ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
история
8 кл
12.02.2017
Программа элективного курса содержит пояснительную записку, тематическое планирование, основное содержание, поурочное планирование, список литературы для подготовки к олимпиадам по истории разного уровня. Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников.
Якушева Л.В. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по истории.doc
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка обучающихся к олимпиадам
и интеллектуальным конкурсам
по истории» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению,
далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и
от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить
почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны
закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда
открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на
школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они
читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех,
кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее
полно раскрыть свои способности.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
способности
творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
испытывают радость от умственного труда
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе необходимо проявить
интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную
силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе проводится работа с узким кругом
учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в учебном
предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская
деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Олимпиада по предмету это не только проверка образовательных достижений
учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуальнопоисковое соревнование
школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по
решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде проводится учителемпредметником, который выступает
«тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа
школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей
педагогической деятельности.
При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со
стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности.
Рассмотрим их краткие характеристики.
1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности
определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение
обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере
2 углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки
могут быть погружения,
интенсивные
образовательные программы.
творческие мастерские,
мастерклассы,
2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к
одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При
этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может
быть школа и класс с углублённым изучением предмета.
3. Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание
обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими
темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение
школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями.
Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а
также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные
турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.
4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование
личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций,
оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и
альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного
подхода к изучению предмета.
Программа подготовки учащихся к олимпиадам по истории должны удовлетворять
следующим требованиям:
1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных
знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к
будущей профессии;
2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит
стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний по истории,
а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и
поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;
3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать
склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а
также формировать умения к проведению исследовательской работы;
4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем,
выбранных самим школьником;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения
содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики
индивидуальных особенностей учащихся;
7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и
способов получения информации;
8) организовывать работу школьников с архивами, приборами и оборудованием в полевых
условиях, специализированных кабинетах и научных лабораториях, краеведческих музеях,
предприятиях и т. п.;
9) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных
критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;
10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом
своеобразия личности каждого участника олимпиад.
На уроках истории целесообразно использовать такие формы занятий как, урок
дискуссия (круглый стол), урокисуды, «мозговой штурм», написание эссесочинения. На
них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое
распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие
3 задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность. Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом
работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий
для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся
творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть
прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию
сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры
«Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в
классах среднего звена. Подготовка к олимпиаде проходит поразному. Это зависит от
учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания,
анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок.
Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и
творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один
и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы
критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода
из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель
учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е.
заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с
«одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во
внеурочной сфере.
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации
образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов,
характерных для научного исследования. Научноисследовательская работа учащихся
ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие
исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими
методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями,
разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников,
творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом
является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень
важную роль – организатора самостоятельной учебнопознавательной, коммуникативной,
творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей
дифференцировать процесс обучения,
используя возможности межличностной
коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования
своих умений.
В рамках поддержки одаренных детей необходимо заинтересовать учеников
участвовать в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ
учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада
– один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых
способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную
систему подготовки к олимпиадам определим следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями
олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории.
Для отечественной системы школьного образования перспективными являются
комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и
4 интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных
программ педагогического наставничества.
Формы работы с одаренными детьми.
Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели,
которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой
творческий потенциал. В рамках предметных декад применяются самые разнообразные
формы и методы проведения: концерт, викторина, издательская деятельность,
историческая лаборатория и т.п.
систематические индивидуальногрупповые занятия с сильными учениками на
протяжении всего учебного года;
участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях, творческих конкурсах (очных, заочных, дистанционных);
функционирование научного общества учащихся (НОУ), секции НОУ по истории
организация внеклассных мероприятий, классных часов, способствующих
формированию творческой, успешной личности, стремящейся к самореализации;
поощрение одарённых учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов, т.е. 1 час в неделю.
Литература для подготовки к олимпиадам по истории разного уровня:
1000 вопросов и ответов по истории: Учеб. пособие. / Под общей ред. Л. Н. Алексашкиной.
– М.: АСТ, 1996. – 222 с.
Бабенко Е. Б., Блинков А. Д. и др. Школьный интеллектуальный марафон. – М.: ОЦ –
Педагогический поиск, 19с.
Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю. 1985 – 1991. Курс лекций.
М., 2002
Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917 – 2004. М., 2005.
Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. Ч. 12. М., 2002.
Бородина О. И., Щербакова О. М. Тесты по истории России. XIX в. М.: Владос, 1996
Бородина О. И., Щербакова О. М. Тесты по истории России. ХIХ век / Под ред. А. А.
Данилова. – М.: Владос, 1996. – 208 с.
Боханов А. Н., Сахаров А. Н. История России. XVII XIX века. Часть 2. Учебник. 10
класс. 2010.
Брандт М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков. 6 класс. Пособие для учителей.
М.: Школьная Пресса, 20с.
Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах / сост. М. Ю. Дуда. Минск:
Современная школа: Кузьма, 20с.
Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 году /Авторсост.: И. В.
Козленко, С. И. Козленко; Науч. редактор Э. М. Никитин. М.: АПК и ППРО, 20с.
Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие / Науч.
редактор Э. М. Никитин. М.: АПК и ППРО, 20с.
Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и
комментарии / Сост. С. И. Козленко. М.: Школьная Пресса, 20с.
Горбачев Н. А. Тесты по истории для 6 класса средней школы. История средних веков.
История Отечества. – М.: Юнвес, 199с.
Горяйнов С. Г. Задачник по истории России. – РостовнаДону, 1996. – 320 с.
5 Грибов В. С. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории ( ХУ1
начало ХХ в.): 78 классы. – М.: ТЦ –Сфера, 1998. – 96 с.
Гудков А. Н., Гудкова О. Н. Тематическая олимпиада «Первая мировая война» //
Преподавание истории в школе № 2.
Гузик М. А. Русская культура. Занимательные игры. Книга для учащихся. – М.:
Просвещение, 1997. – 256 с.
Данилов А. А., Косулина Л. Г., Тюляева Т. И. История России. ХХ век: Тесты. 911 кл.:
Учебнометод. пособие. – М.: Дрофа, 1998. – 128 с.
Драхлер А. Б. Всеобщая история: вопросы к олимпиаде. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 20с.
Драхлер А. Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира: Пособия для учителей,
учащихся и родителей.М.,1994.
Жукова Л. В. Контрольные и проверочные работы по истории. 1011 классы: Метод
пособие. –М.: Дрофа, 1997. – 160 с.
Жукова Л. В. Контрольные и проверочные работы по истории. 59 классы: Метод пособие.
–М.: Дрофа, 1997. – 176 с.
Загладин Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров Ю. А. История России ХХ – начало
ХХI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2008 (и послед.
годы)
Зверева Л. И. Тесты. История. 511 кл. – М.: Олимп, 1999. – 400 с.
Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных
мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., «Глобус», 2009
Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI в.: Учебное пособие для
школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2005 (и послед. годы)
Истории России XVIII XIX веков. / Под ред. Л. В. Милова. М., 2006.
Истории России XX – начала XXI века. / Под ред. Л. В. Милова. М., 2006.
История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал
(контрольные задания, тесты, кроссворды) /авт.сост. Н. Ю. Бухарева. Волгоград:
Учитель, 20с.
История России с древнейших времен до конца XVII века. / Под ред. Л. В. Милова. М.,
2006.
История России с древнейших времен до начала XXI века: В 2 т. / Под ред. А. Н. Сахарова
М., 2003.
История России. 9 — 11 классы: тесты по разделу «Великая Отечественная война» /авт.
сост. О. В. Семенова. Волгоград: Учитель, 20с.
История России. XIX век: В 2 ч. / Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 2001.
История России. Конец XVI — XVIII вв. 7 класс: дидактический материал (контрольные
задания, тесты, кроссворды) / авт.сост. Н. Ю. Колесниченко. 2е изд., стереотип.
Волгоград: Учитель, 20с.
История: 3000 тестов для проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М.:
Дрофа, 1999. – 592 с.
Кадневский В. М. История России XX века в тестах. Ч.М., 1999
Кадневский В. М. История России. Интенсивный курс подготовки к Единому
государственному экзамену. Издние 2е М.: АйрисПресс, 2005
Кадневский В. М. Тесты. История России XX века. 9, 11 классы. Второе издание. М.:
Айрис Пресс, 2004
Кадневский В. Тесты по истории России для поступающих в вузы. М.: Вольф, 2000
Кадневский В. Тесты по истории России для поступающих в вузы. М.: Айрис, 2004
Кажневский В. М. История России в тестах. ХХ век. – М.: Школапресс. 1998. – 240 с.
Камышанова З. А., Камышанов К. А.. 300 вопросов и ответов по истории и культуре
древнего мира. – Ярославль: Академия развития, 1998. –240 с.
6 Кишенкова О. В., Короткова М. В. История для любознательных. Задачник. 611 кл. В 2х
кн. Кн.1.– М.: Дрофа, 1996. – 160 с.
Кишенкова О. В., Короткова М. В. История для любознательных. Задачник. 611 кл. В 2х
кн. Кн.2.– М.: Дрофа, 1996. – 176 с.
Клокова Г. В. Тестовые задания для поверки знаний учащихся по истории России XX века.
9 класс. М.: Творческий центр, 1999
Клокова Г. В. Тестовые задания для поверки знаний учащихся по истории России XIX века.
8 класс. М.: Творческий центр, 1999
Клокова Г. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России ХХ
века: 9 класс. – М.: ТЦСфера, 1999. – 104 с.
Кожинов В. В. Россия. Век XX (1901 – 1939). М., 2002
Кожинов В. В. Россия. Век XX (1939 – 1964). М., 2002
Козак О. Н. Литературные викторины. – СПб,: Союз, 1998. – 272 с.
Козленко С. И., Козленко И. В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.:
Просвещение, 20с.
Кулагина Г. А. Веселая энциклопедия уральских следопытов. 100 игр по истории.
Екатеринбург: Сократ, 2000.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории.: Пособие для учителя. – 2е изд., доп. и перераб. – М.:
Просвещение, 1983. – 240 с.
Лебедева И. М. Организация и проведение исторических олимпиад в 69 классах.М., 1990.
Лернер И. Я. Задачник по истории Отечества: 67 кл.: Пособие для учителя. – М.:
Аквариум, 1997. – 240 с.
Литвинов А. История в загадках // Родина. – 1999. № 1.
Лысенко Е. Г. Тесты, логические схемы и таблицы к курсу «Человек и общество» //
Обществознание в школе.1997. № 5.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1974
Люпоядов В. Н. История. Исторические термины и понятия на уроках и дома
(Практические задания: тесты, задачи, кроссворды, исторические олимпиады). 6 — 11
классы. Брянск: Курсив, 20с.
Мазур Л. Н., Огоновская И. С. История: Методические материалы для педагогов при
подготовке к Единому государственному экзамену. Екатеринбург: УрГУ, 20с.
Мир Русской истории. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997
Огоновская И. С. История России. Универсальное пособие для школьников и
абитуриентов. Екатеринбург, 2002.
Олимпиадные задания по истории России. 9 — 11 классы / сост. Н. И. Чеботарева.
Волгоград: Учитель, 20с.
Олимпиадные задания по истории. 9 — 11 классы / авт.сост. С. Н. Степанько. Волгоград:
Учитель, 20с.
Павленко Н. И., Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XVIII в. М.,
2006.
Пискарев В. И., Сафронова И. В., Фокеева И. М. Олимпиады по истории России. В зрецалах
времени былого... 9 — 11 классы / Под ред. В. И. Пискарева. 3е изд. М.: _ Русское
слово — РС», 20с.
Плоткин Г. М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории: Для
учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 255 с.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVI в. Часть
1. М., 2007.
Сборник ФИПИ «Отличник ЕГЭ. История». Решение сложных заданий. М., «Интеллект –
Центр», 2012
7 Скороспелов А. И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль: Академия развития,
1997. – 128 с.
Смирнов С. Г. Задачник по истории России: учеб. пособие для средней школы. – М.:
Мирос, 1993. – 224 с.
Соловьев В. А. Тесты по истории России (1ХХУП вв.) с комментариями. – СПб.:
Специальная литература, 1998. – 96 с.
Старобинская Г. И. Вопросы и задания по истории. Россия в Средние века. 6 класс. М.:
АРКТИ, 20с.
Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:
Дидактические материалы. М., 1999.
Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1999 (и послед. годы)
Уткина Э. В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8 — 11 классы. 3е изд. М.: Айрис
пресс, 20с.
Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История. 5 — 9 классы. 2е изд., испр. М.: Айрис
пресс, 20с.
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 59 классы. М., «Айрис – пресс», 2010
Федоров В. А. История России. 1861 – 1917. М., 2000.
Федорчук И. А. История: интеллектуальные игры для школьников. –Ярославль: Академия
развития, 1998. – 176 с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела или темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводный урок
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
Раздел II. Задания на соответствие элементов
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по
анализу приведенных данных
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
Раздел V. Работа с историческими текстами
Раздел VI. Решение познавательных задач
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами
Обобщающее тестирование
Итого:
Колво
часов
1
5
3
6
2
6
4
7
1
35
Основное содержание:
Введение 1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные
виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов 5 часов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни
пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов 3 часа
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных 6 часов
8 Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц,
анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом 2 часа
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями,
теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений,
характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров,
характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и
исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач 4 часа
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического
примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 7 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей.
Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий
Выполнение итогового теста
6 часов
1 час
9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№
п/п Название раздела, темы
Общее
количество
часов
Из
них
практическа
я работа
Количество
часов
на
самостоятельную
работу
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение: зачем нужны олимпиады; виды
олимпиадных заданий
Раздел I. Задания с рядами понятий,
имен, фактов
Общая характеристика заданий данного
типа
Задания по принципу образования и
продолжения рядов
Задания типа «Заполни пропуски»
Задания на выявление лишнего элемента
Самостоятельное выполнение заданий
Раздел II. Задания на соответствие
элементов
Общая характеристика заданий этого
типа
Выполнение заданий с учителем
Самостоятельная работа с тестами этого
типа
Работа со схемами,
Раздел III.
и
таблицами,
диаграммами по анализу приведенных
данных
графиками
10. Общая характеристика заданий данного
типа
11. Как выполнять задания со схемами
12. Анализ таблиц и построение таблиц
13.
14.
Работа с графиками
Задания на анализ приведенных в
диаграмме данных
Самостоятельная работа с заданиями
данного типа
Раздел IV. Задания по работе с
изобразительным рядом
15.
16. Общая характеристика заданий
17. Практическое выполнение заданий
Раздел V. Работа с историческими и
обществоведческими текстами
18. Общая характеристика заданий этого
типа
19
22.
23.
Работа с историческими текстами
Самостоятельная работа с текстом
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
4
1
4
1
1
1
2
1
4
1
1
1
1
1
1
5
4
1
1
1
1
1
1
2
2
1
10 Раздел VI. Решение познавательных
задач
27.
24. Общая характеристика заданий
25.
Решение познавательных исторических
задач
Самостоятельная работа с задачами
познавательного характера
Раздел VII. Выполнение заданий с
развернутыми текстами
28. Общая характеристика заданий
29
32
33
34
Написание сочинения эссе
Составление исторических текстов из
заданных слов
Тестирование с различными видами
заданий
35.
3
2
5
2
1
4
1
2
1
7
1
4
2
1
1
1
3
2
1
1
11
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.