Программа факультатива для начальных классов "Компьютерная грамота"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа для начальных классов "Компьютерная грамота" составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта. Программа рассчитана на четыре года. Учащиеся знакомятся с основами компьютерных навыков, учатся основам компьютерной безопасности. Получают первичные навыки работе с основными компьютерными программы. Получают первичные навыки в программе Tux Paint, учатся составлять презентации, работать в текстовом редакторе. Кроме того программой предусмотрено составление учащимися проектов на свободную тему.
Иконка файла материала компьютерная грамота.doc
Программа творческого объединения                               « Компьютерная грамота»                                            1­4 классыПрограмма курса.                            Пояснительная записка. Курс информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования. Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование   информационного   компонента   общеучебных   умений   и навыков, выработка  которых  является одним из приоритетов  общего образования.   Более   того,   информатика   как   учебный   предмет,   на котором   целенаправленно   формируются   умения   и   навыки   работы   с информацией,   может   быть   одним   из   ведущих   предметов,   служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений   и   навыков.   Умение   использовать   информационные   и коммуникационные   технологии   в   качестве   инструмента   в профессиональной   деятельности,   обучении   и   повседневной   жизни   во многом   определяет   успешность   современного   человека.   Особую актуальность   для   школы   имеет   информационно­технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. «Компьютерная   грамота»   в   начальной   школе,   являясь   предметом дополнительного образования, преследует следующие  цели:    овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,   опытом   практической   деятельности   по созданию   информационных   объектов,   полезных   длячеловека   и   общества,   способами   планирования   и организации   созидательной   деятельности   на   компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;      развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;       освоение   знаний   о   роли   информационной   деятельности человека в преобразовании окружающего мира;       формирование   первоначальных   представлений   о профессиях,   в   которых   информационные   технологии играют ведущую роль;       воспитание   интереса   к   информационной   и коммуникационной деятельности;    воспитание уважительного отношения к авторским правам;     практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности В   качестве  основных  задач    при   получении   навыков     кружка «Компьютерная Грамота» становятся:  начальное освоение инструментальных компьютерных сред для   работы   с   информацией   разного   вида   (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов,   сочетаниями   различных   видов   информации   в одном информационном объекте);  создание   завершённых   проектов   с   использованием освоенных инструментальных компьютерных сред; ознакомление   со   способами   организации   и   поиска информации;  создание     предполагающих организацию   (в   том   числе   каталогизацию)   значительного завершённых   проектов, объёма неупорядоченной информации;  создание   завершённых   проектов,   предполагающих   поиск необходимой информации. Данная   программа   рассчитана   на   четыре   года.   В   1   классе   учащиеся знакомятся   с   ПК,   получают   первоначальные   навыки   работы   за компьютером, знакомятся с основными программами. Каждый   учебный   предмет   вносит   свой   специфический   вклад   в получение   результата   обучения   в   начальной   школе,   включающего личностные   качества   учащихся,   освоенные   универсальные   учебные действия,   опыт   деятельности   в   предметных   областях   и   систему основополагающих   элементов   научного   знания,   лежащих   в   основе современной картины мира.Содержание обучения. (Первый год обучения) 1. Вводный раздел (2ч) 1.1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер. Из чего состоит компьютер. 1. Понятие и назначение курсора.  Управление мышью. Клавиатура. 2. Операционная система Ос Linux. Основы работы (12ч)   Запуск и завершение работы. Работа с окнами  Windows, каталоги Windows.   Рабочий   стол.   Создание   папки   на   рабочем   столе. Редактирование   папки.   Создание   ярлыка   на   рабочем   столе.   Меню пуск. Работа с панелью задач  3.Программа для рисования « Рисуй с TUX»(10ч)  Запуск и выход из программы. Знакомство с панелью инструментов. Создание рисунка. Сохранение рисунка 4. Текстовый процессор Open Office. Org Writer(8ч)Запуск   и   выход   из   программы.   Набор   текста.   Редактирование. Выравнивание текста.  5. Создание презентации в программе Open Office. org  Impress(10ч) Знакоство с программой. Запуск и выход из программы. Знакомство  с панелью инструментов. Создание слайдов. Удаление слайдов. 5. Работа с проектами.(13ч) Понятие проекта. Назначение проекта. Структура проекта. Работа  над проектом. Защита проекта                          (Второй год обучения) 1. Вводный раздел(2ч) Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.  2. Основы работы на компьютере(6ч) История   компьютерной   техники.  Основные   типы   современных компьютеров. Устройство персонального компьютера 3. Операционная система Ос Linux(13ч) Включение и выключение компьютера. Рабочий стол. Создание  ярлыка на рабочем столе. Создание документа на рабочем столе.  Знакомство с основными программами ОС Linux. Смена фона и  картинки рабочего стола.   4. Программа для рисования « Рисуй с TUX»(10ч) Работа со стандартными  фигурами. Рисование стандартных фигур.  Создание рисунка с помощью геометрических фигур. Свободное  рисование5.  Создание презентации в программе Open Office. org Impress  (12ч) Работа со слайдами.  Вставка рисунка в презентацию. Создание простых анимационных эффектов. Свободное рисование. 6. Текстовый процессор Open Office. Org Writer(5ч) Работа  с панелью инструментов. Работа со шрифтами. Вставка рисунка в  документ. Набор текста. Работа с текстом 7. Работа с проектами.(17ч) Разработка учебного проекта. Основополагающие, проблемные  вопросы, их понимание и характеристика. Работа над темой проекта.                       (Третий   год  обучения) 1. Вводный раздел(2ч) Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.  2. Операционная система Ос Linux(5ч) Знакомство со справочной системой ОС Linux. Поиск документов и  файлов. Работа с папками на рабочем столе. Создание подпапок.   Создание документа в папке. 3. Программа для рисования « Рисуй с TUX»(10ч) Рисование   объектов   различными   инструментами.   Выбор   цвета. Выделение   фрагмента   рисунка.   Перемещение   рисунка.   Вставка рисунка. Работа  с различными инструментами. 4. Текстовый процессор Open Office. Org Writer(10ч)        Установка параметров страницы. Работа со шрифтами различного типа. Редактирование текста. Удаление, копирование и перемещение5. Создание   презентации   в   программе  Open  Office.  org Impress(18ч) Работа с помощником Open Office. org Impress. Основные приёмы работы   с   Impress.Создание   структуры   Open  Office.  org  презентации.   Вставка   диаграммы   в   презентацию.   Настройка анимационных эффектов. 6. Электронная таблица Open Office. Org Сalc(9ч) Знакомство с программой       Open  Office.  Org  Сalc. Заполнение ячеек таблицы. Знакомство с основными инструментами.  Вставка диаграммы в электронную таблицу.      7. Работа с проектами.(15ч) Работа над темой проекта. Структура проекта.Создание проекта. Работа с различными программами.                  (четвёртый год обучения) 1. Вводный раздел Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ         2.  Создание   презентации   в   программе  Open  Office.  org Impress(22ч)     Художественное оформление презентаций. Рисование графических объектов. Оформление гиперссылок.  Вставка таблицы в Open Office. org Impress. Использование спецэффектов в  Open Office. org Impress. Настройка анимационных эффектов. Вставка звуковых и видео­файлов в презентацию. Разработка своей презентации. 1. Работа в сети Интернет(14ч)IЗнакомство со всемирной паутиной – сеть Интернет.  Internet и Word Wide   Web.Выход   в   Интернет   с   помощью   различных   веб­браузеров. Создание   электронного   почтового   ящика.   Поиск   информации   по заданной теме с помощью сети Интернет. 4. Создание Web­страницы(10ч) 5. Структура   HTML­документа.Форматирование   текста.   Создание своей html­ страницы. Защита html­страницы.  Работа с проектами(20ч) Выбор   темы   проекта.   Работа   над   планом   проекта.   Структура проекта. Работа над проектом. Тематический  план на первый год обучения№ п./п. Наименование темы             Количество часов Теорети ческие 1 Практи ческие 1 1 2 3 4 5 6 Всего Блок 1. Вводный раздел Блок 2 Операционная   система   Ос  Linux. Основы работы Блок 3 Программа для рисования  2 12 10 « Рисуй с TUX» Блок 4 Текстовый   процессор  Open  Office. 8 Org Writer Блок 5 Создание   презентации   в   программе Open Office. org Impress Блок 6 Работа с проектами Повторение 10 13 3 2 3 3 2 9 8 5 7 11 1                       Итого Тематическое планирование на второй год обучения ­ 1                  66         № п./п. Наименование темы             Количество часов1 2 3 4 5 6 6 Блок 1. Вводный раздел Блок 2 Основы работы на компьютере Блок 3 Операционная система Ос Linux.  Блок 4 Программа для рисования « Рисуй с TUX» Блок 5 Создание   презентации   в   программе Open Office. org Impress Текстовый  процессор  Open   Office. Org Writer Блок 6 Работа с проектами Повторение Всего 2 6 13 12 12 5 17 2 2 2 3 2 4 4 11 10 9 3 13 1 Теорети ческие 1 Практи ческие 1                       Итого Тематическое планирование на третий год обучения ­ 1                  68        № п./п. Наименование темы         Количество часов Всего Практичес кие Теорет ически е 1 Блок 1. 2 1 12 3 4 5 6 7 Вводный раздел Блок 2 Операционная система Ос Linux.  Блок 3 Программа   для   рисования   «Рисуй  c TUX» Блок 4 Текстовый   процессор  Open  Office. Org Writer Блок 5 Создание   презентации   в   программе Open Office. org Impress Блок 6 Электронная   таблица  Open  Office. 5 10 10 18 9 15 3 2 3 3 2 2 Org Сalc Блок 6 Работа с проектами Повторение                       Итого 1                  68       Тематическое планирование на четвертый год обучения ­ 2 8 7 15 7 13 1 № п./п. Наименование темы             Количество часов 1 2 Блок 1. Вводный раздел Блок 2 Всего 1 22 Теорети ческие 1 Практи ческие 3 19Создание   презентации   в   программе Open Office. org Impress 3 4 5 Блок 3  Работа в сети Интернет Блок 3 Создание Web­страницы  Блок 6 Работа с проектами Повторение                       Итого 14 10 20 2 2 2 ­ 1                  68         12 8 11 1 Условия реализации программы: 1. Кабинет,   оборудованный   персональными компьютерами(6 ЭВМ) 2. Наглядный материал(CD диски с готовым ПО) 3. Проектор 4. Раздаточный   материал(методические   пособия, карточки с заданиями)Контроль деятельности Проведение   конкурсов.   Презентация   своих   работ.   Размещение фрагментов работ на сайте школы. Выставка работ. Конкурсы. Итоговые мероприятия Защита своих работ, презентации Результаты обучения Курс   «Компьютерная   Грамота»   предполагает   наличие   у   учащихся следующих метапредметных результатов: 1 класс Личностные универсальные действия  понятие и осмысление информации об окружающем мире;  самооценка выполненного задания;  критичное отношение к информации.Регулятивные универсальные учебные действия:  определение   цели   своей   деятельности   при   выполнении задания;  составление плана действий;  высказывание своей точки зрения на тему занятия. Познавательные универсальные учебные действия:  отличие новой информации от уже известной;  умение делать вывод о выполненной работе;  умение   ориентироваться   в   информации,   используя жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия:  создание документов, рисунков, презентаций;  признание   возможности   существования     различных   точек зрения. 2 класс    Личностные универсальные действия:    уважение информации, полученной от учителя;     испытание чувства гордости в результате выполненного задания   Регулятивные универсальные учебные действия:  формирование   умения   определять   успешность выполненного задания;  умение планировать свою деятельность;  умение находить свой способ решения выполнения задания. Познавательные универсальные учебные действия: осознание необходимости дополнительной информации для выполнения задания  умение приводить примеры последовательности действий в быту, жизненных ситуациях;  формирование   умения   самостоятельно   сделать   вывод выполненного задания. Коммуникативные универсальные учебные действия:  формирование умения слушать и понимать учителя;  умение вступать в беседу по предложенной теме занятия,  выполнение различных видов заданий с помощью ПК.         3 класс  Личностные универсальные действия  формирование чувства радости в результате выполненного задания;  формирование   умения   учиться   замечать   ошибки   при выполнении задания;  самооценка выполненного задания и её осмысление. Регулятивные универсальные учебные действия:  постановка цели своей деятельности,,, поиск средств в её осуществлении;  определение   степени   успешности   выполненной   работы используя критерии  оценки;  выбор   темы   проекта,   составление   плана   работы   над проектом и работа по данному плану. Познавательные универсальные учебные действия: извлечение информации, представленную в разных формах;  поиск   решения   коммуникативных,   познавательных   и творческих задач;  представление информации, выполненной в виде реферата на заданную тему. Коммуникативные универсальные учебные действия:  уважение и оценка выполненного задания;  формирование   умения   высказывать   свою   точку   зрения   в поиске решения коммуникативных и творческих задач;  самостоятельное   создание     и   редактирование   различных видов   документов   и   иллюстраций,   а   также   анимаций   и живых картинок.        4 класс           Личностные универсальные действия  уважение   к   информации   о   частной   жизни   и информационным результатам других людей;  осмысление   мотивов   своих   действий   при   выполнении заданий с жизненными ситуациями;  начало профессионального самоопределения, ознакомление с   миром   профессий,   связанных   с   информационными   и коммуникационными технологиями Регулятивные универсальные учебные действия:  освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы,   планировать   достижение   этой   цели,   создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;  оценивание   получающегося   творческого   продукта   и соотнесение   его   с  изначальным   замыслом,  выполнение   по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия:  поиск   информации   в   индивидуальных   информационных архивах среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационной   учащегося,     информационных образовательных ресурсов;  использование   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   для   решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия:  создание   гипермедиасообщений,   включающих   текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и   движущиеся,   записанные   и   созданные   изображения   и звуки, ссылки между элементами сообщения;  подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. Список используемой литературы:  Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13­13)  Воронкова   О.Б   Информатика:методическая   копилка преподователя. Ростов – На –Дону, 2009 г  Матвеева   Н.В   Обучение   информатике   во   втором   классе. Москва. 2004 г.  Информатика – приложение к газете « Первое сентября»  Матвеева   Н.В.   Информатика   :   Учебник   для   третьего   класса/ Н.В.Матвеева и др.­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007  Матвеева Н.В. Информатика : Учебник для четвертого класса/ Н.В.Матвеева и др.­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007  Матвеева Н.В. Информатика : Рабочая тетрадь для четвертого класса. Ч.1, ч.2/ Н.В.Матвеева и др.­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007