Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания... личности гражданина России.Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и разви¬тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Иконка файла материала attachment_1320915560.docx
Программа духовно­нравственного развития и воспитания  на ступени  начального общего образования Программа   составлена   на   основе   Примерной   программы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени   начального общего   образования,   Закона   Российской   Федерации   «Об   образовании», Стандарта   начального   общего   образования   2009г,   Концепции   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В   программе   представлена   организация   работы   по   формированию целостной   образовательной   среды   и   целостного   пространства   духовно­ нравственного   развития   младшего   школьника,   как   уклад   школьной   жизни, интегрированного   в   урочную,   внеурочную,   внешкольную,   семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). Цель  духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени   начального   общего   образования»   —  воспитание,   социально­ педагогическая   поддержка   становления   и   развития   высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи: В области формирования личностной культуры: • формирование   способности   к   духовному   развитию,   реализации творческого   потенциала   в   учебно­игровой,   социально   ориентированной деятельности   на   основе   нравственных   установок   и   моральных   норм, непрерывного   образования,   самовоспитания   и   универсальной   духовно­ нравственной компетенции — «становиться лучше». В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; • • развитие   навыков   организации   и   осуществления   сотрудничества   с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, • • осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • традициями российской семьи.  знакомство   учащихся   с   культурно­историческими   и   этническими Ценностные   установки   духовно–нравственного   развития   и воспитания: патриотизм;социальная солидарность;  гражданственность;  семья;  личность;  труд   и   творчество   —   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;  наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;  традиционные   религии,   толерантности,   формируемые   на   основе межконфессионального диалога;  искусство и литература;  природа — эволюция, родная земля, заповедная природа;  планета Земля, экологическое сознание;  человечество — мир во всём мире. Основные   направления   и   ценностные   основы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени начального общего образования: 1 воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2 воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3 воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4 формирование   ценностного   отношения   к   здоровью   и   здоровому   образу жизни; 5 воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание); 6 воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание). Основные принципы организации духовно­нравственного развития и воспитания:  аксиологический принцип: Ценности   определяют   основное   содержание   духовно­нравственного развития   и   воспитания   личности   младшего   школьника.   Любое   содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно   отнесено   к   определённой   ценности.   Педагогическая   организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его   содержании   и   сознательное   усвоение   которой   обучающимися осуществляется в процессе их духовно­нравственного развития. принцип следования нравственному примеру:Следование   примеру   —   ведущий   метод   нравственного   воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми   и   с   самим   собой,   образец   ценностного   выбора,   совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример   как   метод   воспитания   позволяет   расширить   нравственный   опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию,   обеспечить   возможность   выбора   при   построении   собственной системы   ценностных   отношений,   продемонстрировать   ребёнку   реальную возможность   следования   идеалу   в   жизни.   В   примерах   демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным   жизненным   содержанием   идеалы   и  ценности.  Особое   значение для духовно­нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. принцип идентификации (персонификации):   Идентификация   —   устойчивое   отождествление   себя   со   значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает   образно­эмоциональное   восприятие   действительности,   развиты механизмы   подражания,   эмпатии,   способность   к   идентификации.   В   этом возрасте   выражена   ориентация   на   персонифицированные   идеалы   —   яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией,   в   которой   они   себя   проявили.   Персонифицированные   идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. принцип диалогического общения: В   формировании   ценностных   отношений   большую   роль   играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными   представителями),   учителем   и   другими   значимыми   взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию   на   диалогической   основе.   Диалог   исходит   из   признания   и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать   ту   ценность,   которую   он   полагает   как   истинную.   Диалог   не допускает   сведения   нравственного   воспитания   к   морализаторству   и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной   системы   ценностей,   поиск   смысла   жизни   невозможны   вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. принцип полисубъектности воспитания:   В   современных   условиях   процесс   развития   и   воспитания   личности имеет   полисубъектный,   многомерно­деятельностный   характер.   Младший школьник   включён   в   различные   виды   социальной,   информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко   противоречивые   ценности   и   мировоззренческие   установки.Деятельность   различных   субъектов   духовно­нравственного   развития, воспитания   и   социализации   при   ведущей   роли   школы   должна   быть   по возможности   согласована   на   основе   цели,   задач   и   ценностей   программы духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени начального общего образования. принцип системно­деятельностной организации воспитания: Принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания. Воспитание, направленное на духовно­нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,   внеучебной,   общественно   значимой   деятельности   младших школьников.   Интеграция   содержания   различных   видов   деятельности обучающихся   в   рамках   программы   их   духовно­нравственного   развития   и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.Таблица 1 Структура   системы   работы   по   духовно­нравственному   воспитанию   и   развитию   на   ступени   начального   общего образования  Духовно­нравственное воспитание и развитие Школьный уклад Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внеклассная деятельность Внешкольная деятельность Семейная деятельность Предметы  БУП Умники и умницы Эрудит Программа воспитания  Дом детского творчества ДЮСШ В мире интересного Математика и конструирование Земля – наш дом Уроки доктора Здоровья Капелька Занимательная грамматика Направление духовно­нравственного воспитания и развития Гражданско­патриотическое воспитание Нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценностное отношение к здоровью  Эстетическое воспитаниеСтруктура и содержание программы. коллективом, Основные   направления   духовно­нравственного   воспитания осуществляются   через   уклад   школьной   жизни,   который   организован педагогическим   учреждениями дополнительного   образования   и   включают   различные   виды деятельности   детей:  урочную,   внеурочную,   внеклассную,   внешкольную, семейную,   на   основе   базовых   национальных   ценностей,   традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Схема структуры программы выглядит следующим образом (см. Таблицу 1).     родителями,   Урочная   деятельность.  Урок   –   место   разнообразных   коллективных действий,  переживаний,   накопления   опыта   нравственных   взаимоотношений. На   уроках   дети   приучаются   к   самостоятельной   работе,   для   успешного осуществления   необходимо   соотносить   свои   действия   и   действия   других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями   остальных,   отстаивать   мнение,   помогать   другим   и   самому принимать   помощь.   На   уроках   дети   коллективно       переживают   чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач ошибок. В воспитательном  отношении  все учебные  предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить   в   учении   сильную   сторону   своей   индивидуальности.   У   одного острый   ум,   у   другого   умелые   руки,  третий   особо   ловок,   изящен,  отлично владеет   своим   телом   движениями,   четвертый   особенно   восприимчив   к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются   прежде   всего   в   учебном   процессе,   когда   каждый   ребенок   в какой­то     области   становится   более   знающим   и   умеющим.   Поэтому   в соответствии   с   требованиями   Стандарта   методологической   основой   урока является  личностно­деятельностная   технология   обучения,   которая предполагает:  поддержку индивидуальности ребенка;  предоставление каждому ученику работать в присущем ему темпе;  успешность деятельности;  обучение в зоне « ближайшего развития»  предоставление права выбора деятельности, партнера , средства обучения;  создание возможности для реализации творческих способностей;  демократический стиль взаимодействия. Пути реализации личностно­деятельностного обучения:  усиление роли продуктивной, творческой деятельности;  организация уровневой дифференциации;  изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;  отказ от инструктивного стиля руководства учителя и др.Внеурочная деятельность,  в соответствии со Стандартом определена следующими направлениями развития личности:  Спортивно – оздоровительное,  Духовно­нравственное,  Общеинтеллектуальное Основные   формы   внеурочной   деятельности:   экскурсии,   олимпиады, соревнования, общественно­ полезные практические занятия. Внеклассная   деятельность  определена   в   соответствии   со   школьной  которая   реализует   все программой   воспитания   младших   школьников, направления духовно­нравственного воспитания через разделы: Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,   труду, жизни. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание). Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание). Внешкольная деятельность основана на деятельности обучающихся в различных   центрах   дополнительного   образования   города   (Музыкальная школа, Школа искусств, Спортивные школы, Центр детского творчества); Взаимодействие с семьей.   Программа   предусматривает       следующие   виды   и   формы   работы   с день   открытых   дверей   для   родителей,   общешкольные   и   классные семьей: • родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы); • благотворительная   акция   «Помоги   семье»,     акции   «Рождественская», «Подарок воину», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я интеллектуальная семья»; • педагогами, классными руководителями по вопросам воспитания; • родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний;  • родительский всеобуч в  форме    родительских собраний, направленных на обсуждение  с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы   школы;   родительские   конференции,     посвященные   обмену   опытом семейного   воспитания,   в   форме   организационно­деятельностной   и индивидуальные   консультации,   оказываемые   психологами,   социальными общешкольная   родительская   конференция,   издание   памяток   дляпсихологической   игры,   собрание­диспут,   родительский   лекторий,   семейная гостиная,  встреча   за   круглым   столом,  вечер   вопросов  и  ответов,   семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.   Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных стендов, книжных выставок:  о нормативно – правовой базе  по воспитанию ребенка, правовыми аспектами;  связанными с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями;  Конституции   Российской   Федерации;       Семейного   кодекса   Российской Федерации;      Закона «Об образовании», Устава школы    (права и обязанности родителей);  о социально­психологической службе;    о литературе для родителей в библиотеке школы;   о подготовке ребенка к школе;  о режиме работы школы;  книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания;  индивидуальные консультации по подбору литературы.  Распространение   лучшего   опыта   семейного   воспитания   через: обсуждение вопросов на классных родительских собраниях по темам «Истоки глубинной   привязанности   в   детско­родительских   отношениях»,   «Иерархия отношений   в   семье   и   особенности   семейного   воспитания»,   «Типичные недостатки   семейного   воспитания   и   пути   их   преодоления»,   «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье». Участие   родителей   в   управлении   школой   учебно­воспитательным процессом,   в   организации   деятельности   общественных   родительских формирований через:  деятельность инициативных родителей;   участие в обсуждении Открытого школьного доклада,  обсуждение разделов новой редакции Устава школы. работу   Управляющего   Совета,   классные   родительские   комитеты; Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, по итогам года, итогам проведения акций, различных мероприятий.   Взаимодействие с городскими службами и организациями. Совместная   деятельность   с   ГИБДД,   КДН   (комиссия   по   делам несовершеннолетних). Встречи   с   инспекторами   ГИБДД   по   вопросам   профилактики   ДТП   с   беседы   с   работниками   комиссии   по   делам участием   детей; несовершеннолетних  по профилактике правонарушений; практические   занятия,   психологические   тренинги   со   специалистами ДГБ по профилактике межличностных отношений.  Планируемые результаты духовно­нравственного развития  на ступени начального общего образованияНаправления Планируемые результаты 1 Воспитание гражданственно сти, патриотизма, уважения   правам, свободам   обязанностям человека к и 2.Воспитание нравственных чувств   этического сознания и 3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения   к учению,   труду, жизни     наследию,   этносами, Ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   отечественному   культурно­ своему   краю, историческому государственной символике,   законам   Российской   Федерации, русскому   и   родному   языку,   народным   традициям, старшему поколению; •элементарные   представления   об   институтах гражданского   общества,   о   государственном устройстве   и   социальной   структуре   российского общества,   наиболее   значимых   страницах   истории страны,   об   этнических   традициях   и   культурном достоянии   своего   края,   о   примерах   исполнения гражданского и патриотического долга; •опыт социальной и межкультурной коммуникации; •начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Начальные   представления   о   моральных   нормах   и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,   носителями   разных убеждений, представителями различных социальных групп; •нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со сверстниками,   старшими   и   младшими   детьми, взрослыми   в   соответствии   с   общепринятыми нравственными нормами; •уважительное отношение к традиционным религиям; •неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других людей,   сочувствие   к   человеку,   находящемуся   в трудной ситуации; •уважительное   отношение   к   родителям   (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; •знание   традиций   своей   семьи   и   образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Ценностное   отношение   к   труду   и   творчеству, человеку   труда,   трудовым   достижениям   России   и человечества, трудолюбие; •ценностное   и   творческое   отношение   к   учебному труду; •элементарные   представления   о   различных профессиях; •первоначальные   навыки   трудового   творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности     уровень уровень Первый   результатов. Первичное   понимание социальной реальности и повседневной   жизни, значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми   для   него носителями положительного социального   знания   и повседневного опыта. Второй   результатов. Получение обучающимся опыта   переживания   и позитивного   отношения к   базовым   ценностям общества,   ценностного отношения к социальной реальности   в   целом, взаимодействие обучающихся   между собой на уровне класса, образовательного учреждения. Третий   результатов. Получение обучающимся опыта   самостоятельного общественного действия взаимодействие обучающегося представителями различных   социальных субъектов   за   пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. уровень свзрослыми; •осознание   приоритета   нравственных   основ   труда, творчества, создания нового; •первоначальный   опыт   участия   в   различных   видах общественно   полезной   и   личностно   значимой деятельности; •потребности и начальные умения выражать себя в различных   доступных   и   наиболее   привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; •мотивация   к   самореализации   в   социальном творчестве,   познавательной   и   практической, общественно полезной деятельности. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные   представления   о   взаимной обусловленности   физического,   нравственного, психологического,   психического   и   социально­ психологического   здоровья   человека,   о   важности морали   и   нравственности   в   сохранении   здоровья человека; •первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; •первоначальные   представления   о   роли   физической культуры   и   спорта   для   здоровья   человека,   его образования, труда и творчества; •знания   о   возможном   негативном   влиянии компьютерных   игр,   телевидения,   рекламы   на здоровье человека. Ценностное отношение к природе; •первоначальный опыт эстетического, эмоционально­ нравственного отношения к природе; •элементарные   знания   о   традициях   нравственно­ этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; •первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; •личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Первоначальные   умения   видеть   красоту   в окружающем мире, в поведении и поступках людей; •элементарные   представления   об   эстетических   и художественных ценностях отечественной культуры; •первоначальный   опыт  самореализации  в   различных видах   творческой   деятельности,   формирование потребности   и   умения   выражать   себя   в   доступных видах творчества; •мотивация  к реализации эстетических  ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. 4.Формировани е   ценностного отношения   к здоровью   и здоровому образу жизни 5.   Воспитание ценностного отношения   к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 6. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)Ключевые дела Блок   «Я   –   гражданин   России».     Воспитание   гражданственности, патриотизма,   уважения   к   правам,   свободам   и   обязанностям человека: 1. Операция «Открытка ветерану» (поздравление ветеранов ВОВ и труда;  шефская работа)  2. Месячники  военно­патриотического воспитания. 3. Акция «Ангел»»  5. «Вахта Памяти» (мероприятия, посвящённые Дню Победы 9 мая).  6. Уроки мужества 7. Посещение музеев 8. Экскурсии  9. Конкурс чтецов «И помнит мир спасенный…»  10. Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах  правовой, патриотической и краеведческой направленности  11. Проведение спортивных эстафет «Будущее России!» 12. Тематические классные часы «День правовых знаний»; «Старшему  поколению посвящается», «Знай, свои права», «Россия Петра Великого»,  «Они защищают Родину».  13. Конкурс «Смотр строя и песни» 14. Военно­спортивная игра «Зарница» 15. Акция «Внимание, дети!» Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:   организация встреч учащихся школы с родителями­военнослужащими,  ветеранами;   привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей;  изучение семейных традиций;   организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;   организация совместных экскурсий в музей боевой и трудовой славы;   совместные проекты Планируемые результаты: В начальной  школе  № 21   создана  система  гражданско­патриотического   и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к   судьбе   своего   Отечества,   ответственных   за   себя   и   окружающую действительность,   готовых   и   способных   строить   жизнь,   достойную современного человека.  В начальном звене начинается формирование личности, осознающей себя  частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими  компетенциями:  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,отечественному культурно­историческому наследию, государственной  символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным  традициям, старшему поколению;  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о  государственном устройстве и социальной структуре российского общества,  наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и  культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и  патриотического долга;  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,  национальной истории и культуры;  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической  позиции;  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,  семьянина. Блок 2. « Я – Человек». Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 1. День Знаний.  2. КТД «Посвящение в учащиеся начальной школы»».  3. Участие в праздничном концерте «День Учителя».  4. Праздничный концерт, мероприятия «День матери».  5. КТД «Новогодний марафон».  6. Участие в городских акциях «Мы против жестокости!», «Дом моей мечты», «День памяти жертв ДТП» 7. Благотворительные акции.  8. Семейные праздники «Ярмарка», «Масленица», «Встреча русской зимы».  9. Дни профилактики правонарушений.  10. Беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения  в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления,  мошенничества»  11.  Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.  12.Воспитательные часы. 13. Уроки семейных ценностей. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:  • оформление информационного стенда «Вестра»;  • тематические общие родительские собрания;  • участие родителей в работе системы соуправления «Вестра» • организация субботников по благоустройству территории;  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов,  посещение театров, музеев;  •  участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;  • изучение мотивов и потребностей родителей.Планируемые результаты:  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного  поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями  различных социальных групп;  • нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и  младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми  нравственными нормами;  • уважительное отношение к традиционным религиям;  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к  человеку, находящемуся в трудной ситуации;  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих  поступков и поступков других людей;  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к  старшим, заботливое отношение к младшим;  • знание традиций своей семьи и школы,  бережное отношение к ним.  Блок   3.   «Я   –   и   общество»   Воспитание   трудолюбия,   творческого отношения к учению, труду, жизни: 1. Субботники по благоустройству классных комнат.  2. Обустройство территории школьного помещения к праздникам.  3. Уроки профориентации: Встречи­беседы с родителями ­ людьми  различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;  4. Экскурсии на предприятия города.  5. Проектно­исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.  6. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.  Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:  1. Организация и проведение совместных праздников . 2. Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в гимназии  («Осенняя фантазия» и т.д.);  3. Праздники­игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров».  4. Организация экскурсия на производственные предприятия с привлечением  родителей;  5. Участие в коллективно­творческих делах по подготовке трудовых  праздников;  6. Организация встреч­бесед с родителями ­ людьми различных профессий,  прославившихся своим трудом, его результатами;  7. Совместные проекты с родителями.  Планируемые результаты:  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым  достижениям России и человечества, трудолюбие;• ценностное и творческое отношение к учебному труду;  • элементарные представления о различных профессиях;  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со  сверстниками, старшими детьми и взрослыми;  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания  нового;  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и  личностно значимой деятельности;  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и  наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и  практической, общественно полезной деятельности.  Блок   4.   «Я   –   здоровый».   Формирование   ценностного   отношения   к здоровью и здоровому образу жизни: 1. Дни Здоровья (2 раза в год).  2. Система профилактических мер по ПДД и поведении при ЧС.  3. Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.  4. Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни»,  «Профилактика простудных заболеваний»…  5. Участие в спортивных массовых мероприятиях округа  6. Агитбригады «Прививка», «Безопасность», «ЗОЖ» 7. КТД: устный журнал «Учись делать здоровый выбор», викторины, акция  «Здоровая перемена»,  8. Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!» 9. Творческие работы учащихся «Секреты здоровья» (фото коллажи, буклеты, рисунки, литературные работы)  10. Общешкольный праздник­игра «День витаминов!»  11. Рейды «Чистые руки» 12. Информационные стенды. 13. Физминутки. 14. Танцевальные переменки. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:    общешкольное родительское собрание «Наши дети и их будущее. Думай до, а не после» (профилактика по правонарушениям, употреблению ПАВ);  «Рациональное питание школьников и их родителей»;   лекции « Правила летнего отдыха у водоемов»; «Остерегайтесь клещей»;   консультации психолога, психоневролога, логопеда, учителя физической  культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;   распространение буклетов для родителй по вопросам наркопрофилактики  «Это необходимо знать»   совместные праздники для детей и родителейПланируемые результаты:  В начальной школе создана предметно – развивающая среда, способствующая  повышению уровня физического, психического и социального здоровья  обучающихся и воспитанников; соблюдается оптимальный режим учебного  труда и активного отдыха детей, дети, родители и педагоги осознанно  относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих  этапах жизни в современном гражданском обществе.  Блок   5.   «Я   и   планета».  Воспитание   ценностного   отношения   к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 1. Неделя окружающего мира 2. Экологические дни. 3. Организация экскурсий по историческим местам города  4. Посещение краеведческого музея.  5. Организация и проведение походов «Выходного дня».  6.  Участие в городских, областных конкурсах проектно­исследовательских  работ по экологии.  7. Участие в городских праздниках  8. Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.  9. Выполнение творческих заданий по разным предметам.  10. Посещение театральных представлений, концертов, выставок.  11. Совместные мероприятия с муниципальной библиотекой (праздники,  творческая деятельность, встречи с писателями).  12. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт  самореализации в художественном творчестве).  Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:  1. Тематические классные собрания.  2. Общешкольные собрания.  3. Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.  4. Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного  художественного творчества, музыкальных вечеров.  5. Встречи­беседы с людьми творческих профессий;  6. Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений  школы к праздникам, мероприятиям.  Планируемые результаты:  • ценностное отношение к природе;  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально­нравственного  отношения к природе;  • элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к  природе в культуре народов России, нормах экологической этики;  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на  пришкольном участке, по месту жительства;• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. •  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях  отечественной культуры;  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,  этнокультурных традиций, фольклора народов России;  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических  объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему  миру и самому себе;  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой  деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в  доступных видах творчества;  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве  образовательного учреждения и семьи. Все направления духовно­ нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и  обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,  нравственных и культурных традиций.