Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
9 кл
07.04.2019
Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7,8 классах велось преподавание по общеобразовательной программе.
Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. С целью углубления знаний в программу включены тема «Задания с параметрами».
решение задач по математике.doc
Комитет администрации г. Славгорода
Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО
Протокол № __
от «___» ___________ г.
«СОГЛАСОВАНО»
с заместителем
директора по УВР
«___» ____________г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом № _____
от «___» ___________г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение задач по математике»
для 9 Б, В классах основного общего образования
Срок реализации 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Борщ Анна Васильевна,
учитель математики
МБОУ «СОШ №10»
г. Славгород
1 2018
2 Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе заключается в
обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой
математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой
деятельности каждому члену общества.
Овладение современными
профессиями требует тех или иных знаний по математике. С математикой
связана любая сторона жизни современного образованного человека, так как
знания по математике необходимы для жизненной самореализации,
возможности продуктивной деятельности в информационном мире. В
современном обществе важным является формирование математического
стиля мышления, проявляющего в определенных умственных навыках. В
процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов
человеческого мышления естественным образом включается индукция и
дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и
систематизация, абстрагирование и
аналогия. На уроках математики
учащиеся вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать
суждения, тем самым развивая логическое мышление.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании
алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и
конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и
прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую
культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для
изучения смежных дисциплин. Математика является ведущим предметом
на вступительных экзаменах в различные учебные заведения по многим
специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников,
необходимо использовать
проявляющих интерес к математике,
дифференцированный подход в обучении.
3 Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с
учетом того, что в 7,8 классах велось преподавание по общеобразовательной
программе.
Первоочередной задачей занятий являются углубление и расширение
знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к
итоговой аттестации в новой форме. С целью углубления знаний в программу
включены тема «Задания с параметрами».
Цели курса:
интеллектуальное развитие учащихся,
формирование качеств
мышления, характерных для математической деятельности и
необходимой для продуктивной жизни в обществе;
приобретение опыта работы с заданиями более высокой по сравнению с
обязательным уровнем сложности;
развитие логического мышления;
формирование математической культуры.
Задачи курса:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить
знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить
школьников с некоторыми общими идеями современной математики,
раскрыть приложения математики на практике;
приобщить учащихся к работе с математической литературой;
создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной
деятельности;
прививать школьникам интерес к самостоятельным занятиям
математикой;
сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления,
проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей,
возникновении нескольких вариантов решения задач.
4 Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при
изучении данного элективного курса:
Сравнивать разные приемы действий;
выбирать удобные способы решения;
моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения
и использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы и приёмы вычислений;
анализировать полученные результаты;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
высказывать собственное мнение и
проблемных вопросов,
аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять
ошибки.
На занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения
занятий: небольшие лекции (изложение узловых теоретических вопросов
учителем), дискуссии, решение задач, рефераты и доклады учащихся и т. д.
При этом самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее
положение.
Лекция предназначена для подачи теоретического материала,
необходимого для самостоятельного решения практических заданий. Слушая
лекцию, учащиеся будут размышлять над поставленными задачами в свете
этой лекции, будет развиваться механизм подсознательного мышления. Во
время лекции непременно должна быть обратная связь: необходимо всячески
поощрять учащихся, задающих вопросы, участвующих в размышлении над
обсуждаемым вопросом.
На практических занятиях проводится целенаправленная работа по
выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач,
5 формированию опыта творческой деятельности. На этих занятиях следует как
можно чаще создавать проблемную ситуацию и предоставлять возможность
самостоятельно её разрешить.
В ходе изучения материала проводятся краткие теоретические опросы
по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется
принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания.
На занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний.
Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно
познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, практической
значимостью курса и индивидуальной потребностью.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого
ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на
анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и
эффективности выполненных действий.
Программа элективного курса рассчитана на 1 час в неделю, всего 34
часа в течение года.
Программа включает следующие разделы:
1. «Преобразование алгебраических выражений» (4 часа);
2. «Уравнения и системы уравнений» (8 часов);
3. «Неравенства и системы неравенств» (6 часов);
4. «Последовательности и прогрессии» (4 часа);
5. «Графики функций» (4 часа);
6. «Текстовые задачи» (4 часа);
7. «Задания с параметром» (4 часа);
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. «Преобразование алгебраических выражений».
Сравнение чисел. Степень с целым показателем. Многочлены. Формулы
преобразования многочленов. Действия с алгебраическими дробями.
Квадратные корни. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Раздел 2. «Уравнения и системы уравнений».
6 Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные
уравнения. Теорема Виета. Система двух уравнений с двумя неизвестными и
её решение.
Раздел 3. «Неравенства и системы неравенств».
Решение неравенства. Равносильные неравенства. Область определения.
Свойства решения неравенств. Решение квадратных неравенств. Неравенства,
содержащие переменную под знаком модуля и методы их решения. Системы
неравенств.
Раздел 4. «Последовательности и прогрессии».
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула
nого члена. Сумма n первых членов. Геометрическая прогрессия. Формула n
ого члена. Сумма n первых членов. Бесконечно убывающая геометрическая
прогрессия.
Раздел 5. «Функции и их графики».
Область определения функции. Область значений функции. Четность и
нечетность функции. Графики функций. Построение графиков функций
«механическими» преобразованиями. Наибольшее и наименьшее значения
функции.
Раздел 6. «Текстовые задачи».
Задачи на движение. Задачи на проценты. Задачи на работу. Задачи на
концентрацию, на сплавы и смеси. Задачи на части. Задачи геометрического
содержания.
Раздел 7. «Задания с параметром».
Параметр. Линейные и квадратные уравнения, содержащие параметр.
Алгоритмы решения уравнений с параметром. Расположение корней
квадратного уравнения, относительно заданных точек.
7 Учебный план элективного курса
Название разделов и темы занятий.
Колво часов
Раздел 1. «Преобразование алгебраических выражений».
Раздел 2. «Уравнения и системы уравнений».
Раздел 3. «Неравенства и системы неравенств».
Раздел 4. «Последовательности и прогрессии».
Раздел 5. «Функции и их графики».
Раздел 6. «Текстовые задачи».
Раздел 7. «Задания с параметром».
Всего
4
8
6
4
4
4
4
36
Календарнотематическое планирование
Название разделов и темы занятий.
Колво
часов
Дата проведения
по плану
по факту
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
№
п.п.
1
2
3
4
Раздел 1. "Преобразование
алгебраических выражений".
Преобразование алгебраических
выражений
Преобразование алгебраических
выражений
Преобразование алгебраических
выражений
Преобразование алгебраических
выражений
Раздел 2. «Уравнения и системы
уравнений».
Уравнения
5
Уравнения
6
Уравнения
7
Системы уравнений
8
9
Системы уравнений
10 Системы уравнений
11 Системы уравнений
12 Системы уравнений
Раздел 3. «Неравенства и системы
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
8 неравенств».
13 Неравенства.
14 Неравенства.
15 Системы неравенств.
16 Системы неравенств.
17 Неравенства и системы неравенств.
18 Неравенства и системы неравенств.
Раздел 4. «Последовательности и
прогрессии».
19 Арифметическая прогрессия
20 Арифметическая прогрессия
21
Геометрическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
22
Раздел 5. «Функции и их графики».
23 Функции и их графики.
24 Функции и их графики.
25 Функции и их графики.
26 Функции и их графики.
Раздел 6. «Текстовые задачи»
Текстовые задачи
Текстовые задачи
Текстовые задачи
Текстовые задачи
Раздел 7. «Задания с параметром»
Задания с параметром
Задания с параметром
Задания с параметром
Задания с параметром
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
9 Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий учащиеся должны:
расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы
основного курса математики;
выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать
суждения, тем самым развить логическое мышление и логику
рассуждений;
иметь элементарные умения решать задачи обязательного и
повышенного уровня сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические
положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
правильно
пользоваться математической символикой и
терминологией, применять рациональные приемы тождественных
преобразований;
владеть навыками организации своей работы;
развить умения точно выражать свои мысли.
10 Список литературы
1. А.В. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 511 классы»
Учебное издание. – М.: «Айриспресс», 2006 г.
2. Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2018. / Под ред. Д.А.
Мальцева. . – М.: «Народное образование», 2018 г.
3. Математика. Сборник заданий. ГИА2019 / Под ред. В.В. Кочагин,
М.Н.Кочагина. – М.: «Эксмо», 2018 г.
4. Математика. Подготовка к ГИА2013 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.
Кулабухова. РостовнаДону: «Легион», 2018 г.
5. Математика. Учебнотренировочные тесты по новому плану ГИА. ГИА
2019 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. РостовнаДону:
«Легион», 2018 г.
Информационные интернетресурсы
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
http://ege.edu.ru
Портал единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school
collection.edu.ru
Портал Федерального центра информационнообразовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
Портал работников системы образования «Педсовет» http://pedsovet.org
Портал Сетевых образовательных сообществ «Открытый урок»
http://www.openclass.ru
Сайт дистанционного обучения и контроля знаний http://uztest.ru
11 Интернетжурнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru
12
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Программа элективного курса "Решение задач по математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.