программа за 4 класс

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4А. Слесарь. Литературное чтение.doc

 

«Рассмотрено»                                                                  «Согласовано»                                                                «Утверждаю»

на заседании МО                                                              Заместитель директора                                                  Директор МБОУ «СОШ № 67»

Протокол № 1                                                                   по УВР МБОУ «СОШ № 67»                                       ………………… (Подопригора Г.М.)

от «» августа 2019 г.                                                        ………………… (Яковлева М.Н.)                                Приказ №        от «» августа 2019 г.

Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.)              «» августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)

4 «А» КЛАСС

на 2019-2020 учебный год

 

Количество часов в год – 136

 

 

 

 

 

 

 

 

Слесарь Е.С.

учитель начальных классов

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе:

·        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

·        Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

·        авторской программы Э.Э. Кац «Литературное чтение». 4 класс. (УМК «Планета знаний»),

·        основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».

 

Основными целями начального обучения литературному чтению являются:

·        овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

·        развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно познавательными текстами;

·        обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования:

·        освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

·        овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

·        воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

·        формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

 

Программа рассчитана на 102 часа: 34 учебных недели по 3 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Круг чтения

 

Мифы. Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки. Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».    

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв « Маркиз де Карабас».

Басни. И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле. Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины. «Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война. А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте. А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; X. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; В. Пастернак «Тишина».

Мир детства. Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А, Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения. Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

 

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

 

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

 

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

 

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический).

Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.

Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Устанавливать аналогии.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Количество контрольных работ

Сроки

1

Мифы

7

1-3неделя

2

Народные сказки

10

3-6 неделя

3

Былины

 9

6-9 неделя

4

Авторские сказки

13

 

9-13 неделя

5

Басни

7

 

14-16 неделя

6

Слово о родной земле

9

 

16-19 неделя

7

О прошлом Родины

7

 

19-21 неделя

8

Прошла по земле война

5

 

21-23 неделя

9

О добре и красоте

13

 

23-27 неделя

10

Мир детства

16

 

27-32 неделя

11

Удивительные приключения

6

 

32-34 неделя

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Тематический блок

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Учебно-методическое обеспечение

Сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1-2

Мифы (7 часов)

Характеристика героев. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты».

Составлять план учебной статьи.

 

Представлять сборники произведений.

Характеризовать героев.

 

Выделять изобразительные средства языка.

 

Определять жанр произведения.

Сопоставлять героев произведений разных жанров.

 

Связывать знания о прошлом с современным опытом.

 

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

 

Работать с аппаратом книги.

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке;

чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;

регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

симпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

познавательная мотивация учения

 

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения,так и в результате проведенной работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

 

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

различать последовательность событий и последовательность их изложения

составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Учебник, рабочая тетрадь

1неделя

3

Изобразительные средства языка.

Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо».

1неделя

 

4

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.

2 неделя

5

Составление плана учебной статьи. Научно-популярная статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев».

2 неделя

6

Славянские мифы.

2 неделя

7

Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай».

3 неделя

8-10

Народные сказки (10 часов)

Народные сказки. Выразительное чтение. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Комментировать иллюстрации к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений.

Определять свое отношение к героям сказки.

Сопоставлять сказку и миф.

Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов.

Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять

 

работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

 

3-4

неделя

11

Определение главной мысли сказки. «Находчивый солдат» (русская народная сказка).

4 неделя

12

Составление плана произведения. «Мужик и царь» (русская народная сказка).

4 неделя

13

Пересказ фрагментов текста. «Портной и царь» (армянская народная сказка).

 

5 неделя

14-15

Сопоставление персонажей произведения. «Кола-рыба» (итальянская народная сказка).

 5 неделя

16

Научно-популярная статья «Землетрясение». Нахождение нужной информации.

6 неделя

17

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

6 неделя

18-19

Былины (9 часов)

Былины. Темп, интонация чтения былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал».

Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.

Читать по ролям произведение.

Оценивать поступки героев.

Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.

Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

Анализировать композицию, изобразительные средства.

 

находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

устанавливать аналогии.

создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

создавать иллюстрации к произведениям;

 

6-7

неделя

20-22

Выразительное чтение былины. «Илья Муромец и Соловей разбойник».

7-8

неделя

23

Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого».

8 неделя

24

Определение главной мысли произведения, выделение слов, выражающих её. А.К. Толстой «Илья Муромец».

8 неделя

25

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях

9 неделя

26

Картинная галерея. ВМ. Васнецов «Богатыри».

9 неделя

27-30

Авторские сказки (13 часов)

Пересказ произведения с использованием цитат, от лица персонажа. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Читать по ролям литературные произведения. Составлять план.

Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.

Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Сопоставлять авторские произведения с народными.

Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.

Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства.

Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому.

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Выбирать форму участия в проекте «Авторские сказки».

выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

создавать иллюстрации к произведениям;

создавать в группе сценарии и проекты.

 

 

9-10 неделя

31

Внеклассное чтение. Сказки Вильгельма Гауфа.

11 неделя

32

Определение основных качеств героев, отношения к ним автора. Н.С. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

11 неделя

33

Ответы на вопросы с аргументацией своей позиции. Карел Чапек «Случай с русалками».

11 неделя

34

Внеклассное чтение. К. Чапек «Сказки».

12 неделя

35-38

Чтение по ролям. Составление плана произведения. Джозеф Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

12-13

неделя

39

Внеклассное чтение. В. Кургузов «Телевизионные макароны».

13 неделя

40-41

Басни (7 часов)

Выразительное чтение басни. Интонационное состояние персонажей. Басни И.А. Крылова.  «Трудолюбивый медведь», «Любопытный».

Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Читать наизусть басни по выбору.

Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать жизненный опыт.

Сопоставлять произведения разных авторов.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках

Оценивать актуальность морали басни.

Определять идею произведения.

Определять переживания лирического героя.

Выделять изобразительные средства языка. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.)

составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме

 

 

14 неделя

42-43

Сравнение басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица». Определение и обсуждение актуальности морали басни.

14-15

неделя

44

Научно-популярная статья «Кумушка – лиса».

15 неделя

45

Внеклассное чтение. Басни

15 неделя

46

Выразительное чтение. Изменение темпа, интонации. Ю. Яковлев «Мама».

16 неделя

47

Слово о родной земле (9 часов)

Изобразительные средства языка, использованные поэтом. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.

Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний

 

Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.

 

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

 

Постигать смысл патриотического отношения к Родине

 

использовать различные формы интерпретации содержа­ния текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержа­щуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; по­яснять прямое и переносное значение слова, его многозначнocть с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, напри­мер соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояс­нять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

 строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

 

16 неделя

48

Научно-популярная статья «Ландыши».

16 неделя

49

Изобразительные средства языка, использованные поэтом. С.А. Есенин «С добрым утром!»

17 неделя

50

Внеклассное чтение. Стихотворения С. Есенина.

17 неделя

51

Определение идеи произведения. М.М. Пришвин «Моя Родина».

17 неделя

52

Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк».

18 неделя

53

Выразительное чтение лирического произведения. И. Северянин «Запевка»

18 неделя

54

Выразительное чтение лирического произведения. И.С. Никитин «Русь».

18 неделя

55

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения.

19 неделя

56-58

О прошлом Родины (7 часов)

Внутреннее состояние персонажей. Чтение по ролям. «Повесть временных лет». А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

 Выразительно читать, передавать внутреннее состояние персонажей.

Читать по ролям.

Выделять способы выражения авторской позиции.

Определять идею произведения.

Соотносить иллюстрацию с текстом произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.

Использовать знания из разных областей при освоении худ. произведения.

 

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.

 

использовать различные формы интерпретации содержа­ния текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержа­щуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; по­яснять прямое и переносное значение слова, его многозначнocть с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, напри­мер соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояс­нять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста)

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

 

19-20

неделя

59

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь».

20 неделя

60-61

Подвиг народа в произведениях русских писателей. К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

 

20-21

неделя

62

Картинная галерея. В.В. Моторин «Дмитрий Донской». Внеклассное чтение. Ф.Н. Глинка «Москва».

21 неделя

63

Прошла по земле война (5 часов)

Военная поэзия Анны Ахматовой. А. Ахматова «Мужество».

Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план.

Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Сопоставлять героев произведений.

Заучивать наизусть произведения.

Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию.

Использовать знания от изучения различных предметов в работе над текстом.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека.

находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

устанавливать аналогии.

 

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

 

21 неделя

64-65

Мужество советских людей в произведениях Б. Полевого. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

22 неделя

66

Стихотворения А. Твардовского о войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

22 неделя

67

Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне.

23 неделя

68-69

О добре и красоте (13 часов)

Русские поэты о красоте природы. А.А. Фет «На рассвете». И.С. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Составлять план произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.

Сопоставлять авторские и народные произведения.

Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Сопоставлять информацию по определенной теме.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Выбирать форму участия в проектной деятельности «Моя Родина»

выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;   выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено

делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

 

 

23 неделя

70

Страдание природы в поэме Некрасова.

24 неделя

71-72

Музыка о красоте природы. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

24 неделя

73

Внеклассное чтение. Музыка и литература.

25 неделя

74

Отношение автора к героям, способы его выражения. А.Н. Майков «Мать».

25 неделя

75-76

Сказки Х.К. Андерсена. Х.К. Андерсен «Соловей».

25-26

неделя

77

Научно-популярная статья «Соловьи».

26 неделя

78

Внеклассное чтение. Х.К. Андерсен «Снежная королева».

26 неделя

79

Выразительное чтение лирического произведения. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

27 неделя

80

Картинная галерея. И.и. Шишкин «Рожь». Внеклассное чтение. А. Блок «Летний вечер».

27 неделя

81-82

Мир детства (16 часов)

Жизнь детей в деревне. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

Выразительно читать произведение.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Творчески пересказывать.

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

осознавать значимость чтения для дальнейшего обуче­ния, саморазвития; воспринимать чтение как источник эсте­тического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приоб­ретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргумента­ции, иной информации;

читать (вслух) выразительно доступные для данного воз­раста прозаические произведения и декламировать стихотвор­ные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в со­ответствии с целью чтения

 

ориентироваться в мире детской литературы на ос­нове знакомства с выдающимися произведениями класси­ческой и современной отечественной и зарубежной лите­ратуры;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.

 

 

27-28

неделя

83

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях.

28 неделя

84-86

Произведения русских писателей и поэтов о маме. Л.Н. Толстой «Детство» (отрывки), И.А. Бунин «Детство».

28-29

неделя

87-88

Находчивость и смекалка героев. М. Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера».

29-30

неделя

89

Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

30 неделя

90-91

Внутренние переживания героя. В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

30-31

неделя

92-95

Детские фантазии. М.И. Цветаева «Наши царства», Р.Л. Стивенсон «Страна кровати», А.П. Чехов «Мальчики».

31-32

неделя

96

Научно-популярная статья «Николай Пржевальский»

32 неделя

97-100

Удивительные приключения (6 часов)

Правда и вымысел. Р.Э. Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию».

Выразительно читать.

Пересказывать текст кратко, творчески.

 

Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения.

Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сопоставлять героев произведения, разные произведения.

Представлять прочитанную книгу.

Создавать письменную аннотацию.

Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.

 

Выстраивать монолог.

Планировать собственную читательскую деятельность.

 

прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

различать последовательность событий и последовательность их изложения;

выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

соотносить поступки героев с нравственными нормами;

составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 

32-34

неделя

101

Внеклассное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ».

34 неделя

102

Внеклассное чтение «Мои любимые книги».

34 неделя

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У школьников будут сформированы ценностные ориентиры:

·        Чувство гордости за свою Родину, ответственности за жизнь народа; чувство сопричастности с жизнью своего народа;

·        Уважение истории и культуры разных народов;

·        Внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

·        Умение слушать и слышать партнёра, признавать право человека на собственное мнение;

·        Развитие этических чувств – стыда, вины, совести;

·        Формирование эстетических чувств через знакомство с отечественной и мировой художественной культурой;

·        Развитие любознательности, познавательных интересов, желание творчества;

·        Самоуважение, чувство готовности выражать и отстаивать свою позицию, критически относиться к своим поступкам;

·        Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

·        Формирование целеустремлённости, готовности к преодолению трудностей, умение уважать результаты труда других людей.

Могут быть сформированы:

·        чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

·        устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

·        толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 

Регулятивные

Учащиеся научатся:

·        планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

·        учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

·        выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

·        вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

·        ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

·        самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

·        находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

·        выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·        сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

·        устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

·        осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

·        сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

·        строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

·        работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

 

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

·        работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·        аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

·        точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

·        оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

·        владеть диалогической формой речи;

·        корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

·        понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

 

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

·        читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

·        читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

·        прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

·        находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

·        различать последовательность событий и последовательность их изложения;

·        выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

·        пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, е заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

·        обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

·        составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

·        соотносить поступки героев с нравственными нормами;

·        ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

·        составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной  речи; 

·        высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

·        высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

·        создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

 

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

·        читать по ролям художественное произведение;

·        создавать текст на основе плана;

·        придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

·        писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

·        участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

·        создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

·        создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

·        создавать иллюстрации к произведениям;

·        создавать в группе сценарии и проекты.

 

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

·        выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

·        определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

·        выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

·        вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

·        определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

·        различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);

·        находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

·        делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

·        создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Астрель. Москва. 2013

Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Астрель. Москва. 2018

Э.Э. Кац. Литературное чтение. Рабочая программа. 1 – 4 классы. Москва. Дрофа-Астрель. 2017.

           


Скачано с www.znanio.ru