Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Оценка 5

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
10 кл—11 кл
24.01.2017
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Программа факультатива «Теория и практика сочинений-рассуждений» помогает учащимся научиться правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Факультативный курс способствует развитию интереса к литературному творчеству. Предложенная программа может также служить основой подготовки к ЕГЭ. Цель курса: формировать у школьников коммуникативную компетенцию, развивать умение написания сочинений-рассуждений.элективный курс
Электив 10-11 класс.docx
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс (34 часа) Пояснительная записка Программа факультатива «Теория и практика сочинений-рассуждений» помогает учащимся научиться правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Факультативный курс способствует развитию интереса к литературному творчеству. Предложенная программа может также служить основой подготовки к ЕГЭ. Вторая часть данного экзамена, проверяющая сформированность коммуникативной компетенции, основана на тексте: анализе предложенного текста (задания типа: Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста; Укажите средство связи предложений и др.) и продуцирование своего текста на основе анализа данного (задания типа: Напишите сочинение- рассуждение по прочитанному тексту; Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора и др.). Цель курса: формировать у школьников коммуникативную компетенцию, развивать умение написания сочинений-рассуждений. Задачи: 1) дать представление о нормированном русском языке; 2) научить построению текстов определенных жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учетом стилевого единства текста; 3) углубить работу по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания; 4) выработать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста; 5) сформировать навыки самостоятельной литературной и правописной правки текста. Образовательные результаты В результате изучения курса учащиеся должны - иметь представление об основных понятиях теории и практики сочинений- рассуждений; - знать нормы современного литературного языка и типичные отклонения от них; - знать специфику проявления каждого функционально-смыслового типа речи; - знать структуру сочинений-рассуждений; - правильно определять проблематику исходного текста, позицию автора исходного текста; - уметь логически выстраивать систему доказательств собственного мнения. Учебно- методический комплекс 1. Арефьева С. А. Сочинение по прочитанному тексту. – М. Просвещение., 2006. 2. Волков С. В. Я иду на урок литературы. – М., 2001. 3. Егораева Г. Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). – М., изд.- во «Экзамен», 2006. 4. Крундышев А. А. Как работать над сочинением (Пособие для учащихся). – Спб., Просвещение. 1992. 5. Соколова Г. П. О подготовке к ЕГЭ или «Только бы закипело, слова придут». Русский язык в школе № 8. 2007. Календарно- тематическое планирование № Тема урока 1 2 Введение. Цели и задачи курса. Функциональные стили речи. Научный стиль. Сферы его использования, назначение. Элементы содержания Цели и задачи курса. Формы работы. Литература. Функциональные стили речи. Научный стиль. Сферы его использования, назначение. Требования к уровню подготовки Понимать цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной и письменной речи, уметь анализировать тексты с 3 4 Публицистически й стиль Публицистический стиль. Сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля. Язык художественной литературы и его особенности Основные признаки языка художественной литературы: образность, шире использование изобразительно- выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. Понимать цель публицистического высказывания (информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя), сферы применения (общественно- экономические, политические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность, эмоциональная оценочность, призывность), языковые осо-бенности (лексические, морфологические, синтаксические). Уметь анализировать тексты публицистического стиля. Понимать особенности языка художественной литературы по цели высказывания (эмоционально-эстетическое воздействие на слушателя, читателя), уметь адекватно воспринимать информацию текста, анализировать художественные тексты, находить специфические языковые средства: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексические и фразеологические (эмоционально- экспрессивная лексика, метафоры, олицетворения, сравнения и др.), синтаксические (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и др.). Уметь определять функционально-смысловые типы речи. Знать признаки, языковые особенности текста описания, повествования, рассуждения. Знать определения изобразительно- выразительных средств. Уметь находить их в тексте, определять их роль, использовать в собственном тексте. Знать основные признаки сочинений-рассуждений. Уметь отличать сочинение- рассуждение от других типов речи. Знать критерии оценки сочинений-рассуждений. 5 6-7 8 9 Функционально- смысловые типы речи и текст Понятие о функционально- смысловых типах речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Прагматическая функция, грамматическая структура каждого типа речи. Изобразительно- выразительные средства языка Метафора. Анафора. Эпифора. Оксюморон. Метонимия. Градация. Инверсия. Фигуры многословия, бессоюзия и др. Сочинение- рассуждение как тип письменной работы Критерии оценки сочинений- рассуждений на ЕГЭ Основные признаки сочинения- рассуждения. Проблема. Позиция автора исходного текста. Доказательность. Выводы. Преобладание рассуждений в научных стилях. Речевое оформление сочинения. Грамотность. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме. Отражение позиции автора исходного текста. Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи. Обдумывание темы сочинения. Границы темы. Круг вопросов для раскрытия темы. Предмет речи как обсуждение проблемы, поднятой автором текста, - тема. Способы формулировки проблем: - в виде предложения- тезиса, нуждающегося в доказательстве; - в форме предложения констатирующего характера, требующего пояснения; - с использованием стилистических фигур: * именительного темы; * градации; * парного соединения однородных членов; * антитезы; * умолчания; * вопроса и ответа на него; * риторического вопроса. Комментирование проблемы исходного текста. Точка зрения автора, ее отражение в собственном сочинении. Прямое 10- 11 Тема сочинения 12- 13 Проблематика текста. Комментарий основной проблемы текста. 14- 15 Позиция автора исходного текста Уметь определять тему сочинения, круг вопросов для раскрытия темы. Знать, что такое проблема текста. Уметь определять проблему текста, формулировать ее разными способами и комментировать. Знать способы выражения авторской позиции исходного текста. Уметь определять авторскую позицию 16 Выражение собственной позиции в сочинении 17- 18 Аргументация собственной позиции 19- 20 Вступление исходного текста, вводить ее в собственный текст. Уметь выражать собственное мнение по проблеме исходного текста, знать основные средства введения его в собственное сочинение. Уметь аргументировано выражать свою точку зрения, свои взгляды, выбирать речевую тактику и языковые средства. Знать различные варианты введения. Уметь написать введение к создаваемому тексту. выражение авторской позиции. Выражение позиции автора путем иносказания. Средства введения авторской позиции исходного текста в собственный текст. Согласие-несогласие с позицией автора. Соблюдение этики при формулировке собственного мнения по анализируемой проблеме. Средства введения в сочинение предложений, выражающих собственную позицию. Доказательство как «неопровержимый довод или факт, подтверждающий истинность чего-либо». Тезис и аргументы, логическая связь между ними. Виды аргументов (жизненный и читательский опыт). Варианты введения: 1) сформулировать проблему исходного текста; 2) сообщить сведения об авторе текста и определить место проблемы в его творчестве; 3) привести изречения известных писателей, деятелей искусства; 4) начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста; 5) подобрать соответствующие примеры из классической литературы или из личной жизни и связать их с обсуждаемой проблемой; 6) поделиться размышлениями, вызванными прочитанным текстом. Связь введения и заключения. Завершенность сочинения. Структура сочинения. 1. Введение. 2. Основная часть: - формулировка проблемы исходного текста; -комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; - отражение позиции автора исходного текста; - изложение экзаменуемым собственного мнения; - аргументация собственной позиции. 3. Заключение. Уметь написать вывод, имеющий логическую связь с введением; правильно использовать лексические и грамматические средства. Знать структуру сочинения. Уметь выделять структурные элементы в предложенном сочинении; правильно использовать лексические, грамматические, морфологические средства для плавного перехода от одной части сочинения к другой 21- 22 Вывод, заключение 23 Структура сочинения 24 Анализ предложенных сочинений Определить тему, проблемы, позицию автора исходного текста. Найти предложения, в которых выражен комментарий автора к проблеме. Определить структурные элементы, средства связи структурных элементов, изобразительно- выразительные средства. Найти в сочинении лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки и речевые недочеты. 25- 26 27 Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. Анализ домашних ученических сочинений Анализ домашних ученических сочинений Уметь понимать и интерпритировать содержание исходного текста; определять тему, проблемы, позицию автора исходного текста; находить предложения, в которых выражен комментарий автора к проблеме; определять структурные элементы, средства связи структурных элементов, изобразительно- выразительные средства; исправлять в сочинении лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки и речевые недочеты. Уметь понимать и интерпритировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнении по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка Уметь находить ошибки разного типа: рассуждение не соотносится с тезисом, автор сочинения уходит от тезиса, отсутствие аргументации, бедность языка, речевые, этические, грамматические, Собирание материалов к сочинению. орфографические, пунктуационные ошибки. Уметь выбирать из литературы необходимые материалы. Уметь создавать банк данных для написания сочинения. Самостоятельная работа. Коллективная работа по анализу сочинений. Знать алгоритм проверки экспертом работ учащихся. Самостоятельная работа с литературой Сочинение – рассуждение на основе исходного текста Анализ ученических сочинений Еще раз о критериях оценки сочинений- рассуждений на ЕГЭ Резервный 28- 29 30- 31 32 33 34 Тэги: программа эле

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений – рассуждений» 11 класс(русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017