Программа
внеурочной деятельности «ЗОЖ» для обучающихся на уровне
основного общего образования
МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области
Составил: социальный педагог
Кречетова Мария Викторовна
Пояснительная записка
Актуальность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется, в том числе и через внеурочную деятельность. Необходимость реализации образовательного курса «Здорового образа жизни» продиктована многими причинами. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Цель: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи:
Формирование:
Обучение:
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Планируемые результаты:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
3. Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Программа «Здоровый образа жизни» построена в соответствии с принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· возрастная адекватность;
· необходимость и достаточность информации;
· модульность программы;
· практическая целесообразность
· динамическое развитие и системность;
· вовлеченность семьи и реализацию программы
Сроки реализации: 4 года
Формы работы:
· Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
· Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
· Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
· Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
· Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
· Проблемный
· Частично-поисковый
· Объяснительно-иллюстративный
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»
Календарно-тематическое планирование
курса «Здоровый образа жизни» общее количество часов 174
Теории количество часов 74
Практики количество часов 98
Резерв времени 2
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
5 класс Здоровое питание |
6 |
2 |
4 |
2. |
Здоровый образ жизни |
17 |
7 |
10 |
3. |
Нравственное здоровье |
12 |
5 |
7 |
4. |
6 класс Слагаемые здоровья |
7 |
1 |
6 |
5. |
Здоровый образ жизни |
9 |
4 |
5 |
6. |
Социальное здоровье |
7 |
2 |
5 |
7. |
Нравственное здоровье |
12 |
3 |
9 |
8. |
7 класс Здоровый образ жизни |
10 |
5 |
5 |
9. |
Питание – основа жизни |
8 |
2 |
6 |
10. |
Нравственное здоровье |
11 |
7 |
3 |
11. |
Психическое и социальное здоровье |
8 |
0 |
8 |
12. |
8 класс Здоровый образ жизни |
16 |
5 |
11 |
13. |
Культура потребления медицинских услуг |
13 |
10 |
3 |
14. |
Нравственное здоровье |
15 |
9 |
6 |
15 |
Психическое и социальное здоровье |
22 |
12 |
10 |
16. |
Резерв времени |
2 |
|
|
17. |
Итого |
174 |
74 |
98 |
Календарно-тематическое планирование курса «Здоровый образа жизни» общее количество часов 174
Класс: 5
Количество часов: 35 ч (1 ч в неделю)
№ п/п
|
Содержание |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Здоровое питание (6 часов) |
||||
1 |
«Сбалансированное питание» Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни |
1 |
1 |
|
2 |
«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека |
1 |
|
1 |
3 |
Здоровая пища для всей семьи |
1 |
|
1 |
4 |
Я выбираю кашу |
1 |
|
1 |
5 |
«Вредные продукты» - за и против |
1 |
1 |
|
6 |
Питание – необходимое условие для жизни человека |
1 |
|
1 |
Здоровый образ жизни (17 часа) |
||||
7 |
Режим дня – основа здорового образа жизни |
1 |
1 |
|
8 |
Составление индивидуального режима дня |
1 |
|
1 |
9 |
На зарядку становись |
1 |
|
1 |
10 |
Инфекционные заболевания. Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями |
1 |
1 |
|
11 |
«Происки колдуна инфекции» |
1 |
|
1 |
12 |
«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние |
1 |
|
1 |
13 |
Я презираю сигарету |
1 |
|
1 |
14 |
Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения |
1 |
|
1 |
15 |
Глаза - главные помощники человека |
1 |
|
1 |
16 |
Уход за зубами |
1 |
1 |
|
17 |
Сон – лучшее лекарство |
1 |
1 |
|
18 |
Как закаляться. Обтирание и обливание |
1 |
1 |
|
19 |
Прививки от болезней |
1 |
1 |
|
20 |
Что нужно знать о лекарствах |
1 |
|
1 |
21 |
Как избежать отравлений |
1 |
1 |
|
22 |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, транспорте |
1 |
|
1 |
23 |
КВН «Наше здоровье» |
1 |
|
1 |
Нравственное здоровье (12 часов) |
||||
24 |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным |
1 |
1 |
|
25 |
Умей себя вести. Уроки этикета |
1 |
|
1 |
26 |
«Если вы вежливы» |
1 |
|
1 |
27 |
Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок |
1 |
|
1 |
28 |
Как вести себя в гостях |
1 |
|
1 |
29 |
Как вести себя в общественных местах |
1 |
|
1 |
30 |
Умеем ли мы разговаривать по телефону |
1 |
|
1 |
31 |
«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным |
1 |
1 |
|
32 |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки |
1 |
1 |
|
33 |
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом |
1 |
1 |
|
34 |
Как отучить себя от вредных привычек (не грызи ручку, не ковыряй в носу) |
1 |
1 |
|
35 |
«Поезд здоровья» |
1 |
|
1 |
Итого |
35 |
14 |
21 |
Класс: 6
Количество часов: 35 (1 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Слагаемые здоровья (7 часов) |
||||
1 |
Рациональное питание |
1 |
1 |
|
2-3 |
Активная деятельность |
2 |
|
2 |
4 |
Положительные эмоции |
1 |
|
1 |
5-6 |
А началось всё с сухомятки |
2 |
|
2 |
7 |
Ещё раз о витаминах |
1 |
|
1 |
Здоровый образ жизни (9 часов) |
||||
8 |
Тренинг «Приветствие солнцу» |
1 |
|
1 |
9 |
Живи разумом, так и лекаря не надо |
1 |
1 |
|
10 |
Дорога, ведущая в пропасть |
1 |
1 |
|
11 |
Курить – здоровью вредить |
1 |
1 |
|
12 |
Зависимость. Болезнь. Лекарства |
1 |
1 |
|
13 |
Почему вредной привычке ты скажешь, нет |
1 |
|
1 |
14 |
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения |
1 |
|
1 |
15-16 |
КВН «Наше здоровье» |
2 |
|
2 |
Социальное здоровье (7 часов) |
||||
17-18 |
Что такое экология? Экология души |
2 |
2 |
|
19 |
Природа – это наши корни, начало нашей жизни |
1 |
|
1 |
20 |
Мама – слово-то, какое! |
1 |
|
1 |
21-22 |
Моя семья. Традиции моей семьи |
2 |
|
2 |
23 |
Наедине с собой (тест на самооценку личности) |
1 |
|
1 |
Нравственное здоровье (12 часов) |
||||
24-25 |
Жизнь без вредных привычек |
2 |
|
2 |
26 |
Умейте дарить подарки. |
1 |
1 |
|
27 |
Дружбой дорожить умейте |
1 |
|
1 |
28-29 |
Законы нашей жизни. |
2 |
1 |
1 |
30 |
Правила нашего коллектива |
1 |
|
1 |
31 |
Что такое конфликт |
1 |
|
1 |
32 |
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение |
1 |
1 |
|
33-34 |
Ваше поведение – это ваше всё! |
2 |
|
2 |
35 |
Поезд здоровья |
1 |
|
1 |
Итого |
35 |
10 |
15 |
Класс: 7
Количество часов: 36 (1 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Здоровый образ жизни (10 часов) |
||||
1-2 |
Рабочее место и время |
2 |
2 |
|
3 |
Учись беречь время |
1 |
|
1 |
4-5 |
Спорт в моей жизни |
2 |
|
2 |
6 |
Проверяем свои способности (глазомер, наблюдательность, внимание) |
1 |
|
1 |
7-8 |
Азбука безопасности |
2 |
2 |
|
9 |
Где чистота, там здоровье! |
1 |
1 |
|
10 |
Олимпионик |
1 |
|
1 |
Питание – основа жизни (8 часов) |
||||
11 |
Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья |
1 |
|
1 |
12-13 |
Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом |
2 |
|
2 |
14 |
Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья |
1 |
1 |
|
15 |
Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд |
1 |
|
1 |
16 |
Про еду и не только |
1 |
|
1 |
17 |
Умеем ли мы правильно питаться |
1 |
1 |
|
18 |
Элементы жизни |
1 |
|
1 |
Нравственное здоровье (10 часов) |
||||
19 |
О друзьях и дружбе |
1 |
1 |
|
20-21 |
«Нельзя» и «помни» |
2 |
1 |
1 |
22 |
Шалость или проступок |
1 |
1 |
|
23 |
Значение ювенальной юстиции |
1 |
1 |
|
24 |
Совесть – это категория нравственная |
1 |
1 |
|
25-26 |
Зависимость. Болезнь. Лекарства |
1 |
1 |
|
27-28 |
Как сказать вредной привычке «нет» |
2 |
1 |
1 |
29 |
В чем залог твоего успеха |
1 |
|
1 |
Психическое и социальное здоровье (8 часов) |
||||
30 |
Как у вас с вниманием? |
1 |
|
1 |
31 |
Кто там думает левым? |
1 |
|
1 |
32 |
Компьютерная зависимость, что это? |
1 |
|
1 |
33 |
Умеете ли вы слушать? |
1 |
|
1 |
34 |
Телевидение ваш друг? |
1 |
|
1 |
35 |
Ваша компания? |
1 |
|
1 |
36 |
Поезд здоровья |
1 |
|
1 |
Итого |
36 |
14 |
22 |
Класс: 8
Количество часов: 68 (2 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
|||
Здоровый образ жизни (16 часов) |
|
|||||||
1-2 |
История видов спорта |
2 |
2 |
|
||||
3 |
Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на здоровье) |
1 |
|
1 |
||||
4-5 |
Пьянство или Питие |
2 |
1 |
1 |
||||
6-7 |
Курить здоровье – здоровью вредить! |
2 |
1 |
1 |
||||
8-9 |
Тренируем ум |
2 |
|
2 |
||||
10-11 |
Проверяем свои способности (память, внимание) |
2
|
|
2 |
||||
12 |
Такой разный мир людей. Эмоции и чувства |
1 |
|
1 |
||||
13 |
Активный и пассивный отдых |
1 |
1 |
|
||||
14-15 |
Спортивные игры |
2 |
|
2 |
||||
16 |
Веселый арбузник |
1 |
|
1 |
||||
Культура потребления медицинских услуг (13 часов) |
||||||||
17 |
Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях |
1 |
|
1 |
||||
18 |
Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения |
1 |
1 |
|
||||
19-20 |
Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств |
2 |
2 |
|
||||
21 |
Как избежать отравлений? |
1 |
|
1 |
||||
22 |
Первая помощь при отравлениях |
1 |
1 |
|
||||
23 |
Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка |
1 |
|
1 |
||||
24-25 |
Химическая зависимость Наркомания – знак беды |
2 |
2 |
|
||||
26 |
Влияние спорта на здоровье человека |
1 |
1 |
|
||||
27-28 |
Правила жизни |
2 |
2 |
|
||||
29 |
Привычки и здоровье |
1 |
1 |
|
||||
Нравственное здоровье(15 часов) |
||||||||
30 |
Без друзей не обойтись! |
1 |
1 |
|
||||
31 |
В гостях у народов России |
1 |
1 |
|
||||
32-33 |
Права подростка и мировое сообщество |
2 |
1 |
1 |
||||
34 |
Внешний вид – залог здоровья |
1 |
|
1 |
||||
35 |
Я и закон |
1 |
|
1 |
||||
36 |
О вкусах не спорят, о манерах надо знать |
1 |
1 |
|
||||
37 |
Безопасное поведение на дороге |
1 |
|
1 |
||||
38 |
Безопасное поведение в криминогенной обстановке |
1 |
1 |
|
||||
39 |
Безопасное поведение в лесу |
1 |
|
1 |
||||
40 |
Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим |
1 |
1 |
|
||||
41-42 |
Экскурсия “ Изменения в природе и в жизни человека” |
2 |
1 |
1 |
||||
43 |
Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным? |
1 |
1 |
|
||||
44 |
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение |
1 |
1 |
|
||||
Психическое и социальное здоровье(22 часов) |
||||||||
45 |
Хорошая ли у вас память? |
1 |
|
1 |
||||
46 |
Тест возрастающей трудности (методика Равена) |
1 |
|
1 |
||||
47 |
Хорошо ли вы выглядите? |
1 |
|
1 |
||||
48 |
Подвержены ли вы чужому влиянию? |
1 |
|
1 |
||||
49 |
10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни |
1 |
|
1 |
||||
50 |
Здоровы ли вы душевно? |
1 |
|
1 |
||||
51 |
"Кто я?" Каким я хочу быть |
1 |
|
1 |
||||
52 |
Переутомление и утомление |
1 |
1 |
|
||||
53-54 |
Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого |
2 |
2 |
|
||||
55 |
Нецензурные слова. Не ругайся, братец, козленочком станешь! |
1 |
1 |
|
||||
56-57 |
Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов |
2 |
2 |
|
||||
58-59 |
Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей |
2 |
2 |
|
||||
60 |
Гиподинамия - что это такое? |
1 |
1 |
|
||||
61 |
Что такое закаливание и как оно влияет на организм? |
1 |
1 |
|
||||
62-63 |
Подвижные игры |
2 |
|
2 |
||||
64 |
Как сохранить достоинство |
1 |
1 |
|
||||
65-66 |
Поезд здоровья |
2 |
|
2 |
||||
67-68 |
Резерв времени |
2 |
|
|
||||
Итого |
68 |
36 |
30 |
|||||
Содержание программы внеурочной деятельности «Здоровый образа жизни»
Класс: 5
Количество часов: 35 ч (1 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Форма организации занятия |
Вид деятельности |
Здоровое питание (6 часов) |
|||
1 |
«Сбалансированное питание» Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
2 |
«Эти сладкие чудо витамины». Значение фруктов для здоровья человека |
Беседа. Дегустация блюд из овощей |
познавательно - исследовательский |
3 |
Здоровая пища для всей семьи |
Презентация семейного меню |
познавательно - исследовательский |
4 |
Я выбираю кашу |
Презентация – беседа Викторина |
познавательный |
5 |
«Вредные продукты» - за и против |
Беседа |
регулятивно - познавательный |
6 |
Питание – необходимое условие для жизни человека |
Конкурс-защита листовок о здоровом питании |
практический |
Здоровый образ жизни (17 часа) |
|||
7 |
Режим дня – основа здорового образа жизни |
Беседа |
познавательно - исследовательский |
8 |
Составление индивидуального режима дня |
Практическое занятие |
практический |
9 |
На зарядку становись |
Игровая программа |
познавательно - развивающий |
10 |
Инфекционные заболевания Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями |
Беседа с элементами инструктажа. Встреча со школьной медсестрой |
познавательно - исследовательский |
11 |
«Происки колдуна инфекции» |
Инсценировка |
познавательно - исследовательский |
12 |
«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Вредные привычки и их пагубное влияние |
Круглый стол с элементами викторины |
познавательно - исследовательский |
13 |
Я презираю сигарету |
Беседа-презентация. Конкурс рисунков «Мы против вредных привычек» |
познавательно - коммуникативный |
14 |
Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения |
Тренинг |
практический |
15 |
Глаза - главные помощники человека |
Беседа. Тренинг |
познавательно - развивающий |
16 |
Уход за зубами |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
17 |
Сон – лучшее лекарство |
Беседа |
регулятивно - познавательный |
18 |
Как закаляться. Обтирание и обливание |
Презентация- беседа |
познавательно - развивающий |
19 |
Прививки от болезней |
Беседа |
регулятивно - познавательный |
20 |
Что нужно знать о лекарствах |
Экскурсия в аптеку |
практический |
21 |
Как избежать отравлений |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
22 |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, транспорте |
Беседа. Тренинг |
познавательно - исследовательский |
23 |
КВН «Наше здоровье» |
Игра |
познавательно - развивающий |
Нравственное здоровье (12 часов) |
|||
24 |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным |
Беседа |
регулятивно - познавательный |
25 |
Умей себя вести. Уроки этикета |
Практическое занятие |
познавательно - развивающий |
26 |
«Если вы вежливы» |
Сюжетно-ролевая игра |
познавательно - исследовательский |
27 |
Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок |
Тренинг |
практический |
28 |
Как вести себя в гостях |
Беседа. Тренинг |
познавательно - развивающий |
29 |
Как вести себя в общественных местах |
Беседа. Тренинг |
познавательно - развивающий |
30 |
Умеем ли мы разговаривать по телефону |
Беседа. Тренинг |
практический |
31 |
«Спешите делать добро». Как помочь больным и беспомощным |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
32 |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки |
Беседа |
регулятивно - познавательный |
33 |
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом |
Беседа |
познавательно - развивающий |
34 |
Как отучить себя от вредных привычек (не грызи ручку, не ковыряй в носу) |
Беседа |
познавательный |
35 |
«Поезд здоровья» |
Игровая программа |
познавательно - исследовательский |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 5 класса должен научиться:
· быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры
· основные правила этикета и соблюдать их
· следить за зубами и полостью рта
· владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему
· распознавать признаки утомления; в том числе и зрительного
· мытья рук перед любым приемом пищи
Класс: 6
Количество часов: 35 (1 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Форма организации занятия |
Вид деятельности |
Слагаемые здоровья (7 часов) |
|||
1 |
Рациональное питание |
Беседа |
познавательно-коммуникативный |
2-3 |
Активная деятельность |
Практическое занятие по составлению комплекса упражнений для глаз, формирования осанки и т.д. |
познавательно - развивающий |
4 |
Положительные эмоции |
Ситуативный практикум |
практический |
5-6 |
А началось всё с сухомятки |
Доклады обучающихся |
практический |
7 |
Ещё раз о витаминах |
Викторина |
познавательно - исследовательский |
Здоровый образ жизни (9 часов) |
|||
8 |
Тренинг «Приветствие солнцу» |
Практическое занятие |
познавательно - исследовательский |
9 |
Живи разумом, так и лекаря не надо |
Беседа |
познавательный |
10 |
Дорога, ведущая в пропасть |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - развивающий |
11 |
Курить – здоровью вредить |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
12 |
Зависимость. Болезнь. Лекарства |
Беседа |
регулятивно - познавательный |
13 |
Почему вредной привычке ты скажешь, нет |
Тренинг |
познавательно - исследовательский |
14 |
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения |
тренинг |
практический |
15-16 |
КВН «Наше здоровье» |
Викторина - игра |
познавательно - развивающий |
Социальное здоровье (7 часов) |
|||
17-18 |
Что такое экология? Экология души |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
19 |
Природа – это наши корни, начало нашей жизни |
Экологическая игра |
познавательно - исследовательский |
20 |
Мама – слово-то какое! |
Сочинение о маме |
регулятивно - познавательный |
21-22 |
Моя семья. Традиции моей семьи |
Доклады- презентации |
практический |
23 |
Наедине с собой (тест на самооценку личности) |
Психологический тренинг |
познавательно - развивающий |
Нравственное здоровье (12 часов) |
|||
24-25 |
Жизнь без вредных привычек |
Ситуативный практикум |
практический |
26 |
Умейте дарить подарки. |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
27 |
Дружбой дорожить умейте |
Беседа Тест «Умеешь ли ты дружить» |
познавательно - развивающий |
28-29 |
Законы нашей жизни |
Беседа с элементами проектной деятельности. |
познавательно - исследовательский |
30 |
Правила нашего коллектива |
Беседа с элементами проектной деятельности |
практический |
31 |
Что такое конфликт |
Беседа. Тренинг |
познавательно - исследовательский |
32 |
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение |
Занятие-семинар |
практический |
33-34 |
Ваше поведение – это ваше всё! |
Занятие. Ролевая игра |
познавательно - исследовательский |
35 |
Поезд здоровья |
Игровая программа |
познавательно - развивающий |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 6 класса должен научиться:
· быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры
· обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви
· следить за зубами и полостью рта
· владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему
· распознавать признаки утомления; в том числе и зрительного
· соблюдать двигательный режим, следить за осанкой
· мытья рук перед любым приемом пищи
· владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления
Класс: 7
Количество часов: 36 (1 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Форма организации занятия |
Вид деятельности |
|
Здоровый образ жизни (10 часов) |
||||
1-2 |
Рабочее место и время |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - коммуникативный |
|
3 |
Учись беречь время |
Беседа с элементами дискуссии, тест |
познавательно - развивающий |
|
4-5 |
Спорт в моей жизни |
Сообщения обучающихся |
познавательно - развивающий |
|
6 |
Проверяем свои способности (глазомер, наблюдательность, внимание) |
Практическое занятие |
познавательно - исследовательский |
|
7-8 |
Азбука безопасности |
Беседа |
практический |
|
9 |
Где чистота, там здоровье! |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
|
10 |
Олимпионик |
Игра-викторина |
познавательно - развивающий |
|
Питание – основа жизни (8 часов) |
||||
11 |
Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья |
Викторина |
познавательно - развивающий |
|
12-13 |
Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом |
Презентация |
познавательно - исследовательский |
|
14 |
Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
|
15 |
Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд |
Ситуативный практикум |
познавательно - исследовательский |
|
16 |
Про еду и не только |
Викторина |
практический |
|
17 |
Умеем ли мы правильно питаться |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
|
18 |
Элементы жизни |
Викторина |
познавательно - развивающий |
|
Нравственное здоровье (10 часов) |
||||
19 |
О друзьях и дружбе |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
|
20-21
|
«Нельзя» и «помни» |
Беседа с элементами проектной деятельности |
познавательно - исследовательский |
|
22 |
Шалость или проступок |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
|
23 |
Значение ювенальной юстиции |
Беседа |
познавательно - развивающий |
|
24 |
Совесть – это категория нравственная |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
|
25-26
|
Зависимость. Болезнь. Лекарства |
Беседа |
познавательно - исследовательский |
|
27-28
|
Как сказать вредной привычке «нет» |
Беседа -тренинг |
практический |
|
29
|
В чем залог твоего успеха |
Занятие –ролевая игра |
познавательно - исследовательский |
|
Психическое и социальное здоровье (8 часов) |
||||
30
|
Как у вас с вниманием? |
Беседа - Тестирование |
регулятивно - познавательный |
|
31
|
Кто там думает левым? |
Беседа - Тестирование |
познавательно - исследовательский |
|
32 |
Компьютерная зависимость, что это? |
Беседа - Тестирование |
познавательно - развивающий |
|
33
|
Умеете ли вы слушать? |
Беседа - Тестирование |
познавательно - исследовательский |
|
34
|
Телевидение ваш друг? |
Беседа - Тестирование |
практический |
|
35 |
Ваша компания? |
Беседа - Тестирование |
познавательно - развивающий |
|
36
|
Поезд здоровья |
Игровая программа |
познавательно - исследовательский |
|
Ожидаемые результаты:
Выпускник 7 класса должен научиться:
· составлять индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей организма
· владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке
· составлять индивидуальный режим дня и следовать ему
· оказать помощь себе и другим при простых травмах
· куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации
· владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным
· владеть навыками организации собственного питания в течение дня
Класс: 8
Количество часов: 68 (2 ч в неделю)
№ п/п |
Содержание |
Форма организации занятия |
Вид деятельности |
Здоровый образ жизни (16 часов) |
|||
1-2 |
История видов спорта |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
3 |
Скажи: «Нет!» (Влияние вредных привычек на здоровье) |
Беседа с элементами проектной деятельности |
познавательно - развивающий
|
4-5 |
Пьянство или Питие |
Занятие - версия |
познавательно - исследовательский |
6-7 |
Курить здоровье – здоровью вредить! |
Антитабачная викторина |
регулятивно - познавательный |
8-9 |
Тренируем ум |
Ситуативный практикум |
познавательно - исследовательский |
10-11 |
Проверяем свои способности (память, внимание) |
Ситуативный практикум |
познавательно - исследовательский |
12 |
Такой разный мир людей. Эмоции и чувства |
Ситуативный практикум |
познавательно - развивающий |
13 |
Активный и пассивный отдых |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
14-15 |
Спортивные игры |
Соревнования, эстафеты |
развивающий |
16 |
Веселый арбузник |
Викторина |
познавательно - исследовательский |
Культура потребления медицинских услуг (13 часов) |
|||
17 |
Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях |
Доклады обучающихся |
познавательно - развивающий |
18 |
Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
19-20 |
Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств |
Беседа |
познавательно - коммуникативный
|
21 |
Как избежать отравлений? |
Занятие -версия |
познавательно - исследовательский |
22 |
Первая помощь при отравлениях |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
23 |
Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка |
Деловая игра |
познавательно - развивающий |
24-25 |
Химическая зависимость Наркомания – знак беды |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - исследовательский |
26 |
Влияние спорта на здоровье человека |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
27-28 |
Правила жизни |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - развивающий |
29 |
Привычки и здоровье |
Беседа с элементами дискуссии |
практический |
Нравственное здоровье(15 часов) |
|||
30 |
Без друзей не обойтись! |
Круглый стол |
регулятивно - познавательный |
31 |
В гостях у народов России |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
32-33 |
Права подростка и мировое сообщество |
Беседа с элементами проектной деятельности |
познавательно - исследовательский |
34 |
Внешний вид – залог здоровья |
Инсценировка |
практический |
35 |
Я и закон |
Деловая игра |
познавательно - развивающий |
36 |
О вкусах не спорят, о манерах надо знать |
Круглый стол |
познавательно - коммуникативный |
37 |
Безопасное поведение на дороге |
Презентация |
познавательный |
38 |
Безопасное поведение в криминогенной обстановке |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - исследовательский |
39 |
Безопасное поведение в лесу |
Тестирование |
практический |
40 |
Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
41-42 |
Экскурсия “ Изменения в природе и в жизни человека” |
Прогулка с элементами дискуссии |
познавательно - исследовательский |
43 |
Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным? |
Беседа |
познавательно - коммуникативный |
44 |
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение |
семинар |
познавательно - развивающий |
Психическое и социальное здоровье(22 часов) |
|||
45 |
Хорошая ли у вас память? |
Беседа Тестирование |
познавательно - исследовательский |
46 |
Тест возрастающей трудности (методика Равена) |
Беседа Тестирование |
познавательно - развивающий |
47 |
Хорошо ли вы выглядите? |
Беседа Тестирование |
познавательно - коммуникативный |
48 |
Подвержены ли вы чужому влиянию? |
Беседа Тестирование |
практический |
49 |
10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни |
Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися |
познавательно - исследовательский |
50 |
Здоровы ли вы душевно? |
Тестирование |
практический |
51 |
"Кто я?" Каким я хочу быть |
Анкетирование |
практический |
52 |
Переутомление и утомление |
Презентация |
познавательно - развивающий |
53-54 |
Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого |
Беседа с элементами дискуссии |
регулятивно - познавательный |
55 |
Нецензурные слова. Не ругайся, братец, козленочком станешь! |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - коммуникативный |
56-57 |
Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - исследовательский |
58-59 |
Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательный |
60 |
Гиподинамия - что это такое? |
Презентация с элементами дискуссии |
познавательно - развивающий |
61 |
Что такое закаливание и как оно влияет на организм? |
Беседа с элементами дискуссии
|
познавательно - коммуникативный |
62-63 |
Подвижные игры |
Спортивное соревнование |
практический |
64 |
Как сохранить достоинство |
Беседа с элементами дискуссии |
познавательно - коммуникативный |
65-66 |
Поезд здоровья |
Игровая программа по ЗОЖ |
познавательно - исследовательский |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 8 класса должен научиться:
· обращаться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в службу экстренной помощи
· знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без назначения врача
· владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экстремальной ситуации
· знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение наркотических средств
· владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице
Список литературы:
1.Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
2.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
3.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
4.Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/
5.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/
6.Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
7.Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/
8.Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
9.Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
10.Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
11.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.
12.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.
для обучающихся:
1.Осеева, В. А. Лекарство / В.А. Осеева //Осеева, В.А. Волшебное слов/В.А. Осеева. -М.: «Книги «Искателя», 2003. - С.38-39.
2.Сутеев, В.Г. Про Бегемота, который боялся прививок: по мотивам сказки М.Мацуорека /В.Г. Сутеев // Сутеев, В.Г.
3.Мошковская, Э.Э. Любимые стихи /Э.Э. Мошковская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.
4.Г.Б. Остер //Остер, Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.
5.Есеновский, М. Пуговица /М. Есеновский //Классики:лучшие стихи современных детских писателей. - М.: Дет. лит., 2003. - С.58-59.
6.Азизов, Э. С. Приоритеты личности и безопасный Интернет / Э. С. Азизов // Школьная библиотека. — 2012. — № 2-3. — С. 10-12 : фото
О влиянии цифрового мира на ребенка, правила поведения в Сети, обязательные условия безопасного Интернета предлагаемые самими детьми.
7.Филонов, Михаил. Чёртово зелье / М. Филонов // Свет. — 2010. — № 9. — С. 76-78 :цв. ил.
История табака и табакокурения, влияние никотина на организм, борьба.
8.Волков, Владимир. Прежде чем заводить такую привычку / В. Волков // Детская роман-газета. — 2013. — № 1. — С. 34 :цв. ил.
О вреде курения для здоровья девушек.
9.Перекреститься до того, как грянет гром // Нарконет. — 2013. — № 8. — С. 53-59 : фот.цв.
В Новосибирске снят фильм на тему наркозависимости. Режиссёр и автор-сценария — протоиерей Александр Новопашин. О фильме, впечатления от просмотра, рассказ о съёмках.
10. Константинов, А. П. Экология и здоровье: опасности мифические и реальность / А. П. Константинов, И. Н. Костин // Экология и жизнь. — 2012. — № 7. — С. 82-85
Экология человека и его здоровье.
11.Засыпкин, И. В. Методика в историческом развитии физической культуры для оздоровления молодежи и школьников / И. В. Засыпкин, А. А. Ласкин // Защити меня. — 2012. — № 2. — С. 10-16
Статья о развитии физической культуры и спорта для детей и молодёжи в России.
12. Погодаева, Е. Почему мы едим вредные продукты. Опыт научной работы учащихся 8-го класса / Е. Погодаева, Т. Маршалкина, А. Красноярова // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. — 2011. — № 3. — С. 30-37 : граф.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.