ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 7
Взрослым
13.06.2019
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
Ямал - уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт традиций, обычаев разных народов. Сегодня он становится всё более заметным в культурной жизни страны. Поэтому сохранение высокого качества ямальской культуры является одним из главных приоритетов культурной политики ЯНАО. Развитие любознательности учеников, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является актуальной задачей. Осуществление программы дает возможность не только закреплять знания и навыки, полученные учащимися на занятиях знакомства с историей и культурой Ямала, но и вовлечь их в творческую, исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на формирование личностных результатов.
Архипова Е.Н._программа ЛИКИ ЯМАЛА.docx
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6­9 классов  Автор:   Архипова Елена Николаевна,  учитель русского языка и литературы  Муниципального бюджетного  образовательного учреждения   «Школа № 2» г. Муравленко Пояснительная записка  Ямал   ­   уникальный   поликультурный   регион,   хранящий   колоссальный   опыт   традиций,   обычаев разных народов. Сегодня он становится всё более заметным в культурной жизни страны. Расширяются горизонты межрегиональных и международных культурных связей, границы гастрольной и выставочной деятельности, обмен опытом, научные и информационные контакты. Поэтому сохранение высокого качества   ямальской   культуры   является   одним   из   главных   приоритетов   культурной   политики   и мощнейшим   фактором   укрепления   политического   престижа   и   социальной   стабильности   Ямало­ Ненецкого автономного округа. Данная   дополнительная   образовательная   программа   ««ЛиКи   Ямала   (литература   и   культура Ямала)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   планируемых   результатов   основного   общего   образования,   с   учетом   предметных   и межпредметных   связей   и   направлена   на   общеинтеллектуальное   и   общекультурное   развитие.   При составлении   учтены   запросы   и   интересы   участников   образовательного   процесса,   требования   к содержанию программ внеурочной деятельности.  Развитие любознательности, пытливости учеников, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и актуальной задачей. Осуществление программы дает возможность не только закреплять знания и навыки, полученные учащимися на занятиях знакомства с историей   и   культурой   Ямала,   но   и   вовлечь   их   в   творческую,   исследовательскую,   проектную деятельность, ориентированную на формирование личностных результатов.   Актуальность.  Закон «Об образовании» указывает на то, что содержание общего образования «должно   учитывать   национальную   культуру   и   национально­региональные   культурные   традиции многонационального государства, быть адаптивным к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся».  Национально­региональный компонент отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических   особенностей   региона,   национального   (родного)   языка   и   национальной   литературы. Принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства является одним из важнейших принципов государственной политики в области образования. Содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур, ибо, как сказал Д. С. Лихачев, «вне культуры настоящее и будущее народов и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества».  Помимо   этого,   на   практико­ориентированных   занятиях   учащиеся   приобретают   навык индивидуального, парного, коллективного составления творческой работы, выходят за рамки учебной литературы,   учатся   самостоятельно   подбирать   и   анализировать   материал,   пользоваться   справочной литературой,   ресурсами   Интернета,   вступать   в   коллективный   диалог,   аргументировать   свою   точку зрения   экскурсовода,   проектировщика,   исследователя.   В   основе   занятий   –   не   только   работа   с информационными   ресурсами,   но   и   работа,   направленная   на   обогащение   активного   словаря   детей, развитие коммуникативных навыков. Существующая   программа   В.Н.   Няруя,   Вануйто   Г.И.   «Культура   народов   Ямала»   (Программа учебного   курса   для   5­7   классов.   –   Салехард:   ЯНОИПКРО,   2006)   предусматривает   реализацию национально­регионального   компонента   в   школах   в   рамках   учебного   плана   (базовый   уровень), охватывает сведения о географии, растительном и животном мире, климате, культуре и народах ЯНАО. Предлагаемая программа  «ЛиКи Ямала» предполагает углубленное изучение культуры и литературы жителей   Ямала,   а   также   работу  над   созданием   эссе   как   видом   творческой   работы,   раскрывающей индивидуальные особенности учащихся и нацелена на подготовку к олимпиадам по краеведению. Цели:   познакомить   с   культурно­историческими,   этнографическими   и   духовно­нравственными особенностями   региона;   выработать   представления   о   многообразии   этнических   культур,   развить толерантное отношение к национально­культурным различиям, что создаст условия для самореализации личности в полиэтнической среде; формировать навыки исследовательской и творческой деятельности. Задачи:       продолжать формирование у учащихся представления о своеобразии литературного процесса на Ямале; обратить внимание на социальные и этические проблемы жизни; показать связь биографии писателей с жизнью края, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом;  научить учащихся понимать своеобразие живописи, декоративно­прикладного и музыкального искусства коренных народов;   углубить понимание общенациональных художественных ценностей, открыть новые аспекты их содержания; повысить культурный уровень школьников, приобщить к культурным ценностям народов Ямала.  Предполагаемые предметные результаты:   иметь   представление   о   фольклоре,   его   жанрах,   знать   содержание   и   героев   нескольких сказок и легенд северных народов   называть основные ненецкие и хантыйские божества; знать известных художников и музыкантов Ямала; перечислять основные традиционные праздники различных народов Ямала  давать определение мифу и его роли в жизни коренных народов;   знать основных писателей и поэтов коренных народов Ямала и содержание их произведений;  уметь объяснять проблематику произведений писателей Ямала;   уметь характеризовать и сопоставлять героев изученных литературных произведений;    иметь представление об основных видах декоративно­прикладного искусства;  определять особенности бытовой культуры коренных народов;  создавать эссе на заданную тему.  Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность   определять   цели   предстоящей   творческой,   исследовательской   деятельности   и последовательность действий; умение   создавать   устные   и   письменные   тексты   (презентации)   разных   типов,   стилей   речи   и жанров; способность свободно и правильно излагать свои мысли, владеть разными видами монолога и диалога; умение выступать перед аудиторией с сообщениями, докладами и пр.; оценивание достигнутых результатов.           Предполагаемые результаты программы включают следующие формы контроля:      самоконтроль и самооценка; текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам);  тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);  обобщающий   (итоговый)   контроль   в   форме   презентаций   личных   достижений,   полученных   в результате   творческой,   проектной,   исследовательской   деятельности   (самостоятельно подготовленных   энциклопедических   справок,   устных   и   письменных   докладов   и   сообщений, проектных работ и т.д.).  Курс рассчитан  на 34 часа (1 час в неделю). Занятия  предусматривают  следующие  формы и методы   обучения:   лекции   с   элементами   беседы,   презентации   работ,   поисковая   деятельность, творческие   работы   (эссе,   составление   сборников,   словарей),   мини­исследования,   виртуальные экскурсии и т.д. Сверхзадача:  знания   и   умения,   полученные   в   результате   обучения,   должны   способствовать воспитанию  личности   учащегося,   как   достойного   представителя   региона,   умелого   хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; содействовать формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической культуры, повысить статус образования как фактора развития региона. № Дата  Тема Кол­во часов Деятельность учащихся УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 2,3 4­6 7,8 9   ­ 11 12, 13 14 ­ 16 17 18 19 20 21, 22 Языки народов Ямала различных   праздники  Традиционные   народов Ямала Фольклор и литература. Представления о Вселенной. Система  фольклорных персонажей – обитателей  Вселенной. Мифические существа Малые жанры фольклора – мост из прошлого в будущее.    Сказки   тундры.   (Поэзия     Л.В.   Лапцуя,   Н. Салиндер, Р.Ругина и других поэтов). Мотивы фольклора. Поэты новой тундры. Мы – хозяева нашей природы (поэты Ямала о природе)   Р.Ругина,   А.Неркаги,   как   отражение   Творчество   Ю Литература   и   традиции. И.Истомина, Шесталова, Г. Махмуда Современные   бытовые   рассказы   народов Севера этнической мирорефлексии Тема   трагического   прошлого   в   литературе Ямала Современная журналистика Ямала (обзор  журналов “Ямальский меридиан”, “Обская  радуга”). Литературные места моего города   Художники Ямала. Сюжеты и замыслы.  Отражение внутреннего мира своего народа,  1 2 3 2 3 2 3 1 1 1 1 2 Составление  словаря ненецких слов   Презентация работ Проектная   работа, мини­исследование Составление сборника   ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок   Сборник стихов   Создание   текстов   на заданную тему (групповая и   индивидуальная работа) Презентация поисковой работы Творческий проект Мини­исследования Итоговый тест Презентации, интервью Индивидуальные сообщения, 23, 24 25, 26 27, 28 29, 30  31, 32 33 34 его духовной культуры. Связь прошлого с  настоящим, фантастического с реальным.   поисковая работа Музыка   и   песни   Ямала.  Песенные  жанры фольклора   народов   Севера   –   коллективная летопись личной и общественной жизни. Песня как источник изучения культуры народа Основные   музыкальные   инструменты,   их функции и употребление.  Декоративно­прикладное   искусство.   Виды орнамента. Символика Просветительская деятельность И.С.  Шемановского  Иван  Семенович  Шемановский ­  просветитель, благотворитель и этнограф­ исследователь  Создание эссе  «История моего края», «История моей семьи в истории моего народа», «Разрешите вас  познакомить…»  «Экскурсия по музею» Рецензирование творческих  работ Итоговое занятие. 2 2 2 2 3 1 1 Содержание программы Индивидуальные сообщения Презентация работ Защита газет  (по группам) Создание виртуальной экскурсии Творческая работа Творческая работа Рецензирование  Тест, эссе 1. Языки народов Ямала. (1час) Знакомство   с   понятиями   «языковая   семья»,   определение   специфику   уральской   семьи   языков (грамматика, синтаксис) 2. Традиционные  праздники различных народов Ямала. (2 часа) Обряды и праздники как важнейший элемент традиционной культуры народа; связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни, а также с религиозными представлениями и церковными установлениями. 3. Фольклор и литература (17 часов) Единство     и   неразрывная     связь   человека   и   природы,   воспитание   личностного   отношения   к природе как к духовной ценности. Фольклор – обобщение мудрости народа. Малые жанры фольклора: загадки,   пословицы,   поговорки,   заговоры,   заклинания.   Сказители   сказок   у   коренных   народов. Собиратели фольклора на Ямале. Этическое содержание сказок (торжество добра над злом, любовь к родному краю). Знакомство с жизнью и творчеством Л.Лапцуя, Р.Ругина, Н.Салиндер. Отношение   к природе коренных народов, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде. Связь биографии  писателя  с жизнью  края, отражение  в его  творчестве  быта,  культуры  региона  в  целом. Творчество И.Истомина,   А.Неркаги, Ю Шесталова, Г. Махмуда (обзор прозаических произведений). Тема трагического прошлого в литературе Ямала. Актуальность   злободневных проблем, волнующих поэта и читателя. Современная журналистика Ямала (обзор журналов “Ямальский меридиан”, “Обская радуга”,   «Северяне»).   Своеобразие   литературного   процесса   на   Ямале;   социальные   и   этические проблемы жизни. 4. Художники Ямала (2 часа) Приобщение   к культурным ценностям народов Ямала. Творчество художников: Р.К.Бекшенева, М.В.Канева, Н.М Талигиной,   Г.Е.Хартаганова,   С.Лаврова, Л. Лара. Сюжеты и замыслы. Отражение внутреннего   мира   своего   народа,   его   духовной   культуры.   Связь   прошлого   с   настоящим, фантастического с реальным. 5. Музыка и песни Ямала (2 часа) Песня как источник изучения культуры народа.   Основные музыкальные инструменты   народов Ямала: пензер (барабан), куйп (шаманский бубен), томран (губной инструмент), тор сапал и нарасьюх (струнные инструменты),  полян  (дудка),  чипсан  (свистулька),  сярган  (деревянная трещотка),  курай (дудка), гармонь­тальянка и др. Их функции и употребление. «Музыкальный шаман Ямала» ­ Семен Няруй. Творчество Елены Лаптандер. 6. Декоративно­прикладное искусство (2 часа) Украшение одежды, оружия, средств передвижения, орнамент – своеобразный культурный код коренных   народов   Ямала.   Художественная   обработка     дерева   и   кости,   изделия   из   бересты.   Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. 7. Просветительская деятельность И.С. Шемановского. (2 часа) Иван     Семенович     Шемановский   ­   просветитель,   благотворитель   и   этнограф­исследователь. Знакомство с жизнью Шемановского, с его вкладом в развитие нашего края. Миссионерское братство. Первая  публичная библиотека и краеведческий музей в Обдорске.  8. Создание эссе. (6 часов) Жанровые признаки эссе (подчеркнуто выраженный взгляд автора, свободное владение темой, открытость жанра). Основные разновидности (философское, литературно­критическое, историческое, художественное   и   др.).   Требования   к   написанию.   Размышления,   выражение   своей   точки   зрения   в творческой работе (в форме эссе), использование изобразительно­выразительных средств языка. 9. Итоговое занятие (1 час) Методическое обеспечение: 1. Учебные пособия: 1.1.Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. / Учебник. 5­7 классы. – Тюмень: Изд­во ИПОС СО РАН, 2002. – 352 с 1.2.Миф – фольклор – литература. – Л.: Наука, 1978. – 252 с. 1.3.Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5­7 классы / Составители Ю.И. Попов,  Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд­во ИПОС СО РАН, 2002. – 265 с. 1.4.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально­этнографические,  публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в ХХ веке: Учеб. пособие  для ст. кл. общеобраз. учрежд. ­ СПб.: филиал изд­ва «Просвещение», 2004. –  222 с 1.5.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ в.: Пособие для учителей литературы  старших классов. – 2­е изд., испр. и доп.­ СПб.: филиал изд­ва «Просвещение», 2002. ­ 160 с. 2. Энциклопедии 2.1.Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. ­ 10­е изд.­ Л.:  Музыка, 1990.­ 344с. 2.2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3­е изд. М.: «Советская  Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.  2.3 Ямал: Энциклопедия Ямало­Ненецкого автономного округа: В 3 т.; Тюмень: Издательство  Тюменского государственного университета, 2004   3. Периодические издания:  3.1. Альманах «Обская радуга» 3.2. Журнал «Северяне» 3.3. Журнал  «Ямальский меридиан»  Истомин И.Г. Живун: Роман, повесть, рассказы. Т.1. – Екатеринбург: Сред.­Урал. кн. изд­во, 1997. 4. Художественные и публицистические тексты, очерки 1. – 432 с. 2. Лапцуй Л.В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. – Свердловск, 1982. 3. Лапцуй Л.В. Олений бег: Стихотворения и поэмы. – М., 1986. 4. Неркаги А. Анико из рода Ного//Неркаги А.П. Молчащий: Повести.­ Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С. 307­403.  5. Омельчук А.К. Север с большой буквы: Очерки. – М.: Современник, 1989. – 272 с. 6. Омельчук   А.К.   Частное   открытие   Сибири:   Каждый   сам   открывает   свою   родину.   –     Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999. – 392 с. 7. Пушкарева Е.Т., Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера (культурно­антропологические аспекты) – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 390 с. 8. Ругин Р.П. Мелодии полярного круга: Стихи. Том 2. – Екатеринбург: Сред.­Урал. кн. изд­во, 1996. – 288 с. 9. Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.1. – Екатеринбург: Сред.­Урал. кн. изд­во, 1996.  10.   Цымбалистенко   Н.В.   Север   есть   Север…:   Исторические   судьбы   коренных   народов   Ямала   в литературном освещении. – СПб.: филиал изд­ва  «Просвещение», 2003.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА» (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛиКи ЯМАЛА»  (литература и культура Ямала) для учащихся 6-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019