Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования.
Иконка файла материала Программа элективного курса 12.doc
Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность" “Не моря разделяют народы,  а невежество, не различие языка, а враждебные отношения”. Д. Рескин. Пояснительная записка Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как  сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет  интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики,  экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе  появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры  межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать  признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных  межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования. Цель курса: воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование  уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному  многообразию мировой культуры. Задачи курса:      изложение материала проводить в доступной форме; изучать межнациональные отношения на примерах истории и современности; развивать у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе  представляющих другие национальности; не забывать, что правам и интересам любой группы не должны приноситься в жертву законные демократические  права и интересы личности; помочь учащимся разобраться в содержании национально­этнических отношениях и исторических тенденциях их  развития Области применения программы. Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во  внеклассной работе по предмету. Организационная работа по программе. Данный курс является дополнением к курсу “Обществознания” 10­11 классов, занимающихся по программе А.И.  Кравченко. Программа курса рассчитана на 32 часа. Проведение исследований по темам на теоретическом уровне. Ожидаемые результаты. Формирование толерантного отношения у учащихся , способность адекватно оценивать себя и других людей, Овладение  социально психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. Содержание программы. 1.Народы мира и их взаимоотношения сегодня (17часов). Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”. Этнос­народ­нация.Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Этническое родство. Народ ­ новый вид этнической  общности. Природные и социальные свойства нации. Духовные признаки нации. Этническая характеристика нации.  “Этнос”, “нация”, “народ” как синонимы. Тема 2.(3ч.) Национально­этнические отношения народов. Предпосылки возникновения и развития национальных отношений. Комплексный характер национальных отношений.  Субъекты национальных отношений. Характеристика проявления межнациональных отношений. Национальное  самоуважение. Регулирование национальных отношений. Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов. Этнос­форма приспособления к окружающей среде у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный взаимообмен.  Инонациональные группы и малые народности. Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса. История возникновения национального вопроса. Возникновение конфликтов на национальной почве. Межгосударственные  конфликты. Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных условиях. Национальный вопрос как система взаимосвязанных проблем развития национальных отношений. Причины этнического  возрождения народов. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Права наций и народностей. Практическое  осуществление прав всех народов. Объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса. Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в современном мире. Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Европейский союз. Европейский парламент. Межнациональная  интеграция. Гарантия национально­культурной автономии. Демократическое государство­ свободное сосуществование  разных национальностей. Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных конфликтов. Национализм и его сущность. Геноцид рас и народов. История фашистской диктатуры. Толерантность и гуманистический  подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений. Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и их взаимоотношения” (2 часа). Основные вопросы: 1) Продолжается ли в настоящее время образование новых наций? 2) В каких странах в настоящее время происходит наиболее интенсивное изменение их национального состава? 3) Чем вызваны сегодня процессы миграции населения? Как они влияют на межнациональные отношения? 4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее остро проявляются межнациональные отношения? 5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет развиваться национальная культура? 6) Что в современном мире мешает развитию национальных культур? II. Межнациональные отношения в РФ (15 часов). Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего государства. Национальная характеристика народов нашей страны. Русские ­ один из крупнейших народов мира. Малые народы  России .Культурное наследие и самобытность народов. Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России: страницы истории. Жизнь многонационального государства в ХIХ веке. Национальная политика в 1920­егг. Противоречия национальной политики в 1930­егг. Искренний и глубокий интернационализм становится доминирующей  нотой в сознании масс. Национальная политика в 50­70гг. ХХ века. Причины национальных конфликтов в 80­90­е годы ХХ века. Тема 3(2ч.) Национальное самосознание. Национальное самосознание как важный фактор, определяющий нацию. Историческая память. Две стороны национальных  интересов. Обогащение культуры, внутреннего духовного мира. Тема 4(2ч.) Межнациональные отношения в современной России. Дифференциация и интеграция развития межнациональных отношений. Научно­техническая революция­процесс  экономической интеграции. Европейское сообщество­объединение стран и народов Западной Европы. Суд европейских  сообществ ­ “третья власть” решения сложных проблем. Межнациональная интеграция. Тема 5(2ч.) Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления.Из истории межнациональных конфликтов. Национальное насилие: ущемление прав, запрещение религии, языка, культуры, традиций. Поиск путей выхода из современных этнических кризисов. Поиск консенсуса. Тема 6 (2ч.) К гармонии межнациональных отношений. Новое мышление в национальном вопросе. Реализация прав человека в РФ. Суверенитет. Внедрение идей переговоров и  компромиссов. Семинарское занятие по разделу: “Межнациональные отношения в РФ” (2 часа). Вопросы и задания: 1) Многонациональность культур – благо или только источник проблем. 2) Попытайтесь классифицировать современные межнациональные конфликты в нашей стране, учитывая их причины,  масштабы, социокультурные и политические факторы.  3) Сопоставьте содержание понятие “национально­освободительное движение” и “межнациональный конфликт”.  Охарактеризуйте их специфику на примерах из истории нашей страны. 4) Каково будущее малых народов в нашей стране? 5) Каково значение имеет система образования для гармоничного развития межнациональных отношений? Основные термины и понятия. Этнос. Нация. Народ. Межэтническая интеграция. Этническая консолидация. Толерантность. Консенсус. “Третья власть”.  Геноцид. Шовинизм. Апартеид. Национализм. Национальная гордость. Патриотизм. Сепаратизм. Этнические общности.  Бытовой национализм. Тематика рефератов.  Исторические общности людей и их особенности.  Становление современной национальной политики Российской Федерации.   Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве. Статусные конфликты и "парад суверенитетов" в условиях распада СССР.  Межнациональные конфликты в условиях перестройки в СССР.  Проблема беженцев в современной России.  Межнациональные конфликты в республиках Закавказья.  Межэтнические конфликты в современной России.  Что такое “Холокост”.