Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
06.12.2017
Цель программы :
Выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
• изучение природы детской одаренности;
• выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
• создание базы данных в рамках Программы;
• внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
• организация совместной работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2, Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского творчества», Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» и прочих учреждений по поддержке одаренности в рамках социального взаимодействия;
• развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
Программа для обучающихся 1-4 классов. Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
ПРОГРАММА Всезнайка.docx
ХантыМансийский автономный округ – Югра, г. ПытьЯх
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
628380 ХантыМансийский автономный округ – Югра, город ПытьЯх
микрорайон 1 «Центральный», дом 14а, корпус 1
Муниципальный конкурс образовательных программ
для одарённых детей в системе дополнительного
образования
Номинация «Научный прорыв»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Всезнайка»
Направленность: общеинтеллектуальная
Категория участников: 610 лет
Срок реализации: 4 года (14 классы)
Авторы: Рачковская Людмила Петровна, учитель начальных
классов, первая квалификационная категория;
Умпелева Наталия Юрьевна, учитель начальных
классов, первая квалификационная категория
Год разработки: 2014 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Оглавление
Программа работы с одаренными детьми «Всезнайка», предназначенная для
обучающихся 1-4-х классов и рассчитана на 4 года......................................................5
Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой
«Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического
пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.. 5
Нормативно-правовое обеспечение................................................................................5
2 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Паспорт Программы
Цель
программы
Задачи
программы
Участники
программы
Сроки
реализации
Масштаб
Этапы реализации
программы
Ожидаемые
результаты
Выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей,
повышение социального статуса творческой личности.
выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых
изучение природы детской одаренности;
детей, так и способных, создание условий для развития
творческого потенциала личности таких школьников;
создание базы данных в рамках Программы;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
организация совместной работы Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы №2, Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования "Центр детского творчества»,
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Детская школа искусств» и прочих
учреждений по поддержке одаренности в рамках социального
взаимодействия;
развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего
потребности, интересы детей;
педагоги,
специалисты службы сопровождения школы,
административноуправленческий аппарат; обучающиеся МБОУ
СОШ №2, родители (законные представители), социальные партнёры
4 года (сентябрь 2014 – июнь 2018 г.)
Программа реализуется в рамках МБОУ СОШ № 2
I этап – организационный, августсентябрь 2014
II этап – деятельностный, октябрь 2014 май 2018 года
III этап – аналитический, май 2018 июнь 2018 года
Для обучающихся:
К концу учебного года должны показать не только высокий уровень
усвоения материала, но и проявить способность применять знания в
нестандартной ситуации.
К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться
самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать,
анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые
закономерности.
3 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и
более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми
понятиями.
Научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей
между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок
следования, противоположность, наличие тех или иных
функциональных отношений, часть и целое.
К переходу в среднее звено у обучающихся должна сформироваться
способность к запоминанию и воспроизведению смысла. Существа
материала, доказательств, аргументации, логических схем,
рассуждений.
Школьник должен научиться правильно ставить цели для запоминания
материала.
В целом за период обучения ребёнка в начальном звене школы у него
должны сформироваться следующие качества: произвольность,
рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить
программу кружка «Умники и умницы», у него должны быть
сформированы основные компоненты учебной деятельно
Для педагогов:
1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой
одарённостью.
2. Создание системы работы с одаренными детьми.
4. Разработка и апробация новых образовательных программ для
работы с одаренными детьми.
5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными
детьми.
4 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
1.Пояснительная записка
Программа работы с одаренными детьми «Всезнайка»,
предназначенная для обучающихся 14х классов и рассчитана на 4 года.
Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» составлена
в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе программы развития
познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой,
И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием
методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва:
РОСТ книга, 2011 г.
Нормативноправовое обеспечение
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован
в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
Законом Ханты – Мансийского автономного округа Югры «Об образовании в
ХантыМансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68оз;
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст
России от 04 февраля 2011 г. N 19707).
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст
России от 12 декабря 2011 г. № 22540).
Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №
1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г.
№ 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства от
6 октября 2009 г. № 373»;
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
5 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. №
189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер
19993) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29 июля 2011г. №85 (зарегистрированы министерством
юстиции РФ 15 декабря 2011г., регистрационный номер №22637), от 24 ноября
2015г. №81 (зарегистрированы министерством юстиции РФ 18 декабря 2015г.,
регистрационный номер №40154);
Письмо Департамента образования и молодежной политики ХантыМансийского
автономного округа – Югры от 01.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной
деятельности».
Связь с другими программами
Элементы данной программы присутствуют в таких разделах
государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика»,
«Литературное чтение», «Русский язык».
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных
классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных
процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более
эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой
и расширение познавательных возможностей детей.
На основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память,
устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение,
быстрота реакции.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку
развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и
интересным.
Занятия по программе создают условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у
него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Отличительными особенностями программы являются:
Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
6 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Цель данной программы: выявление, обучение, воспитание и поддержка
одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся
на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества:
фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных
ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в
основе творческого мышления.
Цели работы с одаренными детьми:
выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а
также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачок в развитии их способностей;
самореализации обучающихся в соответствии со способностями через
оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального
образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций
Задачи программы:
изучение природы детской одаренности;
выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и
способных, создание условий для развития творческого потенциала личности
таких школьников;
создание базы данных в рамках Программы;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
организация
совместной работы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2,
Муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного
образования детей "Центр Детского творчества", Муниципального бюджетного
образовательного
образования
«Детская школа искусств» и прочих учреждений по поддержке одаренности;
дополнительного
учреждения
развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности,
интересы детей;
формирование банка данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными обучающихся;
формирование положительной мотивации к учению у обучающихся творческая
самореализация выпускника начальной школы;
обеспечение преемственности в работе между уровнем начальной школы и
уровнем средней школы;
7 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся,
умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь,
энциклопедия, взрослый человек);
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов
ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных
объектов;
устанавливать аналогии;
владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность
своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы,
замещаемой предметной действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности,
намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как
гражданина России, любящего свою родину;
чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю,
осознающего
ответственность за судьбу России;
осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической
принадлежности;
Умения:
8 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать
промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать
критерии оценки;
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей , родителей и других
людей;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения
нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с
целью выявления достижений и трудностей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч.,
несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
9 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать,
доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы
деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к
собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение
предметного содержания и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий;
Принципы работы педагога с одаренными обучающимися:
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип научности;
принцип индивидуализации
(гибкое приспособление воспитательно
образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого
педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных
маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции
хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при
минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
10 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей
и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и
состояния здоровья;
2. Модель работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы
с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными
o
детьми:
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
внедрение передовых образовательных технологий;
укрепление материальнотехнической базы;
нормативноправовое обеспечение деятельности;
формирование банков данных по проблеме одарённости.
o
повышение профессионального мастерства педагогов;
организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
научнометодическое и информационное обеспечение программы.
o
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях
различного уровня (олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы,
фестивали, соревнования, выставки).
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
Главные принципы реализации программы.
наличие богатой предметноразвивающей среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к
ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости,
поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностноориентированной воспитательнообразовательной системы,
включающей в себя развивающие программы по различным направлениям
детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные
особенности ребенка;
введение системы психологопедагогического мониторинга, направленного на
выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и
приемов, игровых технологий;
11 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно
ролевых играх, выставках детского творчества;
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
научность образования и воспитания;
индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
применение принципов развивающего обучения;
интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития;
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной
работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного,
муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения «Всезнайка»;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными
детьми.
Формы работы с одаренными обучающимися.
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
проектная деятельность;
интеллектуальные игры, викторины;
ведение детских портфолио;
Методическая работа педагога:
самообразование;
повышение профессионального мастерства;
взаимопосещение занятий;
участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
мастерклассах, заседаниях МО;
12 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
проведение открытых уроков, мероприятий;
подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
занимательнопознавательные мероприятия с обучающимися объединения
«Всезнайка».
Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории,
родительские собрания, педагогический всеобуч родителей, анкетирование,
посещение занятий.
Родительское собрание на тему «Расширение кругозора обучающихся
посредством чтения научнопознавательной литературы».
Цель: выявление индивидуальных способностей детей.
Диагностика
№
п/п
1
2
3
4
5
Вид диагностики
1 класс
Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи,
стиль семейного воспитания.
Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)
Диагностика интересов ребенка (родителями)
Диагностика одаренности детей (родителями)
Диагностика общей одаренности (учитель)
+
+
+
+
+
3.Этапы реализации
I этап. Диагностикопрогностический
1. Создание
банка данных по одарённым детям;
банка творческих работ обучающихся;
банка заданий повышенной сложности;
рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
творческих конкурсов, олимпиад, научнопрактических конференций;
внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
организация активной системы научноисследовательской деятельности
обучающихся;
13 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
активное использование в проектной деятельности.
активное участие в классных, школьных, муниципальных, региональных,
федеральных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах)
III этап. Констатирующий.
оформление портфолио;
внедрение в практику рейтинга обучающихся.
4. Методические требования к организации и практической реализации
программы
1.1. Реализация ФГОС НОО (Приказ зарегистрирован Минюстом России
22.12.2009, рег. № 17785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»)
1.2. Организация необходимой психологопедагогической работы среди родителей
способных обучающихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с одарёнными детьми.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому
уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских,
всероссийских
олимпиадах,
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно
практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение тестов, анкетирования обучающихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих
отчетов.
5. План мероприятий по выполнению программы.
№ п/п
1.
Мероприятия
Диагностика одаренных детей
\\192.168.25.9\all\20152016 учебный
год\ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Приложение 1
Сроки
сентябрь – октябрь
ежегодно
14 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Составление плана работы с одаренными детьми
на учебный год
Составление индивидуальной программы
обучения:
разработка планов индивидуальной работы с
детьми;
проведения занятий с детьми;
отработка форм, методов, приёмов работы;
создание мониторинга результативности работы
с одарёнными детьми;
\\192.168.25.9\all\НАЧАЛЬНЫЕ
КЛАССЫ\Мониторинг участия в олимпиадах
Подбор заданий повышенного уровня сложности
для одаренных детей
Создание в учебных кабинетах банка
дидактических материалов повышенного уровня
сложности.
Составление индивидуальных карт на одаренных
детей
Организация и проведение школьных олимпиад.
Участие в муниципальных, окружных,
всероссийских олимпиадах
Приложение 5
Декада начальных классов «Радуга»
http://school2py.edusite.ru/
10. Анализ и корректировка результативности и
11.
выполнения программы «Одаренные дети»
Распространение опыта работы с одаренными
детьми
http://school2py.edusite.ru/
https://infourok.ru/
12. Издание сборников творческих работ учащихся
по итогам научнопрактических конференций,
конкурсов детьми http://school2p
y.edusite.ru/p54aa1.html .
Размещение на школьном сайте материалов по
13.
август, ежегодно
постоянно
в течение года
в течение года
в течение года
ежегодно согласно
графика
ежегодно
ноябрьдекабрь
май,
ежегодно
постоянно
Постоянно, по
возможности.
Ежегодно
15 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
работе с одаренными детьми http://school2p
y.edusite.ru/p54aa1.html .
Размещение на школьном сервере
\\192.168.25.9\all\20152016 учебный
год\ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА\Дополнительное
образование\ПРОГРАММЫ ДОП
ОБРАЗОВАНИЯ\Всезнайка;
Литература для учителя
1) Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей/Методическое пособие 1 4классы. М.: РОСТ
книга.
2) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов «Развитие логического мышления детей?»
Ярославль «Академия развития», 2007 г.
3) Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.:
АСТПресс, 1999.
4) А.Э. Симиновский «Развитие творческого мышления детей». Ярославль
«Академия развития», 2007 г.
5) Дубинина В.В. «Логика». Казань, 2002 г.
6) Л.В.Черемушкина «Развитие внимания детей» Ярославль «Академия
развития», 2007 г.
7) А. О. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва, «АСТПресс», 2008 г.
8) Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук) – Ярославль
«Академия развития», 2010 г.
9) Сборник программ для начальной школы. Система «Планета Знаний»,
издательство «АСТПресс», 2008 г.
10) Задания школьных олимпиад: 14 классы. – М.: ВАКО,2009 г. (Мастерская
учителя) Пупышева О.Н.
16 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Литература для обучающихся
1) Я открываю знания. Тетрадь для обучающихся начальной школы по освоению
проектной деятельности.ФГОС, 2014 г.
2) Рабочие тетради для учащихся
3) Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию
познавательных способностей. – М.: РОСТ книга.
4) Мастерская речевого творчества. Рабочая тетрадь.
5) Играем, мечтаем, рассказываем, 2013 г. Синицын В.
6) Индивидуальные проекты внеурочной деятельности.
Тетрадь, 2014 г. Коннова Е.Г.
7) Обучающие тесты. Интеллектуальный фейерверк.В. Б. Эдигей
8) О. Узорова, Е. Нефёдова Интересные факты о животных. Совершенствуем
технику осознанного чтения.
6. Тематическое планирование внеурочной
деятельности
1 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы «Всезнайка»
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при
поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как
поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
17 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя
учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие
Тематический план
Цель: Развивать умение детей логично рассуждать и продуктивно мыслить.
Задачи:
Сформировать умение выделять свойства предметов, разбивать множество
предметов на подмножества, характеризующихся общим свойством;
№
Умение сравнивать между собой предметы, явления и действия;
Умение обобщать предметы, группировать, выделять части и целое.
Теорети
ческих
занятий
Перечень
разделов и
Количес
тво часов
Содержание
тем
Практи
ческих
занятий
Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному
и заданному основанию
1. Вводное
занятие.
Тест
Знакомство с программой, с
целями, с темами занятий.
Выявление уровня развития
1
0,5
0,5
18 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
способностей
2. Знаете ли вы
себя. Составь
свой портрет
3
5
Игры с
геометрически
ми фигурами
6
7
Вижу
запоминаю
8 В сказочном
городе. Бегите
ко мне.
9 Братцы –
кролики.
Живые группы
10 Собирайка.
«Волшебные
кляксы»
на
Программа «Всезнайка»
восприятия,
памяти и
Простые
внимания,
воображения,
мышления.
интеллектуальные игры.
Развитие концентрации
внимания.
Графический диктант.
Ответы на вопросы о
строении
человеческого
тела. Практическое задание:
показать
себе
спрашиваемые части тела.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Игры с геометрическими
фигурами: цвет,
форма,
размер,
величина.
Объединение по группам.
задание:
Практическое
вырезание
фигур,
придумать свой вариант
объединения предметов.
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Практическая игра
Объединение предметов по
признакам.
Игра на развитие внимания.
Практическое
задание:
изобрази животное.
Объединение предметов по
признакам.
Практическое задание: игра
на умение группироваться
по признаку.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Объединение предметов по
1
3
2
1
1
1
0,5
0,5
2
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
19 11 Подбери
картинки.
Составь пары
12 Домино
Логический
поезд
Логические
задачи.
13
14
15
16
17 Конкурс
эрудитов.
18 Найди
пирамидку.
Забей гвоздь.
19 Продолжи
логический
ряд.
Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
тематическому признаку.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Объединение предметов по
тематическому признаку.
зрительной
Тренировка
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
аналитических
способностей и способности
Объединение
рассуждать
предметов
по
тематическому признаку.
Тренировка
зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
аналитических
способностей и способности
рассуждать Упражнения на
развитие логической связи.
Проектная
работа:
составить свой «логический
поезд»
Упражнения на развитие
связи.
логической
Творческая
работа:
придумать задачу.
Развитие
аналитических
способностей и способности
рассуждать Упражнения на
развитие
логического
мышления.
Исследовательская работа:
«если», «то»
Наблюдение, обобщение.
Посредством зрения и
логики
продолжить
ряд.
предложенный
1
1
2
2
1
1
1
0,5
10,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
20 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
20 Назови одним
словом.
21 Найди общий
признак.
Загадочный
ряд.
22 Догадайся и
дорисуй.
23 Что лишнее и
почему?
24 Найди
логическую
пару.
25 Что сначала,
что потом?
Программа «Всезнайка»
Тренировка
зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка слуховой
памяти
Развитие мышления
диктант
Графический
Объединение предметов по
признаку и его название.
Тренировка
зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Проанализировать данные
предметы и назвать признак.
Практическая
работа:
придумать свой признак
объединения предметов.
Тренировка слуховой
памяти
Развитие мышления
Графический диктант Найти
правило по которому
объединены предметы и
нарисовать недостающий
предмет.
Найти правило по которому
объединены предметы и
найти лишний
предмет.
Проанализировать данные
предметы и назвать признак.
Найти логическую связь
предметами.
между
Проектная
работа:
придумать и нарисовать
свою пару.
Развитие концентрации
внимания. Развитие
мышления.
Графические
диктанты
Разложить карточки по
порядку и объяснить,
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
21 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Творческая
самостоятельно
почему так.
работа:
составить свою схему.
Наблюдение и классификация по самостоятельно найденному
и заданному основанию.
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
По
признаку,
ряд.
работа:
отдельных
Самоконтроль.
Развитие слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический
диктант.Определить какой
предмет в коробочке.
Развитие слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
данному
продолжить
Творческая
рисование
предметов для игры.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический
диктант
Земля, вода, воздух, какие
животные живут на суше, в
воде, в воздухе.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант Игра.
Проектная
работа
совместно с родителями:
придумать
продолжение
игры.
26 Шумящие
коробочки.
Корешки и
вершки.
27 Поиск по
признакам.
Раздели по
группам.
28 В мире
животных.
29 Так бывает
или нет?
30 Что это?
Загадки.
Наблюдение, обобщение.
Самоконтроль.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графические
диктанты.
Назвать предмет по его
признакам.
Исследовательская работа.
(Виды загадок,
формы,
1
0,5
0,5
22 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
31 Назови одним
словом.
Лишнее слово.
32 Конкурс
«Всезнайка».
33 Природа и
предметный
мир. Истина
или ложь. Тест
достижений.
назначения и т.д.)
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
диктанты.
Графические
Назвать предмет по его
признакам.
Практическая работа: из
предложенных предметов
найти лишнее и объяснить
почему.
Применение полученных
знаний
Выявление уровня развития
восприятия,
внимания,
памяти и
воображения,
мышления на
конец
учебного года.
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
2 класс
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения программы «Всезнайка»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются
формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.
Познавательные УУД:
23 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным
понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые
выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинноследственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
задавать вопросы;
Тематическое планирование
Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе
интеллектуального потенциала.
Задачи:
Способствовать развитию умственных действий ( анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация др.;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
№ Перечень
разделов и
тем
Содержание
1
Вводное
занятие. Тест
способностей.
Знакомство с программой, с
целями, с темами занятий.
Интеллектуальные игры.
Коли
честв
о
часов
1
Теорети
ческих
занятий
Практиче
ских
занятий
0,5
0,5
24 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
а
Программа «Всезнайка»
Каждое занятие начинается с
разминки,
затем
выполняются задания. Данное
занятие
посвящено
литературным
произведениям.
Назвать
авторов, объяснить название
произведения и др.
По отрывку вспомнить
сказку. Найти лишнего героя
из
определенного
произведения. Сравни сказки.
Исследовательская работа:
что общего в сказках,
особенность сказок, начало,
конец сказок.
2
3
Литературная
викторина.
«Литературны
й бой»
4
Сказка.
«Сочини
сказку»
5
В мире слов.
6
7
8
9
Растения.
Растения
моего края.
Овощи.
Фрукты.
Ягоды.
Лото»
«
Логические
задачи.
«Мой
Найти общее определение,
скажи подругому, с каким
предметом ассоциируется,
подбери подходящее по
смыслу слово. Творческая
работа: составление загадок.
Найди логическую связь и
скажи одним
словом.
Объясни название растения.
Упражнения на развитие
памяти. По признаку назвать
растение.
Закончи рифму. Объедини
слова в пары, объясни выбор.
По признакам назови
предмет. Творческая работа:
опиши предмет.
Упражнения на развитие
логической
и
мышления.
Компьютерные
связи
2
1
1
1
0,5
0,5
1
1
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
25 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
компьютер»
10 Явления
природы.
11 Животный
мир.
« Зоопарк»
12 Домашние
животные.
13 Птицы.
14 Урок
творчества.
15 Человек и его
дело.
слов,
игры.
цепочки.
Ассоциативные
Разгадывание
загадок.
Упражнения на развитие
внимания. Творческая работа:
продолжи песенку.
Назови одним словом группу
предметов.
Раздели по
признаку. Кто где живет.
Практическая работа: составь
чтобы
цепочку
последняя
буква
предыдущего слова являлась
первой последующего.
Упражнения на развитие
мышления.
логического
Слуховая
зарядка.
Творческая
работа:
разгадывание загадок.
Ассоциативная
Развитие
мышления,
способностей.
работа: лепка птиц.
Групповая работа с
матрицами. Развитие
логического мышления.
Проектная работа:
составление игр.
Обучение поиску
закономерностей.
Развивать речь,
умение
высказывать и обосновывать
свои
рассуждения.
Произведения о профессиях.
Найдите
между
словами.
связь.
образного
творческих
Творческая
связь
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
26 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
16 Семья.
17 Мир
предметов и
вещей.
18 Математическ
ий олимп
19 Вещи вокруг
нас.
20 В
знаков
стране
21 Игра. Спорт.
внимания.
Программа «Всезнайка»
Решение простых логических
задач. Разложи картинки по
порядку и составь рассказ.
Развитие
творческих
Проектная
способностей.
работа
совместно
с
родителями: моя семья
Развитие речи.
Подбери
подходящие по смыслу слова.
Назови предметы, которые
обладают
определенными
свойствами.
Тренировка
Совершенствование
мыслительных операций.
Решение простых логических
задач. Разложи картинки по
порядку и составь рассказ.
Развитие
творческих
способностей
Применение
предмету математика.
Назови одним словом.
Предмет из предмета, путем
удаления составной части.
Практическая
работа:
ассоциации.
Тренировка
Совершенствование
операций.
мыслительных
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Развивать
последовательного
рассуждения.
комбинаторных задач
Кто есть кто? Подбери пару.
знаний по
Решение
внимания.
умение
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
27 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
22 Транспорт.
23 Родной край.
24 Урок
творчества.
25 Человек и его
поступки.
26 Разноцветный
мир.
27 Ориентировка
во времени.
28 Форма.
Направления.
«Перепутанны
е линии»
29 Количество и
счет.
Величина.
Программа «Всезнайка»
работа:
разных
какому
речи.
Скажи
Решение
Практическая
разучивание новых игр.
признаку
По
Развитие
объединили?
образного мышления: на что
похож предмет? Творческая
работа: продолжи рифму.
Формирование умственных
действий: анализ, обобщение
Исследовательская
и др.
произведения о
работа:
Родине,
рисунки,
фотографии, эссе.
Составление
лабиринтов.
Развитие
наоборот.
логических задач.
Знакомство с цветами:
вишневый,
салатный,
ореховый, васильковый и др.
творческая
работа:
волшебные кляксы.
временного
Развитие
Назови одним
мышления.
словом.
Практическая
работа: решение ребусов,
логических задач.
Развитие мышления. Раздели
квадрат на равные части
разными способами. Назови
противоположные по смыслу
слова.
Развитие образного
мышления. На что похоже.
Тренировка
зрительной
памяти. Совершенствование
операций.
мыслительных
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
28 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
«Заметь и
запомни»
30 Ото всюду обо
всем.
Экологически
е проблемы
своего края.
31 Буквы.
Завершение
рассказа.
32 Школа.
33 Конкурс
«Всезнайка».
34 Итоговое
занятие. Тест
достижений.
работа:
проблемных
Программа «Всезнайка»
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Развитие внимания и памяти.
Математические
задачки.
Компьютерные игры.
Тренировка
Совершенствование
мыслительных операций.
Практическая
решение
ситуаций. Отвечай быстро.
координации
Развитие
внимания. Слова туда и
обратно. Волшебные буквы.
Творческая
работа:
придумать ребус.
Продолжи закономерность.
Расшифруй.
Применение
знаний
Подвести итоги кружка.
Чему научились? Что умеем?
Что понравилось? и.т.д.
полученных
внимания.
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
метапредметным и предметным
3 класс
Требования к личностным,
результатам освоения программы «Всезнайки»
В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
29 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование
следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей,
сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Тематическое планирование.
Цель: Развивать абстрактное мышление
Задачи:
Способствовать развитию методов мышления: индукции и дедукции, обобщении
и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации,
абстрагирования, аналогии;
30 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и
убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую
информацию.
№
1.
Перечень
разделов и
тем
Вводное
занятие. Тест
способностей.
2
Такие разные
задачи
3
Что
анализ?
такое
4
5
Слушаю
запоминаю.
Вижу знаю.
Содержание
умение
внимания.
Знакомство с программой, с
целями, с темами занятий.
Выявление уровня развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти и
мышления. Интеллектуальные
игры.
Тренировка
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Развивать
последовательного
рассуждения.
комбинаторных задач
Развитие
концентрации
внимания. Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие умения решать
задачи
нестандартные
Развивать
умение
последовательного
рассуждения.
комбинаторных задач
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка зрительной
Решение
Решение
Коли
чество
часов
1
Теоре
тических
занятий
0,5
Практи
ческих
занятий
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
31 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Коллективное принятие
матрицы:
недостающий
Программа «Всезнайка»
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Групповая работа с матрицами.
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей.
решения.
Графические
изобрази
предмет.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Графические диктанты
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование
воображения
Развитие нагляднообразного
мышления. Ребусы. Шарады.
Игры со словами.
Применение
знаний по
предмету русский язык,
математика.
Составление
ребусов, шарад, игр.
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
6
7
8
9
Командные
игры
Зрительно
пространствен
ные тесты
Вижу, слышу
– запоминаю.
Вижу, слышу,
анализирую.
10 Вижу, слышу,
анализирую.
11 Анализирую,
сочиняю,
загадываю
12. Что
такое
тренажёр?
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
32 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные
задачи
Творческое задание. Каждый
ребенок
составляет
собственные задания для
отработки какихлибо навыков
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Выделение и нахождение
существенных
признаков
предметов.
Компьютерные
игры.
Сочинение стихотворений по
матрице
Творческая
сочинению матрицы
стихотворений по ней.
Творческая
работа:
составление цепочек вида:
мелдоскаучительшкола и
т.д.
Применение
знаний по
предмету литература, русский
язык.
читать
выразительно.
Культура речи. Пишем письмо,
записку,
новое слово,
Составить
поменяв буквы местами.
Творческая работа: придумать
анаграмму.
Тренировка внимания
Учимся
по
и
работа
13 Внимание!
Внимание!
14. Словесные
тесты.
15 Буриме
16 Буриме
17 Цепочки.
18 Сначала было
слово
19 А
Вам
письмо!
Анаграммы.
20
21
22 Внимание!
1
1
1
1
1
1
1
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
33 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Задача.
Числовые
тесты
23
24
25 Такие разные
олимпиады
26 Конкурс
«Всезнайка».
Числовые
ребусы.
27
28
29 Триады.
Логические
задачи
30
33
34 Итоговое
занятие. Тест
достижений.
ряд
с
онлайн
Выполняем
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Найди
закономерность и
продолжи
чисел.
Пропущенные
числа.
Магические треугольники и
квадраты. Проектная работа:
составить свой числовой тест.
Знакомимся
олимпиадами.
пробные задания
Применение
знаний
закономерность и
Найди
чисел.
продолжи
Творческая работа: составить
числовой ребус.
работа:
Творческая
объединение трех предметов,
по одному признаку.
Решение логических задач,
задач на смекалку.
полученных
ряд
Выявление уровня развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти и
мышления на конец учебного
года
2
1
1
2
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
1
1
1
0,5
3
34 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
4 класс
Требования к личностным,
результатам освоения программы «Всезнайки»
метапредметным и предметным
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение
рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются
формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
35 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Тематическое планирование.
Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.
Задачи:
Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем
творческого и поискового характера.
Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и
убеждения;
Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую
информацию.
№ Перечень
разделов и
тем
1 Вводное
занятие. Тест
способностей.
2 Периферическ
ое зрение
3
Читаю,
выделяю,
запоминаю
Содержание
Знакомство с программой, с
целями, с темами занятий.
Интеллектуальные игры.
Восприятие
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
умения решать
Развитие
нестандартные
задачи
Упражнения на увеличение
скорости чтения.
Метод
«Зеленая точка», «Пирамида
«Таблица Шульте».
цифр»,
Практическая
работа:
упражнения по борьбе с
регрессивным движением глаз.
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Коли
чество
часов
1
1
Теорети
ческих
занятий
1
Практи
ческих
занятий
0,5
0,5
1
0,5
0,5
36 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
4
Рефлексивное
и
нерефлексивн
ое слушание.
5 Почему и что
пропало?
Такие разные
олимпиады
Тренинг
«Муха»,
«Стрелка»,
«Счет»
Корректор
6
7
8
9
10
11
Двухцветные
цифровые
таблицы.
работа:
Практическая
упражнения на
развитие
находить главную мысль текста.
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Упражнения на развитие умения
слушать.
Исследовательская
работа: к какой категории
слушателей вы относитесь
(категоричный, рассудительный,
аналитический, сочувствующий)
Упражнения на развитие
восприятия.
Проектная работа: составление
своего рисунка.
Знакомимся
олимпиадами.
пробные задания
онлайн
Выполняем
с
Внимание
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Практическая
работа:
упражнение на развитие умения
концентрировать внимание.
Упражнения на тренировку
продуктивности, устойчивости,
распределения и переключения
внимания. Игра «Корректурное
задание»
Упражнения на тренировку
концентрации
внимания.
Творческая работа: оформление
таблиц.
1
0,5
0,5
1
1
1
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
37 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
12 Подумай,
назови
13 Вербальная
фантазия.
Загадки
14 Исключи
лишнее
15 Методика
«Скульптура»
16 Поиск
аналогов
и
17 Слуховая
зрительная
память.
18 Мгновенное
Живая
фото.
фотография.
Тренировка концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Воображение
Упражнения на развитие
речевого
воображения.
Творческая работа: придумать
рассказ о каком – либо живом
существе. Составление загадок
Совершенствование
Упражнения на
воображения.
развитие
мышления,
установление различных связей
между непохожими предметами.
Совершенствование
воображения.
нагляднообразного мышления.
Творческая работа: упражнения
на развитие фантазии в процессе
лепки.
Совершенствование
воображения. Упражнение на
умение выделять главное,
классифицировать
Развитие
Память
Тренировка слуховой и
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций
Упражнения на развитие
памяти
Разработка в приложении
1(5)
Тренировка зрительной
памяти
Совершенствование
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
38 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
Фигуры.
19 Структурирован
ие. Кодировка.
Ассоциации.
20 Числовой ряд,
звуковой ряд.
Стенография.
Мнемонология.
21
22
23 Устный счет.
24 Конкурс
«Всезнайка».
25 Кубик Рубика
26 Змейка.
Треугольник.
27 Словограммы.
Логогрифы.
мыслительных операций
Упражнения на развитие
памяти.
работа:
Практическая
упражнения на развитие
памяти.
Развитие быстроты реакции,
мышления
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Упражнения на развитие
памяти, на увеличение объема
памяти,
скорость
запоминания.
Проектная
работа: придумать свой шифр.
на
Мышление
Развитие быстроты реакции,
мышления
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Упражнения на развитие
мышления.
Применение
знаний
Упражнения на развитие
наглядно – действенного
мышления.
Практическая
работа: сборка кубика.
Упражнения на развитие
наглядно – действенного
мышления.
Игры со словами. творческая
придумать
работа:
полученных
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
39 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
словограммы, логогрифы.
28 Составь
предложение
29 Триады.
Развивает способности
быстро
устанавливать
разнообразные, иногда совсем
неожиданные связи между
привычными
предметами,
творчески создавать новые
образы
целостные
из
отдельных
разрозненных
элементов.
Упражнения на развитие и
активизацию
мышления.
Проектная работа: составить
триады, защита работы.
Речь
30 Знаю, называю! Игра
для определения
активного словарного запаса.
Игра на объяснение понятия
слова.
Творческая работа:
зашифруй предмет, с помощью
понятий.
Серия картинок, по которым
ребенок должен составить
подробный рассказ.
Компьютерные игры.
Подведение итогов
31 Понятия.
32 Подробное
описание.
33 Интеллектуальн
ые игры.
34 Тест
достижений.
Итоговое
занятие.
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
40 Муниципальный конкурс общеобразовательных программ
для одаренных детей в системе дополнительного образования
Программа «Всезнайка»
41
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Программа для одарённых детей в системе дополнительного образования Номинация «Научный прорыв» " Всезнайка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.