Курсавая
Оценка 4.9

Курсавая

Оценка 4.9
Научные работы
docx
изобразительное искусство
Взрослым
15.05.2018
Курсавая
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста 1.1 Состояние проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 1.2 Рисование: сущностная характеристика понятия, влияние на развитие воображения, роль, значение 1.3 Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования Глава 2. Экспериментальная проверка влияния рисования на повышение качества развития воображения детей старшего дошкольного возраста 2.1 Выявление исходного уровня развития воображения детей старшего дошкольного возрастаВ современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является воображение. Проблема воображения всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить всё новые вопросы перед учёными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. В Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 г.№ 751) сформулированы основные цели и задачи образования, одна из которых: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности». Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности
оглавление.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста

1.1 Состояние проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.2 Рисование: сущностная характеристика понятия, влияние на развитие воображения, роль, значение

1.3 Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

Глава 2. Экспериментальная проверка влияния рисования на повышение качества развития воображения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Выявление исходного уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является воображение. Проблема воображения всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить всё новые вопросы перед учёными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.

В Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 г.№ 751) сформулированы основные цели и задачи образования, одна из которых: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности». Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности

Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности, а именно рисование с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития. [1, с. 32-38].

Вопросами изучения воображения как психического процесса и развития воображения в детском возрасте занимались такие исследователи, как: Н.Ю. Вернер, Л.С. Выготский, О. М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Не смотря на достаточно большой опыт изучения воображения, способы и приемы его развития, влияния изобразительной деятельности на развитие этого психического процесса, поиски оптимальных и эффективных приемов и средств существует и сейчас.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития воображения старших дошкольников, и недостаточным использованием рисования в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования как рисование влияет на развитие воображения старших дошкольников. 

Тема исследования: Рисование как средство развития воображения старших дошкольников.

Объект – развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – рисование

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить, как рисование влияет на развитие воображения старших дошкольников. 

Задачи:

1.                 изучить состояние проблемы воображения в психолого–педагогической литературе;

2.                 описать систему работы воображения старших дошкольников через рисование;

3.                 разработать критерии и показатели уровня воображения старших дошкольников;

4.                 теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние рисования на воображения старших дошкольников;

5.                 разработать рекомендации для воспитателя по воображению старших дошкольников.

Гипотеза развития воображения старших дошкольников, будет эффективна, если:

1.                 выявляется первоначальный уровень воображения дошкольников;

2.                 работа по рисованию проводиться систематически последовательно с последующим усложнением.

3.                 в процессе работы будут использованы игровые, словесные, наглядные, практические методы как форма организации детей, направленные на повышение уровня воображения.

4.                 осуществляется целенаправленная работа по отражению полученных знаний в развитии воображения.

Этапы работы:

1 этап: Констатирующий эксперимент

срок: апрель 2018 г.

цель: Выявить первоначальный уровень развития воображения старших дошкольников

2 этап: Формирующий эксперимент

срок: сентябрь 2018 – апрель 2019

цель: Реализовать систему работы воображения старших дошкольников через использование рисования.

3 этап: Контрольный эксперимент

срок: апрель – май 2019

цель: Выявить динамику уровня развития воображения старших дошкольников.

Практическая значимость: разработать рекомендации по развитию воображения старших дошкольников. Они будут апробированы в процессе педагогической практике. Предполагается, что они дадут положительный результат, будут высоко оценены педагогами образовательного учреждения  и рекомендованы в процессе работы ДОУ.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1 Состояние проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 

 

Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.

Проблема воображения, в частности творческого воображения исследовалась еще Сократом. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных [5, с. 96].

Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему, как научную, раскрыли сущность и основные черты. Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения. По мнению Аристотеля: «Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [5, с. 97].

Воображение не есть сама действительность, но в тоже время оно не может существовать без самой действительности, без питающей ее среды. И в тоже время воображение задает программу жизнедеятельности человека, оно порождает замысел.

Как считал К. Маркс, даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. То есть, приступая к работе человек «видит» цель своей деятельности ее будущий результат который еще в начале деятельности человека имелся в его представлении, т. е. идеально. Воображение порождает «образ» того что лишь будет создано в процессе творческой работы [3, с. 312].

Как отечественные, так и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображения» и «творческого воображения».

 Л. Н. Коган А. Г. Спиркин утверждали, что «воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [2, с. 39].

Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [5, с. 125].

Я. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [3, с. 317].

Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

По мысли Л. С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [3, с. 318].

Л. С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Е. И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [5, с. 136].

Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности».

Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению.

Н. А. Шинкарева, А. А. Иванова, творческое воображение необходимо развивать с самого раннего возраста создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать [6].

А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием.

По мнению Р. Ассаджиоли: «функция воображения — построение и создание образов — была признана важнейшей человеческой способностью».

С. Ариети; С. Парнс изучали роль воображения, они указывали, что «роль воображения в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения».

Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что «качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта» [1, с. 34].

Р. С. Немов подчеркивает то, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [4, с. 78].

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей. Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Как отмечает Запорожец А. В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение.

А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с. 46].

Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Воображение – процесс психического отражения, состоящий в создании объектов или событий, отражение реальности в новых необычных сочетаниях. Воображение связано со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Также процесс воображения тесным образом зависит от ведущей деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта.

Формирование воображения – это воспитание целеустремленной, волевой и креативной личности. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых, но это внимание не должно ограничивать активность детей и их стремление от природы к познанию всего окружающего.

В заключении обратим внимание на тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

 

 

1.2 Рисование: сущностная характеристика понятия, влияние на развитие воображения, роль, значение

 

 

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Рисование - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

На наш взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны - обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Но воздействие на душу, и ум состоит не только в этом. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка.Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина подчеркивают необходимость развития умений, координированности действий глаз и руки ребёнка .

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.

Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.

Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.

Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Таким образом, изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие современных детей. Ребенок в рисовании переходит от неопределенных графических образов, вступающих как знаки сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального предмета. Развитие изобразительной деятельности в таком направлении требует от ребенка, прежде всего развития мышления и восприятия, умения не только смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по принятым изобразительным канонам. В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка. Один из великих мыслителей Франции 18 века Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерством» [11, 21]


 

1.3 Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

 

 

В процессе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что наиболее эффективным средством развития воображения старших дошкольников является рисование.  Оно будут более эффективным, если разработана и спроектирована система, позволяющая наглядно увидеть алгоритм организации рисования.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили цель.

Ее мы сформулировали следующим образом, реализация системы работы воображения старших дошкольников через использование рисования.

Цель конкретизируется в задачах:

·                   создать условия, обеспечивающие выполнению рисования, развитию воображения старших дошкольников;

·                   способствовать развитию воображения по средствам рисования;

·                   способствовать развитию интереса к общению, активному взаимодействию со сверстниками.

Принципы: доступность содержания рисования; соответствие задачам развития воображения старших дошкольников.

Требования к организации рисования:

·                   рисование должно быть разнообразным по содержанию;

·                   рисование должно быть осознанным;

·                   рисование должно быть регулярным.

В процессе творческих заданий  рисования должны формироваться культура общения, совершенствоваться изобразительные навыки и умения.

Средства воспитания, как и методы, являются частью педагогического процесса и выполняют свое назначение. При их выборе мы опирались на цели, содержание и методы.

Блоки работы:

1.                 Коллективная (групповая) работа  с дошкольниками;

2.                 Индивидуальная работа с дошкольниками

Реализация системы работы будет более успешной при соблюдении данных условий и приведет к получению ожидаемого результата:

- выявляется первоначальный уровень воображения дошкольников;

- работа по рисованию проводиться систематически последовательно с последующим усложнением;

- в процессе работы будут использованы игровые, словесные, наглядные, практические методы как форма организации детей, направленные на повышение уровня воображения;

- осуществляется целенаправленная работа по отражению полученных знаний в развитии воображения.

Ожидаемый результат: повысится динамика уровня развития воображения старших дошкольников.

Наглядная система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования представлена на схеме 1.


 

Схема 1

Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

Цель: реализация системы работы воображения старших дошкольников через использование рисования.

 

создать условия, обеспечивающие выполнению рисования, развитию воображения старших дошкольников;

способствовать развитию воображения по средствам рисования;

 

способствовать развитию интереса к общению, активному взаимодействию со сверстниками.

 

 

Содержание программы

Формы организации

I блок: Коллективная (групповая) работа  с дошкольниками

II блок:

 Индивидуальная работа с дошкольниками

Групповая работа

Коллективная работа

 

 

 

Требования:

·                   рисование должно быть разнообразным по содержанию;

·                   рисование должно быть осознанным;

·                   рисование должно быть регулярным.

 

Условия:

- выявляется первоначальный уровень воображения дошкольников;

- работа по рисованию проводиться систематически последовательно с последующим усложнением;

- в процессе работы будут использованы игровые, словесные, наглядные, практические методы как форма организации детей, направленные на повышение уровня воображения;

- осуществляется целенаправленная работа по отражению полученных знаний в развитии воображения.

 

Ожидаемый результат: повысится динамика уровня развития воображения старших дошкольников.


 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ РИСОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

2.1 Выявление исходного уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста

 

 

Для выявления уровня развития воображения необходимо было провести констатирующий эксперимент. Его целью стало: выявить первоначальный уровень развития воображения старших дошкольников.

Для объективного результата исследования были определены экспериментальная и контрольная группы.

Исследование в экспериментальной группе было проведено на базе МБДОУ «ЦРР №21» в старшей группе №1 «Смешарики». В эксперименте приняли участия дети старшей группы в количестве 20 человек.

Исследование в контрольной группе было проведено на базе МБДОУ «ЦРР №21». В контрольной группе приняли участия дети старшей группы №2 «Фантазёры» в количестве 20 человек.

Мы проанализировали понятие «воображения» и выявили, что он состоит из следующих компонентов, которые и стали критериями:

1.                 Творческое воображение

2.                 Фантазия

3.                 Репродуктивное воображение

Уровень сформированности данных критериев мы исследовали по следующим показателям:

По первому критерию:

·                   оригинальность формы изображенного предмета ( автомобиля)

·                   оригинальность цветового решения

·                   оригинальность предмета, замещающего колеса

·                   использования нетрадиционной техники

По второму критерию:

·        необычность, оригинальность образов;

·        богатство фантазии (разнообразие образов);

·        глубина и проработанность (детализированность) образов;

·        впечатлительность, эмоциональность образов

По третьему критерию:     

·                   оригинальность образов;

·                   новизна

·                   неповторимость изображений;

Уровни сформированности этих критериев представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности критериев

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

11

Творческое воображение

ребенок использует оригинальную формы изображаемого предмета, не встречающуюся в реальном мире; оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета); оригинальный предмет (совершенно несовместимый с колесом, животное, стакан и тому подобное); оригинальная техника (использовании от 2 и более разных техник рисования- разбрызгивание мазки).

малооригинальная форма (реальный автомобиль, с элементами фантазирования (выдуманные дверки, фары, стекла и т.д); малооригинальное цветовое решение (смешивание красок отсутствует, но части машины разных цветов); малооригинальный предмет (в основе есть круг, что очень схоже с формой колеса); малооригинальная техника (использование одной техники).

неоригинальная форма (обычный, реальный автомобиль); неоригинальное цветовое решение(цвет однотонный, существующий у реальных машин); неоригинальный предмет (обычное колесо или нет предмета, замещающего его); неоригинальная техника (не использование ни одной техники)

2

Фантазия

придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом

придуманная вещь необычная, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и нарисовать

33

Репродуктивное воображение

дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

Для выявления уровней развития воображения нами были использованы следующие диагностические средства:

1.                 Диагностическая методика «Автомобиль без колес» (на определение уровня воображения), автор О. А. Белобрыкиной.

Цель: Определить уровень развития  творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

2.                 Диагностическая методика «Рисунок», автор Р.С.Немов.

Цель: Выявить наличие основ фантазии.

3.                 Диагностическая методика «Дорисовывание фигур», автор Л.А.Венгер.

Цель: определение уровня воображения, способности создавать оригинальные образы.

Для выявления уровня развития воображения было проведено исследование в экспериментальной группе, на базе МБДОУ «ЦРР №21» в старшей группе №1 «Смешарики».

При проведении диагностической методики «Автомобиль без колес» в экспериментальной группе с детьми мы использовали заинтересовывающий момент на предстоящую деятельность: отправление в будущее и создание машины,  у которой вместо колес были разные предметы в виде лыж, яблок, санок, гусениц и т.д. чем было увлечено внимание и интерес детей к занятиям изобразительной деятельности.

В ходе проведенной диагностики было выявлено что: 4 детей (20%) находятся на высоком уровне. Дети используют оригинальные формы изображаемого предмета, не встречающуюся в реальном мире; оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета); оригинальный предмет (совершенно несовместимый с колесом, животное, стакан и тому подобное); оригинальная техника (использовании от 2 и более разных техник рисования- разбрызгивание мазки);

9 детей (45%) находятся на среднем уровне, дети изображают малооригинальные формы (реальный автомобиль, с элементами фантазирования (выдуманные дверки, фары, стекла и т.д); малооригинальное цветовое решение (смешивание красок отсутствует, но части машины разных цветов); малооригинальный предмет (в основе есть круг, что очень схоже с формой колеса); малооригинальная техника (использование одной техники);

7детей (35%) находятся на низком уровне, они используют неоригинальные формы (обычный, реальный автомобиль); неоригинальное цветовое решение (цвет однотонный, существующий у реальных машин); неоригинальный предмет (обычное колесо или нет предмета, замещающего его); неоригинальная техника (не использование ни одной техники).

Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Результаты беседы на выявление устойчивости интереса дошкольников в экспериментальной группе

При проведении диагностической методики «Рисунок», в экспериментальной группе детям предлагалась следующая проблемная ситуация: «Ребята мне пришло письмо от Незнайке, который грустил из- за плохой погоды и попросил ребят нарисовать, что то яркое, красочное, необычное, чтобы в его стране изменилась погода.». После чего, ребенку предлагался лист бумаги и нарисовать с помощью 6 разноцветных фломастеров что – то необычное.

По результатам диагностической методики  было выявлено что: 5 детей (25%) находятся на высоком уровне. Придуманная ими вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом;

9 детей (45%) - на среднем уровне. Придуманные вещи необычные, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех;

6 детей (30%) находятся  на низком уровне. Дети за отведенное на выполнение задания время (5 мин) так и не смогли ничего придумать и нарисовать.

Результаты диагностической методики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2

                Результаты диагностической методики «Рисунок»               

в экспериментальной группе

При проведении диагностической методики «Дорисовывание фигур», автором которой является Л.А.Венгер, мы использовали следующий заинтересовывающий момент: «Я шла по улице, и ко мне подошел почтальон, который передал коробку для детей старших групп. Сказал, что все задания внутри и отправить нужно по обратному адресу». Предлагалось комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы.

В ходе проведения диагностической методики было выяснено, что: 4 детей (20%) находятся на высоком уровне. Дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка;

12 детей (60%) – на среднем уровне. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

4 детей (20%) – на низком уровне. Дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

Результаты диагностической методики представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

Результаты диагностической методики «Дорисовывание фигур»

в экспериментальной группе

Таким образом, анализ результатов исследования в экспериментальной группе дал возможность определить 3 уровня развития воображения у дошкольников:

Высокий уровень сформированности изобразительных способностей выявлен у 4детей (20%). Дети используют оригинальную формы изображаемого предмета, не встречающуюся в реальном мире; оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета); оригинальный предмет (совершенно несовместимый с колесом, животное, стакан и тому подобное); оригинальная техника (использовании от 2 и более разных техник рисования- разбрызгивание мазки); придуманная ими вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Средний уровень сформированности изобразительных способностей выявлен у 9 детей (45%). Дети используют малооригинальные формы (реальный автомобиль, с элементами фантазирования (выдуманные дверки, фары, стекла и т.д); малооригинальное цветовое решение (смешивание красок отсутствует, но части машины разных цветов); малооригинальный предмет (в основе есть круг, что очень схоже с формой колеса); малооригинальная техника (использование одной техники). Придуманная ими вещь необычная, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Низкий уровень сформированности изобразительных способностей выявлен у 7 детей (35%). Дети используют неоригинальные формы (обычный, реальный автомобиль); неоригинальное цветовое решение(цвет однотонный, существующий у реальных машин); неоригинальный предмет (обычное колесо или нет предмета, замещающего его); неоригинальная техника (не использование ни одной техники). За отведенное на выполнение задания время (5 мин) они так и не могут ничего придумать и нарисовать, дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

По данной методике был проведен констатирующий эксперимент в контрольной группе на базе МБДОУ  «ЦРР № 21» с детьми старшей группы №2 «фантазеры» в количестве 20 человек.

При проведении диагностической методики «Автомобиль без колес» в контрольной группе с детьми было выявлено, что 6 детей (30%) находится на высоком уровне, дети используют оригинальную формы изображаемого предмета, не встречающуюся в реальном мире; оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета); оригинальный предмет (совершенно несовместимый с колесом, животное, стакан и тому подобное); оригинальная техника (использовании от 2 и более разных техник рисования- разбрызгивание мазки).

14 человек (70%) показали средний уровень. Дети используют малооригинальную форму (реальный автомобиль, с элементами фантазирования (выдуманные дверки, фары, стекла и т.д); малооригинальное цветовое решение (смешивание красок отсутствует, но части машины разных цветов); малооригинальный предмет (в основе есть круг, что очень схоже с формой колеса); малооригинальная техника (использование одной техники).

Низкий уровень не выявлен.

Результаты диагностической методики представлены на рисунке 4.

Рисунок 4

Результаты диагностической методики «Автомобиль без колес» в контрольной группе

При проведении диагностической методики «Рисунок» было выявлено, что: 5 детей (25%) находятся на высоком уровне. Придуманная ими вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом;

11 детей (55%) - на среднем уровне. Придуманные вещи необычные, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех;

4 детей (20%) находятся  на низком уровне. Дети за отведенное на выполнение задания время (5 мин) так и не смогли ничего придумать и нарисовать.

Результаты диагностической методики представлены на рисунке 5.

Рисунок 5

Результаты диагностической методики «Рисунок»

в контрольной группе

При проведении диагностической методики «Дорисовывание фигур», было выяснено, что: 8 детей (40%) находятся на высоком уровне. Дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка;

12 детей (60%) – на среднем уровне. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Низкий уровень не выявлен.

Результаты диагностической методики представлены на рисунке 6.


 

Рисунок 6

Результаты диагностической методики «Дорисовывание фигур»

в контрольной группе

Таким образом, анализ результатов исследования дал возможность определить 3 уровня развития воображения у дошкольников в контрольной группе:

Высокий уровень сформированности изобразительных способностей выявлен у 6 детей (30%). Дети используют оригинальную формы изображаемого предмета, не встречающуюся в реальном мире; оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета); оригинальный предмет (совершенно несовместимый с колесом, животное, стакан и тому подобное); оригинальная техника (использовании от 2 и более разных техник рисования- разбрызгивание мазки); придуманная ими вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Средний уровень сформированности изобразительных способностей выявлен у 11 детей (55%). Дети используют малооригинальные формы (реальный автомобиль, с элементами фантазирования (выдуманные дверки, фары, стекла и т.д); малооригинальное цветовое решение (смешивание красок отсутствует, но части машины разных цветов); малооригинальный предмет (в основе есть круг, что очень схоже с формой колеса); малооригинальная техника (использование одной техники). Придуманная ими вещь необычная, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Низкий уровень сформированности изобразительных способностей выявлен у 3 детей (15%). Дети используют неоригинальные формы (обычный, реальный автомобиль); неоригинальное цветовое решение(цвет однотонный, существующий у реальных машин); неоригинальный предмет (обычное колесо или нет предмета, замещающего его); неоригинальная техника (не использование ни одной техники). За отведенное на выполнение задания время (5 мин) они так и не могут ничего придумать и нарисовать, дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

Обработав результаты проведенного исследования в экспериментальной и контрольной группах, по трем методикам, мы пришли к выводу: в экспериментальной группе на высоком уровне – оказался 4 чел., что составило (20%), на среднем уровне - 9 чел., что составило (45%), на низком уровне – 7 чел., что составило (35%).

В контрольной группе на высоком уровне –6 чел., что составило (30%), на среднем уровне - 11 чел., что составило (55%), на низком уровне – 3 чел., что составило (15%).

Наглядно результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены на рисунке 7.


 

Рисунок 7

Результаты констатирующего эксперимента

в экспериментальной и контрольной группах

 

Учитывая тот факт, что 80% экспериментальной группы обладают средним и низким уровнем развития воображения возникает необходимость в организации систематической работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования.

Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования станет следующим этапом нашего эксперимента, т.е. формирующий эксперимент.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты. Важнейшими составными частями процесса воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Сам процесс воображения совершает полный круг деятельности, который будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Для изобразительной деятельности и развития творческого потенциала ранний возраст играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Изобразительная деятельность ребенка всегда конкретна. Как только у неопределенной формы появляются какие-то детали, это уже образ, так как ребенок мыслит предмет в действии, добавляя недостающее звуками, собственным движением. Постепенно количество деталей в изображении нарастает, образ становится богаче.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать изобразительную деятельность ребенка своеобразной и выразительной.


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.                 Венгер, Н.Ю., Путь к развитию творчества[Текст]/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - стр. 32-38.

2.                 Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие [Текст]/В.И. Волынкин. – М.: Феникс. - 2007. – 448с.

3.                 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

4.                 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

5.                 Дьяченко О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 96с.

6.                 Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. – с.34-35

7.                 Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольника/О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.

8.                 Ендовицкая Т. О. развитии творческих способностей/Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. - стр. 73-75.

9.                 Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/Е.В.Заика//Вопросы психологии. – 1993. - №2. - стр. 54-58.

10.            Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2008. – 24с.

11.            Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании: Учебное пособие/Л.С.Коршунова. – М.: Педагогика, 1979. – 246с.

12.            Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с.

13.            Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 1989. - №12. – с.45-47

14.            Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с.

15.            Полуянов Д.С. Воображение и способности/ Д.С.Полуянов. – М.: Знание, 1985. – 50с.

16.            Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.

17.            Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144с.

18.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./С.Л.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 374с.

19.            Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие/ Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672с.

20.            Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 336с.


 

21.            Скачано с www.znanio.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы

ВВЕДЕНИЕ В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы

Не смотря на достаточно большой опыт изучения воображения, способы и приемы его развития, влияния изобразительной деятельности на развитие этого психического процесса, поиски оптимальных и эффективных…

Не смотря на достаточно большой опыт изучения воображения, способы и приемы его развития, влияния изобразительной деятельности на развитие этого психического процесса, поиски оптимальных и эффективных…

Гипотеза развития воображения старших дошкольников, будет эффективна, если: 1

Гипотеза развития воображения старших дошкольников, будет эффективна, если: 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Воображение порождает «образ» того что лишь будет создано в процессе творческой работы [3, с

Воображение порождает «образ» того что лишь будет создано в процессе творческой работы [3, с

Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве

Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве

А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием

А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием

А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с

А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с

Также процесс воображения тесным образом зависит от ведущей деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта

Также процесс воображения тесным образом зависит от ведущей деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное…

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное…

Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка

Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка

При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок

При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули

Важно формировать у детей познавательные интересы

Важно формировать у детей познавательные интересы

Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

Индивидуальная работа с дошкольниками

Индивидуальная работа с дошкольниками

Схема 1 Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

Схема 1 Система работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через использование рисования

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

По второму критерию: · необычность, оригинальность образов; · богатство фантазии (разнообразие образов); · глубина и проработанность (детализированность) образов; · впечатлительность, эмоциональность образов

По второму критерию: · необычность, оригинальность образов; · богатство фантазии (разнообразие образов); · глубина и проработанность (детализированность) образов; · впечатлительность, эмоциональность образов

Репродуктивное воображение дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы)

Репродуктивное воображение дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы)

В ходе проведенной диагностики было выявлено что: 4 детей (20%) находятся на высоком уровне

В ходе проведенной диагностики было выявлено что: 4 детей (20%) находятся на высоком уровне

При проведении диагностической методики «Рисунок», в экспериментальной группе детям предлагалась следующая проблемная ситуация: «Ребята мне пришло письмо от

При проведении диагностической методики «Рисунок», в экспериментальной группе детям предлагалась следующая проблемная ситуация: «Ребята мне пришло письмо от

В ходе проведения диагностической методики было выяснено, что: 4 детей (20%) находятся на высоком уровне

В ходе проведения диагностической методики было выяснено, что: 4 детей (20%) находятся на высоком уровне

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка

Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки

Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки

При проведении диагностической методики «Рисунок» было выявлено, что: 5 детей (25%) находятся на высоком уровне

При проведении диагностической методики «Рисунок» было выявлено, что: 5 детей (25%) находятся на высоком уровне

Рисунок 6 Результаты диагностической методики «Дорисовывание фигур» в контрольной группе

Рисунок 6 Результаты диагностической методики «Дорисовывание фигур» в контрольной группе

Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей

Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей

Рисунок 7 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Рисунок 7 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1.

Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е

Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018