Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
12.09.2018
Данный курс предлагается для изучения в предпрофильном классе (9 класс). Количество часов – 8.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Цели данного элективного курса:
- пробудить интерес учащихся к фразеологии;
- научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
- распознавать фразеологизмы в тексте;
- усваивать их смысловые значения;
- научить ребят пользоваться фразеологическими оборотами в речи.
элективный курс ФРАЗЕОЛОГИЯ 9 кл.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области
ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся 9 класса
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Авторсоставитель:
Кривушина Ю.Л.,
учитель русского языка
и литературы
МОУСОШ п.Батецкий п.Батецкий
Объем различных форм учебной работы:
Всего аудиторных занятий 8 часов
в том числе лекции 3 часа
практические занятия 4 часа
самостоятельная работа 1 час
Форма контроля создание альманаха «Крылатые выражения»
Утверждено:
Директор МОУСОШ
п.Батецкий Новгородской области
Владимирова Т.В.
Согласовано:
Зам. директора по УР
Григорьева Т.И.
Рассмотрено на
заседании МО.
Протокол №____
от «_____» ____________ г.
Руководитель МО
Леонтьева В.Д. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный курс предлагается для изучения в предпрофильном классе (9
класс). Количество часов – 8.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы –
это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую
расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимое условие
глубокого овладения родным языком. Цели данного элективного курса:
пробудить интерес учащихся к фразеологии;
научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
распознавать фразеологизмы в тексте;
усваивать их смысловые значения;
научить ребят пользоваться фразеологическими оборотами в речи.
Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают
язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Элективный курс состоит из 2 частей: теории и практики. Материал
разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному.
Результатом самостоятельной деятельности учащихся может стать
создание альманаха «Крылатые выражения». УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п/п Название тем курса
Введение. Понятие о
фразеологии и
фразеологическом обороте
Функции фразеологических
оборотов в разных стилях
речи
Классификация
фразеологических оборотов
Сочинениеминиатюра по
пословице
Происхождение
фразеологизмов
Исследование текстов разных
стилей
Исследование современной
фразеологии
Составление альманаха
«Крылатые выражения»
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Формы и методы
обучения
Лекция с элементами
беседы
Практикум.
Письменный ответ на
вопрос
Лекция
Практическая работа:
редактирование
сочинений
Лекция. Составление
таблицы
Практикум.
Конструирование
предложений.
Рецензирование
Практикум.
Конструирование
текста.
Защита работы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема № 1.
Введение. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Постановка
целей и задач курса. Признаки и разряды фразеологизмов.
Тема № 2.
Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистические
ряды фразеологических оборотов. Стилистическое использование пословиц,
поговорок, «крылатых слов», загадок.
Тема № 3.
Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения.
Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Фразеологические
выражения.
Тема № 4.
Сочинениеминиатюра по пословице. Семантика фразеологизмов. Синонимия
фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.
Тема № 5.
Происхождение фразеологизмов. Исконно русские, старославянские,
иноязычные фразеологизмы. «Фразеологическая калька» и «полукалька».
Тема № 6.
Исследование текстов разных стилей. Межстилевые (нейтральные),
разговорнобытовые, просторечные, книжные, устаревшие фразеологизмы. Тема № 7.
Исследование современной фразеологии.
фразеологических оборотов.
Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.
Пути возникновения
Изменения фразеологического состава.
Тема № 8.
Составление альманаха «Крылатые выражения» (тему выбирают учащиеся).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ашукин Н.С. Крылатые слова. – М., 1985.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1961.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,
1994.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2001.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.
6. Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1973.
7. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М.,
1979.
8. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М., 1975.
Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.