Программа элективного курса «Русский язык и культура речи»
Оценка 4.6

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
11.01.2017
Программа  элективного курса  «Русский язык и культура речи»
В группах, обучающихся по программам профессиональной подготовки, не предусмотрено изучение дисциплины «Русский язык», поэтому на I курсе в базовом учебном плане предусмотрен факультативный (элективный) курс «Русский язык и культура речи», который позволит обобщить и логически завершить систему филологических знаний для обучающихся, получающих профессиональную подготовку по профессии 16675 Повар 12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.
Элективный курс русский язык и культура речи 16016 — копия.docx

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТРЕЖЕВСКОЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБПОУ «СУЦ ПК»      

___________Е.А. Кульменева

 

 

 

 

 

 

Программа

элективного курса

«Русский язык и культура речи»

16675 Повар

12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Стрежевой

 

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.08.2013 г., по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО):

16675 Повар

12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.

Организация-разработчик: ОГБПОУ «СУЦПК»

Разработчик: Жданова О.В. – преподаватель первой категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ элективного курса

 

4

    2.  СТРУКТУРА и содержание элективного курса

 

6

3.  условия реализации  ПРОГРАММЫ элективного курса

10

4.  Контроль и оценка результатов Освоения элективного курса

12

 


1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Русский язык и культура речи»

 

1.1. Область применения программы элективного курса

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» является частью образовательной программы среднего профессионального образования по профессии

16675 Повар

12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.

1.2. Место элективного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы

В группах, обучающихся по программам профессиональной подготовки, не предусмотрено изучение дисциплины «Русский язык», поэтому на I курсе в базовом учебном плане предусмотрен факультативный (элективный) курс «Русский язык и культура речи», который позволит обобщить и логически завершить систему филологических знаний для обучающихся, получающих профессиональную подготовку по профессии 16675 Повар 12391 Изготовитель пищевых полуфабрикатов.

1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения элективного курса:

В результате освоения элективного курса обучающийся должен уметь:

-        использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

-        строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

-        анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

-        обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

-        пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

 

В результате освоения элективного курса обучающийся должен знать:

-        основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

-        понятие о нормах русского литературного языка;

-        основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

-        орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

-        лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

-        морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

-        основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;

-        функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

-        структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

-        функционально-смысловые типы текстов;

-        специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

-        сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

-        языковые формулы официальных документов;

-        правила оформления документов;

-        основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

В процессе освоения элективного курса студент должен овладевать общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

1.4.Количество часов на освоение программы элективного курса: 64 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание элективного курса «Русский язык и культура речи»

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа

Объем часов

Уровень освоения

Формируемые компетенции

ОК/ПК

1

2

3

4

5

Тема 1.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система.

1

Введение. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Основные единицы общения.

Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи.

 

1

1

ОК 2, 4

1

Практическая работа №1. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме, с учетом требований культуры речи; речевой этикет; словари русского языка.

1

2

ОК 2, 4

Тема 2. 

Фонетика, орфоэпия.

2

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Лексическое ударение.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

.

2

2

ОК 2, 4

3

Практическая работа №2. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю; упражнения по определению ударения в словаре. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.

2

2

ОК 2, 4

Тема 3.

Лексика и фразеология

4

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.

 

4

2

ОК 2, 4

5

Практическая работа №3. Выявление основных видов лексических ошибок (стилистически неоправданное употребление слов; злоупотребление терминами, профессионализмами, употребление канцеляризмов и речевых штампов).

Выявление и исправление лексических и фразеологических ошибок.

4

2

ОК 2, 4

Тема 4.

Морфемика и словообразование

6

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

 

2

2

ОК 2, 4

6

Практическая работа №4. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках и корнях слов.

4

2

ОК 2, 4

Тема 5.

Части речи.

7

Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова.

Ошибки в речи. Стилистика частей речи.

 

12

2

ОК 2, 4

7

Практическая работа №5. Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и в работах других авторов.

2

 

ОК 2, 4

Тема 6.

Синтаксис и пунктуация.

8

Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Пунктуация в простых предложениях.

Сложные предложения и его виды. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи.

 

6

2

ОК 2, 4

9

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи).

 

2

2

ОК 2, 4

9

Практическая работа №6. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

2

2

ОК 2, 4

Тема 7.

Нормы русского правописания.

10

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.  Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

 

1

2

ОК 2, 4

11

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.  Роль пунктуации в письменном общение, смысловая роль знаков препинания в тексте.

 

1

2

ОК 2, 4

12

Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности.

 

2

2

ОК 2, 4

12

Практическая работа №7. Проверка соблюдения орфографических и пунктуационных норм в своих письменных работах и работах других студентов. Исправление ошибок.

2

2

ОК 2, 4

Тема 8.

Текст: структурно- смысловые признаки. Функциональные стили русского языка.

13

Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

 

2

2

ОК 2, 4

14

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

 

4

2

ОК 2, 4

15

Официально-деловой стиль речи. Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении. Жанры деловой письменной речи (заявление, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо, автобиография, резюме).

 

2

2

ОК 2, 4

16

Практическая работа №8. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи.

4

2

ОК 2, 4

 

16

Контрольная работа по темам 1-8.

2

2

ОК 2, 4

 

 

Всего:

64

 

 

           

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

                                                                                                                                   


3. условия реализации элективного курса

 

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация элективного курса требует наличие учебного кабинета «Русский язык и культура речи».

 

Оборудование учебного кабинета математики:

-        посадочные места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-методической документации.

 

Технические средства обучения:

-        доска;

-        учебные пособия;

-        дидактический раздаточный материал;

-        наглядные пособия.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для преподавателя:

Основные источники:

1.      Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2010.

2.      Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.

 

Дополнительные источники:

  1. Введенская А.А. Культура речи. Для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
  2. Введенская А.А., Черкасов М.Н.  Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому в старших классах. – М., 2002.
  5. Жукова В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002.

8.      Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование,             2010.

  1. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.
  2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

 

Интернет-ресурсы:

13.  Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа: http://www.gramota.ru

 

 

Для студента:

Основные источники:

1.      Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М.: Феникс, 2010.

2.      Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.

 

Дополнительные источники:

  1. Введенская А.А. Культура речи. Для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
  2. Введенская А.А., Черкасов М.Н.  Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому в старших классах. – М., 2002.
  5. Жукова В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002.

8.      Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование,             2010.

  1. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.
  2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

 

Интернет-ресурсы:

13.  Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа: http://www.gramota.ru

 

 

 


1.       

4. Контроль и оценка результатов освоения элективного курса

 

Контроль и оценка результатов освоения элективного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка

- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-№8).

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-№8);

- письменные проверочные работы;

- устный опрос.

- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-№8);

- письменный опрос.

- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка

- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №3, №5, №7).

 

- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров

 

- наблюдение за выполнением практических работ (ПР №1-2).

 

Знания:

- основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ  №1-№10;

- письменный опрос.

- понятие о нормах русского литературного языка

- устный опрос.

- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ  №2;

- письменный опрос.

-  орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ  №2;

- письменный опрос.

-  лексические нормы, использование изобразительно-выразительных средств

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №2;

- письменный опрос.

- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №4;

- письменный опрос.

-  основные единицы синтаксиса; русская пунктуация

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №6;

 

-  функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

-  структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

-  функционально-смысловые типы текстов

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

-  специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

-  жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

 - сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

-  правила оформления документов;

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы  №8;

- письменный опрос.

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

- оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практических работ  №1-8;

- устный опрос;

- письменный опрос.

 


 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» разработана на основе

Программа элективного курса «Русский язык и культура речи» разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Тематический план и содержание элективного курса «Русский язык и культура речи»

Тематический план и содержание элективного курса «Русский язык и культура речи»

ОК 2, 4 5 Практическая работа №3

ОК 2, 4 5 Практическая работа №3

Тема 7. Нормы русского правописания

Тема 7. Нормы русского правописания

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции…

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции…

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Власенков А. И., Рыбченкова Л.М

Власенков А. И., Рыбченкова Л.М

Контроль и оценка результатов освоения элективного курса

Контроль и оценка результатов освоения элективного курса

- письменный опрос . - основные единицы синтаксиса; русская пунктуация - оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №6; - функциональные стили…

- письменный опрос . - основные единицы синтаксиса; русская пунктуация - оценка качества знаний у студента через оценку выполнения практической работы №6; - функциональные стили…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017