Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа по логоритмике «Музыкальный речецветик» направлена на обеспечение
двигательной потребности детей, на развитие их моторики, координации движений,
ориентировки в пространстве, улучшение эмоционального состояния посредством
сочетания слова и движения. Это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой
являются речь, музыка и движение.
Новизна программы:
Новизна программы состоит в том, что в что в ней использованы новейшие методы
комплексного воздействия на профилактику и преодоление нарушений речи.
Специфические средства воздействия на дошкольников, свойственные логопедической
ритмике, способствуют общему разностороннему развитию детей: регулирует процессы
возбуждения и торможения; постепенно формирует координацию движений, их
переключаемость, точность; развивает пространственные представления. Программа
разработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В
логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность
(общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие
приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально
речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или
музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Актуальность программы:
Последние исследования показали тесную связь трудностей в обучении
первоклассников с недостаточной сформированностью невербальных форм психических
процессов, таких, как зрительнопространственные представления, слухомоторные и
оптикомоторные координации, общая моторика, с нарушением процесса внимания, а
также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями.
Актуальность программы обусловлена тем, что логоритмика является эффективным
методом профилактики и преодоления этих нарушений, способствует формированию всех
параметров готовности к школе, так как направлена на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться
в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на
здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например,
сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы
психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы «Музыкальный речецветик»
объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий,
которые находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение
выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и
техники; единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы,
звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при
воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений,
команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение
работы. В программе также заложены возможности предусмотренного ФГОС
формирования у дошкольников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. Занятия положительно влияют на умственное
развитие детей, создают благоприятные условия для развития творческого воображения.
Бесспорно также их воздействие на развитие когнитивных функций.
Цель программы:
Цель программы по логоритмике «Музыкальнй речецветик» заключается в
обеспечении общего развития дошкольников, развития общей и речевой моторики,
эмоциональноволевой сферы,
воспитанию положительных качеств личности,
эстетическому воспитанию.
А также целью программы является коррекция и
профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания
слова и движения.
Задачи программы:
оздоровительные:
укреплять костномышечного аппарат;
развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку, плавность и
динамичность движений;
обучающие:
формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления и
способности произвольно двигаться в пространстве,
развивать переключаемость, координацию движений;
воспитательные:
развивать чувство ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи
ритмическую выразительность,
развивать умения перевоплощаться, проявлять художественнотворческие
способности.
воспитывать положительные личностные качества, чувства коллективизма,
обучать правилам игры.
Условия организационнопедагогической деятельности:
Согласно СанПин нормам комплектование групп дошкольного возраста с
сохранным интеллектом и не имеющим ограниченных возможностей в развитии
допускается до 10 – 12 человек. Продолжительность занятий не более 25 минут.
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Наполняемость группы: 1012 человек
Основной возраст 5 – 7 лет
Количество занятий 17 в год (2 раза в месяц) Ожидаемые результаты:
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить
положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной
систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся
общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве,
движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять
различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и
предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию
личности в целом. По окончании реализации данной программы, обучающиеся должны
иметь следующие знания, умения, навыки:
Сформированность слухового внимания и двигательной памяти.
Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, умения
выразительно передавать заданный характер, образ.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата,
Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
правильное произношение звуков отдельно и в слоговых рядах.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
быстро реагировать на смену движений.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Положительная динамика развития музыкальных и творческих способностей детей в
соответствии с индивидуальными возможностями.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой)
Диагностика проводится в начале учебного года учителемлогопедом и музыкальным
руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики,
речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических
занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного
года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в
процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка,
дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа,
слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1й элемент:
.. ..
2й элемент:
…
3й элемент:
4й элемент: …
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу
педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5балльной
шкале:
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение от одного движения к другому
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По
1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3
х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту
рубим, рубим». Оценка от 1 до 3х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1
баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1
баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Для отслеживания результатов проводится экспресс – диагностика в бальной
системе, по разделу «Наличие отсутствие движения» и более полное обследование
состояние психомоторики на начало и конец учебного года, что позволяет уточнить
картину психомоторного состояния детей, выявить отставание двигательных, умственных
навыков или улучшение показателей. Подобное обследование позволяет наметить пути
индивидуальной коррекции.
Принципы построения программы:
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические
занятия планируются, проводятся и анализируются
учителемлогопедом, музыкальным
руководителем. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются
совместно с медицинскими работниками ОУ. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию
языка в целом как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок
усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы
усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка
формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача
педагога соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним
звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков той же
фонетической группы и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает
артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь
позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии
ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение
предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым с учетом уровня развития
ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический
материал, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют трудные звукосочетания,
много гласных звуков выступает как одно из важных основных условий коррекции.
Принцип индивидуальноличностной ориентации воспитания. Главная цель образования
– ребенок, развитие которого планируется с учетом его индивидуальных и возрастных
особенностей.
Принцип активного обучения. На занятиях используются активные формы и методы
обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение
оздоровительных упражнений в движении под музыку.
Принцип результативности.
Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Содержание занятий:
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция
– основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями
звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат
ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов
артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над
артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность
языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
упражнения на развитие диафрагмальнобрюшного дыхания,
1.
выработка продолжительного речевого выдоха,
2.
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
3.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные
качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти
упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только
развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются
звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое,
ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги
и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки,
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует
автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с
речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев
напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук,
мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает
мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также
остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального
произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с
детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и
пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная
мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении
настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.
Научнометодическое обеспечение программы:
«Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
«Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Модифицированная программа по логоритмике «Музыкальный речецветик» базируется на
основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
Учебное издание «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно
развивающее обучение. Начальные классы». Составитель Вохмянина Л. А. Дрофа, 2003.
Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетикофонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
Т. А. Ткаченко;
Учебнометодическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и
обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
Учебнопрактическое пособие для логопедов и медицинских работников
«Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 35 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А.
Яньшиной, Л. Д. Могучей;
Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.
Куликовской.
по логоритмике:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В.
Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
Сергиенко;
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И.
Ковалько.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М:
Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М.
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
Компьютер.
Магнитофон.
Баян.
Детские музыкальные инструменты. Презентации с использованием ИКТ.
СD диски с аудиоматериалом для занятий.
Список использованной литературы:
Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Авторсост. Н. И. Еременко. – Волгоград:
Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического
Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.сост. Т. С. Никанорова, Е. М.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.
Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.:
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА ПРЕСС,1993;
Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы
предшкольного образования. СПб.: ЛОИРО, 2007;
М.: ТЦ Сфера, 2008;
Речь, 2007;
физкультура с детьми 35 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно
практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство
«Гном и Д», 2001;
дошкольного образовательного учреждения. СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2001;
ИТД «Корифей». 2009;
развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». М.:
ЛИНКАПРЕСС, 1999;
Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников.
М.: ТЦ Сфера, 2007;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 34 лет. М.:
ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. –
М.: ТЦ Сфера, 2004;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки
физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр.
М.: ВАКО, 2005;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми
нарушениями речи. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами
ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка
Пересс, 2000;
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2001;
пед.интов, учащихся пед. Учщ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей
дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. М.: Просвещение
Владос, 1994;
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. 1998. № 9, с. 115119;
Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. 1998. №2,
с. 141144;
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. М.: ООО
«Издательство АСТ», 2004;
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетикофонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. М.: Просвещение, 1987;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство
«Лань», 2002;
Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин.
М.: Айриспресс, 2007;
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальный речецветик» Возраст: старший дошкольный возраст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.