Программа экспериментальной деятельности по геометрии (7 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа экспериментальной деятельности по внедрению нового учебно-методического комплекса «Геометрия 7-9»(авторы А.Г.Мерзляк и другие) в 7-х классах содержит задачи и основные направления деятельности. Организовать работу по новому УМК необходимо с целью проверки его эффективности; Следует сформировать определенный уровень ЗУН у учащихся в основной общей школе по данной программе и организовать мониторинг степени усвоения содержания нового учебного курса, а также отработать методику преподавания данного УМК. Программа эксперимента рассчитана на 3 учебных года.
Иконка файла материала Программа экспериментальной деятельности по геометрии в 7 классе.doc
ПРОГРАММА  ЭКСПЕРИМЕНТА ПО АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЮ УМК ПО ГЕОМЕТРИИ  (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир).  Составитель программы учитель математики Тищенко Н.А.  Тема эксперимента:        Апробация и внедрение  новой линии учебно­методических комплектов по геометрии для 7­9 классов авторского коллектива: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир в 7­х классах . Исполнители эксперимента: учитель математики Научный консультант:  заместитель директора по научно­методической работе. Актуальность темы:       Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным  изменениям  в системе общего образования. Особенно изменилась    его содержательная  сторона. Она выполняет одну из важнейших функций ­  формирует готовность к  дальнейшему образованию и самообразованию, направлена на развитие общечеловеческих,  универсальных способностей, позволяющих ребенку в будущем быть успешным в любом  виде деятельности и в жизни в целом.     Геометрия, как учебный предмет, играет огромную роль в развитии познавательной  активности и любознательности, логического мышления и пространственного воображения  учащихся. Изучение геометрии формирует не только специальные геометрические знания  учащихся, но и играет огромную роль в общем развитии личности, ее умении логически  мыслить и доказательно обосновывать истинность утверждений в любой сфере  деятельности.      К сожалению, геометрическое образование в сегодняшней российской школе вызывает  определенную озабоченность и тревогу. Результаты ЕГЭ и ГИА по математике последних  лет подтверждают это. Педагогическому сообществу предстоит решить ряд проблем  качественного улучшения геометрического образования учащихся школ. Среди них  первостепенными являются проблемы развития пространственного воображения,  графической культуры, логического мышления и умений аргументировано обосновывать  возникающие утверждения.             Решение этих задач возможно только при изменении характера и стиля педагогического  процесса. Место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность,  появилась возможность  свободного выбора школой, учителем, родителями того или иного  учебника или программы, той образовательной системы, которая  позволяет учителю  выстроить траекторию учебно­воспитательного  процесса,  соответствующую  возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного  учреждения.        Все классы лицея обучались геометрии по одному УМК «Геометрия 7­9» и «Геометрия  10­11» (авторы Л.С. Атанасян и другие) .За это время в России   появились альтернативные учебно­методические комплекты, участвующие в  эксперименте по совершенствованию  структуры и содержания общего образования . Один из них УМК «Геометрия 7­9» (авторы  А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир) Он воплощает в жизнь требования нового  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, входит в  систему учебников для основной школы «Алгоритм успеха». Учебно­методический  комплект ориентирован на реализацию системно­деятельного подхода в обучении;  использование современных образовательных технологий; реализацию принципа уровневой  дифференциации; установление меж предметных связей. Учебники по геометрии для 7­9  классов включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ.Комплекс учитывает: возраст школьника; разный уровень развития ребенка;    особенности мировосприятия ученика; интерактивность; возможность приобретения    общих учебных умений и навыков (поиска информации  в словарях, справочниках).  Формирует деятельность учебного сотрудничества ­ умение договариваться, распределять  работу, оценивать свой вклад  в общий результат учебной деятельности. Идея эксперимента:  МО учителей математики  школы ознакомилась с данной программой  во время  семинара «Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в  преподавании курса математики». Проспект программы и УМК был обсужден на заседании МО. Было принято решение апробации и внедрения  нового УМК «Геометрия 7­9» (авторы А.Г.Мерзляк и другие) в 7­х классах школы, а также  экспертизу степени его  эффективности.  Объект исследования: Процесс и результат  (степень) усвоения и практического применения знаний,  умений и навыков обучающихся  по УМК «Геометрия 7­9» (авторы А.Г,Мерзляк и другие). Предмет исследования:  Содержание и  методика работы с предложенным вариантом учебно­методического  комплекса в процессе формирования и практического применения ЗУН у учащихся по  геометрии в основной  общей школе. Цель эксперимента: Опытная проверка новой структуры УМК «Геометрия 7­9»(авторы А.Г.Мерзляк и  другие) в 7­х классах по предложенному  для эксперимента варианту учебно­ методического комплекса  Задачи эксперимента: 1. Организовать работу по новому УМК с целью проверки его эффективности; 2. Сформировать определенный уровень ЗУН у учащихся в  основной общей школе по  данной программе 3. Организовать мониторинг  степени   усвоения содержания нового учебного курса; 4. Отработать методику преподавания данного УМК. Гипотеза: Процесс обучения по УМК «Геометрия 7­9»(авторы А.Г.Мерзляк и другие) будет  способствовать формированию у обучающихся общих учебных умений  и навыков,  овладению способами деятельности, которые соответствуют требованиям  государственного образовательного стандарта. Учитель становится  консультантом,  помощником ученика, организуя индивидуальную, групповую, и коллективную работу.    Насыщение математики геометрией позволит развивать  абстрактное и пространственное  мышление. Пошаговая работа с заданиями разных уровней будут способствовать прочному  усвоению и  закреплению материала. Характеристика методов и методик исследования:       1.  Посещение уроков наблюдения, анализ результатов вводных, промежуточных,     итоговых контрольных срезов,  итоговая диагностика уровня знаний, умений,  представлений обучающихся.       2.  Диагностические процедуры:             диагностика особенностей интеллектуального развития;             диагностика (анкетирование) Сроки эксперимента:  сентябрь 2017 года – июнь 2020 года. Этапы эксперимента: 1 этап – диагностическийАнализ результатов ЕГЭ и ГИА. Первичная экспертиза разных УМК. Выявление проблемы  эксперимента и обоснование ее актуальности. Ознакомление с УМК. 2 этап – прогностический  Обоснование эксперимента, постановка цели и задач, формулировка гипотезы  эксперимента, прогнозирование   ожидаемых результатов и возможных негативных  последствий. 3 этап – организационный  Разработка программы эксперимента и обеспечение условий ее реализации:  подготовка нормативно­правовой и материальной базы эксперимента, определение  участников эксперимента, распределение функциональных обязанностей, решение  организационных вопросов, привлечение научного руководителя или консультанта  эксперимента 4 этап ­  практический (формирующий)   Сбор и анализ материала эксперимента, проверка эффективности УМК на  практике, отработка содержания и методики  преподавания курса. Диагностика..  Коррекция возможных негативных последствий эксперимента. 5 этап – обобщающий  Завершение эксперимента, выявление и анализ его результатов, определение степени эффективности, обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными  целями и задачами, корректировка гипотезы, описание хода эксперимента. Разработка  методических рекомендаций по преподаванию  УМК « Геометрия 7­9»(авторы  А.Г.Мерзляк и другие) 6 этап – внедренческий  Распространение опыта в рамках школы. Критерии оценки ожидаемых результатов: Повышение  мотивации обучения, высокая степень усвоения учащимися знаний,  умений и навыков, умение применять их на практике. Приобретение навыков проектно­ исследовательской деятельности при освоении учащимися различных типов деятельности:  поисковой, репродуктивной, творческой, коммуникативной, рефлексивной. Состав участников Экспертная группа: заместитель директора по НМР; Экспериментаторы:  учитель математики, учащиеся 7­х классов Функциональные обязанности участников эксперимента.                         ­ обоснование эксперимента; заместитель директора по УВР                                                                                                Экспериментаторы: ­ распределение обязанностей участников эксперимента  ­ обобщение и теоретическое осмысление результатов     эксперимента, выбор форм их представления; ­ прогноз возможных негативных последствий       эксперимента и способов их компенсации ­ разработка программы эксперимента;  ­ мониторинг затруднений участников эксперимента; ­ диагностика удовлетворенности ходом и результатом   эксперимента ­ осуществление преподавания нового УМК   ­отработка содержания и методики      преподавания, диагностика уровня ,       корректировка программы эксперимента,  фиксирование результатов эксперимента, разработкаметодических рекомендаций по преподаванию нового  УМК  База эксперимента: параллели обучающихся 7­х классов. Тип эксперимента: формирующий Статус эксперимента: общеобразовательный Прогноз возможных негативных последствий эксперимента и способы их Возможное негативное последствие При организации  эксперимента: 1. Объективные трудности 2. Субъективные трудности При организации  непосредственной  экспериментальной  работы При обобщении и  теоретическом  осмыслении результатов  эксперимента: Корректировка  программы  эксперимента, выбор  формы представления  результатов  эксперимента. компенсации причина Компенсаторные мероприятия Необходимость  дополнительных временных и  материальных затрат учителя  при подготовке к урокам,  отсутствие методического  сопровождения. Создание положительной  мотивации, выделение  дополнительных материальных  средств на учебно­ методическое обеспечение  эксперимента. Трудности в восприятии  нового сложного  теоретического материала,  форм его  подачи, сомнения в  целесообразности его  проведения. Большие дополнительные  нагрузки на учителя,  связанные с организацией и  проведением эксперимента,  необходимость овладения   интерактивной методикой. Сложность в подборе  диагностических процедур  при обобщении результатов  эксперимента. Адаптация теоретического  материала к индивидуальным  особенностям учащихся. Обеспечение морального и  материального стимулирования участников эксперимента. Мониторинг затруднений в  проведении эксперимента.  Анкетирование самооценки  учителей–участников  эксперимента  Изучение специальной  литературы, подбор  оптимального  диагностического  инструментария.  Консультации по обобщению  передового педагогического  опыта  Диагностика  удовлетворенности ходом  и  результатом эксперимента

Посмотрите также