Программа дополнительного образования "В мире добрых сказок"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 27.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общеобразовательная модифицированная общеразвивающая программа дополнительного образования "В мире добрых сказок" рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет. Отличительной особенностью Программы является её использование в системе работы «Школы раннего развития» наряду с такими программами, как «Занимательная математика», «Тропинка в экологию», «Волшебные пальчики», «Умей-ка» и «Движение», что способствует комплексному развитию детей.
Иконка файла материала Программа_В мире добрых сказок.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                        Данная   общеобразовательная   общеразвивающая   модифицированная программа   ориентирована   на  удовлетворение   познавательного   интереса обучающегося,   расширение   его   кругозора.   В   программе   реализуются   основные задачи,   направленные   на   совершенствование   развития,   обучения   и   воспитания подрастающего поколения.  В детской литературе важную роль играют сказки, так как они дают первые в жизни уроки доброты, наглядно демонстрируют, что такое хорошо и что такое плохо, закладывают основы нравственности. С помощью сказок дети развивают устную речь и получают представление об окружающем мире, полном загадок и чудес. Всю свою жизнь можно посвятить  разгадке этих тайн. Сказки любят не только дети, но и взрослые, потому что на простых примерах можно раскрыть серьёзные вопросы.                Направленность             Программа имеет социально­педагогическую направленность. На каждом занятии   обучающимся   предлагается   творчески   переосмыслить   содержание произведения, что способствует активизации и углублению знаний об окружающем мире,   стимулирует   интерес   к   изучению   литературных   произведений   на   новом уровне. Одновременно с этим развиваются коммуникативные способности детей.             Актуальность программы обусловлена тем, что она, учитывая  интересы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, способствует возможности творческого   самовыражения,   развивает   творческие   способности   детей,   речь, воспитывает   любовь   к   художественному   слову,  способствует   раскрытию творческого потенциала обучающихся.       Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что знания, умения и навыки, полученные детьми в процессе обучения,   такие   как   знание   художественных   произведений,   навыки   пересказа   и инсценировки могут быть применены как в дальнейшем образовательном процессе, так и в реальной жизни. Цели программы: всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей; создание условий для самореализации обучающихся в творчестве; ­ ­ ­ развитие индивидуальных творческих способностей; ­ развитие образного мышления и воображения. Данные цели могут быть достигнуты при реализации следующих задач:   Обучающие: ­ приобрести  сведения   о   видах   и   способах   создания   сказок,  знания   о традиционной системе ценностей, важных в повседневной жизни;    ­ научиться самостоятельности суждений при восприятии художественных произведений. 1Развивающие: ­ развивать у детей творческий потенциал, образное мышление; ­ развивать устную речь обучающихся; ­ пробуждать любознательность, интерес к чтению.  Воспитательные:  ­ прививать любовь и уважение к родине, родной природе, литературе; ­ ­ развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками. воспитывать художественный вкус;              Отличительной особенностью Программы является её использование в системе   работы   «Школы   раннего   развития»,   что   способствует   комплексному развитию детей.  Формы и методы обучения В   процессе   занятий   используются   различные  формы   занятий:   традиционные,    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:   конкурсы   и   другие.   беседы,   игры,   праздники, словесный  (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); ­ ­ наглядный  (показ   видео   и   мультимедийных   материалов,   иллюстраций, наблюдение и др.); ­ практический (пальчиковый театр, кукольный театр, использование игрушек и т.п.).     Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: ­ объяснительно­иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; ­ репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; ­ частично­поисковый     –   участие   детей   в   коллективном   поиске,   решение поставленной задачи совместно с педагогом.             Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: ­ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; ­ индивидуально­фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; ­ групповой – организация работы в группах.           Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по обеспечению усвоения учебного   содержания   в   соответствии   с   задачей;   способствовать   воспитанию   и развитию учащихся. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается   особенность   контингента   детей.  Каждое   занятие   является   формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно­ познавательную деятельность каждого ребенка, качества  знаний формируется в 2системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.  Основная форма занятия 1 Образовательная задача, решаемая на занятии 2 Методы 3 1. Познавательное занятие Передача информации. 2. Творческие упражнения 3. Игровая форма 4. Занятие – ролевая игра   ситуации Применение знаний в новых условиях.  Создание занимательности Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности,   углубление   и расширение знаний, перенос теоретического   учебного материала   в   практическую деятельность Объяснительно­ иллюстративный Частично­поисковый Репродуктивный Репродуктивный   и частично­поисковый Возраст детей, участвующих в реализации данной программы        Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4­5 лет.  Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе по 5­7 человек. Срок реализации программы: 1 год. Длительность занятий 20 минут с перерывом 10 минут.             Личностными  результатами  изучения   курса   является   формирование Ожидаемые результаты следующих умений:   оценивать поступки героев произведений как хорошие или плохие;  называть   и   объяснять   свои   чувства   и   ощущения   от   изучаемых произведений,   объяснять   своё   отношение   к   поступкам   с   позиции общечеловеческих нравственных ценностей;  в   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.       Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).        Регулятивные УУД:  учиться   высказывать   своё   предположение   (версию)   с   помощью педагога;  учиться   совместно   с   педагогом   и   другими   учениками   давать эмоциональную оценку деятельности все группы в целом на занятии. 3Познавательные УУД:  ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже известного с помощью педагога;   Коммуникативные УУД:  донести   свою   позицию   до   других:  оформлять   свою   мысль   в   устных ответах;         ­    слушать и понимать речь других.   Предметными  результатами  работы   являются   доступные   по   возрасту         начальные сведения о сказках, элементарный опыт творческой деятельности.          Подведение итогов  реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме викторины. Учебно­тематический план  Тема Количество часов Теорети ческих Практи­ ческих № 1 Вводное занятие. Знакомство с ТБ. Правила по ТБ. Мир сказок.  Русские народные сказки. 2 3 Сказки народов мира 4 Литературные сказки 5 Моя любимая сказка 6 Итоговое   викторина”                                 Итого занятие   “Сказочная 1 12 5 12 1 1 32 Содержание программы Программой предусмотрено проведение 32 занятий, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике. На вводном занятии проводится беседа о том, какую роль играют сказки в жизни людей. На каждом занятии новая сказка помогает получить уроки нравственности:  Русские народные сказки:  “Теремок”;  «Вершки и корешки»;  «Снегурочка»;  «Гуси­лебеди»;   «Пузырь, соломинка и лапоть»;   «Хаврошечка» и другие. 4При изучении сказки «Теремок» ребята принимают участие в инсценировке с помощью пальчикового театра. Беседа о пользе труда становится ключевой для обсуждения   сказок   «Вершки   и   корешки»,  «Пузырь,   соломинка   и   лапоть», «Хаврошечка». Снегурочку ребята раскрашивают в ходе изучения одноименной сказки.    Сказки народов мира:  «Три поросенка»;  “Красная шапочка”;  «Госпожа Метелица»;  «Два жадных медвежонка».                       Во время знакомства со сказкой «Два жадных медвежонка» ребята просматривают мультфильм, после которого проводится беседа о том, что такое жадность, чем она опасна и как от нее избавиться. В ходе инсценировок к сказкам «Три поросенка» и  “Красная шапочка” используется пальчиковый театр и песни трех поросят и Красной шапочки.  Литературные сказки:  «12 месяцев»;  «Кот­рыболов»;  “Яблоко”;  «Кто сказал мяу?»;  “Кошкин дом” и другие.            Среди литературных сказок выбраны такие авторы, как В. Даль, А. Толстой, С.Я.   Маршак,   В.   Сутеев,   Е.   Русакова.   Во   время   изучения   используются аудиокниги, мультфильмы. Ребята участвуют в игре­инсценировке к сказке «Кот­ рыболов», учатся делить яблоко, обсуждают правила пожарной безопасности для детей, которым учит «Кошкин дом».                                В конце учебного года обучающиеся готовят рассказ о своей любимой сказке и отвечают на вопросы. На итоговом занятии ребят ждет увлекательная викторина по изученным произведениям, все участники награждаются медалями «Знаток сказок».                                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, познание,   учение,   общение,   творчество.   При   этом   соблюдаются   следующие правила:  виды   деятельности   должны   быть   разнообразными,   социально   значимыми, направлены на реализацию личных интересов; детей.  деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:  воспитывающего характера сказок; 5 систематичности и последовательности;  доступности и посильности;  наглядности. Для каждого вида деятельности существуют свои особенности, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:  обязательное   формирование   у   детей  положительной   мотивации  к творческой деятельности;  получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;  обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности в условиях межличностного общения;  занятость каждого ребенка в течение всего занятия. Педагогические приемы:  Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение);  Организация   деятельности   (приучение,   упражнение,   показ,   подражание, требование):  Стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка и т.д.);  Сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования.           Методические разработки:  конспекты занятий;  разработки игр, бесед, презентаций;  аудиокниги;  мультфильмы по сказкам;  видеоразминки для детей;  викторина по сказкам;  тематическая папка «В гостях у сказки». МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                        Занятия проводятся в кабинете, где имеется необходимое для детей количество   столов   и   стульев.   В   работе   используется   мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран. При необходимости – магнитная доска. Для инсценировок используются:   пальчиковый театр животных, «Три поросенка», «Красная шапочка»,  деревянные фигурки,   перчаточные куклы,  6 маски,   ободки, таблички с изображением животных и птиц,  настольный театр сказок «Гуси­лебеди»,  настольная викторина по  сказкам,  набор для детского праздника «Сказки».                         Красочные   книги­гармошки,  раскладушки,  иллюстрации   к   сказкам помогают наглядно представить изучаемый материал.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гордиенко С.А. Пальчиковый театр. Теремок / С.А. Гордиенко – Изд. 3. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 12 с.: ил. – (Играем в сказку). 2. Заюшкина избушка / для чтения взрослыми детям. — М: ООО «Трейд», 2016 – (Книжка­панорамка). 3. Книжки серии «Книжка­гармошка» / для чтения взрослыми детям. — М: ООО «Трейд», 2017. 4. Сказки­малютки   /   В.   Сутеев,   С.   Маршак,   С.   Михалков   и   др;   худож.   Г. Алимов, С. Бордюг и Н. Трепенюк и др. – М.: Издательство «Аст», 2017. ­ 61 с.: ил. 5. Сказочные истории про зверят / И. Шестакова, О. Дмитриева, Е. Русакова и  другие. М.: Омега­пресс, 2017. 6. Сутеев В.Г. Сказки. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 126 с.: ил. – (Книга  детям). 7. Хрестоматия для младшей группы / М.Д. Юдаева. – М.: ООО «Самовар­ книги», 2018, ­ 186 с.: ил. – (Библиотека детского сада). 8. https://skazki.rustih.ru/skazki­dlya­detej­4­let/ 9. http://www.miloliza.com/russkie­narodnye­skazki 10.https://mnogo­skazok.ru/rubrica/skazki­dlya­detey­3­4­let/page/2/ 11.http://ped­kopilka.ru/vospitateljam/skazki­dlja­detei/skazki­dlja­detei­3­4­5­ let/page­4 12.https://mishka­knizhka.ru/skazki­dlya­detej­4­5­6­let/ 13.https://mamontenok­online.ru/skazki/ 14. http://vashechudo.ru/raznoe/skazki­dlja­detei­5­6­let.html СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Гордиенко С.А. Пальчиковый театр. Теремок / С.А. Гордиенко – Изд. 3. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 12 с.: ил. – (Играем в сказку). 2. Заюшкина избушка / для чтения взрослыми детям. — М: ООО «Трейд», 2016 – (Книжка­панорамка). 3. Книжки серии «Книжка­гармошка» / для чтения взрослыми детям. — М: ООО «Трейд», 2017. 74. Сказки­малютки   /   В.   Сутеев,   С.   Маршак,   С.   Михалков   и   др;   худож.   Г. Алимов, С. Бордюг и Н. Трепенюк и др. – М.: Издательство «Аст», 2017. ­ 61 с.: ил. 5. Сказочные истории про зверят / И. Шестакова, О. Дмитриева, Е. Русакова и  другие. М.: Омега­пресс, 2017. 6. Сутеев В.Г. Сказки. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 126 с.: ил. – (Книга  детям). 7. Хрестоматия для младшей группы / М.Д. Юдаева. – М.: ООО «Самовар­ книги», 2018, ­ 186 с.: ил. – (Библиотека детского сада). 8. https://skazki.rustih.ru/skazki­dlya­detej­4­let/ 9. http://www.miloliza.com/russkie­narodnye­skazki 10.https://mnogo­skazok.ru/rubrica/skazki­dlya­detey­3­4­let/page/2/ 11.http://ped­kopilka.ru/vospitateljam/skazki­dlja­detei/skazki­dlja­detei­3­4­5­ let/page­4 12.https://mishka­knizhka.ru/skazki­dlya­detej­4­5­6­let/ 13.https://mamontenok­online.ru/skazki/ 14. http://vashechudo.ru/raznoe/skazki­dlja­detei­5­6­let.html СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Гордиенко С.А. Пальчиковый театр. Теремок / С.А. Гордиенко – Изд. 3. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 12 с.: ил. – (Играем в сказку). 2. Заюшкина избушка / для чтения взрослыми детям. — М: ООО «Трейд», 2016 – (Книжка­панорамка). 3. Книжки серии «Книжка­гармошка» / для чтения взрослыми детям. — М: ООО «Трейд», 2017. 4. Сказки­малютки   /   В.   Сутеев,   С.   Маршак,   С.   Михалков   и   др;   худож.   Г. Алимов, С. Бордюг и Н. Трепенюк и др. – М.: Издательство «Аст», 2017. ­ 61 с.: ил. 5. Сказочные истории про зверят / И. Шестакова, О. Дмитриева, Е. Русакова и  другие. М.: Омега­пресс, 2017. 6. Сутеев В.Г. Сказки. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 126 с.: ил. – (Книга  детям). 8