Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
физика
10 кл—11 кл
26.02.2018
Количество часов по учебному предмету физике в 10-11 классе не позволяет уделять решению задач достаточное время. Несмотря на дополнительные консультации для учащихся, многие из них испытывают трудности при выполнении заданий ЕГЭ вариантов. Отдельные темы требуют подробного рассмотрения. Элективный курс позволяет устранить эти вопросы, где-то позволить учителю выйти за рамки минимума информации и оказать помощь ребятам, выбравших направаление дальнейшего обучения с физикой.
программа электива.docx
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар средняя
общеобразовательная школа № 100
имени академика В.С. Пустовойта
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29.08.2017
Председатель педсовета
_____________ /Т.В. Казакова/
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА I I вида
По курсу «Избранные вопросы физики»
Ступень обучения(класс)среднее (полное) общее образование (1011 классы)
Количество часов 68
Уровень базовый
Учитель Преснякова Любовь Владиславовна
Программа разработана на основе учебной литературы и универсальных
материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ Пояснительная записка
Все разделы программы курса по выбору «Избранные вопросы физики»
тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным
курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже
усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется
изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной
программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы
обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли
посвятить больше времени профессиональной подготовке по
выбранной специальности. Данный элективный курс имеет практическую
направленность, т.к. значительное количество времени отводится на
решение физических задач.
Данный курс предназначен для 1011 классов общеобразовательных
учреждений, изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся
физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Материал
излагается, опираясь на теоретическую основу, включающую вопросы
механики, динамики, электродинамики, оптики и квантовой физики.
Программа рассчитана в 10 классе на 34 часа (1 час в неделю) и в 11 классе на
34 часа (1 час в неделю).
Любое задание экзаменационной работы требует опоры на
определённый теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику
ориентировку в нём, следует привести его знания в определённую систему.
Поэтому первый этап подготовки – систематизация теоретического
материала. Нужно, вопервых, актуализировать знания по определённому
блоку физического материала; вовторых, выстроить их в систему,
оптимальную для решения задач. При решении задач особое внимание
уделяется последовательности действий, анализу физического явления,
анализу полученного ответа.
При повторении обобщаются,
систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач,
принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому
государственному экзамену.
Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к
подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество
часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось.
Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики,
проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и
приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее
представление о решении задач как на описание того или иного физического
явления физическими законами.
Задачи курса: • развитие физической интуиции;
• приобретение определенной техники решения задач по физике в
соответствии с возрастающими требованиями современного уровня
процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
Цели курса:
• развитие самостоятельности мышления учащихся, умения
анализировать, обобщать;
• формирование метода научного познания явлений природы как базы для
интеграции знаний;
•
создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.
• Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к
подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество
часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось.
Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики,
проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и
приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее
представление о решении задач как на описание того или иного физического
явления физическими законами.
Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
• навыки самостоятельной работы;
• овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать
и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или
• делить на подзадачи;
• умение составлять план решения,
• умение проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть
основными умственными операциями, составляющими поиск решения
задачи).
Содержание курса
10 класс
Кинематика материальной точки (6 часов)
Построение и чтение графиков законов равномерного и равноускоренного
движения. Свободное падение. Баллистика. Основные параметры
баллистического движения. Движение тела по окружности. Относительность
движения.
Динамика (5 часов)
Законы Ньютона. Равнодействующая сила. Силы в природе. Сила тяжести.
Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Закон всемирного
тяготения. Движение тел по наклонной плоскости. Движение системы
связанных тел.
Статика (2 часа)
Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия. Законы сохранения (4 часа)
Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. Работа.
Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Упругие и неупругие
столкновения.
Основы МКТ. Газовые законы (2 часа)
Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые
законы.
Термодинамика (7 часов)
Внутренняя энергия. Работа газа. Количество теплоты. Уравнение теплового
баланса. Первый закон термодинамики. Графический способ
решения задач. КПД тепловых двигателей. Влажность. Поверхностное
натяжение. Капиллярное явление. Механические свойства твердых тел.
Основы электростатики (4 часа)
Закон Кулона. Теорема Гаусса. Поверхностная плотность заряда. Потенциал и
разность потенциалов. Энергия взаимодействия зарядов.
Диэлектрики и проводники в электростатическом поле. Конденсаторы.
Электроемкость. Соединение конденсаторов.
Законы постоянного тока (4 часа)
Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Расчет сопротивления
сложных электрических цепей. Закон Ома для полной цепи.
Правила Кирхгофа. Электрический ток в различных средах.
11 класс
Электромагнетизм (7 часов)
Магнитное поле. Магнитная индукция. Магнитный поток. Действие
магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Действие
магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Электромагнитная
индукция. Самоиндукция. Принцип работы ускорителей и циклотронов.
Массспектрограф.
Механические колебания (3 часа)
Гармонические колебания. Кинематика и динамика механических колебаний.
Превращения энергии. Простейшие колебательные системы.
Динамический и энергетический способ решения задач. Сложение
гармонических колебаний. Резонанс.
Электромагнитные колебания (3 часа)
Колебательный контур. Превращения энергии в колебательном контуре.
Переменный электрический ток. Нагрузка в цепи переменного тока.
Диаграмма токов и напряжений. Трансформаторы и генераторы.
Механические и электромагнитные волны (5 часов)
Механические волны. Звуковая волна. Стоячая волна. Интерференция волн.
Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитное поле и электромагнитная волна. Геометрическая оптика (8 часов)
Фотометрия. Отражение света. Плоские и сферические зеркала. Преломление
света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Построение
изображений. Оптические приборы. Оптические системы линз и зеркал.
Волновые свойства света. Интерференция света. Волновые свойства
света. Дифракция света. Волновые свойства света. Поляризация. Закон
Малюса.
Квантовая природа света (2 часа)
Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотон. Волны де Бройля для классической и
релятивистской частиц.
Атомная и ядерная физика (6 часов, 1 час в неделю)
Строение атома. Модель атома водорода по Бору. Спектры. Спектральный
анализ. Радиоактивность. Радиоактивные превращения.
Закон радиоактивного распада. Атомное ядро. Деление ядер урана и
термоядерные реакции. Применение законов сохранения заряда,
массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
применять различные физические законы при решении задач.
анализировать полученный ответ;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
работать со средствами информации.
Виды и формы контроля
Содержание
Методы
Виды
контроля
Вводный
Уровень знаний по
физике
Ценностные ориентации
личности
Сроки
контроля
1й год
обучения
Тестирование
Тестирование
ежегодно Сформированность
общеучебных умений
наблюдение
1й год
обучения
Текущий
Освоение учебного материала по темам раздела:
Тест
в течение года
Тест
Тест
Тест
в течение года
в течение года
в течение года
тест
в течение года
Наблюдение
в течение года
Кинематика
материальной точки
Динамика
Статика
Законы сохранения
Основы МКТ. Газовые
законы
Термодинамика
Основы электростатики
Законы постоянного
тока
Электромагнетизм
Механические
колебания
Электромагнитные
колебания
Механические и
электромагнитные
волны
Геометрическая оптика
Квантовая природа
света
Оценка
самостоятельности,
возможностей,
умения спланировать
работу, способность к
самоконтролю.
Коррекционный Коррекция знаний
повторные тесты,
дополнительные
упражнения
ежегодно
Итоговый
Контроль выполнения
Итоговые
ежегодно поставленных задач
Выбор последующего
этапа обучения
контрольные
работы,
творческие
проекты
Тест
Итоговая работа
1 год
обучения
Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное
понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование
основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение
физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет
чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой
ситуации при выполнении заданий; может устанавливать связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с
материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет
основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования
собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой
ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает
физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в
ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не
препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет
применять полученные знания при решении простых задач с использованием
готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых недочетов.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными
знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и
недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один
из поставленных вопросов. Оценка письменных тестовых работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или
имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в
ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее
половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двухтрех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 45 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму,
при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно
выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению
работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал
условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнено задание.
Литература:
1. Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. –
М.:Просвещение,2016
2. Абросимов Б.Ф. Физика: способы и методы поиска решения задач. – М.:
Издательство «Экзамен»,2016
3. Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград:
Учитель,2016
4. Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,2009
5. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. –
М.: «Илекса»,2016
6. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика11. – М.:Просвещение,2016
7. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика10. –
М.:Просвещение,2016
8. Новодворская Е.М. Методика проведения упражнений по физике. – М.:
издво «Высшая школа»,2009
9. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М.,
«Высшая школа»,2016 10.Гладкова Р.А., Добронравов В.Е., Жданов Л.С., Цодиков Ф.С. Сборник
задач и вопросов по физике. – М. «Наука»,2009
11.Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. –
М.:Дрофа,2010
12.Губанов В.В. Физика. 10класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2014
13.Губанов В.В. Физика. 11класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2014
14.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 1011 классов
общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2014
СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания МО учителей
математики, физики и информатики
от 29.08.2017 года
___________________ В.А.Яресько
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УМР
__________________М.О. Рейханова
29.08.2017 года
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Программа элективного курса по физике "Избранные вопросы физики" (10-11 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.