«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 67»
Протокол № 1 по УВР МБОУ «СОШ № 67» ………………… (Подопригора Г.М.)
от «» августа 2019 г. ………………… (Яковлева М.Н.) Приказ № от «» августа 2019 г.
Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.) «» августа 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
4 «А» КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в год – 136
Слесарь Е.С.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· авторской программы Э.Э. Кац «Литературное чтение». 4 класс. (УМК «Планета знаний»),
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».
Основными целями начального обучения литературному чтению являются:
· овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
· развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно познавательными текстами;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования:
· освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
· овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
· воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
· формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Программа рассчитана на 102 часа: 34 учебных недели по 3 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Круг чтения
Мифы. Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки. Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв « Маркиз де Карабас».
Басни. И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле. Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины. «Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война. А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте. А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; X. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; В. Пастернак «Тишина».
Мир детства. Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А, Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения. Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.
Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
Находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический).
Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.
Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Устанавливать аналогии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Сроки |
1 |
Мифы |
7 |
1-3неделя |
|
2 |
Народные сказки |
10 |
3-6 неделя |
|
3 |
Былины |
9 |
6-9 неделя |
|
4 |
Авторские сказки |
13 |
|
9-13 неделя |
5 |
Басни |
7 |
|
14-16 неделя |
6 |
Слово о родной земле |
9 |
|
16-19 неделя |
7 |
О прошлом Родины |
7 |
|
19-21 неделя |
8 |
Прошла по земле война |
5 |
|
21-23 неделя |
9 |
О добре и красоте |
13 |
|
23-27 неделя |
10 |
Мир детства |
16 |
|
27-32 неделя |
11 |
Удивительные приключения |
6 |
|
32-34 неделя |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тематический блок |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
Сроки |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
||||||||
1-2 |
Мифы (7 часов) |
Характеристика героев. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». |
Составлять план учебной статьи.
Представлять сборники произведений. Характеризовать героев.
Выделять изобразительные средства языка.
Определять жанр произведения. Сопоставлять героев произведений разных жанров.
Связывать знания о прошлом с современным опытом.
Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.
Работать с аппаратом книги. |
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности; представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; симпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения
|
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения,так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.
|
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения |
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме; создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. |
Учебник, рабочая тетрадь |
1неделя |
3 |
Изобразительные средства языка. Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». |
1неделя
|
|||||||
4 |
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. |
2 неделя |
|||||||
5 |
Составление плана учебной статьи. Научно-популярная статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев». |
2 неделя |
|||||||
6 |
Славянские мифы. |
2 неделя |
|||||||
7 |
Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай». |
3 неделя |
|||||||
8-10 |
Народные сказки (10 часов) |
Народные сказки. Выразительное чтение. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). |
Выразительно читать. Составлять план произведения. Определять главную мысль сказки. Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Комментировать иллюстрации к тексту. Сопоставлять персонажей произведений. Определять свое отношение к героям сказки. Сопоставлять сказку и миф. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов. Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять
|
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач. |
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; |
|
3-4 неделя |
||
11 |
Определение главной мысли сказки. «Находчивый солдат» (русская народная сказка). |
4 неделя |
|||||||
12 |
Составление плана произведения. «Мужик и царь» (русская народная сказка). |
4 неделя |
|||||||
13 |
Пересказ фрагментов текста. «Портной и царь» (армянская народная сказка). |
5 неделя |
|||||||
14-15 |
Сопоставление персонажей произведения. «Кола-рыба» (итальянская народная сказка). |
5 неделя |
|||||||
16 |
Научно-популярная статья «Землетрясение». Нахождение нужной информации. |
6 неделя |
|||||||
17 |
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. |
6 неделя |
|||||||
18-19 |
Былины (9 часов) |
Былины. Темп, интонация чтения былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал». |
Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Читать по ролям произведение. Оценивать поступки героев. Сопоставлять фольклорных и литературных героев. Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику. Анализировать композицию, изобразительные средства.
|
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; устанавливать аналогии. |
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета; создавать иллюстрации к произведениям; |
|
6-7 неделя |
||
20-22 |
Выразительное чтение былины. «Илья Муромец и Соловей разбойник». |
7-8 неделя |
|||||||
23 |
Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». |
8 неделя |
|||||||
24 |
Определение главной мысли произведения, выделение слов, выражающих её. А.К. Толстой «Илья Муромец». |
8 неделя |
|||||||
25 |
Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях |
9 неделя |
|||||||
26 |
Картинная галерея. ВМ. Васнецов «Богатыри». |
9 неделя |
|||||||
27-30 |
Авторские сказки (13 часов) |
Пересказ произведения с использованием цитат, от лица персонажа. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа. Читать по ролям литературные произведения. Составлять план. Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам. Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа. Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию. Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений. Сопоставлять авторские произведения с народными. Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений. Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства. Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому. Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей. Выбирать форму участия в проекте «Авторские сказки». |
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания; вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование; определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено; различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.); |
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета; создавать иллюстрации к произведениям; создавать в группе сценарии и проекты.
|
|
9-10 неделя |
||
31 |
Внеклассное чтение. Сказки Вильгельма Гауфа. |
11 неделя |
|||||||
32 |
Определение основных качеств героев, отношения к ним автора. Н.С. Гумилёв «Маркиз де Карабас». |
11 неделя |
|||||||
33 |
Ответы на вопросы с аргументацией своей позиции. Карел Чапек «Случай с русалками». |
11 неделя |
|||||||
34 |
Внеклассное чтение. К. Чапек «Сказки». |
12 неделя |
|||||||
35-38 |
Чтение по ролям. Составление плана произведения. Джозеф Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». |
12-13 неделя |
|||||||
39 |
Внеклассное чтение. В. Кургузов «Телевизионные макароны». |
13 неделя |
|||||||
40-41 |
Басни (7 часов) |
Выразительное чтение басни. Интонационное состояние персонажей. Басни И.А. Крылова. «Трудолюбивый медведь», «Любопытный». |
Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Читать наизусть басни по выбору. Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать жизненный опыт. Сопоставлять произведения разных авторов. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках Оценивать актуальность морали басни. Определять идею произведения. Определять переживания лирического героя. Выделять изобразительные средства языка. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. |
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего; писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче; различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.) |
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме
|
|
14 неделя |
||
42-43 |
Сравнение басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица». Определение и обсуждение актуальности морали басни. |
14-15 неделя |
|||||||
44 |
Научно-популярная статья «Кумушка – лиса». |
15 неделя |
|||||||
45 |
Внеклассное чтение. Басни |
15 неделя |
|||||||
46 |
Выразительное чтение. Изменение темпа, интонации. Ю. Яковлев «Мама». |
16 неделя |
|||||||
47 |
Слово о родной земле (9 часов) |
Изобразительные средства языка, использованные поэтом. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» |
Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения. Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план. Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний
Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.
Знакомиться с жизнью творческих личностей.
Постигать смысл патриотического отношения к Родине
|
использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначнocть с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); |
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). |
|
16 неделя |
||
48 |
Научно-популярная статья «Ландыши». |
16 неделя |
|||||||
49 |
Изобразительные средства языка, использованные поэтом. С.А. Есенин «С добрым утром!» |
17 неделя |
|||||||
50 |
Внеклассное чтение. Стихотворения С. Есенина. |
17 неделя |
|||||||
51 |
Определение идеи произведения. М.М. Пришвин «Моя Родина». |
17 неделя |
|||||||
52 |
Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк». |
18 неделя |
|||||||
53 |
Выразительное чтение лирического произведения. И. Северянин «Запевка» |
18 неделя |
|||||||
54 |
Выразительное чтение лирического произведения. И.С. Никитин «Русь». |
18 неделя |
|||||||
55 |
Внеклассное чтение. Любимые стихотворения. |
19 неделя |
|||||||
56-58 |
О прошлом Родины (7 часов) |
Внутреннее состояние персонажей. Чтение по ролям. «Повесть временных лет». А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». |
Выразительно читать, передавать внутреннее состояние персонажей. Читать по ролям. Выделять способы выражения авторской позиции. Определять идею произведения. Соотносить иллюстрацию с текстом произведения. Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему. Использовать знания из разных областей при освоении худ. произведения.
Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач.
|
использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначнocть с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста) |
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). |
|
19-20 неделя |
||
59 |
Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». |
20 неделя |
|||||||
60-61 |
Подвиг народа в произведениях русских писателей. К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» |
20-21 неделя |
|||||||
62 |
Картинная галерея. В.В. Моторин «Дмитрий Донской». Внеклассное чтение. Ф.Н. Глинка «Москва». |
21 неделя |
|||||||
63 |
Прошла по земле война (5 часов) |
Военная поэзия Анны Ахматовой. А. Ахматова «Мужество». |
Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план. Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Сопоставлять героев произведений. Заучивать наизусть произведения. Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию. Использовать знания от изучения различных предметов в работе над текстом. Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека. |
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; устанавливать аналогии.
|
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). |
|
21 неделя |
||
64-65 |
Мужество советских людей в произведениях Б. Полевого. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». |
22 неделя |
|||||||
66 |
Стихотворения А. Твардовского о войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». |
22 неделя |
|||||||
67 |
Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне. |
23 неделя |
|||||||
68-69 |
О добре и красоте (13 часов) |
Русские поэты о красоте природы. А.А. Фет «На рассвете». И.С. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» |
Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении. Определять смысл названия, главную мысль произведения. Объяснять смысл слова в контексте произведения. Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения. Составлять план произведения. Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их. Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения. Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления. Сопоставлять авторские и народные произведения. Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению. Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения. Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний. Сопоставлять информацию по определенной теме. Объяснять и обосновывать собственные выводы. Выбирать форму участия в проектной деятельности «Моя Родина» |
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения; выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания; вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование; определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено |
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
|
|
23 неделя |
||
70 |
Страдание природы в поэме Некрасова. |
24 неделя |
|||||||
71-72 |
Музыка о красоте природы. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
24 неделя |
|||||||
73 |
Внеклассное чтение. Музыка и литература. |
25 неделя |
|||||||
74 |
Отношение автора к героям, способы его выражения. А.Н. Майков «Мать». |
25 неделя |
|||||||
75-76 |
Сказки Х.К. Андерсена. Х.К. Андерсен «Соловей». |
25-26 неделя |
|||||||
77 |
Научно-популярная статья «Соловьи». |
26 неделя |
|||||||
78 |
Внеклассное чтение. Х.К. Андерсен «Снежная королева». |
26 неделя |
|||||||
79 |
Выразительное чтение лирического произведения. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». |
27 неделя |
|||||||
80 |
Картинная галерея. И.и. Шишкин «Рожь». Внеклассное чтение. А. Блок «Летний вечер». |
27 неделя |
|||||||
81-82 |
Мир детства (16 часов) |
Жизнь детей в деревне. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». |
Выразительно читать произведение. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Творчески пересказывать. Определять главную мысль. Составлять план произведения. Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей. Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями. Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Сопоставлять героев разных произведений. Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания. Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их. |
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения
|
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.
|
|
27-28 неделя |
||
83 |
Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. |
28 неделя |
|||||||
84-86 |
Произведения русских писателей и поэтов о маме. Л.Н. Толстой «Детство» (отрывки), И.А. Бунин «Детство». |
28-29 неделя |
|||||||
87-88 |
Находчивость и смекалка героев. М. Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера». |
29-30 неделя |
|||||||
89 |
Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
30 неделя |
|||||||
90-91 |
Внутренние переживания героя. В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» |
30-31 неделя |
|||||||
92-95 |
Детские фантазии. М.И. Цветаева «Наши царства», Р.Л. Стивенсон «Страна кровати», А.П. Чехов «Мальчики». |
31-32 неделя |
|||||||
96 |
Научно-популярная статья «Николай Пржевальский» |
32 неделя |
|||||||
97-100 |
Удивительные приключения (6 часов) |
Правда и вымысел. Р.Э. Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию». |
Выразительно читать. Пересказывать текст кратко, творчески.
Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения. Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сопоставлять героев произведения, разные произведения. Представлять прочитанную книгу. Создавать письменную аннотацию. Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.
Выстраивать монолог. Планировать собственную читательскую деятельность.
|
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений; обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах; соотносить поступки героев с нравственными нормами; |
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме; |
|
32-34 неделя |
||
101 |
Внеклассное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ». |
34 неделя |
|||||||
102 |
Внеклассное чтение «Мои любимые книги». |
34 неделя |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У школьников будут сформированы ценностные ориентиры:
· Чувство гордости за свою Родину, ответственности за жизнь народа; чувство сопричастности с жизнью своего народа;
· Уважение истории и культуры разных народов;
· Внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
· Умение слушать и слышать партнёра, признавать право человека на собственное мнение;
· Развитие этических чувств – стыда, вины, совести;
· Формирование эстетических чувств через знакомство с отечественной и мировой художественной культурой;
· Развитие любознательности, познавательных интересов, желание творчества;
· Самоуважение, чувство готовности выражать и отстаивать свою позицию, критически относиться к своим поступкам;
· Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
· Формирование целеустремлённости, готовности к преодолению трудностей, умение уважать результаты труда других людей.
Могут быть сформированы:
· чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
· устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
· толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
· выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
· устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· владеть диалогической формой речи;
· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
· читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
· прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
· находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
· различать последовательность событий и последовательность их изложения;
· выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
· пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, е заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
· обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
· составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
· соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
· составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
· высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
· высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
· создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
· читать по ролям художественное произведение;
· создавать текст на основе плана;
· придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
· писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
· участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
· создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
· создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
· создавать иллюстрации к произведениям;
· создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
· выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
· определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
· выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
· вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
· определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
· различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
· находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
· делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. Астрель. Москва. 2013
Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Астрель. Москва. 2018
Э.Э. Кац. Литературное чтение. Рабочая программа. 1 – 4 классы. Москва. Дрофа-Астрель. 2017.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.