Программа для начальных классов "Компьютерная грамота" составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта. Программа рассчитана на четыре года. Учащиеся знакомятся с основами компьютерных навыков, учатся основам компьютерной безопасности. Получают первичные навыки работе с основными компьютерными программы. Получают первичные навыки в программе Tux Paint, учатся составлять презентации, работать в текстовом редакторе. Кроме того программой предусмотрено составление учащимися проектов на свободную тему.
Программа творческого объединения
« Компьютерная грамота»
14 классыПрограмма курса.
Пояснительная записка.
Курс информатики и информационных технологий в начальной школе
является неотъемлемой частью современного общего образования.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в
формирование информационного компонента общеучебных умений и
навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего
образования. Более того, информатика как учебный предмет, на
котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с
информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих
приобретению учащимися информационного компонента общеучебных
умений и навыков. Умение использовать информационные и
коммуникационные технологии в качестве инструмента в
профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во
многом определяет успешность современного человека. Особую
актуальность для школы имеет информационнотехнологическая
компетентность учащихся в применении к образовательному процессу.
«Компьютерная грамота» в начальной школе, являясь предметом
дополнительного образования, преследует следующие цели:
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на
компьютере, опытом практической деятельности по
созданию информационных объектов, полезных длячеловека и общества,
способами планирования и
организации созидательной деятельности на компьютере,
умениями использовать компьютерную технику для работы
с информацией;
развитие пространственного воображения, логического и
визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности
человека в преобразовании окружающего мира;
формирование первоначальных представлений о
профессиях, в которых информационные технологии
играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и
коммуникационной деятельности;
воспитание уважительного отношения к авторским правам;
практическое применение сотрудничества в коллективной
информационной деятельности
В качестве основных задач при получении навыков кружка
«Компьютерная Грамота» становятся:
начальное освоение инструментальных компьютерных сред
для работы с информацией разного вида (текстами,
изображениями, анимированными изображениями, схемами
предметов, сочетаниями различных видов информации в
одном информационном объекте);
создание завершённых проектов с использованием
освоенных инструментальных компьютерных сред; ознакомление со способами организации и поиска
информации;
создание
предполагающих
организацию (в том числе каталогизацию) значительного
завершённых проектов,
объёма неупорядоченной информации;
создание завершённых проектов, предполагающих поиск
необходимой информации.
Данная программа рассчитана на четыре года. В 1 классе учащиеся
знакомятся с ПК, получают первоначальные навыки работы за
компьютером, знакомятся с основными программами.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в
получение результата обучения в начальной школе, включающего
личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные
действия, опыт деятельности в предметных областях и систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной картины мира.Содержание обучения.
(Первый год обучения)
1. Вводный раздел (2ч)
1.1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что
умеет делать компьютер. Из чего состоит компьютер.
1. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура.
2. Операционная система Ос Linux. Основы работы (12ч)
Запуск и завершение работы. Работа с окнами Windows, каталоги
Windows. Рабочий стол. Создание папки на рабочем столе.
Редактирование папки. Создание ярлыка на рабочем столе. Меню
пуск. Работа с панелью задач
3.Программа для рисования « Рисуй с TUX»(10ч)
Запуск и выход из программы. Знакомство с панелью инструментов.
Создание рисунка. Сохранение рисунка
4. Текстовый процессор Open Office. Org Writer(8ч)Запуск и выход из программы. Набор текста. Редактирование.
Выравнивание текста.
5. Создание презентации в программе Open Office. org
Impress(10ч)
Знакоство с программой. Запуск и выход из программы. Знакомство
с панелью инструментов. Создание слайдов. Удаление слайдов.
5. Работа с проектами.(13ч)
Понятие проекта. Назначение проекта. Структура проекта. Работа
над проектом. Защита проекта
(Второй год обучения)
1. Вводный раздел(2ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.
2. Основы работы на компьютере(6ч)
История компьютерной техники.
Основные типы современных
компьютеров. Устройство персонального компьютера
3. Операционная система Ос Linux(13ч)
Включение и выключение компьютера. Рабочий стол. Создание
ярлыка на рабочем столе. Создание документа на рабочем столе.
Знакомство с основными программами ОС Linux. Смена фона и
картинки рабочего стола.
4. Программа для рисования « Рисуй с TUX»(10ч)
Работа со стандартными фигурами. Рисование стандартных фигур.
Создание рисунка с помощью геометрических фигур. Свободное
рисование5. Создание презентации в программе Open Office. org Impress
(12ч)
Работа со слайдами. Вставка рисунка в презентацию.
Создание простых анимационных эффектов. Свободное рисование.
6. Текстовый процессор Open Office. Org Writer(5ч)
Работа с панелью инструментов. Работа со шрифтами. Вставка рисунка в
документ. Набор текста. Работа с текстом
7. Работа с проектами.(17ч)
Разработка учебного проекта. Основополагающие, проблемные
вопросы, их понимание и характеристика. Работа над темой проекта.
(Третий год обучения)
1. Вводный раздел(2ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.
2. Операционная система Ос Linux(5ч)
Знакомство со справочной системой ОС Linux. Поиск документов и
файлов. Работа с папками на рабочем столе. Создание подпапок.
Создание документа в папке.
3. Программа для рисования « Рисуй с TUX»(10ч)
Рисование объектов различными инструментами. Выбор цвета.
Выделение фрагмента рисунка. Перемещение рисунка. Вставка
рисунка. Работа с различными инструментами.
4. Текстовый процессор Open Office. Org Writer(10ч)
Установка параметров страницы. Работа со шрифтами различного
типа. Редактирование текста. Удаление, копирование и перемещение5. Создание презентации в программе Open Office.
org
Impress(18ч)
Работа с помощником Open Office. org Impress. Основные приёмы
работы с
Impress.Создание структуры
Open Office.
org
презентации. Вставка диаграммы в презентацию. Настройка
анимационных эффектов.
6. Электронная таблица Open Office. Org Сalc(9ч)
Знакомство с программой Open Office. Org Сalc. Заполнение
ячеек таблицы. Знакомство с основными инструментами. Вставка
диаграммы в электронную таблицу.
7. Работа с проектами.(15ч)
Работа над темой проекта. Структура проекта.Создание проекта.
Работа с различными программами.
(четвёртый год обучения)
1. Вводный раздел
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ
2. Создание презентации в программе Open Office. org
Impress(22ч)
Художественное оформление презентаций. Рисование
графических объектов. Оформление гиперссылок. Вставка
таблицы в Open Office. org Impress. Использование спецэффектов
в Open Office. org Impress. Настройка анимационных эффектов.
Вставка звуковых и видеофайлов в презентацию. Разработка
своей презентации.
1. Работа в сети Интернет(14ч)IЗнакомство со всемирной паутиной – сеть Интернет. Internet и Word
Wide Web.Выход в Интернет с помощью различных веббраузеров.
Создание электронного почтового ящика. Поиск информации по
заданной теме с помощью сети Интернет.
4. Создание Webстраницы(10ч)
5.
Структура HTMLдокумента.Форматирование текста. Создание
своей html страницы. Защита htmlстраницы.
Работа с проектами(20ч)
Выбор темы проекта. Работа над планом проекта. Структура
проекта. Работа над проектом.
Тематический план на первый год обучения№ п./п. Наименование темы
Количество часов
Теорети
ческие
1
Практи
ческие
1
1
2
3
4
5
6
Всего
Блок 1.
Вводный раздел
Блок 2
Операционная система Ос Linux.
Основы работы
Блок 3
Программа для рисования
2
12
10
« Рисуй с TUX»
Блок 4
Текстовый процессор Open Office.
8
Org Writer
Блок 5
Создание презентации в программе
Open Office. org Impress
Блок 6
Работа с проектами
Повторение
10
13
3
2
3
3
2
9
8
5
7
11
1
Итого
Тематическое планирование на второй год обучения
1
66
№ п./п. Наименование темы
Количество часов1
2
3
4
5
6
6
Блок 1.
Вводный раздел
Блок 2
Основы работы на компьютере
Блок 3
Операционная система Ос Linux.
Блок 4
Программа для рисования « Рисуй с
TUX»
Блок 5
Создание презентации в программе
Open Office. org Impress
Текстовый процессор Open Office.
Org Writer
Блок 6
Работа с проектами
Повторение
Всего
2
6
13
12
12
5
17
2
2
2
3
2
4
4
11
10
9
3
13
1
Теорети
ческие
1
Практи
ческие
1
Итого
Тематическое планирование на третий год обучения
1
68
№ п./п. Наименование темы
Количество часов
Всего
Практичес
кие
Теорет
ически
е
1
Блок 1.
2
1
12
3
4
5
6
7
Вводный раздел
Блок 2
Операционная система Ос Linux.
Блок 3
Программа для рисования «Рисуй c
TUX»
Блок 4
Текстовый процессор Open Office.
Org Writer
Блок 5
Создание презентации в программе
Open Office. org Impress
Блок 6
Электронная таблица Open Office.
5
10
10
18
9
15
3
2
3
3
2
2
Org Сalc
Блок 6
Работа с проектами
Повторение
Итого
1
68
Тематическое планирование на четвертый год обучения
2
8
7
15
7
13
1
№ п./п. Наименование темы
Количество часов
1
2
Блок 1.
Вводный раздел
Блок 2
Всего
1
22
Теорети
ческие
1
Практи
ческие
3
19Создание презентации в программе
Open Office. org Impress
3
4
5
Блок 3
Работа в сети Интернет
Блок 3
Создание Webстраницы
Блок 6
Работа с проектами
Повторение
Итого
14
10
20
2
2
2
1
68
12
8
11
1
Условия реализации программы:
1. Кабинет,
оборудованный
персональными
компьютерами(6 ЭВМ)
2. Наглядный материал(CD диски с готовым ПО)
3. Проектор
4. Раздаточный материал(методические пособия,
карточки с заданиями)Контроль деятельности
Проведение конкурсов. Презентация своих работ. Размещение
фрагментов работ на сайте школы. Выставка работ. Конкурсы.
Итоговые мероприятия
Защита своих работ, презентации
Результаты обучения
Курс «Компьютерная Грамота» предполагает наличие у учащихся
следующих метапредметных результатов:
1 класс
Личностные универсальные действия
понятие и осмысление информации об окружающем мире;
самооценка выполненного задания;
критичное отношение к информации.Регулятивные универсальные учебные действия:
определение цели своей деятельности при выполнении
задания;
составление плана действий;
высказывание своей точки зрения на тему занятия.
Познавательные универсальные учебные действия:
отличие новой информации от уже известной;
умение делать вывод о выполненной работе;
умение ориентироваться в информации,
используя
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание документов, рисунков, презентаций;
признание возможности существования различных точек
зрения.
2 класс
Личностные универсальные действия:
уважение информации, полученной от учителя;
испытание чувства гордости в результате выполненного
задания
Регулятивные универсальные учебные действия:
формирование
умения определять
успешность
выполненного задания;
умение планировать свою деятельность;
умение находить свой способ решения выполнения задания.
Познавательные универсальные учебные действия: осознание необходимости дополнительной информации для
выполнения задания
умение приводить примеры последовательности действий в
быту, жизненных ситуациях;
формирование умения самостоятельно сделать вывод
выполненного задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование умения слушать и понимать учителя;
умение вступать в беседу по предложенной теме занятия,
выполнение различных видов заданий с помощью ПК.
3 класс
Личностные универсальные действия
формирование чувства радости в результате выполненного
задания;
формирование умения учиться замечать ошибки при
выполнении задания;
самооценка выполненного задания и её осмысление.
Регулятивные универсальные учебные действия:
постановка цели своей деятельности,,, поиск средств в её
осуществлении;
определение степени успешности выполненной работы
используя критерии оценки;
выбор темы проекта, составление плана работы над
проектом и работа по данному плану.
Познавательные универсальные учебные действия: извлечение информации, представленную в разных формах;
поиск решения коммуникативных, познавательных и
творческих задач;
представление информации, выполненной в виде реферата
на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
уважение и оценка выполненного задания;
формирование умения высказывать свою точку зрения в
поиске решения коммуникативных и творческих задач;
самостоятельное создание и редактирование различных
видов документов и иллюстраций, а также анимаций и
живых картинок.
4 класс
Личностные универсальные действия
уважение к информации о частной жизни и
информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении
заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление
с миром профессий, связанных с информационными и
коммуникационными технологиями
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера
в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой
работы, планировать достижение этой цели, создавать
вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и
соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по
необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных
архивах
среде
образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
информационной
учащегося,
информационных образовательных ресурсов;
использование
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание гипермедиасообщений,
включающих текст,
набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные
и движущиеся, записанные и созданные изображения и
звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Список используемой литературы:
Примерное содержание курса информатики в начальной школе
(из письма Министерства образования Российской Федерации от
17.12.2001 № 957/1313)
Воронкова О.Б Информатика:методическая копилка
преподователя. Ростов – На –Дону, 2009 г
Матвеева Н.В Обучение информатике во втором классе.
Москва. 2004 г.
Информатика – приложение к газете « Первое сентября»
Матвеева Н.В. Информатика : Учебник для третьего класса/
Н.В.Матвеева и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Матвеева Н.В. Информатика : Учебник для четвертого класса/
Н.В.Матвеева и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Матвеева Н.В. Информатика : Рабочая тетрадь для четвертого
класса. Ч.1, ч.2/ Н.В.Матвеева и др. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007