Программа элективного курса "Ресурсы Земли"
Оценка 4.9

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география +1
10 кл—11 кл
11.06.2018
Программа элективного курса "Ресурсы Земли"
Программа элективного курса «Ресурсы Земли» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и направлена на овладение общетеоретическими знаниями о закономерностях формирования и размещения природно-сырьевых ресурсов по странам и континентам. Актуальность и новизна программы определяются ее направленностью на создание условий для формирования и развития у школьников старшего возраста умений грамотно сформировывать целостное представление о ресурсном потенциале в целом Земли и отдельно России. В связи с этим возрастает научная и практическая значимость данной программы.
Программа ресурсы Земли.doc
1. Цели освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины ученик приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей программы элективного курса «Ресурсы Земли». Ученик, изучивший курс «Ресурсы Земли», должен знать: ­    основные виды природных ресурсов и их классификации; ­   современное   состояние   и   размещение   природно­сырьевых   и минеральных ресурсов на земном шаре, территории Российской Федерации и других стран; ­       ресурсообеспеченность стран мира, место Российской Федерации в распределении природных ресурсов на Земле; ­       основные проблемы использования природных ресурсов и пути их решения. Цели   предмета   «Ресурсы   Земли»   достигаются   за   счёт   выполнения комплекса учебно­методических работ: ­овладение   общетеоретическими   знаниями   о   закономерностях формирования   и   размещения   природно­сырьевых   ресурсов   по   странам   и континентам; ­ умение на лабораторных занятиях грамотно сформировывать целостное представление о ресурсном потенциале планеты Земля и России. 2. Результаты освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: ­ задачи, структуру экологии и природопользования; ­ о современном состоянии окружающей среды России и планеты; ­ глобальные проблемы экологии; ­ о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения; ­ основные мероприятия по охране окружающей среды; ­ виды особо охраняемых территорий; ­ правовые основы экологической безопасности; ­ задачи природоохранных органов управления и надзора; ­ понятие и виды экологического мониторинга; ­ виды юридической ответственности за экологические правонарушения; ­ принципы экономического механизма в природоохранной деятельности. Ученик, изучивший дисциплину «Ресурсы Земли» должен уметь: ­   анализировать   состояние   природно­ресурсного   потенциала   в   мире, России, по сибирскому региону; ­   на   основе   анализа   литературных   источников   и   комплекта географических карт давать комплексную оценку минерально­сырьевой базы области, региона, страны и мира; ­ давать оценку экологической ситуации, анализировать  экологические проблемы. После изучения данной дисциплины ученик приобретают знания, умение и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. Форма аттестации: зачет. 3. Ключевые образовательные компетенции: 1.   Ценностно   ­   смысловую   (ученик   способен   видеть   и   понимать окружающий   мир,   ориентироваться   в   нем,   осознавать   свою   роль   и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий   и   поступков,   принимать   решения.  Учащийся   самоопределяется   в ситуациях учебной и иной деятельности). 2. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс   экологии   5   ­   9   классов   включает   в   себя   основы   экологии   в   форме понятий,   законов,   принципов,   методов,   гипотез,   теорий,   считающихся фундаментальными достижениями человечества). 3.   Учебно   ­   познавательную   (самостоятельный   выбор   учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование   элементов   причинно   ­   следственного   и   структурно   ­ функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать   свою   познавательную   деятельность   от   постановки   цели   до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,   формулировать   полученные   результаты.   Участие   в   проектной деятельности,   в   организации   учебно   ­   исследовательской   работы:   умение выдвигать   гипотезы,   осуществлять   их   проверку,   овладение   приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза). 4.   Информационную   (умение   выделять   основную   и   второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели ­ сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения,   приводить   доказательства,   в   том   числе   от   противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;   извлекать   необходимую   информацию   из   источников   различных знаковых   систем   ­   текста,   таблицы,   схемы,   аудиовизуального   ряда   и   др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую ­ из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы   адекватно   познавательной   и   коммуникативной   ситуации. Осуществлять   поиск   нужной   информации   по   заданной   теме   в   источниках различного   типа.   Использовать   мультимедийные   ресурсы   и   компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз   данных,   презентации   результатов   познавательной   и   практической деятельности). 5. Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений   ­   высказывание,   монолог,   дискуссия,   полемика;   следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута). 6.   Социально   ­   трудовую   (овладение   этикой   взаимоотношений   с одноклассниками   при   выполнении   заданий   на   уроке   и   с   окружающим обществом   в   целом;   овладение   знаниями   в   области   профессионального самоопределения). 7.   Компетенцию   личностного   самосовершенствования   (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье,   правилами   внутренней   экологической   культуры.   Овладение комплексом   качеств,   связанных   с   основами   безопасной   жизнедеятельности личности). 4. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общая характеристика природно­сырьевых ресурсов Тема 1. Вводная часть. Лекции. Содержание и задачи курса. Связь его с другими   естественными   науками:  экономической  и   социальной   географией, почвоведением,   биологией,   природопользованием,   геологией,   минералогией, геохимией, учением о полезных ископаемых и др. Понятие   о   природно­сырьевых   ресурсах.   Классификации   природных ресурсов. Виды природных ресурсов. Понятие   о   природно­ресурсном   потенциале   области,  региона   и   его значение в решении социально­экономических задач региона. Природно­ресурсный   потенциал   России:   масштабы,   состав,   степень обеспеченности и освоенности. Стратегия развития сырьевой базы. Роль   природно­сырьевых   ресурсов   в   развитии   производительных   сил Сибири. Кадастры природных ресурсов. Состояние проблемы.  Практическая   работа   1.  Знакомство   с  картами   природно­сырьевых ресурсов Мира и России.  Тема 2. Водные ресурсы Лекции.  Понятие   водных   ресурсов.   Подразделение   водных   ресурсов. Состояние водных ресурсов. Ресурсы поверхностных вод и их использование. Ресурсы   подземных   вод   и   их   использование.   Масштабы   и   характер распределения  водных ресурсов по территории России. Бальнеологические ресурсы. Распределение по территории Сибири и Тюменской области, ЯНАО. Практическая   работа   2.  Изучение   размещения   гидроресурсов   по регионами мира и России.  Тема 3. Земельные ресурсы Лекции.  Земельный   фонд   РФ,   его  распределение   и   оценка использования.   Современное   состояние   земельных  ресурсов   РФ.   Зональные особенности   земельных   ресурсов   и   факторы,  определяющие   зональность (типы почв, количество солнечной энергии, количество осадков и др.). Практическая работа 3. Изучение размещения земельных ресурсов по регионами мира и России.  Тема 4. Биологические (лесные) ресурсы Лекции.  Классификация   лесных   ресурсов.  Лесные   ресурсы   и особенности их распределения Состояние и роль лесов. Российские проблемы лесопользования. Комплексное использование леса.  Практическая   работа   4.  Изучение   размещения   лесных   ресурсов   по регионами мира и России.   Понятие  о   минеральных   ресурсах. Тема 5. Минерально­сырьевые и энергетические ресурсы Лекции.   Классификация минерального   сырья  Распределение   минерально­сырьевых   ресурсов. Обеспеченность  минеральным   сырьём   РФ,   других   стран   СНГ   и   мира, Изменение   качества   и  географического   размещений   основных   баз минеральных ресурсов в связи с  распадом  СССР  и проблемы обеспечения минеральным сырьём хозяйственного комплекса России и Сибири. Мировые   энергетические   ресурсы.   Перспективы   использования. Традиционные и нетрадиционные источники энергии. Практическая работа 5. Изучение размещения месторождений твёрдых горючих полезных ископаемых в недрах планеты и России.  Практическая   работа   6.  Изучение   размещения   ресурсов  газа   на территории планеты и России.  Практическая работа 7. Изучение размещения ресурсов радиоактивного сырья в недрах планеты и России.  Практическая работа 8.  Изучение размещения ресурсов  благородных металлов в недрах планеты и России.  Тема 6. Ресурсы Мирового Океана Лекции.  Морская   вода   (вода,   растворенные   вещества).   Минеральные ресурсы   дна:   железомарганцевые   образования   (железомарганцевые конкреции,   гидротермальные   корки), глубоководные полиметаллические сульфиды и гидротермально­осадочные образования, углеводородные ресурсы и др.   кобальтомарганцевые   корки, Практическая работа 9. Защита самостоятельных работ (рефератов) Раздел   2.   Правовые   вопросы   природопользования   и   инженерная   переработки   и защита   ОПС   при   осуществлении   добычи, транспортировки ресурсов Тема 1. Мониторинг окружающей среды. Сущность мониторинга окружающей среды и объекты его исследования. Главная   цель,   основные   задачи   и   принципы   функционирования   системы мониторинга окружающей среды. Мониторинг влияния на окружающую среду антропогенных   факторов.   Виды   систем   мониторинга   окружающей   среды. Глобальный,   региональный   и   импактный   уровни   проведения   мониторинга. Экологический мониторинг  и  его задача.  Фоновый мониторинг,  его  роль в оценивании и прогнозировании глобального состояния биосферы. Мониторинг атмосферы, формы и средства его осуществления. Виды постов наблюдений и их   назначение.     Мониторинг   гидросферы,   формы   и   средства   его осуществления. Организация пунктов наблюдений и контрольных створов на водных   объектах.   Мониторинг   литосферы,   формы   и   средства   его осуществления.   Мониторинг   биотической   составляющей   экосистем. Биоиндикация. Общие принципы использования биоиндикаторов. Химический анализ состава газовых смесей, водных растворов, проб почвы. Практическая   работа   10  Оценка   экологического   состояния   природы ЯНАО,   прогнозирование   возможного   его   изменения.   Биологический мониторинг Тема 2.  Экологическая экспертиза. Происхождение экологической экспертизы, основные задачи и принципы экологической экспертизы. Организационно­правовые основы экологической экспертизы и оценки влияния на окружающую среду. Аспекты экологической экспертизы.   Процедура   проведения   государственной   экологической экспертизы.   Показатели   оценивания   объектов   проектирования,   которые подпадают   под   категорию   объектов,   которые   оказывают   отрицательное влияние   на   окружающую   среду.   Последовательность   разработки   пакету материалов, которые предоставляются на экспертизу согласно закону РФ "Об экологической   экспертизе"   .Последовательность   оценивания   влияний, которые   возникают   в   результате   осуществления   намечаемой   деятельности. Экологические   требования   к   созданию   и   эксплуатации   хозяйственных   и других объектов. Этапы процедуры оценки влияния на окружающую среду. Особенности проведения оценивания влияния на атмосферный воздух. Схемы водоснабжения   промышленных   предприятий.   Комплексные   характеристики оценки   рассеивающей   способности   атмосферы   ­   потенциал   загрязнения атмосферы   (ПЗА),  параметр   потребления   воздуха   (ППВ)   в   промышленных районах городов. Расчет количества вредных веществ, которые выделяются в атмосферный воздух. Оценка влияния намечаемой деятельности на почвы.  Практическая работа 11  Изучение правовых вопросов экологической безопасности Тема 3. Обращение с отходами. Проблема отходов. Понятие отходов. Классификация отходов. Закон РФ "Об отходах" относительно собственности на отходы, прав и обязанностей предприятий.   Отчетность   предприятий   по   промышленным   отходам. Инвентаризация   отходов.   Трансграничные   перемещения   отходов.   Расчет класса опасности отходов. Основные направления обезвреживания отходов. Захоронения   отходов   1   и   2   класса   опасности   в   могильниках.   Карстовые захоронения отходов 2 и 3 класса. Траншейное захоронение промышленных отходов   3   и   4   класса   и   твердых   бытовых   отходов   (ТБО).   Открытое складирование   отходов   3   и   4   классов   и   ТБО.   Проблемы   старых   свалок. Свалочный газ и его утилизация. Практическая   работа   12  Определение   классификационной принадлежности   загрязнителей.   Нормирование   загрязнения   атмосферного воздуха   Альтернативная   энергетика. Тема 4. Техноэкология. Добывающая   промышленность.   Виды   добывающих   предприятий. Влияние на окружающую среду предприятий с подземной добычей полезных ископаемые.   Технологическая   схема коксохимического схема нефтеперерабатывающего  производства. Основные выбросы, стоки, отходы. Технологическая схема тепловой электростанции. Санитарно­защитные зоны тепловых   электростанций.   Виды   металлургических   предприятий.   Виды транспорта.   Основные   выбросы,   стоки,   отходы.   Влияние   на   окружающую среду автомобильного транспорта. Электроэнергетика. Виды энергетических Технологическая     предприятия. предприятий.   Влияние   на   окружающую   среду   тепловых   электростанций. Влияние на окружающую среду нефтебаз и АЗС. Практическая   работа   13  Определение   количества   антропогенных загрязнений,   попадающих   в   окружающую   среду   в   результате   работы автотранспорта. Техногенное загрязнение ОС. 5. Образовательные технологии При освоении дисциплины  используются следующие сочетания видов учебной   работы   с   методами   и   формами   активизации   познавательной деятельности   обучающихся   для   достижения   запланированных   результатов обучения и формирования компетенций. Технологии   обучения:   тестовые   технологии,   здоровьесберегающие   технологии, педагогика   сотрудничества,   информационно­ коммуникативное   обучение,   проектное   обучение,   технология   критического мышления,   технология   исследовательского обучения.   опережающего   обучения, Для   достижения   поставленных   целей   преподавания   дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:  изучение   теоретического   материала   дисциплины   на   лекциях   с использованием компьютерных и интерактивных технологий;  самостоятельное   изучение   теоретического   материала   дисциплины   с использованием  Internet­ресурсов,   информационных   баз,   методических разработок, специальной учебной и научной литературы;  закрепление   теоретического   материала   при   проведении   лабораторных работ с использованием картографического материала, атласов, специальной литературы,   выполнение   проблемно­ориентированных   индивидуальных заданий. Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы. Приемы:   чтение   текста   учениками,   беседа,   дискуссия   по проблеме,   изучение   учениками   нового   учебного   материала   с   помощью интерактивных   учебников,   разработка   проекта   в   рамках   освоения   нового материала. Формы   работы:   фронтальная   работа,   индивидуальная   работа, самостоятельная работа. Виды уроков:  Урок с элементами лекции. Уроки­зачеты. Уроки­ практикумы. Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением. Уроки обобщения и закрепления изученного материала. Уроки контроля знаний. Комбинированный урок. 6.   Организация   и   учебно­методическое   обеспечение   самостоятельной работы учащихся 6.1 Текущая СР  направлена на углубление и закрепление знаний, а также на развитие практических умений. Текущая СР включает следующие виды работ:  работа учащихся с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;  подготовка к выполнению проверочных работ;  изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;  изучение теоретического материала к лабораторным занятиям;  подготовке к зачету. 6.2 Творческая   проблемно­ориентированная   самостоятельная   работа (ТСР)  направлена   на   развитие   интеллектуальных   умений,   комплекса универсальных   (общекультурных)   и   профессиональных   компетенций, повышение   творческого   потенциала   и   заключается   в   поиске,   анализе   и презентации материалов по заданным темам рефератов. 6.2.1. Перечень тем для самостоятельной работы (рефераты): 1. Биоресурсы ЯНАО. Водные ресурсы и проблема чистой воды. Принципы составления кадастра сырьевых ресурсов. 2. 3. 4. Морская вода как минеральный ресурс.  5. 6. 7. 8. Минеральные воды и лечебные грязи.  9. Энергетические ресурсы. Проблемы и пути их освоения. Земельные ресурсы.  Бальнеологические ресурсы.  Состояние   сырьевой   базы   урана   и   тория   в   России.   Перспективы атомной энергетики. 10. Состояние   сырьевой   базы   нефти   и   газа   в   России.   Проблемы прироста запасов нефти и газа. 11. Техногенные   месторождения.   Минерально­сырьевой   потенциал регионов России. Производство, сбыт и области применения на внутреннем рынке.  12.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Ртуть. Характеристика крупнейших месторождений. 13. Золото.   Минерально­сырьевой   потенциал   регионов   России. Производство,  сбыт   и  области  применения   на  внутреннем   рынке.  Геолого­ экономическая характеристика крупнейших месторождений России. 14. Уголь.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам. 15. Нефть,   газ.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам. 16. Серебро.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам. 17. Платиноиды.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам. 18. Медь.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам. 19. Железо.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам. 20. Марганец.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 21. Титан.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 22. Торф.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 23. Горючие сланцы. Минерально­сырьевой потенциал Мира и России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 24. Никель.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 25. Вольфрам.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 26. Молибден, рений. Минерально­сырьевой потенциал Мира и России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам 27. Свинец.   Минерально­сырьевой   потенциал   Мира   и   России. Конъюнктура   рынка   и   ценовая   политика   в   мире   и   России   на   протяжении последних   10   лет.   Геолого­экономическая   характеристика   уникальных месторождений по геолого­промышленным типам (Горевское месторождение) 28. Железо.   Минерально­сырьевой   потенциал   регионов   России. Производство,  сбыт   и  области  применения   на  внутреннем   рынке.  Геолого­ экономическая характеристика крупнейших месторождений России План составления реферата 1. Общие сведения. 2. Области применения в динамике. 3. Основные природные и технологические сорта руд. 4. Геолого­промышленные типы месторождений (промышленные типы объектов). Требования промышленности к качеству сырья. Ресурсы и запасы. Соотношение запасов между уникальными, крупными, средними и мелкими объектами. 5. Положение на рынке. 6. Динамика добычи и производства по странам (регионам России). 7. Динамика   потребления   на   мировом   рынке   (на   внутреннем   рынке России). 8. Международная   торговля.   Динамика   цен   на   мировом   рынке   (на внутреннем рынке России). 9. Доля   России   (регионов   России)   в   мировой   экономике   (запасы, ресурсы, добыча, потребление). 10. Прогноз развития. 11. Финансово   –   экономическая   оценка   уникального   (крупнейшего) месторождения (объекта).  общие сведения об объекте (месторождении).  географо­экономический очерк района.  экономические условия эксплуатации. ­  для минерально­сырьевых ресурсов: краткий очерк геологического строения;   вещественный   состав   и   технологические   свойства   полезного ископаемого; гидрогеологические условия разработки месторождения; горно­ геологические и горно­технические условия разработки; попутные полезные компоненты; вредные компоненты вопросы охраны окружающей среды ­ ­ проектная мощность существующего (будущего) предприятия ­ уровень рентабельности предприятия По итогам работы представляется письменный отчёт и презентация в электронном виде,  делается устное сообщение перед классом.  6.3 Контроль самостоятельной работы Оценка результатов самостоятельной работы осуществляется в виде двух форм: самоконтроль и контроль со стороны учителя. 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения элективного курса (фонд оценочных средств)  Контроль   знаний   учащихся   по   предмету   осуществляется   по   2   видам: текущий и итоговый. Текущий   контроль   приучает   учащихся   к   систематической   работе   по изучаемой дисциплине и позволяет определить уровень усвоения учениками теоретического   материала.   Он   осуществляется   в   виде   контрольных   и проверочных работ, тестовых опросов. Оценка знаний при текущем контроле осуществляется в соответствии с планом по предмету. Итоговый контроль – в соответствии с учебным планом: 8. Учебно­методическое и информационное обеспечение дисциплины 1. Авдонин   В.В.   и   др.   Месторождения   металлических   полезных Основная литература ископаемых. – М. 1998. – 269с. 2. Алексеев А.И. и. др. Экономическая и социальная география России. ­ М.: ДРОФА, 2011, 672с. 3. Атлас географический справочный. – М.: ГУГиК при СМ СССР, 1987, 295с. 4. Баев   Г.Х.   Как   определить   потребность   в   минеральном сырье?//Минеральные ресурсы России. 1997. № 1. 5. Глушкова В.Г. Экономика природопользования: учебное пособие / В. Г. Глушкова, С. В. Макар. — М.: Гардарики, 2015. — 447 с. 6. Геологический   атлас   России.   Раздел   3.   Полезные   ископаемые   и закономерности их размещения. ­ М­СПб, 1996. 7. Заверткин   В.Л.  и   др.   Минерально­сырьевой   потенциал   России: настоящее   и   будущее//Минеральные  ресурсы   России.   Экономика   и управление. М., 1991. 8. Лесопользование   в  Российской  Федерации  в 1946­1992  гг.  Сборник материалов Федеральной службы лесного хозяйства России. ­ М., 1996. 9. Лесная энциклопедия. Т­1,2.­ М.: Советская энциклопедия», 1986, В 2­х томах. 10. Лосев   К.С.   Потребление   возобновляемых   ресурсов: экологические   и   социально­экономические   последствия   (глобальные   и региональные аспекты). – М., 2005. – 158с. 11. Лукьянчиков   Н.Н.,   Потравный   И.М.   Экономика природопользования. М.: Тройка, 2000.­ 456с.) 12. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 4­х томах. – Ярославль, 1995. 13. Минеральные   ресурсы   Мира.   М.,   Информ.­аналит.   центр «Минеральные ресурсы Мира», 1998, 1999. 14. Морозова,   Татьяна   Глебовна.   Экономическая   география России : учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 527 с. 15. Новиков   Э.   А.   Человек   и   литосфера,   (под   ред.   Н.В. Разумихина). ­ Я.: Недра, 1976­158с. 16. Окружающая среда (под ред. A.M. Рябчикова). ­ М.: Мысль, 1983.  17. Полезные ископаемые мирового океана: учебник. – М., 2000. – 160с. 18. Путь в XXI век. Под ред. Д.С. Львова. М.: ЭКОНОМИКА,1999. 19. Реймерс   Н.Ф.   Природопользование:   Словарь   –   справочник.   –   М.: «Мысль», 1990. – 637с. 20. Ресурсные ведомости. Периодическое издание. 21. Рябчиков Л.Н. Экономика природопользования. М:, 2005. 22. Скиннер   Б.   Хватит   ли   человечеству   земных   ресурсов.   ­   М.: Мир, 1989. ­252с. 23. Снакин   В.В.   Природные   ресурсы   и   окружающая   среда. Словарь­справочник. – М, 2001. – 568с. 24. Сытник   К.М.,   Брайон   А.В.,   Городецкий   А.В.   Биосфера. Экология.  Охрана   природы:  Справочное  пособие.  Киев:  «Наукова  Думка», 1987. 25.Терминология по природным ресурсам Земли. М.: «Наука», 1975 26.Учёт и оценка природных ресурсов и экологического состояния территорий различного функционального использования. Методические рекомендации. ­ М.: 1996, 88с. 27. Фёдоров   А.И.,   Паншин   Е.И.,   Голдырев   Л.Т.   Геоинформационные основы природопользования. Н­к, 2005 28. Фролов  Н.М.,  Балаганский  Н.М., Болтрушко  В.М., Коровин  А.И., Крюков   В.Г.,   Поминов   В.Ф.,   Троян   В.Б.   Природопользование.   Природные ресурсы   и   природопользование   в   Российской   Федерации   и   в   Хабаровском крае, ­ Хабаровск: 2000, ­ 576с. 29. Экономическая   география   мирового   развития.   ХХ   век.   Под   ред. Ю.Г. Липеца,­ СПб.: 2003.­396с. 30. Экономическая география России. Под ред. В.И. Видяпина, ­ М.: ИНФРА­М, 1999.—533 с. 31. Энциклопедия:   Океан   –   Атмосфера.   Пер   с   англ.   ­   М.: Гидрометеоиздат, 1983 Дополнительная литература Адам   А.М.   Природные   ресурсы   и   экологическая 1. безопасность Западной Сибири. – М, 2001. – 172с. 2. Быховер   Н.А.  Распределение   мировых   ресурсов минерального сырья по эпохам рудообразования. М., Недра, 1984. 3. 4. Лестер Р. Браун. Экоэкономика. Весь мир. 2004 Глобальные экологические проблемы на пороге  XXI  века. Материалы научной конференции. – М, 1998. – 301с. 5. Романова   Э.П.,   Куракова   Л.И.   Ермаков   Ю.Г.   Природные ресурсы мира. – М, 1993. – 183с. http://www.mnr.gov.ru/ ­ официальный сайт Министерства природных  Интернет­ресурсы: ресурсов и экологии Российской федерации http://www.geo.ru – электронный вариант журнала «Гео». http://www.green.tsu.ru/  ­   официальный   сайт   Департамента   природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области http://www.vipstd.ru/gim/component/option,com_frontpage/Itemid,78/  ­ информационно­издательский   центр   по   геологии   и   недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации http://www.e­reading.org.ua/bookbyauthor.php?author=41235  "Географическая   картина   мира. Максаковский.   Пособие   для   вузов". ­   Владимир http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ Федеральная служба государственной статистики РФ http  Федеральная служба государственной статистики по Томской области http://www.geoinform.ru/  ­  минеральные   ресурсы   России.   Экономика   и  .  ru   /  default  .  aspx    ://   tmsk  .  gks    управление 9. Материально­техническое обеспечение дисциплины При изучении основных разделов дисциплины, выполнении практических работ обучающиеся используют разнообразный картографический материал, включающий   атласы   России,   Мира,   тематические   карты   (климатические, почвенные,   тектонические,   растительности,   экологических   проблем   и   др.), как в печатном издании, так и в электронном виде, презентации по курсу лекций. Тематический план Дата № п/п Тема Подача материала Форма контроля Раздел 1. Общая характеристика Природно­сырьевых ресурсов 1 год ( 17 часов) Лекции Практич. работы Семинар 1 2 3 4 5 6 7 1 1 Введение в курс Ресурсы Земли.  Понятие о ПРП. ПРП России. Кадастры природных  ресурсов Практическая работа 1. Знакомство с  картами природно­сырьевых ресурсов  Мира и России Водные ресурсы: виды, распределение,  использование Практическая работа 2. Изучение  размещения гидроресурсов по регионам  мира и России. Земельные ресурсы: земельный фонд,  состояние, использование, особенности  распределения Практическая работа 3. Изучение  размещения земельных ресурсов по  регионам мира и России 1 1 1 1 1 Входной  контроль Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа Тест по теме:  ПРП Практическая  самостоятельная работа 8 9 10 11 12 13 14 15 1 Биологические ( лесные ресурсы) :  классификация, распределение,  состояние, проблемы лесопользования Практическая работа 4. Изучение  размещения Лесных ресурсов по  регионам мира и России Понятие о минеральных ресурсах:  классификация, распределение,  качество, география размещения,  проблемы использования Мировые энергетические ресурсы:  проблемы и перспективы  использования. Нетрадиционная  энергетика. Практическая работа 5. Изучение  размещения месторождений твёрдых  горючих полезных ископаемых в недрах  планеты и России. Индивидуальные  задания. Практическая работа 6. Изучение  размещения ресурсов газа на территории планеты и России. Практическая работа 7. Изучение  размещения ресурсов радиоактивного  сырья в недрах планеты и России. Практическая работа 8. Изучение  размещения ресурсов благородных  1 1 1 1 1 1 1 Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа Тест по теме :  Земельные,  лесные ресурсы Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа Практическая  самостоятельная работа Практическая  самостоятельная работа Практическая  самостоятельная 16 17 металлов в недрах планеты и России. Ресурсы Мирового океана 1 Практическая работа 9. Защита  рефератов 1 работа Тест по теме:  Минеральные  ресурсы Защита  рефератов Раздел 2. Правовые вопросы природопользования и инженерная защита ОПС при осуществлении добычи, переработки и транспортировки ресурсов 2 год ( 18 часов) 18 19 20 21 22 23 24 Мониторинг окружающей среды: цель,  задачи, виды. Экологический и фоновый мониторинг Мониторинг атмосферы: формы и  средства. Виды постов наблюдения и их  назначение Мониторинг гидросферы и литосферы:  формы и средства. Организация пунктов наблюдения Мониторинг биосистем, биоиндикация.  Химический анализ проб. Практическая   работа   10  Оценка экологического   состояния   природы ЯНАО,   прогнозирование   возможного его   Биологический мониторинг Экологическая экспертиза: задачи и  принципы. Процедура проведения государственной изменения.   1 1 1 1 1 1 1 Входное  тестирование Участие в  семинаре Участие в  семинаре Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа Тест по теме:  Мониторинг Участие в 25 26 27 28 29 30 31 32 экологической экспертизы. Закон  РФ  «Об экологической экспертизе» Процедура оценки влияния на ОС:  оценивание влияния на атмосферный  воздух. Схемы водоснабжения  предприятий. ПЗА, ППВ в промышленных районах.  Расчет количества вредных веществ в  атмосферном воздухе и в почве Практическая   работа   11  Изучение правовых   вопросов   экологической безопасности Отходы: понятие, классификация. Закон РФ « Об отходах». Отчетность и  инвентаризация отходов. Расчет класса опасности отходов,  основные направления обезвреживания  отходов.  Захоронения отходов по классам,  складирование, проблемы свалок Практическая работа 12 Определение классификационной   принадлежности загрязнителей. Нормирование загрязнения атмосферного воздуха Техноэкология. Технологические схемы промышленных производств.    1 1 1 1 1 1 1 1 семинаре Тест по теме:  Экологическая  экспертиза Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа Контрольная  работа Участие в  семинаре Кроссворд по  теме: ТБО Практическая  самостоятельная работа Контроль  умения строить  технологические 33 34 35 Основные выбросы, стоки, отходы  промышленных производств на примере  некоторых предприятий Практическая работа 13 Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих   в   окружающую   среду   в результате   работы   автотранспорта. Техногенное загрязнение ОС.  Защита экологических проектов 1 1 1 схемы Участие в  семинаре Практическая  самостоятельная работа защита проектов

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"

Программа элективного курса "Ресурсы Земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2018