Цели курса:
• формирование научных представлений на основе изучения разнообразных исторических источников;
• развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, анализировать и оценивать события прошлого и определять своё отношение к ним;
• содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Задачи курса:
• создание условий для социализации личности;
• активизация учебной деятельности учащихся;
• критическое осмысление разнообразной информации;
• организация самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и современных информационных технологий.
Программа элективного курса "Работа с историческими источниками"
Цели курса:
формирование научных представлений на основе изучения разнообразных исторических источников;
развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, анализировать и оценивать события
прошлого и определять своё отношение к ним;
содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические
ценности.
Задачи курса:
создание условий для социализации личности;
активизация учебной деятельности учащихся;
критическое осмысление разнообразной информации;
организация самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и современных
информационных технологий.
Результат реализации программы курса:
предметная и социальная компетентность;
положительные ценностные ориентации.
Содержание программы:
I. Исторические источники Древней Руси. (7ч.)
Появление первых письменных источников о славянах (Тацит, Птолемей Клавдий, Плиний Старший, Прокопий
Кесарийский).
«История готов» Иордана и археологические источники об участии славян в процессе великого переселения народов.
Первоначальные этапы русского летописания (по реконструкции А.А. Шахматова).
Летописные источники о возникновении Древнерусского государства и политике первых князей.
Социальная стратификация в Киевской Руси по данным Русской Правды.
Различные виды памятников письменности Киевской Руси: рукописи на пергаменте, граффити, эпиграфика, берестяные
грамоты.
Литература Киевской Руси как источник сведений о жизни и быте славян.
II. Исторические источники о времени политической раздробленности на Руси. (2ч.)
Ипатьевская и Суздальская летописи, «Повесть о житии Александра Невского» о борьбе русского народа с иноземными
захватчиками.
Отражение в исторических источниках тягот монгольского ига на Руси (заметки Плано Карпини, Песнь о Щелкане,
летопись о смерти черниговского князя Михаила в Золотой Орде и др.)
III. Московская Русь в исторических источниках. (8ч.)
Тверская летопись о борьбе Москвы и Твери за великое княжение.
Литературные памятники о Куликовской битве и её последствиях («Задонщина» Софония Рязанца, «Житие Сергия
Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище»).
Ермолинская летопись о нашествии Тохтамыша.
Судебник 1497 г. – первый свод законов единого централизованного государства.
Создание теории «Москва – Третий Рим», значение деятельности митрополита Зосимы и старца Филофея.Исторические источники о царствовании Ивана Грозного (судебник 1550г., переписка Ивана IV с князем А.Курбским,
заметки английского посла Д. Флетчера и др.).
Обобщение.
IV. Исторические источники о России на рубеже XVI – XVII вв. (2ч.)
Смутное время в описании иностранцев (голландского купца Исаака Массы, саксонца Конрада Буссова и др.).
Грамоты «Совета всей земли» о роли народного ополчения и его деятельности.
V. Исторические источники о России XVII века. (3ч.)
1. Соборное уложение 1649г. о сословной лестнице Российского общества и об оформлении абсолютизма.
2.
«Житие» протопопа Аввакума, «прелестные письма» Ст. Разина и др. источники о социальных конфликтах в
царствование Алексея Михайловича.
3. Исторические источники о русских людях и их быте (на основе путевых заметок Якова Рейтенфельса, А. Олеария
и др.).
VI. Россия XVIII в. в документах и произведениях того времени. (9ч.)
1. Документы времен царствования Петра I как свидетельства преобразований (Российский воинский устав 1716г.,
Табель о рангах, Указ о единонаследии 1714 года, Таможенный тариф, Бергпривилегия и др.).
«Юности честное зерцало» о быте дворян. Дневник Ф. Берхгольца.
2.
3.
«Манифест о вольности дворянской» Петра III. «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II. Манифест
Е.Пугачева крестьянам.
4. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии как выражение её представлений о государственном и общественном
устройстве России.
5.
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева – 1ый революционный призыв в России.
6. Документы времен царствования Павла I о личности императора и его политике (Манифест Павла I 1797г., Закон
о порядке престолонаследия и др.).
7.
«Наука побеждать» А.Суворова памятник русского военного искусства.
VII. Региональные компоненты: исторические источники по истории родного края. (2ч.)
Зачёт. Итоговое занятие – 1 ч.
Литература:
1. Буганов В.И. Мир истории. Молодая гвардия. М.,1989.
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVIIXIX в. 10 кл. Просвещение. – М. – 2005.
3. История в таблицах и схемах./ ООО «Виктория плюс». С.П.,2003.
4. Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в. Тесты. «Дрофа». М. – 2001.
5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – Высшая школа. – М. – 1977.
6. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия
развития», 1997.
7. Пашков Б.Г. РусьРоссияРоссийская империя. Хроника правлений и событий 8621917 г.г. – М.; ЦентрКом, 1997.
8. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Просвещение. М. 1996.
9. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 кл. Просвещение. – М. –
2005.
10. Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России с древнейших времен до конца
XX века. М.; ВАКО, 2005.
11. Тенилин С.А. Династия Романовых. Краткий исторический справочник. Нижний Новгород. – «Квадрат», 1990.12. Шестаков А. В./История СССР В художественноисторических образах с древнейших времен до конца XVIII в.
М., Просвещение. 1985.