Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9-е классы)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
обществознание +1
8 кл—11 кл +1
08.03.2018
Формирование гражданского общества - важный современный государственный процесс, предъявляющий особые требования к гражданину. Одно из них - высокая правовая культура, которая немыслима без знания норм права, их соблюдения и умелого применения.
В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой нигилизм, скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше утверждается идея установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему в дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе профессии. Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм. Предлагаемый курс в качестве предмета изучения берет уголовное право, точнее те его составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут им отличать самое опасное правонарушение - преступление.
Программа элективного курса 20.doc
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9е классы)
Формирование гражданского общества важный современный государственный процесс, предъявляющий особые
требования к гражданину. Одно из них высокая правовая культура, которая немыслима без знания норм права, их
соблюдения и умелого применения.
В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной
юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой нигилизм, скептическое отношение к правовым
ценностям. Все больше утверждается идея установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно
актуальной становится задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему
в дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе профессии.
Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм. Предлагаемый курс в качестве
предмета изучения берет уголовное право, точнее те его составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут
им отличать самое опасное правонарушение преступление.
Программа элективного курса "Преступление и наказание" предназначена для учащихся 89 классов и рассчитана на 18
часов.
Цель курса: активизировать познавательный интерес и содействовать правовому воспитанию личности, формированию
устойчивой потребности в правомерном поведении, расширение и углубление правовых знаний через изучение отдельных
положений уголовного права.
Задачи курса:
информировать обучающихся об особенностях уголовного права, его принципах и основных функциях;
ознакомить со структурой УК РФ;
раскрыть важнейшие положения уголовного права.
способствовать формированию понятия о преступлении и наказании, о субъектах уголовных правоотношений;
информировать о состоянии преступности в современной России, акцентируя внимание на подростковой
преступности, ее особенностях и причинах;
развивать способность оценки правовой ситуации;
содействовать формированию собственной позиции на основе правовых ценностей общества;
стимулировать развитие коммуникативных способностей;
формировать представление об обстоятельствах, влияющих на взаимосвязь преступления и наказания, об
особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних,
способствовать воспитанию таких качеств как ответственность, уважение к закону, чувство долга;
способствовать формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению;
повышать межличностную активность, актуализировать потребность в саморазвитии;
Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема, реальности усвоения,
системности, объективности и целостности.
Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических ситуаций актуальных для
подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в содержании программы предусмотрены семинары и
практикумы с опережающими заданиями.
Данный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания, права и может
быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Его содержание предполагает аналитическую работу с
документами (законами); с информацией от респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и
коллективную работу. Во избежание чисто информационной направленности курса обучающимся регулярно предлагаются
задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений. К таким заданиям
относятся ранжированные тесты, анализ судебных дел, решение и составление правовых задач, написание эссе, проведение
социологического опроса по проблеме и т. д. Предполагаемые результаты.
Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:
устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству;
умения выделять основные признаки преступления, квалифицировать их, раскрыть содержание проблем отрасли в
современной России;
умений сравнивать обстоятельства преступления в различных ситуациях, выделять закономерности событий,
определять сходство и различия в истории преступных деяний;
умения давать самостоятельную оценку;
умения определять состав преступления;
умения оперировать изученными положениями УК РФ;
умения проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
умения анализировать юридические источники;
умения определять функции представителей юридических профессий;
умения прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;
умения дискутировать, отстаивать свои взгляды.
Методы и формы занятий.
Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится методам проблемного изложения, частичнопоисковым и
исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью формирования умений самостоятельной поисковой
деятельности, осознания себя активным субъектом правоотношений.
Учебнотематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на первое место выходили такие
формы занятий как практикумы (работ с законами, итогами социологических исследований, решение проблемных задач,
материалами судебного дела). В зависимости от качества совместной работы учителя и обучающихся можно спланировать
итоговое занятие как форум юных знатоков уголовного права, где каждый защищает реферат (эссе) по выбранной
проблематике, либо небольшую проектную работу, в которой обобщены все полученные знания и составлены правовые
задачи к разным темам. Также итоговое занятие может быть организовано как деловая игра участников судопроизводства
для рефлексии осознания профориентации учащихся.
Кроме вышеизложенной работы, текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся планируется
осуществлять через тесты, ранжированные по степени сложности и объектам проверки усвоенного.
Тема 1. Уголовное право (5ч)
Уголовное право одна из важнейших отраслей права, призванная обеспечивать законность и правопорядок.
Профилактическая функция уголовного права. Принципы уголовного права.
Уголовный кодекс РФ (УК РФ) источник уголовного права. Задачи УК РФ. "Закон обратной силы не имеет".
Преступление виновно совершенное общественно опасное деяние. Признаки преступления. Состав преступления.
Девиантное поведение.
Классификация преступлений.
Преступность в современной России (семинар).
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать: суть понятия "отрасль права", название главного сборника законов в уголовном праве, категории и
основные виды преступлений.
Уметь: определять признаки преступления, квалифицировать преступное деяние, называть категорию
преступления, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать особенности преступного деяния, писать
сочинение рассуждение.
Тема 2. Уголовная ответственность (4ч)
Обстоятельства, исключающие преступные деяния. Смягчение и отягощение вины. Наказание мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Виды наказаний.
Нужна ли смертная казнь в России? (семинар дискуссия)
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать: суть понятий "наказание, уголовная ответственность, отягчение и смягчение вины", виды наказаний.
Уметь: определять вид наказания, писать сочинение рассуждение, аргументировать свое мнение в дискуссии,
определять в материалах уголовного дела обстоятельства, которые могут изменить размер и вид наказания.
Тема 3. "Ловушки" для подростка (5ч)
Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в
преступную деятельность. Ответственность за это преступление.
Наркомания путь к социальнопсихологической деградации. Ответственность за распространение наркотиков.
Профилактика бродяжничества и попрошайничества профилактика преступлений (семинар).
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Права задержанного совершеннолетнего. Допрос. Личный досмотр.
Протокол задержания. Следствие ведут знатоки (практикум).
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Уметь: оценивать степень опасности различных ситуаций для подростка, выделять причины отклоняющегося
поведения, обобщать обстоятельства участия в преступной деятельности, решать правовые задачи.
Тема 4. Юридические профессии в уголовном праве. (3ч)
Зачем необходимо изучать закон. Суды РФ. Мир юридических профессий (защита рефератов).
Кем быть легче прокурором или адвокатом? (семинар дискуссия)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: суть понятия "судебная власть", название главных судов РФ, юридические профессии.
Уметь: соотносить виды деятельности с определенной юридической профессией, обобщать сведения,
анализировать информацию.
Итоговое занятие (1ч)
Учебнотематический план
№
п/п
Наименование
тем курса
1. Уголовное право
2. Уголовная
ответственность
3.
"Ловушки" для
подростка
4. Юридические
профессии в
уголовном праве
5. Итоговое занятие
Всег
о
часо
в
5
4
5
3
1
В том числе
Форма контроля
лекции практикум
ы
семинар
ы
4
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Текущее тестирование, эссе или
решение правовых задач
Участие в семинаре, тестирование
или решение правовых задач
Участие в семинаре, тестирование,
решение правовых задач
Защита реферата, решение
(составление) правовых задач
Защита реферата, эссе, участие в
конкурсе профессий или деловой игре, составление практических
памяток с заданиями,
тестирование.
Итого:
Список литературы
18
10
4
4
1. Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др. Основы правовых знаний. В 2кн.: учебник для 89 классов.
М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.
2. Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др. Методическое пособие по курсу "Основы правовых
знаний": учебное пособие для 89 классов. М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания,
2002г.
3. Л.А.Морозова Основы государства и права. М.: ООО "Издательство "Новая волна", 1999г.
4. А.Ф.Никитин Основы государства и права: Пособие для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа,
2000г.
5. Настольная книга учителя обществознания: справочнометодическое пособие. Сост. А.И.Тюляева. М.: ООО
"Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003г.
6. Основы государства и права. Открытые уроки / составитель О.А. Бондаренко. Волгоград: Издательство
"Учитель", 2002г.
7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ
8. Уголовный кодекс РФ.
9. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.: Владос, 2001г.
10. Никитин А.Ф. Юридический словарь. М.: ОЛМА ПРЕСС Инвест, 2005г.
11. Смирнова Н.Н. Уголовное право. Учебник. С. П., Литера, 2007г.
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9-е классы)
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9-е классы)
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9-е классы)
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9-е классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.