ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
АКТУАЛЬНОСТЬ
В школе должно быть всё направлено на то,
чтобы обогатить духовный мир ребенка,
сделать его человечным, гуманным, добрым.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных школьников искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей испытывают дефицит в эмоциональной, волевой и духовной зрелости.
Конечно, ценности личности формируются в первую очередь, в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности, по нашему мнению, происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России.
Наша личная педагогическая позиция основывается на том, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Целью программы является: создание условий в школьной среде для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических и духовно- нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах
Задачи:
1. Сохранение духовного здоровья детей. Воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма в рамках духовного возрождения России.
2. Создание условий для самоопределения и самореализации личности. Содействие формированию целостной картины мира, пониманию содержания жизни человека и общества через познавательную и творческую деятельность.
3. Взаимодействие образовательного учреждения с социальными институтами. Формирование механизмов становления ребёнка в процессе социализации и воспитания на основе сотворчества, общения детей и взрослых.
Механизм реализации
Механизм реализации программы построен на сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграции духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. И состоит из трех взаимосвязанных блоков:
Блоки |
Цель |
Мероприятия |
Результат |
Познавательный блок
|
-формирование организационно-методического и информационно-просветительского обеспечения системы школьного воспитания; -интегрирование духовно-нравственного содержания в воспитательный процесс школы, предметы гуманитарного и художественно-эстетического цикла
|
-Уроки нравственности, - «Уроки добра», -элективный курс «Основы светской этики» (4 класс), -Библейские часы -интегрированные уроки (литература - ИЗО, ИЗО - музыка, музыка-литература в 5-6 классах), -организация бесед на темы православия с участием старосты Свято-Никольского храма Григорьевой С.И., -участие в олимпиадах по МХК, - организация и проведение исследовательских конференций; -проектная деятельность.
|
1. Уроки открывают детям путь к духовно - нравственной стороне познания окружающего мира. 2. Формирование нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир. 3. Понимание и уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро. 4. Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе. |
Творческий блок
|
-создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика, -знакомство с творчеством русских художников-иконописцев; - музыкальное творчество |
- деятельность изостудии «Палитра», - конкурсы детского рисунка и декоративно-прикладного творчества; - « Рождественские встречи»
|
1.Приобщение к культурному (изобразительному) достоянию человечества. 2. Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. 3. Развитие творческих способностей, воображения, умения видеть прекрасное в обычном. |
Культурно-досуговый блок
|
Приобщение к культурным традициям и обычаям, к опыту православной культуры; проведение праздников светского и церковного календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении; проведение спортивных мероприятий в рамках программы.
|
-организация и проведение православных праздников (Пасха, Крещение, Рождество Христово и другие); -спортивные мероприятия; - акции милосердия
|
- снижение неблагоприятных социальных показателей (снижение уровня правонарушений в подростковой среде); - формирование механизмов становления ребёнка в процессе социализации и воспитания на основе сотворчества, общения детей и взрослых; - пропаганда здорового образа жизни, формирование ценности здоровья как одной из главных человеческих ценностей.
|
Прогнозируемые результаты программы
Интеллектуальное развитие |
Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей. |
Эстетическое и культурное развитие |
Осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное |
Саморазвитие |
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, способность сделать правильный нравственный выбор. |
Креативность |
Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности |
Нравственность |
Духовность как основа личности. Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к христианским и общечеловеческим ценностям. |
Кадровое обеспечение |
1.Директор школы
Заместитель директора по научно-методической работе Заместитель директора по воспитательной работе
Учитель русского языка и литературы
Учитель музыки
Учитель изобразительного искусства
Учителя начальных классов
Учителя физкультуры
Системный администратор |
Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; обеспечение педагогов методической помощью.
Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию данной программы, мониторинг уровня воспитанности школьников. Включение в процесс реализации программы, создание интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов; организация культурно - досуговых мероприятий Включение в процесс реализации программы, создание интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов; организация культурно - досуговых мероприятий, их музыкальное сопровождение Включение в процесс реализации программы, создание интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов; организация творческой деятельности через организацию работы изостудии; художественное сопровождение культурно- досуговых мероприятий Программное обеспечение по курсу «Основы светской этики»; организация и проведение «уроков добра» в рамках программы
Организация и проведение спортивных мероприятий в рамках программы, сохранение и укрепление здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни Информационно-техническое обеспечение процесса реализации программы |
Материально-техническое обеспечение |
Актовый зал Спортивный зал Мультимедиа кабинет Спортивный стадион |
|
Методическое обеспечение |
Повышение курсов повышения квалификации педагогов по основам духовно-нравственного воспитания школьников; Организация и проведение научно-исследовательских конференций по теме нравственности Публикации в сети интернет; Размещение результатов реализации программы на школьном сайте
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.