Программа элективного курса по основам Православной культуры.
Оценка 4.7

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
религиоведение
7 кл—8 кл
30.11.2017
Программа элективного курса по основам Православной культуры.
Адаптированная программа элективного курса по основам Православной культуры для 7-8 или 8-9 класса. позволяет обучающимся погрузиться в мир истории Христианства. Курс позволяет учащимся углубить свои знания по истории, узнать о ранних христианах, зарождении Христианской религии, распространении Христианской религии в мире.Адаптированная программа элективного курса по основам Православной культуры для 7-8 или 8-9 класса. позволяет обучающимся погрузиться в мир истории Христианства. Курс позволяет учащимся углубить свои знания по истории, узнать о ранних христианах, зарождении Христианской религии, распространении Христианской религии в мире.
ЭК ОПК РП-7-8(мой).docx
Элективный курс по «Основам Православной культуры» для 7­8 класса Количество часов в неделю – 1 Количество часов в год – 34 Описание программы Программа  разработана на основе авторской программы «Основы Православной культуры» ­ автор А.В.Бородина. М.: «Русское слово», 2013. М. Издательство  «Просвещение»,   с  учетом требований программы воспитания и социализации основной   образовательной программы основного   общего   образования,   с   целью   выполнения   ФГОС   ООО.   Программа   призвана   актуализировать   в   содержании   основного   общего образования   вопрос   совершенствования   личности   ребёнка   на   принципах   гуманизма   в   тесной   связи   с   православными   и   общечеловеческими ценностями.   Она   должна   сыграть   важную   роль   как   в   расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   так   и   в   воспитательном   процессе формирования   порядочного,   честного,   достойного   гражданина.  Специфика   занятий   заключается   в   комплексном   освещении   исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.         Данный курс является одним из  модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается  федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области. Значение   курса   в   системе   духовно­нравственного   воспитания   обусловлено   особенностями   данного   курса   как   курса   светского,   историко­ культурологического,   но   религиозного   содержания.   Такие   особенности   определяется   Российским   законодательством,   которое   запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями. Поэтому   изучение   религии   в   государственном   и   муниципальном   образовании   допускается   в   светской   форме.   Сочетание,   таким   образом, принципа   светскости   образования   с   неограниченной   полнотой   и   глубиной   содержания   стало   главным   требованием,   предъявляемым   к использованию религиозного содержания. Актуальность курса: Введение   Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   второго   поколения,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России,   а   также   разработка   Стандарта   Православного   компонента   начального   общего,   основного   общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено, согласно последнему из названных   документов,   «особенностями   перемен,   происходящих   в   современном   обществе,   основной   доминантой   которых   является   сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления». Нормативно­правовая и концептуально­методологическая основы современного образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно­нравственное развитие и гражданско­патриотическое воспитание В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духов­ но­нравственное развитие и воспитание обучающихся. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», ­ говорится в Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося. Наиболее подходящим для светского образования средством достижения глубокой осознанности учащимися духовно­нравственных ценностей и 1 формирования   уважения   к   культурным   и   духовным   традициям   признаётся   историко­культурологический   подход   к   изучению   религиозного содержания,   позволяющий   обучать   и   воспитывать   подрастающее   поколение   на   событиях   истории   и   произведениях   культуры,   в   том   числе церковной.  Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей­организаторов учебного процесса к религиозному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной культуре и истории, наблюдающиеся с 90­х гг. в России. В центре внимания граждан России оказываются проблемы сохранения лучших педагогических и культурных, в том числе духовных, отечественных традиций.   Россияне   требуют   от   государства   обеспечения   их   права   на   свою   национальную   культуру,   полноценные   знания   о   ней,   а   также   на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально­культурного опыта.   Восприятие   школьниками,   например,   художественно­образного   языка   всё   более   осложняется   из­за   непонимания   значений   духовной, религиозно­философской,   культурологической   лексики.   Эта   проблема   обусловила   включение   в   Программу   раздела,   посвящённого   духовным основам и истории русского (государственного) языка. Неотделима от выше названных ещё одна причина ­ снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том числе путём включения и систематизации применения знаний о религиозных и духовно­эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и рас­ ширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства через освоение знаний о религии, как важнейшем историческом явлении и мировоззренческой основы культуры, литературы, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного   народа,   религия   являлась   и   является   важным   (в   истории   ­   определяющим)   фактором   формирования   культуры,   развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди школьников светских школ подавляющее большинство ­ верующие дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической   стране.   И,   конечно   же,   нельзя   недооценивать   причин   общекультурного   и   коммуникативного   характера,   обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Изучение   и   анализ   этих   причин   и   результатов   многолетнего   опыта   использования   Программы   позволил   определиться   с   содержанием   и концепцией курса. Цель учебного курса «Основы Православной культуры» — совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно­нравственного воспитывающего ресурса. Задачи курса: 1) организация систематического изучения основ православной культуры; 2) организация систематического изучения истории христианства; 2 3) духовно­нравственное развитие школьников; 4) ознакомление с особенностями церковного искусства; 5) приобщение к художественно­эстетическим отечественным традициям; 6) ознакомление с православными святынями мира; формирование представлений о единстве православной культуры народов мира; 7) создание условий для реализации прав школьников на убеждения; 8) формирование целостного восприятия мира; 9) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; 10) формирование культуры общения; 11) предупреждение возможных тупиков личностного развития; 12) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; 13) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; 14) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; 15) воспитание   патриотизма;   формирование  представлений  о  культурном  и   историческом   единстве  России  и  российского  народа  и важности сохранения культурно­национального единства; 16) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения; 17) обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко­культурологического значения; 18) оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре; 19) укрепление православных основ семьи; 20) формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории; 21) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости; 22) творческое (интеллектуальное и художественно­эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; 23) формирование потребности школьника  в творческом участии  в жизни России,  в сохранении  русского языка,  природы  и созидании культуры Отечества. Планируемые результаты курса  Личностные, метапредметные, предметные результаты курса «Основы Православной культуры» Личностные результаты занятий по Основам Православной культуры  в соответствии с ФГОС ООО должны способствовать становлению следующих характеристик ученика: формированию  основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонацинального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятию   и   освоению  социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   формирования  личностного   смысла учения; 3 развитию  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы; развитию этических чувств как регуляторов морального поведения; развитию доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения Основ Православной культуры являются:   овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;    формирование  умения   планировать,  контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   ходе  исследовательской   деятельности   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное   использование  речевых   средств   и   средств   информационных   и   коммуникационных   технологий   для   решения исследовательских задач; умение   осуществлять  информационный   поиск  (в   справочных   источниках   и   открытом   информационном   пространстве   сети Интернет),  сбор,  обработку,  анализ,  организацию,  передачу  и   интерпретациу  информации  в  соответствии   с  коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.     Предметные результаты в познавательной сфере  — знание, понимание и принятие личностных ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно­ культурной традиции многонационального народа России; в   ценностно­эстетической   сфере  —   знакомство   с   основными   нормами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения   и выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности; 4 в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). 7 класс СОДЕРЖАНИЕ элективного курса РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч. О чём рассказывают основы Православной культуры. Что такое православие. Для чего нужно изучать основы Православной культуры. Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч. Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. Возникновение   Православной   Церкви.   Значение   слов   «православие»   и   «ортодоксия»..   Символ   веры.   Истоки   и   традиции   православного вероучения; Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч. Библия: история создания, состав Священного Писания. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия. Тема 3. «ХРАМ ­ ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч. Храм   как   явление   общественной   жизни   россиян.   Назначение   храма.   Разновидности   храмов.   Прообраз   храма   —   ветхозаветная   Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход». Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово­купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение. Святыни­храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы. Новый Иерусалим. 5 История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля. Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 9 ч. Религиозная тематика в искусстве разных народов. Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы. Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный. Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери. Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери. Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного искусства. Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч. Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра   Невского   и   преподобного   Сергия   Радонежского.   Жития   преподобного   Серафима   Саровского   и   святого   праведного   Иоанна Кронштадтского. 8 класс РАЗДЕЛ 2. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч. Роль человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно­нравственного начала в человеческом обществе. Попытки   рационального   понимания   миссии   Христа.   Распространение   содержания   Нового   Завета.   Откровение   Иоанна   Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист. Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч. Политическое устроение Римской империи во 11­1. Вв. до Р. X. Древняя Палестина накануне Рождества Христова. Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора. Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.  Кумранская община. Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч. Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. 6 Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I ­ начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности». Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю. Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч. Рождение Христа и первые христиане. Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа. Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне. Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч. Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа. Жизнь первых христиан. Иаков Праведный ­ первый епископ Иерусалимский. Происхождение Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан. Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11ч. Деяния   Двенадцати   Апостолов.   Условия   распространения   Евангелия.   Мученическая   кончина   святого   Апостола   Иакова   Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов. Деяния святого Апостола Петра. Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов от 70­ти. Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвя­той Богородицы. Апостольский Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги»,  «апокриф». Канонический состав Нового Завета. Гонения   на   Церковь.   Описания   гонений   епископом   и   историком   Евсевием   Памфилом.   Святые   мученики   первых   веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания. Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Учёные, противники христианства.  Апологетические труды Тер­ туллиана Квинта Септимия Флоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа  Евсевия Памфила. Александрийское огласительное училище. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент). Ориген. Тема 7.  «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 3 ч. Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равно­апостольная царица Елена и её труды на 7 Святой земле. Воздвижение Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь ­ первая христианская столица. Тематическое планирование Темы «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»         7 класс  Введение –  1 Количество часов Тема 1. Что мы знаем о Православии  Тема 2. Священное Писание  Тема 3. Храм – дом Божий – Тема 4. Религиозное искусство  Тема 5. Агиография –   ИТОГО «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»  8 класс  Тема 1.О понимании истории  Тема 2. Мир накануне Рождества  Тема 3. Новая эра и Рождесто Христово  Тема 4. Как пришло в мир христианство  Тема 5. Начало раннехристианской  Тема 6. Проповедь истины  8 6 8 7 9 3 34 3 5 3 6 2 12 Контрольные работы 1 1 2 1 Тема 7. Церковь государственная ИТОГО 3 34 1 2 Календарно­тематическое планирование Темы Тема урока Содержание Характеристика  универсальных   учебных действий Вид  и форма контроля 7 класс «Основы православной культуры» ­ 34 часа Введение – 1  час Урок 1.Предмет   «Основы  Православной  культуры» О   чём   рассказывают основы   Православной культуры.   Что   такое православие. Для чего нужно изучать  основы Православной  культуры Соотносить тему и главную мысль  текста с содержанием произведения  живописи. Понимать значение нравственности,  веры и религии в жизни человека и  общества. Воспроизводить полученную  информацию, приводить примеры из  прочитанных текстов Признавать возможность  существования различных точек  зрения и права каждого иметь свою  собственную позицию и убеждения. Дата по  плану\по  факту 08.09 Тема 1. Что мы знаем о  Православии –  6 часов Урок 2.  Государство и  Церковь.  Урок 3. Источники  знаний о Боге Урок 4. Понятие    Роль   Православия   в   жизни российского общества. Понятие   о   культурооб­ разующей религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной   Значение   слов Церкви. «православие» и «ортодоксия».. Символ веры.     9 Освоить основополагающие понятия  курса. Проявлять достойное и уважительное отношение   к   иному   мировоззрению, вере,   историческому   и   культурному наследию. Усвоить значение понятий  «Ортодоксия», «Культура»,  «Религия», «Вселенские Соборы». Входной  контроль Текущий контроль Устный опрос Текущий 15.09 22.09 29.09 религиозного чуда.  Урок 5. Славянское  язычество.  Урок 6 .Княгиня  Ольга и её сын  Святослав Урок 7 Ккнязь  Владимир. Крещение  Руси.           и Истоки традиции православного   вероучения; Источники   знания   о   Боге: Священное Писание, Священное   Предание   и окружающий   мир.   Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество. Появление   первых   христиан на Руси. Святая   равноапостольная княгиня   Ольга   и   её   сын Святослав. Святой   равноапостольный князь   Владимир.   Крещение Руси. Тема 2.  Священное  Писание – 8  часов Урок   8.   Библия. Книги   Ветхого Завета Урок   9.  Сюжеты Ветхого Завета Урок   10.  Сюжеты Ветхого Завета:  Библия:   история   создания, состав Священного Писания. Книги   Ветхого   Завета   и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты   Ветхого   Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный   потоп,   Содом   и Гоморра,   Авраам   и   явление   пророк   Моисей, Троицы, получение Моисеем Заповедей   Божиих,   пророки   1 0 Устанавливать взаимосвязь между  религиозной культурой и  повседневным поведением людей. Стремиться к осмыслению  приоритета духовных ценностей над  материальными. Проводить аналогии между  историческими личностями, их  поведением и духовно­ нравственными ценностями. Знать историю установления  православия на Руси.  Осознать смысл понятий:  «мученики», «духовный подвиг». Составлять план по изучаемой теме  по имеющемуся алгоритму; Уметь  работать в парах и группах,  применяя правила сотрудничества. Уметь делать выводы из  предложенной в учебнике  информации и заданий, предлагаемых учителем. Знать структуру Библии, значение  слов Библия, Евангелие, Ветхий  Завет, Новый Завет, Священное  Писание, пророк, апостол,  христианин, грехопадение,  откровение.  Понять, что священное отношение  верующих людей к текстам Библии  обусловлено тем, что они видят в  Библии обращение Бога к  человечеству. Знать  содержание   некоторых контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос 06.10 13.10 20.10 27.10 09.11 16.11 Урок   11.  Сюжеты Ветхого Завета Ветхого Завета и Мессии. Книги   Нового   Завета. Содержание Евангелия. Урок 12. Содержание Евангелия. Евангелие от Матфея Урок 13.  Содержание  Евангелия.  Евангелие от  Иоанна Урок 14.  Содержание  Евангелия.  Евангелие от Луки Урок 15.  Содержание  Евангелия.  Евангелие от Марка Контрольная работа Урок  16.Устройство  православного  храма Урок 17. Древнее  культовое  зодчество Урок 18..Прообраз  храма —  ветхозаветная  Скиния  Тема 3. Храм – дом Божий – 7  часов     как Храм явление общественной жизни россиян. храма. Назначение Разновидности храмов. Прообраз   храма   —   ветхоза­ ветная   Скиния   собрания   и откровения.   Устроение Скинии в книге «Исход».   Древнее культовое зодчество   на   Руси.   Первые христианские   храмы,   раз­ витие   зодчества   после     1 1 сюжетов   Ветхого   Завета,   основных событий Евангелия.  Рассказывать   и   рассуждать   о событиях   земной   жизни   Иисуса Христа.     Иметь представление о сути и  Евангельском контексте золотого  правила этики.           Участвовать в диалоге: высказывать  свои суждения, анализировать  высказывания участников беседы,  добавлять, приводить доказательства. Уметь делать выводы из  предложенной в учебнике  информации и заданий, предлагаемых учителем. Иметь представление о православном храме как общем доме христиан,  месте общественного Православного  богослужения.  Различать основные части храма.  Усвоить особенности церковного  искусства: архитектуры, икон,  песнопений.  Эмоционально откликаться  на  произведения искусства. Разбираться в архитектурно­ художественных особенностях  23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 18.01 25.01 Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Тест Письменный контроль Промежуточ ный контроль Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос православных храмов. Уметь правильно и   корректно вести себя в храме Описывать впечатления,  возникающие от восприятия  художественного текста,  произведений живописи, иконописи,  песнопений. Понимать значение веры и религии в  жизни человека и общества Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос 01.02 08.02 15.02 22.02 Урок 19. Первые  христианские  храмы,  Урок 20Шатровый  стиль в России. Урок 21.  Внутреннее  устроение храма.  Урок 22. Святыни­ храмы православного мира    крещения   Руси.   Древнейшие из   сохранившихся   храмов   в Особенности России. строительства   храмов; используемые   материалы. Крестово­купольная система. Шатровый   стиль   в   России. Название   основных   частей храмового здания.     Алтарь. Внутреннее   устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма.   Его Иконостас: устроение. расположение   икон   на   ико­   Царские   врата, ностасе, диаконские   врата,   ярусы (чины).   Храмовые   предметы и их назначение.   Святыни­храмы православного   мира.   Храм Воскресения   Господня   в   Благодатный Иерусалиме. Огонь Гробом Господним.   Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы. над     Новый Иерусалим. История   возникновения выражения   «сорок   сороков» (о   московских   храмах). Храмы Московского Кремля. Тема 4.  Религиозное  Урок   23.  Истоки   и своеобразие   русской Религиозная   тематика   в искусстве разных народов. Иметь представление о культуре как  единстве духовных традиций, языка,  Текущий контроль 01.03 1 2 искусство – 9  часов культуры.   Урок 24. Творчество  русских художников  и поэтов на  религиозные темы.  Урок 25.Русская  икона Урок   26  Русские иконописцы:  Урок 27.  Особенности  иконотворчества.  Урок 28.  Чудотворные иконы  Пресвятой  Богородицы: Урок 29.  Иконографические  типы: Оранта,  Одигитрия, Елеуса,  Панахранта,  Агиосаритисса.  Урок Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская   Коренная икона   «Знамение», Державная,   Донская Божией иконы 30.         Истоки   и   своеобразие культуры. русской Творчество русских художников   и   поэтов   на религиозные темы.   Церковное   искусство. Назначение   и   особенности православного   искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.     Иконопись   на   Руси: переработка творческая русскими   мастерами   визан­ тийских традиций. Предание о   первой   иконе:   Спас Нерукотворный. Русские   иконописцы: Алипий,   Феофан   Грек, Андрей   Рублёв   и   другие. Особенности иконотворчества. Представление исихазме. об   Разнообразие Богородичных   икон.   Первые иконы Богоматери. Иконография   Богородичных икон. Иконографические   типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.     Чудотворные   иконы Пресвятой   Богородицы: 1 3 письменности, искусства и т. д. Воспринимать религию как  неотъемлемую часть культуры.  Устанавливать взаимосвязь  между  религиозной культурой и  повседневным поведением человека. Эмоционально откликаться на  произведения искусства. Знать содержательные и  изобразительные особенности икон. Знать основные иконографические  типы Богородичных икон. Усвоить особенности различных  видов православного искусства:  фрески, мозаики, церковного пения. Знать о русских иконописцах:  Алипии, Феофане Греке, Андрее  Рублеве Усвоить смысл символов  православного искусства. Иметь ценностное отношение к  иконописи, памятникам истории и  культуры. Иметь представление о многообразии  иконографии Иисуса Христа. Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос 15.03 22.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 Матери. Урок   31  Иные   виды православного искусства: мозаика, пение.   фреска,   церковное Владимирская,   Казанская, Новгородская   и   Курская Коренная икона   Державная, «Знамение», Донская   иконы   Божией Матери.   Иные виды православного искусства:   фреска,   мозаика, церковное пение. Символы   православного искусства. Тема 5.  Агиография –   3 часа Урок 32. Понятие  «агиография» Урок 33. Жития  преподобного Сергия Радонежского,  преподобного  Серафима  Саровского Иоанна  Кронштадтского. Урок 34 Защита  проектов по ОПК     Что такое     Жития «агиография»? святителя Николая   Чудотворца   и   велико­ Георгия мученика Победоносца.   Жития святого благоверного Александра   Невского   и преподобного   Сергия Радонежского.   Жития преподобного   Серафима Саровского   и   святого праведного Иоанна   Кронштадтского. 10.05 Текущий контроль Устный опрос 17.05 23.05 Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Итоговый контроль 30.05 Усвоить понятие «агиография» Уметь составлять краткий рассказ о житии русских святых. Понимать значение духовности, веры  и религии в жизни человека и  общества. Оценивать с нравственных позиций  поступки праведников, анализировать высказывания святых. Осмыслить смысл понятий:  самоотверженность, духовная  радость, духовный подвиг,  жертвенность. Проявлять стремление к совершению  добрых дел и поступков. Уметь делать выводы из  предложенной в учебнике  информации и заданий, предлагаемых учителем. Находить и отбирать нужную  информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках,  интернет­ресурсах. 1 4 8 класс. «Раннее христианство» ­ 34 часа Тема 1.О  понимании  истории – 3  часа Урок 1. Роль  человека в истории. Урок 2.  Распространение  содержания Нового  Завета.  Урок 3. Понятие  образа Божиего в  человеке. Грех,  страсть. Антихрист.   другу. Роль человека в истории. Россия   в   мировой   истории. Человек   и   Бог   навстречу друг   Древние философы   о   человеке   и обществе.   О   субъективном понимании   истины.   Роль универсального   духовно­ нравственного   начала   в человеческом обществе. Попытки рационального понимания   миссии Христа. Распространение содержания   Нового Завета.   Откровение Иоанна   Богослова. Понятие образа Божия   в   человеке. Грех,   страсть. Антихрист.   Стремиться к осмыслению  приоритета духовных ценностей над  материальными. Осмыслить значение миссии Иисуса  Христа Ознакомиться со структурой Нового  Завета и содержанием книги  Откровения Иоанна Богослова. Усвоить понятия: «грех», «страсть». Устанавливать взаимосвязь между  религиозной культурой и  повседневным поведением людей. Входной контроль Текущий контроль Устный опрос Тема 2. Мир  накануне  Рождества – 5  часов 4. Урок   Политическое устроение   Римской империи   во   11­1 веках до Р.Х.  Урок   5.  Культура   и религиозные верования в Римской империи переломного времени.   Политическое устроение Римской империи во 11­1. Вв. до Р. X. Древняя Палестина накануне Рождества Христова. Культура и религиозные верования в Римской  империи переломного  времени. Кризис  верований.  Обожествление  Составлять план по изучаемой теме  по имеющемуся алгоритму. Понимать  и   осознавать   важность православной   веры   в   повседневной жизни наших предков. Слушать собеседника, излагать свое  мнение и аргументировать свою  точку зрения Иметь представление о  религиозных  партиях: фарисеи, саддукеи, ессеи,  ферапевты. Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос 1 5 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 Сотрудничать со сверстниками при  распределении ролей в совместной  работе. Комментировать факты из  прочитанного текста,  аргументировать своё отношение к  прочитанному. Анализировать свидетельства  различных исторических источников  о Святой Земле в период новой эры. Высказывать суждения о значении  Рождества Христова. 13.10 20.10 27.10 09.11 16.11 23.11 Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос императора. Ожидание Мессии.  Хранение веры  израильтянами.  Фарисеи, саддукеи,  ессеи, ферапевты.   Кумранская община. Урок 6. Ожидание  мессии.  Урок 7.  Фарисеи,  саддукеи, ессеи,  ферапевты. Урок 8. Кумранская община Тема 3. Новая  эра и Рождесто Христово – 3   часа Урок 9. Общее  приготовление  Урок 10.Новый Завет как древнейший  документ Урок 11. .  Празднование  Рождества Христова  по юлианскому и  григорианскому  календарю Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. Историчность евангельских   событий. Новый   Завет   как древнейший   документ I   ­   начала   II   вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности». Отсчёт   новой   эры   от Рождества   Христова. Религиозное понимание   новой   эры как   эры   с   Христом. Проблемы   вычисления рождения времени   Иисуса   Христа. Расчёты   Дионисия   1 6 Тема 4. Как  пришло в мир  христианство – 6 часов Урок 12. Рождение  Христа и первые  христиане. Урок 13. Овчая  купель:  Урок  14. Спасение  для  всех Урок 15. Язык  Благовестия. Притча  о благоразумном и  неблагоразумном  домоправителях. Урок 16. Притча о  блудном сыне  Контрольная работа. Урок 17. Притча о  званых и избранных. Тема 5. Начало раннехристиан ской церкви – 2 часа Урок   18.  Рождение Церкви. Иаков Праведный   –   первый епископ   Малого.   Празднование Рождества   Христова по   юлианскому   и григорианскому календарю.       Рождение   Христа   и   первые христиане. Спасение   для   всех   и для каждого. Отношения   Христа   с каждым человеком как единственным.   Овчая купель:   понимание духовного смысла исцеления   больного   у Овчей купальни. Вселенский   характер учения Христа. Язык   Благовестия.   Форма иносказательного поучения. Притча   благоразумном неблагоразумном домоправителях. Притча   о   званных   и избранных. Притча о блудном сыне. о и   Рождение   Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота.   Сошествие     1 7 Понимать  смысл новизны отношений  Бога и человека в проповеди Иисуса  Христа. Осознанно воспринимать основные  события земной жизни Иисуса  Христа.                     Выявлять и анализировать  нравственную проблематику притчи   как основу для развития  представлений о нравственных  идеалах. Ориентироваться в нравственном  содержании и смысле как  собственных поступков, так и  поступков окружающих людей Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и  координировать её с позициями  одноклассников при выработке  общего решения в совместной  деятельности. Работать с метафорами ­ понимать  переносный смысл притч. значение Усвоить   «симфония». Осознать значение православной веры в жизни первых христиан.  понятия 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 18.01 25.01 Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Промежуточ ный контроль Письменный опрос Текущий контроль Устный опрос Иерусалимский. Урок   19.  Жизнь первых христиан.  Святого Духа. Жизнь   первых   христиан. Иаков   Праведный   ­   первый епископ   Иерусалимский. Происхождение   Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан Тема 6.  Проповедь  истины – 12  часов Урок 20. Деяния  Двенадцати  Апостолов.  Урок 21.  Мученическая  кончина святого  апостола Иакова  Зеведеева. Урок 22.  Проповедничество  святого Апостола  Андрея  Первозванного.  Святой Апостол  Иоанн Богослов. Урок 23 Деяния  святого Апостола  Петра.  Урок 24. Жизнь    Двенадцати   Условия Деяния Апостолов. распространения Евангелия.   Му­ ченическая   кончина   Апостола святого Иакова Зеведеева. Проповедничество святого   Апостола Андрея   Первозванного. Святой   Апостол   Иоанн Богослов. Деяния   святого   Апостола Петра.   Обращение в христианство и   святого Апостола Павла. деяния   Труды Апостолов от 70­ти. Жизнь   Божией   Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы   по   жребию. 1 8   причинно­   выстраивая Устанавливать следственные   связи, логическую цепочку рассуждений. Видеть   и   комментировать   связь научного   знания   и   ценностных установок.  Вести самостоятельную проектно­ исследовательскую деятельность и  оформлять её результаты в разных  форматах. Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,   адекватные   обсуждаемой проблеме Рассуждать о духовных истоках  становления и развития Православия. Оценивать   с   нравственной   точки зрения духовные подвиги апостолов. Систематизировать   исторический материал,   давать   оценку   событиям Священной истории. Составлять логический рассказ о  житии святых мучеников. Усвоить смысл понятий: «канон»,  «подложные книги», «апокриф». Осознать значение образа Пресвятой  Богородицы в Православной  культуре. Устанавливать историческую и  духовную взаимосвязь становления  Российского государства с  возникновением Православия на  Руси. Использовать накопленные знания об  основных нравственных нормах в  практической деятельности. 01.02 Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий 08.02 15.02 22.02 01.03 15.03 Устанавливать взаимосвязь между  религиозной культурой и  повседневным поведением людей. Излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий. контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос Текущий контроль Устный опрос 22.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 Божией Матери  после Вознесения  Иисуса Христа. Урок  25.Апостольский  Собор.  Урок 26. Гонения на  Церковь.  Урок 27. Святые  мученики первых  веков.  Урок 28. Святые   мученики  Урок 29. Святые  мученицы  раннехристианской  Церкви.  Урок 30. Святые  мученицы.  Урок 31. Апологеты.  Александрийское  огласительное  училище.    Пребывание   Божией Матери   на   Афоне. Посещение   Пресвятой Богородицей   Кипра. Успение   Пресвя­той Богородицы. Апостольский Собор.  Причина созыва и  решения Апостольского  Собора. Книги Нового  Завета. Понятия «канон», «подложные книги»,  «апокриф».  Канонический состав  Нового Завета. Гонения   на   Церковь. Описания гонений епископом   и   историком Евсевием   Памфилом. Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий   Богоносец, епископ   Антиохийский. Святой   мученик   Иустин Философ. Священномученик Поликарп, Смирнский. Священномученик Киприан,   Карфагенский. Святые раннехристианской Святые Церкви. Вера, мученицы Надежда, Любовь и мать мученицы епископ   епископ       1 9 Святая их   София. великомученица Анастасия Узорешительница. Святые   великомученица Екатерина   и   мученица царица   Августа.   Святые великомученица   Варвара и мученица Иулиания. Апологеты. Возникновение и  назначение апологий.  Судебная и научная  апологетика. Учёные,  противники христианства.  Апологетические труды Тер­  туллиана Квинта Септимия  Флоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя  Феофила, историка и  епископа Евсевия Памфила.  Александрийское огласи­ тельное училище. Климент  Александрийский (Тит  Флавий Климент). Ориген. Святой равноапостольный Константин   Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт.   Святая   равно­ апостольная царица  Елена   и   её   труды   на 2 0 Тема 7.  Церковь  государственна я –  3 часа Урок  32.Константинополь  – первая  христианская  столица. Урок 33  Христианские  храмы Иерусалима.   аналогии Проводить   между духовными ценностями и поступками людей. Рассуждать   об   историческом   и духовном   события Воздвижения Креста Господня.   Работать   с   разными   источниками информации   и   владеть   основными способами   её   обработки   и значении   17.05 23.05 Урок 34 Защита  проектов   земле. Святой Воздвижение   Креста Господня. Строительство храма   Вознесения   в Иерусалиме. Константинополь первая столица. ­ христианская     Итоговый контроль 30.05 презентации. Давать адекватную эмоциональную  оценку изучаемым  историческим  событиям.  Участвовать в диалоге: высказывать  свои суждения, анализировать  высказывания участников беседы,  добавлять, приводить доказательства. Осуществлять расширенный поиск  информации с использованием  ресурсов библиотек и Интернета Освоить ценностно­смысловые  мировоззренческие основы,  обеспечивающие целостное  восприятие отечественной истории и  культуры. 2 1

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.

Программа элективного курса по основам Православной культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017