Программа воспитательной работы "Мы и общество"
Оценка 4.8

Программа воспитательной работы "Мы и общество"

Оценка 4.8
doc
18.10.2021
Программа воспитательной работы "Мы и общество"
Программа воспитательной работы Мы и общество.doc

Программа воспитательной работы

«Мы и общество»

 

Разработчик:

Е.К.Паксянова, учитель трудового обучения ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова»

 

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В.П.Кащенко

 

Пояснительная записка.

Программа воспитания детей  школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в  школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 10 до 16 лет с детьми легкой умственной отсталостью и (до18 лет при умеренной умственной отсталости.) Дети, имеющие умеренные отклонения в развитии и не достигшие 18 лет воспитываются по данной программе в связи с их осложненными индивидуальными особенностями. Развитие таких детей от 12 до 18 лет проходит тот же путь, что и у детей с легкой умственной отсталостью до 16 лет. Особенность их развития зависит от развития психофизиологических процессов в организме детей.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Стратегические задачи воспитательной деятельности:

воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющей себя в Я-концепции.  Вырабатывать самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, повышать уровень ее потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения учащихся путем согласованной коррекционно-развивающей работы педагогов школы.

Приоритетные направления воспитательной работы.

Направление I.  Художественно-творческое воспитание.

Художественно-творческое воспитание школьников это актуальная проблема формирования творческой личности ХХI века.

На пороге нового тысячелетия с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующаяся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира.

Целью деятельности классного руководителя направлении художественно-творческого воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика, создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Формирование его духовной культуры

Задачи классного руководителя  в направлении художественно-творческого воспитания:

·           выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его творческого потенциала каждого ученика;

·           развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;

·           воспитание умения видеть особенности мира окружающей природы;

·           понимать красоту и особенность народных ремесел;

·           создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

·           использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

·           развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;

·           использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя  в направлении “художественно-творческого воспитания”:

·           художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача – помочь каждому человеку состояться Человеком.

·           раскрытие природных задатков и способностей ребенка – формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы;

·           вовлечение учащихся для занятий в различных коллективах и студиях;

·           организация занятий по направлению “сказкотерапии”.

·           творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных конкурсов;

·           изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий;

·           просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций;

·           предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности;

·           изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях;

·           предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива;

·           стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.

Основные понятия направления “художественно-творческого воспитания”:

·           положительные и отрицательные эмоции и чувства, самоуправление, самовоспитание, способности, творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, , пластика, умение слушать и слышать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.

Формы работы классного руководителя  в направлении “художественно-творческого воспитания:

·           концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

·           концерты учащихся, выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств;

·           анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;

·           празднование памятных дат в жизни учащихся;

·           празднование памятных дат календаря;

·           посещение театров, музеев, выставок;

·           театрализованные представления;

·           фестивали, презентации;

·           литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;

Направление II. Здоровье сберегающие технологии

Цель работы классного руководителя использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы классного руководителя  в направлении  “Здоровье сберегающие технологии”:

·           формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

·           знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя  в направлении  “Здоровье сберегающие технологии”:

1.        сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

2.        сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы;

3.        сотрудничество с социально-психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания;

4.        организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

5.        формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия направления  “Здоровье сберегающие технологии”:

 в работе с детским коллективом:

·           традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;

·           гигиена и ее значение в жизни человека;

·           культура сохранения собственного здоровья;

·           гармония души и тела, режим дня и здоровье;

·           воля и ее значение в сохранении здоровья;

·           самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье сберегающие технологии»::

·           спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, турниры;

      походы выходного дня, дни здоровья;

    спортивные викторины, тематические классные часы по   спортивной тематике, конкурсы  газет, посвященных спортивной тематике;

    беседы и дискуссии, в которых можно использовать следующие темы: «Режим дня, мои привычки и желания»,  «Учись говорить «Нет», «Выбери  жизнь»,  «Здоровье не купишь – его разум дарит».

·           Тематические консультации для родителей могут быть следующими:

·           “Вредные привычки и как от них избавляться”, “Приемы развития саморегуляции у младших школьников”, “Домашнее задание: каким ему быть и как выполнять”, “Режим дня школьника. Как научиться его выполнять”, “Развитие интереса к спорту у ребенка в семье”.

 

Направление III. Патриотическое воспитание

Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении ” Патриотическое воспитание» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи классного руководителя в направлении  ” Патриотическое воспитание ”:

1.        обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

2.        формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

3.        формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

4.        формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

5.        воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Патриотическое воспитание» :

·           знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;

·           сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

·           организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

·           формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно – правового выбора.

Основные понятия направления  «Патриотическое воспитание»:

·           Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении ” Патриотическое воспитание”:

·           тематические классные часы;

·           встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

·           конкурсы, викторины по правовой тематике;

·           изучение истории своей Родины и своего края;

Направление IV. Основы социализации («Общение»).

Целью деятельности классного руководителя  в направлении ”Общение “ является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении  ”Общение”:

1.        знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколения.

2.        формировать у учащихся культуру общения в системе”учитель-ученик”,”ученик-ученик”,”взрослый-ребенок”.

3.        создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4.        учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении  ”Общение”:

·           изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе;

·           на материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы;

·           изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений;

·           обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения;

·           обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции;

·           организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;

·           изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе;

·           обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления  ”Общение”.

·           Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество,

·           Форма работы классного руководителя в направлении ”Общение”:

·           социометрия;

·           интерактивные игры, тематические классные часы;

·           тренинг общения детей и родителей;

·           праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление V.  Трудовое воспитание.

Целью деятельности классного руководителя в направлении”Труд“является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задачи классного руководителя в направлении «Трудовое воспитание»:

1.        формирование трудолюбия;

2.        формирование нравственных качеств эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;

3.        воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении

 “Трудовое воспитание”:

·           изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;

·           организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;

·           организация выставок работ;

·           поощрение активных участников мероприятий и выставок.

Основные понятия направления  «Трудовое воспитание»:

·           Общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, производственный труд, учебный труд, трудолюбие.

Формы деятельности классного руководителя в направлении ” Трудовое воспитание”:

·           тематические классные часы: «Учиться всегда пригодится», «Чистота вокруг нас», конкурс «Лучший дежурный», «Уход за цветами».

·            строительство “Снежного городка”

·           акция “Чистый двор” с участием мам и пап;

·           праздники, неделя трудового обучения, выставки поделок;

·           кружковая работа;

·           привлечение родителей к совместным трудовым акциям, праздникам.

Направление VI.  Социальная адаптация.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания – и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Психическая адаптация осуществляется на трех уровнях: психическом, направленном на сохранение психического здоровья; социально-психологическом, обеспечивающем функцию микросоциального взаимодействия и психофизиологическом, при котором создаются условия для оптимального психофизиологического соотношения между организмом и средой в целях сохранения соматического здоровья.

Целью деятельности классного руководителя в направлении социальной адаптации является процесс и результат становления оптимального соотношения психической деятельности человека условиям окружающей среды.

Задачи классного руководителя в направлении ”социальная адаптация”:

·           принятия ребенком системы школьных правил и требований;

·           взаимоотношений учащихся с окружающими, умения решать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими;

·           восприятии значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);

·           умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым.

Основные моменты деятельности классного руководителя  в направлении “социальная адаптация”:

·           знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде;

·           сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

·           организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;

·           формирование умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;

·           вовлечение учеников в активную общественную жизнь школы и деятельность вне школы;

·           создание предметно-пространственной среды.

Основные понятия направления”социальная адаптация”:

·           Общественная жизнь, виды деятельности, общение, социальная активность, обязанности, самоорганизация, правила поведения в обществе,

Формы работы классного руководителя  в направлении”социальная адаптация”:

·           классные и воспитательные часы;

·           участие в школьных и городских мероприятиях;

·           создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;

·           моделирование ситуаций поведения в социуме;

Направление VII.  Работа с родителями.

Задачи классного руководителя в направлении  ”Работа с родителями”:

1.        организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

2.        организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

3.        создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

4.        обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя  в направлении  ”Работа с родителями”:

·           изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка;

·           сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;

·           сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

·           поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия компонента ”Семья”:

·           Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении  ”Работа с родителями”:

·           тематические классные часы: “История нашей семьи”,  “Моя семья в фотографиях”, “Моя семья в воспоминаниях родных”,  “Памятные даты нашей семьи”,  “Бабушки и дедушки нашей семьи”;

·           праздники семьи, спортивные состязания;

·           праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);

·           походы выходного дня, экскурсии, викторины;

·           тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;

·           читательские конференции по проблемам семьи.

Работа с родителями:

·           анкетирование;

·           беседы;

·           консультации;

·           родительские собрания;

·           посещение семьи;

·           проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

 


Программа воспитательной работы «Мы и общество»

Программа воспитательной работы «Мы и общество»

На пороге нового тысячелетия с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующаяся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой…

На пороге нового тысячелетия с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующаяся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой…

Направление II . Здоровье сберегающие технологии

Направление II . Здоровье сберегающие технологии

Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов…

Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов…

Основные понятия направления ”Общение”

Основные понятия направления ”Общение”

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении “социальная адаптация”: · знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения учащихся к окружающей…

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении “социальная адаптация”: · знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения учащихся к окружающей…

Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября,

Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2021