Программа воспитательной работы для детей с интеллектуальными нарушениями «Планета здоровья»
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы (далее – Программа воспитания) разработана в соответствии с действующим законодательством.
Государством принят ряд нормативно - правовых документов по совершенствованию здоровья детей. Согласно ст. № 3, 12, 20, 32 Закона РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательного учреждения за сохранение и укрепление здоровья детей. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Актуальность воспитательной программы «Планета здоровья»
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве психических и телесных характеристик. Важно помнить о влиянии школы на здоровье обучающихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей.
Сохранение здоровья детей с особыми потребностями является одной из самых актуальных проблем коррекционной педагогики, поскольку в современном обществе отмечается общая тенденция ухудшения физического и психического здоровья детей, увеличения среди детского населения доли детей с хроническими заболеваниями, со сложными нарушениями развития.
В успешной социализации школьников немаловажное значение имеют такие социально-значимые ориентировки как: ценностное отношение к ведению здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Программа воспитания «Планета здоровья» является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни для обучающихся с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в возрасте от 7 до 16 лет (до 18 лет при умеренной умственной отсталости)
Ценностные ориентиры содержания программы воспитания:
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Вид программы:
Программа воспитания разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Направленность программы:
Программа воспитания «Планета здоровья» -это программа социальной направленности с обязательным внедрением элементов коррекционно-развивающего, нравственного, спортивно-оздоровительного, общекультурного направлений. Социальное направление дает возможность развития у обучающихся с ОВЗ навыков общения со сверстниками, включение детей в процессы преобразования окружающей среды, а также присвоение и отработку социальных ролей.
Цели и задачи программы
Цель: Формирование у обучающихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих умственное, психическое и физическое здоровье.
Задачи:
- сформировать у воспитанников умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
- закреплять у учащихся гигиенические навыки и привычки, развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
- приобщать детей к рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, к разумной физической активности.
- обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Работа по программе воспитания «Планета здоровья» ведется в разных формах организации деятельности школьников с учётом психофизических и возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников класса, осуществляется дифференцированный подход путём подбора дозированных упражнений и заданий различного объёма сложности.
Содержание программы реализуется в процессе коррекционно-воспитательных занятий, экскурсий, внеклассных мероприятий. При этом используются разнообразные творческие, спортивные, подвижные, игровые ситуации и упражнения, разучивание комплексов физических упражнений для укрепления здоровья, проведение весёлых физкультминуток в течение занятия.
Коррекционная составляющая воспитательной программы выражается в:
- понимании и ощущении себя частью природы, общества на основе развития мыслительных операций, речи, восприятия, памяти;
- сохранении эмоционального благополучия;
- развитии всех психических функций;
- формировании навыка самоконтроля;
- воспитании эмоциональной адекватности поведения;
- воспитании мотивации к обучению и общению;
- воспитании базовых эмоций личности.
Содержание программы включает в себя пять взаимосвязанных модулей занятий:
1. Модуль «Я и моё здоровье» направлен на формирование базисных основ культуры здоровья, тесно переплетается с гигиеническими знаниями и навыками.
2. Модуль «Здоровое питание» направлен на формирование представлений детей о правильном рациональном питании.
3. Модуль «Здоровье и основы безопасного поведения» направлен на формирование форм поведения помогающих, избежать опасности для жизни и здоровья.
4. Модуль «Дорога к здоровью» направлен на осмысление ребёнком необходимости укрепления своего организма, углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления закаливающих процедур.
5. Модуль «Здоровые привычки» направлен на формирование у учащихся основ внутренней убежденности в необходимости здорового образа жизни. Коррекция патологических потребностей, пагубных привычек.
Модуль «Я и моё здоровье»
Содержание деятельности:
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частичка окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Знакомство с элементарными физиологическими особенностями организма человека, об органах чувств, об охране органов чувств, с правилами поведения в случае заболевания, доступных правилах ухода за больными.
Задачи:
Расширять представления учеников о своих физиологических и психических особенностях, формировать сознательное, бережное отношение к своему здоровью.
На основе самосознания формировать умение видеть и понимать другого человека.
Формировать навыки сохранения и укрепления собственного здоровья.
Модуль «Здоровое питание»
Содержание деятельности:
Содержание деятельности этого модуля направлено на формирование ценностного отношения к здоровому питанию. Гигиена и культура питания, предупреждение кишечных заболеваний, пищевых отравлений.
Задачи:
Углублять знания детей о правильном рациональном питании;
Расширять знания воспитанников о культуре поведения за столом;
Сформировать представления о правильном питании, о полезной и вредной пище.
Модуль «Здоровье и основы безопасного поведения»
Содержание деятельности:
В содержание деятельности по этому модулю входит знакомства учащихся с правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях, возможных травм и некоторых приёмах первой медицинской помощи.
Задачи:
Беседы с представителями ГИБДД. Воспитательские занятия, просмотр видеофильмов, экскурсии. Выполнение практических заданий, занятий поведения в экстремальных ситуациях.
Модуль «Дорога к здоровью»
Содержание деятельности:
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком необходимости укрепления своего организма, знания о способах укрепления организма, методах его закаливания (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур.
Задачи:
Расширять представление детей о своих физиологических и психологических особенностях;
Воспитывать устойчивое желание к оздоровлению своего организма;
Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение.
Модуль «Здоровые привычки»
Содержание деятельности:
В содержание деятельности по этому модулю входит осмысление школьниками позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам, о вреде курения для курящих и окружающих, о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки, их пагубное влияние на здоровье. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности через физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом. Организация режима дня, учёбы и отдыха, формирование у школьников осознанного отношения к выполнению каждого режимного момента.
Задачи:
Воспитывать у детей желание потребности вести здоровый образ жизни, самостоятельность организовывать свой режима дня, учёбы и отдыха;
Расширять представления детей о негативных факторах, влияющих на здоровье.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и духовно значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения учителя и обучающихся строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
1.Сотрудничество с медицинской сестрой школы
с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы
3. Сотрудничество с психологом школы
4. Организация и проведение мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия в работе с классным коллективом:
-психическое и физическое здоровье,
-традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
-культура сохранения собственного здоровья,
-ответственность за здоровье других людей,
-гармония души и тела, режим дня и здоровье,
-воля и её значение в сохранении здоровья,
-самовоспитание и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
-встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований; спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
-походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
-фестивали, конкурсы, тематические классные часы по тематике здоровья и спорта;
-беседы и дискуссии на различные темы здоровья;
-тематические консультации для родителей;
-обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме;
психолого-педагогические и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья обучающихся.
Работа с родителями:
Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон «Об образовании», подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители, совместно с учениками и учителем, призваны участвовать в планировании, в проведении не только школьных мероприятий, но и в организации просветительской здоровьесберегающей работе, проведении экскурсий, творческих викторин и конкурсов, совместных игр, спортивных праздников и т.д.
Совместные задачи деятельности педагога и родителей:
- забота о здоровье детей;
- обеспечение общекультурного и интеллектуального развития детей;
- подготовка детей к самовоспитанию и саморазвитию;
- трудовое воспитание детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.