Программа Здоровье
Оценка 4.9

Программа Здоровье

Оценка 4.9
doc
20.01.2020
Программа Здоровье
Программа ЗДОРОВЬЕ.doc

В мире есть лишь две абсолютные ценности:

чистая совесть и здоровье

 

                                        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Необходимость создания программы продиктована ухудшением здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, снижением уровня социального благополучия, отношения к своему здоровью,

Основные разработчики программы: директор школы Н.Ф. Китач, заместитель директора по УР Комисарчук И.В.

ЦЕЛЬ: создание условий для всестороннего физического развития личности, укрепления здоровья и повышения социальной активности обучающихся; повышение здоровьесберегающего потенциала школы.

ЗАДАЧИ:

·   использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды:

·   формирование у учащихся знаний, умений и навыков ЗОЖ;

·   здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов;

·   административно-хозяйственная и контрольная деятельность руководящих работников по созданию здоровьесберегающей образовательной среды;

·   медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов по охране и укреплению здоровья учащихся;

·   повышение профессиональной компетенции педагогических и медицинских  работников по вопросам здоровьесбережения учащихся.

·   формирование у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

·   осуществение медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга и диагностики состояния здоровья подростков;

·   создание банка информации о состоянии здоровья подростков;

·   формирование устойчивых навыков безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах;

Сроки реализации программы: 2008 – 2010 гг.

Критерии:

I. Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися ОУ.

Показатели:

1.1. Обновленность и законность нормативно-правовой базы в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися ОУ.

1.2. Использование нормативно-правовой базы при решении проблем по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.

II. Уровень информированности педколлектива и медицинских специалистов о современных формах и методах формирования здоровьесберегающей среды.

Показатели:

2.1. Наличие банка современных форм и методов работы по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ в методическом кабинете школы.

2.2. Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-медико-педагогические семинары.

III. Уровень использования педколлективом и медицинскими специалистами современных методов и форм при реализации здоровьеобразовательной деятельности по формированию у школьников знаний, умений и навыков о здоровье и здоровом образе жизни.

Показатели:

3.1. Реализация системы здоровья образовательной деятельности в ОУ (см. схему “Приоритетные направления воспитательной работы в ОУ”.

IV. Уровень использования педколлективом современных методов и форм при реализации здоровьесберегающей деятельности по осуществлению образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов.

Показатели:

4.1. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;

4.2. Организация двигательного режима:

на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;

во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;

4.3. Качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;

4.4. Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов:

Игротерапии,

ароматерапии,

психотерапии,

дыхательной гимнастики,

элементов самомассажа,

гимнастики до занятий,

мышечной и эмоциональной релаксации,

профилактики общего и зрительного утомления,

эффективного проведения динамических пауз.

4.5. Систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ.

V. Уровень использования современных методов и форм при реализации здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды.

Показатели:

5.1. Обучение в первой половине дня.

5.2. Ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке.

5.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных зданиях, содержание в чистоте пришкольной территории.

5.4. Создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика.

5.5. Использование рекомендованных федеральным перечнем учебников и иной издательской продукции.

5.6. Обеспечение учебной мебелью соответственно росто-возрастным особенностям обучающихся.

5.7. Организация рационального питания учащихся.

5.8. Организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, организация спортивных секций и кружков).

5.9. Организация работы специальной медицинской группы и корригирующей гимнастики.

5.10. Совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения:

- организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

- стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения;

- обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению.

VI. Уровень использования современных методов и форм при реализации медико-реабилитационной деятельности медицинскими специалистами по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Показатели:

Организация системы мер медико-педагогической реабилитации:

6.1. Психологическое  обеспечение дифференциации и индивидуализации образования.

6.2 Санитарно-просветительская поддержка школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни.

6.3 Работа лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации включает:

6.4 Санитарно-гигиенический контроль в ОУ.

6.5. Прививочная работа.

6.6. Диспансеризация и медицинский контроль физического развития учащихся.

6.7. Профилактическое лечение витаминами, фиточаем с целью иммуностимуляции.

 

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы:

- снижение заболеваемости или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),

- повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;

увеличение числа детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;

- разработка рекомендаций для родителей, педагогов, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;

- организация системы  занятий по формированию ЗОЖ.

Система управления и контроля  реализации программы.

Контроль реализации мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

Формы контроля: результативность работы рассматривается 2 раз в год на педагогических советах и совещаниях при директоре.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.. По данным НИИ педиатрии:

14 % детей практически здоровы;

50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.

Город Воркута входит в число городов республики, имеющих четко выраженную специализацию на добычу и обогащение угля. С точки зрения воздействия на окружающую среду, практически все предприятия характеризуются повышенными вредными выбросами, которые усугубляются географо–климатическими особенностями города. Реки и ручьи, протекая по территории интенсивной хозяйственной деятельности, загрязняются промышленными и городскими стоками, а также поверхностными, ливневыми и талыми водами. Одним из основных загрязнителей атмосферы является углекислый газ. Газообразные выбросы на территории Воркуты – оксиды железа, свинца, сажа, фтор, хлор, ртуть и другие соединения, опасные для здоровья. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение почв различными тяжелыми металлами, содержащимися в отходах добычи и переработки полезных ископаемых, в продуктах сгорания топлива и хозяйственно-бытовых отходах, обладающими высокой токсичностью к растениям, животным и человеку.

Посёлок Заполярный, в котором расположено наше образовательное учреждение и проживают все обучающиеся класса, является зоной повышенного внимания экологической службы города, так как расположен  в окружении  шахты «Заполярная» и Печорской ЦОФ.

В связи со всеми вышеперечисленными причинами в районе наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. Еще одним фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в классах обучающихся с нарушениями осанки и зрения. Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей нашей школы, объективные и субъективные:

- интенсификация учебного процесса и гиподинамия;

- стрессовая ситуация в семье и школе;

- несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- недостатки в существующей системе физического воспитания;

- низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи.

Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ” // Официальные документы в образовании 20/2002; письма Минобразования “О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению “Здоровьесберегающие технологии””// Официальные документы в образовании - 2002, №26; письма Минобразования РФ от 21.02.2001 №1 “О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ”; приказа Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 “О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде” // Вестник образования – 2000, апрель №8; письма Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”; санитарных правил “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях” // Вестник образования – 2000, №1; решения коллегии Минобразования РФ от 08.04.1997 г. № 4/2 “Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”).

На основании анализа состояния здоровья учащихся и результатов воздействия на их организм отрицательных факторов природной и социальной среды определены приоритетные направления по формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:

- здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;

- здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;

- здоровьеохранная деятельность руководящих работников;

- медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.

Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основам обеспечения жизнедеятельности.

Миссия программы — сохранить здоровье и научить “безопасному плаванию по жизни”

Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов: дифференцированное обучение, коррекционная педагогика, комплексное сопровождение учащихся, внедрение личностно ориентированных образовательных технологий.

Здоровьесберегающая деятельность педагогического  заключается в следующем:

ü    рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;

ü    устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;

ü    организация двигательного режима:

ü    на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;

ü    во внеурочной деятельности: подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и Дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;

ü    качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья;

ü    осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Программа “Здоровье” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ. Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный (2008 год, первая половина):

1. Формирование психологической готовности учителей к положительному восприятию данного проекта.

2. Анализ деятельности по формированию здоровьесберегающей среды и определение возможного потенциала.

2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по формированию здоровьесберегающей среды.

3. Разработка плана мероприятий по реализации программы.              

4. Изучение позитивного опыта здоровьесбережения учащихся, практики работы по данной проблеме.    

5. Создание научно-методического обеспечения успешной реализации проекта.   

2 этап – практический (2008-2009 учебный год)

1. Обновление базы данных о состоянии здоровья учащихся.     

2. Создание банка методик психологической, педагогической, медицинской диагностики и мониторинга, реализации проекта.      

3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта.    

4. Внедрение в практическую деятельность новых форм здоровьесбережения.      

5. Организация методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта.

6. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.

7. Практическая деятельность.

3 этап – коррекционно-обобщающий  (2009 – 2010)

1. Обработка и интерпретация данных.

2. Мониторинг деятельности по формированию здоровьесберегающей среды.

3. Анализ эффективности сложившейся системы работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе.     

4. Соотношение результатов реализации программы с целями и задачами.   

5. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта.  

6. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта.

7. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта.

8. Издание сборника “Система работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе”.     

9. Презентация опыта по формированию здоровьесберегающей среды.         

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

по программе «Здоровье»

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Изучение литературы по теме здоровьесбережения

2008

 

1

Продолжить работу ЛФК, спецгрупп, секций

2008-2010

Татаренко О.В.

2

Пропаганда здорового образа жизни через уроки биологии, химии, физкультуры, права,

использование элементов преподавания по системе Базарного.

2008-2010

учителя- предметники

Тарасенок С.М.

4

Взаимопосещение уроков учителей, работающих по системе Базарного:

С.М.Тарасёнок

И.В.Волгина

2008

зам. по УР

5

Прохождение медицинского осмотра, углубленный осмотр  учащихся

ежегодно

медсестра

6

Организация горячего питания

сентябрь

кл. рук

7

Выпуск санбюллетеня

1 раз в мес.

медсестра

8

Просмотр видеофильмов по тематике: 

- поведение в экстремальных ситуациях.

 

в теч. года

 

кл. рук

9

Видеопрограмма ОБЖ

в теч. года

преп.-орг. ОБЖ

10

Организация и проведение медико-педагогической экспертизы состояния здоровья детей.

октябрь

апрель

медсестра

11

Оформить постоянно действующую выставку “Обзор литературы”,

“О здоровом образе жизни”

в теч. года

библиотекарь

 

12                   

Разъяснительная работа по необходимости и пользе вакцинации

октябрь

ноябрь

кл. рук,

медсестра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье

Программа Здоровье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020