Актуальность и просто необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. . В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития и образования детей. Имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по обучению детей Правилам дорожного движения (ПДД), но чаще всего этот материал используется эпизодически, не в системе. Поэтому мною разработана программа дополнительного образования «Путешествие в страну Дорожных знаков» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).Программа предполагает 2 этапа реализации. В формате каждого этапа учтены возрастные особенности детей, сформулированы задачи, определены темы. С целью мониторинга достижений детей выделены показатели усвоения детьми содержания программы, разработаны диагностические задания и перспективные планы (тематические проекты). Мониторинг с детьми проводится дважды: в начале и в конце учебного года. Мониторинг проводится по следующим показателям: знание безопасного поведения, умение принимать решение, коммуникативность.
«Путешествие в страну Дорожных знаков»
Программа дополнительного образования для детей старшего
дошкольного возраста
Автор: Спицина Л.А.,
воспитатель МАДОУ
Детский сад № 14 корпус № 10
г.Губахи
Пояснительная записка
Любая общепринятая норма поведения должна быть осознанна и принята
человеком – только тогда она станет действенным результатом его поведения.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением
человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда
люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со
временем изменились условия жизни человека, изменились и правила
безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным
движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций,
большим скоплением людей,
Безопасность
жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и
технизацией жилища.
включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их
источников;
2. Разработка превентивных, или предупредительных мер;
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
«Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно на помощь позвать».
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема
охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и находилапрактическое выражение в некоторых программах, документах, методической
литературе и опыте дошкольного воспитания.
Время не стоит на месте, данная проблема стоит и в наши дни. В новых
Федеральных государственных требованиях безопасность выделена в
отдельную образовательную область – «Безопасность». В данную область
познания вошли блоки – «Ребенок на улице», «Ребенок на природе», «Ребенок
дома», «Береги здоровье».
Актуальность и просто необходимость обучения детей правилам
дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто
причиной дорожнотранспортных происшествий являются именно дети.
Вопросы профилактики дорожнотранспортного травматизма достаточно
полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30х годов
ХХ века. В 1937 году В.М.Федяевской впервые были выделены причины
несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил
уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице;
неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Ею была доказана
возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по
преимуществу со старшей группы, «… такая работа должна быть постоянной,
вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Методы и приемы
позже были дополнены
обучения,
предложенные В.М.Федяевской,
Э.Я.Степаненковой, М.Н.Филенко и другими. Такая разработанность
проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях
до сих пор большое внимание уделяется изучению с детьми Правил
дорожного движения.
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны
и реализуются в единстве.
Принцип системности. Работа должна проводиться систематически, весь
учебный год, при гибком распределении материала.Следует по возможности использовать местные
Принцип сезонности.
условия, природные явления (гололед, слякоть, снегопад).
Принцип адресного подхода. Учет индивидуальных особенностей группы.
Принцип интеграции.
интегрироваться в целостный педагогический процесс.
Принцип координации деятельности педагогов.
Принцип преемственности, взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и семьи.
Содержание может естественно и ограниченно
В рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить
весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка. Это вызвано
спецификой дошкольных учреждений. В настоящее время в детских садах
реализуются различные комплексные и парциальные программы развития и
образования детей. Имеется достаточное количество методической
литературы, разработок, конспектов занятий по обучению детей Правилам
дорожного движения (ПДД), но чаще всего этот материал используется
эпизодически, не в системе.
Поэтому мною разработана программа дополнительного образования
«Путешествие в страну Дорожных знаков» для детей старшего дошкольного
возраста (57 лет).
происходит знакомство детей с ПДД,
Содержание программы:
последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и
от группы к группе. Постепенно подводим детей к усвоению ПДД, побуждая
их активно пользоваться словами, обозначающими направление и
местоположение предметов. Расширяются представления детей: улица может
быть широкой и узкой, по проезжей части движутся машины, переходы
бывают наземными и подземными и т. п. В возрасте 67 лет отдельные
сведения ПДД связываем в последовательную и стройную систему
представлений. Проводится знакомство детей с дорожными знаками, срегулированием движения сотрудниками ГИБДД, Необходимо постоянно
ставить перед детьми новые задачи, требующие от них проявления
самостоятельности, активности мышления, умения проявлять знания на
практике.
Одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и
применения знаний ПДД в жизненной ситуации, поскольку в игре задача
несколько облегчена. Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию
способствуют экскурсии, целевые прогулки, выполнение отдельных
поручений. Работа осуществляется в комплексе всего воспитательно
образовательного процесса, с учетом особенностей возраста детей,
окружающих условий, расположения дошкольного учреждения. Единые
требования к детям со стороны педагогов и родителей, способствуют
успешному овладению детьми ПДД.
Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дорогах,
проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам. Цель достигается
посредством целенаправленной активизации когнитивных процессов (воли,
памяти, внимания, воображения и др).
Задачи:
Обучающие:
1. Обогащать представления детей о Правилах дорожного движения.
2. Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для
пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД,
контролирующих движение на улице.
3. Продолжать знакомство с назначениями дорожных знаков и их
начертаниями.
4. Углублять знания детей о разнообразии транспорта, движении
транспорта, работе водителя, сигналах светофора.5. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
1. Развивать умения в правильном употреблении пространственной
терминологии (слева – направо, спереди – сзади, рядом, навстречу, на
противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.).
2. Развивать и обогащать словарный запас детей, активизировать речь.
3. Развивать воображения, память, мышление, умение анализировать,
делать выводы, оценивать ситуацию.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Воспитывать гордость и уважение к людям разных профессий, понимать
и осознавать значимость их труда.
3. В увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать правила
безопасности.
4. Воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.
Реализация программы.
Программа предполагает 2 этапа реализации. В формате каждого этапа
учтены возрастные особенности детей, сформулированы задачи, определены
темы. С целью мониторинга достижений детей выделены показатели усвоения
детьми содержания программы, разработаны диагностические задания и
перспективные планы (тематические проекты). Мониторинг с детьми
проводится дважды: в начале и в конце учебного года. Мониторинг
проводится по следующим показателям: знание безопасного поведения,
умение принимать решение, коммуникативность.
Учебная нагрузка.
Первый этап реализации программы (дети 56 лет). Проводится одно
занятие в неделю, длительность 2025 минут. Второй этап реализации программы (дети 67 лет). Проводится одно
занятие в неделю длительностью 2530 минут.
Любое занятие состоит из трех частей, однако проводится достаточно гибко.
Вводная часть направлена на установление эмоционального контакта с
детьми, на сообщение темы и включает мотивационно установочную беседу
в формате темы. Цель вводной части – знакомство, уточнение, конкретизация
знаний и представлений по данной теме. Беседа проводится в форме диалога
или полилога. Активно используются загадки, фрагменты художественной
литературы, игровые и проблемные ситуации, игровые персонажи и т.д.
Основная часть занятия – игровое взаимодействие с детьми. Цель:
активизация и развитие познавательных процессов. Внимание направлено на
знакомство, углубление, уточнение знаний, формирование сознательного
отношения к знанию и соблюдению ПДД, раскрытию направленного трудового
ритма сотрудников ГИБДД.
Заключительная часть занятия предполагает обобщение и определение
значения полученных знаний, их результативность, выявление и активизацию
субъективных смыслов, родившихся в процессе занятия, закрепление
положительных эмоций от полученных знаний.
Занятия проводятся с подгруппой детей 1015 человек.
Первый год обучения (дети 56 лет)
Возрастные особенности: Старший дошкольный возраст играет особую роль
в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения. Происходят большие
изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни
совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно
торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции.
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного,ситуативного поведения, к поведению, опосредованному правилам и нормам.
Формируются социальные представления морального плана. Расширяются
интеллектуальные возможности. Довольно уверенно дети осваивают
ориентацию в пространстве и на плоскости.
Показатели освоения программы:
1. Знание правил безопасного поведения
2. Умение принимать решение
3. Коммуникативность.
Высокий уровень: Ребенок знает назначение дорожных знаков «Пешеходный
переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»;
умеет ориентироваться в дорожных знаках; способен самостоятельно
рассказать и объяснить «почему?», «как?», «что нужно было сделать?»;
хорошо развита: речь, воображение, ориентировка на местности в
пространстве; выполняет задания самостоятельно; умеет выбрать правильную
линию поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм.
Средний уровень: Ребенок знает дорожные знаки; умеет ориентироваться в
дорожных знаках; с небольшой помощью взрослого выполняет задания и ищет
решение или выход из представленной проблемной или игровой ситуации; при
принятии решения ждет одобрения взрослого; старается выбрать правильную
линию поведения.
Низкий уровень:
Часто путает назначение дорожных знаков, слабо
ориентируется в пространстве и на плоскости; не ярко выражен интерес к
происходящему вокруг; практически не выполняет задания даже с помощью
взрослого.
Диагностические задания:
1. Какой транспорт перевозит грузы?
2. Какой транспорт перевозит пассажиров?
3. Назови правила поведения в автобусе.4. Назови машины специального назначения.
5. Что означают сигналы светофора?
6. Что такое улица?
7. Кто является пешеходом?
8. Назови правила поведения пешеходов.
9. Что такое переход?
10. Что такое проезжая часть?
11. Двухстороннее, одностороннее движение – это что?
12. . Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
13. Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
14. Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
Второй год обучения дети (67 лет).
Возрастные особенности: На седьмом году жизни происходят большие
изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально
личностном развитии ребенка, формируется готовность к предстоящему
школьному обучению
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к
определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и
правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами приводят к
формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого
поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность. В
выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт,
нравственные преставления, оценки, мнения окружающих. Развивающая
способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся
социальной направленности поведения старших дошкольников. На седьмом
году жизни расширяются возможности развития самостоятельной
познавательной деятельности.Показатели освоения программы:
1. Знание правил безопасного поведения
2. Умение принимать решение
3. Коммуникативность.
Высокий уровень: Ребенок знает назначение дорожных знаков, умеет
ориентироваться в дорожных знаках. Ребенок осознанно предвидеть опасные
события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости –
действовать. У ребенка присутствуют саморегуляция поведения, отстаивание
усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым.
Средний уровень: Ребенок иногда путает назначения дорожных знаков, с
небольшой помощью взрослого ориентируется во всех знакомых дорожных
знаках. При помощи наводящих вопросов пытается определить опасные
события, их последствия и возможности их избежать. Саморегуляция
поведения проявляется не во всех случаях (эпизодически). Ребенок пытается
отстаивать усвоенные нормы и правила поведения, но хватает уверенности в
своих знаниях.
Низкий уровень: У ребенка нет заинтересованности, все задания выполняет
только по установке взрослого, часто отказывается от выполнения заданий. А
если и выполняет, то неправильно. Не способен оценить созданную ситуацию.
Саморегуляция поведения отсутствует.
Диагностические задания:
1. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД.
2. На какие части делится дорога?
3. Правила перехода улицы.
4. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
5. Правила поведения на улице.
6. Где разрешается ездить на велосипеде?
7. Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»8. Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
9. Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
10. Покажи дорожный знак «Велосипедное движение»
11. Для чего нужен «Островок безопасности»?
12. Кто контролирует движение?
13. Что такое перекресток?
Используемая литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» СПб:
«Детство ПРЕСС» 2004 год
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Детство» примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт
Петербург СПб: «Детство ПРЕСС» 2011 год
3. Гарнышева П.П. «Как научить детей ПДД?» планирование занятий,
конспекты, кроссворды, дидактические игры. СанктПетербург СПб:
«Детство ПРЕСС» 2010 год
4. Данилова Т.И. «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного
возраста правилам дорожного движения. СанктПетербург СПб:
«Детство ПРЕСС» 2009 год
5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и другие «Правила дорожного движения
для детей дошкольного возраста» ООО «ТЦ Сфера» 2005 год6. Нифонтова С.Н., Гагитова О.А., Жук Л.Н. «Цикл развивающих и
тематических экскурсий для детей 47 лет» учебнометодическое
пособие. СанктПетербург СПб: «Детство ПРЕСС» 2010 год
7. Полынова В.К.,
Дмитриенко З.С.
«Основы безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста» планирование работы,
беседы, игры. СанктПетербург СПб: «Детство ПРЕСС» 2010 год
8. Стпаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах
дорожного движения» пособие для воспитателей детского сада. Москва
«Просвещение» 1978 год
9. Хабибуллина Е.Я «Дорожная азбука в детском саду» конспекты
занятий. СанктПетербург СПб: «Детство ПРЕСС» 2010 год
10.Шалаева С.П. «Дорожные знаки для маленьких пешеходов» ООО
«Издательство «Эксмо» 2007 год
Технологические характеристики организации работы кружка.
и
и
ц
а
т
н
е
и
р
о
е
ы
в
е
л
е
Ц
ы
н
ь
л
а
у
т
п
е
ц
н
о
К
ы
в
о
н
с
о
е
познавательноречевое развитие детей старшего дошкольного возраста
средствами познавательных бесед, проблемных и игровых ситуаций,
экскурсий и целевых прогулок в условиях содеятельности со
сверстниками и воспитателем.
положительная установка на произвольность, целеустремленность в
получении новой или расширении уже знакомой информации, создание
условий.
содействие становлению субъективно ценностного отношения детей к
безопасности и здоровьесбережению, моделей поведения средствами
игр, проблемных ситуаций и художественной литературы, бесед.
личностноориентированный подход (бережное отношение к личности
ребенка, уважение и доверие, оптимальный подход к перспективам
достижений каждого, педагогика успеха)
индивидуальный подход (учет индивидуальных и возрастных
особенностей).
Гибкости, вариативность образовательного процесса, связь с жизнью. Деятельность детей организована в контексте старшего дошкольного
возраста (интеллектуально – познавательного кружка).
Занятия организованы и проводятся по авторской программе
руководителя кружка.
Программа кружка носит познавательный характер; основа на
естественной потребности детей в познании, игре, самосознании.
Интеграция познавательного, речевого содержания, игры способствует
оптимальным условиям разностороннего развития детей.
Обучение: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемно
поисковый, интеграции; индивидуального подхода к каждому.
Организация непрерывного образования: целостность, этапность,
вариативность, гибкость.
Воспитания: уважение к индивидуальности и личности ребенка;
субъективизация отношения детей к безопасности, процессу игрового
взаимодействия.
Добровольность, право на активность, соблюдение правил культуры
поведения, игровых правил. Интегративный характер деятельности детей,
взаимосвязь умственной и продуктивнотворческой деятельности.
Формирование индивидуальности через вариативный характер решения
поставленных задач.
Малочисленные группы детей, учет возрастных и индивидуальных
особенностей и возможностей, индивидуальные занятия по просьбе
родителей.
а
к
и
ф
и
ц
е
п
С
я
и
н
а
ж
р
е
д
о
с
ы
д
о
т
е
М
ы
п
и
ц
н
и
р
П
и
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
о
ы
т
о
б
а
р
и
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
о
ы
м
р
о
Ф
й
и
т
я
н
а
з
Беседы, проблемнопоисковые ситуации, тематические диалоги,
экскурсии, целевые прогулки; моделирование и проектирование
деятельности, самостоятельные игры детей.
Самоанализ и самооценка, степень проявления активности и знание
правил культуры поведения в конкурсах, развлечениях, праздниках по
ПДД,
я
и
н
а
в
и
ж
е
л
с
т
о
ы
м
р
о
Ф
.
в
о
т
а
т
ь
л
у
з
е
рТехнологическая модель
организации процесса получение и обогащение знаний и представлений детей 57 лет о ПДД на занятиях кружка
Цель: Организация процессов поучения и обогащения знаний и представлений о Правилах дорожного движения,
безопасного поведения на улице и в транспорте. Развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных
представлений, мышления, анализа, самооценке, эмоциональноволевой сферы, активизация и обогащение речи детей.
Обогащать:
Совершенствовать умения:
Развивать способности:
Формировать:
Задачи:
конкретные
представления,
конкретные знания о ПДД;
практику поведения в
общественном транспорте
и на улице;
представления о труде
взрослых (водитель,
инспектор ГИБДД),
значимости труда людей
данных профессий;
знания о разнообразии
транспорта и
специализированном
транспорте.
слушать, наблюдать,
формулировать выводы,
прогнозировать
последствия тех или иных
действий; умозаключать,
устанавливать причинно
следственные связи;
принимать поставленную
задачу, выполнять
действия;
применять полученные
знания и правила в
жизненных или игровых
ситуациях.
к познавательно – речевой
деятельной и
интеллектуальной
деятельности;
к определению
безопасного поведения на
улице и транспорте;
к внутреннему плану
действий;
к самоанализу, к
самоконтролю, к
самоосуществлению;
активность в
познавательной
деятельности,
любознательность,
наблюдательность;
субъективноценностное
отношение к своей
безопасности и
безопасности окружающих
людей;
модели построения
конструктивных и
личностных
взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми
в формате
содеятельности;
целеустремленность и
познавательный интерес к
Приоритетные средства реализации задач – беседы, проблемные ситуации, экскурсии, сюжетные, подвижные и
дидактические игры. Активизация когнитивных процессов: восприятия, воображения, памяти, внимания, речи и т.п.
Средства реализации задач программы
ПДД и культуре
поведения.
1. Наблюдения за объектами
познания (транспорт, дорожные
знаки, светофор, дорожные
разметки, труд взрослых,
поведение людей).
2. Чтение художественной
литературы, просмотр
видеофильмов, слайдов о ПДД.
Выделение сущности
повествования и предмета нового
знания.
4. Обогащенная практика
содеятельности взрослого с
детьми.
5. Практика целесообразного
применения полученных знаний и
представлений в игровой
деятельности и жизненных
ситуациях.
1. Интегрированный характер
организации кружка (обогащение
и расширение знаний и
представлений о ПДД, дорожных
знаках, дорожных разметках,
определение направления, о
труде водителя, инспектора
ГИБДД и прочее) – чтение
художественной литературы,
решение интеллектуальных задач,
конструирование и пр.
2. Обучающая и игровая
содеятельность педагога с
детьми.
3. Разввающая среда для занятий:
макеты светофора, улицы,
дорожных знаков;
недорисованные картинки;
плакаты по ПДД, дорожным
ситуациям; перфокарты,
картинки с изображением видов
транспорта и транспорта
специального назначения
(материалы зависят от темы
1. Практика использования
наглядных и знаковых моделей.
2. Беседы информационного,
обобщающего, проблемно
поискового характера.
3. Организация паритетной
содеятельности со сверстниками
и педагогом.
4. Проектирование предстоящей
деятельности, игровых действий в
формате темы занятия.
5. Обогащенная практика
рефлексии.
1. Беседы познавательного и
этического характера.
2. Использование различных
видов наглядности перед
занятием и в их процессе
(демонстрационные картины и
плакаты, демонстрационный и
раздаточный материал,
художественная литература,
макеты, модели, сюжетные
картинки, слайды, атрибуты для
сюжетных и подвижных игр,
настольнопечатные игры).
3. Знакомство с разнообразными
способами действия: сравнение,
ориентировка, классификация,
анализ, обобщение и т. п.
4.Обогащенная практика
сопереживания (сорадости) со
сверстниками.занятия).
4. Обогащение практики
логического и образного
мышления, зрительного
восприятия (анализ и поиск
правильных и неправильных
ситуаций).
5. Практика решения проблемных
ситуаций.
Результат: обогащенная компетентность детей в области безопасности поведения в окружающем мире. Выраженный
интерес и ценностное отношение к правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства. Применение освоенных знаний и представлений в повседневной жизни.Учебно – тематический план первого года обучения (дети 56 лет)
Тема
Программные задачи
Развивающая среда
Сентябрь
1. «Наша улица»
(экскурсия по городу)
3. стр. 14
Вырабатывать навыки осознанного поведения к
соблюдению правил безопасности движения.
Расширить знания о правилах поведения
пешехода и водителя в условиях улицы.
Закрепить названия основных частей улицы,
их названия.
Два флажка красного цвета
2. «Пора, не пора – не
ходи со двора»
7. стр. 68
Уточнить знания детей о правилах поведения
на улице (не играть на проезжей части,
кататься на велосипедах во дворе или на
детской площадке).
Магнитная доска, картинки с
изображением дорожных
ситуаций.
3. «Транспортный
мир»
9. стр. 35
Познакомить детей с понятием «транспортный
мир», с великим многообразием этого мира;
расширить знания, связанные с объектами
транспортного мира.
Слайды на тему
«Транспортный мир»,
электромеханические
игрушки
Вводная
часть
Основная
часть
Заключ.
часть
Всего
минут
5
5
5
20
15
15
5
5
5
30
25
254. Велосипед на улицах
города»
9. стр. 37
Способствовать формированию культуры
поведения на дорогах. Учить детей различать
дорожные знаки, определять места для игр и
катания на велосипеде; познакомить с
дорожными знаками, регламентирующими
передвижение велосипеда
Слайды (дорожные
происшествия), карточки со
знаками дорожного движения;
плакаты, иллюстрирующие
правила передвижения на
велосипеде.
5
15
5
25
Октябрь
1. «Школа пешеходных
наук»
4. стр. 66
Знакомить детей с работой светофора, с
машинами специального назначения. Уточнить
названия и назначение некоторых видов
транспорта, дорожных знаков. Развивать
внимание, мелкую моторику рук,
выразительность речи; воспитывать в ребенке
грамотного пешехода.
Костюм «Светофора», макеты
пешеходного и транспортного
светофоров, макеты
светофоров для каждого
ребенка. Плакаты «Дорожные
происшествия», дорожные
знаки
2. «Мостовая для
машин – тротуар для
пешехода»
7. стр. 70
3. «Наблюдение за
движением транспорта
и работой водителя»
(целевая прогулка)
Уточнить представления детей о правилах
уличного движения (проезжая часть улицы для
машин, а тротуар для пешеходов); продолжать
знакомить с правилами дорожного движения
по обочине, убедить в необходимости
соблюдать их.
Расширять знания детей об улице: дорога
делится на две части – проезжая и тротуар;
улиц в городе много, место пересечения улиц,
называется «перекресток»; по мостовой
машины движутся в несколько рядов;
Магнитная доска, картинки с
изображением дорожных
ситуаций, слайды
Два флажка красного цвета
5
5
5
15
5
25
15
15
5
5
25
258. стр. 24
4. «Знаки,
предупреждающие
водителя и пешехода
от опасностей на
дороге»
9. стр. 36
Ноябрь
1. «Машины на нашей
улице»
4. стр. 74
сплошная или прерывистая белая полоса делит
проезжую часть дороги на две части, благодаря
чему обеспечивается спокойное двухстороннее
движение; на улице можно увидеть разные
автомобили. Каждый водитель должен
внимательно следить за движущимся
транспортом, сигналами светофора,
дорожными знаками.
Познакомить детей с некоторыми дорожными
знаками.
Стенд с дорожными знаками –
«Скользкая дорога», «Дети»,
«Дорожные работы»,
«Пешеходный переход»,
«Выброс гравия»
Расширять представления детей о
пассажирском транспорте. Продолжать
закреплять знания о грузовом транспорте и
машинах специального назначения. Развивать
мышление, память. Воспитывать культуру
поведения в общественном транспорте.
Картины с изображением
машин, перфокарты «Мы
идем через улицу», «О чем
забыли друзья?», игрушечные
грузовые машинки и рули,
атрибуты для сюжетно
ролевой игры «Автобус»,
телефон.
2. «О полосатой
«зебре» и дорожном
Расширять у детей знания ПДД (улицу можно
переходить в специальных местах – подземных
и наземных переходах). Напомнить о значении
Макет улицы, дорожные знаки
«Пешеходный переход»,
«Движение пешеходов
5
5
5
15
5
25
15
5
25
15
5
25знаке «Пешеходный
переход»
7. стр. 72
дорожного знака «пешеходный переход». Дать
представление о дорожном знаке «Движение
пешеходов запрещено».
запрещено»
3. «Быть примерным
пешеходом
разрешается»
3. стр. 15
4. «Путешествие по
городу» (экскурсия)
6. стр. 61
Учить детей адекватно реагировать на
дорожные ситуации, прогнозировать свое
поведение в разных ситуациях.
Иллюстрации с изображением
дорожных ситуаций, фишки
2 красных флажка
Познакомить дошкольников с понятием «малая
родина», с улицами, жилыми домами,
общественными зданиями. Уточнить знания о
правилах поведения на улице, о ПДД.
Воспитывать чувство ответственности за свой
город.
.
Декабрь
1. «Легковые, грузовые
и специальные
транспортные
средства»
9. стр. 39
2. «Труд водителя»
Расширять знания детей о городском
транспорте; развивать воображение, память.
Активизировать речь детей.
Игрушечные транспортные
средства
Уточнять представления об одностороннем,
двухстороннем движении, о видах транспорта:
Иллюстрации: воздушного,
водного, наземного
5
5
5
5
15
20
15
15
5
5
5
5
25
30
25
254. стр. 78
3. «Красный, желтый,
зеленый»
7. стр. 73
4. «Правила для
пешеходов»
8. стр. 28
Январь
1. «Улица большого
города»
4. стр. 81
2. «Дорожная
разметка»
воздушном, водном, наземном. Углублять
знания о труде водителя. Уточнить знания о
дорожных знаках и их назначении. Развивать
умение дифференцировать сигналы светофора
(транспортного, пешеходного). Воспитывать
внимание, умение ориентироваться в
сложившейся ситуации.
Уточнять у детей знание значений сигналов
светофора; развивать память, внимание,
сообразительность, быстроту реакции в
принятии решения.
Расширять знания детей о правилах поведения
на дороге и использование этих знаний в
игровой ситуации. Развивать воображение,
память, внимание, связную речь.
Уточнить представления детей об улице, ее
особенностях. Помочь понять, как дают
названия улицам. Развивать умение
образовывать прилагательные от
существительных. Воспитывать желание
соблюдать ПДД.
Познакомить детей с видами дорожной
разметки и многополосным движением.
транспорта, дорожные знаки,
дорожные нарушения;
перфокарта «А нука,
отгадай!», простые карандаши.
Макет улицы со светофором,
дорожными знаками,
автомобилями; картинки с
изображением транспорта;
шапочка с огоньками
светофора.
Макет улицы со светофором,
дорожными знаками,
автомобилями.
Макет улицы, игрушечные
машинки, дорожные знаки,
зеркало, указка.
Набор слайдов или рисунков
по теме «Дорожная разметка».
«Дорожная разметка» на полу,
5
5
5
5
15
15
15
15
5
5
5
5
25
25
25
259. стр. 41
3. «Что такое
перекресток?»
7. стр. 75
4. Конкурс «Лучший
пешеход»
3. стр. 17
Февраль
1. «Регулировщик и его
работа»
9. стр. 42
2. «История
транспорта»
4. стр. 84
Рассмотреть иллюстрацию с изображением
оживленного перекрестка. Побуждать детей к
внимательному прослушиванию короткого
рассказа. Учить ставить вопросы к
прочитанному произведению.
Уточнить практические навыки детей по ПДД
через блиц – вопросы, дидактические игры.
Развивать внимание, способность к быстрому
принятию решений; активизировать речь.
все для игры «Движение в
городе»
Иллюстрации с изображением
дорожного перекрестка
Плакаты, фишки,
дидактические игры по ПДД.
Познакомить детей с работой регулировщика;
научить показывать сигналы – «»Остановись»,
«Внимание», «Путь свободен» и действовать в
соответствии с ними.
Познакомить детей с историей транспорта.
Учить сравнивать старинный транспорт с
современным. Расширять знания ПДД.
Развивать у детей целенаправленное
восприятие. Воспитывать чувство
ответственности.
Плакат – экипировка
инспектора ГИБДД; слайды –
сигналы регулировщика;
красные, желтые и зеленые
круги.
Иллюстрации с изображением
старинного транспорта;
перфокарта «Правильно – не
правильно», костюм бабушки.
3. «Наблюдение за
Закреплять знания детей о том, что светофоры
управляют сложным движением транспорта и
пешеходов. Воспитывать культуру поведения
2 красных флажка.
5
5
5
5
5
15
15
15
15
20
5
5
5
5
5
25
25
25
25
30работой светофора»
(целевая прогулка)
7. стр. 77
4. «Поведение
пешехода на
перекрестке»
9. стр. 45
Март
1. «Движение
пешеходов вдоль
шоссе»
7. стр. 77
на улице. Воспитывать любознательность,
внимание, память, активизировать речь детей.
Углубить знания детей о регулировании
движения пешеходов. Познакомить с
некоторыми знаками, регламентирующими
движение пешеходов.
Иллюстрации по теме,
элементы экипировки
регулировщика, дорожные
знаки.
Познакомить с правилами поведения на
загородных участках дороги; закрепить ранее
полученные знания о дорожных знаках и их
обозначениях.
Части дорожных знаков;
атрибуты к сюжетной игре
«Походка и настроение»
2. «Как вести себя при
выходе из транспорта»
10. стр. 55
Закреплять знания детей о безопасности при
выходе из транспорта. Развивать внимание,
способность оценивать сложившуюся
ситуацию.
Иллюстрации или слайды к
теме.
3. Дидактическая игра
«Найди и расскажи»
7. стр. 79
Упражнять в умении находить названный
дорожный знак, рассказать о его назначении.
Развивать интерес к изучению дорожных
знаков.
Демонстрационные и
раздаточные карточки с
дорожными знаками.
4. «Опасные участки на
пешеходной части
Продолжать знакомить детей с опасными
ситуациями, которые могут возникнуть на
отдельных участках пешеходной части улицы и
соответствующими мерами предосторожности:
Цветные карандаши,
фломастеры, листы – задания
из тетради «Безопасность» № 4
5
5
5
5
5
15
15
15
15
15
5
5
5
5
5
25
25
25
25
25улицы»
1. стр. 125
Апрель
1. «Занятие – тренинг
по ПДД»
3. стр. 17
2. «Школа пешеходных
наук»
5. стр. 17
3. «Если ты гуляешь
один»
7. стр. 80
4. «Катание на
велосипеде, самокате,
роликах в черте
города»
7. стр. 79
различными способами ограждения опасных
зон тротуара.
Формировать у детей способность
регулировать возбуждение и торможение,
быстро переключаться с активной
деятельности на пассивную и наоборот.
Развивать произвольное внимание. Научить
самостоятельно решать проблему.
Закрепить знания детей о правилах перехода
улицы без помощников; пешеходном переходе,
светофоре, правилах поведения в
общественном транспорте. Уточнить понятия
«перекресток», «двухстороннее движение».
Закрепить знание геометрических фигур.
Развивать у детей понятие о необходимости
соблюдения правил безопасности во время
прогулки без взрослых. Формировать навыки
поведения в отношениях с незнакомыми
людьми. Запомнить правило – «Не трогать на
улице незнакомые предметы»
Рассмотреть различные опасные ситуации,
которые могут возникнуть в городских
условиях при катании детей на велосипеде,
самокате, роликовых коньках. Научить
правилам поведения в таких ситуациях.
Магнитофон, музыка для
релаксации.
Макет светофора, пешеходный
переход, дорожные знаки,
игрушки.
Плакаты или слайды с
изображением разных
ситуаций.
Рисунки, плакаты, слайды.
5
5
5
5
15
15
15
15
5
5
5
5
25
25
25
25Май
1. Игра «Страна
ПДДейка»
9. стр. 46
2. «Что? Где? Откуда?»
5. стр. 22
Активизировать и проверить знания детей о
видах транспорта и назначении некоторых
дорожных знаков. Развивать стремление к
изучению дорожных знаков и применение их в
жизненных ситуациях.
Уточнить знания и представления детей о
ПДД, культуре поведения на улице и в
общественном транспорте. Развивать
способность находить выходы из проблемных
ситуаций. Развивать смекалку, мышление,
эмоциональноволевую сферу; активизировать
речь детей.
Костюм ПДДейки, фишки,
дорожные знаки, кубики с
изображением фрагментов
транспортных средств; форма
участников красного, желтого,
зеленого цветов; призы.
Круг с цифрами и стрелкой;
видео вопросы; фишки, призы.
5
5
15
20
5
5
25
30
Всего 34 занятия – 14, 5 часов (870 минут)
170
530
170
870
Учебно – тематический план второго года обучения (дети 67 лет)
Темы
Программные задачи
Развивающая среда
Сентябрь
1. «Строим улицу»
4. стр. 86
Закреплять и расширять знания детей о
профессии строителя. Совершенствовать знания о
правилах поведения в общественных местах,
умение выполнять ПДД. Развивать речь.
Воспитывать любознательность и интерес к
окружающему.
Предметные картинки:
транспорт, игрушки,
дорожные знаки; картинки с
недорисованными частями;
фишки; карандаши.
Вводная
часть
(мин)
Основная
часть
(мин)
Закл.
часть
(мин)
Всего
(мин)
5
20
5
302. «Знай и выполняй
правила уличного
движения»
7. стр. 82
3. «Остановка
пассажирского
транспорта»
(экскурсия)
8. стр. 47
4. «Правила
пешеходов и
пассажиров»
9. стр. 50
Иллюстрации с улицами
города или слайды, книга
Л.Дорохова «Зеленый,
желтый, красный»
7
13
5
25
2 красных флажка.
5
20
5
30
Закрепить с детьми знания правил уличного
движения: люди ходят по тротуарам, переходят
улицу по пешеходным переходам при
разрешающем сигнале светофора, детям играть у
дорог и на тротуаре нельзя, транспорт ездит по
правой стороне мостовой. Закрепить знание
сигналов светофора. Уметь определять по сигналу
светофора, в каком направлении разрешено
движение транспорта и людей.
Расширять знания детей о пассажирском
транспорте, специальных остановках около
тротуаров. Ожидать транспорта люди должны на
специальных площадках, а там, где их нет – на
тротуаре. Посадка и высадка пассажиров
разрешается только на остановках. Пассажиры не
должны придерживать двери, когда они
закрываются, открывать их, пока машина не
остановилась. Высовываться из окон или
выставлять какиелибо предметы тоже нельзя.
Закрепить ранее полученные знания о правилах
поведения пассажиров на остановках общественно
транспорта и в общественном транспорте.
Развивать стремление правильно вести себя в
транспорте и на улице.
Слайды на тему «Правила
поведения пешеходов»,
плакаты на тему «Правила
поведения пассажиров»;
карточки – дорожные знаки.
5
15
10
30Октябрь
1. «Зачем нужны
дорожные знаки»
7. стр. 84
2. Дидактическая
игра «Говорящие
знаки»
7. стр. 86
Закрепить знания детей о правилах поведения на
улице, вспомнить известный дорожный знак –
«Пешеходный переход», познакомить с новыми
дорожными знакомыми «Зебра», «Внимание»,
«»Осторожно, дети!»
Дорожные знаки –
предупреждающие,
запрещающие, указательные;
светофор.
Закреплять умения детей узнавать дорожный знак
по описанию. Развивать память, воображение,
внимание, быстроту реакции.
Карточки для ведущего с
дорожными знаками,
карточки с изображением
знаков у детей; фишки
3. «Улица города»
7. стр. 87
Уточнить и закрепить знания детей о правилах
поведения на улице, о различных видах
транспорта, о ПДД.
Картина «Улица города»
Закреплять знания о назначении знаков
«Одностороннее движение», «Пешеходный
переход», «Движение пешеходов запрещено».
Знакомить детей с сигнализацией машин, с
дорожным знаком «Въезд запрещен». Воспитывать
интерес и уважение к труду водителя.
2 красных флажка.
5
5
5
5
20
20
20
25
5
5
5
5
30
30
30
35
4. «Наблюдение за
движением машин и
работой водителя»
(целевая прогулка)
7. стр. 88
Ноябрь
1. «Изучение
Познакомить детей с некоторыми запрещающими
знаками; закрепить знания о ранее изученных
Плакат с запрещающими
знаками; карточки –
5
20
5
30запрещающих
знаков»
9. стр. 53
2 и 3. «Путешествие
Колобка по улице»
4. стр. 91
4. «Волшебный
семицветик»
3. стр. 30
Декабрь
1. «Здравствуй,
улица!»
4. стр. 95
знаках. Развивать память, мышление, речь.
Уточнять представления детей об «островке
безопасности». Закреплять полученные знания в
рисовании. Расширить знания об улице (уметь
находить сходства и различия между улицей и
дорогой), о дорожных знаках (уметь находить их с
помощью загадки). Развивать память, внимание,
наблюдательность. Воспитывать навыки
правильного поведения на улице.
Закрепить знания о ПДД, дорожных знаках,
правилах поведения на дорогах и автотранспорте,
Развивать мышление, наблюдательность,
внимание.
Продолжать знакомить детей с понятиями
«перекресток», «площадь». Продолжать
знакомить с ПДД. Учить практически, применять
знания в различных ситуациях. Развивать
мышление, зрительное внимание, умение
ориентироваться в окружающем мире.
Воспитывать чувство ответственности.
запрещающие знаки;
веревочка
Настольный театр, макеты
дорожных знаков, макет
перекрестка; игрушка
Колобок, перфокарта, макет
улицы.
Магнитная доска, «Цветик –
семицветик», игрушечный
жезл, макет светофора,
маркеры, макеты дорожных
знаков.
Иллюстрации или слайды:
обочина, перекресток,
площадь; недорисованные
дорожные знаки.
5
20
5
30
5
5
20
20
5
5
30
30
2.«Предписывающие
Познакомить детей с предписывающими знаками
и их характеристиками (форма, цвет). Учить
сравнивать предписывающие знаки и
запрещающие. Развивать мышление, зрительное
восприятие, обогащать речь детей.
Предписывающие и
запрещающие дорожные
знаки; атрибуты для
сюжетной игры.
5
20
5
30Уточнить знания детей о работе сотрудника ДПС,
уточнить значение его жестов. Воспитывать
внимание, сосредоточенность, умение
ориентироваться на сигналы регулировщика.
Воспитывать умение слушать и задавать вопросы,
уважать труд людей разных и нужных профессий.
Тексты, стихи, иллюстрации,
слайды по теме.
Заинтересовать детей и родителей подготовкой и
проведением развлечения. Уточнять знания детей
по ПДД. Доставить детям радость, вызвать
желание к участию в совместном мероприятии.
Ведущий, Дорожные знаки,
Кот, Светофор – родители;
карточки – дорожные знаки.
5
5
20
5
30
30
35
знаки»
9. стр. 54
3. «Беседа о работе
сотрудника ДПС,
встреча с
сотрудником ДПС»
7. стр. 90
4. Развлечение
«Путешествие в
страну Дорожных
знаков» совместно с
родителями
4. стр. 112Январь
1. Викторина
«Безопасное
поведение на улице и
в транспорте»
5. стр. 24
2.
«Информационные
знаки и знаки особых
предписаний»
9. стр. 55
4. «Опасные участки
на пешеходной части
улицы»
7. стр. 93
Выявить готовность ребенка к правильным
действиям в сложившейся ситуации на дороге,
улице.
Фишки, призы
Активизировать знания детей об информационных
знаках и знаках особых предписаний. Развивать
память, зрительное и слуховое внимание и
восприятие.
Макет микрорайона,
дорожные знаки.
Расширять представления детей о возникновении
опасных ситуаций, которые могут возникнуть на
отдельных участках пешеходной части улицы, и с
соответствующими мерами предосторожности.
Плакаты, слайды с
изображением опасных
участков на пешеходной части
улицы.
5
5
5
15
20
20
5
5
5
25
30
30Февраль
1. Встреча и беседа
«Работа сотрудника
ГИБДД»
4. стр. 101
Расширять представления детей о работе
сотрудника ГИБДД, объяснить значение его
жестов, его трудной работы. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать сосредоточенность,
умение реагировать на сигналы регулировщика.
Слайды о работе сотрудников
ГИБДД
2. «Знаки сервиса»
9. стр. 57
Познакомить детей с некоторыми знаками
сервиса, дать представление об их значении на
дороге. Развивать внимание, память, зрительное
восприятие.
Дорожные знаки, в том числе
знаки сервиса; все для
сюжетной игры
3. «Путешествие по
родному городу»
6. стр. 61
4. 4. «Поведение
пешехода на
перекрестке»
9. стр. 45
Март
1. «Твой приятель –
светофор»
4. стр. 102
Расширять представления детей о «малой
родине», улицами, жилыми домами и
общественными зданиями; о правилах поведения
на улице; о ПДД. Воспитывать чувство
ответственности за свой город.
Углубить знания детей о регулировании движения
пешеходов. Познакомить с некоторыми знаками,
регламентирующими движение пешеходов.
Слайды с изображением улиц,
дорог, зданий города Губаха.
Иллюстрации по теме,
элементы экипировки
регулировщика, дорожные
знаки.
Познакомить детей с историей изобретения
уличного светофора. Закреплять знания детей о
четырехстороннем светофоре. Развивать
зрительную память. Воспитывать умение
Фанерный светофор, сигналы
– желтый, красный, зеленый;
перфокарта «Сигналы»
5
5
5
5
5
20
20
20
20
20
5
5
5
5
5
30
30
30
30
302. «Улицы нашего
города»
3. стр. 32
3. «Велосипед»
4. стр. 106
4. «Сигналы
регулировщика»
5. стр. 26
Апрель
1. «Катание на
велосипеде
применять на практике полученные знания.
Расширить знания детей о правилах поведения
пешехода и водителя в условиях улицы.
Закрепить представления детей о светофоре.
Учить различать дорожные знаки
(предупреждающие, запрещающие,
информационно указательные,
предписывающие), предназначенные для водителя
и пешеходов.
Познакомить детей с историей создания
велосипеда. Расширять знания детей о средствах
передвижения. Уточнять правила безопасности
велосипедиста. Развивать слуховое внимание,
восприятие. Воспитывать желание соблюдать
правила безопасности.
Уточнять знания детей о сигналах регулировщика.
Закреплять ПДД. Развивать смекалку,
сообразительность, внимание, воображение.
5
20
5
30
5
5
20
20
5
5
30
30
Макеты светофора и
дорожных знаков; игрушечные
автомобили; велосипед,
дорожная разметка на полу,
удостоверение.
Иллюстрации или слайды из
истории велосипеда; самокат,
велосипед; карточки: «Чего
не должно быть», детская
коляска, велосипед.
Кукла Незнайка; светофор с
механическим
переключателем;
тематические плакаты; жезл;
атрибуты формы
регулировщика; кружки трех
цветов на каждого ребенка;
автобус из строителя.
Рассмотреть опасные ситуации, которые могут
возникнуть в городских условиях при катании на Карандаши, фломастеры,
листызадания из тетради
5
20
5
30(самокате, роликах)
в черте города»
1. стр. 124
велосипеде, самокате, роликовых коньках.
Уточнить способности детей использовать
правила поведения в таких ситуациях.
«Безопасность» № 4
2. «К кому можно
обратиться за
помощью, если ты
потерялся на улице»
1. стр. 129
3. «Фабрика
дорожных знаков»
3. стр. 31
4. «Давай
поиграем!»
3. стр. 36 38
Май
1. «Знаешь ли ты
свой адрес, телефон
и можешь ли
объяснить, где
живешь?»
Дети должны усвоить, что если они потерялись на
улице, то обращаться за помощью можно не к
любому взрослому, а только к полицейскому,
военному, продавцу.
Карандаши, фломастеры,
листызадания из тетради
«Безопасность» № 4
Воспитывать умение самостоятельно пользоваться
полученными знаниями о дорожных знаках и
правилах поведения в повседневной жизни.
Закреплять знания о ПДД.
Воспитывать самостоятельность, зрительную и
слуховую память, внимание.
Учить находить закономерности, лишнее в
цепочке и объяснять свой выбор; узнавать знаки
дорожного движения. Развивать память,
внимание, наблюдательность. Воспитывать силу
воли, желание достичь результата.
Карточки – дорожный
алфавит.
Дидактические игры «Найди
лишнее», «Автоинспектор и
водители», «Дорожные знаки»
5
5
5
20
20
20
5
5
5
30
30
30
Дети должны запомнить и твердо знать свой
адрес, или хотя бы уметь обозначить ориентиры,
которые помогут найти их место жительства.
5
15
5
251. стр.131
2. Игра – КВН
«Лучший пешеход»
7. стр. 95
Закрепить знания ПДД, дорожных знаков;
воспитывать стремление знать и соблюдать ПДД,
умения применять их в жизни. Приучать
выполнять правила культурного поведения на
улице и в транспорте.
3. Телевикторина
«Автогонщики,
вперед!»
9. стр. 59
Всего 34 занятия 16 часов 58 минут (995 минут)
Активизировать и проверить у детей имеющиеся
знания о ПДД. Совершенствовать умение
ориентироваться на макете города; развивать
воображение, память, внимание; активизировать
речь детей.
Дорожные знаки, плакаты о
ПДД, макет светофора.
Видеоматериалы с вопросами,
конверты; волчок, дорожные
знаки; палочка инспектора
ГИБДД; макет светофора,
микрорайона, призы.
5
5
25
25
5
5
35
35
167
663
165
995