Программа элективного курса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей. Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным природно-климатическим условиям. Территория Урало-Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло становление современных тюркоязычных народов края.
Иконка файла материала Программа элективного курса.doc
Программа элективного курса Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей.  Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным  природно­климатическим условиям. Территория Урало­Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между  Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло  становление современных тюркоязычных народов края. Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 10­11 классов и рекомендуется прежде  всего тем учащимся, которые интересуются краеведением. По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное  уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы –  способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим  явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов  предмета. Таким образом, целями данного курса являются:  формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших  заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко­культурном  наследии региона; осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и  патриотизма; развитие интеллектуальных и поисково­информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие  коммуникативной культуры учащихся.   Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой  занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы,  закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно­иллюстративный,  репродуктивный, проблемный. Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: ­ находить, систематизировать и анализировать историческую информацию; ­ систематизировать исторические факты, определять причинно­следственные связи, выявлять историческую и  методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого; ­ определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам. Организуемые виды уроков: вводный, урок­лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок­ консультация. Элективный курс рассчитан на 34 часа и интегрируется в курс «История татарского народа и Татарстана» соответственно  тематическому планированию. По окончанию курса учащиеся сдают зачет: в виде реферата, выступают с сообщениями,  защищают творческие проекты: 1. Лучшая экскурсия по городу. 2. Презентация. Учебно­тематический план № Содержание обучения.  Кол.часо Разделы. Тема. 1 Древняя история края.  Археологические памятники  на территории края. в 2 Лекци я Практик а 1 1 Формы  проведения  занятий лекция, работа с  документами Образовательный  продукт конспект, тезисы2 Средневековая история  нашего края. 3 Проблемы изучения  этнической истории региона. 4 Альметьевский регион во  второй половине XVII – XVIII веков. 5 Формирование населенных  пунктов XVIII – XIX вв. 6 Социально­экономическое  развитие Альметьевского  региона в XIX в. 7 Альметьево в начале XX в. 8 Гражданская война и военная  интервенция на территории  Бугульминского уезда в 1918­ 1919 гг. 9 Село Альметьево в 20­30­ег. 10 Альметьево в дни суровых  испытаний 1941­1945 гг. 11 Нефтяной край 12 Итоговое занятие 4 2 3 3 5 3 3 2 3 2 2 1 2 2 2             2 1 2 3 3 1 урок­экскурсия,  практикум исторический анализ, видеопроект урок­версия,  практикум собственное решение  научной проблемы лекция,  практикум конспект урок­ исследование,  лекция исторический анализ, конспект,  видеопроект лекция, работа с  документами,  практикум конспект,  исторический анализ лекция, урок­ исследование конспект,  исторический анализ практическая  работа. Выставка рефератов,  видеопроект урок­ исследование,  практическая  работа урок­ конференция урок­ конференция,  обсуждение защита проектов исторический анализ выставка рефератов,  видеопроект выставка рефератов,  видеопроект проекты Тема 1. Древняя история края. (2 часа) Памятники археологии на территории Альметьевского района эпохи железа и бронзы. Содержание программы Поселения вдоль р.р. Степной Зай, Кичучат. Зайчишминское поселение. Акташское поселение. Нижнемактаминский  могильник. Тема 2. Средневековая история нашего края. (4 часа) Этническая ситуация в I тыс. до н.э. ­ первой половине I тыс. н.э. Движение гуннов. Мазунинская культура III­IV вв. Кардинальные изменения в эпоху Тюркского каганата (551­603). Разнообразие культур: именьковская, турбаслинская. Селище «Шихан» у с. Вернхий Акташ. Полянское I селище у р. Багряж. Памятники кушнаревской культуры VI­IX вв. Н. Э. Булгарский Эмират и его территория IX­X вв.Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья. Памятники кочевников –  печенегов X­XI вв. Восточное Закамье ­ зона кочевания золотоордынского кочевого населения. Формирование новой золотоордынской археологической культуры. Распад Золотой Орды и её последствия. «Татарские памятники» XV­XVII вв. Памятники колониального периода. Освоение края татарским населением. Тема 3. Проблема изучения этнической истории региона. (2 часа) Тарханная грамота 1617 г. и рукописная история села Старое Ермаково (Самарская обл.) XVIII в. Татарское население ­  ногайцы. Источники изучения об этническом облике населения­шеджере. Данные шеджере юматы, Бараж, Кара­бека. Тема 4. Альметьевский регион во второй половине XVII­XVIII вв. (3 часов) Колонизация края в XVI­XVII вв. Строительство засечных черт. Старая Закамская линия. Новошешминский осторог.  Кичуевский отрог. Новая засечная линия. Историческое значение Закамскиих засечных черт. История Надыровской волости. Кто такой – Надыр Уразметов? Территория и население Надыровской волости.  Переселенческое движение татар как последствие христианизации. Тема 5. Формирование населенных пунктов Альметьевского региона в XVII­XIX вв. (3 часа) Этапы формирования Альметьевского района и их характеристика. История села Альметьево. Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках. Основные трактовки об  основателях д. Альметьево. Альметьево в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав. Экономическое развитие края. Выступления  крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773­1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная система управления. Тема 6. Социально­экономическое развитие Альметьевского района в XIX веке .(5 часов) Социальный состав населения края и их обязанности. Развитие торговли и промышленности. Отмена крепостного права и  его последствия. Альметьевская волость в пореформенный период (1865­1885 г.). Политика царизма. Крестьянские  волнения в 1880­1890 гг. Движение крещеных татар. Причины возникновения национального движения. Мусульманские общины (махалля) и  учебные заведения в XVIII­н.XX вв. Тайсугановское медресе. Хади Атласи. Вторая Махалля. Тема 7. Альметьево в начале XX века. (3часа) Социальный и национальный состав населения. Перепись 1900­1901 г. Жизненный уклад. Экономическое развитие края в начале века. Бизнес­центр. Местные предприниматели в Старой Михайловке и  Новоникольске. Революционные события 1905­1907 гг. и его последствия. Край в пореформенный период. Развитие образования в начале XX века. Национальное и культурное значение деятельности Ризаэтдина Фахретдинова в развитии татарского просветительства. Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918­1919 гг. (3 часа) Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение  Бугульмы осенью1918 г. Весенние события 1919 г. Наступления Колчака. Завершающий этап в освобождении Бугульминского уезда. Тема 9. Село Альметьево в 20­30­е годы .(2часа) Восстановление советской власти. Продразверстка. Февральские события 1920 г. в д. Новая Елань (восстание «Черного  орла») и его последствия. Голод 1921­1922 гг.Политика НЭПа. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков. Альметьево в период коллективизации. «Альметьевское дело». Итоги коллективизации. Альметьево в 1934­1940 гг.  Жертвы политических репрессий. Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний 1941­1945г(3часа) Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные  годы. Героизм тружеников тыла. Тема 11. Нефтяной край . (2 часа) Экономическое развитие района в послевоенное время. Ромашкинское месторождение. Город Альметьевск. Современная история. Тема 12. Итоговое занятие. (2 часа) Тема 1. Древняя история края. Методические рекомендации к курсу Задачи темы: показать особенности и значение курса как неразрывной части национальной истории, углубить и  конкретизировать знания учащихся о первобытной эпохе на основе материала о расселении древних людей на территории  нашего края. Основные понятия: стоянка, археологический памятник Тема 2. Средневековая история нашего края. Задачи темы: углубить знания о древнейших тюркских народах, их расселении, образе жизни на территории нашего края,  охарактеризовать государственные образования и проанализировать значение Волжской Булгарии, Золотой Орды, и  Казанского ханства в истории края. Основные понятия: гунны, болгары, сувары, мазунинская культура, именьковская культура, турбаслинская культура,  Волжская Булгария. Тема 3. Проблема изучения этнической истории Альметьевского района. Задачи темы: исследовать основные версии образования татарского этноса на территории района и выразить наиболее  значимую оценку. Основные понятия: шеджере, ногайцы Тема 4. Альметьевский район во второй половине XVII­XVIII вв. Задачи темы: проанализировать последствия завоевания Казанского ханства, особенности системы управления,  создаваемой царским правительством. Основные понятия: закамские засечные линии, Шешминский острог, Кичуйский острог, фельдшанц. Тема 5. Формирование населенных пунктов в XVIII­XIX вв. Задачи темы: исследовать историю села Альметьево и других населенных пунктов, охарактеризовать изменения в  социально­экономическом развитии села, изучить причины и последствия крестьянской войны Е.Пугачева, новые явления  в жизни края и особенности проведения крестьянской реформы и их последствий. Основные понятия: Бугульминское ведомство, Новомосковская дорога, ямские татары, тептяри, бобыли, выкупные  платежи, кантоны. Тема 6. Социально­экономическое развитие села Альметьево в XIX в. Задачи темы: проанализировать особенности социально­экономического развития села в пореформенный период и  причины возникновения национального движения татар Основные понятия: переселенцы, крестьянские промыслы, крещеные татары, махалля. Тема 7. Альметьево в начале XX века. Задачи темы: подвести к пониманию неизбежности социальных противоречий, определить основные причины участия  жителей села в революционных событиях 1905­1907 гг., раскрыть особенности развития образования и историческую роль  личности Ризаэтдина Фахретдинова. Основные понятия: ясачные крестьяне Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уездаЗадачи темы: способствовать расширению знаний об особенностях гражданской войны на территории края и её  последствиях. Основные понятия: чехословацкий мятеж, Комуч Тема 9. Село Альметьево в 20­30е годы. Задачи темы: проанализировать социально­экономические мероприятия новой Советской власти и отношения к ним жителей села и цену успеха в этом направлении, охарактеризовать злодеяния террора. Основные понятия: «Альметьевское дело». Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний в 1941­1945 гг. Задачи темы: способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с документами, исследовательской работы. Тема 11. Нефтяной край. Задачи темы: расширить знания о развитии промышленного центра Юго­Востока Татарстана и его особенностей,  способствовать развитию навыков самостоятельной работы. Основные понятия: Ромашкинское месторождение. Тема 12. Итоговое занятие. Задачи темы: способствовать развитию творческого мышления, целостного восприятия истории своей малой Родины.