Пояснительная записка.
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Программа факультатива "Реформы и реформаторы"
Пояснительная записка.
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет поновому
поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и
патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в
мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно
принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в
себе необходимые качества личности.
Программа факультатива предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как
лекционные, так и практические занятия.
Технология учебнопознавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как
направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также
индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение
учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами,
ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Цель: расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов.
Задачи:
способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию
общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей,
государства, общества;
повысить формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
стимулирование познавательного интереса учащихся и развитие творческих способностей.
По окончании учащиеся должны уметь:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинноследственных связях исторических событий и личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки
событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Программа курса.
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом
процессе.
Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция. Положительные и отрицательные стороны
реформ. Проведение реформы “сверху”. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа).Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства.
Административнофинансовая реформа княгини Ольги. Владимир Святой и его деятельность. Крещение Руси – коренное
преобразование русской истории.
Тема 3. Реформаторы Киевской Руси (2 часа).
Ярослав Мудрый. “Русская правда” – первый писанный свод законов. “Правда Ярославичей”. Владимир Мономах. “Устав
Владимира Всеволодовича (Мономаха)”. Успехи гражданственности в Киевской Руси.
Тема 4. Реформы Московской Руси (1 час).
Иван III. Судебник Иван III. Начало закрепощения крестьян.
Тема 5. Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный (4 часа).
“Иван Грозный: человек и правитель”. Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной
рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Судебник Ивана
Грозного. Усиление крепостного права. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Тема 6. Реформаторская деятельность в XVII веке (3 часа).
Алексей Михайлович и его преобразования. Соборное уложение. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп
Аввакум. Реформаторские проекты А.Л.ОрдинНащокина и В.В.Голицына.
Тема 7. Петр I (4 часа).
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Петр I – великий
реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Личность Петр I.
Тема 8. Эпоха Просвещенного абсолютизма (1 час).
Эпоха Просвещенного абсолютизма. Екатерина II. Реформы 17751785.
Тема 9. Реформаторы первой половины XIX века (3 часа).
Реформаторская деятельность Александра I. Реформы государственного управления. М.М.Сперанский и его
деятельность. Николай I – попытки реформ. П.Д.Киселев и крестьянский вопрос.
Тема 10. “Александр II: великие реформы” (5 часов).
Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ
второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Основные положения
крестьянской реформы. Реформы Александра II. Значение реформ Александра П.
Тема 11. Реформаторы Российской империи начала XX века (4 часа).
С.Ю. Витте – человек и политик. П.А. Столыпин – последний реформатор Российской империи. Личность П. А.
Столыпина – последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа:
содержание и осуществление. Значение реформы. Итоги реформаторской деятельности Российской империи.
Итоговое занятие: Реформы и реформаторы (2 часа).
Защита рефератов.