Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"
Оценка 4.6

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
4 кл
01.06.2017
Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"
Программа факультативного курса «Человек – главное чудо света» предназначена для учащихся 4 класса. Данный курс предполагает углубленное изучение организма человека и пагубное воздействие на него табакокурения, алкоголя, наркотических веществ и на формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.Программа факультативного курса "Человек - главное чудо света" по формированию у младших школьников здорового образа жизни.
Программа факультативного курса по ЗОЖ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №14 «ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ» ГОРОДА ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МОУ СШ № 14 «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ») Программа факультативного курса «Человек – главное чудо света»                                                                       подготовила Белая Оксана Вячеславовна                                                                           учитель начальных классов 2 г. Волжский  Актуальность.         В   настоящее   время   педагогическая   практика   испытывает   следующие затруднения:  отсутствие   условий   для   формирования   у   младших   школьников   ключевых компетенций   для   здорового   образа   жизни,   позволяющих   в   дальнейшем предупредить   вредные   привычки:   табакокурение,   употребление   алкоголя   и наркотиков.         Для   решения   данной   проблемы   нами   разработана   программа   для   младших школьников с целью развития у них ценностного отношения к своему организму посредством его изучения и профилактики вредных привычек. Задачи, решаемые в программе:  проанализировать материал по данной проблеме в свете концепции развития народного образования;  проанализировать   материал   раздела   программы   по   окружающему   миру   по изучению организма человека;  систематизировать материал по профилактике вредных привычек у младших школьников;  создать   продукт   в   виде   авторской   программы   для   обучающихся   4   класса, имеющую интегративные связи с уроком окружающего мира;  сформировать ценностно­смысловую компетенцию и выработать поведенческие навыки, позволяющие вести здоровый образ жизни. В данном опыте решены следующие проблемы:  отсутствие программы, которая позволила бы решить данные задачи;  недостаток знаний у младших школьников по вопросам здоровья и здорового образа жизни;  предупреждение   распространения   среди   учащихся   вредных   привычек, зависимостей. 3 Введение.     Народная китайская мудрость гласит: «Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого  шага». И задача педагога – направить обучающихся по пути разума, предостеречь   их   от   опасностей   и   не   дать   оступиться.   Человек   –   совершенное создание Природы. Но при его неумелом и неправильном отношении к самому себе, он рискует потерять своё совершенство.         Знание   своего   организма   –   основа   сохранения   здоровья.   Поэтому   данная программа   предполагает   углубленное   изучение   функций   органов   и   систем человеческого организма и их взаимодействия. Рассматриваемый курс базируется на   знаниях   учащихся   по   окружающему   миру,   расширяет   и   углубляет   их, предусматривает тесную связь с программными методами по окружающему миру и параллельное более глубокое изучение тем.         В   связи   с   недостаточной   информированностью   младших   школьников   по вопросам здорового образа жизни, о факторах риска для здоровья, к сожалению, табакокурение, алкоголизм, наркомания стали неотъемлемой частью современной жизни,   проблемой   общечеловеческого   значения.   Школьный   возраст   –   период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время – и   к   наркотикам.   По   некоторым   данным   к   10­11   годам   у   40%   школьников формируется   доминанта   возможной   наркогенной   активности   (готовность попробовать наркотические вещества, если они окажутся у них в руках). В связи с этим проведение социально­профилактической работы в школе по формированию ценностного   отношения   к   здоровью   стало   необходимостью.   И   работа   эта   из 4 эпизодической должна перейти на уровень системы. Перед школой стоит задача формирования у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. Следует помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так   и   полезных)   находится   в   тесной   связи   с   развитием   потребностно­ мотивационной   сферы   ребёнка.   Именно   в   начальных   классах   воспитываются   в детях те качества личности, которые в дальнейшем определяют их отношение к окружающим   и   к   себе.   Воспитание   у   младших   школьников   потребности   к здоровому образу жизни – это формирование навыков принятия самостоятельных решений   в   отношении   поддержания   и   укрепления   своего   здоровья.   Поэтому главная цель предлагаемого нами курса – формирование устойчивой мотивации на соблюдение правил здорового образа жизни. Пояснительная записка.       Программа   факультативного   курса   «Человек   –   главное   чудо   света»   предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 33 часа + 1 час резервного времени.     Данный курс предполагает углубленное изучение организма человека и пагубное воздействие на него табакокурения, алкоголя, наркотических веществ. Цели: 1. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. 2. Изучение организма человека и его систем как единого целого. 3. Изучение пагубного воздействия на организм человека псиоактивных веществ. 4. Формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. 5. Формирование навыков отказа от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих. 6. Содействие сохранению здоровья младших школьников.     Цели факультативного курса конкретизируют следующие задачи: 5 1. дать первичное представление о здоровом образе жизни и его значении; 2. сформировать   навыки   бережного   отношения   младших   школьников   к   своему здоровью и здоровью окружающих; 3. углубить   знания   младших   школьников   не   только   о   строении   организма человека, но и о функциях его органов и систем; 4. сформировать представление об опасности воздействия на организм человека вредных привычек с целью их профилактики; 5. обучить   умению   противостоять   разрушительным   для   здоровья   формам поведения. Принципы построения программы: 1. Необходимость и достаточность предоставляемой информации. 2. Конкретность   и   доступность  предполагает,   что   все   сведения   должны излагаться   ясно   и   понятно,   в   соответствии   с   подготовленностью   и предобразованностью учащихся. 3. Практическая целесообразность – программа отражает актуальные проблемы, связанные   с   предупреждением   раннего   приобщения   детей   к   вредным привычкам. 4. Научность  –   содержание   базируется   на   данных   исследований   в   области физиологии. 5. Последовательность   и   систематичность  –   соблюдается   переход   от известного к неизвестному, от простого к сложному. 6. Адресность – навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста. 7. Опережение  –   своевременная   оздоровительно­профилактическая   работа способна   исключить   или   по   крайней   мере   смягчить   негативное   воздействие социума.      Наибольший эффект в достижении того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь, обеспечивается многообразием подходов 6 к обучению. Необходимо использовать такие методы и формы обучения, которые являются результативными и одновременно интересными для обучающихся. Чем больше степень участия школьников в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими. Разнообразие методов делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществить многоплановое воздействие на обучаемого.  Исходя из этого, нами определены основные методы обучения:  объяснительно­иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа учителя, из литературы, с использованием наглядных пособий;  метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал,   ставит   проблему,   очерчивает   область   поиска,   затем   показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи;  частично­поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Исследование проходит под контролем педагога. Процесс мышления при использовании этого метода приобретает продуктивный характер.         Обязательной   структурной   единицей   занятия   является  ролевая   игра   и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая).         Программа   факультативного   курса   состоит   из   двух   блоков.   Первый   блок «Организм человека» состоит из 5 разделов и предполагает углубленное изучение органов   и   систем   человека,   их   функциональное   предназначение.   Второй   блок «Здоровый образ жизни» состоит из 4 разделов и предусматривает формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни; информирование о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, их влияние на физическое здоровье; представление информации о проблеме табакокурения, алкоголизма, наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. 7 1. Из чего мы сделаны. 3 часа. I. Организм человека. 17 часов.         Человек   состоит   из   клеток.   Виды   клеток.   Почему   появляются   морщины. Особенности строения скелета и костей человека. Виды суставов. Виды мышц. Функция мышц. Способы укрепления скелета и мышц. 2. Как человек ест. 5 часов.      Для чего человеческому организму нужны белки, жиры, углеводы. Откуда они берутся и куда отправляются. Язык – орган вкуса. Санитарные функции слюны и миндалин.   Распределительная   функция   глотки.   Что   происходит   с   пищей   в желудке. Функции тонкой и толстой кишки. Четыре функции печени. 3. Для чего нужна кровь. 4 часа.        Почему кровь красная. Откуда и куда она течёт. Обмен между клетками и кровью. Что такое гной и почему он появляется. Переливание крови. Функции почек. Строение сердца и его функции. 4. Как мы дышим. 2 часа.     Строение и функции носа. Как устроены лёгкие, их функции. 5. Что всему голова. 3 часа. 8     Органы зрения, слуха, обоняния, осязания и кожа как поставщики информации об   окружающем   мире   в   головной   мозг.   Где   и   как   хранится   эта   информация. Отделы головного мозга, их функции. II.Здоровый образ жизни. 16 часов. 1. Здоровый образ жизни и вредные привычки. 2 часа.     Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки, их влияние на поведение человека и развитие его личности. Понятие   о   психоактивных   веществах.   Легальные   и   нелегальные   психоактивные вещества. 2. Табакокурение. 6 часов.     Происхождение и распространение табака. Воздействие никотина на системы и органы   человека.   Причины   курения.   Влияние   табакокурения   на   поведение человека и развитие его личности. О пассивном курении. Как привычка переходит в зависимость. Как противостоять вредной привычке. 3. Алкоголь. 5 часов.         Происхождение   и   распространение   алкоголя.   Виды   алкогольных   напитков. Воздействие   алкоголя   на   органы   и   системы   человека.   Влияние   алкоголя   на поведение человека и развитие его личности. Стадии развития алкоголизма. Пути противостояния вредной привычке. 4. Наркотики. 3 часа.        Происхождение и распространение наркотических веществ. Некоторые виды наркотиков. Действие наркотиков на личность, влияние на поведение человека. Стадии развития зависимости от наркотических веществ. Опасность воздействия наркотиков на организм человека. Пути противостояния вредной привычке.     К концу изучения курса учащиеся должны знать:  строение организма человека;  функции органов и систем человеческого организма;  факторы риска для здоровья и жизни;  что такое психоактивные вещества;  как табакокурение, алкоголь и наркотики влияют на организм человека, его 9 поведение и развитие личности;  признаки зависимости от психоактивных веществ;  пути противостояния вредным привычкам;  правила здорового образа жизни. Должны уметь:  различать полезные и вредные привычки;  бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;  регулировать   своё   поведение   в   различных   ситуациях,   в   том   числе   при искушении попробовать сигарету, алкоголь, наркотик;  соблюдать правила здорового образа жизни. 10 №, название раздела №, тема занятия Основное содержание I. Организм человека. 17 часов. Тематическое планирование. 1. Из чего мы сделаны. 3 часа. 2. Как человек ест. 5 часов. 1. Капелька – клеточка.  Приложение 1. 2. Рыцари в латах. 3. Как стать Геркулесом. 1. Конвейер наоборот. 2. Дом языка. 3. Пещера – сковородка. 4. Змея – кормилица и её  толстая сестра. 5. Необыкновенная  погранзастава. Из каких клеток состоит человек. Откуда берутся морщины. Особенности строения скелета человека. Виды суставов. Что  у нас внутри костей. Мышцы как двигатели. Виды мышц. Способы укрепления  скелета и мышц. Белки, жиры, углеводы – откуда берутся, куда отправляются и для чего нужны организму. Язык как орган вкуса. Слюна и гланды – «санитары» рта. Почему еда попадает в желудок, а не в лёгкие. Что  происходит с пищей в желудке. Зачем нужен желудочный  сок. Тонкая кишка – насос для всасывания пищи. Что делает  толстая кишка. Печень – самый большой в организме склад углеводов,  производитель желчи и крови. Как печень охраняет организм  от микробов и нейтрализует яды. 11 3. Для чего нужна кровь.  4 часа. 4. Как мы дышим. 2 часа. 5. Что всему голова. 3 часа. 1. Живая вода. 2. Помощники фабрики  крови. 3. Почки, которые никогда  не распускаются. 4. Глава фабрики крови. 1. Что умеет нос. 2. Сказочное виноградное  дерево. 1. Главные разведчики  головного мозга. 2. Камера хранения. 3. Для каждого дела свой  мозг. Почему кровь красная. Обмен между клетками и кровью.  Почему кровь в венах течёт вверх. Что такое гной и почему он появляется. Кто поможет  восполнить большую потерю крови. Почки как санитары крови. Как устроено сердце и как оно работает. Как устроен нос человека. Нос как орган обоняния и другие  функции носа. Как устроены лёгкие. Процесс дыхания. Органы зрения, слуха, обоняния, осязания и кожа как  поставщики информации об окружающем мире в головной  мозг. Где и как хранится информация об окружающем мире. Отделы головного мозга, их функции. II. Здоровый образ жизни. 16 часов. 1. Здоровый образ жизни и  вредные привычки. 2 часа. 2. Табакокурение. 6 часов. 3. Алкоголь. 5 часов. 1. Полезные привычки и  здоровье. 2. Вредные привычки. 1. Табак. 2. Курение – медленная  смерть. Приложение 2. 3. Почему люди курят. 4. От привычки до  зависимости. 5. О пассивном курении. 6. Я – не курю! 1. Алкогольные напитки. 2. Алкоголь – яд!  Приложение 3. 12         Понятие   о   здоровом   образе   жизни.   Привычки, способствующие   сохранению   здоровья.   Правила   здорового образа жизни.  Какие привычки считаются вредными. Их влияние на  поведение человека и развитие его личности. Понятие о  психоактивных веществах. Легальные (табак, алкоголь) и        Происхождение   и   распространение   табака.   Состав нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.   табачного дыма. Воздействие никотина на органы дыхания, на кровеносную и  нервную системы человеческого организма, на головной мозг. Причины курения.  Влияние табакокурения на поведение человека и развитие его личности. Как привычка переходит в зависимость.  Чем грозит некурящему человеку вдыхание табачного дыма. Саморегуляция поведения в различных ситуациях.        Происхождение   и   распространение   алкоголя.   Виды Моделирование ситуации отказа от курения.   алкогольных напитков.  Воздействие алкоголя на органы и системы человека. 3. Почему люди  употребляют алкоголь. 4. От привычки до  зависимости. 5. Алкоголю скажем – нет! 1. Что такое наркотики. 13 Причины употребления алкогольных напитков. Влияние алкоголя на поведение человека и развитие его  личности. Стадии развития алкоголизма.  Саморегуляция поведения в различных ситуациях.    Моделирование ситуации отказа от алкоголя.   Происхождение   и   распространение   наркотических   веществ. Некоторые виды наркотиков. Действие наркотиков   4. Наркотики. 4 часа. 2. Наркомания – знак беды. 3. Даже не пробуй! на личность, влияние на поведение человека.  Стадии развития зависимости от наркотических веществ.  Опасность воздействия наркотиков на организм человека.  Саморегуляция поведения в различных ситуациях.  Моделирование ситуации отказа от наркотиков. 14 Литература для учителя. 1. Ананьев   В.А.   Легальные   и   нелегальные   наркотики.   Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. – Санкт­Петербург, «Иматон», 2000. – 96 с. 2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс­контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.. 3. Буянов М.И. Размышления о наркомании.– М.: Просвещение, 1990. – 80 с.  4. Васильков   В.А.   Формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа жизнедеятельности учащихся. – Ханты­Мансийск, 2003. 5. Выбираю   жизнь:   Программа   Д.О.М./   Учебно­методическое   пособие   для сотрудников   правоохранительных   органов   и   учителей;   Авторы­ составители С.В. Горанская, О.С. Баранова – Петрозаводск: ПетроПресс, 2002. – 192 с. 6. Еникеева   Д.Д.   Как   предупредить   алкоголизм   и   наркоманию   у   детей   и подростков. – М.: Академия, 2001. – 144 с. 7. Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 80 с. 8. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С. Здоровье: Предупреждение употребления   алкоголя   и   наркотиков   в   школе.   –   М.:   Образование   и здоровье, 2003. – 96 с. 9. Клещева Р.П. Табакокурение и мозг. – М.: Глобус, 2007. – 174 с. 10.Матвеев   В.Ф.,   Гройсман   А.Л.   Профилактика   вредных   привычек   у школьников: Книга для учителя. – М.: 1987. 11.Профилактика   наркомании   среди   учащихся   в   школе.   Методические рекомендации/ Под редакцией Ю.В. Науменко. – Волгоград, 2006. 12.Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.: М.: ВАКО, 2006. – 272 с. 13.Спасибо, не курю! / Составители: И. Заикин, А. Никитин – М.: Молодая Гвардия, 1990. – 174 с. 15

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"

Программа факультативного курса "Человек-главное чудо света"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017