ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Культура речевого общения» предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 часов (занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу).
Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки учащихся к межкультурному общению. В настоящее время в мировом образовательном процессе приоритетную значимость приобретает обучение языку как полноценному и реальному средству общения. В этой ситуации чрезвычайно важным является умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания.
Целью занятий выступает овладение учащимися основами культуры речевого общения на немецком языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил межкультурного взаимодействия и умение учитывать их в своем речевом поведении в различных ситуациях иноязычного общения.
Задачи программы предусматривают формирование у учащихся знаний:
• о наиболее общих особенностях речевого общения на родном и иностранном языках;
• о социальных факторах использования языка (правила вежливости, нормы социального поведения, табу и др.);
• об особенностях невербальных средств общения в изучаемых языках и др.
У учащихся должны быть также сформированы умения:
• строить свое речевое поведение с учетом ситуации общения и характеристик собеседника;
• использовать приобретенный речевой опыт для компенсации пробелов в коммуникации, обусловленных дефицитом языковых средств;
• осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия (обменяться информацией, принять совместное решение) и др.
Программа «Культура речевого общения» предусматривает также реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.
Достижение образовательных целей должно способствовать обогащению индивидуальной картины мира учащихся, осознанию особенностей родной культуры, расширению филологического кругозора, развитию национального самосознания и др.
Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия в условиях диалога культур (уважительное отношение к представителям других культур, толерантность, тактичность и доброжелательность и др.).
Достижение развивающих целей факультативного курса должно способствовать развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.
В связи с тем, что культура речевого общения представляет собой многоплановое и многоуровневое явление, в рамках факультативных занятий основное внимание следует уделять таким значимым ее аспектам, как стилистическая правильность (уместность) высказывания и речевой этикет. В первом случае имеется в виду соответствие используемых языковых средств определенным ситуациям общения (официальным или неофициальным), что соотносится с тремя регистрами: нейтральным, неформальным и формальным. Учитывая этап обучения, а также небольшой объем учебного времени, выделяемого на факультативные занятия, программа предусматривает работу с двумя регистрами - неформальным и формальным. Овладение особенностями формального и неформального межкультурного общения осуществляется в процессе обучения речевому этикету.
Речевой этикет - это совокупность национально-специфических норм речевого и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка. Незнание национальной специфики норм поведения, отраженных в этикете, вынуждает учащихся при встрече с носителем языка опираться на правила и предписания, присущие их родной культуре, следствием чего являются не совсем корректные речевые поступки и нарушение взаимопонимания.
Обучение речевому этикету в рамках факультативных занятий предполагает развитие у учащихся определенных умений и навыков, к числу наиболее значимых относятся:
1) умение правильно определять культурную коннотацию высказываний собеседника;
2) умение выбирать адекватную речевую формулу с учетом ситуации общения;
3) навыки владения нормами неречевого поведения (адекватное понимание национальной специфики жестов, мимики, телодвижений; правильный выбор дистанции для общения и др.).
Обучение культуре речевого общения, в частности речевому этикету, целесообразно проводить с учетом трех основных этапов: ознакомление, тренировка и применение.
На этапе ознакомления учащимся предъявляются аутентичные образцы речевого поведения в типичных ситуациях межкультурного общения в стране изучаемого языка, представленные с помощью печатных текстов, аудио- и видеозаписей. Они знакомятся с правилами социально приемлемого речевого и неречевого поведения на основе памяток, рекомендаций, лингвострановедческих комментариев.
Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации и предусматривающих осуществление речевых действий с различной функциональной направленностью и стилистической окраской. На данном этапе эффективно использовать обучающие тесты, содержащие не только ключи, но и краткие комментарии, поясняющие, почему тот или иной вариант ответа является ошибочным, не аутентичным. Задания в тестах могут включать: выбор правильного варианта формулы речевого этикета согласно официальной/неофициальной ситуации общения; соотнесение высказываний, принадлежащих к разным регистрам (формальному и неформальному), но реализующим одну и ту же функцию; заполнение пропуска адекватной репликой и др.
Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи исходя из самостоятельной ориентировки в условиях речевого общения. На этом этапе также могут использоваться тесты, но уже контролирующего характера.
Содержание обучения организуется исходя из сфер общения и их предметно-тематического содержания, определяемых государственным стандартом общего среднего образования и учебной программой по иностранным языкам для данного этапа обучения. В содержании занятий представлены типичные ситуации этикетного общения, основные коммуникативные задачи и речевые функции, реализуемые в ходе общения.
Ожидаемые результаты
По окончании занятий учащиеся должны овладеть основами использования изучаемого языка как средства межкультурного общения с учетом национально-специфических норм речевого и неречевого поведения в стандартных ситуациях общения. У школьников должен быть развит комплекс умений, позволяющих им успешно вступать в речевой контакт с носителем изучаемого языка и культуры, поддерживать и завершать общение, используя аутентичные речевые формулы соответственно официальной / неофициальной ситуации речевого взаимодействия и статусу собеседника. Приобретенные учащимися знания, навыки и умения будут способствовать предотвращению возникновения культурных барьеров в общении.
Учебно-тематическое планирование
Тема занятия |
Содержание занятия /Ситуация общения |
Кол-во часов |
Социально -бытовая сфера общения |
Знакомство с зарубежным сверстником/гостем. Обращение за помощью в незнакомом городе. Обсуждение интересов и любимых занятий членов семьи/друзей. В банке / обменном пункте. В кафе / ресторане быстрого обслуживания. Создание творческой презентации. |
2
1
3
1 2
2 |
Учебно-трудовая сфера общения
|
Знакомство со школьными традициями. Посещение школы, класса зарубежного сверстника. Просмотр учебного фильма. Творческая работа по теме. |
2 1
1 2 |
Социально -культурная сфера общения |
Обсуждение книги, литературного /музыкального жанра. Обмен мнениями о любимых писателях / актерах. Планирование выходного дня. Посещения концерта / кинотеатра/театра. Обмен впечатлениями после концерта / фильма/ спектакля. Просмотр фильма на языке (классика немецкого кинематографа). Создание творческой презентации по выбранной теме. |
3
2
1 2
1
2 |
Социально -познавательная сфера общения |
Обсуждение обычаев и национальных традиций страны изучаемого языка. Немецкие пословицы, поговорки, устойчивые выражения. Страноведческая викторина на тему: «Мир вокруг нас». Итоговый творческий проект.
|
3
1
1
2 |
Итого |
35 |
Учебно-методическое обеспечение, использованная литература: |
1. Бим И.Л., Сафонова В.В., Щепилова А.В.. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
2. Афонькин, Ю.Н. Разговорные формулы немецкого языка. М.: Просвещение,1983.-143 с.
3. Архипкина Г.Д., Коляда Н.А. Германия. Обычаи, традиции, праздники, этикет.
Ростов, 2004.
4. Александров А.Д. Германия и немцы. Сборник цитат и афоризмов. М., 2007.
5. Будько А.Ф. Немецкий язык. Минск, 2006.
6. Баркоу Б. Эти странные немцы. М., 2001.
7. Долгих В.Г. Федеративная Республика Германия, М., 1997.
8. Макарова В.Н. Формы внеклассной работы // Иностранные языки в школе.
– 1996. - № 13
9. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. - Практическая методика обучения иностранному языку, М: Издательский центр "Академия", 2005
10. Погадаев В.А. Немецкий язык. Учебное пособие. М.,2001.
11. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам М.Просвещение,1991 год.
12. Шалыгина В.К. Немецкие пословицы и поговорки. – М.: Издательство института международных отношений, 1962.
13. Цветаева Е.Н. История немецкого языка. М., 2004.
14. Якушина Л.З. «Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку» М: Высшая школа,1990
Internet – ресурсы:
1. www.po-nemezki.ru
2. http://www.kikisweb.de/home.htm
3. http://www.goethe.de/ins/hu/bud/lhr/ffs/hbu/bgm/lid/de6735279.htm
4. http://festival.1september.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.