ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРЕЖЕВСКОЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБПОУ «СУЦ ПК»
___________Е.А. Кульменева
Программа
элективного курса
«Русский язык и культура речи»
16675 Повар
12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.
г.Стрежевой
Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.08.2013 г., по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО):
16675 Повар
12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «СУЦПК»
Разработчик: Жданова О.В. – преподаватель первой категории.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ элективного курса
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание элективного курса
|
6 |
3. условия реализации ПРОГРАММЫ элективного курса |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения элективного курса |
12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Русский язык и культура речи»
1.1. Область применения программы элективного курса
Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» является частью образовательной программы среднего профессионального образования по профессии
16675 Повар
12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.
1.2. Место элективного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы
В группах, обучающихся по программам профессиональной подготовки, не предусмотрено изучение дисциплины «Русский язык», поэтому на I курсе в базовом учебном плане предусмотрен факультативный (элективный) курс «Русский язык и культура речи», который позволит обобщить и логически завершить систему филологических знаний для обучающихся, получающих профессиональную подготовку по профессии 16675 Повар 12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения элективного курса:
В результате освоения элективного курса обучающийся должен уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения элективного курса обучающийся должен знать:
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
- понятие о нормах русского литературного языка;
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
- лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
- основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
- функционально-смысловые типы текстов;
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
- языковые формулы официальных документов;
- правила оформления документов;
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
В процессе освоения элективного курса студент должен овладевать общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
1.4.Количество часов на освоение программы элективного курса: 64 часа.
2.2. Тематический план и содержание элективного курса «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа |
Объем часов |
Уровень освоения |
Формируемые компетенции ОК/ПК |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Тема 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. |
1 |
Введение. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные единицы общения. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи.
|
1 |
1 |
ОК 2, 4 |
1 |
Практическая работа №1. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме, с учетом требований культуры речи; речевой этикет; словари русского языка. |
1 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
Тема 2. Фонетика, орфоэпия. |
2 |
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Лексическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. . |
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
3 |
Практическая работа №2. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю; упражнения по определению ударения в словаре. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. |
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
Тема 3. Лексика и фразеология |
4 |
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.
|
4 |
2 |
ОК 2, 4 |
5 |
Практическая работа №3. Выявление основных видов лексических ошибок (стилистически неоправданное употребление слов; злоупотребление терминами, профессионализмами, употребление канцеляризмов и речевых штампов). Выявление и исправление лексических и фразеологических ошибок. |
4 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
Тема 4. Морфемика и словообразование |
6 |
Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.
|
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
6 |
Практическая работа №4. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках и корнях слов. |
4 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
Тема 5. Части речи. |
7 |
Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи.
|
12 |
2 |
ОК 2, 4 |
7 |
Практическая работа №5. Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и в работах других авторов. |
2 |
|
ОК 2, 4 |
|
Тема 6. Синтаксис и пунктуация. |
8 |
Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении. Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Пунктуация в простых предложениях. Сложные предложения и его виды. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи.
|
6 |
2 |
ОК 2, 4 |
9 |
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи).
|
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
9 |
Практическая работа №6. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. |
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
Тема 7. Нормы русского правописания. |
10 |
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
|
1 |
2 |
ОК 2, 4 |
11 |
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общение, смысловая роль знаков препинания в тексте.
|
1 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
12 |
Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности.
|
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
12 |
Практическая работа №7. Проверка соблюдения орфографических и пунктуационных норм в своих письменных работах и работах других студентов. Исправление ошибок. |
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
Тема 8. Текст: структурно- смысловые признаки. Функциональные стили русского языка. |
13 |
Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
|
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
14 |
Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.
|
4 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
15 |
Официально-деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме).
|
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
16 |
Практическая работа №8. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи. |
4 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
|
16 |
Контрольная работа по темам 1-8. |
2 |
2 |
ОК 2, 4 |
|
|
Всего: |
64 |
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации элективного курса
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация элективного курса требует наличие учебного кабинета «Русский язык и культура речи».
Оборудование учебного кабинета математики:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- доска;
- учебные пособия;
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для преподавателя:
Основные источники:
1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2010.
2. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительные источники:
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2010.
Интернет-ресурсы:
13. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа: http://www.gramota.ru
Для студента:
Основные источники:
1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2010.
2. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительные источники:
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2010.
Интернет-ресурсы:
13. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа: http://www.gramota.ru
1.
4. Контроль и оценка результатов освоения элективного курса
Контроль и оценка результатов освоения элективного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка |
- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-№8). |
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами |
- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-№8); - письменные проверочные работы; - устный опрос. |
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности |
- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-№8); - письменный опрос. |
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка |
- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №3, №5, №7).
|
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров
|
- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-2).
|
Знания: |
|
- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ №1-№10; - письменный опрос. |
- понятие о нормах русского литературного языка |
- устный опрос. |
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ №2; - письменный опрос. |
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ №2; - письменный опрос. |
- лексические нормы, использование изобразительно-выразительных средств |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №2; - письменный опрос. |
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №4; - письменный опрос. |
- основные единицы синтаксиса; русская пунктуация |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №6;
|
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- функционально-смысловые типы текстов |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- правила оформления документов; |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №8; - письменный опрос. |
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ №1-8; - устный опрос; - письменный опрос. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.