Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс
Оценка 4.9

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
Взрослым
07.10.2018
Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс
Программа элективного курса "История русской культуры IX - XXI веков" предназначена для внеурочной деятельности, рассчитана на два года, для учащихся 10-11 классов. Актуальность данного курса состоит во-первых, в том, что история культуры в современном мире уходит на второй план; во-вторых, для подготовки к ЕГЭ, а именно изучение истории культуры, выделяется мало времени. Данный курс дает возможность более подробно изучить культуру России.Программа элективного курса. Нужна рецензия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx
Программа элективного курса     «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс                              Программа составлена учителем истории МБОУ СОШ № 44 Дудникова Ольга Александровна г. Сургут 2016 – 2018 учебный год Пояснительная записка Программа   составлена   на   основе   федерального   стандарта   основного общего образования; в соответствии с ФБУП от 09.03.2004 г.;  Федеральный компонент   государственного   образовательного   стандарта   общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   РФ   от 05.03.2004   г.   №1089;  программ   ДО   и   МП   по   Ханты­Мансийскому автономному округу – Югры №662 от 22.08 2011 г. Программа рассчитана на 70 часов, 1 часть 10 класс (35 часов), 2 часть 11 класс (35 часов).      Страна,   забываемая   свою   культуру,   историю,   традиции   и национальных героев – обречена на вымирание. Л.Н. Толстой Актуальность элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков», состоит, во­первых, в том, что в сегодняшнее время культура уходит на   второй   план,   ей   тяжело   конкурировать   вовремя,   когда   проходит информационная   революция,   где   рынок   находится   на   первом   месте   и обществу   нужно   оглянуться   назад,  увидеть   нашу  культуру   с  тысячелетней историей. Во­вторых, очень мало времени дается на изучение культуры во время   уроков   истории,   а   в   ЕГЭ   есть   вопросы,   посвященные   культуре.   На протяжении   прохождения   данного   курса   учащимися   будут   составляться таблицы,   Они самостоятельно   будут   их   дополнять.   В   итоге   у   них   получится   мини справочник,   который   пригодится   при   подготовке   к   единому государственному   экзамену.   В­третьих,   учащиеся   углубят   свои   знания   в области истории культуры своей страны.     посвященные   архитектуре,   скульптурам,   живописи. Цель  элективного   курса   –   формирование   понимания   основных тенденций и особенностей развития культуры России. Задачи:  Воспитание   патриотизма,   воспитания   уважения   к   истории культуры своей Родины;  Освоение знаний о важнейших процессах отечественной культуры; расширение кругозора учащихся  Умениями работать с различными источниками информации;  Реализация интереса к данному предмета. В   ходе   изучения   курса   имеется   возможность   вести   работу   по формированию у учащихся:  Умение   построить   план   ответа,   анализировать.   Обсуждать, объяснять, критически оценивать события культурной жизни;  Умение   искать   и   отбирать   материал   в   энциклопедиях,   в интернете;  Умения   самостоятельно   анализировать   исторические   источники как письменные, так и вещественные, изобразительные;  Защищать   мини   проекты,   создавать   презентации,   кластеры, таблицы;  Практические занятия;  «мозговой штурм»;  Работа в группах, индивидуально, в парах. В связи с тем, что курс является элективным, то формы контроля целесообразно сделать следующими:  Рефераты;  Презентации;  Научно­исследовательские работы.  Навыки:  Анализировать свою деятельность;  Выдвигать гипотезу;  Использовать   письменные   источники   при   составлении презентаций, при написании рефератов, при подготовке к мини конференциям. Список литературы: 1. Вишняков С.А., Культура России в историческом ракурсе / Москва, 2012.  2. Михайлова И.Б. здесь сошлись все царства: Очерки по истории государева двора в России  XVI  в.: повседневная и праздничная культура, семантика и обрядности   /   И.Б.   Михайлова   –   Санкт   ­   Петербург:   Д.   Буланин,   2010. 3.   Лотман   Ю.М.   Беседы   о   русской   культуре:   Быт   и   традиции   русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Санкт­Петербург, 1994. 4.   Лохова   Н.   Русские   архитекторы.   История   зодчества   в   биографиях   ее творцов \ Челябинск, 2004.  5. Лихачев Д.С. Русская культура / Москва, 2000. 6.  Петинова   Е.   Русские   художники.  XVIII  –   начало  XIX  века   /   Санкт­ Петербург, 2001. 9.  Скворцова Е. М. Культура средневековой Руси / Е. М. Скворцова, Р. М. Черных // Культурология. История мировой культуры: хрестоматия. – М., 2005. Интернет ресурсы: 1. http://www.lomonosov­fund.ru  2. http://www.arehi.ru 3. http://www. journal­shkolniku.ru 4. http://www. musei­online.blogspot.com 5. http://www.museum.ru  6. http://www.kulturaege.ru  7. http   .  com    ://   www   .  sbiblio Учебно­тематический план Часть 1. 10 класс (35 часов) Раздел, темы № п/п 1. Культура в  жизни человека Всего часов 1 Лекция часов 1 Практических часов ­ Форма контроля Фронтальная беседа Раздел 1. Культура Киевской Руси IX – XII вв. (8 часов) Фольклор Литература Архитектура Музыка 2­ 3. 4­ 5. 6­ 7. 8­ 9. 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Составление  кластера Презентация Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Посещение  виртуальной  экскурсии Раздел 2. Культура Руси XIII – XVI вв. (10 часов) Литература 10. Периодизация 11­ 12. 13­ 14. Живопись и  скульптура Архитектура Музыка 15­ 16. 17­ 18. 19. Религия 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 ­ Фронтальная беседа Составление  кластера Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Посещение  виртуальной  экскурсии Фронтальная беседа Раздел 3. Культура русского Возрождения XVII – XVIII века (16 часов) 20. Основная  характеристика  периода Литература 21­ 22. 1 2 1 1 ­ 1 Фронтальная беседа Составление  презентации 23­ 24. Живопись и  скульптура Архитектура Музыка 25­ 26. 27­ 28. Театр Религия 29­ 30. 31­ 32. Образование и  33­ 34. наука 35. Мини  конференция  1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Музыкальный вечер  «Что слушали наши  предки?» Составление  таблицы Написание  рефератов Составление мини­ проектов Выступление  учащихся с научно­ исследовательскими работами  Часть 2. 11 класс (35 часов) Раздел, темы Всего часов Лекция часов Практических Форма контроля часов Раздел 1. Культура России XIX века (14 часов) Литература Живопись и  скульптура Архитектура Музыка Театр 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Литературный вечер «Посиделки у  камина»  Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Написание  рефератов Составление таблиц № п/п 1­ 2. 3­ 4. 5­ 6. 7­ 8. 9­ 10. 11­ 12. 13­ 14. 15­ 16. 17­ 18. 19­ 20. 21­ 22. 23­ 24. 25­ 26. 27­ 28. Религия 2 1 1 Мозговой штурм Наука и техника 2 Архитектура 2 1 Литература Живопись и  скульптура 1 1 1 1 1 1 2 2 Написание  рефератов Раздел 2. Русская культура XX – начало XXI в. (14 часов) Написание  рефератов Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Оформление  таблицы (для  составления мини­ справочника) Защита мини  проектов (с  использованием  песен) Составление  презентаций и  просмотр фильмов Составление  кластера Составление  презентации 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 Музыка Театр и кино 1 Религия Наука и техника 2 Раздел 3. Философия IX – начало XXI века (6 часов) Философия 29­ 34. 35. Мини  конференция 6 1 4 ­ 2 1 Составление  рефератов Выступление  учащихся с научно­ исследовательскими работами  Содержание программы Часть 1. 10 класс (35 часов) Культура в жизни человека (1 час). Что означает слово «Культура»? Материальная и духовная культура. Основные функции культуры в обществе. Раздел 1. Культура Киевской Руси IX – XII вв. (8 часов). Летописи – «Повесть   временных   лет».   Древнерусская   литература   «Слово   о   Законе   и Благодати», публицистические произведения, рассказы, сочинения. Зодчество (камень   и   кирпич).   Успенский   собор,   церковь   Покрова   на   Нерли, Дмитриевский собор. Резьба по камню, дереву. Монументальная живопись – мозаика,   фреска.   Иконопись.   Ювелирное   дело   (браслеты,   серьги,   пряжки, оклады икон, книг). Фольклор – песни, сказания, былины, сказки, пословицы, поговорки. Раздел 2. Культура Руси XIII – XVI вв. (10 часов). Летописный свод «Русский   хронограф».   Жития   –   церковные   сочинения   (Житие   святого Александра Невского). Идеи служения Родине. Сказание «О нашествии хана Тохтамыша».     Хождение   –   сочинение   о   дальних   путешествиях.   Первые каменные храмы. Краснокирпичный Московский Кремль. Москва принимает величественный   облик   и   облик   царственной   столицы.  Зодчество   влияет   на живопись.   Творчество   Феофана   Грека,   Андрея   Рублева,   Даниила   Черного. Устное   народное   творчество.   Исторические   песни   (воспоминания   о восстаниях против Орды).     (парсуны). Раздел 3. Культура русского Возрождения  XVII  –  XVIII  века (16 часов).  XVII  век.  Церковь остается главной идеологической силой. Устное народное   творчество.   Бродячие   музыканты.   Развитие   городской   жизни. Формирование великорусской нации. Развитие образования. Первые учебники. Братья   Лихуды.   Увеличение   печатной   продукции.   Выпуск   газет   (Вестник, Куранты).   Научные   знания.   Литература.   Житие   святых.   Сатира.   Светская повесть   и   драма.   Создание   основных   архитектурных   шедевров   «Золотого кольца». Центр зодчества остается Москва. Нарышкинское барокко. XVII век, рождение театра в России. Храмины. Переход к реалистической живописи. Портретная   живопись   классического профессионального   музыкального   искусства.   Бродячие   оркестры.   Первый нотный   печатный   станок.  XVIII  век.  Сословное   оброзование.   Открытие Сухопутного   шляхетского   и   Морского   шляхетского   корпуса.   Московский университет.   Гимназии.   Духовные   учебные   заведения.   Народные   училища. Открытия   Института   благородных   девиц.   Наука   и   М.В.   Ломоносова. Техническая   мысль   –   И.И.   Ползунов,   И.П.   Кулибин.   Вторая   Камчатская экспедиция. Формирование русского литературного языка (сентиментализм, реализм,   классицизм).   появления   стиля   барокко.   В.В.   Растрелли   –   Зимний дворец, Екатерининский дворец. Ч. Камерон – Ансамбль дворца и парковые сооружения   в   Павловске.   Дж.   Кваренги   –   Эрмитаж,   Смольный   институт, здание Биржи. В.И. Баженов – проект Кремлевского дворца, Михайловский замок.   Усадебное   строительство.   Зодчество.   Русская   живопись.   Переход   к реалистичным   полотнам.   Портретная   живопись.   Историческая   живопись. Развитие скульптуры и музыки.    Зарождение Мини конференция (1 час). Часть 2. 11 класс (35 часов) Раздел 1. Культура России  XIX  века (14 часов). Первая половина XIX  века.  Золотой век русской культуры. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Классицизм   в   архитектуре. Лермонтов.   Исаакиевский   собор, Александровская   колонна,   Казанский   собор,   Императорский   Эрмитаж.     В первой половине  XIX  века происходит становление отечественного театра. Большой   театр   в   Москве   и   Мариинский   театр   в   Петербурге.   Появление современных   театров.   Драматический   театр   в   Москве.   В   живописи романтичное   мироощущение.   В   музыке   романтизм,   классицизм.   Развитие оперы.  Появление народно­бытовой оперы. Создание Государственного гимна  «Культура   быта», Российской   империи. «политическая культура», «сельская культура», «индустриальная культура», «сельская   культура».   Влияние   православности   народной   среды.   Ф.М. Достоевский,   Л.Н.   Толстой,   И.С.   Тургенев,   А.П.   Чехов.   Возникновение Товарищества   передвижных   художественных   выставок.   В.Г.   Перов,   И.Н. Крамской,   В.В.   Верещагин.   И.Е.   Репин,   В.И.   Суриков.   Изменения   в архитектуре.     Строительство   здания   уже   другого   назначения.   Возникают учебные музыкальные заведения. «Могучая кучка».   Вторая   половина  XIX  века. Раздел   2.   Русская   культура  XX  –   начало  XXI  в.   (14   часов). Серебряный   век   в   русской   культуре.   «Вехи.   Статьи   о   русской интеллигенции».  Достижения науки. М. Горький, А.А. Блок, А.А. Ахматова, С.В. В литературе проявляется декадентство, символизм, акмеизм, футуризм. Возрастает роль театра. Система Станиславского. Появляется кинематограф. А.А. Ханжонков. Великолепные достижения в музыкальном искусстве. С.В. Рахманинов,   А.Н.   Скрябина.   Расцвет   модерна.   «Мир   искусства».   Стиль примитивизм, абстрактная живопись, авангард, супрематизм. Влияние   революции   на   искусство.   Искусство   плаката.   Агитфарфор. Левый   фронт   искусств   и   Ассоциация   художников   революционной   России. Всероссийская ассоциация пролетарских писателей. Пролеткульт.   Принцип   партийной   литературы.   Социалистический   реализм. Пропаганда правящей партии через литературу. М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, М.   Горький.   Клубная   деятельность.   Дома   пионеров.   Культурно­массовые работы. Скульптуры, архитектура. Продолжается развиваться кинематограф. Оперное и балетное искусство. «Оттепель».   Усиление   партийного   руководства   культурой. Монументальная скульптура. «Оттепель» в духовной жизни. Отступление от «оттепели». Архитектура. Литература.  Наука   и   техника.   Развитие   отечественной   литературы.   Театр   и киноискусство. Эстрада. Спорт. Духовный   кризис.   Культура   в   условиях   рынка.   Влияния   западной культуры. Молодежная культура.  Раздел 3. Философия  IX  – начало  XXI  века (6 часов).  Появление философской мысли. Онтологизм, панморализм. Проблемы историософии и эсхатологии. «Слово о законе и благодати», «Книга бытия небеси и земли». В   Средние   века   внимание   уделяется   проблемам   социальным, историософским,   Закладывается   национальная идеология.   Мистический   реализм.   Цезарепапизм.   Концепция   «Москва   – Третий Рим».   антропологическим. Изменение философии в период Возрождения. Г.С. Сковорода.  XIX  век становление русских философов в один ряд с европейскими. Западники и славянофилы. В.С. Соловьев «Всечеловечность». Н.Ф. Федоров «патрофикация». Н.А.   Бердяев   «Самопознание»   и   П.А.   Флоренский   «Пути   русского богословия». Мини конференция (1 час). Приложение: мини справочник «История русской культуры с IX – XXI век».

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс

Программа элективного курса «История русской культуры IX – XXI веков» 10 – 11 класс