программа элективного курса для 9 кл "Практическая фразеология"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 12.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный курс предлагается для изучения в предпрофильном классе (9 класс). Количество часов – 8. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Цели данного элективного курса: - пробудить интерес учащихся к фразеологии; - научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; - распознавать фразеологизмы в тексте; - усваивать их смысловые значения; - научить ребят пользоваться фразеологическими оборотами в речи.
Иконка файла материала элективный курс ФРАЗЕОЛОГИЯ 9 кл.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 9 класса «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» Автор­составитель: Кривушина Ю.Л., учитель русского языка и литературы МОУСОШ п.Батецкийп.Батецкий Объем различных форм учебной работы: Всего аудиторных занятий ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 8 часов в том числе лекции ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 3 часа практические занятия ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 4 часа самостоятельная работа ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 1 час Форма контроля ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­создание альманаха «Крылатые выражения» Утверждено: Директор МОУСОШ п.Батецкий Новгородской области Владимирова Т.В. Согласовано: Зам. директора по УР Григорьева Т.И. Рассмотрено на заседании МО. Протокол №____ от «_____» ____________ г. Руководитель МО Леонтьева В.Д.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данный курс предлагается для изучения в предпрофильном классе (9 класс). Количество часов – 8.            «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это   драгоценные   нити,   сообщающие   ткани   своеобразную,   неповторимую расцветку   и   блеск».   Поэтому   знание   фразеологии   –   необходимое   условие глубокого овладения родным языком. Цели данного элективного курса:             ­ пробудить интерес учащихся к фразеологии;             ­ научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;             ­ распознавать фразеологизмы в тексте;             ­ усваивать их смысловые значения;             ­ научить ребят пользоваться фразеологическими оборотами в речи.           Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.            Элективный курс состоит из 2 частей: теории и практики. Материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному.                    Результатом самостоятельной деятельности учащихся может стать создание альманаха «Крылатые выражения».УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: № п/п Название тем курса Введение. Понятие о  фразеологии и  фразеологическом обороте Функции фразеологических  оборотов в разных стилях  речи Классификация  фразеологических оборотов Сочинение­миниатюра по  пословице Происхождение фразеологизмов Исследование текстов разных стилей Исследование современной  фразеологии Составление альманаха  «Крылатые выражения»  1  2   3  4  5  6  7  8            Всего часов  1  1  1  1  1  1  1  1 Формы и методы  обучения Лекция с элементами  беседы Практикум.  Письменный ответ на  вопрос Лекция Практическая работа:  редактирование  сочинений Лекция. Составление  таблицы Практикум.  Конструирование  предложений.  Рецензирование Практикум.  Конструирование  текста. Защита работыСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Тема № 1. Введение. Понятие о фразеологии и  фразеологическом обороте. Постановка целей и задач курса. Признаки и разряды фразеологизмов. Тема № 2. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи. Стилистические ряды фразеологических оборотов. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок. Тема № 3. Классификация   фразеологических   оборотов.   Фразеологические   сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Фразеологические выражения. Тема № 4. Сочинение­миниатюра по пословице. Семантика фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Тема № 5. Происхождение   фразеологизмов.   Исконно   русские,   старославянские, иноязычные фразеологизмы. «Фразеологическая калька» и «полукалька». Тема № 6. Исследование   текстов   разных   стилей.   Межстилевые   (нейтральные), разговорно­бытовые, просторечные, книжные, устаревшие фразеологизмы.Тема № 7. Исследование   современной   фразеологии. фразеологических   оборотов. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.   Пути   возникновения   Изменения   фразеологического   состава. Тема № 8. Составление альманаха «Крылатые выражения» (тему выбирают учащиеся). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ашукин Н.С. Крылатые слова. – М., 1985. 2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1961. 3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2001. 5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998. 6. Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1973. 7. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 1979. 8. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М., 1975.