Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями "Планета здоровья"
Оценка 4.8

Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями "Планета здоровья"

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
воспитание +1
1 кл—9 кл
14.11.2021
Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями "Планета здоровья"
Программа воспитания для детей с легкой умственной отсталостью "Планета здоровья"
Планета здоровья.docx

 Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями «Планета здоровья»

Пояснительная записка

     Программа воспитательной работы (далее – Программа воспитания) разработана в соответствии с действующим законодательством.

     Государством принят ряд нормативно - правовых документов по совершенствованию здоровья детей. Согласно ст. № 3, 12, 20, 32 Закона РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательного учреждения за сохранение и укрепление здоровья детей. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Актуальность воспитательной программы «Планета здоровья»

     Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве психических и телесных характеристик. Важно помнить о влиянии школы на здоровье обучающихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей.

     Сохранение здоровья детей с особыми потребностями является одной из самых актуальных проблем коррекционной педагогики, поскольку в современном обществе отмечается общая тенденция ухудшения физического и психического здоровья детей, увеличения среди детского населения доли детей с хроническими заболеваниями, со сложными нарушениями развития.

     В успешной социализации школьников немаловажное значение имеют такие социально-значимые ориентировки как: ценностное отношение к ведению здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

     Программа воспитания «Планета здоровья» является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни для обучающихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в возрасте от 7 до 16 лет (до 18 лет при умеренной умственной отсталости)

Ценностные ориентиры содержания программы воспитания:

     Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

     Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

     Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

     Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

     Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

     Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

     Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

     Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

     Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

     Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

     Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине.

     Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Вид программы:

     Программа воспитания разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Направленность программы:

     Программа воспитания «Планета здоровья» -это программа социальной направленности с обязательным внедрением элементов коррекционно-развивающего, нравственного, спортивно-оздоровительного, общекультурного направлений. Социальное направление дает возможность развития у обучающихся с ОВЗ навыков общения со сверстниками, включение детей в процессы преобразования окружающей среды, а также присвоение и отработку социальных ролей.

 

Цели и задачи программы

     Цель: Формирование у обучающихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих умственное, психическое и физическое здоровье.

 

     Задачи:

 - сформировать у воспитанников умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.

 - закреплять у учащихся гигиенические навыки и привычки, развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

 - приобщать детей к рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, к разумной физической активности.

 - обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

 

 

     Работа по программе воспитания «Планета здоровья» ведется в разных формах организации деятельности школьников с учётом психофизических и возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников класса, осуществляется дифференцированный подход путём подбора дозированных упражнений и заданий различного объёма сложности.

     Содержание программы реализуется в процессе коррекционно-воспитательных занятий, экскурсий, внеклассных мероприятий. При этом используются разнообразные творческие, спортивные, подвижные, игровые ситуации и упражнения, разучивание комплексов физических упражнений для укрепления здоровья, проведение весёлых физкультминуток в течение занятия.

 

     Коррекционная составляющая воспитательной программы выражается в:

- понимании и ощущении себя частью природы, общества на основе развития мыслительных операций, речи, восприятия, памяти;

-   сохранении эмоционального благополучия;

-   развитии всех психических функций;

-  формировании навыка самоконтроля;

-   воспитании эмоциональной адекватности поведения;

-   воспитании мотивации к обучению и общению;

-   воспитании базовых эмоций личности.

 

 

Содержание программы включает в себя пять взаимосвязанных модулей занятий:

 

1. Модуль «Я и моё здоровье» направлен на формирование базисных основ культуры здоровья, тесно переплетается с гигиеническими знаниями и навыками.

2. Модуль «Здоровое питание» направлен на формирование представлений детей о правильном рациональном питании.

3. Модуль «Здоровье и основы безопасного поведения» направлен на формирование форм поведения помогающих, избежать опасности для жизни и здоровья.

4. Модуль «Дорога к здоровью» направлен на осмысление ребёнком необходимости укрепления своего организма, углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления закаливающих процедур.

5. Модуль «Здоровые привычки» направлен на формирование у учащихся основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни. Коррекция патологических потребностей, пагубных привычек.

 

 

Модуль «Я и моё здоровье»

     Содержание деятельности:

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частичка окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Знакомство с элементарными физиологическими особенностями организма человека, об органах чувств, об охране органов чувств, с правилами поведения в случае заболевания, доступных правилах ухода за больными.

     Задачи:

Расширять представления учеников о своих физиологических и психических особенностях, формировать сознательное, бережное отношение к своему здоровью.

На основе самосознания формировать умение видеть и понимать другого человека.

Формировать навыки сохранения и укрепления собственного здоровья.

 

 

 

Модуль «Здоровое питание»

     Содержание деятельности:

Содержание деятельности этого модуля направлено на формирование ценностного отношения к здоровому питанию. Гигиена и культура питания, предупреждение кишечных заболеваний, пищевых отравлений.

     Задачи:

Углублять знания детей о правильном рациональном питании;

Расширять знания воспитанников о культуре поведения за столом;

Сформировать представления о правильном питании, о полезной и вредной пище.

 

Модуль «Здоровье и основы безопасного поведения»

     Содержание деятельности:

В содержание деятельности по этому модулю входит знакомства учащихся с правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях, возможных травм и некоторых приёмах первой медицинской помощи.

     Задачи:

Беседы с представителями ГИБДД. Воспитательские занятия, просмотр видеофильмов, экскурсии. Выполнение практических заданий, занятий поведения в экстремальных ситуациях.

 

Модуль «Дорога к здоровью»

     Содержание деятельности:

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком необходимости укрепления своего организма, знания о способах укрепления организма, методах его закаливания (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур.

     Задачи:

Расширять представление детей о своих физиологических и психологических особенностях;

Воспитывать устойчивое желание к оздоровлению своего организма;

Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение.

 

Модуль «Здоровые привычки»

     Содержание деятельности:

В содержание деятельности по этому модулю входит осмысление школьниками позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам, о вреде курения для курящих и окружающих, о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки, их пагубное влияние на здоровье. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности через физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом. Организация режима дня, учёбы и отдыха, формирование у школьников осознанного отношения к выполнению каждого режимного момента.

     Задачи:

Воспитывать у детей желание потребности вести здоровый образ жизни, самостоятельность организовывать свой режима дня, учёбы и отдыха;

Расширять представления детей о негативных факторах, влияющих на здоровье.

 

     Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленными Уставом школы.

     Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и духовно значимой.

     В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

умение выслушивать его до конца;

не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;

открытость и доступность учащимся.

     Отношения учителя и обучающихся строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

     Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

1.Сотрудничество с медицинской сестрой школы

с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса

2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы

3. Сотрудничество с психологом школы

4. Организация и проведение мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

 

     Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:

-психическое и физическое здоровье,

-традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

-культура сохранения собственного здоровья,

-ответственность за здоровье других людей,

-гармония души и тела, режим дня и здоровье,

-воля и её значение в сохранении здоровья,

-самовоспитание и здоровье.

 

     Формы работы с классным коллективом в направлении:

-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

-встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований; спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

-походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

-фестивали, конкурсы, тематические классные часы по тематике здоровья и спорта;

-беседы и дискуссии на различные темы здоровья;

-тематические консультации для родителей;

-обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме;

психолого-педагогические и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья обучающихся.

 

     Работа с родителями:

Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон «Об образовании», подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители, совместно с учениками и учителем, призваны участвовать в планировании, в проведении не только школьных мероприятий, но и в организации просветительской здоровьесберегающей работе, проведении экскурсий, творческих викторин и конкурсов, совместных игр, спортивных праздников и т.д.

 

     Совместные задачи деятельности педагога и родителей:

- забота о здоровье детей;

- обеспечение общекультурного и интеллектуального развития детей;

- подготовка детей к самовоспитанию и саморазвитию;

- трудовое воспитание детей.


 

Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями «Планета здоровья»

Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями «Планета здоровья»

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов

Содержание программы реализуется в процессе коррекционно-воспитательных занятий, экскурсий, внеклассных мероприятий

Содержание программы реализуется в процессе коррекционно-воспитательных занятий, экскурсий, внеклассных мероприятий

Модуль «Здоровое питание»

Модуль «Здоровое питание»

Задачи: Воспитывать у детей желание потребности вести здоровый образ жизни, самостоятельность организовывать свой режима дня, учёбы и отдыха;

Задачи: Воспитывать у детей желание потребности вести здоровый образ жизни, самостоятельность организовывать свой режима дня, учёбы и отдыха;

Работа с родителями: Семейный кодекс,

Работа с родителями: Семейный кодекс,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021