Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
10 кл—11 кл
24.01.2017
Программа факультатива «Теория и практика сочинений-рассуждений» помогает учащимся научиться правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Факультативный курс способствует развитию интереса к литературному творчеству.
Предложенная программа может также служить основой подготовки к ЕГЭ.
Цель курса: формировать у школьников коммуникативную компетенцию, развивать умение написания сочинений-рассуждений.элективный курс
Электив 10-11 класс.docx
Программа
элективного курса
«Теория и практика сочинений – рассуждений»
11 класс
(34 часа)
Пояснительная записка
Программа факультатива «Теория и практика сочинений-рассуждений»
помогает учащимся научиться правильно и хорошо выражать свои мысли в
устной и письменной форме.
Факультативный курс способствует развитию интереса к
литературному творчеству.
Предложенная программа может также служить основой подготовки к
ЕГЭ. Вторая часть данного экзамена, проверяющая сформированность
коммуникативной компетенции, основана на тексте: анализе предложенного
текста (задания типа: Укажите фразу, которая не противоречит содержанию
текста; Укажите средство связи предложений и др.) и продуцирование своего
текста на основе анализа данного (задания типа: Напишите сочинение-
рассуждение по прочитанному тексту; Напишите, о чем этот текст, какова
позиция автора и др.).
Цель курса: формировать у школьников коммуникативную
компетенцию, развивать умение написания сочинений-рассуждений.
Задачи:
1) дать представление о нормированном русском языке;
2) научить построению текстов определенных жанров в соответствии с
заданной (выбранной) темой и с учетом стилевого единства текста;
3) углубить работу по закреплению умений раскрывать тему и основную
мысль высказывания;
4) выработать умение сознательно отбирать языковые средства
(лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать
средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и
связность текста;
5) сформировать навыки самостоятельной литературной и правописной
правки текста.
Образовательные результаты В результате изучения курса учащиеся должны
- иметь представление об основных понятиях теории и практики сочинений-
рассуждений;
- знать нормы современного литературного языка и типичные отклонения от
них;
- знать специфику проявления каждого функционально-смыслового типа
речи;
- знать структуру сочинений-рассуждений;
- правильно определять проблематику исходного текста, позицию автора
исходного текста;
- уметь логически выстраивать систему доказательств собственного мнения.
Учебно- методический комплекс
1. Арефьева С. А. Сочинение по прочитанному тексту. – М. Просвещение.,
2006.
2. Волков С. В. Я иду на урок литературы. – М., 2001.
3. Егораева Г. Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). – М., изд.-
во «Экзамен», 2006.
4. Крундышев А. А. Как работать над сочинением (Пособие для учащихся).
– Спб., Просвещение. 1992.
5. Соколова Г. П. О подготовке к ЕГЭ или «Только бы закипело, слова
придут». Русский язык в школе № 8. 2007.
Календарно- тематическое планирование
№
Тема урока
1
2
Введение. Цели и
задачи курса.
Функциональные
стили речи.
Научный стиль.
Сферы его
использования,
назначение.
Элементы
содержания
Цели и задачи курса.
Формы работы.
Литература.
Функциональные стили
речи. Научный стиль.
Сферы его
использования,
назначение.
Требования к уровню
подготовки
Понимать цель высказывания
научного стиля (передача
научной информации), сферу
применения в устной и
письменной речи, уметь
анализировать тексты с 3
4
Публицистически
й стиль
Публицистический
стиль. Сфера его
использования,
назначения. Признаки
публицистического
стиля.
Язык
художественной
литературы и его
особенности
Основные признаки
языка художественной
литературы:
образность, шире
использование
изобразительно-
выразительных
средств, языковых
средств других
функциональных
разновидностей языка
точки зрения содержания,
структуры, стилевых
особенностей.
Понимать цель
публицистического
высказывания
(информирование с
одновременным
воздействием на слушателя
или читателя), сферы
применения (общественно-
экономические,
политические, культурные
отношения), основные
признаки (логичность,
образность, эмоциональная
оценочность, призывность),
языковые осо-бенности
(лексические,
морфологические,
синтаксические). Уметь
анализировать тексты
публицистического стиля.
Понимать особенности языка
художественной литературы
по цели высказывания
(эмоционально-эстетическое
воздействие на слушателя,
читателя), уметь адекватно
воспринимать информацию
текста, анализировать
художественные тексты,
находить специфические
языковые средства:
фонетические (звукопись),
словообразовательные
(индивидуально-авторские
неологизмы, повторы слов),
лексические и
фразеологические
(эмоционально-
экспрессивная лексика,
метафоры, олицетворения,
сравнения и др.),
синтаксические
(односоставные, неполные
предложения, обращения, прямая речь, диалоги и др.).
Уметь определять
функционально-смысловые
типы речи. Знать признаки,
языковые особенности текста
описания, повествования,
рассуждения.
Знать определения
изобразительно-
выразительных средств.
Уметь находить их в тексте,
определять их роль,
использовать в собственном
тексте.
Знать основные признаки
сочинений-рассуждений.
Уметь отличать сочинение-
рассуждение от других типов
речи.
Знать критерии оценки
сочинений-рассуждений.
5
6-7
8
9
Функционально-
смысловые типы
речи и текст
Понятие о
функционально-
смысловых типах речи.
Описание.
Повествование.
Рассуждение.
Прагматическая
функция,
грамматическая
структура каждого
типа речи.
Изобразительно-
выразительные
средства языка
Метафора. Анафора.
Эпифора. Оксюморон.
Метонимия. Градация.
Инверсия. Фигуры
многословия,
бессоюзия и др.
Сочинение-
рассуждение как
тип письменной
работы
Критерии оценки
сочинений-
рассуждений на
ЕГЭ
Основные признаки
сочинения-
рассуждения.
Проблема. Позиция
автора исходного
текста.
Доказательность.
Выводы. Преобладание
рассуждений в
научных стилях.
Речевое оформление
сочинения.
Грамотность.
Формулировка проблем
исходного текста.
Комментарий к
сформулированной
проблеме. Отражение
позиции автора
исходного текста.
Изложение
экзаменуемым
собственного мнения
по проблеме.
Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность
изложения. Точность и
выразительность речи.
Обдумывание темы
сочинения. Границы
темы. Круг вопросов
для раскрытия темы.
Предмет речи как
обсуждение проблемы,
поднятой автором
текста, - тема. Способы
формулировки
проблем:
- в виде предложения-
тезиса, нуждающегося
в доказательстве;
- в форме предложения
констатирующего
характера, требующего
пояснения;
- с использованием
стилистических фигур:
* именительного темы;
* градации;
* парного соединения
однородных членов;
* антитезы;
* умолчания;
* вопроса и ответа на
него;
* риторического
вопроса.
Комментирование
проблемы исходного
текста.
Точка зрения автора,
ее отражение в
собственном
сочинении. Прямое
10-
11
Тема сочинения
12-
13
Проблематика
текста.
Комментарий
основной
проблемы
текста.
14-
15
Позиция автора
исходного текста
Уметь определять тему
сочинения, круг вопросов для
раскрытия темы.
Знать, что такое проблема
текста. Уметь определять
проблему текста,
формулировать ее разными
способами и
комментировать.
Знать способы выражения
авторской позиции исходного
текста. Уметь определять
авторскую позицию 16
Выражение
собственной
позиции в
сочинении
17-
18
Аргументация
собственной
позиции
19-
20
Вступление
исходного текста, вводить ее
в собственный текст.
Уметь выражать собственное
мнение по проблеме
исходного текста, знать
основные средства введения
его в собственное сочинение.
Уметь аргументировано
выражать свою точку зрения,
свои взгляды, выбирать
речевую тактику и языковые
средства.
Знать различные варианты
введения. Уметь написать
введение к создаваемому
тексту.
выражение авторской
позиции. Выражение
позиции автора путем
иносказания. Средства
введения авторской
позиции исходного
текста в собственный
текст.
Согласие-несогласие с
позицией автора.
Соблюдение этики при
формулировке
собственного мнения
по анализируемой
проблеме. Средства
введения в сочинение
предложений,
выражающих
собственную позицию.
Доказательство как
«неопровержимый
довод или факт,
подтверждающий
истинность чего-либо».
Тезис и аргументы,
логическая связь
между ними. Виды
аргументов
(жизненный и
читательский опыт).
Варианты введения:
1) сформулировать
проблему исходного
текста;
2) сообщить сведения
об авторе текста и
определить место
проблемы в его
творчестве;
3) привести изречения
известных писателей,
деятелей искусства;
4) начать с
лирического отступления и
подвести к проблеме
текста;
5) подобрать
соответствующие
примеры из
классической
литературы или из
личной жизни и
связать их с
обсуждаемой
проблемой;
6) поделиться
размышлениями,
вызванными
прочитанным текстом.
Связь введения и
заключения.
Завершенность
сочинения.
Структура сочинения.
1. Введение.
2. Основная часть:
- формулировка
проблемы исходного
текста;
-комментарий к
сформулированной
проблеме исходного
текста;
- отражение позиции
автора исходного
текста;
- изложение
экзаменуемым
собственного мнения;
- аргументация
собственной позиции.
3. Заключение.
Уметь написать вывод,
имеющий логическую связь с
введением; правильно
использовать лексические и
грамматические средства.
Знать структуру сочинения.
Уметь выделять структурные
элементы в предложенном
сочинении; правильно
использовать лексические,
грамматические,
морфологические средства
для плавного перехода от
одной части сочинения к
другой
21-
22
Вывод,
заключение
23
Структура
сочинения 24
Анализ
предложенных
сочинений
Определить тему,
проблемы, позицию
автора исходного
текста. Найти
предложения, в
которых выражен
комментарий автора к
проблеме. Определить
структурные элементы,
средства связи
структурных
элементов,
изобразительно-
выразительные
средства.
Найти в сочинении
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные
ошибки и речевые
недочеты.
25-
26
27
Сочинение –
рассуждение по
прочитанному
тексту
Сочинение –
рассуждение по
прочитанному тексту.
Анализ
домашних
ученических
сочинений
Анализ домашних
ученических сочинений
Уметь понимать и
интерпритировать
содержание исходного
текста; определять тему,
проблемы, позицию автора
исходного текста; находить
предложения, в которых
выражен комментарий
автора к проблеме;
определять структурные
элементы, средства связи
структурных элементов,
изобразительно-
выразительные средства;
исправлять в сочинении
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные ошибки и
речевые недочеты.
Уметь понимать и
интерпритировать
содержание исходного
текста, создавать связное
высказывание, выражая в
нем собственное мнении по
поводу прочитанного,
последовательно излагать
собственные мысли,
использовать лексическое
богатство русского языка и
разнообразные
грамматические
конструкции, оформлять
речь в соответствии с
нормами русского
литературного языка
Уметь находить ошибки
разного типа: рассуждение
не соотносится с тезисом,
автор сочинения уходит от
тезиса, отсутствие
аргументации, бедность
языка, речевые, этические,
грамматические, Собирание материалов
к сочинению.
орфографические,
пунктуационные ошибки.
Уметь выбирать из
литературы необходимые
материалы. Уметь создавать
банк данных для написания
сочинения.
Самостоятельная
работа.
Коллективная работа
по анализу сочинений.
Знать алгоритм проверки
экспертом работ учащихся.
Самостоятельная
работа с
литературой
Сочинение –
рассуждение на
основе
исходного текста
Анализ
ученических
сочинений
Еще раз о
критериях
оценки
сочинений-
рассуждений на
ЕГЭ
Резервный
28-
29
30-
31
32
33
34
Тэги: программа эле
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.