Программа факультатива «Традиции народов Забайкалья», 5, 7 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа факультатива «Традиции народов Забайкалья», 5, 7 класс Факультативный курс изучения традиций народов Забайкалья начинается со знакомства с местами проживания, строительством жилища, бытом и основными занятиями коренного и русскоязычного населения. Затем изучаются одежда, декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции семьи, праздники, ремесла, ... фольклор, религиозные представления.Факультативный курс изучения традиций народов Забайкалья начинается со знакомства с местами проживания, строительством жилища, бытом и основными занятиями коренного и русскоязычного населения. Затем изучаются одежда, декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции семьи, праздники, ремесла, ... фольклор, религиозные представления.
Иконка файла материала attachment_1343893882.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа Знаменка» Нерчинский район, Забайкальский край                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 «Традиции народов Забайкалья» Программа факультатива 5, 7 класс                                                                                                                           Учитель изобразительного искусства     Хаустова Татьяна Александровна с. Знаменка 2010 г.ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не                                                                                                                                     путем самоограничений и сохранений замкнутости, а путем                                                                                                                                       постоянного и требовательного познания всех богатств,                                                                                                                                       накопленных другими народами и культурами прошлого.  В                                                                                                                                     этом жизненно важном для любой культуры процессе особое                                                                                                                                       значение имеет познание и осмысление собственной старины,                                                                                                                                      истоков собственной национальной культуры.                                                                                                                                                                                                                             Д.Л. Лихачев  Культура народов Забайкалья является частью культуры нашей страны. Так исторически сложилось, что множество этносов, проживавших на территории нашей страны, сформировали русский народ и его культуру. Благодаря синтезу культур разных этносов и народов, появилась своеобразная русская культура. Культура народов Забайкалья как часть доминирующей русской культуры сформировалась на основе культур нескольких этносов: культуры эвенков, культуры бурят,   которые   являются   коренными   народами   Забайкалья   и   культуры   русскоязычного   населения,   которое   было пришлым.  Русскоязычное   население   в   Забайкалье   в   итоге   образовало   три   своеобразные     культуры:   культуру   семейских, культуру казаков и культуру так называемых сибиряков ­ старожилов. Главная особенность культуры народов Забайкалья в том, что живя рядом, и взаимодействуя друг с другом, эти народы взаимно обогащали свои культуры, заимствуя те или иные элементы, притом сохраняя свои этнические особенности.  Данная   программа   позволит   ученикам   познакомиться   с   культурой   народов   Забайкалья,   ее   формированием   и этническими особенностями культур, входящих в нее. Знание   народных   традиций,  зачастую   связанных   с  декоративно­прикладным   искусством,  играет   особую  роль   в развитии эмоционально­эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ощущая силу их воздействия.На   протяжении   многовековой   истории   мира   соблюдение   обрядов,   ритуалов   и   иных   традиций   способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции разных народов, уважать труд. Они формируют эстетическое и философское восприятие мира, передают представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. Факультативный курс изучения традиций народов Забайкалья начинается со знакомства с местами проживания, строительством жилища, бытом и основными занятиями коренного и русскоязычного населения. Затем изучаются одежда, декоративно­прикладное   искусство,   обычаи   и   традиции   семьи,   праздники,   ремесла,   фольклор,   религиозные представления.   Цель факультатива: Ознакомление   с   культурными   традициями   народов   Забайкалья,   формирование   основ   целостной   эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.   Задачи:  Способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;  Способствовать   развитию   интереса   к   прикладному   творчеству,   фольклорному   искусству,   основанному   на народных традициях;  Расширять словарный запас учащихся;  Научить владеть различными техниками работы с материалами;  Развивать   конструктивность,   вариативность   и   гибкость   мышления   и   способности   к   проектно­творческой деятельности;  Развивать познавательные интересы и приемы умственной деятельности. Обучение проводится в двух направлениях: 1) Усвоение теоретических знаний. Раскрытие основной темы урока проходит в форме бесед, лекций. 2) Формирование практических навыков.Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций, выполнение эскизов и рисунков.    В результате освоения материала ученик должен знать:  ­  мировоззренческие позиции народов Забайкалья; ­  этнические особенности каждого народа; ­  особенности архитектуры, декоративно­прикладного искусства народов Забайкалья; ­  основные виды промыслов, технологические особенности;   Ученик должен уметь: ­ выявлять и анализировать специфические особенности культуры каждого народа, проживающего в Забайкалье; ­ использовать свои знания в повседневной жизни;  ­ различать разные виды декоративно­прикладного творчества; ­ владеть практическими навыками использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе    создания плакатных или объемных композиций.Номер урока 1. Тема  Задачи  Планируемый результат  Виды деятельности  5 класс Введение. Познакомить с общей структурой факультатива,   его   содержанием.   с   культурой Познакомить   народов ее формированием   и   этническими особенностями культур, входящих в нее. Забайкалья,       Коренные   народы   ­     эвенки, русскоязычное буряты; население   ­     семейские, казаки.   Беседа. Запись в тетрадях.                                                        Коренное население Забайкалья. 2. с Орудия   охоты:   лук,   стрелы, пальма, копье. Рыбная ловля: стрельба   из   лука,   прокол острогой,   перегораживание   Эвенки­оленеводы   – рек. кочевой   тип   хозяйства. Хозяйственные   постройки эвенков – лабазы для оленей. Основа чума ­деревянные  жерди, скрепленные вверху  крест­накрест. Покрытие  чума различалось в  зависимости от времени года:  зимой – ровдуга в несколько  слоев, летом – ровдуга или  береста.   Почитание очага. Признание своего «младшинства» по отношению к   окружающему   природному миру. Коновязь (сэргэ). Орудия охоты, рыбной ловли. Войлочная   юрта:   деревянный решетчатый   каркас, с     Зарисовки. Карандаш. Изготовление объемной модели чума. Ивовые прутья,  проволока, ткань. Эскиз. Карандаши,  фломастеры. Эскиз. Карандаши, Места проживания эвенков.   Познакомить   основным занятием   эвенков   в   Забайкалье (оленеводство,   охота   и   рыбная ловля). Развивать навыки работы  карандашом. 3. 4. 5. Традиционное эвенкийское жилище   чум. – Выявить  знания  о традиционном эвенкийском   жилище.   Выяснить какова   конструкция   чума, материал для его изготовления. Человек, природа, мироздание   в представления х бурят. Конструкция войлочной Познакомить   с   преобладающей отраслью хозяйства бурят, с  вспомогательными занятиями. Выяснить   какова   конструкция юрты,   материал   для   ее7 классНомер урока. 1. Тема урока. Задачи урока. Планируемый результат. Виды деятельности. Вводное занятие. Повторить материал первого года   познакомить обучения, с   программой   второго   года обучения. Понятие культуры. Феномен Забайкалья.   культуры Беседа. Творческая работа.                                           Семья и семейные отношения. Праздники.    2. Тесные   семейно­родственные отношения,   почет   старших, гостеприимство,   содержание общиной бедных, вдов, сирот, оказание помощи друг другу, знание генеалогии. Песни, танцы. Стрельба  из  лука,   борьба (бухэ   барилдаан)   и   конные скачки, вошедшие в историю под   названием   «сурхарбан», что   в   переводе   на   русский язык   означает   «соревнование в стрельбе» (из лука). Традиции семейных отношений   в бурятской семье. Познакомить   с   обычаями   и традициями бурятской семьи, их жизненным укладом. Отрабатывать   навыки   работы   в технике лепка. 3. 4. Традиционная музыкальная культура бурят.  Спортивные игры. Учить   чувствовать   и   понимать характер произведений. Отрабатывать   навыки   работы   в технике лепка.       с Познакомить наиболее популярными играми бурятского народа.  Отрабатывать   навыки   работы   в технике лепка. Фантазии   на   тему жизни бурят (творческая работа). Тесто.   Фантазии   на   тему жизни бурят (творческая работа). Тесто.   Фантазии   на   тему жизни бурят (творческая работа). Тесто.5. 6. 7. 8 9. Структура семейных отношений эвенков.  Праздники.  Семейные отношения семейских. Праздники   в жизни семейских.     с   Познакомить   с   обычаями   и традициями эвенкийской семьи.  Развивать     приемы   работы   с красками,     историей Познакомить возникновения праздников, сущностью различных обрядов и атрибутами традиций, праздничного действия, отличительными особенностями.  Формировать поэтическое видение мира. Учить создавать изображение,  используя различные материалы. Расширить   знания   о   русских народных праздниках.   умение   владеть Развивать различными   техниками   работы. бережное Воспитывать отношение народному творчеству.   к         Обряды и традиции. Рисование   акварелью, гуашью. Обряды и традиции. Рисование   акварелью, гуашью. Семейные отношения. Обрядовые действия. Декоративное панно. Декоративное панно. Проводы   зимы   и   встреча весны,   первый   сев,   начало   и окончание жатвы.  Иван   Купала,   Семик,   Масленица,   Рождество, Троица.    Семья казаков. Познакомить   с   обычаями   и традициями   казачьей   семьи,   их жизненным укладом. Семейный уклад. Рисование   акварелью, гуашью.10. 11. Семья казаков. Традиции   и современность   Отрабатывать навыки изображения человека, соблюдая пропорции. Развивать творческую  активность, расширять кругозор. Выявить   сходства   и   отличия жизненного   уклада   различного этноса   проживающего   на территории Забайкалья. Выяснить какие традиции  сохранились в современной  жизни.  Семейный уклад. Рисование   акварелью, гуашью. Многообразие культур. Беседа. Запись в тетради.                                 Народное и декоративно­прикладное искусство, ремесла. 12. Основные ремесла бурят. 13. Ювелирное искусство. Ожерелье   из монет. Формировать   представление   о многообразии   художественного творчества   разных   народностей Забайкалья, об их неповторимом многообразии. Познакомить   с   основными ремеслами бурят и их значением в Расширять представления   о   традициях использования вещей в культуре человечества   (на   примере украшений).  жизни.         Кузнечное, столярное, выделка   кож, шкур, изготовление войлока. ювелирное, плотницкое,   обработка   украшения Ювелирное–   из женские   и   мужские, серебра   и   меди.   Техника: насечка, чеканка, штамповка, гравировка,   филигрань(скань, чернь, золочение, серебрение).   Беседа. Запись. Изготовление ожерелья. Цветной картон,  проволока веревка.Развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление14. 15. 16. 17. 18. Дуруугла   – женское украшение. Дуруугла   – женское украшение.  из из Ваза   березовой коры. Ваза   березовой коры. Познакомить   с   одним   из распространенных изделий   ювелирного искусства.  Формировать   представление   о ритме   и   симметрии   в   узорах украшений   и   их   значении   в орнаменте народных изделий. Содействовать   формированию эстетического   воспитания   и отношения   к   действительности, развивать художественный вкус.   интерес   Формировать   умения   и   навыки при   использовании   различных видов   техники   в   работе, прививать к   эвенкийскому народному творчеству.  Освоить   принципы   гармонии композиции, формировать представления   о   приемах стилизации   природных   форм   в бытовых вещах.    Сувенир   из Систематизировать   знания   о художественной искусстве   Из   берестяной   ленты, шириной около трех пальцев.  женского Эскиз   украшения. Карандаши, мелки,  фломастеры.   на Береста   обшивалась   черным бархатом,   который нашивались   в   три   ряда бусины   из   кораллов,   янтаря, малахита, лазурита, яшмы. Оригинальность   изделий   из природного   материала,   в основу   которых   положена интерпретация   сосуда   для воды.  женского Эскиз   украшения. Карандаши, мелки,  фломастеры. Ваза   из   березовой коры. Последовательность изготовления:  1. Заготовка.  2. Каркас.  3. Подставка.  4. Декорирование. В   положена основу     украшения уменьшенная Ваза   из   березовой коры.  Березовая картон. кора,   Сувенир из кожи. Кусочки кожи и меха,кожи. обработки   кожи   и   меха   как одним   из   видов   народного творчества.   Содействовать формированию   эстетического воспитания   и   отношения   к действительности.   интерпретация   эвенкийского мехового ковра – кумолана.  бисер, бусины, тесьма,  цветные нитки,  шнурок.19. Сувенир   из кожи.    Активизировать   творческое воображение, содействовать развитию   навыков   создания полезных   и   красивых   вещей. Расширять   представления   о традициях использования вещей в культуре   человечества   (на примере украшений).  Последовательность изготовления кулона:  1. Основа. 2. Бечевка. 3. Элементы. 4. Декорирование. Сувенир   из   кожи. Кусочки кожи и меха, бисер, бусины, тесьма, цветные нитки, шнурок.   Вышивка салфетки.   Резьба по дереву, роспись. Домашние ткачество, вышивка, прядение.     промыслы: 20. 21. 22. 23. Домашние промыслы семейских. Домашние промыслы семейских. Ремесло казаков. Ремесло казаков.     у у   вышивкой традиционной как Познакомить народной   способом украшения вещи. Формировать   умение   украшать изделие   швами  крест,   гладь, стебельчатый и тамбурный швы. Формировать   умение   украшать изделие   швами  крест,   гладь, стебельчатый и тамбурный швы. Познакомить   с   отличительными особенностями занятий казаков.  Развивать ассоциативно­образное мышление. Приобщать   к   национальной воспитывать культуре,   патриотические чувства,   Мотивы   растительного   и животного происхождения. Вышивка салфетки. Ремесло: незначительное кузнецов,   столяров, сапожников.   у   казаков   – число   плотников, Декоративная   рамка для фото. Картон. Декоративная   рамка для фото. Картон.развивать различными материалами.   навыки   работыФольклор (сказки, песни, притчи, былины и т.д.). 24. Народнопоэтическое  творчество в жизни эвенков. Беседа. Народно­ поэтическое  творчество.  Эвенки.  Привить   интерес   к   народному творчеству, дать представление о роли народнопоэтического творчества в жизни эвенков.   Бурятская мифология. Сказание о Гэрэсэ. Сказание о Гэрэсе. 25. 27. Народно­ поэтическое  творчество  бурят. Играй   и   пой казачий род. Прививать   интерес   к   народному творчеству,   любовь   к   народу   – создателю духовных ценностей. Ввести в мир фантазии, вымысла, творческой выдумки. Ввести   в   мир   прекрасного   с помощью   просмотра   танцев. Развивать   навыки   выражения композиции на плоскости. Казачья плясовая. Прослушивание казачьих песен. Зарисовки. Зарисовки. Запись в тетради.                                                      Религиозные представления. 28. Шаманизм эвенков. Дать   представление   о   роли шаманизма   в   жизни   эвенков, ввести   в   мир   фантазии, вымысла.  Отрабатывать умения работы с  различным материалом.  Атрибуты   шамана:  костюм, сшитый   из   ровдуги   (на   него нашивалось 16 кг кованных и литых железных изображений духов   и   "помощников" шамана),   шапка,   украшенная оленьими   рогами,     унты, бубен. 29. Культовое Рассмотреть     художественные Все   элементы   в Зарисовки.искусство бурят. Иконография.   традиции, бурятского формирование архитектуры, графики,   прикладных ремесел.   пути   развития искусства, основ живописи, скульптуры   и     изобразительной интерпретации наполняются внутренним смыслом.     буддизма глубоким Запись в тетради.30. 31. 32. 33. 34. Познакомить   с   ламаистским храмом – дацаном, с красочным зрелищем его интерьера.   Дацаны  Забайкалья:   история, конструктивные особенности, экстерьер, интерьер.  Зарисовки. Запись в тетради. Мировоззрение семейских. Познакомить   с   мировоззрением семейских     ­   переплетением языческих   и   христианских верований.  Религия жизни казаков.   в Искусство народов Забайкалья. Искусство народов Забайкалья. Познакомить   с   религиозными представлениями казаков. Развивать мышление,  воспитывать эмоциональную  отзывчивость. Обобщить   и   систематизировать знания   о   культуре   народов проживающих   на   территории Забайкалья. Провести путешествие проживания Забайкалья.  Воспитывать   сознательное   и   викторину­   по   местам народов       обрядов. Соблюдение   старой   веры   и старых В православии   сильна   чисто обрядовая   сторона.   Вера   в домовых,   лешиев,   русалок.В хозяйственной   деятельности сильна   первобытная   с/х магия.  Зарисовки. Запись в тетради. Зарисовки. Запись в тетради. Оформление выставки.   отчетной Тест. Итоговое занятие. Викторина­ путешествие.отношение бережное к культурному   наследию   и традициям народов Забайкалья. Приобщать к истокам культуры, открывать   путь   к   дальнейшему богатства познанию человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве,   красоте человеческих отношений.        труде,                                                                         Литература  1. Бахметьева Е.А. Забайкалье в  XVII ­ XVIII: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита, 2009. – 131с. 2. Зиновьев В.П. Русская сказка Забайкалья. Сборник. – Чита, 1989. – 456 с.  3. Карелина Н.П. Забайкалье в XIX: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита, 2004. – 178 с.   4. Киселева Н.А. Культура народов Забайкалья. Чита: ЗабГГПУ, 2006. – 51с.    5. Лихачев Д.С. Социология культуры.­ М.: Торговая корпорация, 2004. – 344с. 6. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. Чита, 1995. – 79с.7. Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад жизни. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 432с. 8. Смирнов Н.Н. Слава о забайкальских казаках. Исторический очерк. –  Волгоград, 1994. – 608с.  9. Туманова Е.С. В мире красок народного творчества. –  Волгоград: учитель, 2009. – 222с.  10.Ткачук Т. М. Декоративные поделки и панно. – М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 47с.   11. Традиционная культура: Региональный аспект. Сборник статей. – М.: Прометей, 2005. ­134 с. 12.Филиппова С.Н.  Изделия из кожи. –  М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 78с.     Словарь понятий и терминов Анимизм  (лат.  Anima  – душа)  –  одна из форм ранних верований, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений и наличие души у людей, животных, растений.  Антропоморфный – мотив или орнамент, включающий стилизованное изображение человека. Атаман – выборная казачья должность, стоял во главе казачьего войска. Артефакт (лат. – искусственно сделанное) – любой объект, созданный руками человека ( например, вещи, одежда, дома и т.д.) Божница – полка с иконами и свечами, находящаяся в переднем углу крестьянской избы. Бондарь – ремесленник, занимающийся изготовлением посуды. Буддизм –  одна из трех мировых религий, возник в Др. Индии в 6 в. до н.э. Основателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда, т.е. просветленный. В центре буддизма –     «учение о 4­х благородных истинах: существование страдания, его причины, состояние освобождения и путь к нему». Вальбища – работа внаем по обработке овечьей шерсти.Горница – чистая часть крестьянского дома, в ней принимали гостей и отмечали праздники. Городище – тип древнего поселения, огражденная стеной или валом, центром которого была цитадель. Дацан – буддийский храмовый комплекс. Дэгэл – бурятская верхняя одежда. Двухполье – система землепользования русских крестьян, при которой попеременно засевались два поля. Дозорщик – пограничный казачий комиссар, стоящий во главе пограничной стражи. Домовая резьба – деревянная резьба, применяемая для украшения дома. Заимка – самовольно занятая земля с распаханной пашней или пастбищем, характерно для забайкальских крестьян. Запон – фартук. Зипун – зимняя верхняя одежда русских крестьян.  Зооморфный – орнамент или мотив, содержащий в себе изображение животного или птицы. Ичиги – крестьянские мягкие выворотные сапоги из юфти. Камлание – обряд общения шамана с духами. Кокошник – русский женский головной убор с высокой тульей. Куть – в русской крестьянской избе место для посуды напротив устья печи или за печью.  Кичка – русский женский головной убор, под который убирались волосы. Распространен в среде семейских. Клирос – место в православной церкви, где располагается церковный хор. Курган – древний тип погребения, представляющий высокую земляную насыпь над могилой. Лабаз – хозяйственная постройка эвенков для оленей, представляющая собой бревенчатую площадку на сваях или небольшой сруб на сваях. Мезолит – среднекаменный век (13 – 7 тыс. до н.э.) Народная   культура   –  одна   из   форм   культуры,   создаваемая   анонимными   творцами,   не   имеющими профессиональной подготовки, состоит из двух видов – популярной и фольклорной.  Некрополь – тип погребения, представляющий собой своеобразный комплекс подземных помещений. Неолит – новокаменный век (7 – 4 тыс. до н.э.). Острог –  развитое   крепостное   сооружение   казаков,   представляющее   собой   комплекс   деревянных   сооружений, окруженных стеной­частоколом.Палеолит – каменный век ( около 300 – 15 тыс. до н.э.) Пальма – орудие охоты эвенков, представляющее собой деревянную палку с железным наконечником. Парка – традиционная одежда эвенков, изготавливаемая из ровдуги, напоминающая кафтан.  Перелог – система землепользования русских крестьян, при которой пашня ежегодно «перекладывается» с одного поля на другое. Писаницы – петроглифы – наскальные рисунки. Поветь ­  крестьянское хозяйственное сооружение для скота. Повойник – небольшая шапочка, которую носили под платком казачки. Подклеть   –  своеобразный   первый   этаж   в   русских   избах,   используемый   в   качестве   подполья   для   хранения продуктов. Делался из учета суровой зимы и промерзания почвы – т.е. чтобы жилое помещение было выше уровня земли. Позатыльник – часть головного убора семейских женщин, представляющий собой полоску ткани, повязываемую на затылке. Полати – широкие полки в русских избах, на которых спали. Примачество –  обычай в крестьянской среде, при котором семья могла брать себе покормка­мальчика, с той целью, что он будет работать и жить в этой семье. Религия Бон – религия Монгольской империи Чингисхана, основанная на шаманизме. Стойбище – временное поселение эвенков на период кочевий. Степная дума – высший административный орган бурят и эвенков в составе Русского государства. Служилые люди – категория людей, состоящих на государственной службе. Семейские – потомки старообрядцев, переселенных в Забайкалье в середине 18 века. Сабан – более массивный тип сохи, применяемый для распашки тяжелой земли. Самопрялка – разновидность русской прялки, меньшего размера, используемая семейскими. Станица – тип казачьего поселения. Тайша – глава степной думы у бурят. Тебеневки – пастбища с нетронутой травой.  Токарь – ремесленник, занимающийся изготовлением деревянной посуды. Тоно – в бурятской юрте деревянный круг – своеобразный потолок, с отверстием посередине.Торбаса – эвенкийская обувь. Тотемизм –  древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким­либо тотемом, который считается не божеством, а родичем, предком и другом. Тотемизм связан с системой запретов (табу) убивать или поедать тотемное животное. Фольклор – часть народного творчества, связанная с устным народным творчеством (сказки, песни, притчи, былины и т.д.). Христианство (греч. Hristos – помазанник, мессия) – одна из мировых религий, названа по имени предполагаемого основателя   Иисуса   Христа,   возникла   в   начале  I  в.   в   Палестине.   В   основу   христианской   религии   легла   вера   в искупительную   миссию   Иисуса   Христа,  который   своей   мученической   смертью   искупил   грехи   человечества;   вера   во второе   пришествие   Христа;   в   страшный   суд;   преображение   и   установление   Царства   Божьего.   В   середине  XI  в. разделилось на православие и католичество. Чертеж – участок земли, выделяемый крестьянину общиной в 40­летнее пользование. Чирки – легкая кожаная обувь крестьян. Чум – традиционное эвенкийское жилище конической формы. Энеолит – медно­каменный век (4 – 2 тыс. до н.э.) Этнос – ( греч. – народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.