Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"
Оценка 4.8

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
03.10.2019
Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"
По причине несоответствия требованиям портала "Знанио" мною были введены коррективы в содержании программы, точнее - программа значительно сокращена в соответствии публикации с правилами портала. Материал ранее был оплачен, но не опубликован. Прошу произвести дополнительную проверку материала. С уважением, Лариса Александровна Бокова.
Программа Вернисаж.docx
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детский (подростковый) центр «Агнес»  структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Народный»            ПРИНЯТО:    УТВЕРЖДАЮ:      на педагогическом совете                                          Директор МБУ ДО      Протокол № 1                                                              «Детский (подростковый) центр      от « 06 » августа 2018 г.                                              «Агнес»                                                                                             _____________ Н.В. Павлова                                                                                             Приказ  № 44/2 от 06.08. 2018 г.                                                                                                                                                                                                                                                  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «ИЗО» (Нормативный срок освоения программы ­ 3 года, для детей с 7 лет)                                  Составитель:                                                                                     Бокова Лариса Александровна,                                                                                     педагог дополнительного образования                                                                                      первой квалификационной категории                                                                                              г. Нижний Новгород 2018 г. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Полное название программы Автор программы Территория, представившая  Название проводящей  организации  Руководитель организации Адрес организации, электронная  почта Телефон Форма проведения занятий Цель программы Направленность  Нормативный срок освоения  программы Место реализации Официальный язык программы Общее количество участников (в  том числе детей) География участников Условия участия в программе Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая программа «ИЗО» Бокова Лариса Александровна г. Нижний Новгород, Сормовский район Муниципальное   бюджетное   учреждение   дополнительного образования «Детский (подростковый) центр «Агнес»  Павлова Наталья Валерьевна МБУ ДО «Детский (подростковый) центр «Агнес»:  603139, г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, 50А. [email protected] Структурное   подразделение   –   детский   (подростковый)   клуб «Народный»:   603066,   г.   Нижний   Новгород,   ул.   Озерная,   3 линия, д. 1 [email protected] МБУ ДО «Агнес»: (831) 225­67­43 структурное   подразделение   –   детский   (подростковый)   клуб «Народный»: 272­90­99 Групповые Создание   условий   для   развития   творческих   способностей учащихся,   приобретение ими знаний и практических навыков живописной грамоты, формирование художественного вкуса. Художественная 3 года структурное   подразделение   ­   детский   (подростковый)   клуб «Народный» Русский 1 год обучения: 12 человек 2 год обучения: 10 человек 3 год обучения: 8 человек             Дети и подростки Сормовского района Личное, добровольное участие, заявления родителей (законных представителей) Условия размещения участников Кабинет №4 Краткое содержание программы В рамках программы учащиеся осваивают предметы: История осуществления  программы 1. Живопись. 2. Рисунок. 3. Лепка.  По плану организуется воспитательная работа с учащимися и их родителями. Создание   программы   обусловлено   социальным   заказом.   Год создания   программы   ­   2012   год.  В   2017   году   в   программу внесены изменения в соответствии с   Приказом Министерства образования  и  науки   РФ  от  29.08.2013  г.  №  1008  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2 ВВЕДЕНИЕ Изобразительная   деятельность   занимает   особое   место   в   развитии   и   воспитании детей. Ребенок начинает рисовать с самых ранних лет. Это  увлекательная, естественная форма его выражения, себя и своего отношения к миру.  Новизна   обстановки,   необычное   начало   работы,   красивые   и   разнообразные материалы,   интересные   для   детей   не   повторяющиеся   задания,   возможность   выбора   и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.  Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать   нечто   новое   своими   силами.   Занятия   изобразительным   искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат   понимать   прекрасное,   содействуют   развитию   воображения   и   фантазии, пространственного   мышления,   Изобразительная деятельность   способствует   также   раскрытию   творческого   потенциала   личности,   вносит вклад   в   процесс   формирования   эстетической   культуры   ребенка,   его   эмоциональной отзывчивости.    колористического   восприятия. Изобразительное     искусство   –   это     целая     наука     со     своими     законами     и техническими   приемами,   которые     нужно   изучать. Это   особый   язык,   на   котором нужно  учиться  говорить  с  помощью  цвета,  формы,  ритма,  линии,  фактуры,  движения, других  средств  выражения. Но  как  объяснить   ребенку  язык  изображения в простой форме? Как заинтересовать   и  увлечь  современных  детей,  проводящих  большую  часть времени  у  экрана  телевизора  и  компьютера?   3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная   общеобразовательная   программа   «ИЗО»   по   виду   является общеразвивающей художественной направленности. Дополнительная  общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Вернисаж» разработана   в   соответствии   с  Федеральным   законом   «Об   образовании   в   Российской Федерации» №273­ФЗ от 29.12.2012; методическими рекомендациями по проектированию дополнительных   общеразвивающих   программ   (включая   разноуровневые   программы) (Письмо   министерства   образования   и   науки   РФ   от   18.11.2015   №09­3242);  примерным требованием  к  программам  дополнительного образования  детей  (Приложение  к  письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06­1); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; а также в соответствии с «Санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172­14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41). Новизна  программы   состоит   в   том,   что   ее   разделы   выстроены   так,   чтобы   дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Актуальность  программы   обусловлена   тем,   что   занятия   изобразительным искусством  помогают получить ребенку  те  необходимые  знания, которые   нужны ему для  полноценного  развития,  для  того  чтобы  он  почувствовал  красоту  и  гармонию природы,   чтобы   лучше   понимал   себя   и   других   людей, чтобы смог выражать   свои оригинальные  идеи  и  фантазии,  чтобы  стал  счастливым  человеком. Педагогическая   целесообразность  дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программы  «ИЗО» объясняется  тем, что она дает учащимся базовые знания   по   изобразительному   искусству   и   создает   перспективу   творческого   роста, личностного развития. Цель  –   создание   условий   для   развития   творческих   способностей   учащихся, приобретение ими знаний и практических навыков живописной грамоты, формирование художественного вкуса.   Задачи программы:   обучить детей  различным  видам пластических искусств;  познакомить с многообразием художественных   материалов   и     приемами работы  с  ними;   развить художественное воображение, эмоциональную отзывчивость, умение видеть предмет в целом, чувство цвета, линии, пропорции, симметрии; развить   специальную   умелость   руки,   усидчивость,   способность   проявлять активность,   самостоятельность,   инициативу   в   поиске   содержания   и   наиболее выразительных средств создания образа; 4  воспитать     у   детей   умение   видеть   прекрасное   в   самых   обычных   вещах  и делать мир ярче, создавая  творческие работы. Отличительными особенностями является то, что программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной детской аудитории. Методическими ориентирами в построении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стали:    личностно­ориентированный подход, предполагающий   обеспечивать   и поддерживать процессы   самопознания,   самостроительства   и   самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности; на   занятиях   предусматривается   деятельность,   создающая   условия   для   творческого развития   учащихся   на   различных   возрастных   этапах   и   учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста учащихся; системно­деятельностный   подход   направлен   на   развитие   каждого   учащегося,   на формирование   его   индивидуальных   способностей;  позволяет   значительно   упрочнить знания   и   увеличить   темп   изучения   материала   без   перегрузки   учащихся.   При   этом создаются   благоприятные   условия   для   их   разноуровневой   подготовки,   реализации принципа моделирования. В ходе обучения учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, что создает   возможность   самостоятельного   успешного   усвоения   новых   знаний,   умений. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно­ деятельностного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым. Образовательный   процесс   по   темам  программы  предусматривает   усвоение   познавательные,   регулятивные,  личностные, учащимися   четыре   вида  УУД: коммуникативные. Возрастная характеристика учащихся Группы детей формируются по возрастному принципу. В объединение принимаются все   желающие   заниматься,   специального   отбора   не   существует.   В   целом,   программа рассчитана на средний уровень изобразительных способностей у детей 7­10 лет.  В 7­9 лет ведущей деятельностью является учение (по Д.Б. Эльконину). С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7­9 лет обычно мыслит конкретными категориями. В этом возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности, начинают также различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания. Младшие школьники отличаются особой остротой   и   свежестью   восприятия   и   яркой   эмоциональностью.   К   концу   младшего школьного   возраста   учащиеся   должны   научиться   самостоятельно   рассуждать,   делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.   Тематика   разделов  дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы «ИЗО» способствует развитию разнообразных познавательных интересов, что позволяет учащемуся 7­9 лет почувствовать, что он творческая личность, может творить, придумывать   что­то   свое,   новое   и   интересное.   Самый   распространенный   вид   работы   с детьми   данного   возраста   –   тематические   композиции,   нетрадиционные   или   смешанные техники, что расширяет кругозор ребенка. 5 10­13   лет   ­   период   отрочества,   важнейшие   специфические   черты   которого проявляются у детей в стремлении к общению со сверстниками, появление в поведении признаков,   свидетельствующих   о   желании   утвердить   свою   самостоятельность, независимость. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы их деятельности.  В   изобразительной   деятельности   у   детей   этого   возраста   начинают   выявляться специфические черты отдельных видов изобразительного искусства: живописи, рисунка, лепки и т.д. В рисунке они постепенно преодолевают срисовывание предметов по контору, противопоставляя   ему   объемное   построение,   добиваясь   использования   выразительности мысли, самостоятельно могут практиковать рисование разными материалами – кисть без карандаша   в   один   или   два   цвета,   сухой   пастелью   по   тонированной   бумаге,   масляной пастелью,   углем,   сангиной,   пером   и   т.д.   В   работе   над   композицией   дети   начинают чувствовать и понимать роль композиционных, изобразительно­выразительных моментов работы.   В   данном   возрасте   достаточно   хорошо   развита   мелкая   моторика     руки,   что позволяет заострить   внимание подростка в декоративной работе на задачах цветовой и ритмической   выразительности.   Постоянно   развивая   интерес   учащихся   к   занятиям, выбирается   такая   форма   проведения,   при   которой   предоставляется   возможность самостоятельного творческого подхода в создании работ. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Сроки реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы   Программа объединения «ИЗО»  рассчитана на 3 года обучения: 1 год обучения – подготовительный; 2, 3 год обучения – углубленный. Уровень   программы   –   базовый,   позволяющий   подготовить   учащихся   для дальнейшего обучения ИЗО и ДПИ. Формы и режим занятий  Дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программой   «ИЗО» предусмотрены групповые занятия. Занятия с группами 1, 2, 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа  на протяжении всего периода обучения. Общее количество часов за один учебный год составляет 144 часа. При   наличии   5­й   календарной   недели,   с   учащимися   проводятся   занятия   на повторение любой темы текущего месяца. В течение учебного года в каникулярное время образовательная деятельность проводится согласно расписанию занятий. В период летних каникул с учащимися проводится воспитательная работа в соответствии с планом раздела программы «Воспитательная работа». Формами проведения являются традиционные/нетрадиционные занятия:         Основные принципы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей занятие;  практическое; тематическое; занятие­путешествие; занятие­фантазирование;  декоративное рисование; рисование по памяти и представлению; беседа.   программы «ИЗО»: 6  принцип   доступности  выражается   в   соответствии   учебного   материала возрастным и психологическим особенностям детей; принцип   комплексности,   системности   и   последовательности    процесс обучения  строится таким образом, чтобы учебная деятельность была связана  со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями и умениями опиралось бы на то, что уже усвоено; принцип наглядности обучения строится с максимальным использованием форм привлечения органов чувств  ребенка и подростка к процессу познания; принцип осознанности предусматривает заинтересованное усвоение детьми      необходимых знаний и умений; принцип  дифференцированного подхода  ­  опираясь  на  индивидуальные особенности   ребенка,   педагог   всесторонне   развивает   ребенка,   планирует,   прогнозирует развитие его творческих способностей; а именно: 1. 2.  принцип творческого сотрудничества используется на нескольких уровнях, взаимодействие между взрослым и ребенком в процессе занятия, взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности; принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности. Ожидаемые результаты  Освоение   учащимися   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы «ИЗО» направлено на достижение результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,   которые   они   должны   приобрести   в   процессе   освоения   программы   «ИЗО»: понимание особой роли культуры и   искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности   и   фантазии;   сформированность   эстетических   потребностей   ­ потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему   миру,   потребностей   в   самостоятельной   практической   творческой деятельности; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить   свою   часть   работы   с   общим   замыслом;   умение   обсуждать   и   анализировать собственную   художественную   деятельность   и   работу   одногруппников   с   позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  Личностные   результаты   проявляются   в   авторском   стиле   учащегося,   в   умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые   образы   путем   трансформации   известных   (с   использованием   средств изобразительного языка). Уникальным достижением учащегося является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности. Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести   диалог,   распределять   функции   и   роли   в   процессе   выполнения   коллективной творческой работы; использование ИКТ для решения различных учебно­творческих задач в процессе   поиска   дополнительного   изобразительного   материала,   выполнение   творческих проектов   отдельных   упражнений   по   живописи,   рисунку,   лепке;   умение   планировать   и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить 7 варианты   решения   различных   художественно­творческих   задач;   умение   рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­ творческой   деятельности,   который   приобретается   и   закрепляется   в   процессе   освоения учебного   предмета:   знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные   и   прикладные   виды   искусства);   знание   основных   видов   и   жанров пространственно­визуальных   искусств;   понимание   образной   природы   искусства; эстетическая   оценка   явлений   природы,   событий   окружающего   мира;   применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­ творческих   работ;   способность   узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально оценивать   несколько   великих   произведений   русского   и   мирового   искусства;  умение обсуждать   и   анализировать   произведения   искусства,   выражая   суждения   о   содержании, сюжетах и выразительных средствах;   усвоение названий ведущих художественных музеев России   и   художественных   музеев   своего   региона;   способность   использовать   в художественно­творческой   деятельности   различные   художественные   материалы   и художественные   техники;   способность   передавать   в   художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;   умение   компоновать   на   плоскости   листа   и   в   объеме   задуманный художественный   образ;   освоение   умений   применять   в   художественно­творческой деятельности   основ   цветоведения,   основ   графической   грамоты;   овладение     навыками лепки из детского/скульптурного пластилина, навыками изображения средствами коллажа; умение   характеризовать   и   эстетически   оценивать   разнообразие   и   красоту   природы различных   регионов   нашей   страны;   передача   особенностей   понимания   ими   красоты природы,   человека,   народных   традиций;   умение   узнавать   и   называть,   к   каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по занятиям) произведения изобразительного   искусства   и   традиционной   культуры;   умение   приводить   примеры произведений   искусства,   выражающих   красоту   мудрости   и   богатой   духовной   жизни, красоту внутреннего  мира человека. Планируемые   результаты   направлены   на   достижение   и   оценку   основных   целей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ИЗО». Перечень планируемых результатов Результатом освоения программы  первого года обучения  является приобретение учащимися следующих знаний, умений по предметам: 1. Живопись Знать: названия и свойства красок, основные и дополнительные цвета; цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета); новые термины: живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет. Уметь: создавать творческие работы на основе собственного замысла;  смешивать цвета на палитре,   получая   нужные   цветовые   оттенки;  правильно   использовать   художественные материалы   в   соответствии   со   своим   замыслом;  работать   в   смешанных   техниках, нетрадиционными   материалами;   создавать   композицию   в   зависимости   от   сюжета   – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта. 2. Графика Знать:  свойства   графических   материалов;   понятия   «линия   горизонта»;   знать   названия цветов и цветовые сочетания (цветные карандаши, масляная/сухая пастель, уголь, сангина); 8 адекватность   художественного   материала   замыслу;   оригинальность   решения   темы, создавать выразительные художественные образы средствами языка графики. Уметь:  правильно, гармонично подбирать цвета; планировать (эскиз, набросок); строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); выбирать формат   и   расположение   листа   в   зависимости   от   задуманной   композиции;  соблюдать последовательность в работе (от общего к частному): заполнять плоскость листа в соответствии с художественными задачами. 3. Лепка Знать:  название   и   назначение   материалов   (глина,   пластилин,   керамическая   масса), инструментов   и   приспособлений,   предусмотренных   программой;   правила   безопасности труда; правила организации рабочего места;  Уметь:  передавать   пропорции,   общую   форму,   особенности   простых   предметов; обдумывать   замысел;   прочно   соединять   детали,   заглаживать   уже   готовое   изделие; декорировать   изделие   различными   материалами;   выполнять   работу   в   материале; придумывать название изделию, выражая в словесной форме образный смысл. Учащиеся должны получить такие личные качества как:       умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место; самостоятельность; ценностное отношение к миру; формулировать собственное мнение и позицию;  уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь. Результатом освоения программы  второго года обучения  является приобретение учащимися следующих знаний, умений по предметам: 1. Живопись Знать:  правила   компоновки   предметов   на   листе;   понятие   «орнамент»,   виды   и   приемы изображения; контрасты цвета; понятия «гризайль», «лессировка»; понятия «стилизация», «стилизованная форма», понимать причины использования различных живописных приемов художниками.  Уметь: использовать элементарные приемы изображения пространства; правильно определять и изображать   форму   предметов,   их   пропорции;   наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; определять  цветовую  гамму композиции;  правильно составлять  композицию;  размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; применять стилизацию   формы   для   создания   выразительного   художественного   образа;   применять различные   живописные   техники   для   передачи   художественного   замысла   в   собственной учебно­творческой деятельности. 2. Графика Знать:  понятия   симметрии,   асимметрии;   виды   гравюры,   скульптуры;   понятия   «воздушная»   и «линейная перспективы»; о пропорциях изображаемых предметов, композиционном центре, предметной плоскости; использовать простые формы для создания выразительных образов в графике. Уметь:  работать   с   натуры;  работать   в   определенной   гамме;  доводить   работу   от   эскиза   до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); передавать объем и пространство с помощью линейной графики с легкой светотенью. 3. Лепка 9 Знать: понятия «характер предметов», «плоскость», «декоративность», о художественных промыслах;  различать   народные   промыслы   и   их   особенности;   осваивать   особенности художественно­выразительных средств, материалов и техник; Уметь:  самостоятельно   ставить   цель   предстоящей   творческой   работы;   сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; поэтапно работать над   рельефом   с   натуры   и   по   представлению;   выполнять   декоративные   композиции; применять технические приемы лепки рельефа. Учащиеся  должны получить такие личные качества как:      уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь. самоконтроль; ценностное отношение к миру; формулировать собственное мнение и позицию;  умение работать в группе;  Результатом освоения программы третьего года обучения является приобретение учащимися следующих знаний, умений по предметам: 1. Живопись Знать:  свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; разнообразные техники живописи; художественные   и   эстетические   свойства   цвета,   основные   закономерности   создания цветового строя; основные этапы развития изобразительного искусства; о роли и значении изобразительного искусства   в   системе   культуры,   духовно­нравственном   развитии   человека;   основные понятия изобразительного искусства; Уметь:   видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно­воздушной среды; изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;   умение применять   полученные   знания   о   выразительных   средствах   композиции   ­   ритме,   линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте ­ в композиционных работах; использовать   средства   живописи,   их   изобразительно­выразительные   возможности; выделять   основные   черты   художественного   стиля;   выявлять   средства   выразительности, которыми пользуется художник. 2. Графика использовать Знать:  понятия   «пропорция»,   «скульптура»,   «объемность»,   «симметрия»,   «светотень»;  законы перспективы. Уметь:    приемы   линейной   и   воздушной   перспективы;  моделировать   форму   сложных   предметов   тоном; последовательно   вести   длительную постановку; рисовать   по  памяти   предметы   в  разных   несложных   положениях; принимать выразительное   решение   постановок   с   передачей   их   ­   эмоционального   состояния;  передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека. 3. Лепка Знать:  понятия  «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;  анализировать характерные формы   игрушек,   традиционные   орнаменты,   символику;  понимать   значение   народного искусства и народных традиций в жизни человека, общества; понимать о выразительных возможностях декоративного оформления керамических изделий; Уметь:  декорировать   изделие   различными   материалами;   сознательно   выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; выполнять работу в материале; выполнять наброски фигуры человека без проработки мелких форм. Учащиеся  должны получить такие личные качества как:   умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;  10     трудолюбие;  упорство в достижении цели; формулировать собственное мнение и позицию;  уметь сотрудничать и оказывать взаимопомощь. Учетом   оценки   индивидуальных   результатов   учащихся   является   «Мониторинг результатов   учебных   достижений   учащихся   по   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программе».   Отслеживание   личностных   качеств   и степень их выраженности   проходит   через   методику   «Диагностика   личностного   роста   для учащихся». В   результате   освоения   дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей программы   «ИЗО»   учащиеся   получат   возможность   приобрести   художественные, эстетические,   морально­нравственные   компетенции   в   ценностно­ориентирующей   и познавательной сферах как на личностном, так и на предметном, метапредметном уровнях. Формы подведения итогов реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вернисаж» Формой   подведения   итогов   реализации   программы   на   основании   Положения   о проведении   промежуточной   аттестации   учащихся   МБУ   ДО   «Детский   (подростковый) центр «Агнес» является выставка. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий, которая позволяет оценить теоретические и практические знания, умения, навыки учащихся в различных видах изобразительного искусства. 11 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для   успешной   реализации   программы   и   достижений   учащихся   необходимо выполнить следующие условия: 1. Просторный кабинет (36 кв.м) с хорошим освещением, оснащенный необходимой мебелью   (столы,   стулья,   полки   для   детских   работ),   инструментами   и   материалами (карандаши простые и цветные, краски акварельные, гуашевые и акриловые, кисти разных размеров; пластилин детский и скульптурный; палитры, банки­непроливайки; доски для лепки, стеки); для хранения лучших детских работ ­ специальные стеллажи. 2.  Технические средства обучения (ТСО): компьютер (по возможности проектор и экран)   для   демонстраций   видеоматериалов   и   презентаций,   музыкальный   центр   для прослушивания аудиозаписей; 3. Дидактические материалы (печатные пособия): наглядные пособия; выставочные работы из фондов; книги­альбомы с репродукциями картин; репродукции картин;  4. Методические виды продукции: разработки бесед, занятий и заданий. 5. Информационно­коммуникационные средства: диски с теоретическими основами занятий. 6. Натюрмортный фонд: 1. предметы быта а) стеклянные (вазы, стаканы, креманки); б)   деревянные   (ложки,   разделочные   доски);   в)   металлические   (блюдо,   подстаканник, подсвечник);   г)   керамические   (крынки,   блюда,   чайники,   чашки,   вазы);   2.     предметы декоративно­прикладного   искусства   (прялки,   расписные   доски,   образцы   народной игрушки,   керамические   предметы).   Муляжи   (фрукты,   овощи,   цветы).   Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, тюль). 12 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ИЗО» Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «ИЗО» ФОРМА АТТЕСТАЦИИ предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.  Промежуточная аттестация проводится в соответствии с    Федеральным   законом   РФ   от   29.12.12г   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»;   Положением об аттестации учащихся МБУ ДО «Детского (подросткового) центра «Агнес»;    Учебным планом на текущий учебный год;   Календарным учебным графиком на текущий учебный год. Формы   проведения   промежуточной   аттестации   по   реализации   программы определены как «зачетное занятие» и «выставка» локальным нормативным актом МБУ ДО «Агнес» по предметам «Живопись», «Рисунок», «Лепка».  Цель  Промежуточная   аттестация   по   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программе   «ИЗО»   ставит   своей   целью   определение   уровня   усвоения учащимися программного материала.  Условия и порядок выполнения работы  Работа рассчитана на 1 занятие.  Структура и содержание работы (теоретический блок) 1 год обучения. Живопись.  Тестовая  работа  состоит   из   1  задания  по  10  вопросов   для  каждого варианта.   К   каждому   вопросу   даны   варианты   ответов,   из   которых   учащийся   должен выбрать один правильный. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.  Критерий достижения планируемого результата:  максимальный уровень 86%­100% ­ (10 баллов)  – учащийся правильно ответил на вопросы в полном объеме и за заданное время;  хороший   уровень   65%     ­   85%   ­   (8   баллов)  –   учащийся   правильно   ответил   на   8 вопросов из 10 и за заданное время; средний уровень 50%­65% ­ (5 баллов) – учащийся правильно ответил на 5 вопросов из 10;  минимальный уровень  менее 50% ­ (3 балла)  – учащийся правильно ответил на 3 вопроса из 10. Практическое задание. Тема: «Упражнение по цветоведению». 2 год обучения. Живопись.   Тестовая работа состоит из 1 задания по 10 вопросов для каждого варианта.   К   каждому   вопросу   даны   варианты   ответов,   из   которых   учащийся   должен выбрать один правильный.  Критерий достижения планируемого результата:  максимальный уровень (86%­100%) ­ 9 баллов  – учащийся правильно ответил на вопросы в полном объеме и за заданное время;  хороший   уровень   (65%     ­   85%)   ­   7   баллов  –   учащийся   правильно   ответил   на   7 вопросов из 9 и за заданное время; средний уровень (50%­65%) ­ 4 балла – учащийся правильно ответил на 4 вопросов из 9;  минимальный уровень  (менее 50%) ­ 3 балла  – учащийся правильно ответил на 3 вопроса из 9. 13     Практическое задание. Нарисовать эскиз эмблемы для своей группы и объяснить в 2­3 предложениях свой художественный замысел (идеи проекта).  При   оценке  практического   задания  принимается   во   внимание   критерий достижения планируемого результата, полученный результат суммируется к предыдущему результату тестирования (плюс 1 балл).  Рисунок. Тестовая работа состоит из 1 задания по 7 вопросов.  Критерий достижения планируемого результата:  максимальный уровень (86%­100%) ­ (7 баллов)  – учащийся правильно ответил на  вопросы заданий в полном объеме и за заданное время;  хороший уровень (65%   ­ 85%) ­ (5 баллов)  – учащийся правильно ответил на 5 вопросов предложенных заданий и за заданное время; средний уровень (50%­65%) ­ (3 балла) – учащийся правильно ответил на 3 вопроса;   минимальный уровень  (менее 50%) ­ (2 балла) – учащийся правильно ответил на 2 вопроса. Практическое задание. При   оценке  практического   задания  принимается   во   внимание   критерий достижения планируемого результата, полученный результат суммируется к предыдущему результату тестирования (плюс 1 балл).  3 год обучения. Живопись.   Тестовая   работа   состоит   из   1   задания   по   9   вопросов   для   каждого варианта. К каждому вопросу даны варианты ответов, из которых учащийся должен выбрать один правильный.  Критерий достижения планируемого результата:  максимальный уровень (86%­100%) ­ 9 баллов  – учащийся правильно ответил на   вопросы в полном объеме и за заданное время;  хороший   уровень   (65%     ­   85%)   ­   7   баллов  –   учащийся   правильно   ответил   на   7 вопросов из 9 и за заданное время; средний уровень (50%­65%) ­ 4 балла – учащийся правильно ответил на 4 вопросов из 9;  минимальный уровень  (менее 50%) ­ 3 балла  – учащийся правильно ответил на 3 вопроса из 9. Практическое задание. Тема «Монотипия». При   оценке  практического   задания  принимается   во   внимание   критерий достижения планируемого результата, полученный результат суммируется к предыдущему результату тестирования (плюс 1 балл).  Рисунок.  Тестовая   работа   состоит   из   1   задания   по   8   вопросов   для   каждого варианта. Критерий достижения планируемого результата:  максимальный   уровень   (86%­100%)  ­   8  баллов  –   учащийся   правильно   выполнил  задание в полном объеме и за заданное время;  хороший   уровень   (65%     ­   85%)   ­   6   баллов  –   учащийся   правильно   ответил   на   6 вопросов из предложенных заданий и за заданное время; средний уровень (50%­65%) ­ 4 балла – учащийся правильно выполнил 4 задания;   минимальный уровень  (менее 50%) ­ 2 балла  – учащийся правильно выполнил 2 задания. 14 Практическое   задание.  Выполнить   эскиз   архитектурного   сооружения   на   основе «Ракушки».   Форма   архитектуры   должна   гармонировать   с   окружающей   средой   и соответствовать своему назначению (удобство, практичность, красота). При   оценке  практического   задания  принимается   во   внимание   критерий достижения планируемого результата, полученный результат суммируется к предыдущему результату тестирования (плюс 1 балл).  Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом При   проведении   тестового   задания   учитываются   критерии   планируемого результата:    полнота ответа; применение в ответе изучаемых терминов и понятий; образность и выразительность речи. В рамках проведения аттестации на учащихся оформляется протокол, в который педагогом   вносятся   баллы   по   каждому   предмету   программы.   Средний   балл   учащегося определяется по сумме, набранной в каждом из предметов, и разделенной на количество предметов.  При оценке практической работы принимаются во внимание следующие критерии планируемого результата:        выполнение учебной задачи; соответствие теме задания,  выбор   средств   для   создания   художественного   образа,   его   художественная выразительность,  уровень владения соответствующей художественной техникой,  самостоятельность выполнения задания,  законченность работы, владение техническими приемами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами. Контроль   осуществляется   через   следующие   виды   промежуточной   аттестации учащихся: ­   стартовая   аттестация    проводится   в   сентябре,   когда   дети   зачисляются   в объединение   и   проходит   в   форме   наблюдения,   проверки   теоретических,   практических знаний, умений, связанных с данным видом деятельности;  ­ текущая аттестация осуществляется на каждом занятии в форме опроса, анализа выполнения   творческой   работы,   самоанализа   и   самооценки,   участия   в   выставках (тематических, к праздникам), городских, областных, всероссийские конкурсах рисунка.    ­   промежуточная  аттестация   проводится   в   декабре/мае,   согласно   учебно­ тематическому плану, по итогам полугодия в форме «зачетное занятие» для учащихся первого, второго, третьего года обучения. Итоги промежуточной аттестации фиксируются в «Журнале учета работы ПДО» в форме «зачтено/не зачтено»; 15 ­ промежуточная аттестация по итогам освоения программы проводится в конце учебного года  в мае месяце, согласно учебно­тематическому плану в форме «Выставка» для учащихся  третьего  года обучения. Итоги аттестации фиксируются в «Журнале учета работы ПДО» в форме «зачтено/не зачтено». При   осуществлении   тематического   контроля   учитываются   как   устные   ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля включает в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы   учащихся,   отражающие   процесс   и   результат   восприятия   искусства,   и   их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Важную роль играет оценивание выполнения творческого практического задания.  Аттестация учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ИЗО»  МБУ ДО «Детского (подросткового) центра «Агнес» ­ неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет оценить реальную результативность реализации программы. Правила   проведения   аттестации   учащихся   по   дополнительной   образовательной программе   «ИЗО»   ­   регулируются   Положением   об   аттестации   учащихся   МБУ   ДО «Детского (подросткового) центра «Агнес». Год обучения Сроки  Формы аттестации Формы оценки 1 2 3 Декабрь Май Декабрь Май Декабрь Май Зачетное занятие Зачетное занятие Зачетное занятие Зачетное занятие Зачетное занятие Выставка Зачет/Незачет     Достижение планируемых результатов свидетельствует: о сформированности у учащихся представления о роли и месте пластических искусств в развитии мировой и отечественной культуры; о сформированности представления о значении изобразительного искусства в процессе передачи духовно­нравственного опыта поколений; о сформированности эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру; о   приобретении   опыта   художественно­творческой   деятельности   в   области изобразительного искусства. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Воспитательная   деятельность   строится   в   соответствии   с   целями,   задачами, направлениями воспитательной системы МБУ ДО «Агнес» и структурного подразделения –   детский   (подростковый)   клуб   «Народный».   Ценностным   ядром   воспитания   являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.   За   основу   взята   концепция   «системного   построения   воспитательного   процесса», 16 авторами   которой   являются   известные   ученые:   Л.И.   Новикова,   Н.Л.   Селиванова,   В.А. Караковский и др. Воспитательная деятельность ведется  по девяти приоритетным направлениям: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные направления «Наследие веков» ­  погружение в культуру» своей страны и других стран,  так как культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной  и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей  человека. «Добрый ручеек» ­  деятельность по милосердию; «Подумаем, обсудим, найдем выход» ­  коррекция процессов социализации,  освоение навыков самоуправления и работа с родителями. «Знаю, умею, действую»  ­ педагогическое сопровождение  и поддержка учебно­ познавательного процесса. «Остров сокровищ» ­ развитие способностей, поддержка одаренных детей,  обеспечение процесса самоопределения воспитанников. «Зеленая планета» ­  развитие экологического мышления, формирование у  ребенка осознания себя как частицы целостного мира. «Трудом славен человек» ­ формирование понимания того, что труд – основа всей  жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага. «Береги платье снову, а здоровье ­ смолоду» ­ воспитание культуры здорового  образа жизни, осознание того, что здоровье закладывается в детстве. «Я – гражданин России» ­  гражданское воспитание учащихся. Из  года в год проводится воспитательная  деятельность по перечисленным выше направлениям. В период зимних каникул с учащимися проводится воспитательная работа по   различным   формам   работы   ­   воспитательное   мероприятия,   экскурсии,   посещение музеев. В период летних каникул ­ коллективно­творческие дела, участие в социальных проектах (областной проект «Дворовая практика»).                                План воспитательной работы  Цель:  создание воспитательно­образовательной среды, направленной на формирование и развитие   творческих   способностей   детей,   подростков   и   молодежи,   удовлетворению   их индивидуальных   потребностей   в   интеллектуальном,   нравственном   и   физическом совершенствовании,   формирование   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни, укрепление   здоровья,   а   также   организация   их   свободного   времени   в   структурном подразделении – детском (подростковом) клубе «Народный». Задачи:   воспитание   и   развитие   учащихся   с   учетом   их   индивидуальных   особенностей, образовательных потребностей и возможностей;  формирование ценностного отношения к своему здоровью, привитие навыков здорового образа жизни;   формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;   воспитание   у   учащихся   чувства   любви   и   уважения   к   родителям,   гордости   за   свою семью. Традиционные коллективные творческие дела 17 Месяц сентябрь Праздник кружка «Радуга красок» Мероприятие октябрь Беседа «Семейные традиции». ноябрь Концертная программа,  посвященная  Дню матери. декабрь КВН «Наше здоровье – в наших  руках». декабрь Мастерская Деда Мороза.  Праздник у новогодней елки. январь Лыжная прогулка «За здоровьем в  лес». февраль Концертная программа,  посвященная Дню Защитника  Отечества. февраль март Традиционное мероприятие  кружка «Проводы зимы –  Масленица». Семейный праздник «Я песню  милой маме подарю». апрель май июнь июль­ август август Викторина «Что за прелесть эти  сказки» Творческий отчет клуба «Да  здравствует творчество!» Познавательная программа «День  славянской письменности и  культуры» Областной проект «Дворовая  практика»: ­ беседа «Лучи дружбы»; ­ игры на взаимодействие, выявление лидеров; ­ интеллектуальная игра «В поисках  сокровищ»; ­ фестиваль «Мы – дворовые  таланты»; ­ круглый стол «Вредные  привычки»; ­ игровая программа «В здоровом  теле – здоровый дух»; ­ игровая программа «Мы с тобой в  одном окне»; ­ флэш­моб «За здоровое движение». Однодневный поход «Люди идут  по свету». Аудитория Учащиеся,  родители, педагоги Учащиеся,  родители, педагоги. Учащиеся,  родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся, родители, педагоги Учащиеся Задачи 1. Организация досуга. 2. Формирование чувства  коллективизма. 1. Организация досуга. 2. Формирование уважительного отношения к родителям. 1. Организация досуга. 2. Формирование   уважительного отношения  к родителям. 1. Приобщение к  здоровому образу жизни. 1. Организация досуга. 2. Подготовка новогодних  подарков. 1.Приобщение к  здоровому образу жизни. 1. Воспитание  патриотизма. 2. Воспитание   коллективизма. 1. Возрождение и  поддержка семейных  традиций. 1. Организация досуга. 2. Формирование   уважительного отношения  к родителям. 1. Организация досуга. 1. Организация досуга. 2. Формирование чувства  коллективизма. 1. Воспитание духовности. 2. Воспитание   коллективизма. 1. Пропаганда здорового  образа жизни. 2. Формирование чувства  коллективизма. 3. Организация активного  здорового отдыха. 1. Организация досуга. 2. Формирование чувства  коллективизма. 18 Учащиеся, родители, педагоги Принципиальным   требованием   к   образовательным   учреждениям   в   современных условиях   является   гибкость   и   вариативность   содержания   образовательного   процесса; ориентация на динамику развития личности конкретного ребенка как основной показатель результативности педагогического взаимодействия, иначе говоря – позитивных изменений в   личности   ребенка,   его   уровне   знаний,   представлений   о   мире,   о   себе   и   т.д.   Именно успешность   ребенка   в   собственной   образовательной   деятельности   выступает   главным результатом педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно каждого ребенка в кружке на протяжении всех лет обучения его в кружке и проходит через мониторинг. В мониторинг входят три момента: 1) 2) 3) отслеживание результатов деятельности; анализ; корректировка или усовершенствование на основе проведенного анализа. Мониторинг процесса воспитания в кружке направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в структурном подразделении ­ детский (подростковый) клуб «Народный» условий   для   ее   развития.   В   кружке   применяется   диагностика   и   мониторинг   процесса воспитания, разработанный Степановым П.В., Григорьевым Д.В., Кулешовой И.В. Основным предметом мониторинга является: 1. личность   самого   учащегося   ­   как   главный   показатель   эффективности процесса воспитания; 2. 3. детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка; организационные   условия,   обеспечивающие   эффективность   процесса воспитания.              Перед проведением мониторинга, проводится диагностика ребенка на момент его прихода в кружок. Это становится базовой основой для дальнейшего систематического отслеживания   его   развития.   Личностный   рост   ребенка   в   кружке   рассматривается   как развитие   гуманистических   ценностных   отношений   к   миру,   к   людям,   к   самому   себе. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и  свидетельствует о его личностном росте. Результаты воспитания оцениваются через категорию личностного роста, и тем самым подчеркивается значимость для   воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения  ребенка к людям, своему Отечеству, труду и т.д.). Для диагностики личностного роста учащихся используется два варианта диагностического опросника ­ для учащихся 6­8 классов. Опрос проводится в течение учебного года два раза: первый раз – в начале, второй – в конце. Это позволяет увидеть не только характер отношений учащихся к миру, другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, то есть проследить возможную динамику личностного роста. Для   полноценного   описания   личностного   роста   выбраны   четыре   типа   отношений   к ценностям:   устойчиво   ­   позитивное,   ситуативно­позитивное,   ситуативно­негативное, устойчиво­негативное.   Сравнительные   диагностики   отношений   к   ценностям   в   начале первого года обучения и в начале 2 года обучения, показывают результат воспитательной деятельности.                          В   определении   уровня   личностного   роста   учащихся   7­10   лет   за   основу   взята методика Н.П. Капустина, по которой учащийся оценивает себя сам с родителями, его же оценивает   педагог   и   выводится   итоговая   оценка.   Затем   выписывался   средний   балл   и определялся уровень личностного роста.   Оценка   результатов   проводится   по   5­бальной   системе:     по   каждому   качеству выводится один средний балл. В результате каждый учащийся имеет 6   оценок. Затем 19 шесть   оценок   складываются   и   делятся   на   6.   Средний   балл   и   является   условным определением уровня личностного роста. Средний балл: 5 ­ 4,5 – высокий уровень;                           4,4 – 4 – хороший уровень;                           3,9 – 2,9 – средний уровень;                                          2,8 – 2 – низкий уровень.           Для   определения   уровня   нравственного   развития   детского   коллектива используется   методика   А.Н.   Лутошкина,   «Какой   у   нас   коллектив?».   Учащимся предлагаются   характеристики   различных   уровней   развития   коллектива:   «Песчаная россыпь»,   «Мягкая   глина»,   «Мерцающий   маяк»,   «Алый   парус»,   «Горящий   факел». Разбившись   по   группам,   они   обсуждают   следующие   вопросы,   на   каком   этапе   развития коллектива   находится   коллектив   и   почему;   что   мешает   подняться   на   более   высокий уровень   развития   коллектива;   что   поможет   стать   более   сплоченным   коллективом. Определение   же   развития   личности   по   содержательной   направленности   идет   по приоритетным направлениям воспитательной деятельности.         СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ              Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с педагогами для   сплочения   детей   в   единый   дружный   коллектив   и   создание   в   кружке благоприятных условий для свободного развития личности.              Задачи:  Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности кружка.   Формирование здорового образа жизни в семьях.   Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и  подростков.  Совершенствование форм взаимодействия клуб – семья.   Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание  помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); Принципы взаимодействия с родителями:  ­ доброжелательный стиль общения; ­ индивидуальный подход; ­ сотрудничество; ­ подготовка (любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями требует тщательной и серьезной подготовки); ­ динамичность. Формы работы с родителями Повышение   педагогических   знаний:  индивидуальные     консультации   по педагогическим вопросам; беседы;  родительские собрания; открытые занятия в кружке. Вовлечение   родителей   в   учебно­воспитательный   процесс:  совместные творческие   праздники;   выставки   семейного   творчества;  совместные   походы,   лыжные прогулки, спортивные семейные праздники; посещение театров, выставок, музеев; помощь в укреплении материально­технической базы; в коллективно­творческой деятельности. 20 Участие   родителей   в   управлении  учреждения:   совет   структурного подразделения; малый педагогический совет. 21 СПИСОК ИЛИТЕРАТУРЫ Нормативно­правовая: 1. Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013 г. 2. Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления   образовательной   деятельности   по   дополнительным общеобразовательным программам» 3. Концепция     развития   дополнительного   образования     детей   от   04.09.2014 №17,06­р 4. Конвенция   о   правах   ребенка   и   законодательство   Российской   Федерации   // Справочник    НИИ семьи.­ М.: 1998 г. Для педагога:  1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М., 1998 г. 2. Бадаев   В.С.   Русская   кистевая   роспись:   учеб.   пособие   для   студентов   вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» ­ М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г. 3. Бурин  С. Волшебная глина. – Смоленск, 2001 г. 4. Бухвалова В.А., Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.­ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г. 5. Горичева  В.С. Сказку сделали из глины.­ Санкт – Петербург, 1997 г. 6. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1989 г. 7. Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2010 г. 8. Горяева   Н.А.   Изобразительное   искусство:   декоративно­прикладное   искусство   в жизни человека. 5 класс; под ред. Б. М. Неменского. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2009 г. 9. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – 3­е изд. – Волгоград: Учитель, 2012 г. 10. Ксензова   Г.   Ю.   Как   обеспечить   ситуацию   успеха   учителю   и   ученику:   Учебное пособие.­ М.: Педагогическое общество России, 2005 г. 11. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г. 12. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. ­ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 г. 13. Кукушкин   В.С.   Современные   педагогические   технологии.­   Ростов­н   /   Д:   изд. «Феникс», 2004 г. 14. Кульневич   С.   В.,   Лакоценина   Т.   П.   Совсем   необычный   урок.­   Ростов­н   /Д.:   ТЦ «Учитель», 2001 г. 15. Лобанова   В.   А.   Керамическая   скульптура   и   пластика.   5­7   классы.­   Волгоград: Учитель, 2011 г. 16.   Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. – М.: М.: Просвещение, 1996 г. 17. Найс К. Рисунок тушью/пер. с англ.; худ. обл. М. В. Драко. – 2­е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003 г. 18. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,­ 1998Федотов Г.Основы художественного ремесла. Глина. – М., 1997 г. 19. Панкеев И. Энциклопедия народных промыслов и ремесел. М., ­ 2000 г. 22 20. Ращупкина С. Ю. Лепка из глины для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2010 г. 21. Савиных В. П. Поделочные материалы. – Минск , 1999 г. 22. Сазонов   В.П.   Организация   воспитательной   работы.­   М.:   Центр   «Педагогический поиск», 2002 г. 23. Селевко   Г.К.   Технологии   развивающего   образования.­   М.:   НИИ   школьных технологий, 2005 г. 24. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах к современному воспитанию.­ М.: ТЦ Сфера, 2002 г. 25. Терещенко Н.А. Полный курс рисования. – Ростов н/Д: Владис, 2012 г. 26. Утробина К. К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3­ 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2007 г. 27. Шматова О. В. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008 г. 28. Шматова   О.В.   Самоучитель   по   рисованию   гуашью:   экспресс­курс.   –   2­е   изд., обновл., переработ. и доп. – М.: Эксмо, 2012 г. Для учащихся: 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. ­ М., 1985 г. 2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. ­ М., 1989 г. 3. Билли Шоуэлл. Портреты цветов. Основные приемы, техника, проекты. – Изд­во:  «Кристина­Новый век», 2008 г. 4. Величайшие живописцы мира. – М.: Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2009 г. 5. Даниэль С.М. Русская живопись. – Изд­во «Аврора», Санкт­Петербург, 1999 г. 6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. ­ М., 1992 г. 7. Емельянова Т.И. Хохломская роспись. – 2­е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород:  «Литера», 2009 г. 8. Жигалова С.К. Русская народная живопись. ­ М., 1984 г. 9. Зайцева О. Декоративные куклы. – М.: АСТ; СПб.: Астрель­СПб, 2009 г. 10. Искусство. Энциклопедический словарь. ­ М., 1999 г. 11. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Комплект «Изобразительное искусство» 1­4 классы. ­ М., 2003г. 12. Левин С.Д. Беседы с юным художником. – М., 1988 г. 13. Мифы народов мира. ­ М., 2003 г. 14. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. ­ М., 1996 г. 15. Филатов Н.Ф. Архитектура города Нижнего Новгорода 14­20 веков. ­ М., 1994 г. 16. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста. – М.: Эксмо, 2008 г. 17. Шмаркова Г.И. Художественное наследие древнего мира. ­ М., 1993 г. 18. Энциклопедия натюрморта. ­ М., 2000 г. Интернет­ресурсы: 1. Википедия ­ свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org 2. Международный детский творческий фестиваль «Апельсин» 3. Страна мастеров // http://stranamasterov.ru/gallery 4. 4.  «Учительская газета» //  5. http://www.ug.ru/user  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // www.1september.ru 23

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"

Дополнительная (общеобразовательная) программа "ИЗО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2019