предметные результаты: Учащиеся должны иметь представление о здоровье и составляющих его компонентах (1 уровень), приобрести навыки ЗОЖ (2 уровень) и умения работы по пропаганде ЗОЖ и продвижению идей здоровьесбережения через социально-значимую, просветительскую и организаторскую деятельность (3 уровень) |
Направления реализации |
-Духовно-нравственное -Социальное -Общекультурное -Спортивно-оздоровительное |
Принципы реализации |
Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности.
Комплексность: союз школы, семьи, ближайшего окружения, школьной среды.
Безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье.
Возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.
Социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем. |
Этапы реализации |
Аналитический: Планирование Реализация и контроль Завершение и анализ |
Условия реализации программы |
кадровое: заместитель директора по ВР, классный руководитель, педагог-организатор ОБЖ, учителя биологии, ОРКСЭ, физической культуры, фельдшер ФАП, социальный педагог, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог - психолог материально-техническое: тир, стадион, библиотека, компьютерный класс, актовый зал, спортивный зал финансовое: шефы: ФКУ ИК – 24 ГУФСИН России по СО информационно-методическое: - пакет документов Проекта «Будь здоров» - интернет, - учебные и методические пособия; - энциклопедические словари и справочники, - видео- и аудиоматериалы; - подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся; - материалы, отражающие достижения обучающихся; |
Управление реализацией программы |
заместитель директора по ВР |
Пояснительная записка
«Добрая привычка - есть нравственный капитал,
вложенный человеком в свою нервную систему,
капитал этот растет беспрестанно, и процентами
с него пользуется человек всю свою жизнь.
А дурная привычка есть нравственно не выплаченный заем,
который в состоянии заморить человека процентами,
беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие
начинания и довести до нравственного банкротства».
К.Д. Ушинский
Школа несет величайшую миссию по воспитанию достойного поколения, в руках которого будущее государства. Наша задача – дать ребенку положительный опыт, который позволит ему успешно социализироваться. Один из факторов успешной социализации – формирование установок на здоровый образ жизни. Здоровье населения – высшая национальная ценность. Здоровье – не только приоритет в российском образовании сегодня, сохранение здоровья – общемировая проблема!
Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье только как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная деятельность школы в целом и педагогов-предметников, классных руководителей в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.
- Цель программы воспитательной работы класса:
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подростков на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
- Задачи:
1. Создание условий для укрепления физического и духовного здоровья обучающихся;
2. Создание условий для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и формирование ответственного отношения к здоровью;
3. Увеличение двигательной активности обучающихся;
4. Достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, обучающихся и их родителей в формировании ценности здорового образа жизни;
5. Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития;
6. Профилактика вредных привычек и асоциального поведения.
Партнеры классного руководителя :
Заместитель директора школы по ВР
Родители
о. Артемий (ХРАМ ВО ИМЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ)
Вожатский отряд «Новое поколение»
Отряд ЮИД «Дорожный патруль»
Офицеры ФКУ ИК-24
Директор СДК п. Азанка
Сотрудники библиотеки п. Азанка
Педагоги ЦТР «Гармония»
Фельдшер ФАП
Педагог-психолог, педагог-библиотекарь, педагог – организатор, педагог-организатор ОБЖ, учитель литературы, учитель физической культуры
Приоритетные направления работы с родителями:
1. Составление социального паспорта класса.
2. Ознакомление родителей с содержанием Проекта.
3. Диагностика семей, определение потенциальной помощи в реализации Проекта.
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
5. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в классе.
6. Помощь в подготовке к муниципальным конкурсам и непосредственное участие.
7. Родительский всеобуч по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа, раннего употребления алкоголя и ПАВ подростками.
Приоритетные направления работы с учащимися:
1. Изучение круга интересов учащихся
2. Ознакомление с содержанием Проекта.
3. Составление плана мероприятий, инициированных классом и его реализация.
4. Участие во Всероссийских акциях (Кросс наций, Лыжня России, 100 лучших фильмов)
5. Участие в тематических мероприятиях поселкового и городского уровня (СДК и библиотеки п. Азанка, ДК им. Ленина г. Тавда, духовно-просветительского центра «Древо познания»)
6. Внутриклассные тематические события
7.Волонтерская деятельность (помощь местной церкви, уход за территорией обелиска, помощь одиноким пожилым жителям, трудовые и просветительские акции)
Механизмы реализации Программы и формы работы:
-КТД;
-Встречи с интересными людьми;
-Социально-значимые акции;
-Спортивные соревнования и игры;
-Мозговые штурмы;
-Тренинги;
-Дискуссии;
-Сюжетно - ролевые игры;
-Творческие конкурсы;
-Анкетирование;
-Рефлексия.
Этапы реализации программы.
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь
Цель:
Знакомство с Проектом
Задачи:
5. Определение субъектов взаимодействия
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: октябрь – май.
Цель: реализация Проекта в классе.
Задачи:
1. Разработать План мероприятий, инициированных классом
2. Реализовать программу работы класса
3. Обеспечить взаимодействие класса с родителями и субъектами воспитательной и профилактической работы
4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5. Учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
Третий этап: заключительный (аналитический).
Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности реализации программы и успешности участия в проекте.
Задачи:
1. выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2. определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы зависимостей;
3. определить дальнейшее направление профилактической работы с классом.
Ожидаемые результаты:
К концу реализации данной программы ожидается достижение следующих результатов:
- получение единого механизма взаимодействия семьи и педагога;
- активное включение детей в общественную жизнь класса, школ и социума;
- формирование у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни.
Показатели эффективности программы:
· уменьшение (не увеличение) количества детей «группы риска» и имеющих вредные привычки среди учащихся класса;
· появление родителей, отказавшихся от вредных привычек;
· снижение конфликтов в семьях;
· рост вовлеченности учащихся во внеурочную, социально-активную деятельность, мероприятия всех уровней;
· увеличение числа учащихся и родителей, активно занимающихся физической культурой и спортом;
· повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
· повышение посещаемости родительских собраний;
· активизация участия родителей в школьных и классных мероприятиях, помощь в их подготовке и проведении.
· повышение успеваемости в классе;
· процент выполнения запланированных мероприятий
Главное ожидание: формирование у детей убеждения – "Я хочу быть здоровым”, через формирование знаний и умений «Я знаю, как быть здоровым» и «Я умею быть здоровым» и создание условий для осознанного поведения – "Я должен быть всегда здоровым”.
План мероприятий по реализации Программы
Обычный шрифт – мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы класса
Жирный шрифт – мероприятия Проекта «Будь здоров» на муниципальном уровне.
Жирный курсив - мероприятия в рамках Проекта, инициированные классом.
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Уровень |
Участники (целевая аудитория) |
Партнеры |
Срок и место проведения |
Сентябрь |
||||||
1 |
Мир моих интересов |
Анкетирование |
Классный |
Учащиеся 7 класса и родители |
|
1 неделя, кабинет 30. |
2 |
Что значит «Быть здоровым?» |
Классный час |
Классный |
Учащиеся 7 класса |
Фельдшер ФАП |
1 неделя, кабинет 30. |
3 |
О проекте «Будь здоров» |
Классный час |
Классный |
Учащиеся 7 класса |
Заместитель директора по ВР |
2 неделя, кабинет 30. |
4 |
О проекте «Будь здоров» |
Родительское собрание |
Классный |
Родители 7 класса |
Заместитель директора по ВР |
2 неделя, кабинет 30. |
5 |
«Детям Азанки – чистый поселок!» |
Субботник (уборка территории церкви) |
Общешкольный |
Учащиеся 7 класса |
о. Артемий |
4 неделя, ул. 9 января,23 |
Октябрь |
||||||
1 |
Наши планы |
Мозговой штурм |
Классный |
Учащиеся 7 класса |
Заместитель директора по ВР |
1 неделя, кабинет 30. |
2 |
«Трудно избавиться – легко не начинать!» |
Флэшмоб |
Общешколь-ный |
1-11 классы |
Педагог-организатор |
3 октября, 2018г. – всемирный день трезвости, площадка перед школой |
3 |
«Осенние посиделки» |
Конкурсная программа |
Общешколь-ный |
Учащиеся 5-7 классов, родители |
Педагог-библиоте-карь, педагог-организатор, классные руководители |
2 неделя |
4 |
«Папа, мама, я – спортивная семья!» |
Спортивная программа |
Классный |
Учащиеся 7 класса и родители |
Учитель физической культуры |
3 неделя, спортивный зал |
5 |
«Папа, мама, я – спортивная семья!» |
Спортивная программа |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса и родители |
Родители |
19.10.2018г., ЦТР «Гармония», г. Тавда, ул. Кирова, 145 |
Ноябрь |
||||||
1 |
«День народного единства» |
Ярмарка, литературно-музыкальный вечер |
поселковый |
Учащиеся 7 класса и родители |
Родители |
2 ноября |
2 |
«Молодецкие игры» |
Спортивная программа |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса |
Родители |
8.11. г. Тавда, ДК им. Ленина |
3 |
Конкурс Социальной рекламы |
Творческий проект |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса и родители |
Родители педагог-организатор |
12-16.11.2018г., ЦТР «Гармония», г. Тавда, ул. Ленина,71 |
4 |
«Обещаю быть здоровым» |
Акция по распространению фликеров-сердечек в память о жертвах ДТП |
Поселковый |
Жители поселка Азанка |
Отряд ЮИД |
3-е воскресенье ноября – всемирный день памяти жертв ДТП |
5 |
Мама – солнышко в доме |
Фотовыстав-ка |
классный |
Учащиеся 7 класса и родители |
Родители |
23 ноября |
Декабрь |
||||||
1 |
«Вредным привычкам в ответ дружно ответим «НЕТ»! |
Конкурс слоганов на общешкольной линейке |
Общешколь-ный |
1-11 классы |
Педагог-организатор |
1 декабря, 2018г. Всемирный день по борьбе со СПИДом |
2 |
«И один в поле – воин» |
Помощь пожилым одиноким соседям |
Поселковый |
Жители поселка Азанка |
Родители класса |
1 неделя (5 декабря – всемирный День волонтеров) |
3 |
«Дети – герои!» |
Слайд-беседа |
Общешкольный |
5-11 классы |
Педагог – библиоте-карь |
1 неделя (9 декабря – день Героя России) |
4 |
«Наши герои» |
Просмотр и обсуждение фильма «Илья Муромец» (в рамках проекта «100 лучших фильмов для школьников») |
классный |
Учащиеся 7 класса |
|
3 неделя |
5 |
Конкурс Видеофильмов |
Видеоролик |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса и родители |
Родители, педагог-организатор |
12.12.2018г., ЦТР «Гармония», г. Тавда, ул. Ленина,71 |
Январь |
||||||
1 |
Праздник Крещения |
посещение храма во имя Владимирской иконы Божией матери |
классный |
Учащиеся 7 класса и родители |
О. Артемий |
Ул. 9 января,23 |
2 |
«Убегаем от вредных привычек» |
Веселая эстафета в валенках |
Общешкольный |
1-4 классы |
Учитель физической культуры |
19 января, 2019г. - Крещенье |
3 |
«Ударим метко по вредным привычкам!» |
Первенство по дартсу |
Общешкольный |
5-11 классы |
Учитель физической культуры |
25 января, 2019г. – День студента |
4 |
Зимние радости |
Прогулки выходного дня (на лыжах, санях)в рамках Декады зимних видов спорта |
Классный |
Учащиеся 7 класса и родители |
Родители |
Еженедель-но по субботам |
Февраль |
||||||
1 |
«Лыжня России» |
Лыжное первенство |
Поселковый |
1-11 классы |
Учитель физической культуры |
По плану |
2 |
«Соколы России» |
Военно – спортивные соревнования |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса |
Родители, педагог-организатор ОБЖ |
14.02.2019г., ЦТР «Гармония», г. Тавда, ул. Кирова, 145 |
3 |
«Трезвый водитель – защитник безопасности на дороге!» |
Акция по распространению листовок |
Поселковый |
Жители поселка Азанка |
Инспектор по пропаганде БДД И.В. Ляпустин, школьный отряд ЮИД |
21-22.02. (23 февраля– День защитника Отечества) |
4 |
«Наши герои» |
Просмотр и обсуждение фильма «В бой идут одни старики» (в рамках проекта «100 лучших фильмов для школьников») |
Классный |
Учащиеся 7 класса |
Педагог-организатор ОБЖ |
3 неделя (23 февраля– День защитника Отечества) |
5 |
«Детям Азанки – чистый поселок!» |
Агитбригада-выступление на сельском сходе |
Поселковый |
Жители поселка Азанка |
Глава Азанковской сельской администрации, заместитель директора по ВР |
Февраль, 2019г., сельский сход |
Март |
||||||
1 |
«Не молчи!» |
Акция по распространению памяток с номерами телефонов и слоганами за ЗОЖ |
Поселковый |
Жители поселка Азанка |
Учитель информатики |
1 неделя (11 марта – день наркоконтроля) |
2 |
«Я – Россиянин!» |
Конкурс Агитбригад |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса |
Учитель литературы, педагог-организатор |
05.03.2019г., ЦТР «Гармония», г. Тавда, ул. Кирова, 126 |
3 |
Социально – педагогическое тестирование |
Анкетирование |
Школьный |
Учащиеся 7 класса |
Педагог – психолог, социальный педагог |
По графику школы |
4 |
Масленица |
Ярмарка, помощь в проведении конкурсов на празднике |
Поселковый |
Учащиеся 7 класса, родители |
Родители, библиотекари п. Азанка, художественный руководитель СДК п. Азанка |
По плану СДК п. Азанка |
Апрель |
||||||
1 |
«Мой родной поселок» |
Конкурсная программа |
Межклассный |
Учащиеся 6 - 7 классов, родители |
Педагог-библиоте-карь, педагог-организатор, учителя биологии и географии |
15 апреля, 2019г. - Общероссийский день защиты от экологической опасности |
2 |
Закрытие областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» |
Праздник |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса, родители |
Родители |
18.04.2019г., ЦТР «Гармония», г. Тавда, ул. Кирова, 126 |
3 |
«Пасха Красная» |
Конкурс – выставка творческих работ |
Муниципальный |
Учащиеся 7 класса, родители |
Родители |
Г. Тавда, ДПЦ «Древо познания» |
4 |
Пасха |
посещение храма во имя Владимир-ской иконы Божией матери |
классный |
Учащиеся 7 класса и родители |
О. Артемий |
Ул. 9 января,23 |
Май |
||||||
1 |
«Наши герои» |
Просмотр и обсуждение фильма «Они сражались за Родину» (в рамках проекта «100 лучших фильмов для школьников») |
Классный |
Учащиеся 7 класса |
Педагог-организатор ОБЖ |
1 неделя (9 мая – День Победы) |
2 |
«Крути педали, пока вредные привычки не догнали!» |
Спортивные соревнования велосипедистов |
Общешкольный |
1-4 классы, отряд ЮИД
|
Учитель физической культуры, руководитель отряда ЮИД |
1 неделя (в рамках подготовки ЮИД к муниципальным соревнованиям «Безопасное колесо») |
2 |
Я - за здоровый образ жизни? |
Анкетирование |
Классный |
Учащиеся 7 класса, родители |
|
3 неделя, кабинет 30 |
3 |
День здоровья |
Праздник закрытия Проекта |
Классный |
Учащиеся 7 класса, родители, партнеры проекта |
|
4 неделя, кабинет 30 |
4 |
Подводя итоги… |
Классное собрание - рефлексия |
Классный |
Учащиеся 7 класса, родители |
|
4 неделя, кабинет 30 |
5 |
«Детям Азанки – чистый воздух!» |
Акция по обмену сигарет на конфеты и памятки о вреде курения |
Поселковый |
Жители поселка Азанка |
Фельдшер ФАП, специалист Азанковской сельской администрации, родители |
31 мая – Всемирный день отказа от курения |
В течение года |
||||||
1 |
Сдача норм ГТО |
Спортивные нормативы |
Муниципаль-ный |
Учащиеся 7 класса |
Учитель физической культуры |
по графику МОУО – УО ТГО |
2 |
Как прекрасен этот мир – лишь взгляни! |
Фотоальбом в группе класса |
Классный |
Учащиеся 7 класса, родители |
|
В течение всего периода |
Глоссарий:
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, должна обеспечить получение достоверной и значимой информации.
Адаптация – механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия, создание новых форм взаимодействия с реальностью и собой с целью сохранения собственной целостности.
Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ.
Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, организацию их жизнедеятельности, в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечение успешного достижения заданных целей.
Возраст – категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека. Представление о возрасте в психологии имеет культурно-историческую обусловленность – возрастные интервалы и их содержание зависит от условий жизни человека, они различны для разных культур и обществ.
Возрастной подход – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Выбор – то, из чего можно выбрать.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданский – относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями.
Гражданское воспитание – это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Гражданственность означает наличие у человека социально-значимых нравственных ориентиров, позволяющих принять на себя моральную ответственность за судьбы Отечества.
Гражданское общество – общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти.
Гражданский долг – качество личности, свойственное гражданину как сознательному члену общества. Иметь гражданское мужество.
Гражданская активность – накопление опыта реальных социально-значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п.
Гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.
Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, методы и формы обучения.
Деятельность ведущая – категория отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе, которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Чувство собственного достоинства.
Достойный – заслуживающий похвалы, справедливый, заслуженный, уважаемый, почтенный.
Духовное бытие - высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастия и прельщений собственной самости; духовное бытие – любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.
Единство – общность, полное сходство. Цельность, сплочённость, неразрывность, взаимная связь.
Забота – беспокойство. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь. Внимание, попечение, уход. Забота о человеке.
Зависимость (аддикция) – это внутреннее состояние человека, проявляющееся в навязчивом стремлении выполнять определенные действия, которые ведут к болезни и разрушают личность индивида.
Закон – общеобязательное, непреложное правило. Постановление государственной власти, нормативный акт. Установленные государственной властью общеобязательные правила.
Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятия на этой основе решений и плана действия.
Задачи развития – нормативные ожидания общества определенных достижений человека в конкретном возрастном периоде.
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самосовершенствовании.
Источник развития – обозначает исходное начало становления человеческой субъектности.
Критерий – признак, на основе которого происходит оценка.
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Высокий уровень, высокое развитие, умение.
Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди людей в пространстве культуры и времени истории; способ бытия человека в мире.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Нравоучение, наставление.
Метод воспитания – совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них гражданственности и патриотизма.
Независимый – самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный. Обнаруживающий или выражающий самостоятельность.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этнические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей, осуществляющих подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщения его к культуре конкретной социальной среды.
Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности, усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.
Общность – устойчивая и всегда определенная система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому – либо отчёт о своих действиях, поступках. Чувство ответственности.
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту в чрезвычайных ситуациях, в том числе и с оружием в руках, и, в конечном счёте оказаться победителем врага и стихии.
Показатели – инструменты для проверки выраженности того или иного критерия. Показатели могут быть процессуальными и результативными.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Правило – положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-то явлений. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. Образ мыслей, норма поведения, привычка.
Рефлексия (лат. – обращение назад) – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; иными словами, процесс познания человеком себя самого, своего внутреннего мира, психических состояний. В социальной психологии – осознание субъектом того, как он воспринимается партнерами по общению.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим то несчастьем, горем.
Социализация как успешная интеграция в гражданское общество – не простое приспособление человека к социуму, но активное освоение социального пространства, активное участие в преобразовании окружающей социальной среды, нахождение достойного места в обществе.
Справедливость – беспристрастие, чувство справедливости. Признать за кем – то какие-нибудь достоинства, правоту, отдать должное.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Толерантность означает уважение и правильное понимание своего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения — непрерывное воздержаниеот приема алкоголя и других психоактивных веществ.
Экскурсия – форма занятия, где предметы и явления изучаются и рассматриваются в естественной обстановке.
Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Совокупность норм поведения.
Список источников.
1. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы./.-М.: Глобус, 2007.
2. Областной социально – педагогический проект «Будь здоров». Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующему в проекте, 7-9 классы, Екатеринбург, 2008г.
3. Областной социально – педагогический проект «Будь здоров». Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующему в проекте, 7-9 классы, Екатеринбург, 2012г.
4. Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области: материалы областной Учредительной конференции. – Екатеринбург, 2008.
5. http://www.budyzdorov.ru/
6. https://ubn-ural.ru/profilaktika
Приложения.
Анкета на выявление расположенности к аддиктивному поведению.
1. Ваш пол:
мужской
женский
2 Интересно ли Вы живете?
да
нет
посредственно
3 Ваши увлечения в свободное от учебы /работы/ время?
Занимаюсь спортом
Читаю книги, газеты, журналы
Смотрю телевидение, видео
Играю в компьютерные игры
Гуляю с друзьями
У меня есть увлечение (хобби)
Хожу в кафе
Хожу на дискотеку
Хожу в театр, кино
Другое
4 Влияют ли положительные эмоции на укрепление Вашего здоровья?
да
нет
затрудняюсь ответить
5 Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
Очень важно
Скорее важно
Скорее не важно
Совсем не важно
6 Курите ли Вы?
Конечно, сейчас все курят
Иногда, не хочу выделяться среди друзей
Очень редко
Нет
7 Вредно ли курение для окружающих некурящих – «пассивное курение»?
вредно
не вредно
затрудняюсь ответить
8 Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?
да
нет
не знаю
9 Вы считаете, что запрет на курение в общественных местах необходим?
Нет, это нарушение прав курильщика
В некоторых местах, возможно, это необходимо, например, в больнице
Во всех общественных местах надо запретить курение
Надо совсем запретить курить
10Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?
да
нет
не знаю
11 По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…?
Отказ от вредных привычек
Личная гигиена
Оптимальный двигательный режим
Рациональное питание
Закаливание
Положительные эмоции
Занятия физической культурой и спортом
12 Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?
Материальное благополучие
Качественное образование
Хорошее здоровье
Привлекательная внешность
Любимое занятие
Возможность общаться с интересными людьми
Благополучная семья
Свода и независимость
13 Отметьте факторы, которые, по Вашему мнению, оказывают влияние на состояние здоровья?
Экологическая обстановка
Образ жизни
Особенности питания
Вредные привычки
Недостаточная забота о здоровье
Наследственность
14 Ваше отношение к здоровому образу жизни?
Веду активный здоровый образ жизни
Имею приверженность к здоровому образу жизни
Считаю, что здоровье очень важно для того, чтобы добиться успеха в жизни
Не имею вредных привычек
Не веду здоровый образ жизни
15 Отметьте главные причины приобщения человека к нездоровому образу жизни:
Влияние друзей, близких
Безответственное отношение к своему здоровью
Плохое воспитание
Отсутствие у молодых людей силы воли
Низкая культура
Плохая самоорганизация досуга
Влияние СМИ
16 Большее значение в своей жизни Вы придаете
Своему здоровью
Своему внешнему виду, но не здоровью
Здоровью моих близких
Здоровью пожилых, родителей, дедушек и бабушек
Здоровью детей: у них еще все впереди
Не придаю здоровью какого-то особенного значения
17Кто, по Вашему мнению, больше заботится о своем здоровье?
Молодые люди
Люди средних лет
Пожилые люди
Это не от возраста зависит
18 Что вреднее всего для здоровья?
Алкоголь
Никотин
Наркотики
Сидячая работа
Занятия бизнесом
Сидение перед компьютером
Все вышеперечисленное
19 Какой отдых, по-Вашему, укрепляет здоровье?
Активный трудовой отдых
Отдых в санатории, в профилактории
Уехать в другую страну
Туризм. Лес, костер и песни под гитару
Дома, на диване перед телевизором или компьютером
20 Если бы у Вас или Вашего друга возникли проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков, к кому бы Вы обратились?
К врачам
В полицию
К родителям
К учителям
К друзьям
21 Из каких источников Вы получаете информацию в области здоровья?
Врачи, специалисты
Научно-популярные книги
СМИ (радио,ТВ)
Интернет
Газеты и журналы
Друзья
Преподаватели
Изучение осведомленности обучающихся о вредных привычках
1.1 Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»
Инструкция: проверь свои знания.
1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.
2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.
3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.
4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.
5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.
6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.
7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.
8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.
9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.
10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.
11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.
12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.
13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.
14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.
15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.
16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.
17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.
18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.
19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.
20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.
21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.
22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.
23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.
Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1
1.2 Анкета «Что мы знаем о курении?»
Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.
1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
(да нет)
2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
(да нет)
3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
(да нет)
4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
(да нет)
5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.
(да нет)
6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.
(да нет)
1.3 Тест «Мои знания о курении»
Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".
1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
10.Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.
Ответы:
1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно
6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.