ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 7
Взрослым
13.06.2019
Ямал - уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт традиций, обычаев разных народов. Сегодня он становится всё более заметным в культурной жизни страны. Поэтому сохранение высокого качества ямальской культуры является одним из главных приоритетов культурной политики ЯНАО. Развитие любознательности учеников, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является актуальной задачей. Осуществление программы дает возможность не только закреплять знания и навыки, полученные учащимися на занятиях знакомства с историей и культурой Ямала, но и вовлечь их в творческую, исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на формирование личностных результатов.
Архипова Е.Н._программа ЛИКИ ЯМАЛА.docx
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛиКи ЯМАЛА»
(литература и культура Ямала)
для учащихся 69 классов
Автор:
Архипова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Школа № 2» г. Муравленко
Пояснительная записка
Ямал уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт традиций, обычаев
разных народов. Сегодня он становится всё более заметным в культурной жизни страны. Расширяются
горизонты межрегиональных и международных культурных связей, границы гастрольной и выставочной
деятельности, обмен опытом, научные и информационные контакты. Поэтому сохранение высокого
качества ямальской культуры является одним из главных приоритетов культурной политики и
мощнейшим фактором укрепления политического престижа и социальной стабильности Ямало
Ненецкого автономного округа.
Данная дополнительная образовательная программа ««ЛиКи Ямала (литература и культура
Ямала)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом предметных и
межпредметных связей и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие. При
составлении учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, требования к
содержанию программ внеурочной деятельности.
Развитие любознательности, пытливости учеников, воспитания любви к родному краю, интереса к
познавательной деятельности является важной и актуальной задачей. Осуществление программы дает
возможность не только закреплять знания и навыки, полученные учащимися на занятиях знакомства с
историей и культурой Ямала, но и вовлечь их в творческую, исследовательскую, проектную
деятельность, ориентированную на формирование личностных результатов.
Актуальность. Закон «Об образовании» указывает на то, что содержание общего образования
«должно учитывать национальную культуру и национальнорегиональные культурные традиции
многонационального государства, быть адаптивным к уровням и особенностям развития и подготовки
учащихся». Национальнорегиональный компонент отвечает потребностям и интересам народов нашей
страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и
экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей
в условиях многонационального государства является одним из важнейших принципов государственной
политики в области образования. Содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в
системы мировой и национальных культур, ибо, как сказал Д. С. Лихачев, «вне культуры настоящее и
будущее народов и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную
ценность существования человечества».
Помимо этого, на практикоориентированных занятиях учащиеся приобретают навык
индивидуального, парного, коллективного составления творческой работы, выходят за рамки учебной
литературы, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной
литературой, ресурсами Интернета, вступать в коллективный диалог, аргументировать свою точку
зрения экскурсовода, проектировщика, исследователя. В основе занятий – не только работа с
информационными ресурсами, но и работа, направленная на обогащение активного словаря детей,
развитие коммуникативных навыков. Существующая программа В.Н. Няруя, Вануйто Г.И. «Культура народов Ямала» (Программа
учебного курса для 57 классов. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2006) предусматривает реализацию
национальнорегионального компонента в школах в рамках учебного плана (базовый уровень),
охватывает сведения о географии, растительном и животном мире, климате, культуре и народах ЯНАО.
Предлагаемая программа «ЛиКи Ямала» предполагает углубленное изучение культуры и литературы
жителей Ямала, а также работу над созданием эссе как видом творческой работы, раскрывающей
индивидуальные особенности учащихся и нацелена на подготовку к олимпиадам по краеведению.
Цели: познакомить с культурноисторическими, этнографическими и духовнонравственными
особенностями региона; выработать представления о многообразии этнических культур, развить
толерантное отношение к национальнокультурным различиям, что создаст условия для самореализации
личности в полиэтнической среде; формировать навыки исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
продолжать формирование у учащихся представления о своеобразии литературного процесса на
Ямале; обратить внимание на социальные и этические проблемы жизни;
показать связь биографии писателей с жизнью края, отражение в их творчестве быта, культуры
региона в целом;
научить учащихся понимать своеобразие живописи, декоративноприкладного и музыкального
искусства коренных народов;
углубить понимание общенациональных художественных ценностей, открыть новые аспекты их
содержания;
повысить культурный уровень школьников, приобщить к культурным ценностям народов Ямала.
Предполагаемые предметные результаты:
иметь представление о фольклоре, его жанрах, знать содержание и героев нескольких
сказок и легенд северных народов
называть основные ненецкие и хантыйские божества;
знать известных художников и музыкантов Ямала;
перечислять основные традиционные праздники различных народов Ямала
давать определение мифу и его роли в жизни коренных народов;
знать основных писателей и поэтов коренных народов Ямала и содержание их произведений;
уметь объяснять проблематику произведений писателей Ямала;
уметь характеризовать и сопоставлять героев изученных литературных произведений;
иметь представление об основных видах декоративноприкладного искусства;
определять особенности бытовой культуры коренных народов;
создавать эссе на заданную тему.
Метапредметные результаты:
способность извлекать информацию из различных источников;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
способность определять цели предстоящей творческой, исследовательской деятельности и
последовательность действий;
умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и
жанров;
способность свободно и правильно излагать свои мысли, владеть разными видами монолога и
диалога;
умение выступать перед аудиторией с сообщениями, докладами и пр.;
оценивание достигнутых результатов.
Предполагаемые результаты программы включают следующие формы контроля:
самоконтроль и самооценка;
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам);
тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);
обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в
результате творческой, проектной, исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений,
проектных работ и т.д.).
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Занятия предусматривают следующие формы и
методы обучения: лекции с элементами беседы, презентации работ, поисковая деятельность,
творческие работы (эссе, составление сборников, словарей), миниисследования, виртуальные
экскурсии и т.д.
Сверхзадача: знания и умения, полученные в результате обучения, должны способствовать
воспитанию личности учащегося, как достойного представителя региона, умелого хранителя,
пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; содействовать формированию
познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической культуры, повысить статус образования
как фактора развития региона.
№ Дата
Тема
Колво
часов
Деятельность
учащихся
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1
2,3
46
7,8
9
11
12,
13
14
16
17
18
19
20
21,
22
Языки народов Ямала
различных
праздники
Традиционные
народов Ямала
Фольклор и литература.
Представления о Вселенной. Система
фольклорных персонажей – обитателей
Вселенной. Мифические существа
Малые жанры фольклора – мост из прошлого в
будущее.
Сказки тундры. (Поэзия Л.В. Лапцуя, Н.
Салиндер, Р.Ругина и других поэтов). Мотивы
фольклора. Поэты новой тундры.
Мы – хозяева нашей природы
(поэты Ямала о природе)
Р.Ругина,
А.Неркаги,
как отражение
Творчество
Ю
Литература и традиции.
И.Истомина,
Шесталова, Г. Махмуда
Современные бытовые рассказы народов
Севера
этнической
мирорефлексии
Тема трагического прошлого в литературе
Ямала
Современная журналистика Ямала (обзор
журналов “Ямальский меридиан”, “Обская
радуга”).
Литературные места моего города
Художники Ямала. Сюжеты и замыслы.
Отражение внутреннего мира своего народа,
1
2
3
2
3
2
3
1
1
1
1
2
Составление словаря
ненецких слов
Презентация работ
Проектная работа,
миниисследование
Составление
сборника ненецких,
хантыйских
и
селькупских
пословиц, поговорок,
загадок
Сборник стихов
Создание текстов на
заданную
тему
(групповая
и
индивидуальная
работа)
Презентация
поисковой работы
Творческий проект
Миниисследования
Итоговый тест
Презентации,
интервью
Индивидуальные
сообщения, 23,
24
25,
26
27,
28
29,
30
31,
32
33
34
его духовной культуры. Связь прошлого с
настоящим, фантастического с реальным.
поисковая работа
Музыка и песни Ямала. Песенные жанры
фольклора народов Севера – коллективная
летопись личной и общественной жизни. Песня
как источник изучения культуры народа
Основные музыкальные инструменты, их
функции и употребление.
Декоративноприкладное искусство. Виды
орнамента. Символика
Просветительская деятельность И.С.
Шемановского
Иван Семенович Шемановский
просветитель, благотворитель и этнограф
исследователь
Создание эссе
«История моего края», «История моей семьи в
истории моего народа», «Разрешите вас
познакомить…»
«Экскурсия по музею»
Рецензирование творческих работ
Итоговое занятие.
2
2
2
2
3
1
1
Содержание программы
Индивидуальные
сообщения
Презентация работ
Защита газет
(по группам)
Создание
виртуальной
экскурсии
Творческая работа
Творческая работа
Рецензирование
Тест, эссе
1. Языки народов Ямала. (1час)
Знакомство с понятиями «языковая семья», определение специфику уральской семьи языков
(грамматика, синтаксис)
2. Традиционные праздники различных народов Ямала. (2 часа)
Обряды и праздники как важнейший элемент традиционной культуры народа; связь праздников с
циклами природной и хозяйственной жизни, а также с религиозными представлениями и церковными
установлениями.
3. Фольклор и литература (17 часов)
Единство и неразрывная связь человека и природы, воспитание личностного отношения к
природе как к духовной ценности. Фольклор – обобщение мудрости народа. Малые жанры фольклора:
загадки, пословицы, поговорки, заговоры, заклинания. Сказители сказок у коренных народов.
Собиратели фольклора на Ямале. Этическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к
родному краю). Знакомство с жизнью и творчеством Л.Лапцуя, Р.Ругина, Н.Салиндер. Отношение к
природе коренных народов, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде. Связь
биографии писателя с жизнью края, отражение в его творчестве быта, культуры региона в целом.
Творчество И.Истомина, А.Неркаги, Ю Шесталова, Г. Махмуда (обзор прозаических произведений).
Тема трагического прошлого в литературе Ямала. Актуальность злободневных проблем, волнующих
поэта и читателя. Современная журналистика Ямала (обзор журналов “Ямальский меридиан”, “Обская
радуга”, «Северяне»). Своеобразие литературного процесса на Ямале; социальные и этические
проблемы жизни.
4. Художники Ямала (2 часа)
Приобщение к культурным ценностям народов Ямала. Творчество художников: Р.К.Бекшенева,
М.В.Канева, Н.М Талигиной, Г.Е.Хартаганова, С.Лаврова, Л. Лара. Сюжеты и замыслы. Отражение внутреннего мира своего народа, его духовной культуры. Связь прошлого с настоящим,
фантастического с реальным.
5. Музыка и песни Ямала (2 часа)
Песня как источник изучения культуры народа. Основные музыкальные инструменты народов
Ямала: пензер (барабан), куйп (шаманский бубен), томран (губной инструмент), тор сапал и нарасьюх
(струнные инструменты), полян (дудка), чипсан (свистулька), сярган (деревянная трещотка), курай
(дудка), гармоньтальянка и др. Их функции и употребление. «Музыкальный шаман Ямала» Семен
Няруй. Творчество Елены Лаптандер.
6. Декоративноприкладное искусство (2 часа)
Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент – своеобразный культурный код
коренных народов Ямала. Художественная обработка дерева и кости, изделия из бересты. Виды
орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.
7. Просветительская деятельность И.С. Шемановского. (2 часа)
Иван Семенович Шемановский просветитель, благотворитель и этнографисследователь.
Знакомство с жизнью Шемановского, с его вкладом в развитие нашего края. Миссионерское братство.
Первая публичная библиотека и краеведческий музей в Обдорске.
8. Создание эссе. (6 часов)
Жанровые признаки эссе (подчеркнуто выраженный взгляд автора, свободное владение темой,
открытость жанра). Основные разновидности (философское, литературнокритическое, историческое,
художественное и др.). Требования к написанию. Размышления, выражение своей точки зрения в
творческой работе (в форме эссе), использование изобразительновыразительных средств языка.
9. Итоговое занятие (1 час)
Методическое обеспечение:
1. Учебные пособия:
1.1.Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. / Учебник. 57 классы.
– Тюмень: Издво ИПОС СО РАН, 2002. – 352 с
1.2.Миф – фольклор – литература. – Л.: Наука, 1978. – 252 с.
1.3.Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 57 классы / Составители Ю.И. Попов,
Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Издво ИПОС СО РАН, 2002. – 265 с.
1.4.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документальноэтнографические,
публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в ХХ веке: Учеб. пособие
для ст. кл. общеобраз. учрежд. СПб.: филиал издва «Просвещение», 2004. – 222 с
1.5.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ в.: Пособие для учителей литературы
старших классов. – 2е изд., испр. и доп. СПб.: филиал издва «Просвещение», 2002. 160 с.
2. Энциклопедии
2.1.Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. 10е изд. Л.:
Музыка, 1990. 344с.
2.2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3е изд. М.: «Советская
Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.
2.3 Ямал: Энциклопедия ЯмалоНенецкого автономного округа: В 3 т.; Тюмень: Издательство
Тюменского государственного университета, 2004
3. Периодические издания:
3.1. Альманах «Обская радуга»
3.2. Журнал «Северяне»
3.3. Журнал «Ямальский меридиан»
Истомин И.Г. Живун: Роман, повесть, рассказы. Т.1. – Екатеринбург: Сред.Урал. кн. издво, 1997.
4. Художественные и публицистические тексты, очерки
1.
– 432 с.
2. Лапцуй Л.В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. – Свердловск, 1982.
3. Лапцуй Л.В. Олений бег: Стихотворения и поэмы. – М., 1986. 4. Неркаги А. Анико из рода Ного//Неркаги А.П. Молчащий: Повести. Тюмень: «СофтДизайн», 1996.
– С. 307403.
5. Омельчук А.К. Север с большой буквы: Очерки. – М.: Современник, 1989. – 272 с.
6. Омельчук А.К. Частное открытие Сибири: Каждый сам открывает свою родину. – Тюмень:
Издательство Ю.Мандрики, 1999. – 392 с.
7. Пушкарева Е.Т., Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера (культурноантропологические аспекты) –
СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 390 с.
8. Ругин Р.П. Мелодии полярного круга: Стихи. Том 2. – Екатеринбург: Сред.Урал. кн. издво, 1996. –
288 с.
9. Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.1. – Екатеринбург: Сред.Урал. кн. издво, 1996.
10. Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в
литературном освещении. – СПб.: филиал издва «Просвещение», 2003.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.