Программа воспитательной работы
«Мы и общество»
Разработчик:
Е.К.Паксянова, учитель трудового обучения ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова»
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей
сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом,
вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или
слышат дети, каждое наше слово-интонация,
с которой оно произносится, являются
капельками, падающими в тот поток,
который мы называем жизнью ребенка,
формированием его личности».
В.П.Кащенко
Пояснительная записка.
Программа воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 10 до 16 лет с детьми легкой умственной отсталостью и (до18 лет при умеренной умственной отсталости.) Дети, имеющие умеренные отклонения в развитии и не достигшие 18 лет воспитываются по данной программе в связи с их осложненными индивидуальными особенностями. Развитие таких детей от 12 до 18 лет проходит тот же путь, что и у детей с легкой умственной отсталостью до 16 лет. Особенность их развития зависит от развития психофизиологических процессов в организме детей.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.
Стратегические задачи воспитательной деятельности:
воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющей себя в Я-концепции. Вырабатывать самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, повышать уровень ее потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения учащихся путем согласованной коррекционно-развивающей работы педагогов школы.
Приоритетные направления воспитательной работы.
Направление I. Художественно-творческое воспитание.
Художественно-творческое воспитание школьников это актуальная проблема формирования творческой личности ХХI века.
На пороге нового тысячелетия с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующаяся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира.
Целью деятельности классного руководителя направлении художественно-творческого воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика, создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Формирование его духовной культуры
Задачи классного руководителя в направлении художественно-творческого воспитания:
· выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его творческого потенциала каждого ученика;
· развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
· воспитание умения видеть особенности мира окружающей природы;
· понимать красоту и особенность народных ремесел;
· создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
· использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
· развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
· использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении “художественно-творческого воспитания”:
· художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача – помочь каждому человеку состояться Человеком.
· раскрытие природных задатков и способностей ребенка – формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы;
· вовлечение учащихся для занятий в различных коллективах и студиях;
· организация занятий по направлению “сказкотерапии”.
· творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных конкурсов;
· изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий;
· просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций;
· предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности;
· изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях;
· предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива;
· стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Основные понятия направления “художественно-творческого воспитания”:
· положительные и отрицательные эмоции и чувства, самоуправление, самовоспитание, способности, творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, , пластика, умение слушать и слышать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.
Формы работы классного руководителя в направлении “художественно-творческого воспитания”:
· концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
· концерты учащихся, выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств;
· анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;
· празднование памятных дат в жизни учащихся;
· празднование памятных дат календаря;
· посещение театров, музеев, выставок;
· театрализованные представления;
· фестивали, презентации;
· литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;
Направление II. Здоровье сберегающие технологии
Цель работы классного руководителя использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении “Здоровье сберегающие технологии”:
· формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
· знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении “Здоровье сберегающие технологии”:
1. сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
2. сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы;
3. сотрудничество с социально-психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания;
4. организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
5. формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия направления “Здоровье сберегающие технологии”:
в работе с детским коллективом:
· традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
· гигиена и ее значение в жизни человека;
· культура сохранения собственного здоровья;
· гармония души и тела, режим дня и здоровье;
· воля и ее значение в сохранении здоровья;
· самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье сберегающие технологии»::
· спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, турниры;
• походы выходного дня, дни здоровья;
• спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике;
• беседы и дискуссии, в которых можно использовать следующие темы: «Режим дня, мои привычки и желания», «Учись говорить «Нет», «Выбери жизнь», «Здоровье не купишь – его разум дарит».
· Тематические консультации для родителей могут быть следующими:
· “Вредные привычки и как от них избавляться”, “Приемы развития саморегуляции у младших школьников”, “Домашнее задание: каким ему быть и как выполнять”, “Режим дня школьника. Как научиться его выполнять”, “Развитие интереса к спорту у ребенка в семье”.
Направление III. Патриотическое воспитание
Целью деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении ” Патриотическое воспитание» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи классного руководителя в направлении ” Патриотическое воспитание ”:
1. обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
2. формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
3. формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
4. формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
5. воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Патриотическое воспитание» :
· знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
· сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
· формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно – правового выбора.
Основные понятия направления «Патриотическое воспитание»:
· Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении ” Патриотическое воспитание”:
· тематические классные часы;
· встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
· конкурсы, викторины по правовой тематике;
· изучение истории своей Родины и своего края;
Направление IV. Основы социализации («Общение»).
Целью деятельности классного руководителя в направлении ”Общение “ является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении ”Общение”:
1. знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколения.
2. формировать у учащихся культуру общения в системе”учитель-ученик”,”ученик-ученик”,”взрослый-ребенок”.
3. создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении ”Общение”:
· изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе;
· на материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы;
· изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений;
· обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения;
· обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции;
· организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
· изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе;
· обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления ”Общение”.
· Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество,
· Форма работы классного руководителя в направлении ”Общение”:
· социометрия;
· интерактивные игры, тематические классные часы;
· тренинг общения детей и родителей;
· праздники, конкурсы, ролевые игры.
Направление V. Трудовое воспитание.
Целью деятельности классного руководителя в направлении”Труд“является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Задачи классного руководителя в направлении «Трудовое воспитание»:
1. формирование трудолюбия;
2. формирование нравственных качеств эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;
3. воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении
“Трудовое воспитание”:
· изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;
· организация выставок работ;
· поощрение активных участников мероприятий и выставок.
Основные понятия направления «Трудовое воспитание»:
· Общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, производственный труд, учебный труд, трудолюбие.
Формы деятельности классного руководителя в направлении ” Трудовое воспитание”:
· тематические классные часы: «Учиться всегда пригодится», «Чистота вокруг нас», конкурс «Лучший дежурный», «Уход за цветами».
· строительство “Снежного городка”
· акция “Чистый двор” с участием мам и пап;
· праздники, неделя трудового обучения, выставки поделок;
· кружковая работа;
· привлечение родителей к совместным трудовым акциям, праздникам.
Направление VI. Социальная адаптация.
Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания – и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Психическая адаптация осуществляется на трех уровнях: психическом, направленном на сохранение психического здоровья; социально-психологическом, обеспечивающем функцию микросоциального взаимодействия и психофизиологическом, при котором создаются условия для оптимального психофизиологического соотношения между организмом и средой в целях сохранения соматического здоровья.
Целью деятельности классного руководителя в направлении социальной адаптации является процесс и результат становления оптимального соотношения психической деятельности человека условиям окружающей среды.
Задачи классного руководителя в направлении ”социальная адаптация”:
· принятия ребенком системы школьных правил и требований;
· взаимоотношений учащихся с окружающими, умения решать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими;
· восприятии значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);
· умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении “социальная адаптация”:
· знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде;
· сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;
· формирование умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;
· вовлечение учеников в активную общественную жизнь школы и деятельность вне школы;
· создание предметно-пространственной среды.
Основные понятия направления”социальная адаптация”:
· Общественная жизнь, виды деятельности, общение, социальная активность, обязанности, самоорганизация, правила поведения в обществе,
Формы работы классного руководителя в направлении”социальная адаптация”:
· классные и воспитательные часы;
· участие в школьных и городских мероприятиях;
· создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;
· моделирование ситуаций поведения в социуме;
Направление VII. Работа с родителями.
Задачи классного руководителя в направлении ”Работа с родителями”:
1. организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
2. организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
3. создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
4. обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении ”Работа с родителями”:
· изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка;
· сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
· сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
· поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия компонента ”Семья”:
· Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении ”Работа с родителями”:
· тематические классные часы: “История нашей семьи”, “Моя семья в фотографиях”, “Моя семья в воспоминаниях родных”, “Памятные даты нашей семьи”, “Бабушки и дедушки нашей семьи”;
· праздники семьи, спортивные состязания;
· праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);
· походы выходного дня, экскурсии, викторины;
· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;
· читательские конференции по проблемам семьи.
Работа с родителями:
· анкетирование;
· беседы;
· консультации;
· родительские собрания;
· посещение семьи;
· проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.