МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ШКОЛА № 96 ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ ИМЕНИ М.В.НАГИБИНА»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»
Приказ от ___ №
_________________ Т.В. Озерова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность)
«Человек и Космос»
Ступень, класс: основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 34 часов
Автор: Бушнова Марина Владимировна
город Ростов-на-Дону
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача программы «Человек и Космос» состоит в предоставлении возможностей для последовательного формирования школьниками своих представлений об окружающем их мире.
Само название «Человек и Космос» говорит о том, что целью данной программы является не столько изучение астрономии, как предмета науки астрономии, а установление связей между человеком и окружающим его миром.
Настоящая программа, является элементом интегрированного курса «В глубь веков», образовательного пространства, специально обустроенного для младшего подростка. «Интегрированный курс» возникнув как курс, основанный на интеграции отдельных учебных предметов, вырос в технологию деятельностного образования.
Программа «Человек и Космос» рассчитана на младших подростков, так как, с одной стороны, понятийное поле курса позволяет разворачивать в нем учебную деятельность, которая, согласно основным положениям психологии развития, сохраняет свою актуальность. С другой стороны, именно в этом возрасте у детей наиболее острая потребность в создании из отдельных, разрозненных сюжетов общей картины мира. По словам Д.Б. Эльконина «Главная потребность этого периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников».
Главная идея программы – прохождение пути превращений мифологического сознания в научное.
Цель этого года – проследить, что происходило с представлениями о Космосе в странах Древнего мира: Египте, Китае, Ближнем Востоке, Индии. Здесь акцент делается на разных представлениях о Космосе и вселенной разных народов, на возникновении разных типов пантеонов. Задача увидеть, как развивались понятия связанные со временем и способами его измерения.
Структура программы:
Программа курса состоит из 4-х блоков, соответствующих линиям интегрированного курса «В глубь веков»:
Блок 1. (5ч.) «Первобытный мир. Зарождение религии»
Блок 2. (14ч.) «Мировоззрение народов древнего мира: Египет, Малая Азия, Индия, Китай»
Блок 3. (7ч.) «Мифы, перенесенные на небо. Греция»
Блок 4. (8ч.) «Модели мироздания древнего Рима»
1 блок - Первобытные ощущения единства человека и космоса. Анимизм как одушевление окружающего мира. Ритуалы древних людей. Тотемизм. Астрономия начиналась с первых попыток человека разумного определиться в мире при помощи наблюдений за окружающей его природой и самыми яркими ее проявлениями - Луной, Солнцем и звездным небом.
2 блок - наиболее объёмный, он включает в себя 14 тем, так как последовательно рассматривает каждую страну с 3-х ракурсов:
· Религия (пантеон)
· Наука (астрономические открытия, каждой цивилизации, календарь)
· Мировоззрение (понимание себя в мире, объяснение этого мира)
3 блок - Отношения Человек и Космос, лежащие в основе одноименного курса, рассматриваются на материале древнегреческих представлений. Причём под Космосом мы подразумеваем, как и древние греки, весь, окружающий человека мир, обладающий душой и разумом и находящийся в гармонии, а не только межпланетную и околоземную среду, которая находится за пределами атмосферы Земли. В этом блоке сформулирован переход от мифологического к научному объяснению мира, – то есть объяснение мира из него самого. Учащиеся решают вопрос «Как устроен Космос древних греков?» и делают выводы соответствующие важным теоретическим догмам античной астрономии.
4 блок – Этапы развитие религиозных представлений римлян:
· Абстрактная религия
· ,заимствования из других пантеонов
· , возникновения христианства.
Гай Юлий Цезарь -.реформирование календаря. в 46 г. до н. э.
Планируемый результат:
1. прохождение пути превращения мифологического сознания в научное.
2. овладение умением анализировать различные явления, связанные с человеческим мировоззрением и вырабатывать собственную критическую оценку на основе сравнения культур разных народов;
3. формирование умений использовать в самостоятельной работе различные источники: фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.;
4. выработка умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности; систематизировать тематический материал для нахождения связей между частным и общим;
5. формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения;
6. формирование умений работы в коллективе, активизация детского творчества через разнообразные формы организации урока, в том числе коллективное выполнение заданий.
Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития.
Курс «Человек и Космос » в средней школе должен преподаваться максимально наглядно и занимательно:
· использование различные средства обучения (демонстрационные таблицы, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.);
· Выполнение аналитических и креативных заданий в группах;
· Выполнение индивидуальных творческих заданий
Формы контроля и диагностики
Деятельностный подход, лежащий в основе данного курса предполагает и безотметочную систему оценивания. Мониторинг проводится с помощью системы критериев из нескольких составляющих учитывающих разные виды деятельности, которые позволяют увидеть и оценить индивидуальную успешность учащихся.
Усвоение материала курса определяется с помощью тестирования, в котором результат обозначен уровнем успешного усвоения материала (в баллах, и в процентном соотношении).
Тематическое планирование курса «Человек и Космос»
Блок |
Тема |
Кол.-во часов |
Формы работы |
контроль |
дата |
Первобытный мир. Зарождение религии |
Введение в предмет Мир. Вселенная. Космос.
|
1 |
лекция Работа в группах |
|
|
Представления первобытных людей о мире. Анимизм |
1 |
лекция
|
|
|
|
Ритуалы древних людей. Тотемизм |
1 |
Индивидуальные задания |
|
|
|
Древняя Астрономия. Стоунхендж |
1 |
Работа в группах |
|
|
|
Итоговое занятие по теме |
1 |
учебно-познавательная игра |
конкурсные задания
|
|
|
|
Кол-во часов по теме |
5 |
|
|
|
Мифы, перенесенные на небо.
|
Введение в тему |
1 |
Работа в группах |
. |
|
Египетский пантеон. Мифы и легенды |
1 |
лекция
|
Задание 1
|
|
|
Египетский календарь |
1 |
Составление схем |
Задание 2
|
|
|
Астрономия и религия древних египтян |
1 |
лекция
|
Задание 3
|
|
|
Шумеро аккадский пантеон |
1 |
Составление сопоставительных таблиц |
Задание 1
|
|
|
Боги и планеты |
1 |
Работа с карточками |
Задание 2
|
|
|
Вавилонский календарь. Наблюдение затмений. Сарос |
1 |
лекция
|
Задание 3
|
|
|
египетский и шумерский пантеоны. Сходства и различия |
1 |
составление сравнительной таблицы |
проверочная работа |
|
|
Индуистская мифология главная триада. |
1 |
Лекция
|
Задание 1
|
|
|
Ситхаратха Гаутама (Будда). Буддизм |
1 |
Составление конспекта
|
Задание 2
|
|
|
Китайская мифология |
1 |
Лекция
|
Задание 1
|
|
|
Конфуций и Конфуцианство |
1 |
Лекция
|
Задание 2
|
|
|
подготовка к предъявлению мини-исследований |
1 |
изготовление экспонатов, костюмов. |
|
|
|
Итоговое занятие по теме |
1 |
предъявление мини исследований |
самооценка |
|
|
|
Кол-во часов по теме |
14 |
|
|
|
Модели мироздания Греции |
Введение в тему |
1 |
Работа в группах |
|
|
Греческая Мифология. Происхождение мира |
1 |
Работа в группах Создание схемы |
Схема «Греческий пантеон» |
|
|
Мифы о Зевсе. Созвездие Козерог, Созвездие Лебедь |
1 |
Работа в группах Создание презентации |
Кроссворд 1 |
|
|
Осенне-летний треугольник. Созвездия Орел. Лира |
1 |
Работа в группах |
Кроссворд 2 |
|
|
Мифы о Геракле. Созвездие Геркулес. Созвездие Лев. |
1 |
Работа в группах Работа с мультфильмом |
|
|
|
Малая и Большая медведица. Созвездие Орион. |
1 |
Работа в группах Создание презентации |
Кроссворд3 |
|
|
Итоговое занятие по теме |
1 |
учебно-познавательная игра |
конкурсные задания
|
|
|
|
Кол-во часов по теме |
7 |
|
|
|
Модели мироздания древнего Рима |
Введение в тему |
1 |
Работа в группах |
|
|
Мифология древнего Рима |
1 |
Лекция. |
Создание объемной модели |
|
|
Римский пантеон |
1 |
Работа в группах |
|
|
|
Боги и планеты |
1 |
Работа с карточками |
|
|
|
Римская и греческая мифология. Сходства и Различия |
1 |
Работа в группах |
проверочный тест |
|
|
Римский календарь |
1 |
лекция |
|
|
|
Римские боги в названиях дней недели |
1 |
Работа с карточками |
|
|
|
|
Итоговое занятие |
1 |
учебно-познавательная игра |
Конкурсные задания |
|
|
Кол-во часов по теме |
8 |
|
|
|
Общее количество часов |
34 |
|
|
|
Используемая литература:
1. «Мифологический словарь» под редакцией Е.М.Мелетинского. Москва 1991г;
2. «Энциклопедический словарь юного астронома» под редакцией Ерпылева Н.П. Педагогика 1980г.
3. А.Ф. Лосев «Мифология греков и римлян» Мысль 1996г.
4. М. Мамардашвили «лекции по античной философии» Аграф 1998г.
5. Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. «Планета Земля» Интерпракс 1994г.
6. А.В. Вильвовская «Человек и Космос» Наука 1994г.
7. В.П. Цесевич «Что и как наблюдать на небе» Наука 1973г.
8. В.Горьков, Ю.Авдеев «Космическая азбука» Детская литература 1984 г.
9. Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах» Педагогика 1981г.
10. С. Куликов «Нить времен». Малая энциклопедия календаря. Наука 1991г.
11. И.Шустова «Теперь я знаю…» Детская литература 1994г.
12. М. Лэнгли «Религия» Слово 2000г
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.