Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
информатика
3 кл
13.02.2017
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
585a2393a03d5.doc
Пояснительная записка
1.Актуальность
Курс «Мой друг компьютер» в начальной школе вносит значимый вклад в
формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков,
выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того,
курс на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с
информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению
учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
2.Практическая значимость
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного
мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных
фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые
вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных
средствах выходят на первое место в формировании научного информационно
технологического потенциала общества
3.Вид программы
Модифицированная рабочая программа курса «Мой другкомпьютер» для 34
классов составлена на основе авторской программы А.В. Горячева
4.Цель программы
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом
практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для
человека и общества, способами планирования и организации созидательной
деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для
работы с информацией;
развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и
визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в
преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о
профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности,
уважительного отношения к авторским правам; практическое применение
сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
5.Задачи программы
создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных
компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в т.ч.
каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации; создание завершённых проектов,
предполагающих поиск необходимой
информации.
6.Возрастные особенности
Курс «Мой другкомпьютер» адресован учащимся начальной школы и рассчитан на 2
года .Возраст детей 911 лет. Количество учебных часов – 3 класс28 часов, 4 класс 28
часов. Количество детей в группе должно быть не более 1012 человек.
7.Режим занятий
Количество занятий 1 раза в неделю по 45 минут.
8.Прогнозируемые результаты
Предполагается, что на занятиях курса «Мой друг компьютер» у детей
сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
∙умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
∙участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно
исследовательской работы;
∙создание собственных произведений, в том числе с использованием
мультимедийных технологий;
∙умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
∙умение применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков;
∙овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера;
∙поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на
электронных носителях;
∙выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам;
∙знание
требований к организации компьютерного рабочего места,
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Учебнотематический план
3 класс
Модуль «Знакомство с компьютером» (2 часа)
№ Тема урока
1
2
ВВЕДЕНИЕ. Материальные и информационные
технологии.
Компьютеры вокруг нас. Техника безопасности и
правила поведения в компьютерном классе.
Основные устройства компьютера
Компьютерные программы.
система
Работа с программами Калькулятор и Блокнот.
Оценка результатов по теме «Знакомство с
компьютером»
Итого
Операционная
Количество часов
общее теория
1
1
практика
1
2
1
2
Модуль «Создание рисунков» (9 часов)
на примере использования программы TuxPaint
№ Тема урока
1
графика.
2
3
операции
Компьютерная
Графические
редакторы. Обсуждение заданий в ситуациях.
Выбор проекта.
Основные
рисовании.
Инструменты. Отмена действия, Текст, Штамп,
Магия
Редактирование рисунка. Штампы. Текст на
рисунке. Создание рисунка с фоном. Печать
рисунка
при
Количество часов
Теория
Общее
1
1
практика
1
1
1
1 № Тема урока
4
5
Работа над проектом «Мой рисунок на
компьютере» (начало работы).
Обсуждение и просмотр эскизов. Фон и передний
план. Создание рисунка
Работа над проектом «Мой рисунок на
компьютере»
работы).
Редактирование рисунка, добавление объектов,
печать рисунка
Итого
(продолжение
Количество часов
3
3
9
1
3
3
8
Модуль«Создание «Создание мультфильмов и живых картинок» на примере
примере использования программы «Конструктор мультфильмов «Мульти
Пульти» (9 часов)
№ Тема урока
Количество часов
общее
теория
1
1
2
3
4
5
предметов,
Выбор проекта.
Примеры
Компьютерные мультфильмы.
Обсуждение заданий в
мультфильмов.
Программа
ситуациях.
«МультиПульти». Меню. Понятие фона,
предмета, актера, звука, музыки, речи, титров.
Загрузка и просмотр мультфильмов.
Программа
Окна
«МультиПульти».
программы. Порядок действий при создании
простого мультфильма. Ресурсы программы:
коллекция фонов,
актеров.
Действия актера. Смена действия актера.
Компьютерная анимация.
Одновременные
действия двух и более актеров. Сюжет.
Создание мультфильма. Работа с титрами
(операции
Сохранение
мультфильма. Проблемы и их решение.
Редактирование
мультфильма
тренажера. Операции с актерами и предметами.
Операции с фильмом.
Удаление кадров.
Операции со звуком.
Редактирование
мультфильматренажера.
Операции с фоном. Операции с музыкой.
Запись речи. Сохранение и просмотр фильма
как видеофильма (в формате avi).
(создание)
текстом).
с
1
1
1
1
1
практика
1
1
1
1 № Тема урока
6
7
8
9
Работа над собственным мультфильмом
(начало). Сюжет. Сценарий. Фон. Предметы.
Актеры.
Работа над собственным мультфильмом
(продолжение). Анимация актеров, предметов,
фона. Редактирование мультфильма.
Работа над собственным мультфильмом
(окончание). Работа с музыкой, звуками,
титрами. Озвучивание мультфильма.
Фестиваль мультфильмов. Просмотр м/ф и
выбор лауреатов.
Итого
Количество часов
общее
теория
практика
3
3
1
9
1
8
1
Модуль«Создание компьютерных игр» на примере использования программы
«Конструктор игр «Незнайка на луне» 8 ч
№ Тема урока
Колво часов
общее
1
теория
1
1
2
3
4
Компьютерные игры. Виды игр. Обсуждение
заданий в ситуациях. Выбор проекта. Правила
игры. Логические игры. Играем в логические
игры
Конструктор игр. Меню. Режимы работы
программы: конструирование (создание) игры
и прохождение игры. Окна программы.
Пример готовой игры. Команды и клавиши
управления в игре. Загрузка готовой игры.
коллекции уровней,
Ресурсы программы:
препятствий,
ловушек и
бонусов. Пример создания простой игры.
Операции в режиме конструирования игры.
Операции с предметами. Сохранение игры.
Создание игртренажеров и трудных игр.
Создание игрытренажера. Редактирование
игры. Прохождение чужой игры.
противников,
1
1
2
практика
1
1
2 № Тема урока
5
6
по
выбранной
Создание трудной игры или игры для
соревнований
или
самостоятельно придуманной ситуации.
Редактирование и сохранение игры. Анализ
игры. Установка громкости звука и музыки.
Перенос файла игры на другой компьютер.
Проведение соревнования игроков, используя
созданные трудные игры и игры для
соревнований.
итого
Колво часов
общее
теория
практика
2
2
1
8
1
7
1
Содержание учебного курса
Модуль «Знакомство с компьютером» 2 ч
Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила
поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные
программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура.
Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения
программы.
Модуль «Создание рисунков» 9 ч
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов
графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание
точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль«Создание «Создание мультфильмов и живых картинок» на примере
примере использования программы «Конструктор мультфильмов «Мульти
Пульти» (9 часов)
Программа «МультиПульти». Меню. Понятие фона, предмета, актера, звука, музыки,
речи, титров. Загрузка и просмотр мультфильмов. Окна программы. Порядок действий при создании простого мультфильма. Ресурсы программы: коллекция фонов,
предметов, актеров. Действия актера. Смена действия актера.
Модуль«Создание компьютерных игр» на примере использования программы
«Конструктор игр «Незнайка на луне» 8 ч
Конструктор игр. Меню. Режимы работы программы: конструирование (создание) игры
и прохождение игры. Окна программы. Пример готовой игры. Команды и клавиши
управления в игре. Загрузка готовой игры.
4 класс
Модуль «Файлы и папки (каталоги)» (2 часа)
№ Тема урока
1
2
Техника безопасности и правила
поведения в компьютерном классе.
Файлы и папки.
Операции над файлами и папками.
итого
1
1
2
1
1
1
Колво часов
общее
практика
теори
я
1 Модуль «Создание текстов» на примере использования программ WordPad,
MS Word или подобных им.(9 часов)
№ Тема урока
Колво часов
общее
теори
я
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Набор текста.
Компьютерное письмо. Применение
компьютера для создания текстовых
документов различных видов.
Демонстрация
примеров.
Обсуждение заданий в ситуациях.
Выбор проекта.
Компьютерные программы для
создания текстов.
Клавиатура.
Правила компьютерного письма.
Работа с текстовым редактором.
Меню.
Операции при создании
текстов.
Ввод
заглавных букв.
Ввод букв
латинского и русского алфавита.
Операции при создании текстов.
Создание, сохранение и открытие
текстовых документов.
Меню.
Панели инструментов
(стандартная, форматирование). Ввод
простейшего текста.
Сохранение
файла.
Редактирование текста. Удаление,
копирование, вставка, перенос.
Форматирование
(оформление)
текста. Шрифт и его параметры.
Организация текста.
Работа над собственными проектами
(начало работы).
Работа над собственными проектами
(продолжение работы).
Печать
текстовых документов.
итого
1
1
1
1
1
1
1
2
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Модуль «Создание печатных публикаций» на примере использования программы
MS Word или подобных ей.(6 часов) № Тема урока
Колво часов
общее
теория
практик
а
1
2
3
4
5
6
Понятие печатных публикаций.
Примеры публикаций. Программы для
создания публикаций. Обсуждение
заданий в ситуациях. Выбор проекта.
Иллюстрации в публикациях. Рисунки.
Фотографии.
Схемы в публикациях.
Таблицы в публикациях.
Работа над собственными проектами
(начало работы).
Обсуждение и
просмотр планов.
Работа над собственными проектами
(продолжение
работы).
Редактирование текста, добавление
объектов, печать публикации.
Итого
1
1
1
1
2
6
1
1
1
1
1
1
1
5
Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений»
на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D» 8
часов)
№ Тема урока
1
Архитектура. Компьютерное проектирование.
Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.
План и объемная модель.
Программа
«FloorPlan3D». Главное меню. Просмотр готовых
проектов.
Колво часов
теори
обще
е
я
1
1
практик
а № Тема урока
2
3
4
5
6
7
8
Электрооборудование.
Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и
что в нем? Эскиз дома.
Порядок действий при создании проекта дома.
Окна программы. Меню окна. Создаем стены,
окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение
проекта.
Загрузка проекта. Работа с проектом. Добавление
предметов интерьера.
Коллекция ресурсов:
стены, двери, крыши, окна. Бытовая техника.
Мебель.
Сохранение
тренировочного проекта.
Редактирование проекта. Удаление объектов.
Операции с проектом. Объемное изображение
(модель). Камера и работа с ней. Осмотр изнутри
и снаружи.
Создание собственного проекта (начало). Эскиз.
План. Второй этаж и лестницы. Текстура
материала. Сохранение файла.
Создание собственного проекта (продолжение).
Работа с конструкцией дома и интерьером.
Создание собственного проекта (окончание).
Работа с интерьером. Редактирование проекта.
Представление созданных проектов. Обсуждение.
Голосование и выбор лучших проектов по
категориям.
итого
Колво часов
обще
теори
е
я
1
практик
а
1
1
1
3
1
8
1
1
1
3
1
7
Содержание учебного курса
Модуль «Файлы и папки (каталоги)» (2 часа) Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Файлы и папки.
Операции над файлами и папками.
Модуль «Создание текстов» на примере использования программ WordPad,
MS Word или подобных им.(9 часов)
Компьютерные программы для создания текстов. Клавиатура. Правила компьютерного
письма. Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор
текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита. Меню.
Панели инструментов (стандартная, форматирование). Ввод простейшего текста.
Сохранение файла.
Модуль «Создание печатных публикаций» на примере использования программы
MS Word или подобных ей.(6 часов)
Понятие печатных публикаций. Примеры публикаций. Программы для создания
публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Иллюстрации в
публикациях. Рисунки. Фотографии. Таблицы в публикациях. Схемы в публикациях.
Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений»
на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D» 8
часов)
Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и что в нем? Эскиз дома.
Порядок действий при создании проекта дома. Окна программы. Меню окна. Создаем
стены, окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение проекта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебнопрактическая
деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат
практические, поисковотворческие работы. Все виды практической деятельности в
программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и
компьютером как инструментом обработки информации.
Формы работы
фронтальная подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем
помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности
учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповая когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить
помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному
выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы
работы является ориентирование учеников на создание так называемых
минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Требования к подготовке школьников в 3 классе
Учащиеся будут знать:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера.
Учащиеся будут уметь:
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать и завершать компьютерные программы.
Учащиеся будут уметь:
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных
программ;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
при выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать
рисунок, предназначенный для какойлибо цели, и создавать его при помощи
компьютера.
Требования к подготовке школьников в 4 классе
Учащиеся будут знать:
что такое полное имя файла.
Учащиеся будут уметь:
создавать папки (каталоги)
удалять файлы и папки (каталоги)
копировать файлы и папки (каталоги)
перемещать файлы и папки (каталоги).
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и
редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового
документа;
составлять тексты, предназначенные для какойлибо цели, и создавать их при
помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Учащиеся будут уметь:
вставлять изображения в печатную публикацию создавать схемы и включать их в печатную публикацию
создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии,
схемы и таблицы;
составлять печатные публикации, предназначенные для какойлибо цели, и
создавать их при помощи компьютера.
искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых системах
искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых системах.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать, находить
нужную вам информацию и использовать её, например, при создании печатных или
электронных публикаций.
Литература для учащихся
1. Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса. – М.:
Баласс, 2008 г.
2. Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 4 класса. – М.:
Баласс, 2008 г.
3. Горячев А.В. конструктор мультфильмов «МультиПульти» справочник
практикум
4. Горячев А.В. конструктор игр справочникпрактикум
5. Горячев А.В. дизайнер интерьеров справочникпрактикум
6. Горячев А.В. графический редактор «Tuxpaint» справочникпрактикум
7. CD конструктор мультфильмов «МультиПульти», конструктор игр, дизайнер
интерьеров, графический редактор «Tuxpaint»
Литература для учителя
1. Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса. – М.:
Баласс, 2008 г.
2. Горячев А.В. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 4 класса. – М.:
Баласс, 2008 г.
3. Горячев А.В. конструктор мультфильмов «МультиПульти» справочник
практикум
4. Горячев А.В. конструктор игр справочникпрактикум
5. Горячев А.В. дизайнер интерьеров справочникпрактикум
6. Горячев А.В. графический редактор «Tuxpaint» справочникпрактикум
7. CD конструктор мультфильмов «МультиПульти», конструктор игр, дизайнер
интерьеров, графический редактор «Tuxpaint»
8. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое
пособие для учителей 14 классов.СанктПетербург, 2005 год
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Программа факультативного курса «Мой друг-компьютер» для 3-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.