Психологическая коррекционная программа УКРОТИ СЕБЯ САМ
Оценка 4.8

Психологическая коррекционная программа УКРОТИ СЕБЯ САМ

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
детская психология +2
10.06.2024
Психологическая  коррекционная программа  УКРОТИ СЕБЯ САМ
Коррекция агрессивного поведения у подростков, и помощь в контролировании агрессии
Психологическая коррекционная программа УКРОТИ СЕБЯ САМ.docx

Бюджетное учреждение  Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения  Большеуковского района»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района»

_______________Т.А. Подкорытова

_________________ 2024 год

 

 

 

 

 

Психологическая  коррекционная программа

для подростков  с агрессивными наклонностями

«УКРОТИ СЕБЯ САМ »

 

 

Составитель:

К. В. Пудова,

психолог

отделения социальной

реабилитации инвалидов

 

 

 

 

Большие Уки

2024г

Содержание программы

1.

Пояснительная записка                                                                     

3-9

2.

Содержание программы 

10-24

3.

Календарно – тематический план 

25-28

4.

Список литературы 

29

5.

Приложение

30-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психологических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим.

На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта.

Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих выражениях: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «хулиган» - такие ярлыки достигаются всем агрессивным детям без исключения, не только в школе, но и дома.

Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков «УКРОТИ СЕБЯ САМ» предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Так как подростки не знают, как справится с негативными эмоциями, возникающими у них в сложных ситуациях, поэтому важно научить его работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. В программе использованы такие психологические методы, которые помогают снизить общий уровень агрессивности подростков, учит управлять собой в критических ситуациях.

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у подростков, по средствам обучения социальным приемам и способам снижения уровня агрессивности. Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры. Умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. Сформировать  самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Задачи программы:

1.            формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

2.            Оптимизировать общение детей со сверстниками через выработку механизма эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям

3.            обучение техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;

4.            обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния;

5.            Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности подростков, снять эмоциональное напряжение во взаимодействии со сверстниками.

6.            Обучить детей способам самоконтроля.

7.            развитие позитивной самооценки, уверенности в себе;

8.            формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.

9.            Делать выбор и принимать решения.

Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения подростков «УКРОТИ СЕБЯ САМ» стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного, личностно - ориентированного подходов.

Организация работы строится на принципах:

гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

конфиденциальности - информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.

компетентности - психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Программа является комплексной: предполагает сопровождение всех участников образовательного процесса. Программа дает возможность современной корректировке выявленных психологических проблем у подростков, так же  психологическая коррекция агрессивного поведения подростков.

Вид программы профилактическая, коррекционная.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков «УКРОТИ СЕБЯ САМ» предназначена для подростков 13-16лет. Данная программа может быть адаптирована для групповой работы с детьми: оставшимися без попечения родителей, сиротами.

Продолжительность реализации программы 1 год.

Формы занятия: очная, так же индивидуально, групповые психологические занятия с элементами тренинга. Количество человек в группе от 5-12 человек. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю, занятие по 40 минут.

Ограничения и противопоказания в участии программы к участию программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания, находящиеся в стрессовой ситуации; дети с нервно-психическими заболеваниями; дети, имеющие в анамнезе повреждения головного мозга; дети, стоящие на учете у невропатолога; дети с ярко выраженной агрессией, в целях обеспечения безопасности других участников.

Методы: наблюдение, игротерапия, диагностические занятия, индивидуальные консультации, арт-терапевтические методики; психолого-гимнастические упражнения; беседы; коррекционные упражнения; тестирование; релаксационные упражнения; устный опрос для выявления проблем подростков; экспертные опросы родителей и учителей; к фактам биографии, к жизненным историям; ролевые и сюжетно-ролевые игры; дискуссии; тренинговые упражнения; моделирование эмоционально острых ситуаций и ситуаций и взаимодействия; беседы; контроль уровня достижений подростков; наблюдения; рефлексия занятия, работа в парах.

Материально-техническое обеспечение: бумага формата А4, ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркер, цветные восковые мелки, коврики для релаксационных упражнений, магнитофон с музыкой. Помещение должно находиться вдали от шумных коридоров и недоступное для вмешательства постороннего взрослого. Для каждого ребенка необходим стул и стол.

Кадровое обеспечение

1.            автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;

2.            куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;

Ожидаемые результаты

Во время занятий у подростков развивается и укрепляется уверенность в себе, чувство собственного достоинства, пробуждается интерес и доверия к самому себе и к окружающим людям, постепенно приходит понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера, формируются межличностные отношения.

В процессе занятий подросток получает возможность осознать не конструктивность своего агрессивного поведения. Он начинает понимать переживания, состояния и интересы других людей. У него вырабатывается умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

У подростка формируются навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Все вместе взятое дает возможность подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого путем обучения навыкам адаптивного поведения и таким путем добиться более адекватной социализации.

Способствовать снижению агрессивного поведения подростков посредствам психологической коррекции; контрольная проявлениями агрессивных проявлений; отказ от нежелательного поведения; оценка социальной ситуации; расширение продуктивных поведенческих реакций.     Низкий уровень гнева, враждебности и агрессивности у подростков.

Программа содержит предварительную и итоговую диагностику обучающихся, которая соответствует целям и содержанию программы, возрастным характеристикам участников, а так же структурированное наблюдение в процессе занятий и в реальной жизни, экспертные опросы родителей и педагога, а так же консультирование родителей, педагогов по проблемам агрессивного поведения.

Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, поэтому, чтобы предотвратить в подростковой среде насилие и жестокость, необходимо:

- научить детей распознавать и регулировать эмоции;

- преодолевать импульсивность;

- владеть навыками саморегуляции и контроля;

- обучение эмпатии, сочувствию и сопереживанию.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Наше общество вызывает целый ряд проблем одной, из которых является проблема воспитания трудного подростка. Актуальность заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведение. Типичным проявлением девиантного поведения является агрессивность.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место про социальным формам поведения. Однако у определенной категории подростков агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивный подросток приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себя.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Среди ситуации, провоцирующих агрессивность подростков, выделяются следующие:

1.            привлечение к себе внимания сверстников;

2.            ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

3.            защита и месть;

4.            стремление быть главным;

5.            стремление получить желанный предмет.

Для того, чтобы результат работы с агрессивным подростком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности подростка. В противном случаи эффект от коррекционной работы будет неустойчивым.

Существуют определенные упражнения, направленные на обучение подростка приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности на негативную ситуацию.

Выделяются следующие упражнения:

1.            комкать и рвать бумагу;

2.            бить подушку или боксерскую грушу;

3.            топать ногами;

4.            громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5.            пинать ногой подушку или консервную банку;

6.            написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

7.            втирать пластилин в картонку или бумагу.

Но, в коррекционной работе с агрессивными подростками будут использоваться не только эти методы. Подросткам будет предлагаться помощь в от реагировании негативной ситуации в целом, и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Подростки склонные к отклоняющемуся поведению значит, склонны и к типичному его проявлению агрессивности. Причина заключается в неустойчивости настроения, поведения, колебаний самооценки.

Для формирования адекватной самооценки подростков с агрессивным поведением необходимо научить их анализировать свое состояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую подростки должны выполнять сами, но с помощью взрослого.

Необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе.

Таким образом, программа направлена на коррекцию агрессивного поведения и неадекватной самооценки у подростков с девиантным поведением, а также на развитие навыков самоконтроля и самопознания.

Этапы реализации:

1.Психодиагностический

2. Психокоррекционный

3. Консультационный

4. Аналитический.

1 Психодиагностический блок первичная диагностика: оценка уровня агрессивности и уровня самооценки  (опросник Басса-Дарки, Дембо-Рубинштейн). Оценка динамики произошедших изменений (вторичная диагностика): опросник Басса-Дарки, Дембо-Рубинштейн (Данная методика направлена на исследование уровня самооценки).

Методика диагностики агрессивности А.Ассингера (позволяет определить, достаточно ли подросток корректен в отношениях со своими сверстниками, и легко ли им общаться. Также она направлена на выявление уровня агрессии у воспитанника.). Тест эмпатийного потенциала личности (Психодиагностический изобразительный материал в этой методике состоит из 14 рисунков размером 8,5x11 см, сюжетно представляющих собой типичные для жизни подростка ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек (на рисунке изображены, соответственно, мальчик или девочка). Лицо данного ребенка прорисовано не полностью, дан лишь контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам соответствующими контуру головы ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом — печальное. В процессе исследования рисунки предъявляются

воспитаннику в строгой последовательности, один за другим. При демонстрации рисунка к каждому из них дает инструкцию-разъяснение).

2.Коррекционно – развивающий блок  содержание коррекционно-развивающей программы включает в себя игры, упражнения, дискуссии и др.

Психокоррекционное воздействие осуществляется в три этапа.

Этап 1. Ориентировочный. Основная задача ориентировочного этапа: получение дополнительной информации о личностных особенностях детей, особенностях их взаимоотношений. На 1-м этапе акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение равенства и пересечение привилегий. Здесь существуют определенные признаки. Во-первых, водящие чувствуют направленную на них агрессию; во-вторых, возникают спонтанные позитивные контакты между членами группы; в-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

Этап 2. Реконструктивный • актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, • формирование адекватного способа поведения в конфликтных ситуациях; • объективирование негативных тенденций личностного развития; • эмоциональное отреагирование чувств и переживаний; • развитие коммуникативной компетентности; • развитие способности к осознанию чувств и переживаний.

Этап 3. Закрепляющий • обобщение сформированных на предшествующем этапе способов коммуникации; • перенос нового конструктивного опыта в реальную жизнь.

Занятие 1. 1) «Самопрезентация». Данное задание состоит в том, что Игорь осуществляет самопрезентацию, то есть кратко рассказывает о себе, о различных сторонах своей личности. Психологический смысл упражнения. Позволяет воспитаннику выразить отношение к себе, представление о своём «Я». 2) «Вавилонская башня». Воспитаннику выдается примерно по 100-150 листов бумаги (возможно, предназначенной в макулатуру) или пачка газет и дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов. Для выполнения этого упражнения обычно достаточно 10-15 минут, хотя если работа идет очень активно и запас бумаги не закончился, время целесообразно увеличить до 25-30 минут. Можно сделать акцент на эстетической стороне работы (украшение построенной башни) или на максимально возможной высоте постройки. Психологический смысл упражнения. Упражнение позволитт развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, снижает тревожность, агрессивность вызывает положительные эмоции. 2) «Представление». В ходе представления воспитанник рассказывает о себе стараясь подчеркнуть свою индивидуальность.

«Тебе предлагается поздороваться, назвать свое имя и выразить свою индивидуальность с помощью какой-либо черты, наклонности, присущей именно Тебе».

Упражнение направлено на формирование представления о том, что каждый человек – индивидуальность, что людей необходимо воспринимать такими, какие они есть. Направлено на коррекцию самооценки, уровня притязаний, агрессивности. Далее производится обсуждение занятия, того что понравилось, что не понравилось, что нового он узнал.

Занятие 2 (групповое занятие). 1) «Поиск сходства» Первый вариант. Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, Должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Второй вариант. Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают. Если ведущий хочет оживить обстановку можно не просто вставать, а подпрыгивать с одновременным хлопком в ладони или совершать какое-либо подобное заметное движение. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые внешние признаки, потом они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например; «Встаньте все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»).

Упражнение эффективно работает на формирование адекватной самооценки, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходств между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. 2) «Падение в пропасть» Участник забирается на возвышение (это может быть подоконник, предметы мебели и т. п.), становится спиной к его краю и падает спиной на руки ловящих его других членов группы. Ловят его 7 или 9 человек, 6 или 8 из которых образуют соответственно 3 или 4 пары (в парах участники находятся лицом друг другу на расстоянии 60-70 см), а один стоит отдельно и страхует, чтобы падающий не ударился головой. Ловящие вытягивают руки вперед, пары могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить себя руками за плечи (иначе он может ударить ловящих) и после команды ведущего: «Готово» свободно упасть на спину. При желании участников можно произвести модификации упражнения: падать лицом вперед, вдвоем, обнявшись.

Для выполнения упражнения допустима высота до 2,5 м. Желательно, чтобы среди ловящих была хотя бы одна пара физически крепких молодых людей, их целесообразно размещать в середине или ближе к голове. При малом количестве участников ловящих может быть всего пятеро, но тогда допустимы только одиночные падения, высота не более 1,5 м. Следует строго соблюдать технику безопасности.

-Исключить возможность подвижки или опрокидывания предметов, с которых производятся прыжки. Если для этого используется стул, поставленный на стол, или нечто подобное, то кто-то обязательно должен крепко держать это сооружение. - Прыжки производить только после команды ведущего о готовности. -Нужно следить, чтобы падающие в полете не раскидывали руки в стороны. Следует избегать применения этого упражнения в группах, участники которых склонны к непредсказуемым действиям или недостаточно подчиняются распоряжениям ведущего.

При проведении этого упражнения порой бывает сложно найти первого добровольца. В таких случаях обычно удается «купить» подростков на то, что упражнение описывается как очень сложное и ведущий выражает сомнение, что в данной группе его удастся провести. После этого провести его удается практически всегда. Обычно упражнение вызывает большую эмоциональную вовлеченность, многие участники желают повторить его. Чтобы избежать преждевременной потери интереса к нему, целесообразно давать каждому желающему не более 2 попыток за занятие.

Упражнение направлено на развитие взаимного доверия; развитие навыков координации совместных действий; обеспечение эмоциональной вовлеченности участников в тренинг; снижение интенсивности страхов участников, тревожности и агрессивности.

Обсуждение. Наверняка большинству участников было страшно участвовать в этом упражнении, хотя бы в первый раз. Как именно переживался этот страх? Что помогло его преодолеть? Можете ли вы привести примеры ситуаций, в которых подростки находят переживание страха приятным и специально «охотятся» за этой эмоцией? 3) «Гнев» Подросткам предлагается нарисовать свой гнев на листке бумаги цветными карандашами.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на отреагирование негативных эмоций, осознание своего гнева, что способствует снижению тревожности и агрессивности.

Обсуждение. Участникам предлагается рассказать о своём рисунке, о том что на нём изображено. Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового они узнали.

Занятие 3. 1) «Комплименты и замечания» Сначала участвуют двое. «Говорите друг другу комплименты. Найдите то, что можно похвалить в партнере. Сделайте это громко, в глаза, красиво. Но учтите, он тоже будет делать вам комплименты. Кто больше сможет сказать доброго о другом? Кто может сделать такой комплимент, что партнер откажется от борьбы? ... Учтите, нельзя повторяться, копировать Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них — своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е, допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех? Тренируются навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия. Обсуждение. Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других людей? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния? 1) «Прорвись в круг». Участники встают в круг, держась за руки. Отвергаемый стоит вне круга и его задача – оказаться в центре. Психологический смысл упражнения. Упражнение проявляет скрытую агрессию в группе, даёт возможность отреагировать её обеим сторонам. 2) «Рисунок радости» Участники должны представить себя художниками, иллюстрирующими детские книги и выполнить рисунок на тему «Радость». Психологический смысл упражнения. Позволяет отреагировать эмоции, вызвать положительные эмоции. Направлено на коррекцию агрессивности, тревожности. Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового они узнали.

Занятие 4. 1) «Ассоциации» Игорю предлагается выразить с кем он ассоциирует - свои ассоциации с яркими личностями (полит, деятелями, киноактерами, литературными героями), вещью, животным и т.д. Имеется 3 минуты, чтобы настроиться и подобрать ассоциации». 5-7 мин. для вывода.

Это упражнение стимулирует воспитанника на активное восприятие других людей – важно найти ассоциацию, наиболее полно отражающую индивидуальность подростка. Кроме того Игорь получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень неожиданную для себя. Направлено на коррекцию самооценки и уровня притязаний. 2) «Зоопарк» Воспитаннику раздаются карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя). Предлагается по очереди показать радостных животных. Затем подумать как ему удалось изобразить радость, и понять, что изображена именно радость, а не какие – нибудь другие чувства. Вводится понятие о мимике как средстве выражения чувств.

Развивает возможность более тонко воспринимать эмоции, направлено на снижение тревожности. Далее производится обсуждение занятия, того что понравилось, что не понравилось, что нового он узнал. Высказывает своё мнение и говорит о трудностях, возникших при выполнении упражнений. Занятие 5. 1) «Мой страх». предлагается представить свой страх и вылепить его из пластилина. 2) «Якалки» Воспитаннику предлагается отгадать загадки. После каждой загадки он спрашивает ответ. Упражнение направлено на формирование самоконтроля, произвольности, на коррекцию агрессии. Далее производится обсуждение занятия, того что понравилось, что не понравилось, что нового он узнал. Воспитанник говорит о возникших трудностях.

Занятие 6 (групповое занятие). 1) «Финансовые авантюристы» ролевая игра Участникам рассказывают следующую историю: группа финансовых авантюристов, живущих в Петербурге, взяла в долг много денег и пустила их в сомнительное коммерческое начинание. Это привело к тому, что они разорились и остались должны своим кредиторам крупную сумму. Кредиторы пришли за долгом, однако счастливый случай помог авантюристам сбежать от них. Они запрыгнули в машину и помчались в аэропорт, намереваясь взять билеты на первый же рейс и улететь куда-нибудь в другой город, чтобы там скрыться от преследователей. Приехав в аэропорт, они обнаружили, что полным ходом идет посадка сразу на три рейса: в Москву, Сочи и Владивосток. На любой из этих рейсов есть свободные места. Авантюристы подошли к билетной кассе, и тут у них возникли разногласия: куда же лететь? Мнения сошлись на том, что всем лучше быть в одном месте, а не разъезжаться: так безопаснее. Но где именно? Они делятся на три равные подгруппы, каждая из которых отстаивает целесообразность полета в один из этих городов. Кроме того, среди авантюристов оказываются два человека, которые сами деньги в долг не брали, и поэтому лично им ничего не угрожает. Они хотели бы уговорить всех остаться в Питере и по мере возможностей расплатиться с кредиторами, а не отправляться «в бега» по всей стране. Вариант «кто-то улетит, а мы останемся» для них неприемлем, так как в этом случае кредиторы «навесят» на них долги сбежавших. На выяснение отношений дается 5 минут. После этого каждый из «авантюристов» должен сказать, куда они все-таки отправляются. Если удалось прийти к определенному мнению —

представители той подгруппы, чье мнение победило, получают по 3 очка, остальные — по одному. Если к единому мнению пришло не менее половины участников, то они получают по 1 очку, остальные по 0. Если же прийти к мнению, которое бы разделяли больше половины участников, не удалось - все получают по 0 («Кредиторы догадались, где вы находитесь, и явились во всеоружии прямо к билетной кассе»). При варианте, когда все решили остаться в Питере, те два человека, которые хотели этого, получают по 3 очка, остальные — по 1. Кроме того, каждый из авантюристов может в любой момент «заложить» остальных: позвонить по мобильному телефону кредиторам и сказать, где они находятся. Тогда он получит 1 очко («Вам простят долги»), остальные — по 0. Игра повторяется 3-4 раза, роли участников каждый раз меняются. По завершении игры подсчитывается количество очков, набранных каждым из участников, и выявляются победители.

Моделирование конфликтной ситуации, основанной на несовпадении потребностей, возможность для анализа стилей поведения. Здесь происходит отработка навыков отстаивания собственной точки зрения, уверенного поведения, также игра направлена на коррекцию агрессивности, тревожности.

Обсуждение. Какой стратегии придерживался каждый из участников, аргументируя свою точку зрения? Ориентировался ли он на всеобщую выгоду (максимальная общая сумма очков), предлагал ли свое решение в ультимативной форме («Летим, куда я сказал, или всех заложу»), был ли готов поддержать любое решение, только чтобы остаться в живых? Какого стиля общения придерживался каждый из участников? Выходили ли предъявляемые аргументы за пределы игровой ситуации (например, «Летим в Сочи или я не дам тебе списать математику»)? Занятие 7. 1) «Список претензий» Предлагается проанализировать недовольство окружающими нас людьми. Для этого на листе бумаги составляется список людей из ближнего (воспитатели, педагоги, сотрудники детского дома) и отдаленного (учителя) окружения, и в их адрес излагаются конкретные претензии. Затем эти претензии обсуждаются, обращая внимание на сходства и различия.

Упражнение позволяет проанализировать свои отношения с окружающими, выделить и сформулировать своё недовольство. Формирует навыки самоконтроля. 2) «Коллаж».  необходимо выполнить творческую композиции по любой выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 4-6 кв.м с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Путем дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для воспитанника источники межличностных переживаний (например, «Любовь в моей жизни»).

Появляется возможность проследить и осознать неявные, имплицитные установки воспитанника применительно к теме, ставшей сюжетом коллажа. Упражнение направлено на коррекцию тревожности, агрессии, на развитие эмпатии, умения координировать свои действия, навыков невербального общения.

Обсуждение. Воспитанник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. Занятие 8. 1) «Мои качества» Подростку предлагают проанализировать качества своей личности, как положительные, так и отрицательные и нарисовать их.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на коррекцию самооценки, уровня притязаний, отреагирование эмоций. 2) «Мы – родители». Представь себе, что ты превратился в родителя. Ты очень любишь своего ребенка, хочешь, чтобы он был хорошим, и поэтому даешь ему советы, каким ему следует быть.

Далее воспитанник должен написать ребёнку на листе бумаги советы, советы должны учитывать поведение и особенности личности Игоря.

Упражнение направлено на формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, способности оценить других людей и дать адекватный совет.

Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось, что нового он узнал. Воспитанник говорит о возникших трудностях. Занятие 9 (групповое занятие). 1) Коммуникативное рисование Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования. Упражнение направлено на стабилизацию эмоционального фона, снижение агрессивности, тревожности. 2) «Маятник» Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120-150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник, встав между ними, расслабляется и начинает свободно падать вправо или назад на руки одного из двух. Их задача — мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, средний участник свободно и расслабленно

раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение, как и последующие, оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнерами (если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно увеличивается), состав ловящих и т. д. Эффективность упражнения повышается, если оно проходит под спокойную, расслабляющую музыку, а ведущий уместными фразами создает соответствующее настроение.

Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников. Кроме того, оно развивает умение расслабиться, снять напряжение, создает возможности для тактильного контакта, снижает уровень тревожности.

Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового они узнали. Участники говорят о возникших трудностях. Занятие 10. 1) «Мнения» На отдельных листках бумаги Игорь излагает своё мнение о своей группе. Изложенные таким образом мнение собирается, перетасовывается и передается тому, о ком они написаны.

Упражнение направлено на формирование адекватной самооценки и уровня притязаний. 3) «Передача движений» (групповое упражнение). Участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30—40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т. д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего и т. д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий подросток, пускающий по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывали половина подростков,

ведущий тренинга дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении. Для выполнения этого упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались мальчики и девочки.

Развивается телесная чувствительность, происходит сплочение группы, возрастает эмпатия между участниками. Упражнение способствует снижению агрессивности, тревожности.

Далее производится обсуждение занятия, того что понравилось, что не понравилось участникам, что нового он узнал. Занятие 11 (групповое занятие). 1) «Обо мне наоборот» Пусть "горячее кресло" занимает Игорь. Он получает три типа обратных связей, т. е. сообщений от психолога. Их, эти сообщения, можно назвать кругами информации.

Первый круг информации — это взаимосвязанная система микрорассказов про Игоря, посвященных его достоинствам. Члены группы, передавая эстафету друг другу, делятся впечатлениями о достоинствах, о положительных сторонах, о чертах характера и поступках Р., способных вызвать восхищение, одобрение. Причем члены группы стремятся к тому, чтобы из их рассказов складывалась целостная картина, взаимосвязанная система качеств Р. Вдобавок, принимая эстафету, каждый следующий участник старается превзойти предшествующего рассказчика в описании достоинств Р.

Второй круг информации организуется тем же способом, но задачей рассказывающих становится описание недостатков, мало привлекательных сторон индивидуальности Р.

Третий круг информации может быть назван «рассказ про Анти – Р».

То есть все достоинства и недостатки должны быть отражены наоборот.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие способности к анализу качеств других людей. Также способствует формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. 2) «Снежки» Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового они узнали. Участники говорят о возникших трудностях. Занятие 12. 1) «Испорченный телевизор» Воспитанник изображает на лице какое-либо необычное выражение и показывает его. Психолог передает увиденное выражение дальше и т. д. После этого Игорь демонстрирует то выражение лица, с которого игра началась.

Упражнение способствует развитию невербальной экспрессии, коррекции тревожности и агрессивности. Также упражнение позволяет продемонстрировать искажения информации в общении. 2) «Мои чувства» Игорю предлагается проанализировать свои чувства и выразить их в виде рисунка.

Упражнение направлено на коррекцию агрессивности, тревожности, отреагирование эмоций.

Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового он узнал. Занятие 13 (групповое занятие). 1) «Белая ворона» Ведущий предлагает одному из добровольцев попытаться на некоторое время стать не таким, как все. Для этого предстоит делать все обратное тому, что делает группа. Группа должна повторять все движения ведущего. Начинается игра с довольно простых движений, заканчивается действиями, обратные которым найти не совсем легко. Например, ведущий начинает игру, подняв

руки вверх. Вся группа делает то же самое. "Белая ворона" опускает руки вниз. Ведущий и все вместе с ним садятся на стулья. "Белая ворона" встаёт. Ведущий может ускорять и замедлять темп, сбивать ритм какого-то повторяющегося действия. Секунд через тридцать после начала игры, а если игрок "Белая ворона" сбился, то сразу после его ошибки ведущий говорит: "Ему трудно быть одному не таким, как все. Кто вызывается помочь этому человеку?".

Так появляются две "Белые вороны". Группа может теперь усложнять свою жизнь. Например, начинаются танцы. "Белые вороны" могут начать рыдать или драться. Через небольшой интервал времени ведущий предлагает кому-нибудь присоединиться к "стае Белых ворон". В "стае Белых ворон" вместо ведущего может появиться иной ведущий. Ведущий с удовольствием передает ему инициативу. Азарт обеих "стай" возрастает. Участники твой стороны стараются изобрести сложный образ действий, участники другой — найти ответ.

Когда обе половины играющих уравниваются в численности за счет того, что из основной части группы к белым воронам постоянно приходит пополнение, возникает так называемый критический момент игры. Либо '"белые вороны" догадаются, что они все равно зависят от "Черных" и, подняв бунт, заживут по-настоящему, независимой жизнью, либо игра заканчивается тем, что "Черные вороны", оставшись в меньшинстве, заявляют о своём выигрыше, исходя из тех соображений, что "Белые вороны" все равно пляшут под дудку "Черных". В предельном варианте в стае "Черных" может остаться один ведущий.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на коррекцию агрессивности, тревожности. 2) «Сочинение истории о группе медвежат» Участники работы составляют историю о группе медвежат, первый участник начинает историю, а остальные продолжают. Таким образом, в итоге получается рассказ. Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на анализ взаимодействий в группе. Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового они узнали. Занятие 14. 1) «Свободное рисование»

Воспитанник выполняет рисунок на свободную тему. Рисунок выполняется индивидуально. Упражнение направлено на коррекцию агрессивности, на отреагирование эмоций. 2) «Волшебный магазин» Психолог просит воспитанника представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магазина предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.

Игорю необходимо выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен попросить "уважение". Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет: "Сколько нужно уважения", "От кого", "В связи с чем" и т.д.

В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деде ценит и чего хочет в жизни. Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается очень часто, неспособность покупателя принять какое-то решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия

своих действий. Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.

Упражнение помогает осознать свои истинные цели и желания в жизни, что способствует снижению тревожности.

Далее производится обсуждение занятия, того, что понравилось, что не понравилось участникам, что нового они узнали. Занятие 15 (групповое занятие). 1) «Чемодан»

Каждый из участников по очереди выходит за дверь на несколько минут. В это время все остальные собирают ему «чемодан» — путем групповой дискуссии выделяют по 3 положительных и отрицательных качества, которые данный участник проявил в ходе тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается в аудиторию и ему вручается в сложенном виде листочек со списком качеств. Разворачивать и читать его разрешается только после окончания занятия. Хорошо, если ведущий в конце занятия тоже получит свой «чемодан». Данное упражнение следует проводить с осторожностью, так как полученный таким путем опыт в некоторых случаях может оказаться для подростков травмирующим. Ведущему нужно принять решение, готова ли конкретная группа к выполнению данного упражнения. Если упражнение проведено, то у подростков должна быть возможность впоследствии индивидуально обсудить с ведущим полученные результаты.

Психологический смысл упражнения. Участники получают обратную связь от группы на свое поведение в ходе тренинга. Кроме того, полученный листочек выступает для некоторых участников своеобразным «овеществлением» тренинга, его объективизацией. Упражнение способствует формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. 2) «Чепуха» Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. п. Обратите внимание подростков, что отвечать на эти вопросы нужно не «вообще», а именно применительно к прошедшему тренингу. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы. Примерный перечень вопросов: Кто? Где? С кем? Чем занимались? Как это происходило? Что запомнилось? И что в итоге получилось? Психологический смысл упражнения. Поиск ответов на эти вопросы, пусть даже осуществляемый в шуточной форме, побуждает подростков более осмысленно отнестись к прошедшему тренингу, а ведущему дает информацию о том, что в проделанной работе оказалось для подростков «эмоциональными доминантами» и легче всего вспоминается ими.

Далее производится обсуждение занятия.

3.Консультационный блок. Консультации законным представителям, педагогом, по мере необходимости.

4.Аналитический блок. Анализ полученных результатов, формулирование выводов. Данная программа позволит скорректировать повышенную агрессивность, тревожность, неадекватную самооценку. Поможет находить наиболее социально приемлемые способы поведения в стрессовых ситуациях, адекватно реагировать на происходящее вокруг, обучит социально приемлемым способам выхода агрессивности и других негативных чувств. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий.

Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и решены ли поставленные задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

В начале использования программы происходит диагностика «на входе», с помощью следующих методик: опросник А. Басса и А. Дарки; методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин); «Несуществующее животное»; а так же с помощью наблюдения, беседы Далее с детьми проводится цикл занятий по программе. Все занятия распределены по тематическим блокам. Первые занятия посвящены блоку «Развитие позитивной самооценки», в котором происходит реконструкция положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятие и самосознании.

Далее рассматривается блок «Осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей, развитие эмпатии». С помощью игр и творческой деятельности подростки учатся осознавать собственные чувства и чувства других люде.

Далее работа строится по блоку «Коррекционная работа, направленная на обучение приемлемым способом выражения гнева». Дети разбираются в том, что такое агрессивное поведение и гнев. Им предоставляются практические приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.

Далее ведется работа по блоку «Коррекционная работа, направленная на обучение навыкам саморегуляции и контроля над гневом». Формируются навыки управлением собственным гневом и контроля над ним, обучают детей некоторым приемам саморегуляции, которые помогут им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Далее рассматривается блок «Коррекционная работа, направленная на обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации». С помощью игр и упражнений подростки приобретают и закрепляют навыки позитивного межличностного общения, формируются поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.

В заключении происходит диагностический этап «на выходе».

Структура каждого занятия включает три этапа: вводный, основной, заключительный.

Вводный этап содержит упражнения способствующие активизации учащихся, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы, сплочению группы.

Основной этап занятия составляют ролевые и сюжетно-ролевые игры, тренинговые упражнения, моделирование эмоционально острых ситуаций взаимодействия, которые помогают понять и качественно воспринимать материал.

Заключительный этап включает в себя рефлексию занятия, чтобы учащиеся могли поделиться своими впечатлениями о проведенном занятии.

Перед реализацией программы психолог получает согласие родителей на участие ребенка в тренинговых занятиях. Психолог не использует информацию о проведении ребенка на занятии с педагогом. За ребенком сохраняется право не участвовать в играх. Родители и педагог обязаны строить свои отношения с ребенком в соответствии с рекомендациями психолога, и предупреждаются о зоне ответственности. В программе есть риск нарушения прав конфиденциальности.

В целях успешной реализации программы выделяются следующие принципы работы психолога с детьми: контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; без оценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыком саморегуляции и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план

 

п/п

Тема занятия

Формы проведения занятия

краткое содержание занятия

1

Занятие №1

Вводное занятие

Упражнение № 2. «Здравствуйте»

Упражнение №1. «Тайны имени»

Упражнение№3 «Правила в группе»

Упражнение 3 Мозговой штурм на тему «Агрессивное поведение»

Упражнение 4 Нарисуй свой гнев»

 

Формирование желания взаимодействовать

-Установление доверительных отношений;

- Расширение информации о личности подростка и проблеме агрессивного поведения.

2

Занятие №2

Что делать с агрессией и гневом.

Упражнение №1 «Приветствие»

 

Упражнение №2 «Что делать с агрессией и гневом»

 

Упражнение № 3. «Вспоминаем эмоции»

 

Упражнение №4 «Мир глазами агрессивного человека»

 

 

Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций

Сформировать необходимость умения контролировать себя,

Познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

3

Занятие №3

Возьми себя в руки.

 

Упражнение №1. "Волшебные заросли"

Упражнение №2. «Довольный – сердитый»

Упражнение №3. «Сдержи себя»

Упражнение №4. "Возьми себя в руки"

Упражнение №5. «Бабочка-ледышка»

Упражнение №6. «Давай поругаемся!»

Упражнение №7. «Лепим гнев»

формирование внутреннего самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы.

развивать навыки контроля эмоций;

 развивать навыки контроля негативного поведения;

 развитие отражения своих чувств и эмоций в позитивной форме.

 

4

Занятие №4

Я такой какой я есть, я такой - каким бы я хотел быть.

Упражнение № 1. Приветствие.

Упражнение №2 «Ящик с обидами»

Упражнение №3. «Крикните погромче»

Упражнение №4 «Я такой какой я есть, я такой - каким бы я хотел быть».

Упражнение № 5. «Автомойка»

Подросткам предлагается поздороваться друг с другом необычными способами

формирование образа «отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на эмоциональная стабилизация группы. идеального - я».

5

Занятие №5

Способы эффективного межличностного общения

Упражнение №1. «Пожалуйста»

Упражнение № 2. «Плохое и хорошее»

Упражнение № 3. “Негативные образы”

Упражнение № 5. «Хлопки по кругу»

Упражнение № 2. Метод мозгового штурма «Способы эффективного межличностного общения»

развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

6

Занятие №6

Катастрофа в пустыне

 

  Упражнение № 1. Упражнение «Приветствие»

Упражнение № 2. Метод мозгового штурма «Способы эффективного межличностного общения»

Упражнение № 3. «Катастрофа в пустыне»

развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

7

Занятие №7

слышать и слушать

Упражнение № 1. Приветствие «Как здороваются олени»

Упражнение № 2. «Упрямая сороконожка»

Упражнение № 3. «Цепочка речи»

Упражнение № 4. «Зеркало»

 

развитие невербальных навыков эффективного межличностного взаимодействия.

тренировка умения слышать и слушать, концентрироваться на партнере

8

Занятие №8

взаимопонимания, развитие умений распознавать эмоции

Упражнение № 1. «Здравствуй, мне очень нравится…»

Упражнение № 3. Упражнение «Передача чувств по кругу»

Упражнение № 4. «Атомы и молекулы»

Упражнение № 5. «Поделись со мной»

 

расширение способов взаимопонимания, развитие умений распознавать эмоции

9

Занятие №9

Мои цели

 

 

Упражнение №1. "Давайте поздороваемся"

Упражнение № 2. «Мои цели»

Упражнение № 3. «Кот Леопольд»

Упражнение № 4. «Моя критика»

Упражнение №5. «Просьба»

научить подростков конструктивно отстаивать свою точку зрения.

 

 

10

Занятие №10

Чего я достиг

 

 

Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки

Упражнение-разминка №1. «Дракон ловит свой хвост»

Упражнение № 2. «Чего я достиг»

Упражнение № 3. «Подарок человечества»

Упражнение № 4. «В чем мне повезло в этой жизни»

Упражнение № 5. «Чемодан».

закрепление способов конструктивного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/ Грецов А.Г. – СПб.: Питер, 2006.

2. Лабораторный практикум по общей психологии: Учеб. Пособие/ Авт-сост. Баранова Л.В., Тенюшев Б.И. – Тамбов: Изд – во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2002.

3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения/ Большаков В.Ю. – СПб.: Питер, 1996.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Рубинштейн С.Л. – М.: ВЛАДОС, 1989.

5. В.Д.Менделевич. Клиническая психология/ В.Д.Менделевич- М.: Издательство Московского Университета,1986.

6. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации/ Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. – СПб.:Питер, 2001.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии/ Емельянов С.М. – Спб.:Питер, 2000.

8. Дети с отклонениями в развитии/ Авт – сост. Шматко Н.Д. – М.: Просвещение, 2001.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

10. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

11. Лях Г.С, Марусева А.М Аудиологические основы реабилитации детей с агрессивным поведением/ Лях Г.С, Марусева А.М – М.:Просвещение, 1979.

12. Исследование личности детей с девиантным поведением/ Под. ред. Розановой Т.В. – М.: Просвещение, 1981.

13. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

Приложения

Приложение 1.

Шесть рецептов избавления от гнева родителям.

Содержание

Пути выполнения

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал с вами себя спокойно и уверенно

- слушайте своего ребенка;

- проводите с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

- отложите совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- говорите детям о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Побудь, пожалуйста, в соседней комнате»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

- примите теплую ванну, душ;

- выпейте чаю;

- послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

- не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

- изучайте силы и возможности своего ребенка;

- если вам предстоит сделать первый визит куда-либо, отрепетируйте все заранее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Шкала самооценки (Ч.Д.Спилберга- Ю.Л.Ханина)

      Данный тест является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент(реактивная тревожность) и личностной тревожности(как устойчивая характеристика человека).

     Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

     Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности- естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

     Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания №1-20 ) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ=Е1-Е2+35,

где Е1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

 Е2- сумма остальных зачеркнутых цифр(пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ=Е1-Е2+35,

где Е1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Е2- сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

До 30- низкая тревожность;

31-45- умеренная тревожность;

46 и более - высокая тревожность.

      Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

      Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

Шкала самооценки

Фамилия ________________________Дата___________________________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

 

Предложения

Нет, это не так

 

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала самооценки

Фамилия ________________________Дата___________________________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

 

Предложения

Почти никогда

 

Иногда

Часто

Почти всегда

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень легко устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

 Я принимаю все близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

 

 

 

       Приложение 3.

Опросник Басса-Дарк

       Опросник направлен на диагностику мотивационной агрессии, являющейся прямым проявлением реализации присущих личности деструктивных тенденций. Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:

·        Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;

·        Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.). Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью;

·        Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

·        Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

·        Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленным чувством горечи, гнева на весь свет за действительные или мнимые страдания;

·        Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

·        Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание (угрозы, проклятия, ругань) словесных ответов;

·        Чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Текст опросника

1.     Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.     Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.     Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.     Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.     Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.     Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.     Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8.     Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.

9.     Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходительно относился к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.  Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не расстраиваюсь.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много того, о чем впоследствии жалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я не могу вспомнить случаи, когда был зол настолько, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или огорчить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время  я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 Бланк для ответов

Ф.И.О.____________________________________________________________

Возраст____________________класс___________________________________

      Перед Вами бланк фиксации опросника. В столбцах стоят номера вопросов, справа чистая графа, в которой Вам необходимо поставить ответ «да» или «нет». Не задумывайтесь подолгу над ответом, пытайтесь ответить искренне, о Ваших мыслях не узнает никто, кроме психолога. Ваша информация важна и ценна.

1

 

16

 

31

 

46

 

61

 

2

 

17

 

32

 

47

 

62

 

3

 

18

 

33

 

48

 

63

 

4

 

19

 

34

 

49

 

64

 

5

 

20

 

35

 

50

 

65

 

6

 

21

 

36

 

51

 

66

 

7

 

22

 

37

 

52

 

67

 

8

 

23

 

38

 

53

 

68

 

9

 

24

 

39

 

54

 

69

 

10

 

25

 

40

 

55

 

70

 

11

 

26

 

41

 

56

 

71

 

12

 

27

 

42

 

57

 

72

 

13

 

28

 

43

 

58

 

73

 

14

 

29

 

44

 

59

 

74

 

15

 

30

 

45

 

60

 

75

 

Обработка и интерпретация результатов: Ответы оцениваются по восьми шкалам суммированием баллов:

1. Физическая агрессия:

«да»=1, «нет»=0: № 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68;

«нет»=1, «да»=0: № 7,9.

2. Косвенная агрессия:

«да»=1, «нет»=0: № 2,10,18, 34, 42, 56, 63;

«нет»=1, «да»=0: № 26, 49.

3. Раздражение:

«да»=1, «нет»=0: № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

«нет»=1, «да»=0: № 11, 35, 69.

4. Негативизм:

«да»=1, «нет»=0: № 4,12, 20, 28;

«нет»=1, «да»=0: № 36.

5. Обида:

«да»=1, «нет»=0: № 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

«да»=1, «нет»=0: № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«нет»=1, «да»=0: № 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

«да»=1, «нет»=0: № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

«нет»=1, «да»=0: № 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да»=1, «нет»=0: № 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

      Индекс враждебности включает в себя шкалы 5 и 6, а индекс агрессивности – шкалы 1, 3 и 7.Нормой агрессивности является величина ее индекса равная 21+_ 4, а враждебности – 6,5-7+_ 3. при этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.


 

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения

Содержание программы 1

Содержание программы 1

Пояснительная записка Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психологических проблем

Пояснительная записка Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психологических проблем

Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим

Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим

Взрослые не любят агрессивного поведения детей

Взрослые не любят агрессивного поведения детей

Сформировать самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами

Сформировать самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами

Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным

Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным

Материально-техническое обеспечение : бумага формата

Материально-техническое обеспечение : бумага формата

Все вместе взятое дает возможность подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого путем обучения навыкам адаптивного поведения и таким путем добиться более адекватной социализации

Все вместе взятое дает возможность подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого путем обучения навыкам адаптивного поведения и таким путем добиться более адекватной социализации

Содержание программы Наше общество вызывает целый ряд проблем одной, из которых является проблема воспитания трудного подростка

Содержание программы Наше общество вызывает целый ряд проблем одной, из которых является проблема воспитания трудного подростка

Существуют определенные упражнения, направленные на обучение подростка приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности на негативную ситуацию

Существуют определенные упражнения, направленные на обучение подростка приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности на негативную ситуацию

Таким образом, программа направлена на коррекцию агрессивного поведения и неадекватной самооценки у подростков с девиантным поведением, а также на развитие навыков самоконтроля и самопознания

Таким образом, программа направлена на коррекцию агрессивного поведения и неадекватной самооценки у подростков с девиантным поведением, а также на развитие навыков самоконтроля и самопознания

Коррекционно – развивающий блок содержание коррекционно-развивающей программы включает в себя игры, упражнения, дискуссии и др

Коррекционно – развивающий блок содержание коррекционно-развивающей программы включает в себя игры, упражнения, дискуссии и др

Тебе предлагается поздороваться, назвать свое имя и выразить свою индивидуальность с помощью какой-либо черты, наклонности, присущей именно

Тебе предлагается поздороваться, назвать свое имя и выразить свою индивидуальность с помощью какой-либо черты, наклонности, присущей именно

При проведении этого упражнения порой бывает сложно найти первого добровольца

При проведении этого упражнения порой бывает сложно найти первого добровольца

Занятие 4. 1) «Ассоциации» Игорю предлагается выразить с кем он ассоциирует - свои ассоциации с яркими личностями (полит, деятелями, киноактерами, литературными героями), вещью, животным и…

Занятие 4. 1) «Ассоциации» Игорю предлагается выразить с кем он ассоциирует - свои ассоциации с яркими личностями (полит, деятелями, киноактерами, литературными героями), вещью, животным и…

Кредиторы догадались, где вы находитесь, и явились во всеоружии прямо к билетной кассе»)

Кредиторы догадались, где вы находитесь, и явились во всеоружии прямо к билетной кассе»)

Ты очень любишь своего ребенка, хочешь, чтобы он был хорошим, и поэтому даешь ему советы, каким ему следует быть

Ты очень любишь своего ребенка, хочешь, чтобы он был хорошим, и поэтому даешь ему советы, каким ему следует быть

Когда в роли водящих уже побывали половина подростков, ведущий тренинга дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении

Когда в роли водящих уже побывали половина подростков, ведущий тренинга дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении

Вся группа делает то же самое

Вся группа делает то же самое

Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе

Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе

Консультационный блок. Консультации законным представителям, педагогом, по мере необходимости

Консультационный блок. Консультации законным представителям, педагогом, по мере необходимости

Далее ведется работа по блоку «Коррекционная работа, направленная на обучение навыкам саморегуляции и контроля над гневом»

Далее ведется работа по блоку «Коррекционная работа, направленная на обучение навыкам саморегуляции и контроля над гневом»

В программе есть риск нарушения прав конфиденциальности

В программе есть риск нарушения прав конфиденциальности

Календарно – тематический план № п/п

Календарно – тематический план № п/п

Занятие №3 Возьми себя в руки

Занятие №3 Возьми себя в руки

Упражнение №1. «Пожалуйста»

Упражнение №1. «Пожалуйста»

Занятие №9 Мои цели

Занятие №9 Мои цели

Список литературы 1. Грецов

Список литературы 1. Грецов

Приложения Приложение 1. Шесть рецептов избавления от гнева родителям

Приложения Приложение 1. Шесть рецептов избавления от гнева родителям

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить - примите теплую ванну, душ; - выпейте…

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить - примите теплую ванну, душ; - выпейте…

Приложение 2 Шкала самооценки (Ч

Приложение 2 Шкала самооценки (Ч

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности

Шкала самооценки Фамилия ________________________

Шкала самооценки Фамилия ________________________

Приложение 3. Опросник Басса-Дарк

Приложение 3. Опросник Басса-Дарк

Чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести

Чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести

Я думаю, что многие люди не любят меня

Я думаю, что многие люди не любят меня

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

Я часто только угрожаю людям, хотя не собираюсь приводить угрозы в исполнение

Я часто только угрожаю людям, хотя не собираюсь приводить угрозы в исполнение

Косвенная агрессия: «да»=1, «нет»=0: № 2,10,18, 34, 42, 56, 63; «нет»=1, «да»=0: № 26, 49

Косвенная агрессия: «да»=1, «нет»=0: № 2,10,18, 34, 42, 56, 63; «нет»=1, «да»=0: № 26, 49
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2024