Программа элективного курса "Историография русской истории" для профильной школы
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история +1
10 кл—11 кл +1
08.03.2018
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена для 10 (11) класса гуманитарного или социально-гуманитарного профиля. Курс является предметно-ориентированным, поддерживающим профиль.
Программы по истории в профильной старшей школе предполагают работу с историческими версиями и оценками. Государственный стандарт среди прочих называет и такие цели изучения истории на профильном уровне, как “умение выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности”. А среди требований к уровню подготовки выпускников – “знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; уметь различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории”. В части С ЕГЭ по истории также имеются задания историографической направленности и, как утверждают разработчики контрольно-измерительных материалов, их количество будет увеличиваться. То есть ученики старшей школы, выбравшие гуманитарный профиль, должны иметь устойчивые умения работы с историографическими оценками.
Программа элективного курса 5.doc
Программа элективного курса "Историография русской истории" для
профильной школы
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена для 10 (11) класса гуманитарного или социальногуманитарного профиля. Курс
является предметноориентированным, поддерживающим профиль.
Программы по истории в профильной старшей школе предполагают работу с историческими версиями и оценками.
Государственный стандарт среди прочих называет и такие цели изучения истории на профильном уровне, как “умение
выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности”. А среди
требований к уровню подготовки выпускников – “знать важнейшие методологические концепции исторического процесса,
их научную и мировоззренческую основу; уметь различать в исторической информации факты и мнения, описания и
объяснения, гипотезы и теории”. В части С ЕГЭ по истории также имеются задания историографической направленности
и, как утверждают разработчики контрольноизмерительных материалов, их количество будет увеличиваться. То есть
ученики старшей школы, выбравшие гуманитарный профиль, должны иметь устойчивые умения работы с
историографическими оценками.
Цель программы – познакомить учащихся с основами и особенностями историографии, привить умения работать с
историографическими оценками.
Задачи программы:
познакомить учащихся с особенностями историографии как науки;
рассмотреть основные школы и концепции в исторической науке;
проследить эволюцию русской исторической науки;
познакомить с известными русскими и светскими историками, их взглядами на русскую историю;
отработать умения анализа историографических оценок;
развивать навыки самостоятельного поиска и работы с различными источниками информации;
развивать умения определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам
истории.
Особенность программы состоит в том, что она носит деятельностный, практикоориентированный характер. Ученики в
процессе практической деятельности осваивают основы историографии.
Программа состоит из трех частей.
Первая часть – Вводная (теоретическая). Знакомство с особенностями историографии, историей русской исторической
науки, выдающимися историками России, историософией.
Вторая часть – Практическая. Рассмотрение нескольких дискуссионных проблем русской истории с позиций различных
историков, составление историографических версий. Темы могут быть заменены учителем с учетом имеющихся
материалов у учителя, подготовленности класса и образовательной необходимости (предложенный вариант ориентирован
на программу курса истории России в 10 классе). Количество тем и время на их изучение может быть уменьшено или
увеличено.
Третья часть – самостоятельная работа. Подготовка и защита проектов. Темы проектов лучше выбрать в начале
изучения курса и тогда подготовка к ним будет идти на протяжении всего курса. Но наиболее интенсивная она в конце,
когда уже изучена теория и имеются навыки практической работы.
Введение. Историография как наука. Основные концепции исторической науки. История русской исторической науки.
Величайшие русские историки. Историческая наука в советское время. Российские историки ХХ века. Историософия.
Содержание программы
Дискуссионные проблемы русской истории.
“Призвание варягов” в русской историографии.
Русь и Орда: традиционная версия и теория Н.Гумилева.
Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков). Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии.
Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии.
Петр I: оценка историками личности и преобразований.
Индивидуальная работа над проектами. Защита проектов.
Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю на изучение в 10 или 11 классе. Количество часов может быть уменьшено.
Также курс может быть использован для предпрофильной подготовки в 9 классе.
Межпредметные связи: тесная связь с историей (темы уроковпрактикумов совпадают с содержанием программы
истории России в 10 классе) и с обществознанием (темы о концепциях исторического развития, русских историках).
Региональный компонент: несколько тем программы (примерно треть) являются специфическими новгородскими:
Новгородская республика, Александр Невский и Новгород, поход Ивана III на Новгород, Новгород и Смута.
№ темы
Название темы урока, форма урока
Тематическое планирование
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Часть 1. Введение
Наука историография
Основные теории исторической науки
История русской исторической науки
Величайшие русские историки
Историческая наука в советское время
Российские историки ХХ века (урок сообщений учащихся)
Историософия
Часть 2. Урокипрактикумы.
“Призвание варягов” в русской историографии
Русь и Орда. Традиционная версия и теория Л.Н.Гумилева
Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка
историков)
Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии
Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии
Петр I: оценка личности и преобразований русскими историками
Часть 3. Защита проектов.
Индивидуальная работа над проектами
Защита проектов (урокконференция)
Всего – 34 часа
Темы проектов
1. Историки о происхождении названия “Русь”.
2. Споры об образовании русского государства.
3. Ярослав Мудрый в оценке историков.
4. Крещение Руси в оценке историков.
1
1
1
2
1
1
1
2
4
2
2
4
4
6
2 5. Значение периода раздробленности для Руси, по мнению русских историков.
6. Русь и орда (Князья и татары) в оценке русских историков.
7. Дмитрий Донской в русской историографии.
8. Присоединение Новгорода в оценке историков.
9. Новгородская республика (оценка историков).
10. Иван Калита: исторический портрет.
11. Иван III: оценка деятельности.
12. Опричнина: оценка историками.
13. Причины смуты в русской историографии.
14. Оценка Петра I историками.
15. Значение женщин в русской истории, по мнению русских историков.
16. Б. Годунов и царевич Дмитрий: было ли убийство?
17. М.В.СкопинШуйский – неизвестный герой земли Новгородской.
18. Иван Сусанин: миф или реальность?
19. С.М.Соловьев и В.О.Ключевский: разные взгляды на русскую историю.
20. Труды Н.М.Карамзина с точки зрения современной исторической науки.
Критерии оценки работ учащихся:
прочтение трудов историков по выбранной теме;
соотнесение и анализ противоположных точек зрения на проблему;
наличие собственных выводов, мыслей по проблеме;
связное изложение в письменном виде;
качественное представление работы перед аудиторией.
Программа элективного курса "Историография русской истории" для профильной школы
Программа элективного курса "Историография русской истории" для профильной школы
Программа элективного курса "Историография русской истории" для профильной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.