Программа "ЗОЖ" для школьников

  • docx
  • 31.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа ЗОЖ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

внеурочной деятельности «ЗОЖ» для обучающихся на уровне

основного общего образования

МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: социальный педагог

Кречетова Мария Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется, в том числе и через внеурочную деятельность.  Необходимость реализации образовательного курса «Здорового образа жизни» продиктована многими причинами. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

 Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

     Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья  школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и  спроектирована с учётом школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.

Цель: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи:

Формирование:

  • представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;  влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценкув соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Планируемые результаты:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.      Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:

  • Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Программа  «Здоровый образа жизни» построена в соответствии с принципами:

·                    научная обоснованность и практическая целесообразность;

·                    возрастная адекватность;

·                    необходимость и достаточность информации;

·                    модульность программы;

·                    практическая целесообразность                                                                                                    

·                    динамическое развитие и системность;

·                    вовлеченность семьи и реализацию программы

Сроки реализации: 4 года

 

Формы работы:

·         Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

·         Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

·         Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

·         Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Методы:

·         Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)

·         Проблемный 

·         Частично-поисковый 

·         Объяснительно-иллюстративный

 Формы контроля

        Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях.  Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;

 - оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

курса «Здоровый образа жизни» общее количество часов 174

Теории количество часов 74

Практики количество часов 98

Резерв времени 2

п/п

 

Содержание

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

5 класс  Здоровое питание

6

2

4

2.

Здоровый образ жизни

17

7

10

3.

Нравственное здоровье 

12

5

7

4.

6 класс  Слагаемые здоровья

7

1

6

5.

Здоровый образ жизни

9

4

5

6.

Социальное здоровье 

7

2

5

7.

Нравственное здоровье

12

3

9

8.

7 класс  Здоровый образ жизни

10

5

5

9.

Питание – основа жизни

8

2

6

10.

Нравственное здоровье

11

7

3

11.

Психическое и социальное здоровье

8

0

8

12.

8 класс  Здоровый образ жизни

16

5

11

13.

Культура потребления медицинских услуг

13

10

3

14.

Нравственное здоровье

15

9

6

15

Психическое и социальное здоровье

22

12

10

16.

Резерв времени

2

 

 

17.

Итого

174

74

98

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Здоровый образа жизни» общее количество часов 174

 

Класс: 5

Количество часов: 35 ч (1 ч в неделю)

 

 №

п/п

 

Содержание

Кол-во

часов

Теория

Практика

Здоровое питание (6 часов)

1

«Сбалансированное питание» Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни

1

1

 

2

«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека

1

 

 

1

3

Здоровая пища для всей семьи

1

 

1

4

Я выбираю кашу

1

 

 

1

5

«Вредные продукты» - за и против

1

1

 

6

Питание – необходимое условие для жизни человека

1

 

1

Здоровый образ жизни (17 часа)

7

Режим дня – основа здорового образа жизни

1

1

 

8

Составление индивидуального режима дня

1

 

1

9

На зарядку становись

1

 

1

10

Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями

1

1

 

11

 «Происки колдуна инфекции»

1

 

1

12

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние

1

 

 

 

1

13

Я презираю сигарету

1

 

 

 

1

14

Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения

1

 

1

15

Глаза  -  главные помощники человека

1

 

 

1

16

Уход за зубами

1

1

 

17

Сон – лучшее лекарство

1

1

 

18

Как закаляться. Обтирание и обливание

1

1

 

19

Прививки от болезней

1

1

 

20

Что нужно знать о лекарствах

1

 

1

21

Как избежать отравлений

1

1

 

22

Правила безопасного поведения в доме, на улице, транспорте

1

 

 

 

1

23

КВН «Наше здоровье»

1

 

1

Нравственное здоровье  (12 часов)

24

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

1

1

 

25

Умей себя вести. Уроки этикета

1

 

1

26

 «Если вы вежливы»

1

 

1

27

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок

1

 

1

28

Как вести себя в гостях

1

 

1

29

Как вести себя в общественных местах

1

 

1

30

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

 

1

31

«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным

1

1

 

32

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

1

1

 

33

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

1

1

 

34

Как отучить себя от вредных привычек (не грызи ручку, не ковыряй в носу)

1

1

 

35

«Поезд здоровья»

1

 

1

Итого

35

14

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 6

Количество часов: 35 (1 ч в неделю)

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теория

Практика

Слагаемые здоровья (7 часов)

1

Рациональное  питание

1

1

 

2-3

Активная  деятельность

2

 

2

4

Положительные  эмоции

1

 

1

5-6

А  началось  всё  с  сухомятки

2

 

2

7

Ещё  раз  о  витаминах

1

 

1

Здоровый образ жизни (9 часов)

8

Тренинг «Приветствие  солнцу»

1

 

1

9

Живи разумом, так и лекаря не надо

1

1

 

10

Дорога, ведущая  в  пропасть

1

1

 

11

Курить – здоровью вредить

1

1

 

12

Зависимость. Болезнь. Лекарства

1

1

 

13

Почему вредной привычке ты скажешь, нет

1

 

1

14

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

 

1

15-16

КВН «Наше здоровье»

2

 

2

Социальное здоровье  (7  часов)

17-18

Что такое экология? Экология души

2

2

 

19

Природа – это  наши  корни, начало  нашей  жизни

1

 

1

20

Мама – слово-то,  какое!

1

 

1

21-22

Моя семья. Традиции моей семьи

2

 

2

23

Наедине  с  собой

(тест  на  самооценку  личности)

1

 

1

Нравственное здоровье (12 часов)

24-25

Жизнь  без  вредных  привычек

2

 

2

26

Умейте  дарить  подарки.

1

1

 

27

Дружбой  дорожить  умейте

1

 

1

28-29

Законы  нашей  жизни.

2

1

1

30

Правила  нашего  коллектива

1

 

1

31

Что такое конфликт

1

 

1

32

Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

1

1

 

33-34

Ваше поведение – это ваше всё!

2

 

2

35

Поезд здоровья

1

 

1

Итого

35

10

15

Класс: 7

Количество часов: 36 (1 ч в неделю)

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теория

Практика

Здоровый образ жизни (10 часов)

1-2

Рабочее  место  и  время

2

2

 

3

Учись  беречь  время

1

 

1

4-5

Спорт  в  моей  жизни

2

 

2

6

Проверяем  свои  способности (глазомер, наблюдательность, внимание)

1

 

1

7-8

Азбука  безопасности

2

2

 

9

Где чистота, там здоровье!

1

1

 

10

Олимпионик

1

 

1

Питание – основа жизни (8 часов)

11

Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья

1

 

1

12-13

Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом

2

 

2

14

Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья

1

1

 

15

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд

1

 

1

16

Про еду и не только

1

 

1

17

Умеем ли мы правильно питаться

1

1

 

18

Элементы жизни

1

 

1

Нравственное здоровье (10 часов)

19

О  друзьях  и  дружбе

1

1

 

20-21

«Нельзя»  и  «помни»

2

1

1

22

Шалость  или  проступок

1

1

 

23

Значение  ювенальной  юстиции

1

1

 

24

Совесть – это  категория  нравственная

1

1

 

25-26

Зависимость. Болезнь. Лекарства

1

1

 

27-28

Как сказать вредной привычке «нет»

2

1

1

29

В чем залог твоего успеха

1

 

1

Психическое и социальное здоровье (8 часов)

30

Как  у  вас с вниманием?

1

 

1

31

Кто  там  думает  левым?

1

 

1

32

Компьютерная зависимость, что это?

1

 

1

33

Умеете  ли  вы  слушать?

1

 

1

34

Телевидение  ваш  друг?

1

 

1

35

Ваша  компания?

1

 

1

36

Поезд здоровья

1

 

1

Итого

36

14

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 8

Количество часов: 68 (2 ч в неделю)

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теория

Практика

 

Здоровый образ жизни (16 часов)

 

1-2

История  видов  спорта

2

2

 

3

Скажи: «Нет!»  (Влияние вредных привычек на здоровье)

 

1

 

1

4-5

Пьянство или Питие

2

1

1

6-7

Курить здоровье – здоровью вредить!

2

1

1

8-9

Тренируем  ум

2

 

2

10-11

Проверяем  свои  способности (память,  внимание)

 

2

 

 

2

12

Такой разный мир людей. Эмоции и чувства

1

 

1

13

Активный и пассивный отдых

1

1

 

14-15

Спортивные игры

2

 

2

16

Веселый  арбузник

1

 

1

Культура потребления медицинских услуг (13 часов)

17

Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях

1

 

1

18

Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения

 

1

 

1

 

19-20

Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств

 

2

 

2

 

21

Как избежать отравлений?

1

 

1

22

Первая помощь при отравлениях

1

1

 

23

Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка

 

1

 

1

24-25

Химическая зависимость Наркомания – знак беды

2

2

 

26

Влияние спорта на здоровье человека

1

1

 

27-28

Правила жизни

2

2

 

29

Привычки и здоровье

1

1

 

Нравственное здоровье(15 часов)

30

Без  друзей  не  обойтись!

1

1

 

31

В гостях  у  народов  России

1

1

 

32-33

Права  подростка  и  мировое  сообщество

2

1

1

34

Внешний вид – залог здоровья

1

 

1

35

Я и  закон

1

 

1

36

О  вкусах  не  спорят, о  манерах  надо  знать

1

1

 

37

Безопасное поведение на дороге

1

 

1

38

Безопасное поведение в криминогенной обстановке

1

1

 

39

Безопасное поведение в лесу

1

 

1

40

Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим

1

1

 

41-42

Экскурсия “ Изменения в природе и в жизни человека”

2

1

1

43

Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?

1

1

 

44

Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

1

1

 

Психическое и социальное здоровье(22 часов)

45

Хорошая  ли  у  вас  память?

1

 

1

46

Тест  возрастающей  трудности (методика Равена)

1

 

1

47

Хорошо  ли  вы  выглядите?

1

 

1

48

Подвержены  ли   вы  чужому  влиянию?

1

 

1

49

10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни

1

 

1

50

Здоровы  ли  вы  душевно?

1

 

1

51

"Кто я?" Каким я хочу быть

1

 

1

52

Переутомление и утомление

1

1

 

53-54

Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого

2

2

 

55

Нецензурные слова. Не ругайся, братец, козленочком станешь!

1

1

 

56-57

Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов

2

2

 

58-59

Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей

2

2

 

60

Гиподинамия - что это такое?

1

1

 

61

Что такое закаливание и как оно влияет на организм?

1

1

 

62-63

Подвижные игры

2

 

2

64

Как сохранить достоинство

1

1

 

65-66

Поезд здоровья

  2

 

2

67-68

Резерв времени

2

 

 

Итого

68

36

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы внеурочной деятельности «Здоровый образа жизни»

 

Класс: 5

Количество часов: 35 ч (1 ч в неделю)

 №

п/п

Содержание

Форма организации занятия

Вид

деятельности

Здоровое питание (6 часов)

1

«Сбалансированное питание» Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни

Беседа

познавательно - коммуникативный

2

«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека

Беседа. Дегустация блюд из овощей

познавательно - исследовательский

3

Здоровая пища для всей семьи

Презентация семейного меню

познавательно - исследовательский

4

Я выбираю кашу

Презентация – беседа Викторина

познавательный

5

«Вредные продукты» - за и против

Беседа

регулятивно - познавательный

6

Питание – необходимое условие для жизни человека

Конкурс-защита листовок о здоровом питании

практический

Здоровый образ жизни (17  часа)

7

Режим дня – основа здорового образа жизни

Беседа

познавательно - исследовательский

8

Составление индивидуального режима дня

Практическое занятие

практический

9

На зарядку становись

Игровая программа

познавательно - развивающий

10

Инфекционные заболевания Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями

Беседа с элементами инструктажа. Встреча со школьной медсестрой

познавательно - исследовательский

11

 «Происки колдуна инфекции»

Инсценировка

познавательно - исследовательский

12

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние

Круглый стол с элементами викторины

познавательно - исследовательский

13

Я презираю сигарету

Беседа-презентация. Конкурс рисунков «Мы против вредных привычек»

познавательно - коммуникативный

14

Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения

Тренинг

практический

15

Глаза  -  главные помощники человека

Беседа. Тренинг

познавательно - развивающий

16

Уход за зубами

Беседа

познавательно - коммуникативный

17

Сон – лучшее лекарство

Беседа

регулятивно - познавательный

18

Как закаляться. Обтирание и обливание

Презентация- беседа

познавательно - развивающий

19

Прививки от болезней

Беседа

регулятивно - познавательный

20

Что нужно знать о лекарствах

Экскурсия в аптеку

практический

21

Как избежать отравлений

Беседа

познавательно - коммуникативный

22

Правила безопасного поведения в доме, на улице, транспорте

Беседа. Тренинг

познавательно - исследовательский

23

КВН «Наше здоровье»

Игра

познавательно - развивающий

Нравственное здоровье  (12 часов)

24

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Беседа

регулятивно - познавательный

25

Умей себя вести. Уроки этикета

Практическое занятие

познавательно - развивающий

26

 «Если вы вежливы»

Сюжетно-ролевая игра

познавательно - исследовательский

27

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок

Тренинг

практический

28

Как вести себя в гостях

Беседа. Тренинг

познавательно - развивающий

29

Как вести себя в общественных местах

Беседа. Тренинг

познавательно - развивающий

30

Умеем ли мы разговаривать по телефону

Беседа. Тренинг

практический

31

«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным

Беседа

познавательно - коммуникативный

32

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

Беседа

регулятивно - познавательный

33

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

Беседа

познавательно - развивающий

34

Как отучить себя от вредных привычек (не грызи ручку, не ковыряй в носу)

Беседа

познавательный

35

«Поезд здоровья»

Игровая программа

познавательно - исследовательский

Ожидаемые результаты:

Выпускник 5 класса должен научиться:

·         быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры

·         основные правила этикета и соблюдать их

·         следить за зубами и полостью рта

·         владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему

·         распознавать признаки утомления; в том числе и зрительного

·         мытья рук перед любым приемом пищи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 6

Количество часов: 35 (1 ч в неделю)

п/п

Содержание

Форма организации занятия

Вид

деятельности

Слагаемые здоровья (7 часов)

1

Рациональное  питание

Беседа

познавательно-коммуникативный

2-3

Активная  деятельность

Практическое  занятие по составлению комплекса упражнений для глаз, формирования осанки и т.д.

 

познавательно - развивающий

4

Положительные  эмоции

Ситуативный  практикум

практический

5-6

А  началось  всё  с  сухомятки

Доклады обучающихся

практический

7

Ещё  раз  о  витаминах

Викторина

познавательно - исследовательский

Здоровый образ жизни (9 часов)

8

Тренинг «Приветствие  солнцу»

Практическое  занятие

познавательно - исследовательский

9

Живи разумом, так и лекаря не надо

Беседа

познавательный

10

Дорога, ведущая  в  пропасть

Беседа  с  элементами  дискуссии

познавательно - развивающий

11

Курить – здоровью вредить

Беседа

познавательно - коммуникативный

12

Зависимость. Болезнь. Лекарства

Беседа

регулятивно - познавательный

13

Почему вредной привычке ты скажешь, нет

Тренинг

познавательно - исследовательский

14

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

тренинг

практический

15-16

КВН «Наше здоровье»

Викторина - игра

познавательно - развивающий

Социальное здоровье  (7  часов)

17-18

Что такое экология? Экология души

Беседа

познавательно - коммуникативный

19

Природа – это  наши  корни, начало  нашей  жизни

Экологическая  игра

познавательно - исследовательский

20

Мама – слово-то  какое!

Сочинение  о  маме

регулятивно - познавательный

21-22

Моя семья. Традиции моей семьи

Доклады- презентации

практический

23

Наедине  с  собой

(тест  на  самооценку  личности)

Психологический тренинг

познавательно - развивающий

Нравственное здоровье (12 часов)

24-25

Жизнь  без  вредных  привычек

Ситуативный  практикум

практический

26

Умейте  дарить  подарки.

Беседа

познавательно - коммуникативный

27

Дружбой  дорожить  умейте

Беседа Тест «Умеешь  ли  ты  дружить»

познавательно - развивающий

28-29

Законы  нашей  жизни

Беседа  с  элементами  проектной  деятельности.

познавательно - исследовательский

30

Правила  нашего  коллектива

Беседа  с  элементами  проектной  деятельности

практический

31

Что такое конфликт

Беседа. Тренинг

познавательно - исследовательский

32

Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

Занятие-семинар

практический

33-34

Ваше поведение – это ваше всё!

Занятие. Ролевая игра

познавательно - исследовательский

35

Поезд здоровья

Игровая программа

познавательно - развивающий

Ожидаемые результаты:

Выпускник 6 класса должен научиться:

·         быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры

·         обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви

·         следить за зубами и полостью рта

·         владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему

·         распознавать признаки утомления; в том числе и зрительного

·         соблюдать двигательный режим, следить за осанкой

·         мытья рук перед любым приемом пищи

·         владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 7

Количество часов: 36 (1 ч в неделю)

 

п/п

Содержание

Форма организации занятия

Вид

деятельности

Здоровый образ жизни (10 часов)

1-2

Рабочее  место  и  время

Беседа  с  элементами  дискуссии

познавательно - коммуникативный

3

Учись  беречь  время

Беседа  с  элементами  дискуссии, тест

познавательно - развивающий

4-5

Спорт  в  моей  жизни

Сообщения  обучающихся

познавательно - развивающий

6

Проверяем  свои  способности (глазомер, наблюдательность, внимание)

Практическое   занятие

познавательно - исследовательский

7-8

Азбука  безопасности

Беседа

практический

9

Где чистота, там здоровье!

Беседа

познавательно - коммуникативный

10

Олимпионик

Игра-викторина

познавательно - развивающий

Питание – основа жизни (8 часов)

11

Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья

Викторина

познавательно - развивающий

12-13

Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом

Презентация 

познавательно - исследовательский

14

Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья

Беседа  с  элементами  дискуссии

регулятивно - познавательный

15

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд

Ситуативный  практикум

познавательно - исследовательский

16

Про еду и не только

Викторина

практический

17

Умеем ли мы правильно питаться

Беседа

познавательно - коммуникативный

18

Элементы жизни

Викторина

познавательно - развивающий

Нравственное здоровье (10 часов)

19

О  друзьях  и  дружбе

Беседа

познавательно - коммуникативный

20-21

 

«Нельзя»  и  «помни»

Беседа  с  элементами  проектной  деятельности

познавательно - исследовательский

22

Шалость  или  проступок

Беседа  с  элементами  дискуссии

регулятивно - познавательный

23

Значение  ювенальной  юстиции

Беседа

познавательно - развивающий

24

Совесть – это  категория  нравственная

Беседа

познавательно - коммуникативный

25-26

 

Зависимость. Болезнь. Лекарства

Беседа

познавательно - исследовательский

27-28

 

Как сказать вредной привычке «нет»

Беседа -тренинг

практический

29

 

В чем залог твоего успеха

Занятие –ролевая игра

познавательно - исследовательский

Психическое и социальное здоровье (8 часов)

30

 

Как  у  вас с вниманием?

Беседа - Тестирование

регулятивно - познавательный

31

 

Кто  там  думает  левым?

Беседа - Тестирование

познавательно - исследовательский

32

Компьютерная зависимость, что это?

Беседа - Тестирование

познавательно - развивающий

33

 

Умеете  ли  вы  слушать?

Беседа - Тестирование

познавательно - исследовательский

34

 

Телевидение  ваш  друг?

Беседа - Тестирование

практический

35

Ваша  компания?

Беседа - Тестирование

познавательно - развивающий

36

 

Поезд здоровья

Игровая программа

познавательно - исследовательский

Ожидаемые результаты:

Выпускник 7 класса должен научиться:

·         составлять индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма

·         владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке

·         составлять индивидуальный режим дня и следовать ему

·         оказать помощь себе и другим при простых травмах

·         куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации

·         владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным

·         владеть навыками организации собственного питания в течение дня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 8

Количество часов: 68 (2 ч в неделю)

п/п

Содержание

Форма организации занятия

Вид

деятельности

Здоровый образ жизни (16 часов)

1-2

История  видов  спорта

Беседа

познавательно - коммуникативный

3

Скажи: «Нет!»  (Влияние вредных привычек на здоровье)

Беседа  с  элементами  проектной  деятельности

познавательно - развивающий

 

4-5

Пьянство или Питие

Занятие - версия

познавательно - исследовательский

6-7

Курить здоровье – здоровью вредить!

Антитабачная викторина

регулятивно - познавательный

8-9

Тренируем  ум

Ситуативный  практикум

познавательно - исследовательский

10-11

Проверяем  свои  способности (память,  внимание)

Ситуативный  практикум

 

познавательно - исследовательский

12

Такой разный мир людей. Эмоции и чувства

Ситуативный  практикум

познавательно - развивающий

13

Активный и пассивный отдых

Беседа  с  элементами  дискуссии

регулятивно - познавательный

14-15

Спортивные игры

Соревнования, эстафеты

развивающий

16

Веселый  арбузник

Викторина

познавательно - исследовательский

Культура потребления медицинских услуг (13 часов)

17

Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях

Доклады  обучающихся

познавательно - развивающий

18

Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения

Беседа  с  элементами  дискуссии

 

регулятивно - познавательный

19-20

Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств

Беседа

познавательно - коммуникативный

 

21

Как избежать отравлений?

Занятие -версия

познавательно - исследовательский

22

Первая помощь при отравлениях

Беседа  с  элементами  дискуссии

регулятивно - познавательный

23

Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка

Деловая  игра

 

познавательно - развивающий

24-25

Химическая зависимость Наркомания – знак беды

Беседа с элементами дискуссии

познавательно - исследовательский

26

Влияние спорта на здоровье человека

Беседа

познавательно - коммуникативный

27-28

Правила жизни

Беседа с элементами дискуссии

познавательно - развивающий

29

Привычки и здоровье

Беседа с элементами дискуссии

практический

Нравственное здоровье(15 часов)

30

Без  друзей  не  обойтись!

Круглый  стол

регулятивно - познавательный

31

В гостях  у  народов  России

Беседа

познавательно - коммуникативный

32-33

Права  подростка  и  мировое  сообщество

Беседа  с  элементами  проектной  деятельности

познавательно - исследовательский

34

Внешний вид – залог здоровья

Инсценировка

практический

35

Я и  закон

Деловая  игра

познавательно - развивающий

36

О  вкусах  не  спорят, о  манерах  надо  знать

Круглый  стол

познавательно - коммуникативный

37

Безопасное поведение на дороге

Презентация

познавательный

38

Безопасное поведение в криминогенной обстановке

Беседа с элементами дискуссии

познавательно - исследовательский

39

Безопасное поведение в лесу

Тестирование

практический

40

Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим

Беседа с элементами дискуссии

регулятивно - познавательный

41-42

Экскурсия “ Изменения в природе и в жизни человека”

Прогулка с элементами дискуссии

познавательно - исследовательский

43

Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?

Беседа

познавательно - коммуникативный

44

Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

семинар

познавательно - развивающий

Психическое и социальное здоровье(22 часов)

45

Хорошая  ли  у  вас  память?

Беседа Тестирование 

познавательно - исследовательский

46

Тест  возрастающей  трудности (методика Равена)

Беседа

Тестирование

познавательно - развивающий

47

Хорошо  ли  вы  выглядите?

Беседа

Тестирование

познавательно - коммуникативный

48

Подвержены  ли   вы  чужому  влиянию?

Беседа

Тестирование

практический

49

10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися

познавательно - исследовательский

50

Здоровы  ли  вы  душевно?

Тестирование

практический

51

"Кто я?" Каким я хочу быть

Анкетирование

практический

52

Переутомление и утомление

Презентация

познавательно - развивающий

53-54

Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого

Беседа с элементами дискуссии

регулятивно - познавательный

55

Нецензурные слова. Не ругайся, братец, козленочком станешь!

Беседа с элементами дискуссии

познавательно - коммуникативный

56-57

Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов

Беседа с элементами дискуссии

познавательно - исследовательский

58-59

Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей

Беседа с элементами дискуссии

познавательный

60

Гиподинамия - что это такое?

Презентация с элементами дискуссии

познавательно - развивающий

61

Что такое закаливание и как оно влияет на организм?

Беседа с элементами дискуссии

 

познавательно - коммуникативный

62-63

Подвижные игры

Спортивное соревнование

практический

64

Как сохранить достоинство

Беседа с элементами дискуссии

познавательно - коммуникативный

65-66

Поезд здоровья

Игровая программа по ЗОЖ

познавательно - исследовательский

Ожидаемые результаты:

Выпускник 8 класса должен научиться:

·         обращаться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в службу экстренной помощи

·         знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без назначения врача

·         владеть навыками  оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экстремальной ситуации

·         знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств

·         владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/

2.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/

3.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/

4.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/

5.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/

6.Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.

7.Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/

8.Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/

9.Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.

10.Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.

11.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.

12.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.

для обучающихся:

1.Осеева, В. А. Лекарство / В.А. Осеева //Осеева, В.А. Волшебное слов/В.А. Осеева. -М.: «Книги «Искателя», 2003. - С.38-39.

2.Сутеев, В.Г. Про Бегемота, который боялся прививок: по мотивам сказки М.Мацуорека /В.Г. Сутеев // Сутеев, В.Г.

3.Мошковская, Э.Э. Любимые стихи /Э.Э. Мошковская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.

4.Г.Б. Остер //Остер, Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.

5.Есеновский, М. Пуговица /М. Есеновский //Классики:лучшие стихи современных детских писателей. - М.: Дет. лит., 2003. - С.58-59.

6.Азизов, Э. С. Приоритеты личности и безопасный Интернет / Э. С. Азизов // Школьная библиотека. — 2012. — № 2-3. — С. 10-12 : фото

О влиянии цифрового мира на ребенка, правила поведения в Сети, обязательные условия безопасного Интернета предлагаемые самими детьми.

7.Филонов, Михаил. Чёртово зелье / М. Филонов // Свет. — 2010. — № 9. — С. 76-78 :цв. ил.

История табака и табакокурения, влияние никотина на организм, борьба.

8.Волков, Владимир. Прежде чем заводить такую привычку / В. Волков // Детская роман-газета. — 2013. — № 1. — С. 34 :цв. ил.

О вреде курения для здоровья девушек.

9.Перекреститься до того, как грянет гром // Нарконет. — 2013. — № 8. — С. 53-59 : фот.цв.

В Новосибирске снят фильм на тему наркозависимости. Режиссёр и автор-сценария — протоиерей Александр Новопашин. О фильме, впечатления от просмотра, рассказ о съёмках.

10. Константинов, А. П. Экология и здоровье: опасности мифические и реальность / А. П. Константинов, И. Н. Костин // Экология и жизнь. — 2012. — № 7. — С. 82-85

Экология человека и его здоровье.

11.Засыпкин, И. В. Методика в историческом развитии физической культуры для оздоровления молодежи и школьников / И. В. Засыпкин, А. А. Ласкин // Защити меня. — 2012. — № 2. — С. 10-16

Статья о развитии физической культуры и спорта для детей и молодёжи в России.

12. Погодаева, Е. Почему мы едим вредные продукты. Опыт научной работы учащихся 8-го класса / Е. Погодаева, Т. Маршалкина, А. Красноярова // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. — 2011. — № 3. — С. 30-37 : граф.