Программа факультатива "Реформы и реформаторы"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка. Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Иконка файла материала Программа факультатива.doc
Программа факультатива "Реформы и реформаторы" Пояснительная записка. Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по­новому  поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и  патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в  мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно  принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в  себе необходимые качества личности. Программа факультатива предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как  лекционные, так и практические занятия. Технология учебно­познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как  направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также  индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение  учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами,  ориентирует учащихся на творческий характер обучения. Цель: расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Задачи:     способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию  общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества; повысить формировать устойчивый интерес к историческому прошлому; создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории; стимулирование познавательного интереса учащихся и развитие творческих способностей. По окончании учащиеся должны уметь:        соотносить единичные факты и общие явления и процессы; называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей; сравнивать исторические события и исторических деятелей; излагать суждения о причинно­следственных связях исторических событий и личностей; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки  событий и личностей; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку. Программа курса. Введение. Знакомство со структурой курса (1 час). Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом  процессе. Тема 1. Российское реформаторство (2 часа). Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция. Положительные и отрицательные стороны  реформ. Проведение реформы “сверху”. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа).Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства.  Административно­финансовая реформа княгини Ольги. Владимир Святой и его деятельность. Крещение Руси – коренное  преобразование русской истории. Тема 3. Реформаторы Киевской Руси (2 часа). Ярослав Мудрый. “Русская правда” – первый писанный свод законов. “Правда Ярославичей”. Владимир Мономах. “Устав  Владимира Всеволодовича (Мономаха)”. Успехи гражданственности в Киевской Руси. Тема 4. Реформы Московской Руси (1 час). Иван III. Судебник Иван III. Начало закрепощения крестьян. Тема 5. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный (4 часа). “Иван Грозный: человек и правитель”. Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной  рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Судебник Ивана  Грозного. Усиление крепостного права. Опричнина: причины ее возникновения и результаты. Тема 6. Реформаторская деятельность в XVII веке (3 часа). Алексей Михайлович и его преобразования. Соборное уложение. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп  Аввакум. Реформаторские проекты А.Л.Ордин­Нащокина и В.В.Голицына. Тема 7. Петр I (4 часа). Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Петр I – великий  реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.  Личность Петр I. Тема 8. Эпоха Просвещенного абсолютизма (1 час). Эпоха Просвещенного абсолютизма. Екатерина II. Реформы 1775­1785. Тема 9. Реформаторы первой половины XIX века (3 часа). Реформаторская деятельность Александра I. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский и его  деятельность. Николай I – попытки реформ. П.Д.Киселев и крестьянский вопрос. Тема 10. “Александр II: великие реформы” (5 часов). Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ  второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Основные положения  крестьянской реформы. Реформы Александра II. Значение реформ Александра П. Тема 11. Реформаторы Российской империи начала XX века (4 часа). С.Ю. Витте – человек и политик. П.А. Столыпин – последний реформатор Российской империи. Личность П. А.  Столыпина – последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа:  содержание и осуществление. Значение реформы. Итоги реформаторской деятельности Российской империи. Итоговое занятие: Реформы и реформаторы (2 часа). Защита рефератов.