"Программа адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям дошкольного учреждения"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В предложенном материале освещена актуальная проблема преодоления коммуникативных нарушений у детей с речевой патологией и, соответственно, решения задачи успешной адаптированности детей с ОНР, поступающих в дошкольное учреждение по рекомендации районного ПМПК. Даны рекомендации по проведению тренинговых занятий по составленной программе "Здравствуй, это я!" для снижения выраженности нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста. Предложено календарно-тематическое планирование занятий по данной программе.Программа адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям дошкольного учреждения "Здравствуй, это я!"
Иконка файла материала Королева С.Г. статья.docx
Программа адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям дошкольного учреждения Королёва С.Г.,  (г. Волгоград,  Россия, МОУ детский сад № 350, svetlanakor62@mail.ru)           В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую  многочисленную группу детей с нарушениями развития. Надо признать как факт, что эти дети испытывают большие трудности при подготовке к школе, они психологически не готовы к  школьному типу обучения. У детей, имеющих нарушения речи, отмечаются слабость  мотивации, снижение потребности к речевому общению, снижена способность действовать в  рамках учебного задания. Они не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы,  в отдельных случаях проявляется негативизм. Отмечаются склонность к колебаниям  настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. У детей с ОНР  затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного  реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают  трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к  дисбалансу в поведении  (2, с.34).           Наблюдаемые у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации  собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими.  Речевое общение ­ одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор  формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности,  направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно  речевое общение создает базу социально­коммуникативной компетентности ребенка.  Неразвитость форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь),  незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения  ­  особенности коммуникативно­речевой сферы детей с ОНР. Нарушения в развитии речи  искажают ход естественного коммуникативно­речевого развития ребёнка в дошкольном  возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений (1, с.7).  Исследователи указывают на специфические коммуникативные трудности, на недостатки в  освоении средств общения, на запаздывание в формировании её форм. Это связано с широтой  распространённости нарушений общения у детей данной группы, с низким уровнем  эффективности работы по коррекции нарушений общения и стойкостью коммуникативно­ речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи  имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно  сказывающиеся на общении их с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками.  Дети с речевыми нарушениями не совсем понимают речь, которая адресована им от  собеседника; им сложно ответить на нее и нелегко отследить смысловую цепочку речевого  общения. Вследствие этого у детей с общим недоразвитием речи возникают серьезные  проблемы использования речи как средства общения. Недостаточность вербальных средств  общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в  формировании игрового и учебного процесса (3, с. 62)            Федеральный государственный образовательный стандарт в структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования  включает «социализацию» как  область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств  дошкольников. В связи с этим, на данном этапе остается актуальной проблема преодоления  коммуникативных нарушений у детей с речевой патологией и, соответственно, решения  проблемы успешной адаптированности детей к условиям детского сада. Для того, чтобы у  ребенка с общим недоразвитием речи не возникало проблем в установлении контакта со  сверстниками и взрослыми, необходима комплексная помощь специалистов: психолога,логопеда, воспитателей и других. Центральной фигурой, решающей проблемы социально­ личностного развития детей, является педагог. Но вопрос психолого­педагогической  компетентности воспитателей является актуальным, особенно в последнее время, в связи  с  ростом числа отягощённости ОНР диагнозом «задержка психического развития».  Воспитатели логопедических групп сталкиваются с необходимостью постоянно искать  подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в  коллективе, без которых невозможна социализация и полноценное воспитание.            В связи с актуальностью обозначенных проблем и реализуя требования ФГОС ДО, было  определено основное направление ­ проведение занятий по преодолению коммуникативных  нарушений, позволяющего снизить выраженность нарушений общения у детей старшего  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, совершенствовать     личные    отношения с окружающими.        Занятия по созданной программе – «Здравствуй, это я!» ­ проводятся в сентябре – октябре, когда формируется новая логопедическая группа, и дети испытывают  трудности адаптации к новой группе, новому детскому саду, новому педагогу. С приходом  детей в новый детский сад ребёнок попадает в новые социальные условия, когда смена  привычного окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием  общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Программа создаёт  безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет детей  совместной деятельностью, повышает уверенность в своих силах. Адаптационные занятия  призваны решить ряд задач: сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать  себя более защищённым; способствовать повышению уверенности детей через расширение представлений о  себе и других детях, формировать позитивное отношение к своему «Я»; развивать навыки социального поведения, межличностного взаимодействия со  сверстниками и взрослыми; развивать у детей техники вербальной и невербальной коммуникации; развивать навыки совместной деятельности в коллективе;    формировать позитивное отношение к сверстникам,  развивать способность     ребёнка к эмпатии, сопереживанию.           Важной особенностью адаптационной работы с детьми с ОНР является комплексность  психолого­педагогического воздействия, когда воспитатель логопедической группы вместе с  психологом является полноценным участником тренинга, проявляет свои эмоции, даёт детям  пример для подражания, проводит с ними некоторые игры, рисует на обозначенные  психологом темы, закрепляет в дальнейшем полученные детьми знания, корректирует  негативные эмоциональные состояния в повседневной жизни. В ходе выполнения  упражнений  участники получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся  понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное на занятиях  — общий язык. Психолог и воспитатель невольно и незаметно передают ребенку свое  представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что педагог заинтересован его  мнением, понимает его, откровенен в своих чувствах и эмоциях. Каждое из занятий  оформлено в виде законченного мини­тренинга, т.е. включает приветствие, разминку,  основное упражнение, тематическое рисование, обсуждение или подведение итогов,  завершающий ритуал прощания. С учётом ведущего вида деятельности, тренинговая  программа  строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на  обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду.  Психофизический комфорт детей на занятии – это важнейшее условие предупреждения их  утомления. Благодаря непринужденной игровой атмосфере в детях пробуждается активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную. Использование на занятиях  разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, таких как музыкотерапия,  психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация оказывают благотворное влияние наобщее состояние детей, способствует снятию мышечных зажимов, развитию и осознанию  эмоциональных реакций.            В заключении важно отметить необходимость своевременного, целенаправленного  развития социального поведения у детей с речевыми нарушениями для решения проблем с  адаптацией, предупреждения эмоционально­личностных, поведенческих трудностей,  расширения коммуникативного и социального опыта детей. Календарно­тематическое планирование занятий по программе «Здравствуй, это я!»   (автор­составитель Королёва С.Г., педагог­психолог МОУ детский сад № 350 г. Волгограда) Цель занятий: способствовать психическому и личностному росту ребёнка, успешной  адаптации  к условиям дошкольного учреждения. Возрастная группа: дети 5­6 лет с общим недоразвитием речи Продолжительность: тренинговые занятия проводятся в сентябре­октябре 1 раз в неделю  продолжительностью 30­35 мин  №  занятия Дат а ь Занятие 1. Цель: Знакомство детей с  р б я т н е с Цель занятия психологом и между собой,  формирование дружественной  атмосферы в коллективе.  Занятие 2. Цель: Развитие навыков  взаимодействия детей друг с  другом Занятие 3. Цель: Развитие навыков  взаимодействия детей друг с  другом  Занятие 4. Цель: Развитие навыков  взаимодействия детей друг с  другом Содержание занятия 1. Приветствие «Подари улыбку другу» 2. Упражнение «Эхо»   3. Упражнение «Связь» 4. Игра «Электрический ток» 5. Рисование на тему «Нарисуй себя» 6. Упражнение  «Расскажи, какой  (какая)    ты»  7.  Подведение итогов.  8. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу» 2. Музыкальная игра «Поздороваемся» 3. Игра «Кто в домике живет?» 4. Беседа о правилах 5. Игра «Паровозик». 6. Упражнение «Связь» 7. Игра «Мыльные пузыри». 8. Аутотренинговое упражнение  «Дерево». 9. Рисование «Дерево» 10.  Подведение итогов.  11. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу» 2. Упражнение «Эхо»   3. Игра «Кого не стало»  4. Игра–психогимнастика «Море  волнуется»  5. Рисование «Моя семья» 6. Подведение итогов.  7. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу» 2. Упражнение «Ласковое имя» 3. Игра «Кого не стало»  4. Упражнение «Волшебная подушка»ь Занятие 5. Цель: развитие навыков  выражения эмоций и понимания эмоций окружающих.  р б я т к о Занятие 6. Цель: развитие чувства  принадлежности к группе,  навыков выражения эмоций и  понимания эмоций  окружающих.  Занятие 7. Цель: повышение самооценки  детей, формирование навыка  взаимодействия со  сверстниками  Занятие 8. Цель: повышение самооценки  детей.  5. Рисование «Моё заветное желание» 6. Подведение итогов.  7. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу»  2. Игра «Паровозик с именем»           3. Упражнение «Веселый мячик» 4. Упражнение «Разноцветный букет» 5. Релаксация «Цветок» 6. Упражнение «Клубочек»   7. Упражнение «Я радуюсь, когда…»  8. Рисование «Радость» 9.  Подведение итогов  10. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу»  2. Игра «Лото настроений»  3. Игра «Ладошки» 4. Игра «Чей предмет?»  5. Игра «Мы охотимся на льва» 6. Упражнение «Я боюсь…»  7. Рисование «Мой страх» 8.  Подведение итогов  9. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу»  2. Упражнение «Подружимся»   3. Упражнение «Передай  прикосновение»  4. Упражнение «Коробка добрых    поступков»  5. Релаксация  «Воздушные шарики» 6. Рисование «Моё настроение» 7. Подведение итогов.  8. Ритуал прощания «Ладошки»  1. Приветствие «Подари улыбку другу»  2. Упражнение «Пожелания»  3. Игра «На ощупь» 4. Игра «Дождик и ромашки» 5. Игра «День и ночь»  6. Релаксация «Лентяи» 7. Рисование «Я в группе детского сада» 8. Подведение итогов.  9. Ритуал прощания «Ладошки»  . Литература: 1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией/ О.Е.  Грибова// Дефектология. – 1995. – No6 ­ С. 7­16.2. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева //  Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 ­ 18. 3. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. – №1. – С.62­67.