Пояснительная записка
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования.
Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и
современность"
“Не моря разделяют народы,
а невежество, не различие языка,
а враждебные отношения”.
Д. Рескин.
Пояснительная записка
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как
сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет
интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики,
экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе
появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и
непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры
межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать
признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных
межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования.
Цель курса: воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование
уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному
многообразию мировой культуры.
Задачи курса:
изложение материала проводить в доступной форме;
изучать межнациональные отношения на примерах истории и современности;
развивать у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе
представляющих другие национальности;
не забывать, что правам и интересам любой группы не должны приноситься в жертву законные демократические
права и интересы личности;
помочь учащимся разобраться в содержании национальноэтнических отношениях и исторических тенденциях их
развития
Области применения программы.
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во
внеклассной работе по предмету.
Организационная работа по программе.
Данный курс является дополнением к курсу “Обществознания” 1011 классов, занимающихся по программе А.И.
Кравченко. Программа курса рассчитана на 32 часа.
Проведение исследований по темам на теоретическом уровне.
Ожидаемые результаты.
Формирование толерантного отношения у учащихся , способность адекватно оценивать себя и других людей, Овладение
социально психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
Содержание программы.
1.Народы мира и их взаимоотношения сегодня (17часов).
Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”. Этноснароднация.Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Этническое родство. Народ новый вид этнической
общности. Природные и социальные свойства нации. Духовные признаки нации. Этническая характеристика нации.
“Этнос”, “нация”, “народ” как синонимы.
Тема 2.(3ч.) Национальноэтнические отношения народов.
Предпосылки возникновения и развития национальных отношений. Комплексный характер национальных отношений.
Субъекты национальных отношений. Характеристика проявления межнациональных отношений. Национальное
самоуважение. Регулирование национальных отношений.
Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов.
Этносформа приспособления к окружающей среде у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный взаимообмен.
Инонациональные группы и малые народности.
Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса.
История возникновения национального вопроса. Возникновение конфликтов на национальной почве. Межгосударственные
конфликты.
Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных условиях.
Национальный вопрос как система взаимосвязанных проблем развития национальных отношений. Причины этнического
возрождения народов. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Права наций и народностей. Практическое
осуществление прав всех народов. Объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса.
Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в современном мире.
Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Европейский союз. Европейский парламент. Межнациональная
интеграция. Гарантия национальнокультурной автономии. Демократическое государство свободное сосуществование
разных национальностей.
Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных конфликтов.
Национализм и его сущность. Геноцид рас и народов. История фашистской диктатуры. Толерантность и гуманистический
подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений.
Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и их взаимоотношения” (2 часа).
Основные вопросы:
1) Продолжается ли в настоящее время образование новых наций?
2) В каких странах в настоящее время происходит наиболее интенсивное изменение их национального состава?
3) Чем вызваны сегодня процессы миграции населения? Как они влияют на межнациональные отношения?
4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее остро проявляются межнациональные отношения?
5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет развиваться национальная культура?
6) Что в современном мире мешает развитию национальных культур?
II. Межнациональные отношения в РФ (15 часов).
Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего государства.
Национальная характеристика народов нашей страны. Русские один из крупнейших народов мира. Малые народы
России .Культурное наследие и самобытность народов.
Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России: страницы истории.
Жизнь многонационального государства в ХIХ веке. Национальная политика в 1920егг.
Противоречия национальной политики в 1930егг. Искренний и глубокий интернационализм становится доминирующей
нотой в сознании масс. Национальная политика в 5070гг. ХХ века. Причины национальных конфликтов в 8090е годы ХХ
века.
Тема 3(2ч.) Национальное самосознание.
Национальное самосознание как важный фактор, определяющий нацию. Историческая память. Две стороны национальных
интересов. Обогащение культуры, внутреннего духовного мира.
Тема 4(2ч.) Межнациональные отношения в современной России.
Дифференциация и интеграция развития межнациональных отношений. Научнотехническая революцияпроцесс
экономической интеграции. Европейское сообществообъединение стран и народов Западной Европы. Суд европейских
сообществ “третья власть” решения сложных проблем. Межнациональная интеграция.
Тема 5(2ч.) Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления.Из истории межнациональных конфликтов. Национальное насилие: ущемление прав, запрещение религии, языка, культуры,
традиций. Поиск путей выхода из современных этнических кризисов. Поиск консенсуса.
Тема 6 (2ч.) К гармонии межнациональных отношений.
Новое мышление в национальном вопросе. Реализация прав человека в РФ. Суверенитет. Внедрение идей переговоров и
компромиссов.
Семинарское занятие по разделу: “Межнациональные отношения в РФ” (2 часа).
Вопросы и задания:
1) Многонациональность культур – благо или только источник проблем.
2) Попытайтесь классифицировать современные межнациональные конфликты в нашей стране, учитывая их причины,
масштабы, социокультурные и политические факторы.
3) Сопоставьте содержание понятие “национальноосвободительное движение” и “межнациональный конфликт”.
Охарактеризуйте их специфику на примерах из истории нашей страны.
4) Каково будущее малых народов в нашей стране?
5) Каково значение имеет система образования для гармоничного развития межнациональных отношений?
Основные термины и понятия.
Этнос. Нация. Народ. Межэтническая интеграция. Этническая консолидация. Толерантность. Консенсус. “Третья власть”.
Геноцид. Шовинизм. Апартеид. Национализм. Национальная гордость. Патриотизм. Сепаратизм. Этнические общности.
Бытовой национализм.
Тематика рефератов.
Исторические общности людей и их особенности.
Становление современной национальной политики Российской Федерации.
Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве.
Статусные конфликты и "парад суверенитетов" в условиях распада СССР.
Межнациональные конфликты в условиях перестройки в СССР.
Проблема беженцев в современной России.
Межнациональные конфликты в республиках Закавказья.
Межэтнические конфликты в современной России.
Что такое “Холокост”.