Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” предназначена для учащихся 7-9 классов. Основное направление – исследовательская деятельность в области нумизматики.
Цели и задачи объединения:
• создание условий для развития личности ребенка;
• формирование и развитие исследовательских умений;
• ознакомление с некоторыми темами курса истории России более подробно;
• формирование мотивации обучающихся к изучению нумизматики, привлечение к коллекционированию монет.
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” рассчитана на 3 года обучения (по 2 часа неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю: первый час посвящен лекционной и теоретической работе (читаются лекции по истории, нумизматике, объясняются основы изучения монет); второе занятие проходит в форме практикума (исследовательская работа с нумизматическим материалом, работа с монетными каталогами и справочниками, с исторической литературой). В программу (на каждый учебный год) включены разделы, посвященные организационной, лекционной, практической и исследовательской работе.
Программа дополнительного образования.doc
Программа дополнительного образования "Увлекательная
нумизматика"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” предназначена для
учащихся 79 классов. Основное направление – исследовательская деятельность в области нумизматики.
Цели и задачи объединения:
создание условий для развития личности ребенка;
формирование и развитие исследовательских умений;
ознакомление с некоторыми темами курса истории России более подробно;
формирование мотивации обучающихся к изучению нумизматики, привлечение к
коллекционированию монет.
Программа объединения дополнительного образования “Увлекательная нумизматика” рассчитана на 3 года
обучения (по 2 часа неделю). Занятия проводятся 2 раза в неделю: первый час посвящен лекционной и
теоретической работе (читаются лекции по истории, нумизматике, объясняются основы изучения монет);
второе занятие проходит в форме практикума (исследовательская работа с нумизматическим материалом,
работа с монетными каталогами и справочниками, с исторической литературой). В программу (на каждый
учебный год) включены разделы, посвященные организационной, лекционной, практической и
исследовательской работе.
Данная программа посвящена изучению русских (в т. ч. Тверских) монет и позволяет больше заинтересовать
учащихся историей России и, в частности, историей Тверского края.
Отличительной особенностью программы “Увлекательная нумизматика” является изучение монет по
международным стандартам (российские стандарты устаревают, и предлагается новый подход в
исследовательской работе с материалом).
В содержание программы вошли разделы (см. Учебнотематический план) посвященные как
нумизматическому, так и историческому материалу, который необходим для изучения монет.
К концу каждого учебного года учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы, что
является своеобразным итогом обучения в объединении дополнительного образования.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Темы
Количество
часов
теория практик
1
2
3
Организационное
собрание
Общая нумизматика
Тверская нумизматика
ИТОГО: 35 + 33 = 68 часов
2
16
17
35
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
а
–
16
17
33№ п/п Темы
1
2
Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней
Руси
Царская нумизматика
Количество
часов
теория практик
а
17
17
34
17
17
34
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов
№ п/п Темы
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1
2
Советская нумизматика
Современная российская
нумизматика
ИТОГО: 34 + 34 = 68 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Организационное собрание.
Количество
часов
теория практик
а
17
17
34
17
17
34
Беседа с учащимися о целях и задачах занятий в объединении дополнительного образования. Беседа с
учащимися о правилах поведения, внешнем виде воспитанников.
2. Общая нумизматика
Лекционная часть: Понятие о нумизматике как о науке. Разделы нумизматики. Краткая история
развития нумизматики. История чеканки монет. Основы коллекционирования монет. Чистка монет.
Международные стандарты нумизматики. Основы изучения монет. Понятие о пробах монет.
Практическая часть: Применение полученных знаний: первые исследования монет, составление
характеристики монет. Обсуждение результатов исследований.
3. Тверская нумизматика
Лекционная часть: Тверская нумизматика и её положение в настоящее время. Историческая справка о
Тверском крае в XIII – XV веках. Влияние иноземных стран и народов на изображения на тверских
монетах.
Практическая часть: Создание каталога тверских монет. Идентификация монет.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Введение в русскую нумизматику. Нумизматика Древней Руси
Лекционная часть: История развития русской нумизматики. История Древней Руси. Денежные
системы Древней Руси. Нумизматика Древней Руси и ее особенности.
Практическая часть: Идентификация древнерусских монет. Изучение работ ученыхнумизматов.
Исследования древнерусских монет. Тверская нумизматика в аспекте нумизматики Древней Руси.
2. Царская нумизматика
Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы царской России. Денежные реформы
царской России. Чеканка монет из золота, серебра и платины. Монеты для Польши и других
подвластных России государств. Особенности царской нумизматики.
Практическая часть: Работа с каталогами. Изучение работ ученыхнумизматов. Работа с
нумизматическим материалом.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Советская нумизматика
Лекционная часть: Историческая справка. Денежные системы и реформы СССР. Особенности
советской нумизматики. Отдельные серии монет, памятные и юбилейные монеты. Нумизматика и
олимпиада 1980 года (г. Москва).
Практическая часть: Работа с каталогами. Работа с нумизматическим материалом. Исследовательская
работа учащихся.
2. Современная российская нумизматика
Лекционная часть: Современная нумизматика и ее проблемы. Изучение современных монет. Изучение
коллекции монет “Красная книга”. Денежные системы России. Изображения на современных
российских монетах. Отдельные коллекции монет.
Практическая часть: Исследование коллекции монет “Красная книга”. Исследование нумизматических
материалов учащихся. Исследование современных монет достоинством в 10 рублей и пр.
Качественный и количественный состав монет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия объединения дополнительного образования могут проводиться в различных формах:
самостоятельная исследовательская работа учащихся; лекция; посещение Тверского краеведческого музея;
организации монетных выставок и пр.
Для организации занятий творческого объединения необходим светлый, чистый учебный кабинет,
тематические коллекции монет (“Красная книга” и др.), весы (с точностью до сотых), штангельциркуль,
необходимое оборудование и реактивы для определения качественного и количественного состава монет.
К участникам творческого объединения предъявляются требования по определенной форме одежды –
деловая одежда.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.