Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
10 кл
09.10.2019
Данный элективный курс: " История русской культуры" ориентирован на углубленное изучение вопросов становления и развития Русской культуры в разрезе исторический событий, которые переживала Россия. Здесь затронуты вопросы русской идентичности, быта, исторических персоналий, живописи, архитектуры и многое другое, что поможет расширить знания учащихся по данной теме.
История русской культуры_10 Уварова.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 25 г. Иркутска
Утверждаю:
Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска
Безденежных В.В. ________________________
« ___» ______________ 2017г.
Рассмотрено на научнометодическом
совете,
протокол № _____
« ____» _________ 2017г.
Рассмотрено на заседании
подразделения общественных и естественных
дисциплин протокол № _____
«____» _________________2017г.
Рабочая программа по
элективному курсу «История русской культуры» для 10 класса
Количество часов: 1 ч/нед (34 часов в год)
Программа разработана на основе программы Н. П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой «История
русской культуры», опубликованной в сборнике Н. П. Берлякова, Е. Б. Фирсова «История
русской культуры». Программа и тематическое планирование курса». Москва, «Русское слово»,
2012.
Составитель: Уварова М.С., учитель истории
20192020 учебный год Требования к уровню подготовки учащихся по курсу "История русской культуры"
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне
направлено на воспитание гражданственности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин. Актуальность углубленного изучения истории русской культуры
продиктованы внесением изменений КИМЫ ЕГЭ.
национальной идентичности,
Элективный курс «История русской культуры» направлен на углубление и дополнение
курса истории, его целью выступает активизация познавательных и духовных потребностей
учащихся в осмыслении российской истории и культуры, содействие пониманию особенностей
культурноисторических эпох, величия и гуманистической сущности русской культуры
убеждения
(познавательной),
информационнотехнологической,
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие
у учащихся широкого круга компетентностей — социальноадаптивной (гражданственной),
когнитивной
коммуникативной.
Личностные результаты изучения истории в основной школе можно определить как
следующие
качества:
∙ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы,
общности;
∙ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод
человека;
∙ осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
∙ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
региональной
локальной
и
и
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих
качествах:
∙ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную
др.;
∙ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы
носителях;
∙ способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах
и др.);
∙ готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
презентация,
электронных
(сообщение,
реферат
эссе,
на
и
образования предполагают, что у учащегося сформированы:
владеть ключевыми понятиями культурноисторической эпохи;
уметь выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику
картины мира и системы ценностей;
формы культурного творчества;
уметь определять культурноисторические эпохи в истории России через ведущие
уметь определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и
искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно
исторической эпохи;
уметь классифицировать исторические события через культурный опыт,
биографию человека.
Также ученик должен освоить навыки исследовательской работы, связанной с
поиском, отбором, анализом, обобщением материала; научиться систематизировать полученные знания (составлять схемы, таблицы,), представлять результаты учебной деятельности в форме
исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления в аудитории.
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
Метапредметные результаты освоения ООП СОО
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–
можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–
жизненных ситуациях;
–
необходимые для достижения поставленной цели;
–
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
поставленной цели;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
–
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
–
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–
комбинированного взаимодействия;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
–
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Личностные результаты освоения ООП СОО
1.
Культурный кругозор и широта мышления, поскольку для того, чтобы принести
реальную пользу в развитии экономики, социального обустройства, науки, культуры,
образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными
категориями. Выпускник должен владеть основами мировой культуры и воспринимать
себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в
пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и
реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей.
2.
Патриотизм, выражающийся в том, что гражданин демократической России
должен быть готов в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми
моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации,
общественнополитические достижения государства, чтить государственную символику и
национальные святыни народов, его населяющих, знать ее историю и литературу,
принимать активное участие в жизни государства.
3.
Межкультурная компетентность по отношению к национальным культурам
народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой, так как
гражданин России, проживая в уникальном по своей многонациональности и
конфессиональности государстве, в евразийской державе, должен всегда стремиться к
укреплению межнациональных отношений в своей стране.
4.
Информационная компетентность, т.к. в условиях конкурентных отношений
важнейшим преимуществом становятся навыки оперативной работы с информацией,
компьютерная грамотность.
5.
Коммуникативная компетентность: навык самозащиты от информации,
причиняющей вред и умение конструктивно взаимодействовать в современном
коммуникативном пространстве (в том числе в медиа пространстве), владение навыками
делового общения, умение строить межличностные отношения, способствующие
самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
проживающих в Российской Федерации.
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Содержание учебного предмета
История русской культуры (34 часа)
Введение (1 ч)
Понятие "культура". Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и
исторических явлений. Культура как смысл историю Роль культуры в эпоху глобализирующего мира.
Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание.
(10
ч)
Тема 1. Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры. (3 ч)
Особенности становления и факторы формирования культуры Древней Руси. Картина мира
древних славян. Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Принятие
христианства как культурный переворот: новые ценностные ориентации и их роль в становлении
национального самосознания. Феномен двоеверия.
Золотой век древнерусской культуры. Письменность. Рождение литературы. Храм и икона как
образ мира.
Формирование языка храмового зодчества. Символика архитектурного облика Владимира.
Своеобразие фресковой живописи и самобытность иконописи Новгорода.
Тема 2. Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в XIIIXV вв. (3 ч)
Последствия монголотатарского нашествия.
Взаимосвязь
освободительных и объединительных идей в условиях борьбы за независимость. Обращение к
культурному наследию Древней Руси. Москва как преемница Киева и символ национального единства.
Система ценностных ориентаций в русской культуре 1415вв.
Житийная литература.
Предвозрожденческие мотивы в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как символы самоопределения
русской культуры.
Варваризация культуры.
Москва и Новгород как культурные альтернативы. Москва и тема духовного и политического
единства Русской земли.
Тема 3. Московское царство как культурная эпоха. (4 ч)
Особенности историкокультурного процесса конца 1516вв. Перспектива Возрождения.
Обсуждение идеи свободы человека в русской общественной мысли в конце 15начале 16в.Рождение и
культурное содержание формулы «Москватретий Рим». Начало культурного одиночества. Проблема
соотношения власти светской и духовной в спорах иосифлян и нестяжателей .Идея самодержавия в
культуре Московского царства.
Традиционализм и переходный характер культуры Московского царства.
Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского царства. Московский
кремль как символ Московского царства. Складывание единого общерусского стиля. Творчество
Дионисия.
Раздел 2.Культура русского Просвещения. (13 ч)
Тема 4. Русская культура на пороге Нового времени. (4 ч)
Смута как начало выхода из средневекового времени русской культуры. Процесс «обмирщения»
как доминанта культурной эпохи. Кризис средневековой системы ценностей. Ослабление позиции церкви.
Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация картины мира Культурный смысл
русского раскола. Церковь, власть и секуляризация культуры.
Новые тенденции в литературном творчестве. Тема человека. Миссия литературы барокко в
русской культуре 17в.
Новый язык изобразительного искусства. Московское барокко. Парсунная живопись. С. Ушаков.
Смена внешних культурных ориентиров.
Тема 5. Эпоха Просвещения в России. (4 ч)
Культурное содержание термина «эпоха Просвещения». Смысл культурного переворота
Петровской эпохи. Проблема культурного заимствования. Просветительская роль государства. Новые
ценностные ориентации. Практицизм и рационализм культуры Петровской эпохи. Становление системы
государственного светского образования. Место светской книги в культуре 18в.
Русские просветители 18в.и их роль в становлении культуры европейского типа.
Русские просветители второй половины 18в.: Ломоносов, Дашкова, Новиков, Радищев.
Противоречивость культурного процесса в Новое время. Диалог новых и традиционных
культурных ценностей. Проникновение европейского образования в провинцию.
Тема 6. Художественный образ XVIIIв. (3 ч)
Художественный образ века Просвещения как воплощение новых ценностей. Проблема истоков
светской живописи. Становление жанров светской живописи. Русский портрет 18в.язык и образ эпохи.
Особенности портретной живописи начала 19в.Русское барокко 18в. барокко в архитектуре Петербурга
петровского времени. «Бюргерское» Особенности середины 18в.
Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Петербургский и
московский классицизм.
Тема 7. «Золотой век» русской культуры. (2 ч)
«Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени.
Загадка творчества Пушкина. Роль творчества Пушкина в становлении национального самосознания.
Культурная доминанта пушкинского времени. Классицизм и романтизм в художественной культуре.
Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга. Особенности творчества
русских архитекторов (Захаров, Воронихин, Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К.
Росси.
Раздел 3. Классическая русская культура XIX
Тема 8. Дискуссия о национальной идее в 18301850ег. (3 ч)
Рождение государственной «русской идеи». Историкокультурные основы и содержание
формулы «официально народности». Художественно воплощение «государственной русской
идеи».«Национальная идея» в общественной мысли 183050хгг. «Философическое письмо» Чаадаева и
начало интеллектуальных дискуссий о русской идее. Размышления о культуре и судьбе Росси в спорах
славянофилов и западников. Формирование ведущей роли литературы в культурном процессе.
в. (9 ч)
Тема 9. Традиционная культура XIX в.: провинция, усадьба, крестьянский мир. (3 ч)
Содержание понятия «традиционная культура». Феномен российской провинции. Дворянская
усадьба как культурный феномен конца 180начала 19в. «Культурные гнезда» Архангельское, Тарханы,
Остафьево. Содержание понятия «народная культура». Изменение условий существования культуры
крестьянского мира в 19в.
Тема 10. Русская культура второй половины XIX в начала ХХ в. (3 ч)
Демократический вариант русской культуры 1860хгг. Роль литературы как учителя жизни.
Критический реализм в литературе. Тургенев. Некрасов. Тютчев. Реализм в живописи. Феномен
передвижничества». Художественный язык передвижников. Деятельность ТПХВ.
Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи
(Перов, Репин, Суриков, Верещагин, Ярошенко, Крамской, Саврасов, Поленов, Ге, Левитан).
Итоговый урок (1 час). №
уро
ка
1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема
Тип
урока
Элементы содержания
Характеристика
учебной деятельности
Предметные
Планируемые результаты
Метапредметные
Тематическое планирование
Введение. Урок
лекция
Урок
беседа
Мир
культуры
Древней
Руси как
ценностно
е
основание
русской
культуры
Русская
культура в
условиях
борьбы за
независим
ость и
единство в
XIIIXV
вв
Московск
ое царство
как
культурна
я эпоха
Культура как смысл
истории
Особенности
становления
древнерусской культуры.
Принятие христианства
как исторический выбор
"Золотой век"
древнерусской культуры
Определять факторы
формирования культуры
Древней Руси;
Называть этапы
развития язычества
древних славян;
Уметь давать оценку
причин принятия
христианства
Изменение условий
историкокультурного
развития
Система ценностных
ориентаций в русской
культуре XIV XVвв.
Новгород как культурная
альтернатива
Особенности
культурного процесса
конца XVXVIвв
"Москва третий Рим"
Идея самодержавия в
иерархии
ценностей
культуры Московского
царства
Художественный язык и
эстетическая символика
Московского царства
называть ценностные
ориентация русской
культуры
знать проблемы
ценности человека в
условиях формирования
единой
государственности
определять новаторские
черты художественного
творчества в Новгороде
понимать влияние
исторических событий на
формирование модели
русской культуры XV
XVI.
уметь давать оценку
спорам иосифлян с
нестяжателями по
поводу взаимодействия
светской и духовной
власти
владеть ключевыми
понятиями культурно
исторической эпохи;
уметь выявлять
культурную доминанту
исторического времени
через специфику картины
мира и системы ценностей;
уметь определять
культурноисторические
эпохи в истории России
через ведущие формы
культурного творчества;
уметь определять стилевые
особенности памятников
отечественной литературы
и искусства, сопоставлять
имена крупнейших
деятелей культуры с
контекстом данной
культурноисторической
эпохи;
уметь классифицировать
исторические события
через культурный опыт,
биографию человека.
Также ученик должен
освоить навыки
исследовательской работы,
связанной с поиском,
отбором, анализом,
обобщением материала;
научиться
систематизировать
Познавательные:
1.Устанавливают аналогии и
причинное –следственные
связи, выстраивают
логическую цепь
рассуждений, относят
объекты к известным
понятиям.
2.Самостоятельно делают
выводы, перерабатывают
информацию,
преобразовывают её,
представляют информацию на
основе схем, моделей
,сообщений.
3.Работая по плану, сверяют
свои действия с целью и при
необходимости исправляют
ошибки с помощью учителя.
4.выявляют особенности и
признаки объектов; приводят
примеры в качестве
доказательства выдвигаемых
положений.
5.воспроизводят информацию
по памяти, необходимую для
решения учебной задачи.
6.извлекают необходимую
информацию из учебника и
дополнительных источников,
творчески перерабатывают её.
Регулятивные:
1.Самостоятельно
формулируют задание:
Практику
м
Урок
семинар
Урок
лекция
Урок
дискуссия
Урок
дискуссия
Урок
лекция
Урок
дискуссия
Урок
дискуссия
Урок
семинар
Личностные
1. ищут свою позицию в
многообразии
общественных и
мировоззренческих
позиций, эстетических
и культурных
предпочтений.
2.Оценивают
поступки ,в том числе
неоднозначные,
разрешая моральные
противоречия на
основе
общечеловеческих и
российских ценностей.
3.проявляют уважение
к своему нарду, другим
народам, принимают
ценности других
народов.
4.понимают важность
учёбы и познания
нового, паринимают
ценности других
народов.
5.проявляют учебно
познавательный интерес
к новому материалу и
способам решения
новой задачи.
6.Оценивают
собственную учебную
деятельность, свои
достижения; 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Русская
культура
на пороге
Нового
времени.
Эпоха
Просвеще
ния в
России
Художест
венный
образ
XVIIIв.
Урок
лекция
Урок
семинар
Урок
лекция
Урок
дискуссия
Комбинир
ованный
урок
Урок
лекция
Урок
лекция
Урок
семинар
Урок
лекция
Комбинир
ованный
урок
Урок
дискуссия
смысл
Кризис средневековой
системы ценнстей
Культурный
церковного раскола
Новые
художественного
литературного
творчества
Смена
культурных ориентиров
тенденции
и
внешних
Смысл
Петровской эпохи
переворота
Система
государственного
светского образования
Место светской книги в
культуре XVIIIв.
Противоречивость
культурного процесса в
Новое время
Русский портрет XVIIIв
Русское барокко XVIII в.
Художественный облик
русского барокко и
классицизма
полученные знания
(составлять схемы,
таблицы,), представлять
результаты учебной
деятельности в форме
исторического эссе,
рецензии, презентации,
тезисов, реферата,
выступления в аудитории.
понимать процесс
переосмысления
ценнстей с понятий
"власть", "Государство",
"Народ"
называть новую
трактовку исторического
времени
давать оценку расколу
как показателю кризиса
средневековой системы
ценности.
систематизировать
процессы Петровской
эпохи
характеризовать модели
образования петровского
времени
давать оценку культуры
Нового времени
объяснять смысл
понятий
рассматриваемой эпохи
называть проблемы
истоков светской
живописи
давать оценку
художественных истоков
классицизма и барокко
"Золотой
век"
русской
культуры
Комбинир
ованный
урок
Урок
лекция
"Пушкинская
русской культуры
эпоха"
Духовный смысл и
художественный язык
классицизма
называть главные плюсы
творчества Пушкина и
его роль в становлении
национального
самосознания
характеризовать
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние.
определяют его
цель,планируют алгоритм его
выполнения.
2.удерживают цель
деятельности до получения её
результата; осуществляют
самостоятельный контроль
своей деятельности.
3.в диалоге с учителем учатся
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
1.Вычитывают все виды
текстовой
информации(фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную) 2.
Участвуют в диалоге;
слушают и понимают других,
высказывают свою точку
зрения на события, поступки.
3.участвуют в дискуссии,
принимают другое мнение и
позицию, допускают
существование различных
точек зрения .
4.вступают в коллективное
сотрудничество; участвуют в
обсуждении вопросов,
обмениваются мнениями.
5. принимают другое мнение и
позицию; допускают
существование различных
точек зрения 25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дискуссия
о
националь
ной идее в
1830
1850е гг.
Традицио
нная
культура
XIX в.:
провинция
, усадьба,
крестьянс
кий мир.
Русская
культура
второй
половины
XIX в
начала ХХ
в
Резерв
Урок
практику
м
Урок
лекция
Урок
семинар
Урок
лекция
Урок
семинар
Урок
семинар
Государственная русская
идея
"Национальная идея" в
общественной мысли
18301850гг
Формирование
литературоцентризма
русской культуры
среда
Культурная
русской провинции
Феномен усадьбы конца
XVIII начала XIXвв.
Традиционная культура
крестьянского мира XIX
Урок
семинар
Урок
конферен
ция
Комбинир
ованный
урок
Просвещение и "дух
эпохи" 1860х гг
Роль литературы в
обновляющемся
обществе
Феномен
передвижничества
"Александровский"
вариант классицизма в
архитектуре
характеризовать
национальные интересы и
идеи XIXв.
называть основные
черты интеллигенции
объяснять роль
литературы в
формировании
национального
самосознания.
называть характерные
черты провинциальной
культуры
давать оценку роли
образования и
просвительства в
провинции
характеризовать новые
условия существования
крестьянского мира
давать оценку роли
литературы как учителя
жизни
высказывать суждения о
феномене
передвижничества».
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Программа Элективного курса: История русской культуры. 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.