Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)
Оценка 4.6

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
5 кл—6 кл
10.11.2018
Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.Программа факультатива по математике для 5-6 класса
математический факультатив.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»  УЧРЕЖДЕНИЕ  Программа факультатива по математике 5­ 6 класс Автор: Седина Зоя Иннокентьевна, учитель МБОУ «СОШ № 11» г.Ангарск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Автор: Седина З.И. учитель математики.         Название факультатива: «Математический ералаш»        Классы: 5­6        Количество часов в неделю: 1 час (всего 34 учебных часа)        Образовательная область: «Математика»        Актуальность.         Основная задача обучения математике в школе ­ обеспечить прочное и сознательное овладение   учащимися   системой   математических   знаний   и   умений,   необходимых   в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.                  Курс математики 5–6­х классов – важное звено математического образования и развития   школьников.   На   этом   этапе   заканчивается   в   основном   обучение   счёту   на множестве   рациональных   чисел,   формируется   понятие   переменной,   и   даются   первые знания   о   приёмах   решения   линейных   уравнений,   продолжается   обучение   решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений.   Серьёзное   внимание   уделяется   обучению   детей   проводить   рассуждения   и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно   осознаются   правила   выполнения   основных   логических   операций   над высказываниями.         Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс «Математический ералаш», способствующий развитию математического   мышления,   а   также   эстетическому   воспитанию   ученика,   пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.          В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их. Цели обучения: развитие логического мышления;  раскрытие творческих способностей ребенка; воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); привитие интереса к предмету.           Заниматься   развитием   творческих   способностей   учащихся   необходимости систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной,   интегративной   основе,   способствующей   развитию   психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Задачи:   адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено; работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. При   разработке   факультативного   курса   по   математике   учитывалась   программа   по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.     Программа факультативного курса по математике для учащихся 5­6 классов направлена на   расширение   и   углубление   знаний   по   предмету.   Темы   программы   непосредственно примыкают   к   основному   курсу   математики   5­6   класса.   Однако   в   результате   занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия   могут   проходить   в   форме   бесед,   лекций,   экскурсий,   игр.   Особое   внимание уделяется решению задач повышенной сложности.  Задачи факультативного курса: развитие у учащихся логических способностей;   формирование пространственного воображения и графической культуры;  привитие интереса к изучению предмета;  расширение и углубление знаний по предмету; выявление одаренных детей;   формирование   у  учащихся   таких   необходимых   для   дальнейшей   успешной учебы   качеств,   как   упорство   в   достижении   цели,   трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности. .  Методы и приемы обучения:  Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.  Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.  Иллюстративно­наглядный метод, как основной метод всех занятий.  Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.  Дидактические игры.     Для   успешного   достижения   поставленных   целей   и   задач     при   формировании   групп желательно   учитывать   не   только   желание   ребенка   заниматься,   но   и   его   конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 10­12 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа в каждом классе. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.    Учащиеся, посещающие факультатив, должны уметь:             находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»; оценивать логическую правильность рассуждений; распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач; решать   простейшие   комбинаторные   задачи   путём   систематического   перебора возможных вариантов; решать различного вида занимательные задачи; уметь составлять занимательные задачи; применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; применять   полученные   знания   при   построениях   геометрических   фигур   и использованием линейки и циркуля; иметь   представления о различных системах исчисления; уметь решать числовые ребусы и мозаики; разгадывать магические квадраты и кроссворды; иметь  представления о пространственных фигурах; применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.  Содержание программы для 5 класса. 1.Числа и вычисления (8 ч.).  Греческая, египетская, индийская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила и приемы быстрого счета. Числовые множества. Числовые головоломки. Восстановление знаков   действий.   Восстановление   цифр   натуральных   чисел.   Магические   квадраты. Числовые ребусы. 2. Геометрические фигуры(5 часов). Треугольник, задачи с  треугольниками. Четырехугольники. Геометрические головоломки.  Знакомство с пространственными фигурами. Площадь и объем пространственных фигур.  Конструирование фигур. 3. Делимость чисел ( 6 часов). Признаки делимости на 10, на 5, на 2, на 3, на 9, на4, на 6, на 8, на 11,на 13, на 15.  Вавилонская система счисления. Нахождение НОД и НОК чисел. 4. Действия с обыкновенными дробями (12 часов). История   возникновения   математических   терминов   и   понятий.   Общие   свойства обыкновенных дробей. Сложение , вычитание, умножение  и деление обыкновенных дробей. Задачи на работу, на бассейны. Старинные задачи. Старинные задачи. Задачи, решаемые с конца. Топология. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи  на движение. Тематическое планирование Количество часов в неделю­1час. Количество часов за год­34ч. № урока Тема урока Кол­во часов I. Числа  и  вычисления,11 часов  Греческая   и   римская   нумерация.   Индийская   и   арабская   система исчисления. Презентация по теме: «Происхождение чисел». Древнерусская   система   исчисления.   Старинные   русские   меры. Презентация по теме: «Старинные русские меры». Решение   задач,   с   использованием   старинных   мер.   Игра   «Веселый математический час».  Решение   задач,   с   использованием   старинных   мер.   Презентации учащихся по теме: «Собственные задачи, с использованием старинных   мер»,   «Единицы   мер   в   поговорках   и   пословицах» Правила и приемы быстрого счета. Конкурс «Кто быстрее сосчитает». Числовые   множества.   Числовые   головоломки.   Практическая   работа по составлению учащимися последовательностей чисел, составленных по   определённым правилам.     Восстановление знаков действий. Решение задач на восстановление  знаков действий. Восстановление   цифр   натуральных   чисел.   Решение   задач   на восстановление знаков действий и цифр натуральных чисел. Магические квадраты. Презентации по теме: «История возникновения магических квадратов». Составление и решение магических квадратов. Практическая работа по   составлению магических квадратов.       Числовые ребусы. Решение  и составление числовых ребусов. II .Геометрические фигуры.5 часов Треугольник, задачи с  треугольниками. Четырехугольники. Геометрические головоломки. Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.  Конструирование фигур. Заключительное занятие «Занимательная геометрия».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 III.Делимость чисел , 6 часов Признаки делимости на 10, на 5, на 2, на 3, на 9. Исторические сюжеты развития математики. Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11,на 13, на 15. Вавилонская система счисления. Нахождение НОД и НОК чисел.  Алгоритм Евклида. Решето Эратосфена. Решение задач на НОК и НОД. Решение логических задач.  Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». IV. Действия с обыкновенными дробями ,12 часов История возникновения математических терминов и понятий. Общие свойства обыкновенных дробей. Сложение и вычитание. Применение умножения  и деления к решению задач. Задачи на работу. Задачи на бассейны. Старинные задачи. Задачи, решаемые с конца. Топология. Занимательные   игры   с   геометрическими   фигурами.   Задачи   на разрезание и складывание фигур. Задачи  на движение. Задачи  на движение по реке. Итоговое   занятие.   Игра   «Ох,   уж   эта   математика».   Выставка творческих работ учащихся. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы для 6 класса. 1.Системы исчисления(5ч)  Десятичная,   двоичная   и   восьмеричная   системы   счисления.   Перевод   из   двоичной     и восьмеричной системы в десятичную систему счисления.  2. Пропорция и проценты(9 часов).  Отношения и пропорции. Применение прямой и обратной пропорциональности. Задачи на  пропорции, проценты и части. Сложные проценты. 3. Рациональные  числа(10 часов) История возникновения отрицательных чисел. Действия с рациональными числами.  Знакомство с биографиями математиков. Построение  фигур и графиков. Преобразование  графиков с модулем. Геометрия танграма. Оригами. Тематическое планирование Количество часов в неделю­1час. Количество часов за год­34ч. №  урока Тема урока Кол­во часов I. Системы исчисления,5ч Десятичная система счисления. Двоичная система счисления. Перевод   из   двоичной   системы   счисления   в   десятичную   систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления.  Заключительное занятие «Системы исчисления». II.Пропорция и проценты,9 часов Отношения и пропорции. Задачи на пропорции. Практическое применение прямой и обратной пропорциональности. Задачи на проценты.   Занимательные проценты. Задачи повышенной сложности на части  и проценты. Сложные проценты.  Решение текстовых задач различными способами Игра "Эколого­математический брейн ­ ринг"  III.Рациональные  числа,10 часов Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны. Действия с рациональными числами. Модуль числа. Решение уравнений с модулем.  Составление числовых и буквенных выражений.  Решение задач с помощью уравнений.   Решение занимательных задач с рациональными числами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 Логические и олимпиадные задачи. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Конкурс «Своя игра» IV.Координатная плоскость,8 часов Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Составление заданий на координатной плоскости. Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера,  Лагранжа. Построение графиков. Построение графиков с модулем. Преобразование графиков с модулем. Игра: «Салют Победы». Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма. Оригами как моделирование объектов. Конкурсная игра «Последний герой» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ЛИТЕРАТУРА 1.Свечников А.А.  Путешествие в историю математики.­ М.: Просвещение. 1995 . 2.Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.­ Академия развития.  Ярославль. 1997. 3.Энциклопедия для детей. Математика.­ М.: «Аванта+». 1998.  4.И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г. 5.  И.Я.   Депман,   Н.Я.   Виленкин.   «За   страницами   учебника   математики:   Пособие   для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г. 6. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.  7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г. 8. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г. 9.   Е.И.Игнатьев.   Математическая   смекалка.   Занимательные   задачи,   игры,   фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г. 10. Олейникова Р.М.  «Сборник Задач и заданий для факультативного курса математики в  5 классе» занятиям  по  математике»,2009г. 11. А. Фарков «Математические олимпиады.5­11 класс.», М «Экзамен», 2011 г. 12.  О.Шейнина «Занятия школьного кружка по математике. 5­6 класс», М «НЦ ЭНАС», 2007г. 13. Я.И.Перельман « Занимательная арифметика»­М.: Центрполиграф , 2010.  14. Шарыгин ИФ., Шевкин А.В. Задачи на смекалку: учебное пособие для 5­6 кл.  общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007г. 15.Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике. ­ М.: Просвещение, 1995г. 16.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. ­ М.: Просвещение, 1988г.   17.Смирнов В.Ф., Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М.: Новая школа, 1993.  18. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: МИРОС, 1995.  Как люди научились считать (1 занятие в 5 классе)  Счет у первобытных людей; числа разных народов; метрическая система мер;  происхождение математических знаков. Цифры и числа. Запись цифр у разных народов.  Происхождение арифметических действий. Из истории возникновения нуля. Сложение  нескольких последовательных чисел натурального ряда. Вычисления посредством таблиц.  Вспомогательные средства вычислений.  Игра «Не собьюсь». Игра «Ох, уж эта математика» (34 занятие 5 класс) 1ведущий: Внимание! Внимание! Мы начинаем соревнование. Чтобы конкурс нам начать, Надо знать, а с кем играть.      Слово предоставляется командам. ( оценивается до 5 баллов) 2ведущий: Чтоб игра пошла, как надо, Я жюри представить рада. (представляется жюри). 1ведущий: И так, турнир я открываю,  Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро все в уме считать.   1 тур. 2ведущий: Мы разминку начинаем, Победителей узнаем. Здесь загадки и шарады. За разгадку – всем награды. 1ведущий: 1) Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? 2ведущий: 2) Что легче: пуд ваты или пуд железа? 1ведущий: 3) Сколько горошин может войти в пустой стакан? 2ведущий: 4) К 7 прибавить 5. Как правильно записать «одиннадцать» или «адиннадцать»? 1ведущий: 5) Спутник Земли делает один оборот за 1ч 40мин, а второй оборот за 100мин. Как это  получается? 2ведущий: 6) Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? 1ведущий: 7) Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60км/ч, а ему навстречу со скоростью  70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (Объявляются итоги выхода и разминки)                                                 2 тур. 2ведущий: Тур второй:  пусть всякий знает, Кто же лучше вычисляет? Мне рисунки вам отдать, Вам же думать и считать! (Решают примеры и раскрашивают рисунки). Максимум 15 баллов. 3 тур.  1ведущий: Третий тур мы начинаем, Капитанов приглашаем. Будут трудные задачи, Пожелаем им удачи. 2ведущий: 1) 1) Если у стола отпилить один           1) Кусок материи 10м нужно разрезать 1ведущий: угол, то сколько останется?                    по 1м. Сколько разрезов нужно  2) 2) В одной семье у каждого из                   сделать? трех братьев есть сестра.                     2) Петух, стоя на одной ноге, весит 5кг. 3)Сколько детей в семье?                          Сколько он будит весить? 3) 4)Сколько месяцев в году                   3) Шоколадка стоит 10р. и еще  содержат 30 дней?                                  полшоколадки. Сколько стоит  4) 5)Маша ехала в трамвае,                          шоколадка?  сначала в него вошло 4                       4) Есть две сковородки. На каждой человека, а вышло 3,                               помещается один блин. Надо   потом вошло 7, а вышло                         пожарить три блина с двух сторон, 5, затем вошло 5, а вышло 9.                 каждая жарится 1мин. За какое Сколько остановок она проехала?        наименьшее время это можно  5) Сумма трех чисел равна их                     сделать ?  произведению. Что это за числа?      5) Какое число делится на все числа без                                                                       остатка? (Жюри объявляет итоги 2 тура)  4 тур. 2ведущий: Четвертый тур пора начать  И всем нам лидера узнать. Вопросы буду задавать, Вам нужно быстро отвечать. 1ведущий: 1) Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. 2ведущий: 2) Созвездие напоминавшее ковш. 1ведущий: 3)  Аппарат для подводного плавания. 2ведущий: 4) Цифровая оценка успехов. 1ведущий: 5) Прямоугольник, у которого все стороны равны. 2ведущий: 6)  Мера всех драгоценных камней. 1ведущий: 7) Угол меньше прямого. 2ведущий: 8) Результат сложения. 1ведущий: 9) Сколько цифр вы знаете? 2ведущий: 10) Наименьшее трехзначное число. 1ведущий: 11) Прибор для измерения углов. 2ведущий: 12) Сколько секунд в минуте? 1ведущий: 13) Сколько сантиметров в метре? 2ведущий: 14) Результат деления. 1ведущий: 15) Сколько лет в одном веке? 2ведущий: 16) Наименьшее простое число. 1ведущий: 17) Сколько нулей в миллионе. 2ведущий: 18) Величина прямого угла. 1ведущий: 19) Когда произведение равно нулю? 2ведущий: 20) Что больше 2м или 201см? 1ведущий: 21) Результат вычитания. 2ведущий: 22) На какое число делить нельзя? 1ведущий: 23) Сколько граммов в килограмме? 2ведущий: 24) Наименьшее натуральное число. (Жюри объявляет итоги 3 тура)   5 тур. 1ведущий: Вы, ребята, все устали. Много думали, считали. Отдохнуть уже пора! Это пятый тур – «Игра»! 2ведущий: «Каждой руке – свое дело». 1) Правая рука рисует 9, а левая – 6 одновременно. (По 1 человеку от команды) 1ведущий: 2) Правая окружность, левая треугольник. 2ведущий: 3) Нарисуйте из цифр человека. 1ведущий: 4) Считаем до 30, вместо чисел кратных 3, говорим: «Ай, да я». 2ведущий: 5) Отгадываем ребусы. 1ведущий:                                  Вопросы болельщикам. 1.Считаем 3², 5², 7², угол в квадрате. 2.Самая знаменитая звезда Большой медведицы. 3.Сумма всех длин многоугольника. 4.Наибольшее двузначное число. 5.Прибор для построения окружности. 6.Сколько минут в часе? 7.Сколько часов в сутках? 8.Результат умножения. 9.Сколько дней в году? 10. Сколько нулей в миллиарде? 11. Величина развернутого угла. 12. Когда частное равно нулю? 13. Что больше 2дм или 23 см? 14. Диаметр окружности 8, а радиус? 15. Какую часть часа составляют 20 минут? 2ведущий: Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился! (Жюри объявляет результаты, называет лучших игроков в команде – по одному, лучшего  капитана). Решение текстовых задач различными способами (8 занятие в 6 классе) Учащимся предлагается старинная китайская задача: В клетке находятся фазаны и  кролики. Всего 6 голов и 20 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке? С учащимися разбирается текст задачи, выясняется понимание и правильность постановки  цели. Предлагается решить детям задачу несколькими способами, работая в группах. Обсуждение способов решения задачи. Способ 1. Метод подбора: 2 фазана, 4 кролика. Проверка: 2 + 4 = 6 (голов); 4 • 4 + 2 • 2 = 20 (ног). Комментарий: обычно это первое решение, которое предлагают учащиеся. Важно, чтобы  они сами сказали, что это метод подбора (от слова “подбирать”). В ходе беседы  необходимо выяснить, какие преимущества и недостатки у этого метода решения (трудно  подбирать, если числа большие) Таким образом, появляется стимул для поиска более  удобных методов решения. Итоги обсуждения: метод подбора удобен при действиях с маленькими числами, при  увеличении величин он становится нерациональным и трудоемким. Способ 2. Полный перебор вариантов. Решение лучше всего оформляется в виде таблицы: Количество Всего фазанов кроликов голов ног 5 1 6 14 4 2 6 16 3 3 6 18 2 4 6 20 1 5 6 22 Ответ: 4 кролика, 2 фазана. Комментарий: учащиеся с самого начала дают название этому методу, необходимо лишь  подвести их к слову “полный”. Итоги обсуждения: метод полного перебора удобен, но при больших величинах достаточно трудоемок. Способ 3. Метод предположения. Учащиеся могут и не додуматься до этого метода, тогда их надо направить. Это можно  сделать в ходе следующей беседы: Ребята, представим, что сверху на клетку, в которой сидят фазаны и кролики, мы  положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? 12 (6 • 2 = 12) Но в условии задачи даны 20 ног, где же остальные? Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов. Значит, у кроликов 8 передних ног (20 – 12 = 8), а самих кроликов 2 (8 : 2 = 4). Тогда фазанов 4 (6 – 4 = 2). Учащимся сообщается название этого метода – “метод предположения по недостатку”,  пусть они сами попробуют объяснить это название (у сидящих в клетке 2 или 4 ноги, а мы  предположили, что у всех наименьшее из этих чисел – 2 ноги). Затем перед учащимися ставится следующая проблема: решить эту задачу методом предположения по избытку, решение задачи этим методом оформляется в тетрадях: 4 • 6 = 24 (ноги) были бы в клетке, если бы у всех было по 4 ноги 24 –20 = 4 (ноги) лишние, ноги фазанов 4 : 2 = 2 (фазана) в клетке 6 – 2 = 4 (кролика) в клетке Ответ: 2 фазана, 4 кролика. Итоги обсуждения: метод предположения имеет два варианта – по недостатку и по  избытку, по сравнению с предыдущими методами он удобнее, так как менее трудоемок. Тема: "Эколого­математический брейн­ринг"(14 занятие 6 класс) Оборудование:  музыкальное сопровождение;  компьютер; (презентация 5)  поделки учащихся «Природа и фантазия»;  раздаточный материал  табло результатов Ход игры Ведущий 1:“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна  Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель  М.М. Пришвин. (слайд 2) Ведущий 2:Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от  состояния окружающей нас природы. Ведущий 1:Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества.  Ведущий 2: Даже современного человека порой удивляет богатство, разнообразие мира и удивительная жизнестойкость живой природы.  Ведущий 1: Слышу я Природы голос, Прорывающийся крикнуть, Как и с кем, она боролась, Чтоб из хаоса возникнуть, Может быть, и не во имя Обязательно нас с вами, Но чтоб стали мы живыми, Мыслящими существами. И твердит Природы голос: “В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не раскололось На бессмысленные части!” Учитель: Умение уважать и любить мир, в котором мы все живём и от состояния   которого  зависит наше здоровье  ­ важное качество современного человека. Я думаю, что  наша сегодняшняя игра поможет вам задуматься над некоторыми цифрами и выработать  некоторые нормы поведения в быту, на отдыхе, обеспечивающие бережное отношение к  природе. Сегодня нам предстоит раскрыть некоторые проблемы окружающей среды  математическим языком. Наша прекрасная Земля тяжело больна. Ее болезнь – это признак и одновременно  следствие нашего невежества (слайд3)  Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю Вас на необычный  брейн­ринг ­  «Эколого­ математический» (слайд 4) Ведущий 2: Я команды вам представляю, Их сегодня ровно три. Здесь сидят не папы, мамы – Очень строгое жюри. (представление жюри) Объявляются правила игры: (слайд5) В игре участвует три команды по 6 человек в каждой. Команды рассаживаются за разными  столами. У каждой команды на столе сигнальная карточка. Командам задаются вопросы, и та из  команд, которая первой поднимет сигнальную карточку, дает ответ на поставленный  вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если одна из команд дает неверный ответ, то право хода переходит к другой команде и т.д. Если все три  команды дают неверный ответ, то в игру вступают болельщики, у которых  также имеются сигнальные карточки. Команда болельщиков также может принести очко  своей команде.  Игра состоит из трех раундов. Ведущий 1:  РАУНД 1.  Вопрос 1: Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет  разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы  разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (слайд 6) Ответ:12 лет, на 10 лет Вопрос 2: В мире ежегодно добывается 1600 млн. кв. м древесины, около 20% всей  древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?  (слайд 7) Ответ: 320 млн. кв. м. Вопрос 3. Средняя продолжительность жизни жителей 64 года. Причем 5х+30=50 из этих  лет мы живем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? (слайд 8) Ответ: на 4 года Вопрос 4. Тонна нефти покрывает тонкой пленкой 12 м2 поверхности океана. За год в моря  поступает 10 млн. тонн нефти. Какая площадь морей и океанов будет покрыта пленкой из  нефти за год? (слайд 9) Ответ:120 млн.кв.м. Ведущий 1: Задание (слайд 10) Посмотрите на экран. На экране изображен мяч,  сигарета, книга. Теперь ответьте на вопрос: какой предмет лишний на экране? (сигарета) Инсценировка. Сигарета: “Почему это я лишняя? А вы знаете, что мои ближайшие родственники:  картофель, томат, баклажаны. В Европе табак использовался в качестве лечебного  средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебники медицины о табаке говорилось  следующее: ”Это зелье очищает небо и голову, рассеивает боль и усталость, оберегает  людей от чумы, прогоняет вшей”. Учитель: “Но ты забыла сказать, что родственниками табака (и это пожалуй справедливее) являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг XIII запретил  свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом “Уложении” царя Алексея  Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом пока  не признается, откуда табак достал. Торговцев – пороть, ноздри рвать и ссылать в дальние  города». Ведущий 2: РАУНД 2. Вопрос   5.В   табачном   дыме   одной   сигареты   содержится   много   ядовитых   веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, углекислого газа     в сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет     часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем 1 2 никотина;   углекислого   газа   составляет   3 5   от   количества   табачного   дегтя,   полоний  от количества углекислого газа (слайд11) составляет 2 3 Ответ: 1%, 15%, 9%, 6%. Вопрос 6. Подсчитано, что для нормальной жизни в промышленном городе на каждого  жителя необходимо иметь 25 квадратных метров зеленых насаждений. Какова должна быть площадь насаждений в г. Мариуполе, если в нем проживает 470000  человек? (слайд12) Ответ: 11750000 кв.м. Вопрос 7. Всем известно, что запасы пресной воды ограничены. Если из крана бежит струя  толщиной с карандаш, то за 1 минуту в канализационные коммуникации уходит 3 литра  воды. Сколько литров воды бесполезно вытекает из 3 кранов, оставленных учениками на  перемене?  (перемена 15 мин) (слайд13) Ответ:135 л. Вопрос 8. За время своего развития одна личинка златоглазки уничтожает до 1130 тлей.  Сколько понадобится личинок златоглазки, чтобы уничтожить 15820 тлей? (слайд14) Ответ: 14. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно  Ведущий 1: Игра « Перевертыши» (слайд15) Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.   смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)  носу не подточит).  оси. (Хочешь жить ­ умей вертеться) (слайд 16) Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар  При желании продолжения жизни необходимо иметь навыки движения вокруг своей  Ведущий 2: РАУНД 3. Вопрос 9. Расшифруйте название страны, в которой запретили производство  пенопластовых коробок для пищи и должны заменить их на пакеты из бумаги и  натурального волокна (слайд 17) И 2,3 * 0,6        А 2,5 + 9,34           К 4,8 – 3,21  Т 4,23 * 0,1       Й 57,5 : 2,3            1,59        1,38        0,423          11,84             25   Ответ: Китай. Вопрос 10. 100 г листьев каштана задерживают в течение 15 дней 2286 г пыли и  загрязнений. Сколько граммов пыли и загрязнений задержат 300 г листьев каштана за то же  самое время?(слайд 18)  Ответ: 6858г. Вопрос 11.  На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры  спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 510  деревьев? (слайд 19) Ответ: 30т. Вопрос 12. 22 апреля мы празднуем День Земли. В этот день люди во всем мире  задумываются над тем, как сохранить окружающую природу. Через сколько дней мы будем праздновать День Земли? (слайд 20) Ведущий 1: «Экологическое буриме» Командам предлагается набор ключевых слов, одинаковый для всех команд. Используя  данные слова необходимо составить стихотворение на тему защиты окружающей среды,  т.е. нашего большого общего дома. Командам даны следующие ключевые слова: небеса – чудеса,  вокруг – друг, человек – дровосек, Команды по очереди читают стихотворения, отдают работы жюри (слайды 21,22) Ведущий 2.  Сегодня с нами были те, Кто учит с увлеченьем, Все, кто любят природу и приключенья, Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив. И, конечно же, те, кто не равнодушны к математике. А сейчас время подвести итог игры. (Объявление итогов игры, определение победителя, награждение) Ведущий 1.  Окончена игра, но не грустите, Хоть проиграли или выиграли сейчас – Будут в вашей жизни успехи И победы еще не раз. Главное, не забывайте: Чтоб природу любить  И здоровье сохранить, С математикой надо вам дружить! Учитель:  Мы рождены, чтоб жить на свете долго:  Грустить и петь, смеяться и любить.   Но, что бы стали все мечты возможны,  Должны мы все здоровье сохранить.   Спроси себя: готов ли ты к работе – Активно двигаться и в меру есть и пить?  Отбросить сигарету? Выбросить окурок?  И только так здоровье сохранить (слайд 23) Образец грамоты (слайд24) Образец табло результатов (слайд25)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)

Программа факультатива по математике (5 и 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018